Мед реформа в украине в 2017 году: Медицинская реформа в Украине — 2017

Содержание

Медицинская реформа в Украине — 2017

21.10.2017 3 949 2 Время на чтение: 14 мин.

Сегодня темой нашей статьи станет медицинская реформа в Украине — 2017, которая уже принята, утверждена, и вступит в силу с начала 2018 года. Поскольку она затрагивает немало финансовых аспектов, начиная от оплаты медицинских услуг, заканчивая принципами формирования заработка врачей, я думаю, будет полезно осветить все эти нововведения на сайте Финансовый гений.

Итак, медицинская реформа в Украине — 2017 преимущественно описана в законе «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарств» №6327, принятом Верховной Радой 19 октября 2017 года. Стоит отметить, что с момента первого чтения до принятия в данный закон было внесено много существенных изменений. Помимо этого закона есть и другие нормативные акты, регулирующие медицинскую реформу, но они еще находятся на рассмотрении, окончательно не приняты. Один из них (№6604) вносит поправки в Бюджетный кодекс, а другой (№7117) касается повышения качества медицинских услуг в сельской местности. Оба законопроекта на данный момент приняты в первом чтении.

В чем суть медицинской реформы в Украине? На что она повлияет? Давайте рассмотрим основные нововведения.

Медицинская реформа в Украине. Что изменится для пациентов?

Выбор врача. Каждый гражданин получает право самостоятельно выбирать себе семейного врача-терапевта, без привязки к конкретному медучреждению и месту регистрации. С выбранным врачом пациент заключает соглашение (декларацию о выборе врача), на основании которого получает от него бесплатную медицинскую помощь. Если в дальнейшем врач по каким-либо соображениям не устраивает пациента, он имеет право расторгнуть соглашение и поменять врача на любого другого. Это нововведение вступит в силу уже с 1 января 2018 года.

Платные и бесплатные услуги. Медицинская реформа в Украине предполагает, что все услуги больниц будут разделены на 2 категории: бесплатные (оплачиваемые государством) и платные (оплачиваемые пациентом). Первоначально планировалось, что будет и третья категория — частично платные (частично оплачиваемые пациентом, частично государством), но эту норму из закона исключили).

Вводится так называемый «гарантированный пакет» — перечень медицинских услуг и препаратов, которые гарантированно будут бесплатными. Планируется, что бесплатным будет оказание первой медицинской помощи, госпитализация по назначению врача, госпитализация и оказание помощи по беременности и родам, вызов скорой помощи, профилактика, лечение и диагностика болезней, лечение травм, консультации у семейного врача-терапевта, базовые анализы и т.д.

Платными будут, например, стоматологические услуги, услуги эстетической хирургии, услуги, предоставляемые по желанию больного (а не по назначению врача), сложные операции с применением лазерного оборудования и т.д. Причем, стоимость платных медицинских услуг будет одинаковой для всех регионов и государственных медучреждений, она будет устанавливаться централизовано.

При этом точный перечень бесплатных и платных услуг еще не утвержден. Данное нововведение полностью вступит в силу аж с 2020 года, и до этого момента еще будет прорабатываться.

Платные и бесплатные лекарства. Касательно бесплатных лекарств — еще ранее, в апреле 2017 года, утверждена программа «Доступные лекарства», в ней выделено 3 категории болезней, для лечения которых пациент имеет право приобрести препараты бесплатно или по сниженной цене. Это:

  • Сердечно-сосудистые заболевания;
  • Бронхиальная астма;
  • Сахарный диабет 2-го типа.

Для этого необходимо обратиться к своему семейному врачу, получить от него рецепт с указанием не конкретного препарата, а активного действующего вещества в нем, выбрать любое лекарство, содержащее это активное вещество и участвующее в программе (исходя из стоимости со скидкой или возможности получить бесплатно), выбрать аптеку, участвующую в программе, и обратиться туда с рецептом.

Сейчас в этот перечень входит 20 активно действующих препаратов и более 150 лекарств, планируется, что он будет расширен.

Медицинская реформа в Украине. Что изменится для врачей?

Медицинская реформа в Украине — 2017 существенно коснется и работы врачей, особенно — семейных врачей-терапевтов. Какие нововведения приняты в этом плане?

Прежде всего, исключается понятие «зарплата врача». Теперь врачи будут получать не заработную плату, а доход, размер которого будет определяться количеством обслуживаемых пациентов. А это количество, в свою очередь, напрямую будет зависеть от качества обслуживания, ведь каждый пациент, как я писал выше, вправе выбирать себе любого врача и менять его в любой момент.

Медицинская реформа предусматривает определение годовой стоимости обслуживания одного пациента. В 2018 году она составит 370 гривен, с 2019 года — 450 гривен. Обслуживание детей и пенсионеров будет тарифицироваться по повышенному тарифу. При этом устанавливается максимальный лимит — один врач имеет право заключать не более 2000 соглаше

Медицинская реформа в Украине: что изменится для украинцев

Что изменится для украинцев после запуска медицинской реформы.

Верховная Рада проголосовала за законопроект, необходимый для введения медицинской реформы. 

За проект закона «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарств» №6327 (автор Супрун) в целом проголосовали 240 депутатов.

Главное, что принесет реформа — это разделение медицинских услуги на два вида: полностью бесплатные и платные. Первый вариант законопроекта предусматривал третий вид — сооплату.

В первом чтении законопроект приняли 8 июня. Ко второму чтению проект заметно переделали. 

Два других законопроекта, один из которых вносит правки в Бюджетный кодекс (№6604, автор Кабмин), а второй — касается повышения доступности и качества медобслуживания в сельской местности (№7117, автор президент), были приняты в первом чтении.

Как заявила и.о. главы Минздрава Уляна Супрун, правки сделали из проекта «имитацию реформы».

Корреспондент.net разбирался, как медреформа изменит медицинское обслуживани украинцев.

 

Суть медреформы

Главные положения медицинской реформы:

— разделение на платные и бесплатные услуги;

— оплата за услуги и договорные отношения с медучреждениями;

— вводится понятие гарантированного пакета — это четкий объем обязательств государства касательно медуслуг и лекарств;

— независимый от поставщиков (больниц, местной власти, Минздрава) заказчик медицинских услуг — Национальная служба здоровья Украины;

— отсутствие привязки к месту регистрации;

— система e-Health, которая определит, сколько и какой больнице государство должно заплатить за оказанные услуги пациенту.

