Агрессивность и работоспособность африканизированной пчелы. Африканский мед
Африка в мировом пчеловодстве
Опубликовано: 11 Фев 2013. Просмотров: 754.
Африка состоит РёР· РґРІСѓС… природных Рё культурно-исторических регионов — Северной Африки, занимающую площадь РІ 10 млн. РєРІ. РєРј, проживает 200 млн. человек Рё Тропической Африки, расположенной РЅР° СЋРі РѕС‚ пустыни Сахара (площадь 20 млн. РєРІ. РєРј, 600 млн. чел.). РџРѕ СѓСЂРѕРІРЅСЋ своего развития эти регионы существенно отличаются РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР°. РР· 48 стран Тропической Африки 29 являются беднейшими среди развивающихся стран. Тропическая Африка — единственный регион РјРёСЂР°, РіРґРµ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ сферой материального производства остается сельское хозяйство.
Доля Африки в мировом производстве меда составляет 12% (179 тыс. тонн из 1535 тыс. тонн в 2009 году), в его экспорте — 0,6% и в импорте — 1,7%. О динамике изменения численности пчелиных семей в Африке можно судить из следующих данных (млн. штук, округлено):
1980 1995 2008 Африка Азия Европа Северная Америка Южная Америка Океания Всего9 | 14 | 16 |
10 | 14 | 22 |
22 | 17 | 16 |
8 | 6 | 5 |
2 | 4 | 5 |
1 | 1 | 0,9 |
52 | 56 | 65 |
По численности пчелиных семей Африка за последние пять лет, по-видимому,обогнала Европу и приблизилась к Азии.
Благодаря опылению пчелами в странах Африки производится четверть продовольственных культур (млн. тонн, округлено):
Континент Продукцияопыляемых насекомыми культур(энтомофильных) Продукциясельскохозяйственных культур,не опыляемых насекомыми Африка Азия Европа Северная Америка Южная Америка Океания150 | 550 |
1100 | 2600 |
150 | 900 |
200 | 750 |
250 | 1000 |
50 | 100 |
Пчеловодство РІ Тропической Африке СЃ ее жарким климатом существенно отличается РѕС‚ пчеловодства РІ умеренных широтах. Отличаются медоносные растения, ландшафты, пчеловодные практики, конструкции ульев. Отсутствие Р·РёРјС‹ избавляет пчел РѕС‚ необходимости заготавливать большие запасы РєРѕСЂРјРѕРІ. Рта РѕРґРЅР° РёР· причин того, что производительность пчелиных семей РІ Африке РІ разы меньше, чем РЅР° РґСЂСѓРіРёС… континентах. Для всех африканских медоносных пчел характерна повышенная агрессивность Рё ройливость, однако африканские пчеловоды (РІ отличие РѕС‚ РёС… южноамериканских Рё североамериканских коллег, страдающими РѕС‚ выведенных РІ Бразилии «африканизированных медоносных пчел»), РЅРµ РІРёРґСЏС‚ РІ этом большой проблемы.
Центром африканского пчеловодства является Восточная Африка. В странах этого региона подавляющее большинство составляют традиционные конструкции ульев — развешиваемые на ветвях деревьев колоды, а также цилиндрические ульи, изготовленные из коры и плетеных волокон. Такой способ пчеловодства специалисты именуют «полуконтролируемым», поскольку основные функции пчеловода сводятся лишь к изготовлению ульев, их размещению в зонах появления роев пчел и отбору меда в конце сезона.
Большинство африканских медов — полифлерные, что объясняется богатым видовым составом местных медоносных растений. Для лесных медов характерен терпкий вкус, темный цвет и высокое содержание пыльцы. В Восточной Африке пчел перед медосбором принято «выкуривать» из ульев дымом. В результате такой мед приобретает стойкий аромат дыма и не пользуется спросом среди африканских и зарубежных потребителей. Как правило, его затем разбавляют «бездымным» медом или отправляют в пищевую промышленность. В условиях влажного тропического климата пчелам трудно регулировать содержание воды в меде. Один из выходов из положения — размещение ульев на деревьях на большой высоте. Жаркий климат способствует также повышенному содержанию в меде гидрооксиметилфурфураля ( HMF) – в среднем 80мг/кг. В ЕС допускается содержание HMF в пределах 40 мг/кг для столового меда (в пекарском меде этот показатель не ограничивается).
Лидером африканского пчеловодства является Рфиопия, увеличившая производство меда РІ 2005-2010 годах СЃ 36 тыс. тонн РґРѕ 45,3 тыс. тонн Рё наращивающая его поставки РІ соседние страны Африки, Ближнего Востока Рё ЕС (РІ тоннах):
2008 2009 2010 2011 2012(январь-июль) Судан Норвегия Саудовская Аравия Великобритания Йемен Другие страны Всего141 | 113 | 492 | 531 | 163 |
— | 40 | 60 | 121 | 200 |
6 | 60 | 13 | 22 | 18 |
30 | 44 | 17 | 31 | 21 |
17 | 13 | 8 | 6 | 10 |
2 | 5 | 25 | 18 | 30 |
196 | 274 | 615 | 729 | 443 |
РџРѕ оценкам зарубежных экспертов, Рфиопия располагает потенциалом, который позволяет ей существенно увеличить производство Рё СЌРєСЃРїРѕСЂС‚ меда.
Танзания — второй после Рфиопии крупный производитель меда РІ Африке (более 30 тыс. тонн РІ РіРѕРґ) Рё ведущий экспортер его РІ ЕС. Р’ 2006 РіРѕРґСѓ Танзания экспортировала РІ ЕС 385 тонн, Р° РІ 2010 РіРѕРґСѓ — 327 тонн меда. Основными покупателями танзанийского меда РІ ЕС являются Бельгия Рё Германия.
Замбия в 2010 году поставила в ЕС 518 тонн меда (в основном в Бельгию), а в 2011 году — только 67 т.
Р’ небольших количествах экспортируют СЃРІРѕР№ мед РІ ЕС ЮАР, Кения Рё РґСЂСѓРіРёРµ страны Тропической Африки. Р’ РЎРЁРђ африканский мед РїРѕРєР° РЅРµ пользуется СЃРїСЂРѕСЃРѕРј.РћРґРЅРѕР№ РёР· статей РґРѕС…РѕРґРѕРІ африканских стран является СЌРєСЃРїРѕСЂС‚ РІРѕСЃРєР°. Р’ 2003 РіРѕРґСѓ РёР· закупленных странами ЕС 4,5 тыс. тонн РІРѕСЃРєР°, 10% поступило РёР· африканских стран. Африканский РІРѕСЃРє отличается высоким качеством Рё высоко ценится. Р’ 2005 РіРѕРґСѓ ЕС закупала РІРѕСЃРє РІ Китае РїРѕ 3300, Рфиопии – 4400 Рё Танзании – 4600 долл. РЎРЁРђ Р·Р° тонну.
Рсточник:В apiworld.ru
Поделиться ссылкой:
Похожие записи
24medok.ru
Африканизированная пчела
Африканизированная пчела появилась РїСЂРё помощи генетического вмешательства. Поначалу РёР· Африки была завезена РїРѕСЂРѕРґР° Керра. Рта РїРѕСЂРѕРґР° сильна Рё плодовита. Чтобы насекомое могло переносить жаркий климат Бразилии, генетик решил создать новый РІРёРґ. РќРѕ случилось то, что новые РїРѕСЂРѕРґС‹ маток попали РЅР° волю. РќР° воле произошло РёС… скрещивание СЃ обычными трутнями. РќР° свет появилось потомство. Рто были африканские пчёлы.
Р’РёРґ агрессивен Рё имеет небольшой размер. РЈ особей имеется хорошая наследственность. РћРЅРё сильные Рё РјРѕРіСѓС‚ хорошо работать. РњРѕРіСѓС‚ существовать РІ любых условиях, РёР·-Р·Р° устойчивости РёС… организма Рє разной РїРѕРіРѕРґРµ. РћРЅРё дают гораздо больше мёда. Рнкубационный период Сѓ РЅРёС… длится РЅР° РѕРґРёРЅ день меньше. РћРЅРё размножаются быстрее.
