Местное – значит, качественное! Бурятский мед


Пчеловодство Бурятии

Подробности Категория: Пчеловодство в мире Просмотров: 2055

 

Пчеловодство Бурятии Бурятия располагается на юге Восточной Сибири, на границе с Монголией.

Климат для пчеловодства Бурятии

 В Бурятии несмотря на суровость климата в 15 районах  из 21 занимается пчеловодством.

 

 Для территории Бурятии характерен резкоконтинентальный климат с большими годовыми и суточными колебаниями температур воздуха и с неравномерным распределением атмосферных осадков по сезонам года.

Абсолютные значения температуры воздуха: минимум -50*С.,.-55*С, максимум +36°С...-+-38'С.

Годовое количество осадков равняется 250-300мм. в год.

Продолжительность зимовки пчел в Бурятии составляет порядка 6 месяцев. Постановка пчел на зимовку осуществляется в первой половине октября примерно 10-15 октября, а выставка пчел приходится на конец марта, примерно 25-30 марта. Из-за сильных морозов зимовка пчел в условиях Бурятии возможна только в специальных помещениях.

 

Пчеловодство Бурятии

 

В Бурятии насчитывается не менее 8 000 пчелосемей от которых получают 250-290 тонн меда.

На пчеловодство Бурятии, оказывает влияние не только природно-климатические условия или обеспеченность медоносами, но и традиционно-этнический фактор. Это проявляется в томчто пчеловодство в основном развито в районах преимущественного расселения пришлого населения, для которого пчеловодство является традиционным занятием.  В некоторых районах, где природные условия вполне благоприятны для развития пчеловодства, например Тункинском пчеловодство развито слабо.

На территории Бурятии возможно создание крупных промышленных пчелохозяйств, которые ранее в Бурятии уже существовали (1200 пчелосемей) товарно медового, опылительного и разведенческо –племенного направления.

 В Бурятии можно выделить следующие пчеловодные зоны.

Стенная зона – где возможно создать промышленные пасеки медово-товарного и разведенческого направлений. В данную зону можно включить следующие районы: Селенгинский, Кяхтинский и Джидинский.

Природные условия степной зоны отличаются высокой засушливостью. Годовое количество осадков  здесь составляет 250-300 мм. Зима очень холодная, снежный покров 10-20 см, бывают бесснежные зимы. Амплитуда колебаний температуры воздуха, велика: абсолютный максимум 40*С, абсолютный минимум - 51*С. Тем не менее, теплообеспечснность степной зоны высокая.

Степная растительность в условиях засушливого климата не позволяет обеспечить пчелохозяйства достаточным количеством дикорастущих медоносов. В то же время степная зона отличается наличием больших площадей сельхозугодий, на которых возможен посев энтомофильных медоносных культур (донника, фацелии, гречихи и др.).

Лесостепная зона пригодна для создания коммерческих стационарных и кочевых пасек. Местность богата дикорастущими степными и лесными  медоносами, особенно леса.  В эту зону можно включить Бичурский, Мухоршибирский, Тарбагатайский, Иволгинский, Занграевский, Прибайкальский, Кабзнский и Тункинский районы. Теплообеспеченность лесостепной зоны хорошая. Количество осадков от 300 до 120мм. 

Таежно-стенная зона хороша для приусадебного преимущественно кочевого пчеловодства медово-товарного направления на естественных медоносных угодьях. В состав этой зоны можно включить: Закаменский, Кижингннский, Хоринский, Еравиинскнй, Баргузииский и Курумканскнй. Природные условия данной зоны отличаются тем, что большая часть территории входящих в эту зону районов представляет собой горную тайгу с небольшими участками степи, как правило, расположенных в межгорных котловинах (например, Баргузннская долина). Климат степных участков засушливый — 230-300мм..осадков в год, Теплообеспеченность здесь хуже, чем в степных районах. Безморозный период - 87-99 дней. Зима малоснежная. Пчеловодство в этих районах развито слабо. Здесь возможно развитие в основном любительского (приусадебного) пчеловодства на преимущественно дикорастущих медоносах тайги и увлажненных лугов, что обуславливает кочевой характер пчеловодства.

Горно-таежная зона очагового пчеловодства медового направления основана на дикорастущих медоносах. В состав этой зоны можно включить районы: Окннский, Северобайкальский, Муйский и Баунтовский.  Территорию горно-таежной зоны занимает горная тайга, природные условия которой, большей частью совершенно не подходят для ведения пчеловодства, из-за низких температур и увлажнения близкого к избыточному. Осадков здесь выпадает 300-400мм, что в условиях низкой теплообеспечености приводит к переувлажнению. Средняя температура июля здесь составляет 13-14'С, на высокогорных пастбищах 10-1l'C. Безморозный период в высокогорьях может составлять от 35 — 60 дней до 50-117 дней. Ранние заморозки бывают в середине августа, поздние — в середине июня. В этой зоне возможно только очаговое кочевое или пакетное любительское пчеловодство. Для ведения очагового пчеловодства подходят горные долины и котловины (например, Верхнеангарская или Муйская) с менее суровым климатом. Остальные территории этой зоны - высокогорья Окинского района и горная тайга Витимского плоскогорья непригодны для ведения пчеловодства из-за сурового климата.

В Бурятии в настоящее время крупных промышленных пасек нет. По количеству пчелосемей преобладают небольшие пасеки размером до 10 пчелосемей, доля которых достигает 50%, 70 % пасек кочевые.

Продуктивность пчелосемей изменяется в широких пределах от 5 до 50 кг и зависит от множества факторов. Зимовка пчел организуется в зимовниках или подсобных помещениях, часто в подполе дома. В зиму оставляют 15- 25 кг меда. Основным типом ульев на пасеках Бурятии является улей Дадан, вторым по распространенности типом ульев являются ульи-лежаки. Многокорпусный улей мало распространен на пасеках.

Основная масса пчеловодов в возрасте 40-45 лет, а также пенсионеры 70-75 лет.

Из заболеваний пчел чаще всего встречаются варроатоз и аскосфероз. Встречается на пасеках и восковая моль

Популярные сорта меда Бурятии - гречишный, донниковый, фацелиевый мёд, мед из разнотравья.

Правительство предпринимает меры к развитию пчеловодства в общем контексте развития АПК Бурятии.

 

Перспективы пчеловодства Бурятии

 Пчеловодсто Бурятииимеет хорошие перспективы для развития, но требуется учитывать некоторые факторы. На основе оценки медоносной растительности Западного Забайкалья можно утверждать, что - количество товарного меда производимое в Бурятии в настоящее время почти в 20 раз меньше возможного медосбора только с территории центральных и южных районов. Тем не менее большая часть пчеловодов оценивают медоносные ресурсы как недостаточные. В отдельных районах с развитым пчеловодством (Бичурскнй, Мухоршибирский) общее количество пчелосемей, близко к насыщенному и без улучшения медоносной базы дальнейшее увеличение общего количества пчелосемей здесь невозможно.

Пчеловодству Бурятии хватает и проблем которые надо решить

Трудности с приобретением пчел для расширения или организации новых пасек – привозные пакеты не выдерживают зимовки и могут использоваться только при «пчеломорной» сис теме пчеловодства. Для товарных пасек на постоянной основе требуются пчелы приспособленные к местным условиям.

Высокая заболеваемость пчел и отсутствие ветеринарного обслуживания пасек.

Недостаточные площади посевов медоносных культур.

Отсутствие методической помощи пчеловодам в уходе за пчелами и недостаток самоорганизации пчеловодов Бурятии.

Проблемы с реализацией произведенной продукции, что характерно для большинства регионов России. Большие возможности для реализации меда и продуктов пчеловодства открывает экспорт в Монголию, Китай.