Что меняет медреформа в Украине

Медреформа будет внедряться поэтапно. На первом этапе — с 1 января 2018 года — реформа коснется только первичного звена медпомощи. То есть, для оказания медуслуг семейными врачами пациенты должны будут подписать с ними декларации. 

В 2018-2019 годах постепенно программа медгарантий будет внедряться на вторичном и третичном уровнях. Сначала работа программы будет опробована на пилотных проектах в отдельных медучреждениях, населенных пунктах или в регионах.

Полностью реформа на всех уровнях оказания медуслуг заработает только в 2020 году. До этого медучреждения, которые не перейдут на новые принципы финансирования, смогут получать субвенции на свою деятельность из государственного и местных бюджетов.

 

Кто, за что и сколько платит

Реформа предполагает несколько ключевых изменений, которые ощутят на себе украинцы уже в 2018-2019 года. В частности в Украине ежегодно будет приниматься «программа государственных гарантий медобслуживания населения» (программа медгарантий).

По факту, государство сформирует перечень бесплатных медицинских услуг, оплачиваемых из госбюджета. Также в этот список будут включены лекарства, бесплатно предоставляемые пациентам в медучреждениях.

Медреформа предполагает, что теперь в Украине будет два основных принципа оплаты медуслуг — или пациентом за счет собственных средств, или государством из госбюджета. 

В законопроекте говорится, что государством будут оплачиваться медицинские услуги, изделия и лекарства для профилактики, диагностики, лечения и реабилитации в связи с болезнями, травмами, отравлениями и патологическими состояниями, а также в связи с беременностью и родами.

Программа медгарантий будет ежегодно утверждаться вместе с госбюджетом на следующий год. В принятом законопроекте, за исключением медпомощи на первичном уровне и во время эпидемий, не указывается, какие именно услуги и лекарства будут бесплатными.

Однако говорится, что на них ежегодно Украина будет тратить из госбюджета сумму не менее пяти процентов от ВВП. Кроме того, бесплатными останутся экстренная и паллиативная медпомощь.

Государственные и коммунальные медучреждения смогут предоставлять и платные услуги, но в объеме не более 20 процентов от всех предоставленных услуг и только к завершению 2024 года.

Чтобы получить бесплатно услуги из программы медгарантий пациентам необходимо будет подписать либо с семейным врачом, либо с терапевтом или педиатром «декларацию о выборе врача».

По сути, это будет договор об оказании медуслуг. При выборе доктора не будет иметь значение место регистрации пациента. Кроме того, врачу будет запрещено отказываться от декларации из-за наличия у пациента какого-либо хронического заболевания, его возраста, пола, социального статуса или материального состояния.

Только этот врач имеет право выдать пациенту направление на оказания услуг на вторичном или третичном уровне бесплатно, если эти услуги входят в программу медгарантий. 

СМИ опубликовали примерные расценки полностью платных медицинских услуг:

 

Кроме того, пациент должен проходить профилактические медосмотры в порядке, установленном Министерством охраны здоровья, выполнять предписания врача и соблюдать правила внутреннего распорядка медучреждения.

 

Перемены для врачей

Законопроект предусматривает, что зарплата врачей составляет по меньшей мере 250 процентов от средней зарплаты в Украине за июль прошлого года.

В этом году средняя зарплата составила 7 360 гривен, зарплаты врачей в следующем году могут составить от 18 400 гривен.

Также вводится принцип «деньги за пациентом». За каждого пациента врачу заплатят в среднем 370 гривен в год.

В скорой помощи не будет врачей / Getty

В бригаду скорой помощи войдут только парамедики. От нынешней бригады скорой помощи они отличаются «сокращенным» уровнем подготовки. 

Ранее Супрун поясняла, что сперва на парамедиков переучат фельдшеров, которые сейчас работают в бригадах скорой. «Это программа длительностью в один месяц», — заявила Супрун. В будущем парамедиков станут готовить с нуля за три года.

 

Медицина в селе

Отдельным документом Верховая Рада проголосовала за президентскую инициативу об улучшении качества медуслуг в сельской местности.

Согласно ей, Кабмин теперь обязан предусмотреть в госбюджете средства для обеспечения сельских медучреждений оборудованием и транспортом для обслуживания сельского населения.

Среди прочего, должны будут закупаться современные компьютеры и телекоммуникационные технологии, чтобы врачи, не выезжая в села, могли оказать онлайн-консультацию пациентам.

Кроме того, планируется приобретаться портативные диагностические средства для сбора и передачи информации о состоянии организма пациента, мини-лаборатории для взятия анализов и т.д.

Медреформа в Украине / Getty

Также предусмотрена закупка авиационных, водных, автомобильных специальных санитарных транспортных средств, в том числе оборудованными реанимационными средствами.

Закон об улучшении медпомощи на селе вступает в силу на следующий день после опубликования.

все, что нужно знать / НВ

19 октября 2017, 17:55

Цей матеріал також доступний українською

19 октября Верховная Рада поддержала во втором чтении и в целом медицинскую реформу

За законопроект о государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств (№6327) проголосовали 240 народных депутатов.

В первом чтении нардепы поддержали медицинскую реформу в Украине еще 8 июня.

Незадолго до этого, 2 июня, Национальный Совет реформ поддержал реформу медицины и рекомендовал Верховной Раде Украины определить пациентские законопроекты Минздрава как безотлагательные.

Законопроекты, запускающие реформу здравоохранения, парламент должен был рассмотреть еще 18 мая, но тогда Рада проигнорировала их — в сессионном зале не хватило голосов для их включения в повестку дня.

НВ узнало, в чем заключается суть медицинской реформы в Украине, запуска которой ожидают в ближайшие годы.

Принцип «деньги ходят за пациентом»

Медицинская реформа предполагает внедрение в медицину принципа «деньги ходят за пациентом», то есть государство будет платить больницам и врачам за оказанные конкретным пациентам медицинские услуги, а не за «содержание коек». Так, за каждого пациента, который подписал с ним договор, семейный врач будет получать 210 гривен в год.

Понятие «государственного гарантированного пакета»

Медицинская реформа предусматривает внедрение понятия «государственного гарантированного пакета» — определенного объема медицинских услуг и лекарственных средств, которые государство обязуется оплачивать по заранее установленным тарифам. Тарифы каждый год будет утверждать правительство.