Раньше РѕРЅРё встречались только РІ лесу, вдали РѕС‚ людей. РќРѕ теперь РёС… РІРёРґСЏС‚ как РІ городах, так Рё РІ сёлах. Бывали случаи, РєРѕРіРґР° СЂРѕР№ нападал РЅР° жилой РґРѕРј. Ртих пчёл называют пчёлы-убийцы, ведь РїСЂРё РёС… нападении умирают люди. Насекомые считаются опасными.
Рменно РІ 70-том РіРѕРґСѓ было отмечено первое нападение СЂРѕСЏ РЅР° жилой РґРѕРј. РџРѕ истечении времени были отмечены Рё РґСЂСѓРіРёРµ серьёзные СѓРєСѓСЃС‹, которые довели человека РґРѕ смерти. РќРѕ пчёлы-убийцы РјРѕРіСѓС‚ нападать Рё РЅР° животных. Рљ РёС… улью нельзя приближаться. РќР° приблизившегося человека или животного РѕРЅРё начинают нападать молниеносно. Р’Рѕ время атаки РѕРЅРё долго преследуют жертву. Р’ это время РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ улететь РѕС‚ РґРѕРјР° РЅР° 2 РєРј Рё больше.
Своим внешним видом они напоминают медоносную пчелу, только размер у них меньше. Жало у них содержит токсичный яд. Стоит отметить и то, что насекомое очень чувствительно. Оно может среагировать на любые раздражители, будь то шум или какая-то вибрация. Оно может почувствовать шум, отражающийся от человека или животного за 15 метров. Человек в них пробуждает агрессию. Обычная пчела, не сможет почувствовать источник раздражения на таком расстоянии.
Африканской особи неважно то, что возбудитель больше не действует на них. Она, может, не успокоится даже после восьми часов. Обычная же европейская пчела успокаивается в течение часа.
Если даже насекомое почувствует незначительную опасность, оно станет атаковать целым роем. Стоит запомнить и то, что вода человека не спасёт. Человек не сможете долго находиться под водой, а вот насекомое сможет терпеливо подождать. Вынырнув, человек, будет атакован. Защититься от убийцы можно при помощи уксуса. Запаха уксуса они боятся и тут же улетают.
Р’ Бразилии, эта РїРѕСЂРѕРґР°, раньше, была популярна. РћРЅР° без труда смогла вытеснить южноамериканский РІРёРґ пчёл. Насекомых завозили РІ РґСЂСѓРіРёРµ страны для получения, РІ дальнейшем, мёда, РІ больших количествах. РћСЃРѕР±Рё трудолюбивы. РћРЅРё рано просыпаются Рё начинают трудиться Рё заканчивают СЃРІРѕСЋ работу позднее РґСЂСѓРіРёС… пчёл. РС… преимуществом является то, что РѕРЅРё умеют быстро летать. РР·-Р·Р° этого РѕРЅРё РїСЂРѕРёР·РІРѕРґСЏС‚ продукции РєСѓРґР° больше.
Р’Рѕ время распространения пчеловоды РЅРµ знали Рѕ том факте, что африканские пчёлы опасны. РћРЅРё РЅРµ подозревали РѕР± РёС… злости Рё агрессии. Рто пчёлы, имеющие РјРЅРѕРіРѕ токсичного СЏРґР°, СЃ повышенной раздражительностью.
Насекомые РЅРµ поддаются контролю, Рё это было доказано РѕРґРЅРёРј неопытным учёным РІРѕ время эксперимента. Рксперимент производился РІ Пирачикабе. Клетки, РІ которых находились насекомые, имели заслонки. Через это заграждение могла выйти только рабочая РѕСЃРѕР±СЊ. Матка Рё трутень РЅРµ могли пройти. Учёный, РїРѕ неопытности, убрал заграждение, РёР·-Р·Р° чего 27 семей улетело.
Стоит отметить и то, что африканизированная пчела роится постоянно. Они могут спонтанно покинуть свой дом. Они отличаются и тем, что от дома могут улетать до 150 км.
Ртот РІРёРґ пчёл нападает РЅР° человека быстро Рё стремительно. РџРѕ статистике отмечено, что РѕРЅРё нападают РЅР° человека чаще, чем РІСЃРµ остальные насекомые. РџСЂРё тревоге насекомое созывает СЂРѕР№. Человек умирает РѕС‚ СѓРєСѓСЃР° пчелы-убийцы РІ том случае, РєРѕРіРґР° наступает анафилактический шок. Рто случается довольно часто. Рљ улью РЅРµ стоит приближаться даже РЅР° 5 метров.
Конечно, кроме больших минусов африканизированная пчела обладает и некоторыми плюсами:
- Трудовая деятельность у них развита лучше.
- Насекомые способны быстро и активно работать.
- Лучше остальных видов опыляют растения.
- Производят больше всех мёда.
На этом плюсы вида заканчиваются и начинаются недостатки:
- Злые и агрессивные.
- Непредсказуемые.
- Дикие.
- Рмеют токсичный СЏРґ.
- Высокая степень ройливости.
Не думайте, что если пчела имеет небольшие размеры, то она не опасна. Опасность нужно определять не по размерам насекомого, а по содержанию в нём яда, который может быть сильно токсичен. Африканский вид опасен для обычных пчёл тем, что переносит разные заболевания. Они могут заразить, целую пасеку варроатозом или акаралидозом. Также их отличительно особенностью можно считать воровство. Они способны напасть на пасеку, убив при этом всех её обитателей, и забрать мёд.
Несмотря на наличие у них плюсов, нужно относиться к этому виду с осторожностью. Помните, человек может погибнуть от их укуса.
Автор: Баранцева Оксана
Похожие статьи
medapaseka.ru
Чем опасны африканские (африканизированные) пчелы убийцы:
РойПчёл О пчелахВПчелы были завезены РёР· Африки. РџРѕСЂРѕРґР° Керра отличались своею силой Рё плодовитостью, поэтому известный генетик решил создать РІРёРґ, который Р±С‹ хорошо переносил жаркий Бразильский климат. Ученый случайно выпустил РЅР° волю маток РЅРѕРІРѕР№ РїРѕСЂРѕРґС‹, РѕРЅРё скрещивались СЃ трутнями медоносных насекомых, так появилось большое потомство. Так появились африканизированная пчела.
Особенности африканских пчел
Рто очень агрессивные насекомые, Р·Р° размером значительно отличаются РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… РІРёРґРѕРІ. Африканские пчелы дали РёРј СЃРІРѕСЋ хорошую наследственность – физическую силу, работоспособность, способность адаптироваться Рє условиям Р¶РёР·РЅРё, РѕРЅРё устойчивы Рє разной РїРѕРіРѕРґРµ, вырабатывают большое количество меда, РїРѕ сравнению СЃ обычными насекомыми.
Также они отличаются своим инкубационным периодом, у обычной пчелы он на один день больше. Африканизированная пчела хорошо размножается. Сначала насекомые жили в лесу, затем их стали замечать в городе, селах. Некоторые нападали роями на жилые дома. Африканизированная медовая пчела очень опасна, после нападения погибает большое количество людей, животных. С того момента их прозвали пчелы-убийцы.
После тех событий, в 70-х годах, также наблюдались и другие случаи серьезных укусов, убийцы уничтожали большое количество животных, приводили к смерти людей. Если кто-то приближался к их улью, они сразу же начинают атаковать, могут преследовать жертву до 2 км, в некоторых ситуациях и больше.
Внешне ничем не отличается от медоносной, она небольшого размера, но имеет вовсе другое жало с токсическим ядом. Насекомое чувствительно к разнообразным раздражителям – шумам, вибрациям от электроприборов, также на них может отражаться шум от перемещений животного, человека, автомобиля, они его чувствуют на расстоянии больше, чем 15 метров.
Даже после того, как их возбудитель перестал действовать, африканки защищают себя еще 8 часов, в отличие от европейских пчел, которые могут успокоиться за час.