Смотрите так же

Медоносная база пчеловодства Республики Бурятия

Пчеловодство в Красноярском краеПчеловодство в Иркутской области

Пчеловодство в Новосибирской области

 

Пчеловодство в Томской областиПчеловодство в Якутии

 

  • < Назад
  • Вперёд >

ylejbees.com

О пчеловодстве Бурятии - Третьего не дано…

Нашел свой старый отчет, в котором изложены результаты обследования пасек Бичурского и Мухоршибирского районов. Эти результаты были опубликованы в журнале «Пчеловодство» в 2004 году, а в 2005 году я защитил кандидатскую по этой теме. Более 10 лет прошло с тех пор, но, думаю, ситуация мало изменилась, а если и изменилась, то, наверняка, не в лучшую сторону. Еще раз надо бы проехаться по старым местам, посмотреть как обстоят дела.

Дополнительные замечания, уже с современной точки зрения, буду делать в скобках, курсивом, как говорится, «курсив мой».

Результаты исследования были изложены в журнале "Пчеловодство", в кандидатской диссертации, и затем в монографии, которая на снимке. На нижней фотографии пчеловоды из Бичуры, кочевая пасека между селами Новосретенка и Мотня Бичурского района.

«Современное состояние отрасли пчеловодства на территории Бичурского и Мухоршибирского районов Республики Бурятия»

В июле прошлого года (2003 год) на средства гранта Министерства образования Республики Бурятия, нами было проведено исследование по проекту «Эколого-экономическое обоснование развития пчеловодства Бичурского и Мухоршибирского районов Республики Бурятия». На территории указанных районов проводился опрос пчеловодов путем анкетирования. Анкета включала в себя 40 вопросов характеризующих пчелохозяйства (их размеры, количество товарного меда, материально-техническое обеспечение и т.д.), имеющуюся комовую базу (основные медоносы, период их цветения, наступление главного медосбора), технологию пчеловождения и квалификацию пчеловодов, заболеваемость пчел и реализацию пчелопродукции. В анкетах также предусматривались предложения пчеловодов, направленные на развитие данной отрасли в районах, где проводился опрос и в республике в целом. В результате проведенного опроса был получен обширный материал, характеризующий современное состояние пчеловодства в Бичурском и Мухоршибирском районах республики. Данный материал по аналогии может характеризовать состояние отрасли также и в других районах республики.

В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты. По форме собственности преобладают частные пасеки, доля которых составляет 90% от общего количества пчелохозяйств, на общественные приходится только 10% хозяйств. По количеству пчелосемей преобладают небольшие пасеки размером до 10 пчелосемей, доля которых достигает 50% (когда я сообщал старым пчеловодам, что в США пчеловод-фермер содержит 1000 пчелосемей, они удивлялись, говорили, что мол, как такое может быть). Количество товарного меда, полученного на пасеках в 2002 году колеблется от 10 кг. до 2000 кг. на большинстве пасек среднее количество товарного меда составило 150-300 кг. Обеспеченность пасек специальными постройками низкая. Зимовник, сотохранилище имеют только 33% пчелохозяйств (кустарщина, в общем, а не отрасль). Следует заметить, что на небольших пасеках (до 10 пчелосемей) строительство зимовников нецелесообразно (они обычно зимуют в приспособленных для этого помещениях, чаще всего – в подпольях домов).

Статья в журнале "Пчеловодство", №5, 2004 год.

Основными медоносами на территории районов являются: донник желтый, гречиха, люцерна, клевер, чабрец, астрагал, кипрей, багульник, ива и др. Главный медосбор обеспечивается донником желтым, который произрастает на тысячах гектаров залежных земель. Этот донник является самосевным, его продуктивность несколько ниже, чем у посевного. Площади культурных посевов донника небольшие: в Бичурском районе – 2300 га, в Мухоршибирском – 2400 га. Нами были определены примерные сроки наступления и окончания главного медосбора: для Бичуры – с 15 июля по 15 августа, для Мухоршибири – с 15 июля по 20 августа. Большинство пчеловодов (62,5%) охарактеризовали кормовую базу в пределах своих населенных пунктов, как недостаточную. В то же время практически не используются лесные медоносные ресурсы. В частности не используется ранний весенний медосбор с багульника розового (рододендрона даурского), цветущего во второй половине мая. Перевозку пчел к медоносам в летнее время практикуют до 70% пчеловодов. Они перевозят пчел на расстояние от 5-6 до 50-60 км. По словам пчеловодов, перевозить пчел на медоносы выгодно. По результатам анализа проведенного опроса продуктивность кочевых пасек выше примерно в 2 раза, чем стационарных.Кочевая пасека в местности "Залаты" между селами Дабатуй и Амгалантуй Бичурского района. Это пчеловоды из Петровск-Забайкальского района. На пасеке 84 пчелосемьи. Пчеловод Сафонов в течение сезона активно кочует, используя и весенний медосбор с багульника и летний медосбор с донника желтого. Кстати, его сын позже защитил диссертацию кандидата биологических наук, тема связана с оценкой хозяйственно-полезных свойств пчел окской пророды в Забайкалье. Я сообщал о его работе несколько лет назад под тегом "пчеловодство".