При этом 100% покрытия стоимости медицинских услуг и лекарств государство гарантирует

  • в случае получения пациентом экстренной медицинской помощи, например, при сердечном приступе, переломе, какой-либо угрозе жизни;
  • при получении пациентом первичной медицинской помощи у семейного врача;
  • при получении неизлечимыми пациентами паллиативной помощи (государство обязуется оплачивать необходимое количество обезболивающих препаратов).
Введение тарифа совместной оплаты

При частичном покрытии государством расходов на медицинскую помощь, вводится тариф совместной оплаты, который будет устанавливаться Кабмином, и за пределами которого взимание платы будет запрещено.

В случае совместной оплаты медицинские услуги могут частично оплачиваться самими пациентами, либо за счет других источников, таких как обязательная социальная медицинская страховка, добровольная медицинская страховка или средства местных бюджетов.

При этом некоторые медицинские услуги пациенты должны будут оплачивать самостоятельно (например, пластические операции для омоложения).

Создание Национальной службы здоровья

Медицинская реформа предполагает создание нового органа исполнительной власти — Национальной службы здоровья.

Минздрав предлагает, чтобы эта служба единолично выполняла функции оплаты, контроля и выбора медицинских услуг.

Эта служба должна также будет заключать договора о медицинском обслуживании населения в рамках гарантированного государством пакета с учреждениями здравоохранения любой формы собственности и физическими лицами-предпринимателями.

Постепенное внедрение государственных финансовых гарантий

Предполагается, что государственные финансовые гарантии будут внедряться постепенно: с января 2018 года на первичном уровне и до 2020 года на других уровнях.

Дополнительные финансовые гарантии для участников АТО

Медицинская реформа предполагает дополнительные финансовые гарантии государства на медицинское обслуживание для участников антитеррористической операции на Донбассе. Государство обязуется полностью оплачивать их лечение.


Для участников АТО предусмотрены дополнительные финансовые гарантии государства


Сохранение существующих льгот

Медицинская реформа предполагает сохранение уже существующих льгот в сфере медицинского обслуживания.


По материалам: Hromadske, likar.info, Підтримай медреформу: законопроекти 6327, 6329 via Facebook.

НВ

В Украине приняли реформу медицины

Анна Лаба, РИА Новости Украина

Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект №6327 о государственных финансовых гарантиях в медицине. «За» проголосовали 240 народных депутатов.

Проектом вводится понятие «программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения», которая определяет перечень и объем медицинских услуг и лекарственных средств, полную оплату предоставления которых пациентам государство гарантирует за счет средств госбюджета согласно тарифу.

Правительство каждый год будет определять, какие медуслуги покроет госбюджет, а за что заплатит пациент. Программу ежегодно будет пересматривать Минздрав и согласовывать Кабмин. Но принимать ее будет Верховная Рада во время рассмотрения госбюджета. Медуслуги, которые не попадут в программу, оплачиваться не будут. 

Саму работу врачей и больниц будут финансировать по принципу «деньги ходят за пациентом». Медучреждения будут получать от государства деньги за услуги, которые они оказали пациентам. Для этого Минздрав создаст тариф на каждую медуслугу. Он будет одинаковым по всей стране. По этому тарифу государство будет рассчитываться с больницами.  Платить больницам будет Национальная служба здоровья.

Больницы должны будут подписывать с пациентами договор о предоставлении медуслуг. Соглашение может быть в письменной или электронной форме. В условиях договора будут указаны перечень и объем медуслуг и лекарств, которые пациент может получить бесплатно, права и обязанности пациента и больницы. При этом пациент может выбрать любую больницу, независимо от прописки. 

Теперь украинцы должны выбрать себе семейного врача, терапевта или педиатра и подписать с ним декларацию. Зарплата врача будет зависеть от количества пациентов и подписанных контрактов. Государство в среднем будет платить доктору за одного пациента 370 гривен в год (а с 2019 года – 450 гривен). Таких пациентов у врача может быть не более двух тысяч. При этом на детей до пяти лет и пенсионеров тариф будет выше.

Читайте также: Из Днепра: медфирмы могут получить право торговать органами умерших

Получать бесплатные медуслуги пациент сможет только по направлению своего врача. В Минздраве отмечают, что в первичной медицине для пациентов бесплатными останутся общий анализ крови, анализ крови на глюкозу, на общий холестерин, анализ мочи, общий анализ мочи, а также быстрые тесты на ВИЧ, вирусный гепатит, сифилис. Платными будут пластическая хирургия и стоматология.

Бесплатными для украинцев останутся услуги: 

— экстренной медицинской помощи;

— первичной медицинской помощи;

— вторичной (специализированной) медицинской помощи;

— третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи;

— паллиативной медицинской помощи;

— медицинской реабилитации;

— медицинской помощи детям до 16 лет;

— медицинской помощи в связи с беременностью и родами.

Последних трех пунктов не было в изначальной версии законопроекта, которую подавали к первому чтению. 

Минздрав ранее предлагал ввести сооплату, чтобы за часть медуслуг украинцы доплачивали из своего кармана. Ко второму чтению эту норму из законопроекта исключили. Однако, учитывая, что депутаты три дня рассматривали поправки, а во время обсуждения перед голосованием нардеп Ирина Сысоенко с голоса назвала учтённые поправки, закон с этими озвученными правками проголосовали пакетом. Теперь не ясно, какова конечная редакция законопроекта. Теперь нужно чтоб аппарат парламента расшифровал трехдневную стенограмму и подготовил окончательную редакцию принятого закона.

Чем больше больница примет пациентов, тем больше ей заплатит государство.

По мнению оппонентов «реформы Супрун»,  подобными действиями государство обрекает большинство населения на вымирание. Предварительные расценки на медицинские услуги по сооплате шокируют: после принятия законопроектов министерства люди будут вынуждены платить от 100 000 гривен и более за  высококвалифицированную медицинскую помощь и операции…  

Представители медицинского профессионального сообщества и специалисты уверены, что единственная цель «медреформы» от Минздрава — забрать у общин 100 миллиардов гривен, сконцентрировать их в одних руках и затем разворовать.

PHILIPPE HUGUEN / AFP

«Сегодня — черный день в истории украинского народа. Верховная Рада, приняв так называемую «медреформу» от Минздрава, узаконила и дала старт физическому уничтожению миллионов социально незащищенных людей. Большая часть украинцев будет лишена доступа к высокоспециализированной полноценной медицинской помощи сразу после того, как начнет действовать этот закон.