Незначительная опасность возбуждает насекомых, они начинают набрасываться целыми роями. Даже когда человек или животное погружается в воду, от насекомого не спасается, потому что убийцы ждут долгое время на поверхности, человек выныривает, они активно атакуют его, поражая своим ядом. Больше всего их пугает запах уксуса, только им можно защититься от насекомых, они от него улетают.
Распространение африканских пчел
Раньше порода пользовалась популярностью на территории Бразилии, так она постепенно вытесняла других пчел, которые имели южноамериканское происхождение. Насекомые были завезены с целью, получить как можно больше меда, эти насекомые могут быстро летать, рано начинают свою работу и поздно заканчивают. По сравнению с другими европейскими видами, с них можно получить в два раза больше продукции.
Пчеловоды не учли тот факт, что африканские пчелы очень опасны, они злые, отличаются агрессивностью, повышенной раздражительностью, выделяют в больших количествах токсический яд, это пчелы-убийцы. Доказывает это случай, когда проводился очередной эксперимент в Пирачикабе, в период роения клетки улья были оснащены специальными заслонками, через них рабочие насекомые могли проходить, а трутень и матка нет. Один неопытный пчеловод, убрал защитную заслонку, так до 27 семей африканских насекомых улетело.
Ртих насекомых невозможно контролировать, РѕРЅРё постоянно роятся, РјРѕРіСѓС‚ РІ любой момент покидать СЃРІРѕРё гнезда, очень агрессивно относятся Рє человеку. Отличительной чертой является Рё то, что насекомые РјРѕРіСѓС‚ улетать далеко РґРѕ 100 РєРј, занимают территории РїРѕ 500 РєРј.
Опасность африканских пчел для человека и животных
Если сравнивать этот вид с медоносной пчелой, то можно сделать вывод, что африканизированные пчелы угрожают жизни человека, жалят, больше, чем все насекомые. Стремительно и быстро могут нападать. Если чувствует тревогу, начинают атаковать роями. Умирают люди от укуса африканских пчел, потому что у них наступает анафилактический шок. Убивает пчела разных животных, если за 5-м около улья они замечают его, сразу же группой нападают.
Преимущества и недостатки африканизированной пчелы
- Собирает мед раньше чем другие породы, заканчивают позже всех пород.
- Отличаются трудолюбием.
- Работают активно и быстро.
- Лучшие опылители разных растительных культур.
К недостаткам можно отнести их токсический яд, агрессивность, злость, непредсказуемость, повышенную ройливость и дикость. Многие люди заблуждаются, думая, если пчела маленького размера, она беззащитна. Все не зависит от размера, а от яда, сколько в нем содержится токсинов и, как они отражаются на состоянии организма человека.
Были случаи, когда они рой могут перебить всех животных на ферме за небольшое количество времени. Если около пасеки находятся животные, пчела не будут работать, они думают, как себя защитить от опасности. Отличаются они и своим воровством, нападают на целые пасеки, полностью разоряя их, уничтожая всех жителей и забирая мед.
Африканский вид насекомых – переносчик разных опасных для пчел заболеваний – акарапидоза, варроатоза, в районах Мексики, США заражали целые пасеки.
Таким образом, несмотря на то, что насекомые отличаются своею стойкостью, продуктивностью, являются хорошими опылителями, к ним нужно относиться крайне осторожно, они обладают ядовитым жалом, которое приводит к смерти человека.
roypchel.ru
РўР РђР”РР¦РРћРќРќРђРЇ МЕДРР¦РРќРђ НАРОДОВ АФРРКР— Большая Медицинская Рнциклопедия
Материалы истории народов африканского континента существенно дополняют наши представления о пути человечества в целом, начиная с первых его шагов. Решение многих проблем истории Африки затруднено в связи с отсутствием письменных памятников, к-рые сохранились лишь у нек-рых народов, живущих южнее Сахары (на языках сонгаи, хауса, суахили, нубийском и др.), и достоверны, как правило, лишь в отношении событий второй половины 2 тысячелетия н. э. Тем большее значение приобретают археологические и палеоантропологические материалы, нередко позволяющие установить уровень развития не только материальной культуры, но и социальных отношений, духовной жизни исторических африканских об-в, проверить теории и догадки «на камнях археологических памятников». При этом интерпретация археологических материалов в условиях современной африканской действительности нередко приобретает острополитическое звучание. Так, родезийское правительство белого меньшинства официально способствовало возрождению давно похороненной теории о неафриканском происхождении культуры Зимбабве. В свою очередь, некоторые африканские ученые необоснованно пытаются представить Африку очагом всех основных достижений античной цивилизации.
Раскопки, проведенные в 1950— 1960-х гг. англ. ученым Лики (L. S. В. Leakey) в Танзании, а затем экспедициями под руководством Лики (R. Leakey), Лики (М. Leakey) и др. в различных странах Восточной Африки в 1960—1970-х гг., привели к сенсационным открытиям, к-рые по своему значению выходят за рамки внутриконтинентальных проблем и проливают новый свет на процесс антропогенеза в целом. Открытая Л. Лики олдовайская археологическая культура (костные остатки человекоподобных существ и очень примитивные орудия труда — грубо заостренные гальки, осколки камней) дала основание многим специалистам признать Африку прародиной человека и считать, что формирование его началось здесь не позднее чем 2 млн. лет назад. Последующие археологические находки породили концепцию, согласно к-рой начало этого процесса отодвигается в глубину времен до 3 млн., а затем и до 4 млн. лет. Кроме того, Африка оказалась единственным регионом, где засвидетельствованы все известные стадии развития человека — от самых отдаленных его предков до человека современного типа и все этапы развития каменных орудий — от раннего палеолита до неолита (начало проникновения питекантропа из Африки в Евразию и распространение его там относят ко времени 900—700 тыс. лет назад). При этом оказалась нарушенной (раскопки в пещере Хауа-Фтеах, Ливия; близ г. Питерсбург, ЮАР) традиционно принятая хронологическая последовательность смены питекантропа и ангельской культуры (единообразной по всему Старому Свету, где она укладывается во временные рамки 500—300 тыс. лет назад; в р-не Олдовайского ущелья — находки старше на 1 млн. лет и более) неандертальцем (средний палеолит) и неандертальца человеком современного типа (поздний, или верхний, палеолит). В связи с этим высказывается мнение, что неандерталец не только предшествовал современному человеку как стадия его эволюции, но и в течение определенного времени сосуществовал с ним, что временные границы мустьерской культуры и культур позднего палеолита накладываются друг на друга и что неандертальская ветвь развития человека могла быть тупиком эволюции.