На большинстве пасек (до 54%) пчелы содержатся в двухкорпусных ульях Дадана (вертикальный улей, состоящий из двух корпусов поставленных друг на друга), на 25% пасек используются «лежаки» (горизонтальный улей, длина которого в 2 раза больше чем у дадановского двухкорпусного, рост семьи происходит в горизонтальном направлении, в данном случае не нужно ставить второй корпус сверху), на 8% - многокорпусные (4-5 меньших по размеру корпусов, поставленных друг на друга), на остальных - смешанные системы ульев. «Лежакам» отдают предпочтение в основном пенсионеры, которым трудно поднимать тяжелые вторые корпуса. Относительно применения многокорпусных ульев мнения пчеловодов разделились. С одной стороны с ними удобно работать, с другой они неудобны при перевозке (из-за большой высоты, смещения корпусов и отваливания дна при подъеме улья). Двухкорпусные ульи являются традиционно-привычными для большинства пчеловодов. Сила пчелосемей (количество пчел в улье) весной на 54% пасек достигает 8-10 рамок. К главному медосбору на 29% пасек сила пчелосемей достигает 20-24 рамок (это два корпуса двухкорпусного улья или полностью освоенный пчелами «лежак»). На 62,5% пасек в роевой период (конец июня – начало июля) роений допускается, на 37,5 пасек роение стараются не допускать. На 66,6% пасек кормовой мед в зиму заменяется на сахар, на 33,4% пасек кормовой мед на сахар не заменяется. Часть пчеловодов сахаром заменяют некачественные корма или пополняют недостаток кормового меда, давая пчелам по 5-10 кг. сахара. Результаты анкетирования показывают, что лучше зимуют пчелы на пасеках, где мед на сахар не заменяется. На большинстве пасек (29%) в зиму оставляется до 15 кг. меда, на 20% пасек в зиму оставляется до 25 кг. меда, на остальных – от 10 до 30 кг. кормового меда. Судя по результатам опроса, оптимальным является количество кормового меда в пределах от 15 до 20 кг.На 45,8% пасек пчелы зимуют в подпольях (под полом жилых домов), на 33,3% пасек в качестве зимовников используются приспособленные помещения, на 16,6 % пасек есть надземные зимовники и на 4,1% - полуподземные.Продуктивность пчелосемей на 41,6% пасек достигает 30-40 кг., на 29,3% пасек – 50 кг. и более, на 20,8% - 20-30 кг. товарного меда от одной пчелосемьи. Наибольшее количество меда получают пчеловоды, применяющие кочевку на медоносы.Большинство пчеловодов (62,5%) являются самоучками и только около 20% пчеловодов окончили курсы пчеловодов. По возрастным группам преобладают пчеловоды 40-45 лет (29,3%), а также пенсионеры 70-75 лет (25%). По словам пчеловодов, молодежь пчелами не интересуется (вот почему, в том числе, я думаю, что ситуация сейчас несколько хуже, все-таки прошло более 10 лет). Квалификацию пчеловодов может характеризовать продуктивность пчелосемей, которая на большинстве пасек довольно высока – 30-40 кг. с одной пчелосемьи, что говорит о достаточно высокой квалификации пчеловодов. Улучшить свои знания по пчеловодству выразили желание 66% пчеловодов, в основном младших возрастов (пенсионеры, помню, говорили, что им уже ни к чему).Из заболеваний пчел (как некоторые говорят какие, мол, у пчел болезни, они же пчелы, однако у пчел тоже есть болезни) встречаются варроатоз (клещ Варроа, который распространился у нас на пасеках в 80-е годы) и аскосфероз (грибковое заболевание). Встречается на пасеках и восковая моль (в то время она только появилась на наших пасеках и была сущим бедствием). Профилактическую обработку пчел проводят 96% пчеловодов. Большой урон пчеловодству, в настоящее время наносят восковая моль и аскосфероз, с которыми еще не научились бороться. Один пчеловод, помню, делился со мной своим опытом, как он борется с клещем Варроа. Беру, говорит, шланг, присоединяю его к выхлопной трубе своей «Нивы» и пускаю выхлопные газы в улей с пчелами, через некоторое время клещ начинает сыпаться с пчел. Ужас, как говорится, "тьма египетская".Большинство пчеловодов (79,2%) производят только мед и воск, 20% получают еще и прополис. Других пчелопродуктов на пасеках не производят, хотя были отдельные попытки сбора цветочной пыльцы и получения пчелиного яда (самый дорогой продукт в пчеловодстве, счет здесь идет на граммы). Мед – это самый дешевый продукт в пчеловодстве.Пчеловоды, у которых более 20 пчелосемей стараются реализовывать мед на центральном колхозном рынке по рыночной стоимости (таких пчеловодов 37,5%). Услугами посредников пользуются 25% пчеловодов, реализуя мед по закупочным оптовым ценам. Многие пчеловоды выражают желание, чтобы мед у них кто-то закупал, по типу существовавших ранее заготконтор. В то же время многие указывают на то, что невозможно получить место на рынках для самостоятельной продажи меда. Пчеловоды, у которых количество пчелосемей менее 10, производят мед только для себя и своих знакомых. Кстати, мед легко подделывается. Большинство подделок – на основе сахарного сиропа. Поэтому не следует покупать мед в случайных местах, у случайных людей. Я бы советовал покупать мед на центральном рынке или в так называемой, еще по старому, «конторе пчеловодства», т.е. ЗАО «Пчеловодство Бурятии». Туда мед сдают на реализацию реальные пчеловоды, а не виртуальные, придорожные. Типичным признаком некачественного меда является то, что он жидкий в любое время года.

В результате проведенного исследования были выявлены следующие проблемы:1. Трудности с приобретением пчел для расширения или организации пасек.2. Низкое материально-техническое оснащение пасек (как я уже сказал ранее, кустарщина).3. Высокая заболеваемость пчел и отсутствие ветеринарного обслуживания пасек.4. Недостаточные площади посевов медоносных культур.5. Отсутствие методической помощи пчеловодам в уходе за пчелами и недостаток специальной литературы (сейчас эту проблему, наверное, решил интернет).6. Проблемы с реализацией произведенной продукции.

По результатам проведенных исследований нами была составлена программа развития пчеловодства в перечисленных районах и в республике в целом (только она, конечно, никому не нужна). Подготовлен также ряд статей (ряд, это, конечно, громко сказано, да и то, что было подготовлено, не было опубликовано), информирующих пчеловодов о методах борьбы с восковой молью и аскосферозом.Следует отметить также, что при проведении опроса первое, что бросалось в глаза, это крайняя разобщенность и неорганизованность пчеловодов (что есть, то есть, здесь каждый сам по себе), а иногда и полное отсутствие статистических данных о состоянии отрасли пчеловодства в районах (сейчас эта участь наверняка постигла все наше сельское хозяйство, поскольку в большинстве своем оно представлено частным сектором). Можно сказать, что отрасли пчеловодства, как таковой, у нас не существует, т.к. нет ни контроля, ни информации о ее состоянии, ни управления ее развитием. Пчеловоды предоставлены сами себе, их проблемы никого не интересуют, а пчеловодство представляет собой один из народных промыслов. В настоящее время в Бурятии необходимо создание Ассоциации пчеловодов на районном и республиканском уровнях (ну поскольку такой Ассоциации как не было так и нет, значит нашим пчеловодам это не надо, они предпочитают сами выживать, кто как может, хотя много лет назад, я помню даже на федеральном уровне пытались ввести закон о пчеловодстве, не знаю, ввели или нет), которая занималась бы управлением и контролем развития пчеловодства в республике, а также элементарным сбором, необходимой для этого, достоверной статистической информации.Слышал, что в Монголии развивают пчеловодство, съездить бы, посмотреть. В Китае оно давно и очень хорошо развито.

alexey-gladinov.livejournal.com

Мед Бурятии, пасека Божко Галины, Улан-Удэ: отзывы в интернете, адрес, телефон

Основная информация о компании

Координаты GPS

Координаты GPS:

107.675988      51.822795

Адрес Мед Бурятии, пасека Божко Галины

Адрес:

Место расположения организации

Расположение:

1 этаж; комплекс Крестьянский

Телефон Мед Бурятии, пасека Божко Галины

Телефон:

+7 ХХХ ХХХ-ХХ-ХХ

+79021664525, единая справочная - пн-вс 9:00-22:00

E-mail

Электронная почта:

Способы оплаты

Способы оплаты:

Оплата наличными Режим работы Мед Бурятии, пасека Божко Галины

График работы:

Пн Ср Чт Пт Сб Вс

09:00 09:00 09:00 09:00 09:00 09:00

19:00 19:00 19:00 19:00 19:00 19:00

Виды деятельности

Карта проезда до организации

Улан-Удэ, Тулаева, 108/1

1 этаж; комплекс Крестьянский

Ошибка? Отметка на карте показана неверно? Вы можете исправить ошибку в данных, указанных выше.

Дополнительная информация о компании

Код валюты

Код валюты:

RUB

www.otzywy.com

Местное – значит, качественное!: Общество: Информ Полис

Любая хорошая хозяйка знает: местная продукция – значит, качественная, свежая и по приемлемым ценам. Особенно в Бурятии, считающейся самой мясной и молочной республикой, важен критерий «местечковости» продуктов. Именно поэтому ко Дню пищевой промышленности ИД «Информ Полис» собрал в пресс-центре самых ярких представителей местных производителей и устроил презентацию продуктов, изготовленных в Бурятии и Иркутской области.

Сочные буузы, ароматный мёд, вкусное натуральное молоко и свежеиспеченный хлеб – все эти вкусности представили местные компании 17 октября в пресс-центре ИД «Информ Полис».В качестве экспертов мы пригласили известных людей республики. Звезда телеэкрана Булат Цыденешеев, звезда бурятских фильмов и КВН Жаргал Бадмацыренов и звезда фотосъёмки Марк Агнор честно попробовали абсолютно всё, что презентовали местные производители, и поделились своим мнением о качестве, полезности и вкусовых качествах еды.

Мёд от бурятских пчёлок

Ароматный мёд, буквально тающий во рту, представила компания «Пчеловодство Бурятии». Кстати, мед этой компании закупают лично для президента Монголии.

Копия ICE 9259

О полезных свойствах мёда наслышаны все – это и незаменимое лекарство при простудах, и вспомогательное средство при ухудшении здоровья, и продукт, который советуют принимать детям и пожилым.

- Мы существуем на рынке уже более сорока лет, - рассказала Татьяна Голышева, главный бухгалтер ЗАО «Пчеловодство Бурятии». – Действительно, укрепить здоровье без всяких лекарств возможно с помощью мёда. Так, мы реализуем пергу, которую иначе называют пчелиным хлебом. Это запечатанная самими пчелами цветочная пыльца, мед, прополис и маточное молочко. Пергой пчёлы выкармливают своих деток, это очень богатый продукт, рекомендуемый людям с ослабленным здоровьем. Помимо этого, у нас можно приобрести такие сорта мёда, как гречишный, разнотравный, донниковый. Наверняка многие помнят запах мёда из детства – ароматный, душистый. Такой мёд даёт посевная культура гречиха. Есть у нас и сотовый мёд, который реализуется в таком виде, в котором его произвели пчёлки.

Эксперт Марк Агнор не удержался и забрал одну банку мёда домой.

- Теперь я понимаю, чем отличается мед. Кристаллизованный мед даже лучше. Аромат и цвет отличают один мед от другого. Самый ароматный мед - гречишный, - советует известный фотограф Бурятии.

«Украинский» хлеб лучше, чем на Украине

Не нуждается в отдельном представлении ОАО «Бурятхлебпром» - одна из самых известных компаний в Бурятии, твёрдо занимающая свою нишу не только в нашей республике, но и в соседних регионах.

- В этом году наша компания отметила юбилей – 20-летие, - рассказывает Валентина Кожевникова, маркетолог ОАО «Бурятхлебпром». – Ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий у нас очень большой – более 200 наименований. Мы представляем нашу республику в Чите и Иркутской области, имеем большую сеть фирменных магазинов в Бурятии. Сейчас хотелось бы представить вам несколько наименований сахарного печенья, оно производится по ГОСТу, без добавления консервантов и красителей, мы используем только натуральное сырье. Также на сегодняшней презентации мы представили круассаны с начинкой из вареного сгущенного молока, слоеные изделия «Хрустики», кекс «Наслаждение», вафли с вареной сгущенкой, батон «Нарезной» и хлеб «Украинский».

Копия ICE 9266

Как признался телеведущий Булат Цыденешеев, он – давний поклонник продукции «БХП».

- Честно скажу, что покупаю хлеб только от «Бурятхлебпрома». Мои знакомые из Восточной Украины, приехавшие ко мне в гости, были приятно удивлены «украинским» хлебом – по их словам, такой вкусный хлеб не пекут даже на самой Украине, - говорит телеведущий.

Сладкие изделия компании тоже не оставили Булата равнодушным.

- Как всегда на высоте, - оценил он. – Хочется пожелать компании расширения ассортимента, ведь ваша продукция уже зарекомендовала себя и вызывает доверие, вкусовые качества неизменно на высоком уровне.

Пейте, дети, молоко, будете здоровы!

Натуральные молочные продукты представила компания «Белоречье». В Улан-Удэ компания известна больше как производитель яиц, однако, как рассказала Татьяна Конева, руководитель отдела продаж ООО «Белоречье», предприятие также славится своими молочными продуктами, изготовленными исключительно из натурального сырья.

- Предприятие начало свою историю в далеком 1967 году как небольшая птицефабрика. Сейчас это современная агропромышленная компания с закрытым экологически чистым циклом производств, - говорит Татьяна Конева. - Мы имеем такие сектора, как животноводство, растениеводство, секторы переработки: два завода по переработке молока, цеха по производству мясных полуфабрикатов и колбасных изделий.

Татьяна подчеркивает, что молоко производится исключительно из натурального сырья.

- К сожалению, далеко не все молоко, что мы приобретаем в магазинах, полезное и натуральное. Многие производители используют восстановленное сухое молоко, что не может не влиять на качество. Для того чтобы увеличить срок годности, они добавляют консерванты, которые негативно влияют на организм. Чем больше срок хранения, тем ниже качество – это факт, - объясняет специалист. – Мы производим молоко только из нормализованного молока путем обработки, поэтому у него остаются все его целебные свойства. Наше молоко не хранится более 12 суток. И то этого срока мы добились с помощью тюр-пака – трехслойного пакета.

Эксперты остались довольны «живым» молоком от «Белоречья».

- На презентации впервые увидел и попробовал молочную продукцию «Белоречья». Был уверен, что в основном компания производит яйца. Мне очень понравилось, думаю, теперь буду покупать «молочку» только от «Белоречья». Продукция хорошая, качественная. У йогуртов очень мягкий вкус, чувствуется, что натуральное, не из сухого молока, - говорит Булат Цыденешеев.

Продукты для всей семьи

Хорошо зарекомендовал себя в Улан-Удэ еще один иркутский представитель – группа компаний «Янта». Почти в каждом холодильнике улан-удэнской семьи найдется либо кетчуп, либо горчица от «Янты». Немудрено, что потребители так любят эту марку, ведь вся продукция «Янты» – без заменителей натуральных ингредиентов, без ГМО, из отборного качественного сырья.

Вся технология – от выращивания сырья, сбора урожая и до переработки, производства продуктов, хранения, доставки и выкладки их на полках магазинов – находится под строгим контролем специалистов группы предприятий «Янта». Все сорок лет своего существования компания производит современные продукты питания высокого качества: это и майонезы, и кетчупы, и горчицы, и куриное мясо, и молочная, и масложировая продукция.

- Большое разнообразие и высокое качество наших продуктов рассчитано на самую широкую разновозрастную аудиторию: «Янта» - продукты для всей семьи, - рассказывает маркетолог группы предприятий «Янта» Денис Фролов. – Мы с большим вниманием относимся к здоровью наших покупателей, поэтому продукты нашей компании действительно полезны: диетическое куриное мясо, молочная пахта, напоминающая по вкусу топленое молоко и содержащая множество витаминов, молочная сыворотка, о чьих чудодейственных свойствах ученые стали говорить не так давно, и многое другое.

Копия ICE 9332

На дегустацию компания представила как продукцию, уже давно полюбившуюся улан-удэнским потребителям, так и новинки, например, майонез «Классический».

- Очень мягкий, почти сметанный вкус, так и хочется добавить этот майонез к борщу, - считает наш эксперт, актер и режиссер Жаргал Бадмацыренов. – Вообще давно покупаю продукцию «Янты» - например, буузы ем только с горчицей этой марки, как, наверное, подавляющее количество жителей Бурятии.

«Ели мясо мужики...»

И, раз уж заговорили о буузах, любимое блюдо жителей и гостей республики было также представлено на презентации. Из огромного количества местных производителей только две компании решились презентовать свою продукцию на суд строгих экспертов. «За качество ответим!» - под таким девизом представили национальное блюдо две компании - ИП Морозов С.К. и «Хоол плюс».

Копия ICE 9221

- Наша компания на рынке уже 15 лет, - рассказала Ирина Сергиевич, технолог ИП Морозов. – Начинали с 12 наименований продукции, сейчас у нас уже более 40. Изготавливаем и фрикадельки, и котлеты, и тефтели, и буузы, и многое другое. Работаем на сырье местных производителей, мясо закупаем у фермеров Закаменского, Прибайкальского, Кабанского районов. Местное сырье используем принципиально, ведь если закупаешь мясо в других регионах, то никогда не знаешь, сколько оно хранилось замороженным, в каких условиях, что не может не влиять на качество. А мы к качеству нашей продукции относимся очень щепетильно.

Буузы от ИП Морозов оценил фотограф, услугами которого пользуются российские звезды и политики.

- Буузами от ИП Морозов я бы угостил всех тех, кто не ел их ранее. Они более настоящие, что ли, бурятские, чувствуется качество мяса, - поделился мнением Марк Агнор.

Пельмени и буузы также представило ООО «Хоол плюс».

- Мы работаем на рынке четыре года, - рассказал Александр Хамаганов, коммерческий директор ООО «Хоол плюс». – Хоол – по-бурятски «еда, пища». Кто хоть раз пробовал нашу продукцию, тот оценил качество и вкус. Наша продукция отличается на вкус, так как полуфабрикаты сделаны из мяса, поставляемого местными производителями, фермерскими хозяйствами, Петропавловским, Закаменским мясокомбинатами и другими поставщиками мяса Бурятии. Наша цель - поднять планку бурятского качества, чтобы наш регион знали как мясную республику далеко за пределами Бурятии. Полуфабрикаты ООО «Хоол плюс» пользуются успехом в Иркутске и Иркутской области, Забайкальском крае, вплоть до Шилкинского района, а также в Улан-Удэ и районах Бурятии. Мы ведем постоянную работу над увеличением ассортимента и качеством продукции. На сегодняшний день большой популярностью пользуется новая линейка полуфабрикатов «Монгол Хаан», детские пельмешки «Капитошка» и «Гномики», а с конца октября запускаем новые замороженные полуфабрикаты «Пироги Сибирские». Продолжая традицию выпуска здорового питания, хотим порадовать покупателя вкуснейшими пирогами, пиццами и пирожками. Фишка заключается в том, что данную продукцию нужно просто поставить в духовку и запечь. И вы получите вкуснейшие пироги или пирожки с пылу с жару. Всем приятного аппетита!

- Думаю, теперь буду брать позы от «Хоола» домой. Их приятно есть, мяса много, а самое главное, очень вкусный сок, - оценил производителей звезда кино Жаргал Бадмацыренов.

Вкусное – не значит вредное

На дегустации в качестве еще одного эксперта присутствовала Ольга Раднаева, специалист компании «Борменталь».

- Многие, начиная худеть, отказываются от мяса и других жизненно необходимых продуктов. Однако это в корне неправильно! Чтобы получить хороший результат и скинуть килограммы, не обязательно отказываться от привычной и любимой еды. Всё хорошо в меру! – считает Ольга.

белоречье-6х9-2

бурятхлебпром-6х9

морозов-6х9

Пчеловодство-Бурятии-6х9

хоол-отличный-6х9-цв

янта-6х9

www.infpol.ru

Бурятия, тибетская медицина | Моя Бурятия

Более высокой ступенью развития медицинских знаний, по сравнению с на­родной медициной, являются традиционные медицинские системы. Наиболее известными из них являются китайская, индийская и средиземноморская меди­цина. Еще на заре цивилизации врачебный опыт народов, населявших эти реги­оны, был систематизирован в крупные своды, в которых можно выделить тео­ретические основы и практические рекомендации. Они на много веков опреде­лили развитие медицины не только у себя на родине, но и в соседних и даже бо­лее отдаленных странах, связанных с ними политическими, культурными, тор­говыми отношениями.Средиземноморская медицинская традиция, отцом кото­рой считается древнеримский врач Гален (II в.), была заимствована арабами, от них она распространилась в Европу, где ее влияние прослеживалось до конца XVII в. Китайская медицина наложила свой отпечаток на развитие медицины Кореи, Японии, стран Юго-Восточной Азии, Тибета. Индийская традиция полу­чила распространение в Юго-Восточной Азии и опять же в Тибете. А тибетская медицина, в свою очередь, продвинулась далеко на север среди монгольских на­родов. Таким образом, уже на самых ранних стадиях развития медицины в стра­нах, соседствовавших с древними очагами цивилизации, происходили процессы заимствования и ассимиляции сведений из разных источников, которыми можно объяснить наличие одинаковых идей и знаний во многих медицинских системах, отдаленных друг от друга во времени и пространстве. Много общих лекарственных средств имеют и фармакопеи традиционных медицинских систем. В тибет­ских источниках упоминаются в качестве поставщиков лекарственного сырья Непал, Китай, Индия, Персия, а в названиях лекарственных растений встреча­ются санскритские, китайские, персидские, арабские, тюркские и даже латин­ские названия.Традиционные медицинские системы имеют много общих типологических черт, обусловленных закономерностями развития науки и общества в целом. Наиболее характерной особенностью этих систем является отрыв теории от практики, поскольку накопление приемов и средств лечения происходило при низком уровне знаний о строении человеческого тела и законов его функцио­нирования. Естествознание древности и средневековья еще не располагало на­дежными методами изучения человека на уровне органно-тканевой иерархии. Попытки осмысления наблюдаемых феноменов сводились к построению умоз­рительных конструкций, основанных на аналогиях с природными, социальными и бытовыми реалиями или же к переносу отдельных связей и закономерностей на все мыслимые уровни биологической организации. На более высокой ступе­ни теоретизирования биологически значимая информация так или иначе своди­лась к классификациям в рамках готовых категориальных сеток, сложившихся в лоне натурфилософских учений, как например, три гуны, инь-ян, четыре или пять первоэлементов. Наложение на эмпирический материал этих абстрактных схем уводило теорию в сторону поисков соответствий между «сущностями», со­ставляющими ядро подобных натурфилософских и религиозных учений, с одной стороны, и реально наблюдаемой биологической или медицинской феномено­логией — с другой. Теория, таким образом, замыкалась в узком логическом про­странстве, ограниченном небольшим числом комбинаций, которые допускали свойства идеальных объектов, заимствованных из мировоззренческих стереоти­пов своего времени. Отсутствие собственных естественнонаучных теоретиче­ских оснований лишало надстроечный аппарат традиционной медицины меха­низмов обратной связи с ее прикладными аспектами. Он был малопроницаем для новых идей и сохранялся без изменений в своем канонизированном первона­чальном виде и кроме своей систематизирующей роли не имел особого влияния на дальнейшее развитие медицины. Тем не менее, через призму этих искусст­венно заданных теоретических догм врачи древности сумели обобщить и опи­сать большой объем эмпирических знаний и навыков, представляющих интерес и для современной науки.Историю тибетской медицины можно разделить на несколько этапов, кото­рые хронологически совпадают с этапами политической истории Тибета (обра­зование и распад централизованного государства; распространение тибетской ветви буддизма в Центральной Азии).На первом этапе, в период образования централизованного тибетского госу­дарства происходило активное заимствование теоретических установок и прак­тических рекомендаций из всех доступных источников индийской, китайской, арабской и др. медицинских систем Древнего Востока и их адаптация к услови­ям Тибета. Результатом этого длительного процесса, который затянулся на не­сколько веков, явилось создание собственно тибетской медицинской системы, опыт которой зафиксирован в «Чжуд-ши», сохранившим за собой с XV в. вплоть до наших дней авторитет канонического трактата.Усиление центробежных тенденций в тибетском обществе в последующем привело к появлению локальных школ медицины в пределах этнографическо­го Тибета (например, чжанская, зурская). Во времена Далай Ламы V (1617-1682), когда Тибет был снова объединен, но уже под эгидой иерарховшколы гелугпа, была предпринята попытка унифицировать теоретические постулаты разных школ и провести ревизию лекарственных средств и методов лечения вошедших за последние века в практику локальных школ. Результа­том этой работы было появление обширного комментария к «Чжуд-ши» под названием «Вайдурья-онбо» и комплекта иллюстрации, известного ныне как «Атлас тибетской медицины» (Атлас… 1994). Это были последние в истории тибетской медицины крупные энциклопедического характера авторские тру­ды, посвященные комментированию и иллюстрированию всего свода медицин­ских знаний средневекового Тибета.С XVI в. в Монголии распространяется тибетская ветвь буддизма школы ге­лугпа. Переводятся на монгольский язык «Данчжур», в составе которого содер­жатся крупные трактаты по аюрведической медицине, а также «Чжуд-ши» (Чжуд-ши. 2001) и другие медицинские трактаты. При монастырях открывают­ся медицинские школы по подобию тибетских манба-дацанов.По мере усвоения теоретических положений тибетской медицины, ее стру­ктуры, терминологии, жанров медицинской литературы, монгольские лекари начинают систематизировать опыт собственной народной медицины. Их основ­ные усилия были направлены на описание, согласно тибетским образцам, ле­чебных свойств местного лекарственного сырья. В результате многовекового эксперимента в ассортименте лекарственных средств, используемых монголь­скими врачами традиционной медицины, происходит постепенное замещение импортного сырья местными видами. По данным, опубликованным в китайской печати, в практике традиционной монгольской медицины на территории совре­менной Внутренней Монголии 50% сырья имеет местное происхождение, око­ло 40% поступает из китайских провинций Юннань, Сычуань, Гуандунг, Кукунор, Синьцзяна и Тибета и лишь около 10% привозят из Индии, Таиланда, Ма­лайзии (ЭСММ. 1986. С. 12). Процент растений местного происхождения увели­чивается в традиционной медицине Монголии: на долю местных видов прихо­дится 57%, а тибетских и индийских по 11,6% и 11,26% соответственно, китай­ских — 9,56% (Баторова, Яковлев, Николаев и др. 1989. С. 92). При оценке этих данных нужно иметь в виду, что китайские авторы ограничиваются пределами только Внутренней Монголии, они не учитывают флору более северных Мон­голии и Бурятии. По мере движения вверх по меридиану процент южных видов, естественно, сокращается, что убедительно демонстрирует ассортимент лекар­ственных средств, используемых бурятскими лекарями. Собственно забайкаль­ская флора здесь составляет 85,06%; индийских видов — 3,64%; тибетских -3,46% (Баторова, Яковлев, Николаев и др. 1989. С. 92). Данные этнофлористического анализа «лекарственной флоры» позволяют авторам книги «Растения тибетской медицины» сделать вывод о самобытности исследуемых ими трех «ветвей» тибетской медицины — собственно тибетской, монгольской и бурят­ской. «Общими для них, очевидно, были лишь принципы лечения, взгляды на больной организм, особенности назначения лекарств и т.п. Ассортимент же ле­карственных средств резко отличался и скорее всего создавался de novo по ме­ре проникновения традиционной медицины Тибета в сопредельные страны» (Баторова, Яковлев, Николаев и др. 1989. С. 93). Используя предложенную этими авторами методику этнофлористического анализа, вероятно, со време­нем можно будет говорить о «калмыцкой ветви» или «тувинской ветви» тибет­ской медицины. Общими для всех этих «ветвей», кроме указанных выше момен­тов, является использование в качестве профессионального языка — тибетско­го, а также конфессиональная общность, которые не позволяют им оторваться от общих корней.Согласно бурятским историческим летописям, хоринские и селенгинские бу­ряты перекочевали в Забайкалье в конце XVI — начале XVII в. уже будучи буд­дистами. В частности, летопись Аюши Саагиева сообщает: «Сказывают, что в то время, когда мы были подданными Алтан-Гэгэн-хана, он пригласил из Тибе­та всеведущего Далай Ламу Содном-Джамцо, который посвятил нас в религию Будды-Шигемуни, усмирил чертей и нечистых духов, в честь которых раньше делались жертвоприношения. После этого, говорят, мы стали почитать изобра­жения богов, а ламы и их ученики читали нам священные книги, мы учились ти­бетской и монгольской грамоте, писали и читали, извлекали пользу из лекарств и астрологии, отдавали из своей среды в хувараки. Считают, что с этого време­ни, как Алтан-гэгэн-хан пригласил Далай Ламу Содном-Джамцо, до присоедине­ния нас к российскому царству в 1648 г., прошло 70 с лишним лет» (Цыдендамбаев, 1972. С. 623). Текст этой хроники связывает время ознакомления бурят с тибетской медициной 1576 г., датой официального принятия буддизма в каче­стве государственной религии монголов, что, конечно, не исключает и более раннего знакомства бурят с тибетской медициной во время широких миграций бурятских родов и племен по территории Центральной Азии, сопредельными с областями, населенными тибетцами. Приобщение бурят к тибетской медицине происходило в основном через монгольскую традицию этой медицины, уже адаптированную к местным условиям. Это проявляется в заметном предпочте­нии бурятских лекарей к монгольской медицинской литературе, особенно ре­цептурным справочникам.Начиная с последней четверти XVII в., по Сибири через места расселения бу­рят проехал ряд путешественников с дипломатическими и научными целями: Николай Спафарий (1675), Избрант Идее (1693), Лоренц Ланге (1716), Йоган-Георг Гмелин (1735), Петр-Симон Паллас (1772) и др., которые в своих дневниках и отчетах оставили ценные сведения по хозяйству, быту и нравам бурят. Одна­ко, приоритет описания тибетской медицины в Забайкалье принадлежит бес­спорно Иоган-Георгу Гмелину. В 1735 г. Гмелин на р. Онон встретился с ламой лекарем, который показал ему свои книги, медикаменты, инструменты, проде­монстрировал некоторые способы приготовления лекарств и лечения. Согласно свидетельству Гмелина этот лама практиковал кровопускание, прижигание, ста­вил банки, располагал значительным набором хирургических инструментов. Особо подчеркивается, что он слыл хорошим, «превосходным» окулистом. В своей книге «Путешествие через Сибирь», вышедшей в 1751-1752 гг. на немец­ком языке, Гмелин дал описание терапевтического и хирургического методов удаления бельма. В первом случае лекарь использовал химические составы соб­ственного приготовления, которые вводил в глаза больного в виде капель или порошка, во втором — срезал замутненный участок роговицы специальными ин­струментами: «крючком лекарь подхватывает пленку, иглой прокалывает ее, а ланцетом отрезает». Далее Гмелин приводит описание технологии приготовле­ния составов для глазных болезней: «… Лама лекарь имеет два порошка: один – коричнево-красного цвета, другой — белый. Эти два порошка он употребляет при лечении всех глазных болезней. Первый порошок он называет «руба басэм». Этот порошок не что иное, как медь с серой, пережженные по ламскому спосо­бу в виде извести. Другой порошок состоит из двух частей серебра и одной час­ти колокольного металла, которые растапливаются, то и другое вместе в желез­ной ложке. Когда смесь раскалится настолько, что брошенный в нее известный корень, называемый по-индийски «руда», а по-монгольски «мани», зажжется, то смесь беспрестанно мешают железной ложкой до тех пор, пока все не превра­тится в пепел» (Гирченко. 1939. С. 86-87). В заключение Гмелин добавляет, что лама изготовляет сам не только медикаменты, но и весь необходимый ему хи­рургический инструментарий. К сожалению Гмелин не указал имя, происхожде­ние и образование этого лекаря. Но, тем не менее, приведенный здесь матери­ал свидетельствует о высокой профессиональной подготовке безымянного ла­мы. Приготовление и применение химических препаратов, которые в тибетской медицине называются «драгоценными», требовало большого опыта и искусства и было доступно немногим. Скорее всего, лекарь был бурятом, так как Гмелин во всех случаях контактов с информаторами-небурятами указывает их нацио­нальность: обычно — тунгус или монгол. Таким образом, уже в начале XVIII в. в Забайкалье были квалифицированные лекари, которые использовали весь арсе­нал лекарственных средств и методов лечения тибетской медицины и имели большую практику среди населения.Примечательно, что описание Гмелина тибетской медицины у бурят по вре­мени почти совпадает с первыми сообщениями об этой медицине, сделанными доминиканским монахом Ипполитом Дезидери, который в 1716 г. прибыл в Лха­су и прожил там несколько лет (Гаммерман, Семичов. 1963. С. 2).Бурятское духовенство осознавало огромную роль медицины для укрепле­ния своего влияния и прилагало усилия для сосредоточения лам лекарей при да­цанах. Известно, что тибетец Агван-Пунцок, первый глава бурятского ламства, пользовался славой лекаря. А первым лекарем из бурят, имя которого установ­лено, был Жимба Ахалдаев, который в 1721 г. отправился учиться в Монголию, затем в Тибет. Одна из малоизвестных хроник пишет о нем, как о «большом ле­каре и весьма состоятельном человеке» (Ринчен. 1959. С. 69). Именно он в 1741 г. основал первый Гусиноозерский дацан. После Ахалдаева получил в Ти­бете образование Дамба-Доржи Заяев (Сазыкин. 1989. С. 117-124), он также стал известным лекарем.Размежевание русско-китайской границы в 1727 г. закрыло свободный дос­туп бурят в Монголию и Тибет. Об организации подготовки лекарей в местных дацанах в XVIII в. данных в литературе нет. Вероятно, какое-то количество их готовилось на местах путем индивидуального обучения у образованных лам, ко­торые учили послушников тибетской грамоте, передавали им свои знания и опыт. По свидетельству М.А. Кастрена, в 1848 г. при Гусиноозерском дацане наиболее известные лекари имели небольшие клиники, в которых преподавали медицину (Гирченко. 1939. С. 75).Практика тибетской медицины в Забайкалье в XVIII в. была весьма значи­тельной, это нашло отражение в специальных статьях обычного права бурят. В документе под названием «Книга записи судебных законов, выработанных 8 чис­ла последнего осеннего месяца 1775 года на сборе сайтов двадцати двух отоков всего Селенгинского ведомства» содержатся данные по регулированию отноше­ний между лекарем и больными: «.. .26. При получении лекарства от лекаря под­носить цену лекарства за один «тун», (измеряемого) лекарственной ложкой, пять копеек. Однако ламы и миряне пусть поступают по совести; 27. За излечение па­ралича, внутренней опухоли, сужения пищевода, сифилиса, глазных болезней, язвенных поражений носа, туберкулеза лимфатических желез, оспы и подобных заболеваний отдавать по два рубля. Покупать лекарства по установленному вы­ше правилу» (Цыбиков. 1970. С. 37).Специальные пункты, посвященные главным образом размерам гонорара за лечение встречаются и в более поздних сводах обычного права бурят в «Положе­нии 1808 г.», «Селенгинском сборнике 1823 г.», «Новом постановлении о жизни и обычаях. Правила, установленные селенгинскими и хоринскими главными и по­четными духовными и светскими сайтами в 1841 г.» и других (Цыбиков. 1970). Если раньше обращение к ламам было делом в общем-то добровольным, то после принятия «Нового постановления.. 1841 г.» оно становится обязательным: «при болезнях или смерти милостынедателей обязательно следует запрашивать свое­временно от каждого дацана лам лекарей… Целиком следует сдавать в казну да­цана все, что было поднесено ламе лекарю…» (Цыбиков. 1970. С. 77).Новым этапом развития тибетской медицины в Забайкалье является офици­альное открытие при монастырях медицинских школ, так называемых манба да­цанов. В 1869 г. открылась школа тибетской медицины при Цугольском дацане. Инициатором и попечителем этого начинания был сын агинского тайши Тугулдурова, занимавший должность цорже. Он пригласил в качестве преподавателя ламу Чой-манрамбу из Сэцэн-хановского аймака Монголии. После смерти Чой-манрамбы занятия прекратились и возобновились в 1899 г. под руководством его лучшего ученика бурята Гуру-Дармы Биликтуева. Вскоре такие школы откры­лись и в других дацанах: Агинском, Эгитуевском, Ацагатском, Тугнугалтайском, Джидинском, Янгажинском, Кыренском и т.д. В Агинском дацане действовало 60 лекарей тибетской медицины. Изучение медицины и манба хуралы проводи­лись по традиции манба дацана амдосского монастыря Лавран. Обучение в них было пятилетним и заключалось в выучивании наизусть канонического тракта­та тибетской медицины «Чжуд-ши», ознакомлению с его комментариями, рецептурниками и умению составлять лекарства. На пятый год обучения ученики по­лучали звание манрамбы. Число учеников в самой крупной школе тибетской ме­дицине при Ацагатском дацане доходило до 50-60 человек (Ламаизм в Бурятии. 1983. С. 63-64).Лам лекарей по приблизительным данным к концу XIX в. в Забайкалье бы­ло 700 (Якимов. 1937. С. 25), тогда как в целом до I мировой войны насчитыва­лось до 15 тысяч лам (Герасимова. 1968. С. 15). Таким образом, лам лекарей бы­ло примерно 4,6% из общего количества лам. Это соотношение наблюдается и в более поздних данных. В 1923 г. число лам сократилось до 9134 человек (Гера­симова. 1968. С. 151), из которых около 500 продолжали заниматься лечением (Барадийн. 1924), то есть чуть более 5%. По мнению Б. Барадийна лам лекарей по степени их квалификации можно было разделить на три категории: высшая, куда относится лишь 3% общего количества всех лам лекарей, которые получи­ли основательное школьное образование и имеют соответствующий стаж и опыт; средняя, около 12% лам лекарей, получивших неполное образование; и низшая, к которой относится вся остальная масса полуграмотных лам (Бара­дийн. 1924. С. 12). В действительности же число лам, которые занимались лечеб­ной практикой, не имея специального образования, могло быть гораздо больше.По наблюдениям В. Птицина почти все ламы в Забайкалье не упускали воз­можности выступить в качестве лекаря (Птицин. 1890. С. 5). Поэтому, даже в период наивысшей точки расцвета, достигнутой тибетской медициной в Забай­калье, помощь квалифицированных лекарей была практически недоступна ши­роким слоям населения. Этим пользовались, говоря словами Беленького и Тубянского, «всякие мошенники и шарлатаны из монашества и даже мирян, в луч­шем случае поверхностно знакомые с тибетской медициной по общераспростра­ненному рецептурнику и которые лечили больше молитвами и магическими за­клинаниями» (Беленький, Тубянский. 1935. С. 67). Но большинство таких прак­тиков дорожило своей репутацией, они действительно обходились небольшим количеством хорошо известных им составов, рецептуру которых они получали по наследству из «рук в руки» и назначали строго по показанию. Такие ламы по­лучали известность как «лама, у которого есть лекарство» (эмшэй лама), в отли­чие от профессионального лекаря — эмчи ламы. В результате их опыта методом проб и ошибок были отобраны и адапатированы к местным условиям рецептур­ные прописи тибетской и монгольской медицины. 

Отдаленность от центров классического медицинского образования и ис­точников традиционного лекарственного сырья стимулировали развитие само­бытных черт в тибетской медицине Бурятии. Косвенно это выразилось в широ­ком распространении рукописных рецептурников — чжоров. Бурятские дацаны с середины прошлого века уже предлагали достаточно большой выбор медицин­ской литературы на тибетском и монгольском языках, в том числе и рецептурники, как тибетские, так и монгольские. Но, тем не менее, почти все ламы лека­ри и манба дацаны вели собственные рецептурники, в которых тщательно фик­сировали составы и дозировки, апробированных ими рецептов, часть которых становилась известной по имени составителя или дацана, но большинство оста­лось анонимными. Предпочтение местным рукописным рецептурникам было вызвано тем, что в Бурятии, как выше было уже сказано, большей частью ис­пользовалось местное лекарственное сырье как заменители классических ви­дов. Причем в разных регионах этнической Бурятии заменители могли быть разными.Обилие рукописных справочников-чжоров при отсутствии крупных обоб­щающих работ теоретического или практического плана было характерно для каждого нового этапа распространения тибетской медицины, как в этниче­ском Тибете, так и за его пределами. Это свидетельствует прежде всего об ин­тенсивном процессе адаптации тибетской медицины к местным условиям и ресурсам местного лекарственного сырья. Необходимость первичной фиксации новых сведений и знаний выдвигало на первый план самый периферийный жанр медицинской литературы — рецептурные справочники. Это жанр в наи­меньшей степени контролируемый строгими канонами был доступен любому практическому лекарю, не обладающему даже особой грамотностью. В самом простом виде бурятские рецептурники представляют собой списки апробиро­ванной рецептуры с указанием составов и дозировок на тибетском языке — этой латыни центрально-азиатского буддизма, поскольку родной язык не располагал достаточным объемом специальной лексики, необходимой для текстов, состоя­щих в основном из названий лекарственных средств. Показания к применению часто отсутствуют или приводятся на старомонгольском языке. Такое сочетание горизонтального тибетского письма с вертикальным монгольским, несмотря на неудобства их графического сочетания в строке, использовалось даже теми ав­торами, образованность которых не вызывает сомнений. Это говорит о том, что авторы хорошо осознавали ценность информации, полученной по линии устной традиции или же из своей личной практики, поэтому не могли допустить ее по­тери или же искажения и, как могли, так и фиксировали полученные знания.Сравнения тибетских, южно-монгольских, северно-монгольских и бурятских рецептурников привели к следующим наблюдениям: 1) название рецепта, струк­тура рецепта, показания к применению практически не подвержены изменени­ям; 2) зато очень подвижен и изменчив состав лекарственного сырья. То есть, прочтение рецепта зависит от идентификации лекарственного сырья. Причем, как нами замечено, в некоторых случаях один и тот же рецепт в тибетском и бу­рятском исполнении может отличаться от замены части компонентов, до полной замены всего списка.После Октябрьской революции были предприняты попытки реорганизации дацанских медицинских школ в «светские школы для мирян и лам с введением преподавания анатомии, физиологии, диагностики болезней по методике евро­пейской научной медицины» (Герасимова. 1957. С. 71). Однако они не увенча­лись успехом, так как все эти начинания проектировались в русле «обновления» ламаизма. В 1924 г. под руководством известного путешественника в Тибет проф. Г. Цыбикова был создан Центр тибетской медицины и открыта первая школа нового образца при Ацагатском дацане. Такие же школы планировались в Агинском, Гусиноозерском и Ацагатском дацанах. В 1931 г. в Ацагатской шко­ле работало пять лекарей с десятью учениками из бурят и калмыков, которые занимались именно монгольской традицией тибетской медицины (Семичов. 1932. С. 220-222). В начале 1940-х годов Центр был закрыт, ламы репрессирова­ны. Уничтожение бурятского духовенства как сословия привело на долгие годы к забвению тибетской медицины в Бурятии.«Темный период» в истории тибетской медицины в Бурятии не привел к пол­ному разрыву в передаче знаний и опыта от поколения к поколению и утрате ин­тереса к этой важной составной части традиционной культуры. В 1968 г. группе сотрудников Бурятского научного центра была поручена научно-исследователь­ская работа по теме «Описание лечебных свойств лекарственных средств тибет­ской медицины». С этого времени начинаются систематические исследования в области тибетской медицины в России с целью внедрения ее многовекового по­ложительного опыта в практику современного здравоохранения. В дальнейшем на базе тематической группы была организована лаборатория физиологически активных веществ, а в 1975 г. создан Отдел тибетской медицины. С первых дней становления этого научного подразделения в Отдел были приглашены ламы, знатоки тибетской медицины Д.Д. Бадмаев, Л.Я. Ямпилов, Ж.Ж. Жапов, Г.Л. Ленхобоев, М.Д. Дашиев, Ж.Ц. Цыбенов и костоправ Е.П. Тушемилова. Приглашение носителей традиции было оправдано тем, что от более чем трех­вековой истории тибетской медицины в России оригинальных бурятских пись­менных источников осталось очень мало. Собственно бурятских трактатов с описаниями лекарственного сырья, как импортного, так и местного типа «Шэл-прэнга» и монгольских альбомов-дунпе, не было. До нашего времени дошло лишь некоторое количество рецептурных справочников, культурная и инфор­мативная ценность которых до последнего времени была не особенно ясна, по­скольку в научный оборот не были введены основополагающие трактаты, не было еще представления о специфике развития тибетской медицины в целом как в самом Тибете, так и за его пределами.Инициатива возрождения тибетской медицины в Бурятии в послеперестроечный период принадлежит буддийской сангхе, которая рассматривает ее как одну из 18 наук, входящих в программу монастырского образования и, соответ­ственно, доступную только для монахов. В последние годы на базе Иволгинского и Агинского дацанов созданы медицинские факультеты манба-дацаны, в ко­торых работают преподаватели из Тибета и Монголии. В республике и за ее пределами, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге и других городах функцио­нируют разнообразные центры тибетской медицины.За долгую историю своей практики в этнической Бурятии тибетская меди­цина адаптировалась к местным условиям, восприняла лечебно-оздоровитель­ные традиции коренного населения, заменила почти весь свой набор лекарствен­ных средств местными видами и может рассматриваться как компонент тради­ционной культуры бурят. Такой подход к наследию тибетской медицины требу­ет создания светских образовательных учреждений с преподаванием этой меди­цины на русском языке. Это выводит традиционную медицину из-под монополь­ного влияния буддийского духовенства, убирает религиозные, национальные и языковые барьеры для обучения и обращения, в целом способствует укрепле­нию атмосферы открытости, взаимопонимания и готовности к культурному ди­алогу всех живущих здесь народов.Тема народной медицины в контексте традиционной культуры бурят выхо­дит далеко за пределы прикладной медицинской проблематики. Прекрасным эпиграфом к этой теме может послужить наблюдение великого гуманиста Ни­колая Рериха об отношении бурят к своей традиционнной медицине: «По сча­стью, знакомясь с народами, вы видите, как нередко еще осталась чуткость, ко­торая живет как наследие многих веков. Вчера приходили старые буряты. При­несли они единственный сохранившийся экземпляр бурятского словаря, кото­рый является необходимым и в смысле медицинском. Надо было видеть, как трогательно они хотят переиздать этот ксилограф. Говорят: «Ведь без этой кни­ги молодым не на чем учиться, здесь столько полезных сведений.» Так в далеких юртах заботятся о знании. Там ничего не имеют против новейших форм совер­шенности, но в тоже время со всей сердечной преданностью берегут остатки ста­рых знаний» (Рерих. 1990. С. 63).

my-buryatia.ru


Смотрите также

.