После длительной кампании, которая включала в себя черный пиар, запугивания, подковерные договоренности и откровенную ложь, лоббистам все же удалось протолкнуть позорный закон, который лишает миллионы социально незащищенных людей возможности лечиться, возможности выжить….

Следствием этого решения станет закрытие больниц, сокращения врачей, ликвидация скорой помощи, исчезновение сельской медицины и ужасные цены на лечение тяжелых болезней, которые измеряются сотнями тысяч гривен», — написала на своей странице в Facebook глава профильного парламентского комитета Ольга Богомолец.

Медведчук: реформа на Украине уничтожила бесплатную медицину

https://ria.ru/20191006/1559488503.html

Медведчук: реформа на Украине уничтожила бесплатную медицину

Глава политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктор Медведчук считает, что медицинская реформа, которую начали прежние власти Украины,… РИА Новости, 06.10.2019

2019-10-06T17:38

2019-10-06T17:38

2019-10-06T17:38

виктор медведчук

министерство здравоохранения украины (минздрав украины)

украина

медицина

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn24.img.ria.ru/images/155666/40/1556664061_0:239:2791:1809_1400x0_80_0_0_82cde976f0a3a0ec3fb572c119c6853a.jpg

<strong>МОСКВА, 6 окт — РИА Новости.</strong> Глава политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктор Медведчук считает, что медицинская реформа, которую начали прежние власти Украины, уничтожила конституционное право человека на бесплатное медицинское обслуживание.Он отметил, что партия «Оппозиционная платформа — За жизнь» подала законопроект об отмене медицинской реформы.Ранее партия заявляла, что здравоохранение Украины под руководством исполняющей обязанности главы минздрава Ульяны Супрун пришло в упадок.Эксперты называли предыдущую Раду худшим парламентом в истории Украины, пенсионная, медицинская и образовательная реформы дали негативный социально-экономический результат, а гуманитарная реформа спровоцировала конфликт в обществе.

https://ria.ru/20190904/1558284327.html

украина

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn21.img.ria.ru/images/155666/40/1556664061_31:0:2760:2047_1400x0_80_0_0_7038e2c02c518fc09be9d412619918fd.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

виктор медведчук, министерство здравоохранения украины (минздрав украины), украина, медицина

МОСКВА, 6 окт — РИА Новости. Глава политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктор Медведчук считает, что медицинская реформа, которую начали прежние власти Украины, уничтожила конституционное право человека на бесплатное медицинское обслуживание.

«Современная», «суперпрогрессивная» медицинская реформа, которую начала прежняя власть, уничтожила конституционное право человека на бесплатное медицинское обслуживание», — написал Медведчук на своей странице в Twitter в воскресенье.

Он отметил, что партия «Оппозиционная платформа — За жизнь» подала законопроект об отмене медицинской реформы.

Ранее партия заявляла, что здравоохранение Украины под руководством исполняющей обязанности главы минздрава Ульяны Супрун пришло в упадок.

Эксперты называли предыдущую Раду худшим парламентом в истории Украины, пенсионная, медицинская и образовательная реформы дали негативный социально-экономический результат, а гуманитарная реформа спровоцировала конфликт в обществе.

4 сентября 2019, 12:59

Минздрав Украины намерен заняться увеличением продолжительности жизни

Медицинская реформа по-украински: за все придется платить — 08.06.2017

Сегодня депутаты Верховной Рады после нескольких попыток и переголосований таки приняли в первом чтении законопроект №6327 «Про государственные финансовые гарантии предоставления медицинских услуг и лекарственных препаратов». До этого другой законопроект №6329 «О внесении изменений в государственный бюджет Украины о финансировании охраны здоровья» депутаты провалили. Но мало сомнений в том, что власть продавит через парламент и его.

Что предусматривает медицинская реформа

В поддержку очередных «реформаторских» инициатив работает мощная информационная кампания — в социальной сети Facebook набрал обороты флешмоб с хештегом «требую медреформу», где люди делились историями, представлявшими в негативном свете украинскую медицину, полагая, что предложенная Супрун реформа поможет исправить недостатки существующей системы и подкрепляя это красивыми картинками. Кроме того, на принятии медицинской реформы настаивал и президент Петр Порошенко, сделавший заявление о необходимости позитивного голосования в парламенте по этому вопросу, во время Национального совета реформ 2 июня.

Основной новацией является витиеватая формулировка «создание пакета гарантированных государством медицинских услуг». Из государственного бюджета предлагается оплачивать только первичную медицинскую помощь, а также экстренную и превентивную (направленную на предупреждение заболевания). Что касается специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи, являющуюся самой дорогой, то за нее пациентам придется доплачивать часть ее стоимости. Правда, где заканчиваются границы «гарантированного» пакета и начинается «специализированная» в документах не указано.

Это, как и принцип тарификации платных услуг, будет определяться постановлениями Кабмина при чем его еще могут ежегодно менять. Если реформа будет введена в действие, большая часть медицинских услуг станет платными для всех, кроме ветеранов АТО, что противоречит 49 статье Конституции Украины о праве граждан на бесплатную медпомощь. К примеру, роды станут платными, если они плановые и не представляют угрозы для жизни женщины, платить придется за консультации узкопрофильных специалистов (офтальмологи и другие). Оплачивать, вероятно, придется все лабораторные анализы и обследования, а это весьма больно ударит по карманам граждан Украины.

Изменения претерпит система больниц, которые разделят на три категории. Первый — семейные амбулатории, которые должны сменить обычные поликлиники. Второй — специализированные (различные лабораторные исследования и стационары), третий — узкоспециализированные. Предполагается создать электронную систему записи к врачам, где людям предоставят выбор специалиста.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Медицинская реформа отправит украинцев к знахаркам

Для распределения бюджетных средств, выделяемых на медицину, будет создан новый орган — Национальная служба здоровья Украины, подчиняющаяся Минздраву. Ее функциями будут являться государственные закупки, контроль над гарантированным объемом медуслуг, оказываемым как государственными, так и частными врачами. Она будет подписывать соглашения со всеми медицинскими учреждениями первой категории. Интересно, что данной структуре будут отданы средства медицинской субвенции, направляемой в регионы, то есть деньги изымут из местных бюджетов. Это входит в диссонанс с провозглашенной ранее политикой децентрализации. И противники реформы справедливо указывают на то, что многие местные больницы могут закрыться из-за отсутствия финансирования.