Примерно 35 тыс. лет назад Homo sapiens (человек разумный) обитал СѓР¶Рµ повсеместно. Археологические данные свидетельствуют, что РІ СЌРїРѕС…Сѓ верхнего палеолита ведущим регионом континента становится Северная Африка, РіРґРµ открыта РЅРµ только наиболее ранняя верхнепалеолитическая, РЅРѕ Рё самая ранняя неолитическая культура — иберо-маврская (РЅР° территории современных Марокко Рё Алжира; древнейшая находка датируется временем 13 тыс. лет назад). РћРє. 10 тыс. лет назад начались, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, первые опыты земледелия (РІ долине Нила). РџРѕ современным данным, именно РІ Северной Африке впервые появились лук Рё стрелы; РІ 7 — 6 тысячелетии РґРѕ РЅ. СЌ. вместе СЃ африканскими костяными гарпунами РѕРЅРё распространились РЅР° Ближнем Востоке. Наиболее развитые неолитические культуры скотоводов Рё земледельцев обнаружены РІ Центральной Сахаре; керамика здесь появилась РјРЅРѕРіРѕ раньше (РІ 7 тысячелетии РґРѕ РЅ. СЌ.), чем РІ Египте Рё РЅР° РґСЂСѓРіРёС… территориях средиземноморского региона Африки. Здесь Р¶Рµ обнаружена Тассилин-Аджерская культура СЃ множеством наскальных изображений животных, людей, колесниц, сцен охоты, РІРѕР№РЅС‹, ритуальных РѕР±СЂСЏРґРѕРІ (самые древние изображения относятся Рє 6 тысячелетию, исключительного эстетического совершенства РѕРЅРё достигают РІ 4 тысячелетии РґРѕ РЅ. СЌ., превосходя РІ этом отношении наскальные изображения, обнаруженные РІ Восточной, Южной Африке Рё РЅР° Ближнем Востоке) Рё каменными изваяниями животных, древнейшими РІ Африке. Сопоставление нек-рых данных современной исторической науки РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ РЎ. РЇ. Берзину (1977) Рє выводу, что племена Центральной Сахары первоначально опережали египтян РЅР° пути быстрого развития производительных СЃРёР» Рё создания государства. Если история знает только Древний Египет, Р° великая цивилизация Тассили РЅРµ состоялась, то, РІ значительной мере, РІРёРЅРѕСЋ тому — пересыхание Сахары Рё образование здесь, начиная СЃ 3 тысячелетия РґРѕ РЅ. СЌ., пустыни. РЎ этого времени пути истории Северной Африки Рё Африки южнее Сахары разошлись. Так, напр., народы последней, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, РЅРµ знали Р±СЂРѕРЅР·РѕРІРѕРіРѕ века (исключение составляет очаг культуры Р±СЂРѕРЅР·С‹, сложившийся РІ 1 тысячелетии РЅ. СЌ. РЅР° территории современной Мавритании). Рзвестный англ. исследователь истории африканской культуры Дейвидсон (Р’. Davidson, 1975) отмечает, что процесс формирования Рё расселения народов Африки РїСЂРѕС…РѕРґРёР» РІ условиях, РєРѕРіРґР° эффективные СЃРІСЏР·Рё СЃ внешним РјРёСЂРѕРј были прерваны или сведены РґРѕ РјРёРЅРёРјСѓРјР° Рё приходилось применять Рє РЅРѕРІРѕР№ ситуации РІСЃРµ, что удалось сберечь РёР· древнейшего фонда идей каменного века. Есть, однако, Рё РґСЂСѓРіРёРµ точки зрения.
Так, видный советский африканист Л. Е. Куббель (1978) придерживается мнения, что именно в характере имевшихся межплеменных и межгосударственных контактов надо искать ключ к разгадке специфики развития народов континента. Во всяком случае своеобразие исторического пути народов Африки очевидно; причины этого своеобразия — постоянный предмет дискуссий в исторической науке. Но, как справедливо подчеркивается советскими историками, это не дает оснований говорить об «особом пути» (по мнению нек-рых исследователей-африканистов) эволюции человеческих об-в к югу от Сахары и выводить их эволюцию за рамки единого всемирно-исторического процесса.
Согласно археологическим свидетельствам, РЅР° протяжении десятков тысяч лет РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ части Африканского континента сосуществовали РѕСЂСѓРґРёСЏ, характерные для среднего (изготовлены путем двусторонней обработки) Рё позднего палеолита, С‚. Рµ. сохранение здесь древнейшей техники обработки камня СЏРІРЅРѕ затянулось. Поэтому РјРѕР¶РЅРѕ считать, что еще РЅР° стадии позднего палеолита стала выявляться определенная потеря темпа хозяйственно-технического Рё общественного развития РїРѕ сравнению СЃРѕ странами Средиземноморья Рё Ближнего Востока. Рто отставание народов, населявших территорию Африки Рє СЋРіСѓ РѕС‚ Сахары, СЏРІРЅРѕ наметилось Рє рубежу нашей СЌСЂС‹. РћРЅРѕ резко обозначилось СѓР¶Рµ РІРѕ второй половине нашего тысячелетия, РІ частности РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ распространением работорговли (РїРѕ нек-рым подсчетам, РѕРЅР° обескровила Африку, отняв Сѓ нее РѕРє. 100 млн. чел.— увезенных или погибших РІРѕ время «охоты» РЅР° РЅРёС…), постепенной европейской колонизацией, что привело Рє изменению естественного пути развития народов континента, колониальному разделу Африки.
Нек-рые сведения о народах Африки, со времен античности выступавшей в роли периферии эйкумены (т. е. обитаемой части Земли), содержатся в произведениях древнеегипетских, древнегреческих, римских, арабских, а с эпохи великих географических открытий — и европейских ученых, путешественников. Так, еще к античности относятся письменные свидетельства о пигмеях области истоков Нила, развитие к-рых находилось на стадии присваивающего хозяйства. На той же стадии пигмеи, бушмены и нек-рые другие народности Африки находятся и сейчас, но, как пишет Ю. М. Кобищанов (1974), называть созданные ими общественные структуры «„первобытными" можно лишь в том смысле, что они продолжали постепенно деградирующую традицию первобытнообщинного строя».
Р’ произведениях историко-географического характера, написанных РІ древности, встречаются разрозненные сведения Рѕ медико-санитарной стороне Р¶РёР·РЅРё африканцев. Так, «отец истории» Геродот, впервые познакомивший античный РјРёСЂ СЃ Африкой как континентом, отмечал, описывая страну «долговечных эфиопов» (царство РљСѓС€ РЅР° территории современного Судана РІ 6 РІ. РґРѕ РЅ. СЌ.), «что большинство эфиопов достигает 120-летнего возраста, Р° некоторые Р¶РёРІСѓС‚ даже еще дольше. РС… пища — это вареное РјСЏСЃРѕ Рё молоко... Если эта РІРѕРґР° (источника) действительно такая, как РіРѕРІРѕСЂСЏС‚, то быть может, долголетие эфиопов как раз Рё зависит РѕС‚ того, что РѕРЅРё РїСЊСЋС‚ ее... Тело РїРѕРєРѕР№РЅРёРєР° высушивают РїРѕ египетскому СЃРїРѕСЃРѕР±Сѓ или как-РЅРёР±СѓРґСЊ иначе... Наконец, РјСѓРјРёСЋ помещают РІ полый столб РёР· прозрачного камня... Находящаяся внутри столба РјСѓРјРёСЏ СЏСЃРЅРѕ РІРёРґРЅР°, РЅРѕ РЅРµ распространяет РґСѓСЂРЅРѕРіРѕ запаха... РџСЂРё этом (раскрашенная) РјСѓРјРёСЏ выглядит совершенно похожей РЅР° РїРѕРєРѕР№РЅРёРєР°. Целый РіРѕРґ родные РїРѕРєРѕР№РЅРёРєР° держат этот столб РІ РґРѕРјРµ, предлагают ему долю РїСЂРё каждом угощении Рё РїСЂРёРЅРѕСЃСЏС‚ жертвы. Затем столб СЃ мумией СѓРІРѕР·СЏС‚ Рё ставят Р·Р° РіРѕСЂРѕРґРѕРјВ».
Рћ жителях Ливии Геродот писал: В«Рти-то ливийские кочевники — РІСЃРµ ли РѕРЅРё (СЏ РЅРµ РјРѕРіСѓ утверждать достоверно), РЅРѕ, РІРѕ РІСЃСЏРєРѕРј случае, РјРЅРѕРіРёРµ — поступают СЃ детьми РІРѕС‚ как: четырехлетним детям РѕРЅРё прижигают РіСЂСЏР·РЅРѕР№ овечьей шерстью жилы РЅР° темени (Р° некоторые — даже РЅР° висках)..., чтобы флегма, стекающая РёР· головы РІ тело, РЅРµ причинила РёРј вреда РІРѕ всей дальнейшей Р¶РёР·РЅРё. Потому-то РѕРЅРё, РїРѕ РёС… словам, исключительно Р·РґРѕСЂРѕРІС‹. Рдействительно, насколько РјРЅРµ известно, ливийцы отличаются наилучшим здоровьем среди всех людей (впрочем, РїРѕ этой ли именно причине, СЏ точно сказать РЅРµ РјРѕРіСѓ). Р’Рѕ РІСЃСЏРєРѕРј случае — РѕРЅРё самые здоровые люди. РќР° случай СЃСѓРґРѕСЂРѕРі СЃ ребенком РІРѕ время прижигания Сѓ РЅРёС… есть лечебное средство: РѕРЅРё окропляют ребенка козлиной мочой, Рё СЃСѓРґРѕСЂРѕРіРё РїСЂРѕС…РѕРґСЏС‚. Впрочем, СЏ передаю только рассказы самих ливийцев».