В рамках семейных амбулаторий будет введен принцип «деньги идут» за пациентом: если человек прописан в одном городе, а живет в другом, то деньги будут идти в ту амбулаторию, куда ходит конкретный пациент. А оплата врачей будет зависеть от количества пациентов, которые обратились к конкретному врачу, но, опять же, конкретных расчетов зарплаты в министерстве не предоставили.

Еще одним новшеством является введение лечения на основании «клинических протоколов», являющихся зарубежной практикой. Эти протоколы позволяют врачам не выкладываться на полную катушку для помощи пациентам. К примеру, врач будет не обязан являться на дом к пациенту, и решение о посещении больного он будет принимать самостоятельно, основываясь на его жалобах.

По задумке инициаторов, медреформа должна являться шагом к созданию страховой медицины, однако конкретные механизмы реализации этого в законопроектах нет, какие-либо слова о медицинской страховке отсутствуют вообще.

Критика реформы

Главный аргумент сторонников реформы — мол, уберется коррупционная составляющая и перестанут платить «в карман» недобросовестным врачам. Медицина получит достойное финансирование, лекарства будут закупаться в нужных объемах и в срок, больницы будут переоборудованы, а зарплаты врачей значительно вырастут. Эти постулаты воспринимаются ими как само собой разумеющееся, ведь должно вырасти качество всех медицинских услуг. Однако такие утверждения не подкреплены конкретными расчетами.

В свою очередь, противники реформы говорят о снижении доступности медицины для населения, которое и еле сводит концы с концами при тяжести коммунальных тарифов и постоянно возрастающих цен.

«Правительственной медицинской «реформой» вопреки статье 49 Конституции Украины, скрыто вводится платная медицина, вводится совместное финансирование медпомощи гражданином и государством, доля каждого не определена. Вопреки декларируемой децентрализации законопроектами устанавливается жесткая централизация средств на финансирование медицинской отрасли, лишает местные общины влияния на обеспечение оказания медицинской помощи гражданам. Предполагается создание Национальной службы здоровья, которая монопольно будет регулировать деятельность медицинских учреждений и распоряжаться средствами (порядка 70 млрд). Принятие этих законопроектов сделает невозможным получение малообеспеченными гражданами медицинских услуг и лекарственных средств, связанных с предоставлением специализированной медицинской помощи», — написал у себя на странице в Facebook эксперт Андрей Павловский.

В оппозиции к планам «реформаторов» и бывший Министр здравоохранения в правительстве Яценюка, ныне народный депутат Олег Мусий. По его мнению, правительственные законопроекты пронизаны коррупцией и принимаются непрозрачно, а их принятие приведет к лишению граждан возможности получения медпомощи.

«Этот законопроект должен называться «О полном лишении граждан Украины финансовых гарантий получения медпомощи». Это настоящий геноцид, поэтому документ нужно отклонять. Да проблемы есть, люди вынуждены покупать лекарства, врачи берут «благодарность», а временами не берут. После принятия законопроекта, двери учреждений охраны здоровья закроются, люди просто будут лишены возможности находиться в учреждении», — считает Мусий.

Таким образом, предполагаемые выгоды от принятия данных законопроектов весьма и весьма сомнительны. Правительственная реформа здравоохранения ликвидирует бесплатную медицину, и, снижая ее доступность, больно бьёт по кошелькам украинцев.

нововведения в 2017 году / Новости Житомира / Общество

В конце декабря и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун рассказала о запланированной реформе и что будет сделано в ближайшее время. C 1 января начались изменения первичного звена медпомощи, до 1 июля 2017 украинцы должны найти своего семейного врача и заключить с ним договор.

В то же время, как все это будет работать, несмотря на объяснения заместителей министра и самой Ульяны Супрун, не до конца понятно. Поэтому неудивительно, что у журналистов и читателей оказалось так много вопросов, на которые любезно согласилась ответить Ульяна Супрун.
 



— Что главное в вашей реформе? Уменьшить расходные статьи в бюджете?

— Главная цель нашей медицинской реформы — обеспечение равного доступа к качественным медицинским услугам каждому украинцу. Наши усилия направлены на то, чтобы пациенты получали необходимое лечение и профилактику, чтобы избежать болезней в будущем.

Мы не уменьшаем расходные статьи. Наоборот расходы из госбюджета на сферу здравоохранения растут. В 2017 году они увеличились на 18% по сравнению с прошлым годом.

Важно за имеющиеся деньги предоставить более качественное обслуживание и здоровье украинцам. И мы знаем, что это можно сделать, более эффективно используя имеющиеся ресурсы. Нужно создать условия, при которых имеющиеся деньги будут приносить максимальный результат для пациента.

Мир не стоит на месте. И нужно усваивать лучшие образцы мировой практики, модели, которые действуют в мире. Мы не должны оглядываться на прошлое и подстраиваться под достижения первых десятилетий СССР, когда была совсем другая ситуация.

 — Скажите, пожалуйста, почему система Семашко вас не устраивает? Объясните, чем она плоха?

— Эта модель не сосредоточена на собственном пациенте, а направлена на содержание большого количества медучреждений, слабо учитывает реальные потребности.

По количеству койкомест мы уверенно лидируем в Европе, уступаем только Беларуси. По моему глубокому убеждению, пациенты в лечебных учреждениях должны не занимать койкоместа, а получать надлежащее лечение. А именно на него денег уже не хватает.

Еще одним недостатком является нерациональное использование рабочего времени врачей.

Но не будем говорить об абстрактных вещах! Ярким примером достижений системы Семашко, упоминание о котором бросает в холодный пот каждого украинца, есть поликлиника, какая она есть сейчас — километровые очереди в поликлиниках и осознание потраченного времени.

 — Действительно ли много пациентов, довольных тем, как все работает сейчас?

— Система сосредоточена не на качестве, а на количестве. Мы выступаем за переход к модели, которая будет гарантировать контроль качества системы здравоохранения.

—В чем заключается ответственность врача?

— В январе будет утвержден стандарт, в котором будет четко описано: что должен делать врач; что входит в перечень его обязанностей; спектр диагностических процедур, анализов, которые относятся к сфере первичной помощи, гарантированной государством.

Ответственность врача будет заключаться в соблюдении стандарта предоставления услуг. Пациент в свою очередь будет ответственным за соблюдение назначений врача.

 — Какая рейтинговая система существует для оценки деятельности врача? Если ее не существует, планируется ли ее создание?

— Как не странно, но принцип «сарафанного радио» очень жизнеспособный. Ведь сейчас им пользуются многие пациенты, когда знакомые, родные делятся информацией о хороших специалистах.

На частном рынке существует много сайтов с рейтингами врачей, где можно найти исчерпывающую информацию о каждом специалисте, а также отзывы пациентов. Со временем появятся подобные сервисы с информацией о семейных врачах.

Все врачи, которые будут работать по контракту с Национальной службой здоровья Украины, будут доступны в единой открытой электронной базе, привязанной к карте.

 — Где находится список врачей, среди которых можно выбирать? Как поменять семейного врача, после даты N, если он тебе не понравился? Как часто можно менять семейного врача в течение года? К кому обращаться по этому поводу? Надо ли писать заявление и на чье имя?

— Сменить врача можно будет, только обратившись к другому специалисту и во время приема заключив новый договор.

Будет работать электронная система, которая предусматривает, что с заключением нового договора в тот же момент предварительный договор теряет силу.

Если человек имеет основания сменить врача, то ему необязательно идти к нему лично, чтобы разорвать соглашение.

С введением электронного реестра пациентов это можно будет делать как угодно часто. Процедура такая же, как при заключении первого договора. Нужно будет обратиться с документом, удостоверяющим личность. Это можно делать в кабинете врача или онлайн, а затем заверить подписями.

 — Кто будет выдавать больничные?

— Семейные врачи будут выдавать больничные листы, направления, рецепты на лекарства, которые подпадают под программу реимбурсации (возмещения стоимости от государства), и любые медицинские справки.

 — Если врач в отпуске или на больничном, получается, нужно будет ждать или обращаться в частную клинику?

— При заключении договора с учреждением и Национальной службой здоровья заведение должно четко прописать механизмы, куда обращаться пациенту, если его врач в отпуске, на учебе или на больничном.

Пациент четко должен знать: кто окажет ему медицинскую помощь в случае необходимости, это будет врач в этом заведении или в другом, по какому именно адресу, а также куда обратиться ночью.

Врач не может отказаться от пациента на этапе записи. Однако он сможет это сделать в дальнейшем при наличии веских оснований, таких как: невыполнение назначений врача, несоблюдение рекомендаций и отказ от обследований.

 — Что делать, если выбранный врач отказывается принимать пациента? Если пациент подозревает, что его лечат не по протоколам, кто будет контролировать качество оказания медицинских услуг?

— Контролировать качество предоставления медицинских услуг будет Национальная служба здоровья, которая заключает договор с врачом. Поскольку стандарт услуги гарантирует государство, поэтому услуги будут предоставляться согласно медицинских протоколов лечения.

Если, например, врач прописывает пациенту антибиотики, которые не соответствуют медицинским протоколам, об этом сразу узнает Национальная служба здоровья. Будет действовать электронная система, где будет информация о назначении врача. Департамент в Национальной службе здоровья Украины, осуществляющий проверку, выявит и зафиксирует нарушение.

 — Что означают 210 грн в год на пациента?

— Пациент выбирает врача, а за медицинские услуги платит государство. 210 грн — это государственный тариф, который предусматривает годовое обслуживание одного пациента. Такой тариф позволяет обеспечить врача и финансово стимулировать уход за всеми пациентами, с которыми заключен договор.

Следует подчеркнуть, что это не накопительная система. Пациенту не следует бояться, что эта сумма в 210 грн может иссякнуть во время первого же визита и в дальнейшем придется платить. За услуги, входящие в гарантированный пакет, никаких дополнительных средств не нужно.

Это страховая система. Граждане вносят взносы в общее налогообложение в соответствии с возможностями, а медицинскую помощь будут получать в соответствии с потребностями.

В январе будет утвержден стандарт, где будет четко прописано, что входит в стандарт помощи, который обеспечивается государственными тарифами. Информация будет доступна в интернете. Каждый пациент сможет ознакомиться самостоятельно, или ему расскажет врач.

«Українська правда. Життя»



Уляна Супрун: «Пацієнт буде бачити різницю у тому, що не буде платити за кожну річ, коли він йде у лікарню»

Реформа здравоохранения в Украине под натиском старых мафиозных кланов Евромайдан Пресс

И.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун во время посещения областной больницы. Фото: fb.com/ulanasuprun

Автор статьи: Аля Шандра

Здравоохранение в Украине — парадокс. С одной стороны, страна выпустила всемирно известных хирургов, таких как Николай Амосов, и является местом получения медицинского образования для студентов из Центральной и Западной Азии, Китая и Африки.С другой стороны, продолжительность жизни в Украине на 11 лет ниже среднего уровня ЕС, в больницах используется оборудование, которое не обновлялось уже полвека, и, несмотря на номинально бесплатное здравоохранение, вы вряд ли получите качественное лечение без взяток. Ваш путь — порой непреодолимое препятствие для 58% населения, живущего за чертой бедности.

Кимиао Фан, региональный директор Всемирного банка в Украине, назвал « неэффективное распределение и использование ресурсов, десятилетия упущенных инвестиций и безудержную коррупцию в секторе » проблемами, которые Украина должна решить, чтобы предоставить своим гражданам медицинское обслуживание, которого они заслуживают.При среднемесячной заработной плате в размере 110 долларов США (по сравнению с 8250 долларами в Германии), только 2,8% ВВП направляется на здравоохранение (по сравнению с 6-8% в ЕС), а также устаревшей советской системе документооборота и финансирования пустых больничных коек , украинский медицинский сектор не удовлетворяет ни пациентов, ни врачей.

Можно спросить, как украинская система здравоохранения даже удержалась на плаву с таким маленьким финансированием и смешными зарплатами людям, которые несут ответственность за жизни других и чья профессия требует десятилетнего обучения.Как указано в статье The Guardian под названием Добро пожаловать в самую коррумпированную страну Европы, денежных вливаний в виде взяток и неофициальных выплат пациентам покрыли часть дефицита.

Но деньги вымогали не только у больных. Скрытые схемы доения государственного бюджета через тендеры на поставку медицинских препаратов , в которых компании с конфликтующими интересами снабжали государственные учреждения материалами по завышенным ценам, обогащали медицинских боссов и политиков — все за счет пациентов, страдающих от нехватки лекарств, которые должны поставляться государством, от лекарств для лечения рака до вакцин.