В «Географии» Страбона (начало нашей эры) описываются обычаи погребения у племен Северо-Восточной Африки: жившие на побережье хелонофаги выбрасывали покойников «на съедение рыбам; трупы подхватывают и уносят морские приливы»; кочевники — троглодиты, к-рые «не только уродуют свое тело, но некоторые даже обрезаны подобно египтянам», погребали «своих покойников, привязав шею трупа к ногам прутьями из палиура, затем с веселым смехом они тотчас забрасывали трупы каменьями, пока тела не станет видно; потом, положив на кучу камней козий рог, уходят»; жители царства Мероэ «покойников... выбрасывают... в реку, другие же держат дома, заключив в прозрачный камень; иные, наконец, погребают их в глиняных гробах вокруг святилищ...». В «Естественной истории» Плиния Старшего (1 в. н. э.) есть ссылка на сообщение Юбы — известного своими научными трудами правителя Мавретании — о том, что в Атласских горах на С.-З. Африки «растет трава эуфобия, названная так по имени открывшего ее врача. Посвятив ей отдельную книгу, Юба восхваляет ее белый, как молоко, сок, который обостряет зрение и является хорошим противоядием». Подобные отрывочные сведения, представляя частный интерес, не создают, конечно, целостной картины медико-гигиенических знаний и представлений древних африканских народов.
Уже к Новому времени относятся многочисленные и подробные описания, принадлежащие перу путешественников-европейцев. В большинстве своем они, точно так же, как эллинистические произведения, являются сложным для трактовки источником. В них сквозь призму авторских взглядов и предубеждений, по образному выражению Н. А. Ерофеева (1977), Африка представлена как бы «в королевстве кривых зеркал». Вместе с тем источники 19 в. и более поздние создают в совокупности картину мед. представлений, типологически близких представлениям африканских народов в древности, что подтверждается п свидетельствами античных, а также средневековых арабских путешественников. Т. о., к африканской традиционной медицине (этот термин общепринят для условного обозначения мед. знаний и практики, сложившихся в Африке еще до прихода европейцев) применимо понятие «этнографическое настоящее время», т. е. наблюдаемая картина, по-видимому, была почти такой же и в далеком прошлом, многие традиции прочно сохранились и позднейшие наслоения не внесли радикальных изменений.
Традиционная медицина как часть РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ культуры народов Африки южнее Сахары РїСЂРё всех региональных различиях имеет немало общего. Мед. практикой занимались, как правило, служители культа Рё РґСЂСѓРіРёРµ лица, считавшиеся посредниками между РјРёСЂРѕРј людей Рё сверхъестественным РјРёСЂРѕРј. РС… обязанности РІ традиционных африканских РѕР±-вах были разнообразны; созревание урожая, охота, свадьба, рождение, болезнь, смерть — РІСЃРµ наиболее значительные моменты Р¶РёР·РЅРё сопровождались религиозно-магическими церемониями, РІ Рє-рых РѕРЅРё играли главные роли. Среди РЅРёС… РјРѕР¶РЅРѕ выделить три основные РіСЂСѓРїРїС‹: жрецы, гадатели, знахари. Рнститут жречества получил большое развитие, РІ частности РІ Западной Африке — Сѓ народов Верхней Гвинеи, РЅРёР·РѕРІСЊСЏ РљРѕРЅРіРѕ, РІ Восточной Африке — РІ Межозерье, РіРґРµ сравнительно рано сложились государственные образования СЃ централизованной формой власти.
Так, например, в королевстве Буганда (возникло в 15 в.) жрецы составляли обособленную привилегированную часть об-ва, получали богатые дары, владели участками земли, рабами и скотом, были освобождены от уплаты податей; от их мнения нередко зависели самые ответственные решения. Потеряв былое влияние, жреческая прослойка сохранила часть своих функций, в т. ч. медицинских, у многих народов современной Африки. Примером применяемых при этом «профессиональных приемов» могут служить жрецы народа ашанти, к-рые во время культового действия впадают в транс и «общаются» с предками, божествами или духами. У нек-рых других африканских народов «общение» с потусторонними силами осуществляется через посредника — медиума, устами к-рого вещает предок или дух; жрец, в свою очередь, интерпретирует речь медиума, разъясняет его действия, совершаемые в состоянии транса. У одних африканских народов мед. практикой наряду со жрецами занимаются гадатели, к-рые, используя различные магические приемы, определяют причины несчастий, в т. ч. болезней, предсказывают будущее, дают советы, в т. ч. лечебные; у других врачевание — дело преимущественно знахарей, к-рыми становятся после длительного периода ремесленного обучения.
Согласно традиционным представлениям, причиной болезни являются злые чары колдунов, гнев предков, нередко вызванный проступком самого больного. Характерно, напр., что в эфиопской медико-религиозной литературе болезни не трактуются как нечто отличное от других жизненных трудностей, несчастий, к-рые повседневно сопровождают человека: один и тот же текст может содержать и леч. рекомендации, и магическую формулу, помогающую «отвести глаз дьявола», расстроить козни врагов, избежать тюрьмы, приобрести деньги или преданную жену и т. д. Доверие населения к силе чар, заклинаний и амулетов явно весомее, чем вера в леч. возможности рациональной медицины. Поэтому лечение сопровождается определенными ритуалами и заклинаниями, считается, что без них снадобье действовать не будет. Нередко и само снадобье составляется в соответствии с магическими предписаниями, в частности по принципу «подобное лечится подобным».
Так, для лечения кожных заболеваний, РїСЂРё Рє-рых РєРѕР¶Р° становится пятнистой, подбирают листья такого Р¶Рµ цвета; для лечения болезней глаз используют снадобье, РІ состав Рє-СЂРѕРіРѕ РІС…РѕРґСЏС‚ глаза хищных птиц. Соответственно РІ сумках знахарей РјРѕР¶РЅРѕ обнаружить порошки РёР· сочетаний различных трав, листьев, цветов, Р° наряду СЃ РЅРёРјРё — «экзотические» средства: высушенные ящерицы, перья попугая, глаза петуха или СЃРѕРІС‹, челюсть обезьяны Рё С‚. Рґ. РќР° рубеже 19—20 РІРІ. лечение вен. заболеваний РІ Рфиопии проводилось следующим образом: больной должен был съесть РїРѕ РѕРґРЅРѕРјСѓ кусочку РѕС‚ 12 частей черного козла — РѕС‚ головы, желудка, печени, почки, селезенки, легкого Рё С‚. Рґ., что должно было обусловить выздоровление. Рффективным лечебным методом Сѓ эфиопов традиционно считается погружение РІ «святую РІРѕРґСѓВ» источников Сѓ крупных церквей Рё монастырей.
Вместе СЃ тем РІ традиционной Рњ. аккумулирован огромный народный опыт лечения различных болезней рациональными средствами Рё методами. РџРѕ мнению современных исследователей, африканские знахари СЃ успехом применяют несколько тысяч РІРёРґРѕРІ лекарственных растений (листья, цветы, семена Рё РєРѕСЂСѓ деревьев, СЃРѕРє Рё РєРѕСЂРЅРё растений) РїСЂРё лечении болезней глаз, сердца, жел.-РєРёС€. заболеваний, расстройств нервной системы, змеиных СѓРєСѓСЃРѕРІ, РѕР¶РѕРіРѕРІ Рё С‚. Рґ. Так, напр., РїСЂРё жалобах РЅР° сердцебиение, знахари народа баконго готовят снадобье РёР· листьев Brillantasia patula (Acanthaceae), листьев Piper umbellatum L. (Piperaceae), семян Gardenia spinosa (Rubiaceae) СЃ добавлением яичного белка Рё РІРѕРґС‹. Знахари народов РіСЂСѓРїРїС‹ акан применяют тонизирующие настойки РёР· Fleurya aestuans (Urticaceae), Piper umbellatum (Piperaceae) Рё листьев какао; отвар РёР· Taraxacifolia (Compositae), обладающий диуретическим Рё антисептическим свойствами; РїСЂРё малокровии — отвар РёР· Pycnauthus angolesis (Miristiceae) u Bosqueia ceugloleasis (Noraceae). Р’ Рфиопии широкое распространение получил напиток РёР· СЃСѓС…РёС… цветов дерева РєРѕСЃСЃРѕ, РІ частности как противоглистное средство. Р’ терапевтических целях употребляют Рё ядовитые растения, однако РІ этих случаях Рє РЅРёРј добавляют определенные нейтрализующие средства. Так, РїСЂРё головокружениях знахари баконго РїРѕСЏС‚ больного снадобьем РёР· корней Hymenocardia acida Tui. (Euphorbiaceae), Рє Рє-СЂРѕРјСѓ непременно добавляют лимонный СЃРѕРє; РїСЂРё поносах применяют Erigeron floribundus (Compositae) или РєРѕСЂСѓ дерева манго СЃ непременным добавлением яйца.
Рљ числу популярных лекарственных снадобий относятся также подсоленный отвар РёР· красного стручкового перца СЃ добавлением пальмового РІРёРЅР°, Рє-рый применяют для снижения высокой температуры тела. Хорошим средством РїСЂРё РїРѕРЅРѕСЃРµ считается СЃРёСЂРѕРї РёР· сушеного винограда, РїСЂРё болезнях суставов — отвар РёР· сельдерея, РїСЂРё кашле — лук СЃ сахаром; РїСЂРё желчных камнях — оливковое масло. Семена тыквы, растертые РІ РјСЏРіРєСѓСЋ кашицу Рё разбавленные молоком, применяют РІ качестве детского противоглистного средства. Для лечения тяжелых РѕР¶РѕРіРѕРІ используют свежую РєСЂРѕРІСЊ. Традиционная Рњ. широко применяет отвлекающие средства. Напр., лекари Рфиопии РІ случае воспаления легких делали СЂСЏРґ маленьких РѕР¶РѕРіРѕРІ РЅР° РіСЂСѓРґРё либо раскаленным железом, либо углем (РёРЅРѕРіРґР° использовали полый тростник, Рє-рый заполняли кипящим маслом). Общепринятыми были кровопускание, применение банок. Р’ случае кровотечения, Р° также РїСЂРё укусах змей Рё СЃРєРѕСЂРїРёРѕРЅРѕРІ, практиковалось прижигание. РџСЂРё заболеваниях суставов, лихорадках использовались РІРѕРґС‹ горячих источников.
Африканским знахарям известны РјРЅРѕРіРёРµ хирургические приемы: обработка рай, шинирование переломов, трепанация черепа Рё С‚. Рґ. Врач Рё путешественник Фелкин наблюдал РІ 1876 Рі. проведение знахарем ганда кесарева сечения. РћРЅ так описывает виденное: «На циновке лежала молодая женщина, лет 20, оглушенная пальмовым РІРёРЅРѕРј. Склонившийся над ней знахарь РІРґСЂСѓРі закричал Рё РѕРґРЅРёРј резким движением вскрыл брюшную полость РѕС‚ РїСѓРїРєР° РґРѕ лонного сращения. Его помощник тут Р¶Рµ прижег кровоточащие края раны каленым железом. Затем знахарь вскрыл матку... Ребенка быстро вытащили, обрезали РїСѓРїРѕРІРёРЅСѓ Рё знахарь приступил Рє удалению плаценты. РџСЂРё этом РѕРЅ крепко держал матку, РґРѕ тех РїРѕСЂ, РїРѕРєР° РѕРЅР° РЅРµ сократилась. Края раны РІРЅРѕРІСЊ прижгли, чтобы предотвратить кровотечение. Затем пациентку осторожно повернули РЅР° Р±РѕРє, дабы облегчить выход РІРѕРґ РёР· брюшной полости. После окончания операции раны зашили СЃ помощью 7 полированных железных РёРіР» Рё нити. Знахарь положил РЅР° шов какие-то размельченные коренья, прикрыл банановым листом Рё перевязал». Лекари Рфиопии удаляли воспаленные небные миндалины ногтями указательных пальцев (для этой цели ногти специально отращивались). РџСЂРё лечении переломов Рё вывихов использовались шины РёР· дерева. РСЃРєСѓСЃРЅРѕ проводились ампутации конечностей, причем РЅРµ только РЅРѕ мед. показаниям, РЅРѕ Рё как наказание Р·Р° различные преступления, включая воровство.
Африканская традиционная М. использовала седативные свойства многих растений задолго до того, как они были включены в европейскую фармакопею. Так, напр., нигерийские знахари в случаях психического возбуждения больного издавна применяли настойку из корней Раувольфия. В своей практике знахари используют приемы, напоминающие методы психоанализа и психотерапии. Как отмечает знаток африканской традиционной медицины Гельфанд (М. Gelfand, 1964), знахари, до тонкостей разбираясь в быте, обычаях и верованиях своих соплеменников (что помогает им определить истинную причину стресса, будь то семейная ссора или какие-нибудь отклонения в сексуальном поведении и т. п.), оказывают неоценимую помощь пациентам при различных психотических состояниях, к-рые сопровождаются страхом, неуверенностью и другими невротическими проявлениями. Психически больных в африканской деревне изолируют лишь в крайних случаях; как правило, они продолжают жить с домочадцами, постоянно ощущая внимание, заботу и сочувствие к себе знахарей и односельчан. Фактор «включенности» в повседневную жизнь деревни благоприятно сказывается на их состоянии.
Традиционная Рњ. накопила также значительный опыт Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ заразивши болезнями. Р’ Рфиопии эпидемии натуральной РѕСЃРїС‹ часто опустошали страну, Рё население жило РІ постоянном страхе перед РЅРёРјРё. Был выработан оригинальный народный СЃРїРѕСЃРѕР± вариоляции РѕСЃРїС‹. Очевидцы, наблюдавшие РІ начале 19 РІ. инокуляцию живым оспенным i: РїСЂСѓСЃРѕРј, описывают ее следующим образом: РёР· числа больных выбирали наиболее крепкого мальчика Рё изолировали его РґРѕ того момента, РїРѕРєР° пустулы созреют. Потом врачеватель собирал содержимое пустул РІ яичную скорлупу Рё разводил мелом или маслом. Человеку, Рє-рый был согласен подвергнуться инокуляции, делали крестообразный надрез РєРѕР¶Рё РЅР° передней части предплечья, Р° затем СЃ помощью «магического жезла» туда вводилось небольшое количество приготовленного материала. Такие РїСЂРёРІРёРІРєРё, описанные РјРЅРѕРіРёРјРё европейцами, часто носили принудительный характер. РџРѕ сообщению Биннса (1975), знахари РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· племен, живущих РІ Нигерии, также РІ течение нескольких столетий СЃ успехом применяли противооспенную вариоляцию. Как только кто-либо РІ деревне заболевал РѕСЃРїРѕР№, знахари собирали всех родственников заболевшего Рї делали каждому РёР· РЅРёС… небольшой разрез РЅР° СЂСѓРєРµ, втирая РІ него РіРЅРѕР№, взятый РѕС‚ больного РёР· оспенных пустул, затем замазывали ранку медом. Нередко таким путем удавалось предотвратить эпидемии.
Предпринимались Рё карантинные меры. Так, РІРѕ время эпидемий холеры, РѕСЃРїС‹, РіСЂРёРїРїР° Рё РґСЂСѓРіРёС… инфекций РІ Рфиопии прекращалось движение людей РёР· пораженной Р·РѕРЅС‹ РІ РґСЂСѓРіРёРµ части страны, РЅР° границе этой Р·РѕРЅС‹ ставились вооруженные стражники. Р’Рѕ время крупных эпидемий император СЃРѕ СЃРІРѕРёРј РґРІРѕСЂРѕРј, Р° также зажиточная часть населения покидали столицу Рё переселялись высоко РІ РіРѕСЂС‹.
Во время эпидемий оспы жестокие меры принимали галла и сомалийцы: при обнаружении больного оспой в каком-нибудь доме этот дом сжигали.
Приемы и меры борьбы с заразными болезнями, имевшие рациональную основу, «уживаются» в традиционной М. с самыми фантастическими представлениями об их природе. Так, африканский ученый О. п’Биттек (1979) пишет, что, по верованиям центральных луо — народа Восточной Африки, эпидемии и эпизоотии чумы и других эпид, заболеваний (их называют «джок») насылаются скопищем карликов, передвигающихся по ночам, на те селения, жители к-рых погрязли в зависти, злобе и других пороках.
Таким образом, традиционная медицина явилась концентратом народного опыта РІ сфере медико-гигиенической деятельности, РІ Рє-СЂРѕРј отражены Рё эмпирические знания, Рё сопутствующие РёРј религиозные концепции; РѕРЅР°, несомненно, стала РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ Рњ. многочисленных своеобразных цивилизации, Рє-рые РІ разное время сложились РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… регионах континента — РѕС‚ Алжира РґРѕ Южной Африки, Рё Рѕ Рє-рых приходится судить РіР», РѕР±СЂ. РїРѕ археологическим находкам (РёС… СЃ каждым РіРѕРґРѕРј становится РІСЃРµ больше). Р’ начале 2 тысячелетия РґРѕ РЅ. СЌ., РїРѕ археологическим данным, возникли примитивные формы государственности РЅР° территории современного Судана. Впоследствии здесь сложились могущественные государства РљСѓС€ (2 тысячелетие РґРѕ РЅ. СЌ.), Напатское (1 тысячелетие РґРѕ РЅ. СЌ.), Р° затем Мероитское царства, РіРґРµ РЅР° территории столицы (Рі. Мероэ) еще РІ 6 РІ. РґРѕ РЅ. СЌ. действовали железоплавильные печи. РќР° территории соседней Рфиопии возникло государство РђРєСЃСѓРј, предположительно РІ середине 1 тысячелетия РґРѕ РЅ. СЌ., оставившее нам грандиозные обелиски — стелы СЃ надписями РЅР° древнеэфиопском Рё РґСЂСѓРіРёС… языках. РќР° западе континента, РЅР° смежных территориях современных Мавритании Рё Мали, РІ 4 РІ. РЅ. СЌ. сложилось государство Гана, Рє-СЂРѕРµ РІ арабском тексте 9 РІ. называется страной золота (поставлялось РІ страны Средиземноморья).
РќР° Гвинейском побережье, РЅР° территории современной Нигерии, обнаружена археологическая культура РќРѕРє: найденные терракотовые головы выраженного африканского типа, скульптурные изображения животных, украшения РёР· жемчуга, фрагменты железных изделий отнесены Рє 900 Рі. РґРѕ РЅ. СЌ.— 200 Рі. РЅ. СЌ. Наследником культуры РќРѕРє, очевидно, явился РіРѕСЂРѕРґ-государство Рфе (расцвет РІ 14 РІ.), Рѕ достижениях культуры Рє-СЂРѕРіРѕ свидетельствуют скульптуры РёР· терракоты Рё Р±СЂРѕРЅР·С‹, керамические мостовые. Р’ Южной Африке РІ 1 тысячелетии РЅ. СЌ. возникла культура Зимбабве; появление здесь государства, начало золоторазработок Рё каменного строительства относят Рє 8 РІ. Рљ сожалению, современная наука еще РЅРµ располагает сведениями, позволяющими реконструировать системы мед. представлений Рё мед. практики, сложившиеся РІ древних африканских цивилизациях Рє СЋРіСѓ РѕС‚ Сахары.
О древнеегипетской М.— см. в следующем разделе — «Медицина древних цивилизаций».
Остальные разделы статьи "Медицина":
- Введение
- Возникновение медицины и ее развитие в первобытном обществе
- Традиционная медицина народов Африки
- Медицина древних цивилизаций
- Медицина цивилизаций Древнего Востока
- Медицина цивилизаций древней Америки
- Медицина античного мира
- Медицина в феодальном обществе
- Медицина Нового времени (17—18 вв.)
- Медицина 19 века
- Медицина 20 века
- Медицина народов РЎРЎРЎР
- Медицина народов Закавказья
- Медицина народов Средней Азии
- Медицина народов, населявших европейскую часть СССРв эпоху феодализма
- Медицина в России в 17 веке
- Медицина в России в 18 веке
- Медицина в России в первой половине 19 века
- Медицина в России во второй половине 19 — начале 20 века
- Медицина РІ РЎРЎРЎР
xn--90aw5c.xn--c1avg
Маленькие африканские птицы помогают охотникам в поиске мёда
Учёные из Кембриджского университета выявили удивительный вид сотрудничества людей и птиц: когда люди разговаривают, маленькие африканские птицы, которых называют медоуказчики, слушают их и даже понимают.
Так, специалисты выяснили, что медоуказчики в северной части Мозамбика понимают, что, когда человек издаёт специальный звук, напоминающий трель, он хочет найти дикий пчелиный улей и вкусный мёд. Птицы, услышавшие эту трель, часто приводят искателя мёда прямо к "гнезду", взамен получая награду — сотовый мёд.

Тот самый медоуказчик, который помогает человеку найти пчелиный улей.Фотография Claire N. Spottiswoode.
Учёные описывают "работу" птиц так: они летают от дерева к дереву, зовя за собой и ведя человека к месту пчелиного улья. Затем действует человек (его задача весьма непростая) — он должен извлечь то самое гнездо.
Такое необычное партнёрство возникло, по словам биологов, из-за взаимодополняющих навыков человека и птицы, и одновременной нехватки их друг у друга. Медоуказчики хорошо преуспевают в поисках ульев пчёл, но они не способны сами достать вкусное угощение. Людей пчёлы тоже жалят, но для птиц укус разозлённого насекомого может быть смертельным.
Поэтому птахи и сотрудничают с людьми, которые с помощью топора отделяют пчелиные "гнёзда" от деревьев, затем разжигают костры, выкуривая пчёл дымом. Однако люди "не так хороши в поисках этих сладких источников", говорит руководитель исследования Клер Споттисвуд (Claire Spottiswoode) из Кембриджского университета.

Люди используют для призыва птиц особый звук, которому их научили отцы.Фотография Claire N. Spottiswoode.
Взаимодействие между одомашненными видами животных и людьми уже хорошо известно, но "увлекательный факт в случае медоуказчиков заключается в том, что оно характеризует такие же отношения между дикими животными и людьми", сообщает биолог Клаудия Уошер (Claudia Wascher) из Университета Англии Рёскина.
По её словам, оно не было описано никогда ранее. Хотя научное исследование и является новым в этом отношении, само взаимодействие и общение людей с такими пернатыми новым всё-таки не назовёшь: медоуказчики и люди сотрудничают в Африке таким образом уже на протяжении тысячи лет, если не больше.
Предыдущие исследования в Танзании и Кении показали, что люди находят мёд гораздо быстрее, если они получают указания от птиц, но Споттисвуд и её коллеги хотели изучить именно двухстороннее взаимодействие.
Они пригласили для участия в исследовании несколько собирателей мёда среди людей яо, живущих на территории национального парка Ниасса в Мозамбике. Яо ловят рыбу и занимаются сельским хозяйством, но у них достаточно мало денежных средств, поэтому дикий мёд служит для них важным источником калорий. Кроме того, и среди людей яо есть сладкоежки.
Охотники мёда для призыва птиц используют особый звук, которому их научили их отцы. Пока птицы указывают им дорогу, а люди идут вслед за ними, они по-прежнему продолжают издавать этот звук, тем самым поощряя усилия пернатых. Отмечается, что такой призыв птиц используется исключительно для "охоты" на мёд.

Взаимовыгодное сотрудничество – птицы находят улей, а люди достают мёд – и привело к такой необычной дружбе, считают учёные.Фотография Claire N. Spottiswoode.
Биологи также выяснили, что медоуказчики в три раза чаще указывали путь к пчелиному улью, если они на протяжении всего пути слышали непрерывный звук (особую мелодию) человека, нежели просто посторонние звуки. Результаты исследования показали, что "существует связь между людьми и дикими животными, свободно проживающими в этой же местности", и которые понимают человека, говорит Споттисвуд.
По мнению исследовательницы, вероятно, медоуказчики рождаются с некоторой склонностью направлять других к мёду, но они также должны учиться интерпретировать сигналы, используемые местными жителями.
Новое исследование является важным подтверждением сотрудничества между птицами и людьми, говорит Брайан Вуд (Brian Wood), антрополог из Йельского университета. В настоящий момент он совместно с Споттисвуд работают над изучением того, как собиратели мёда в других местах Африки сигнализируют медоуказчикам о своих нуждах.
Необычный звук, призывающий птиц на помощь в поисках мёда, можно услышать в этом видео:
В
В
Рсследование было опубликовано РІ научном издании Science.
Рсточник: cam.ac.ukanimalworld.com.ua
Мед Африканских - Buy Product on Alibaba.com
На самом деле, когда мед извлекается из гребень, это в жидком виде. Только от процесс кристаллизации делает жидкости сырья мед стать creamed мед.
В
Мед был почитаем свой удивительный вкус и пользы для здоровья для тысяч лет. Археологи изучения древний Египетский гробницы обнаружили много интересных вещей когда они раскопали мумии и скелеты. Например, Египетский королей тела были размещены в деревянных судов, на теории, что доставка возьму их от этой жизни к следующему. Сопровождающие их в этих гробницы были золото, серебро, артефакты, и мед!
В
Что было замечательно было то, что, хотя, конечно, органов было разложить, золото, серебро, Рё медом были РІСЃРµ еще там Рё мед РЅРµ была испорчена. Рто РЅРµ удивительно этот удивительный натуральные пищевые был заветной РЅР° протяжении всей истории. РћРЅ остался нетронутой без охлаждения, ли теплым или холода.
Мед, как оказывается, является природный антибиотик. Пищевой портит потому что бактерий и других микроорганизмов сломать пищи. Но мед отличается тем, что бактерий не сломать мед, и не может вырасти и процветать там. В самом деле, мед "ест" бактерий. Люди начинают разрабатывать вновь признательность за природный антибиотик свойства меда.
РћРЅ СѓР¶Рµ давно используется как народное средство для повседневного порезы Рё царапин. Рта практика был довольно распространено перед дней антибиотик кремов, Р№РѕРґР° Рё mercurochrome, Р РѕРЅ работал очень эффективно Рё быстро.
Кроме того, что природный антибиотик, мед потрясающе источник B комплекс витаминов, а также минералы и вещество называется прополис. Прополис типа природных смолы, что пчелы собирают sap потоков, деревьев почки, и других растительных источников. Пчелы использовать его для уплотнения от нежелательных разрывы в их улье. Прополис отталкивает бактерии, и содержит некоторые перекись водорода а также аминокислот и природных сахаров.
Природных сахаров найдены РІ прополиса РІ мед сломался, Рё усваивается организмом очень медленно. РР·-Р·Р° этого даже диабетики РјРѕРіСѓС‚ использовать скромный количества мед РІ РёС… ежедневный рацион РЅРµ вызывая опасных шипы сахара РІ РєСЂРѕРІРё.
Столовую ложку мед взяты один или два раза в день позволяет Средний взрослый чтобы воспользоваться много полезные свойства сырой мед. Многие люди пользуются его в чай.
Есть много различий между сырья и меда обычно встречаются в магазинах. Продуктовый магазин мед делает сказать "натуральный" на этикетке, и это правда, в том, что она исходит от пчел. Однако, мед купили из продуктового магазина был пастеризованное, в отличие от сырого мед.
Мед затвердевает в течение нескольких недель, превращаясь в "Мед масло" в его естественный прогресс. Вы можете легко превратить его обратно в жидкость поставив банку в кастрюлю с горячей воды для некоторое время. Таким образом, он будет легко распространения на тост или дождь на зерновых еще раз.
Мед, которые РІС‹ покупаете РІ продуктовый магазин, или РІ РґСЂСѓРіРѕРј месте вам что-то РґСЂСѓРіРѕРµ, чем свежий мед, был вареная для улучшения его СЃСЂРѕРє годности. Ртот процесс разрушает РјРЅРѕРіРѕ питательных веществ Рё ферменты РІ сырой мед Рё включает мед РІ то, что РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј альтернативный источник углеводов, как белый сахар. Последнее, что большинство западных РЅСѓР¶РЅРѕ, это более пустой углеводы РІ РёС… диет!
Преимущества сырой мед (который был все, что было доступно для большинства истории) были превозносил в Святой тексты несколько мировых религий, в том числе Торы, Библия, и Корана. Когда эти тексты говорить о чудес меда, они были по определению со ссылкой на сырье, непастеризованное мед.
Сырье мед чудо пищи, которую вы можете держать прямо на вашей кухне как все цели, природный антибиотик для вашего внутренности и снаружи. Мед была использована для борьбы болезней, как простуды, гриппа, и других вирусов. Он был использован бороться язвы также. Просто две чайные ложки сырой мед каждый день может быть очень полезно для тех, с язв.
Свежий мед, который содержит минимальное количество различных пыльцы и некоторые крошечные восковые частицы, является весьма желанной тех, кто страдает от аллергии. Считается, что пыльца содержащийся в сырых мед Снижает чувствительность к сезонной аллергии.
Раны гели были разработаны РІ последние РіРѕРґС‹, которые содержат свежий мед, Рё РѕРЅРё получили утверждение регламента для использования РІ СѓС…РѕРґ ран. Рти гели используются для Р±РѕСЂСЊР±С‹ лекарственно кожных инфекций, таких как страшный MRSA (метициллин-устойчивый золотистый стафилококка), Рё может иметь РґСЂСѓРіРёРµ медицинских целях. Антибиотик свойства сырой мед результат РѕС‚ его РЅРёР·РєРѕР№ активности РІРѕРґС‹, его перекись РІРѕРґРѕСЂРѕРґР° эффектов, низкая ph (повышенной кислотностью), Рё наличие вещества РїРѕРґ названием methylglyoxal.
Следует отметить, что мед не должно быть fed для младенцев до одного года. Молодой младенцев пищеварительной системы не в состоянии уничтожить ботулинического эндоспоры которые содержатся в меду, Ресть небольшой риск того, что они могут контракт ботулизма. Однако, как только они достигают возраст от 12 месяцев, младенцы имеют пищеварительного тракта, которые способны безопасно переваривания мед, и может начать включения этот удивительный пищи в их рационе.
Р’ то время как мед отдельно удивительный природный, РєРѕРіРґР° РІ сочетании СЃ хорошей общего питания, Рё РґСЂСѓРіРёРµ витамины (как витамин c), это чрезвычайно мощный промоутер отлично, крепкого Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ. Рто легко найти информацию Рѕ свежий мед, РЅРµ только РІ Рнтернете, РЅРѕ РІ местном библиотеки, Р° также. После того, как РІСЃРµ, РјРЅРѕРіРёРµ преимущества сырой мед были превозносил для сотни лет РґРѕ прибытия Рнтернета, Рё РѕРЅ будет продолжают удивлять как новый использует обнаружены для этой замечательной природный целитель.
Преимущества африканских мед как готовый РїСЂРѕРґСѓРєС‚ сам или РІ качестве сырья огромен!! Рто РѕРґРёРЅ РёР· наших специальностей
russian.alibaba.com
Смотрите также
- Рыжиковый мед
- Мед калган
- Калган мед
- Ггмк мед
- Мед канцелярия
- Мордовский мед
- Заброс мед
- Мед тутовника
- Мыться медом
- Кава мед
- Медуница мед