Окно возможностей

Ульяна Супрун, и.о. министра здравоохранения Украины, в футболке Patriot Defense

После революции Евромайдана у Украины появилась возможность, наконец, модернизировать свою медицинскую систему. Руководители Минздрава часто менялись после 2014 года, но долгожданные перемены не наступили так быстро, пока в июле 2016 года эту должность не заняла Ульяна Супрун . Эта должность оставалась вакантной на четыре месяца после назначения руководителя. новый премьер-министр Гройсман и, как сообщается, 15 кандидатов отказались от этой должности, испугавшись сложности своего кабинета и тяжелой ситуации в секторе здравоохранения в целом.

Доктор Супрун, врач украинского происхождения, получивший образование в США, работал в Украине с 2013 года, сначала в медицинской службе Евромайдана, а затем в организации Patriot Defense, инициативы по предоставлению стандартных аптечек НАТО и обучению их использованию. их в разношерстную украинскую армию, которая сражалась против поддерживаемых Россией сепаратистов на востоке Украины после того, как Россия оккупировала Крым в марте 2014 года. После назначения исполняющим обязанности министра здравоохранения по просьбе президента Порошенко Супрун изложил план, чтобы дать толчок переходу сектора здравоохранения Украины к современности при этом основными направлениями являются переход к системе медицинского страхования, финансирование пациентов, а не больничных коек, а также развитие профилактической медицины и практики семейных врачей.

Работа, которую ее команде удалось проделать за 6 месяцев, была в целом хорошо принята: украинское издание NV включило реформу здравоохранения в « 10 уверенных побед » Украины в 2016 году перед Новым годом.

Новогоднее нападение на новую команду Минздрава

Борис Тодуров — первый украинский хирург, успешно перенесший трансплантацию сердца от донора. Фото: nv.ua

Однако в первые дни Нового года разразился скандал, когда известный хирург и директор Института сердца Борис Тодуров выдвинул ряд обвинений в адрес нового коллектива Минздрава на своей странице в Facebook (основной инструмент политической дискуссии в Украине) обвиняя его в «тысячах смертей украинцев » из-за некомпетентности.В частности, Тодуров публично обвинил Минздрав в срыве закупки основных лекарств, необходимых его институту, и блокировке открытия двух новых филиалов своего учреждения.

Министерство ответило, что на самом деле никакие инициативы не были заблокированы, и что в этом году все фармацевтические препараты для Института сердца будут закуплены международными организациями — нововведение реформы с января 2016 года, которое было расценено как шаг к победе над фармаафией Украины. один из главных коррупционеров в сфере здравоохранения.Планируется, что международная организация Crown Agents займется закупками Украины в 2017 году.

Конфликт усиливался с каждым днем, все больше и больше людей присоединялись к каждой стороне. Среди нападающих новой команды были такие прокремлевские политики, как Виктор Медведчук , чье дитя — крестница Владимира Путина, скандальный Оппозиционный блок (преемник Партии регионов свергнутого президента Януковича), депутат Вадим Рабинович , опальный Янукович, премьер Николай Азаров , открыто заявивший о создании параллельного украинского правительства в изгнании, депутат от оппозиционного Блока и бывший вице-премьер Януковича Александр Вилкул .Их обвинения, такие как предполагаемая министерством «политика преднамеренного уничтожения граждан », были яростно распространены отдельными СМИ и размножались в Facebook.

Кампания выглядит согласованной атакой. Центр противодействия коррупции проанализировал ключевых участников информационной кампании и пришел к выводу, что сообщения распространялись в первую очередь через каналы СМИ, близкие к Оппозиционному блоку, преемнику Партии регионов Януковича и пророссийским политикам.Остальные торговые точки имели сбалансированное покрытие. Традиционные критики власти, такие как Батькивщина, в нападениях не участвовали.

17 января известные врачи провели пресс-конференцию на тему «Кто виноват в катастрофе в отечественном здравоохранении?», Обвинив новую команду Минздрава в том, что они провалили поле и не смогли закупить необходимые лекарства через международные организации. На следующий день был вызван парламентский комитет по здравоохранению, чтобы инициировать увольнение доктора Ф.Супрун. Ему не удалось получить кворум из-за сильного сопротивления со стороны гражданского общества, медицинских работников и широкой общественности.

Тем временем в социальных сетях появилось движение #SupportTeamSuprun. По словам депутата Виктории Войцицкой, на команду реформаторов оказывают сильное давление те, кто хочет сохранить коррупционные схемы и защитить свои финансовые потоки в медицинском секторе. Премьер-министр Гройсман также вступился за Супруна, назвав новую команду «неподкупной». Такие деятели гражданского общества, как Реанимационный пакет реформ и Пациенты Украины, также твердо поддержали Супруна.

Фармацевтическая мафия наносит ответный удар

Дарья Каленюк (вторая слева), ныне глава исполнительного директора Центра противодействия коррупции, и Ольга Стефанишина (третья слева), исполнительный директор общественной организации «Пациенты Украины», протестуют против невыполнения государственных закупок лекарственных средств в 2014 г.

На Ольга Стефанишина , исполнительный директор НПО « Пациенты Украины », которая занимается надзором за государственными медицинскими закупками, эта кампания далеко не случайна: система международных закупок подверглась жестокой атаке со стороны групп, ранее контролировавших тендер. рынок в течение всего 2016 года.« Это запланированная кампания по возвращению старых схем Минздрава на 2014–2015 годы, когда закупки осуществлялись через коррумпированные механизмы », — сказала она NV.

Одним из участников этих схем является компания Людмила Фарм, , которая вместе с Халафарм являются основными поставщиками медицинских препаратов для Института сердца Тодурова . При Януковиче Людмила Фарм выиграла большинство государственных тендеров с ценами на 20-40% выше их реальной стоимости, по которым СГБ возбудила уголовное дело в 2015 году.Сегодня эта компания является одним из яростных противников международных закупок, но остается ведущим поставщиком для Heart Institute .

Александра Устинова , член правления Антикоррупционного центра, подчеркивает, что большинство критикующих реформы сегодня — это люди, годами проработавшие на руководящих должностях, поддерживающие существующую систему манипуляций с государственными тендерами.

« Средняя экономия от международных закупок только по семи программам составила 40% в 2016 году; представьте, сколько будет сэкономлено в 2017 году.Все увидят, сколько на самом деле было украдено и воруют », — сказала Устинова.

По словам Устиновой, коррупция проникает в украинскую медицинскую систему также через частные клиники, арендующие помещения на территории государственных больниц. Alfa Medica — одна из таких компаний, расположенная на территории Кардиологического института имени Тодурова. Частная реабилитационная клиника предлагает услуги по ценам, намного превышающим средние — например, процедура стентирования сердца обходится государству в 350-620 долларов, а Alfa Medica — в 1800 долларов.Эти услуги закупают государственные медицинские учреждения, в том числе те, на базе которых Тодуров хотел открыть филиалы своего института. Структура собственности клиники (включая одну клинику клонов с аналогичным названием) чрезвычайно сложна, но ограничивается семьями политиков, связанных с Януковичем. Другие компании, поставляющие Heart Institute лекарства, которые стоят вдвое дороже, чем должны, связаны с семьей Тодурова, как выяснила Устинова в подробном расследовании «Украинской правды».

Предыдущие лица, принимавшие решения, чья монополия была нарушена, являются еще одним вектором противодействия реформе здравоохранения. Одним из таких людей является Владимир Козявкин, автор уникального метода реабилитации, который, однако, имел монополию на реабилитацию детей в Украине в своей клинике с завышенными ценами на проживание и выплатой роялти от государства.

«Действительно бедная система существует. Действительно есть врачи, спасающие жизни людей за гроши.И есть феодальная система тех, кто пожинает плоды и не хочет их терять.

« Так и разразился скандал. Кроме того, система просто не принимает новых людей. Мировоззрения разные. Старые используют для выхода из ситуации, что сейчас невозможно », — резюмирует Устинова.

Проблемы со связью?

Каким бы хорошим ни был план реформирования министерства, кажется, он не доводится до сведения украинского медицинского сообщества должным образом. Андрей Гук , заместитель директора по исследованиям нейрохирургического института им. Ромоданова, говорит, что ему непонятен план реформы, что вызывает напряженность в отношениях с министерством.

« Деятельность положительная. Но они вообще не доводятся до профессионального сообщества. Министерство решило реформировать отрасль методами, которые знает и понимает только оно », — сказал он NV. «Этот вопрос нужно решать без политики. Система здравоохранения — это социальная сфера.Позор тем политикам, которые используют его для своих рекламных трюков ».

Еще одна коммуникационная проблема лежит в сфере олигархического контроля над украинскими СМИ. Центр противодействия коррупции заключает, что в период с 1 по 4 января 2017 года сообщения о реформе здравоохранения в целом и Ульяне Супрун в частности были на 82% негативными в основных СМИ и 85% в Facebook. К ним относятся зажигательные фейковые новости, такие как у доктора Супруна нет диплома, прекращается государственное финансирование онкологических пациентов и другие.Политики-реваншисты, пользующиеся влиянием в СМИ, оказались серьезной угрозой для хрупких усилий Украины по реформированию, а также показали, насколько важно хорошее общение с государственными структурами для их успеха.

Связанные

Теги: Рекомендуемые, Новости, Медицина, Реформы, Здравоохранение, Супрун

.

Реформа образования в Украине: языковой аспект влияния на меньшинства и молодежь

Нет сомнений в необходимости последовательной и сбалансированной политики государства в отношении этнических и языковых меньшинств. Особенно если это касается молодежи и государственной политики в сфере образования.

Украина — многонациональная и многокультурная страна, в которой проживает более 100 этнических групп. Согласно последней переписи населения 2001 г., около 10 миллионов украинцев принадлежали к национальным меньшинствам (22.5% населения), а каждый третий украинец считал свой родной язык одним из языков национальных меньшинств. Для 14 миллионов 273 тысяч граждан Украины родным языком является русский, 320 000 — румынский, 230 000 — крымскотатарский, 150 000 — венгерский, 131 000 — болгарский и т. Д.

Традиционно для граждан Украины Конституция Украины официально гарантировала широкие права на использование родного языка в образовании — статья 10 гарантирует свободное использование и развитие языков меньшинств, статья 53 — право учиться в школах и университетах в своих учебных заведениях. родной язык.

При этом за период 2004-2017 гг. Количество школьников на румынском языке сократилось почти в 2 раза, на венгерском — на 20%, на молдавском — в 2 раза, на русском языке — в 3,5 раза. Хотя на сегодняшний день более 400 тысяч детей обучаются в школах Украины на языках национальных меньшинств. При этом они изучают украинский язык — государственный язык — как объект. Высшее образование на языках меньшинств на государственном уровне практически не сохраняется.

Более того, в сентябре этого года в Украине был принят новый закон об образовании, согласно которому с 2018 года только в младших классах школы будут доступны классы с преподаванием предметов на языках национальных меньшинств. С 5-го курса обучения практически полностью ликвидировано преподавание предметов на языках национальных меньшинств. С 2020 года образование в Украине станет полностью украиноязычным. На языке национальных меньшинств будут возможны только отдельные предметы.400 тысяч школьников больше не смогут учиться на родном языке.

Принятие этого закона вызвало крайне негативную реакцию не только у представителей национальных меньшинств Украины. Его нормы также подверглись резкой критике со стороны правительств Болгарии, Польши, Румынии, Молдовы, Венгрии, Греции и других стран. В частности, Венгрия пообещала прекратить сотрудничество с Украиной в рамках ЕС и НАТО. О необходимости сохранения прав меньшинств на образование на нынешнем уровне говорится в документах Парламентской ассамблеи Совета Европы и резолюции Саммита Восточного партнерства ЕС.

Необходимость поддержки и развития государственного украинского языка не вызывает сомнений. Причем украинские власти аргументировали принятие этого закона низким уровнем знания государственного языка некоторыми компактными этническими группами — румынским и венгерским. Вокруг этого вопроса в Украине сегодня поднялась волна политических спекуляций, которые подпитываются высоким уровнем радикализма среди украинской молодежи и войной на Донбассе. Искусственно в Украине был создан очередной социально-политический кризис.
В то же время мы убеждены, что интерес к развитию государственного языка не противоречит праву национальных меньшинств учиться на родном языке. В этом вопросе вполне возможен компромисс. С этой целью государство имеет право повышать качество обучения государственному языку, количество часов его изучения, без запрета на преподавание языков национальных меньшинств.
Но, к сожалению, вопрос очень политизирован, и украинское государство не ведет эффективного диалога с национальными меньшинствами и специализированным экспертным сообществом по этому вопросу.В установлении такого диалога и посредничества в решении проблемы очень важна роль международных организаций, таких как ООН и сообщество.

Руслан Бортник,

Украинский институт анализа и управления политикой (Украина)

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *