Как работает вертолетная скорая помощь в Германии и России. Мед вертолет


Медицинские вертолеты на Западе и в России

Ежедневно медицинские вертолеты Научно-практического центра экстренной медицинской помощи Москвы (НПЦ ЭМП) совершают до восьми вылетов. Каждый день тяжелобольные и пострадавшие в результате ЧП пациенты получают шансы на спасение благодаря своевременному оказанию первой медицинской помощи и быстрой транспортировке в стационар. Как работают санитарные вертолеты в России и в мире?

Санитарный вертолет EC 145

Медицинский вертолет EC 145 в горах Швейцарии

Какие задачи решают медики с помощью санитарных вертолетов

Таких задач две: оказание квалифицированной экстренной помощи пациентам и транспортировка или эвакуация больных и пострадавших в результате происшествий.

Медицинские вертолеты оборудуются аппаратурой, которая позволяет врачам проводить интенсивную терапию пациентов, находящихся в тяжелом состоянии. На современных воздушных судах используется следующее оборудование:

  • Аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ) для взрослых и детей.
  • Инфузоматы для автоматического дозированного введения лекарственных средств.
  • Следящая аппаратура: кардиомониторы, пульсоксиметры.
  • Дефибриллятор.
  • Диэлектрический пол. Он позволяет врачам при необходимости выполнять дефибрилляцию прямо в воздухе.
  • Кувезы для создания оптимального температурного режима при транспортировке новорожденных.

В России в экипаж санитарного вертолета входит врач анестезиолог-реаниматолог. Благодаря наличию медицинской аппаратуры специалисты могут оказывать помощь пациентам в тяжелом состоянии. Например, медицинская бригада вертолетов санавиации может купировать или стабилизировать такие угрожающие жизни состояния, как нарушения сердечного ритма при инфаркте миокарда и других заболеваниях, острая дыхательная недостаточность, травматический шок, острые кровотечения.

Медицинский вертолет прибывает к пациенту быстрее автомобиля скорой помощи. В Москве и Московской области санавиация вылетает к пациентам по решению старшего врача-диспетчера СМП. Чаще всего вылеты осуществляются к пострадавшим в результате ДТП, пациентам с инфарктом и инсультом, детям с различными травмами и соматическими заболеваниями. Быстрое прибытие медиков позволяет оказать пациенту экстренную помощь в течение «золотого часа».

«Золотой час» — понятие в медицине катастроф и реаниматологии. Считается, что шансы на выживание пациента увеличиваются, если помощь оказана в течение часа с момента развития острого состояния.

Вторая задача санавиации — эвакуация и транспортировка пациентов. Вертолеты приспособлены для перевозки людей в тяжелом состоянии. На практике данный вид транспорта применяется для перевозки тяжелобольных из удаленных районов в крупные медицинские центры, а также для экстренной эвакуации пациентов при ДТП и других происшествиях.

Медицинские вертолеты в России

В Москве и Московской области санитарные вертолеты используются на базе НПЦ ЭМП. В распоряжении центра есть пять вертолетов Eurocopter EC 145 (ныне h245 Airbus Helicopters). Три из них дежурят постоянно, а два находятся в резерве на случай крупных ЧП с большим числом пострадавших.

Одна из винтокрылых машин оборудована приборами, необходимыми для оказания помощи новорожденным. Остальные четыре вертолета считаются универсальными: они летают к пациентам любого возраста.

Вертолетные площадки оборудованы возле крупнейших клиник Москвы. Однако воспользоваться вертолетами медики могут только в светлое время суток. Кроме того, полеты медицинских вертолетов ограничиваются при передвижении по столице первых лиц государства.

В Воронежской области у медиков есть два вертолета Eurocopter: EC 130 и EC 135 (ныне Airbus Helicopters H 130 и h235). Власти Воронежа планируют строительство вертолетных площадок возле крупнейших клиник города, что сократит время на транспортировку больных. Пока санавиция пользуется одной вертолетной площадкой, к которой пациентов доставляют на машинах скорой помощи.

В Краснодарском крае НПК «ПАНХ» выполняет летно-техническую эксплуатацию вертолета ЕС-135 для целей санитарной авиации. По контракту с Администрацией Краснодарского Края с 2013 года вертолеты совершают ежедневно два-три вылета в день, при общем налете около 500-600 летных часов в год.

Медицинская эвакуация на вертолете ЕС-135 (ныне Airbus Helicopters h235)

Воздушная скорая помощь показала настолько высокую эффективность, что, возможно, программа будет расширена

Экипажи вертолета круглосуточно доставляют пациентов из всех районов края на вертолетную площадку, оборудованную на крыше Краевой клинической больницы № 1 им. профессора С.В. Очаповского. Воздушная медицинская эвакуация в Краснодарском крае выполняется в целях межгоспитальной перевозки больных из районов в Краевой центр. Вертолет оборудован медицинским модулем австрийского производства с использованием новейших технологий реаниматологии.

Также доступна и транспортировка младенцев: вертолет оснащен специальным оборудованием для перевозки новорожденных, кувезом (инкубатор-адаптер) «VOYAGER». Проект воздушной скорой помощи показал свою высокую эффективность при перевозке тяжелобольных и раненых пациентов из дальних уголков края.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области экстренную помощь и транспортировку пациентов на вертолетах осуществляет частная компания «Медспас». Организация выполняет экстренные вылеты по заявкам службы скорой помощи. Например, вертолеты компании оказывают помощь пострадавшим в ДТП на кольцевой дороге. Также компания выполняет коммерческие медицинские рейсы.

В Оренбурге на базе Областной клинической больницы создан авиаотряд, в составе которого есть медицинские вертолеты Ми-2, Ми-8 и Ка-226. Для перевозки медиков привлекается частный вертолет Robinson R44.

Медицинский вертолет Ка-226

Вертолет Ка-226 на службе медиков Оренбурга

Медицинские вертолеты за рубежом

В США медики совершают сотни тысяч вылетов на вертолетах в год. Как и в других странах, винтокрылые машины применяются для оказания экстренной помощи пострадавшим и тяжелобольным, а также для транспортировки пострадавших.

В Соединенных Штатах медицинские полеты часто осуществляют частные компании и добровольные общества. Например, в штате Нью-Йорк работает организация MercyFlight. Она существует благодаря благотворительным взносам и поддержке властей. MercyFlight не зависят от конкретных клиник, но тесно сотрудничают с крупнейшими медицинскими учреждениями штата. Также организация координирует действия с полицией, пожарными и другими экстренными службами.

В США в качестве медицинского вертолета часто используется Bell 407. Эта винтокрылая машина представляет собой полноценную палату интенсивной терапии в воздухе. Здесь есть оборудование для ИВЛ, инфузионной терапии, мониторинга параметров жизнедеятельности пациента, коррекции сердечного ритма.

Система санавиации хорошо развита в Канаде. Эта страна имеет большую территорию и низкую плотность населения. Соответственно, много людей живет в удаленных от крупных городов населенных пунктах.

Власти Канады решили проблему доступа к экстренной медицинской помощи с помощью санитарных самолетов и вертолетов. Например, в составе министерства здравоохранения провинции Саскачеван с 1946 года работает подразделение LifeGuard. Оно базируется на аэродромах городов Саскатун и Реджайна. Отсюда медицинские самолеты и вертолеты вылетают в удаленные районы провинции. При необходимости воздушный транспорт LifeGuard используют для организации помощи пациентам в соседних провинциях страны.

В Великобритании работает благотворительное общество London Helicopter Emergency Medical Service (HEMS). Оно организует экстренную помощь и транспортировку пациентов на медицинских вертолетах. Вертолетная площадка общества HEMS находится возле клиники Royal Medical Hospital. Отсюда пилоты доставляют медиков в любую точку Лондона за 15 минут. Лондонское общество HEMS пользуется вертолетами MD Helicopters MD Explorer.

Медицинский вертолет MD Helicopters MD Explorer

Вертолет MD Helicopters MD Explorer в небе Лондона

Единственная государственная служба санавиации в Великобритании — Scottish Ambulance Service. Ее основало правительство Шотландии в середине XX века. База службы находится в аэропорту Глазго. С помощью вертолетов Eurocopter EC 135 и EC 145 (ныне Airbus Helicopters h235 и h245) медики вылетают к пациентам в отдаленные районы, включая горную местность Шотландии.

В состав немецких спасательных служб с 1972 г. входит подразделение, занимающееся экстренной медицинской помощью и эвакуацией пациентов. С 2008 г. этим занимается некоммерческая корпорация DRF Luftrettung, имеющая более 50 вертолетов на 31 станции. За 44 года работы спасательной службы вертолеты произвели около 800 000 вылетов.

При поступлении вызова с экстренного номера 112 на региональном спасательном центре оповещаются необходимые оперативные ресурсы. Если требуется чрезвычайная медицинская помощь, медицинский вертолет прибудет в любое место в радиусе 60 километров в течение не более 15 минут.

Заслуживает внимания организация санитарной авиации в Италии. В этой стране к каждому департаменту здравоохранения прикреплены несколько вертолетов. Некоторые из них принадлежат медицинским службам и оборудуются медицинскими приборами.

Также для медицинских целей медики могут использовать вертолеты спасательных служб, управления гражданской обороны, береговой охраны и других государственных органов. В случае необходимости эвакуации пострадавших из горных районов в операциях участвуют гражданские волонтеры. Обычно на вызов в горы в вертолет садятся медики и опытные альпинисты.

Главная проблема использования вертолетов в медицинских целях

Она связана с высокой стоимостью применения винтокрылых машин для транспортировки врачей и пациентов. В разных странах мира медики решают проблему финансирования всеми доступными способами.

В России санитарную авиацию финансирует государство. Благодаря этому для пациентов услуга скорой помощи на вертолетах остается бесплатной. В США и в странах Европы полеты на медицинских вертолетах финансируются с помощью благотворительных взносов. Службы санавиации поддерживают как простые люди, так и крупные компании.

Несмотря на благотворительную помощь, большая часть медицинских рейсов на вертолетах в США, Европе, Австралии и в других странах выполняется на коммерческой основе. Стоимость экстренной эвакуации обычно покрывается стандартным полисом медицинского страхования. А за плановый полет, например, за транспортировку из одной клиники в другую, пациентам приходится платить самостоятельно.

Высокая стоимость полетов не должна препятствовать развитию санитарной авиации. Использование вертолетов для оказания экстренной помощи и эвакуации пациентов резко увеличивает эффективность лечения и шансы пострадавшего или заболевшего на выздоровление. А жизнь человека нельзя оценивать с помощью финансовых инструментов.

helico-russia.ru

Санитарная авиация России

 

Этапы развития санитарной авиации совпадают с историей становления авиации, в целом. Появление воздушной «скорой помощи» связано с Первой мировой войной. Уже в 30-е годы прошлого века в Советском Союзе уделяли внимание созданию и оборудованию самолетов специальных разновидностей, которые бы могли использоваться в санитарной авиации.

Следующий этап в истории санитарной авиации приходится на время Второй мировой войны, а пик развития - уже на послевоенное время. Тогда в медицинских целях стали все больше задействовать вертолеты. В отличие от самолета, летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой можно использовать во многих труднодоступных местах; поскольку не требуется длинная взлетно-посадочная полоса, можно оборудовать рядом с больницами вертодромы. Но и самолеты тоже не сходят с арены: увеличивается их грузоподъемность, салон становится закрытым. На начало 1968 года в Советском Союзе насчитывалось 164 больницы, при которых были созданы бригады санитарной авиации. Их обслуживали самолеты типа Ан-2, Ан-28, Л-410, Ту-104, а главным вертолетом врачей страны стал Ми-2.

 

Санитарная авиация России 343

Санитарная авиация России

 

В одно время санитарной авиацией в СССР занималось Министерство гражданской авиации, во второй половине 20 века этот вопрос снова передали Министерству здравоохранения. В 1994 году формированием парка воздушных судов санитарной авиации занялось Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации. Сейчас в медицинских целях используются вертолеты Ка-226, есть несколько Eurocopter EC-145, Eurocopter Bo-105, но их не так много.

Главные проблемы, с которыми сталкивается санитарная авиация России сегодня, касаются высокой стоимости эксплуатации летательных судов. Есть сложности с получением разрешений на полеты (в некоторых зонах стратегического значения это бывает проблематично), остро ощущается отсутствие необходимой инфраструктуры. Отмечается недостаточность координации в работе разных ведомств, которые отвечают за те или иные вопросы, связанные с санитарной авиацией (пока нет единой службы, которая бы объединяла медиков и спасателей), а также бюрократические проволочки.

 

Санитарная авиация России

Санитарная авиация России

 

Есть технические сложности с организацией полетов в темное время суток: например, в Москве и в Московской области в это время санитарные вертолеты не летают. 

 

- Доктор приезжайте, мне плохо.

- Не могу, батенька приехать, мне самому плохо.

 

Нет, конечно, с докторами у нас  в России, как раз все в порядке. Врачи у нас очень хорошие, а вот с доставкой докторов  к местам аварий, катастроф и просто больных нуждающихся в срочной медицинской помощи, большие проблемы.

Не будем затрагивать наземную доставку бригад скорой помощи, на эту тему много сказано, показано и написано. Обратимся к проблеме срочной воздушной доставки эскулапов к нуждающимся. Полеты медиков на специально оборудованных бортах в нашей стране довольно большая редкость, если не сказать проще: с такими полетами у нас просто беда.

Санитарная авиация: взгляд в прошлое.

— авиация, предназначенная для оказания экстренной медицинской помощи в условиях плохой транспортной доступности или большой удалённости от медицинских учреждений, в поиске и спасении воздушных судов и пассажиров, терпящих бедствие, а также для быстрой транспортировки больных и пострадавших, когда этого требует тяжесть их состояния.

Сразу же после окончания Гражданской войны, в Советской России стали уделять большое внимание развитию труднодоступных районов, которых вследствие обширности территории у нас достаточно много (впрочем, и сейчас труднодоступных районов в России хватает). И самолеты были зачастую, вообще первым видом техники, которую увидели местные жители.

Поскольку в стране был приоритет развития авиации в целом, развивались и ее различные составляющие: полярная авиация, морская авиация, и конечно санитарная авиация. Причем, уже в 30-х годах не старались идти по простому пути, то есть приспосабливать уже выпускающиеся самолеты под специфические нужды, а проектировать специальные санитарные самолеты. Примеров тому достаточно: вспомнить хотя бы знаменитые летающие лодки конструктора  В.Б. Шаврова. Разработки самолета К-3 конструктора А.Н. Грацианского. Он разрабатывал его при непосредственном участии врачей, еще в 1927 году. «Санитарка» - так окрестили самолет авиаторы, разрабатывалась по заказу Российского Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Требования к самолету были достаточно жесткими: оказание срочной медицинской помощи больному и эвакуация его в ближайшие лечебные пункты.

С развитием вертолетостроения в нашей стране, санитарная авиация обрела, что называется, «второе дыхание». Ведь появились воздушные суда, которым не нужна специально подготовленная взлетно-посадочная площадка. Вертолет мог сесть практически где угодно.

Самолеты стали герметизированными, их грузоподъёмность все время увеличивалась, а значит, в грузовой кабине можно было расположить все большее количество носилок и спецоборудования.

1963 год. Санитарная авиация была выведена из Министерства Гражданской авиации и передана в ведение Министерства здравоохранения. Во многих больницах, в те годы, были созданы специальные бригады врачей для санитарной авиации.

1968 год. В СССР насчитывалось 164 больницы, к которым были прикреплены специализированные самолеты и вертолеты: Ан-2, Ан-28, Л-410, Ми-2, Ми-4, а позднее и оборудованные вертолеты Ми-8.

1992 год. Сформирован ЦАМО – центральный аэромобильный спасательный отряд. Он подчинялся Министерству ГА. Просуществовал он вплоть до 1994 года.

1994 год. МЧС приступило к формированию собственного парка ВС в который вошла и санитарная авиация: вертолетное звено ЦАМО и 4 отдельных вертолетных отряда региональных центров МЧС. Есть авиагруппы и в нескорых медицинских учреждениях.

Проблемы санитарной авиации – общие проблемы АОН

В настоящее время медицина катастроф, аэромобильные бригады скорой помощи могли бы воспользоваться самолетами и вертолетами авиации общего назначения АОН. Но поскольку бюрократические преграды, межведомственные конфликты, неопределенная позиция руководства Росавиацией (МАК), отсутствие государственной целевой поддержки и единой стратегии развития, не позволяют развиваться такому нужной в народном хозяйстве структуре гражданской авиации как АОН, страдает из-за этого и санитарная авиация.

В нынешних рыночных отношениях и в экономике в целом, не нашлось места для выпуска отечественных легких поршневых и ГТД (газотурбинных) двигателей для ВС малой авиации. Соответственно и нет широкомасштабного выпуска легких самолетов и вертолетов для народного хозяйства, в том числе и специально приспособленных для нужд санитарной авиации.

Так и не нашлось замены отечественному ветерану АН-2, который выполнял огромное количество всевозможных работ для народного хозяйства, в том числе и санитарные полеты. До сих пор массово не выпускается ни один легкий вертолет полностью отечественной сборки. Выполняющий все виды работ «универсал» Ми-8 (и его модификации) слишком тяжел для многих чрезвычайных ситуаций, а главное, он непомерно дорого, и для многих организаций полеты на такой машине просто не по карману.

Отсутствие отечественного легкого поршневого двигателя привело к тому, что рынок заполнен заграничными двигателями, а значит, появляется полная зависимость от сервисных и регламентных работ, поставок запчастей. Не говоря уже о том, что дилеры, поставщики Rotax, Subaru и прочих западных образцов, постоянно взвинчивают цены, полностью завися от курса доллара и евро. Все это привело к тому, что все легкие вертолеты и самолеты, которые или разрабатываются или уже выпускаются малыми сериями, полностью ориентированы на зарубежное оборудование, двигатели, комплектующие.

Все проблемы малой авиации сказываются и на санитарной авиации. Не только отсутствуют специально разработанные для медицинских целей летательные средства, но нет даже базовой техники, которую можно переоборудовать под современные летающие пункты экстренной медицинской помощи.

Конечно, есть и отечественные фирмы, разрабатывающие ВС медицинской направленности, либо создающие медицинские модули для переоборудования самолетов и вертолетов под «летающих докторов». Но таких разработок мало, и они все достаточно дорогие, для того чтобы  такой транспорт могла себе позволить купить районная больница.

Для сравнения: В 70-х годах прошлого века количество вылетов авиации в медицинских целях было свыше 100 000(!) в год. Каждый регион Советского Союза имел свой парк, состоящий из санитарных самолетов и вертолетов.

А по состоянию  на май 2012 года по данным практической конференции "Санитарная авиация и медицинская эвакуация — 2012"количество вылетов санитарной авиации сократилось до 15 000 в год. И продолжает неуклонно снижаться.

Приказом Минздравсоцразвития России от 15 августа 2011 г. № 931 была создана рабочая группа по проблемам санитарной авиации в Российской Федерации. Основные надежды, связанные с ее организацией, состоят в получении четких рекомендаций по структуре и порядку организации службы.

Прошло пять лет, похоже, что созданная  рабочая группа оказалась не совсем рабочей, поскольку проблем не убавилось, и даже скорее прибавилось.

На западе уже ведутся испытания беспилотных медицинских летательных аппаратов. Например, израильская разработка БЛА MedUAV и AirMule. Пока что они предназначены для оперативной эвакуации из мест боевых действий военнослужащих получивших ранения средней тяжести. При помощи сопровождающего раненый боец помещается с медицинский модуль БПЛА, в котором он подключается  к средствам жизнеобеспечения, и в автоматическом режиме отправляется на ближайшую базу. Рассматриваются варианты разработок воздушной эвакуации раненых на беспилотных конвертопланах и квадрокоптерах, для которых уже не нужно специальных площадок для взлета и посадки.

Есть ли аналогичные отечественные разработки?

Проблемы развития и эксплуатации Санитарной авиации в России

(по материалам научно-практической конференции «Санитарная авиация России и медицинская эвакуация»)

С преимуществами воздушной эвакуации пострадавших в ДТП или при ЧС людей трудно поспорить.

1. Высокая скорость прибытия специалистов-медиков на место происшествия.

2. Быстрая доставка в ближайшие специализированные стационары для оказания первой помощи.

3. Эвакуация пострадавших, которым срочно необходимы высококвалифицированные специалисты, уже после оказания первой помощи.

Недостатки отечественной санитарной авиации:

1. Трудности с организацией полетов над крупными городами. Имеется ряд объектов, полеты над которыми запрещены. По этой причине трудно получить разрешение на взлет и согласовать маршрут полета.

Существует множество других подобных ограничений, особенно в столичном регионе и других центральных областях России. Во многих случаях — быстрее и проще организовать транспортировку больного автомобильным транспортом.

2. Эксплуатация и содержание летательных аппаратов чрезвычайно дорогостоящие. Большинство государственных экстренных служб, заинтересованных в использовании авиатранспорта — не имеют на это денег. Санитарная авиация остро нужна при ликвидации ЧС в сельской местности (например, крупное ДТП на трассе вдалеке от населенных пунктов; крупный пожар в деревне, взрыв газовых баллонов, много пострадавших в тяжелом состоянии), но именно по этой причине её там не будет, в реальном обозримом будущем.

3. Полное отсутствие инфраструктуры для использования вертолетов — нет площадок для базирования, заправки и технического обслуживания вертолетов, нет площадок пригодных для посадки. Например, в крупных городах использование вертолетов почти невозможно — некуда сесть (везде реклама, троллейбусные и прочие провода, близко стоящие высотные здания — для посадки требуется расстояние не менее 100 метров от ближайшего высотного здания и т. п.).

Отсутствуют площадки для посадки вертолетов в большинстве медицинских учреждений.

4. Трудности взаимодействия между организациями. По причинам указанным выше, летательные аппараты находятся в собственности МЧС, МВД, военных, организаций гражданской авиации. У медицинских учреждений собственных летательных аппаратов нет. «Совместное использование» любого объекта — всегда вызывает большие бюрократические и финансовые трудности.

5. Плохая организация оперативной радиосвязи в России и полное её отсутствие между экстренными службами различной ведомственной принадлежности. Плохая организация оперативного взаимодействия между различными службами.  

6. Трудности с организацией полетов в плохих метеоусловиях и в темное время суток. Нет нужного оборудования и бюрократические проблемы. В Москве и Московской области в темное время суток санитарная авиация не летает.

7. В России не существует службы, объединяющей спасателей и медиков. Спасатели — МЧС, медики — Минздрав, подчиняются разным организациям. В идеале, на место ЧС они должны прибывать совместно, в составе одного подразделения. По этой причине в России почти не проводятся аварийно-спасательные работы с использованием санитарной авиации.

Подобные возможности есть у отряда «Центроспас», но он один на всю страну. В настоящее время в региональных поисково-спасательных отрядах МЧС России начинают поставляться и эксплуатироваться медицинские вертолетные модули.

Областные ТЦМК (Территориальные центры Медицины Катастроф) — наиболее перспективные организации для создания на их базе современной авиаспасательной службы, при совместной работе сотрудников ТЦМК с поисково-спасательными отрядами МЧС. Но развитие санитарной авиации возможно только при условии принятия соответствующей государственной программы на самом высоком уровне. Из-за высокой сложности и стоимости подобная программа нуждается в строгом контроле за исполнением и защите от воровства, коррупции и нецелевого использования средств. К сожалению, реальных перспектив развития практически нет.

Заключение

От себя хотелось бы добавить: лучший мировой опыт необходимо перенимать, невзирая на политические разногласия.

Например, израильская медицина катастроф, санитарная авиация полностью обслуживается военной авиацией. Выгода от такого сотрудничества вполне очевидна. Военные пилоты налетывают большее количество часов, отрабатывают  в реальных условиях навыки быстрого реагирования и работы в любых сложных условиях (погодных, в городских условиях и т.д.)

В других странах аналогичные функции выполняют частные компании, которые частично финансируются государством, либо имеют преференции взамен отработки определенного количества летных часов для нужд центров чрезвычайных ситуаций.

В некоторых странах во время стихийных бедствий, техногенных катастроф, крупных ДТП, владельцы частных самолетов и вертолетов в обязательном порядке привлекаются для помощи врачам и спасателям. А для этого они проходят специальную обязательную подготовку.

А в Австралии и Швейцарии, к примеру, медицинская авиация сосредоточена в некоммерческих компаниях, финансируемых из федерального бюджета.

И есть еще одна проблема – проблема финансирования. С начала 90-х годов обязательства по финансированию санитарной авиации было переложено с федеральных органов  на региональные. А значит, у регионов всегда найдутся более неотложные дела, чем развитие собственных авиационных средств для экстренной помощи пострадавшим.

И, как всегда происходит в России, нет никого, кто-бы отвечал за состояние дел именно в Санитарной авиации. А какой спрос, когда не с кого спросить?

Avia.pro

avia.pro

Медицинские вертолеты - Helimed

Основу авиапарка HELIMED составляют вертолеты «АНСАТ», оборудованные медицинским модулем, позволяющим не только осуществлять плановую перевозку пациентов, но и, при необходимости, проводить комплекс реанимационных мероприятий. Также компания располагает парком вертолетов  Bo-105, Bk-117, Augusta Westland AW109 и  Robinson R-44/R-66

«Ансат»

медицинский ансат

Двухдвигательный многоцелевой вертолет «Ансат» разработки и производства Казанского вертолетного завода холдинга «Вертолеты России» является отечественным вертолетом нового поколения. В числе преимуществ этой машины такие отличительные признаки российских вертолетов как надежность, простота в использовании, возможность безангарного хранения и применения в различных климатических зонах.

Вертолеты «Ансат» медицинской службы HeliMed оснащаются медицинскими модулями производства Казанского агрегатного завода, которые соответствуют всем самым современным стандартам и полностью сертифицированы.

Вертолет «Ансат» с медицинским модулем является основным вертолетом службы HeliMed и в 2018 году планируется ввод в эксплуатацию ещё 6 таких новых вертолетов.

Основные лётно-технические характеристики 

Характеристики при взлетной массе 3600 кг
Максимальная (непревышаемая) скорость (VNE) 275 км/ч
Скорость в режиме максимальной продолжительной мощности (VH) 240 км/ч
Максимальная вертикальная скорость 9,5 м/с
Динамический потолок 4600 м
Максимальная дальность полета 500 км
Максимальная продолжительность полета (техническая до сухих баков) 3,07 ч
Срок службы вертолета 16000 ч

Медицинский модуль

Медицинский модуль ММ-А.9520.000 предназначен для применения в вертолетах «Ансат» в качестве средства обеспечения медицинской эвакуации одного носилочного пострадавшего «крайне тяжелой» и «тяжелой» степени тяжести состояния, непрерывного мониторинга состояния пострадавшего, поддержания жизненно важных функций организма и проведения медицинской бригадой во время эвакуации интенсивной терапии в объеме специализированной врачебной  помощи, а также обеспечения возможности ухода за эвакуируемым пострадавшим.

Медицинский модуль оснащен:

  • Система мониторинга и дефибриляции;
  • Аппаратом ИВЛ;
  • Шприцевым насосом;
  • Аспиратором;
  • Вакуумным матрасом;
  • Пластиковым щитом;
  • Вакуумными шинами;
  • Медицинский комплект.

Bo-105

BO-105

Вертолет MBB Bo-105 относится к первому поколению легких двухдвигательных вертолетов и производился в Германии до 2001 года. Это проверенный временем и надежный вертолет, который впоследствии стал базой для создания всемирно-известного Airbus h235 (Eurocopter EC135). Bo-105 широко эксплуатируется в гражданской авиации и в медицинской версии хорошо зарекомендовал себя работая в спасательных и медицинских службах России.

Медицинская служба HeliMed имеет в своем авиапарке два таких вертолета.

Bk-117

вертолет Bk-117

MBB/Kawasaki Bk-117 разработан на основе Bo-105. В его конструкции использованы конструктивные решения и прогрессивные технологии, уже опробованные испытанные на предшественнике. Bk-117 хорошо известен в коммерческой авиации, где используется в роли корпоративного, полицейского и, конечно же, медико-эвакуационного вертолета.

Один Bk-117 в медицинской конфигурации используется службой HeliMed.

helimed.aero

Опыт применения медицинских вертолетов. Вертолёт, 2011 № 03-04.

Опыт применения медицинских вертолетов

В рамках работы МАКС-2011 на стенде «Вертолетов России» 16 августа прошел круглый стол по использованию медицинских вертолетов. В мероприятии приняли участие представители холдинга «Вертолеты России», специалисты ЦЭМП (Центр экстренной медицинской помощи департамента здравоохранения Москвы) и Государственного учреждения «Московский авиационный центр» (МАЦ).

Первыми выступили представители ЦЭМП. Они подробно, приводя конкретные цифры и факты, с описанием конкретных ситуаций рассказали о том, как используют в своей работе винтокрылые машины. Специалисты центра особо настаивали, что производители вертолетной техники специального назначения должны учитывать пожелания эксплуатантов, потому что эти пожелания рождаются из реальной практики применения.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации ЦЭМП взаимодействует с рядом организаций: ГУВД, ГИБДД, территориальным центром медицины катастроф Московской области, службой спасения, станциями скорой и неотложной медицинской помощи, Центром управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), Центроспасом, Московским авиационным центром, лечебно-профилактическими учреждениями, Департаментом здравоохранения Москвы и другими.

ЦЭМП активно участвует в работе медицинских команд, использующих вертолеты при эвакуации раненых с мест дорожнотранспортных происшествий, терактов, техногенных и природных катастроф и других ЧС. Вылеты выполняются с 2009 года в основном в Москве и области. На согласование вылета уходит 2-5 минут, чуть больше времени уходит на полет до места назначения. Для сравнения: прибытие «скорой» – в лучшем случае 40-50 минут, а с учетом пробок больше полутора часов. Нередко вертолет вызывают сами медики из «скорой», когда понимают, что не могут вовремя добраться до больных или пострадавших. Вертолету не нужна дорога, но без оборудованной вертолетной площадки для взлета и посадки он обойтись не может. Выступавшие на круглом столе медики отметили, что вертолетных площадок в Москве явно недостаточно: часть из 17 запланированных не достроена, часть может эксплуатироваться только в режиме ЧС.

В состав бригады медицинского вертолета входят командир воздушного судна, пилот, врач медицины катастроф НП ЦЭМП, врач-реаниматолог МАЦ. Вертолет выполняет следующие задачи: быстрая доставка медицинского персонала (в том числе врача медицины катастроф) на место происшествия, экстренная эвакуация пострадавшего с места происшествия в стационар, транспортировка пострадавших из стационаров Московского региона.

Основные вылеты осуществляются на места ДТП (65,2%), на пожары приходятся 3,8% вылетов, на техногенные аварии – 6,7%. Около 20% вылетов осуществляется для транспортировки больных из одних лечебных учреждений в другие. Для медицинских целей в Москве используются вертолеты Во-105, ВК-17 и ЕС-145, однако на выставке их не было: на статической стоянке МАКС-2011 все желающие могли увидеть только медицинский Ми-8 авиации МЧС.

…Участники круглого стола особое внимание обратили на то, что использование вертолетной техники в медицинских целях имеет свои ограничения. Например, можно работать только в светлое время суток. Понятно, что медицинский вертолет очками ночного видения не оборудуется, да и подлет к месту происшествия в ночное время чреват опасностями: ограниченная видимость, плотная застройка, линии электропередачи и многое другое (работа в зоне других воздушных судов, наличие запретных для полетов зон).

Во время эвакуации больных или пострадавших также необходимо соблюдать ряд требований безопасности. Вход и выход из вертолета осуществляется спереди и сбоку, при подходе к машине необходимо учитывать рельеф местности: если вертолет стоит в низине, лопасти несущего винта при спуске людей со склона могут оказаться в опасной близости. Выход из кабины осуществляется только по согласованию с командиром воздушного судна. Погрузка пострадавшего осуществляется под контролем экипажа при выключенном двигателе, при невозможности отключения двигателя погрузка пострадавшего проводится только под контролем КВС. Для слаженной работы экипажа и медиков необходим их постоянный контакт по внутренней радиосвязи, а также по рации на земле. При этом общение между экипажем и медперсоналом возможно только по служебной необходимости, при связи экипажа с землей или другим воздушным судном внутренняя связь запрещена.

При работе в зоне ДТП члены экипажа должны выбирать место посадки за поврежденными автомобилями, чтобы те создавали преграду между движущимся потоком машин и вертолетом. Весь персонал, работая на дороге или в зоне ЧС, должен контролировать ситуацию вокруг себя и поддерживать визуальную, голосовую или радиосвязь.

Выступивший на круглом столе представитель ГУ МАЦ рассказал о работе вертолетов в Афганистане в 80-е годы, показал снимки Ми-8, на которых перевозили раненых. Буквально за два десятка лет санитарная авиация сделала огромный шаг от «пустых», не оснащенных специальным оборудованием (брезентовые носилки – пожалуй, все, чем располагали вертолеты) транспортных вертолетов до настоящих летающих госпиталей.

В 2010 году санитарные вертолеты МАЦ выполнили 1503 полета (486 вылетов на ЧС), общий налет составил 527 часов. В лечебные заведения Москвы перевезены 106 человек, 383 пострадавшим врачи оказали помощь на месте. Специалист центра А.С. Попов рассказал о том, как вертолеты участвовали в эвакуации пострадавших на шахте «Распадская»: в Москву были успешно эвакуированы 6 человек, из них четверо в крайне тяжелом состоянии. Вертолетчики МАЦ участвовали в транспортировке пострадавших в больницы Москвы после пожара в пермском кафе «Хромая лошадь»: 49 человек были доставлены в столицу, 35 из них в пути находились на искусственной вентиляции легких.

В кабине медицинского вертолета

Московский авиационный центр работает с 2005 года, в своей деятельности широко использует вертолеты с медицинскими модулями, изготовленными на Казанском вертолетном заводе (точнее, на его дочернем предприятии – ЗАО «Заречье»). В медицинском модуле есть места для расположения носилок с пострадавшими (они имеют специальные крепления), ящиков для хранения аппаратуры и медикаментов, инфузионных и кислородных стоек.

Медики особо подчеркивали, что при разработке и освоении новых медицинских модулей и вертолетов необходимо тесное взаимодействие производителя и эксплуатанта (в том числе медиков). Опыт работы казанских специалистов в этом направлении признан очень позитивным: в процессе разработки медицинского модуля специалисты КВЗ советовались с врачами. Был высказан ряд замечаний, по которым тут же вносились изменения в конструкцию модуля и состав оборудования (как выразились медики, «.производители готовы выполнить любой наш каприз»). Например, была изменена конфигурация кислородных баллонов: их высота мешала медикам работать с пострадавшим и в итоге баллоны сделали более «приземистыми». Изготовители специального оборудования делают все, чтобы медицинские приборы имели малые габариты и вес, были простыми в эксплуатации и обслуживании, устойчивыми к воздействию внешних факторов (температура, влажность, вибрация), работали от бортовой сети и аккумуляторов.

В настоящее время производителями медицинских модулей проводится очень большая работа по унификации медицинского оборудования, устанавливаемого на вертолеты и самолеты. Такая унификация позволит, не снимая больного с носилок, перевозить его, по необходимости, сначала на самолете, потом на вертолете, затем на машине «скорой помощи» до больницы.

Необходимо, и об этом также говорилось на круглом столе, по всей стране восстанавливать систему санавиации. В отношении медицинских полетов нельзя следовать одним лишь требованиям рынка. Понятно, что это дорого (в среднем один летный час стоит 2 тысячи долларов), но когда речь идет о спасении человеческой жизни (которая во всех цивилизованных странах является высшей ценностью!), о помощи людям, рыночные отношения и механизмы должны отступать на второй план. И об этом очень важно помнить.

Маргарита ГАФУРОВА

librolife.ru

В России будет больше медицинских вертолетов — Российская газета

В России будет летать больше медицинских вертолетов. Франко-немецкая компания Airbus Helicopters планирует поставить в Россию 160 медицинских вертолетов h235 в течение ближайших 10 лет. Переговоры уже ведутся с МЧС РФ, несколькими региональными министерствами здравоохранения, включая Московский и Ленинградский регионы, Московским аиационным центром и несколькими компаниями.

Речь идет о новейшей модификации вертолета Н135. В дальнейшем собирать эти машины также планируется в России - соответствующий договор был заключен в начале 2016 года между "Уральским заводом гражданской авиации" и Airbus. Начало производства намечено на 2017 год. Первая партия Н135, собранных у нас, будет состоять из четырех вертолетов.

Машины этого производителя летают в нашем небе уже 20 лет. В 1995 году первый полет совершил Во-105 МЧС России. Всего их в России уже 200 штук, но большую долю российского рынка, конечно, занимают частные вертолеты.

В Европе один медицинский вертолет приходится в среднем на 1 млн населения страны. В России эта цифра составляет менее 2 вертолетов на 1 млн, причем большинство из них сосредоточены в Москве и Подмосковье. В Airbus Helicopters считают, что Н135 отлично проявит себя в регионах, где машина скорой помощи не всегда может оперативно добраться до пациента, а больница находится в десятках километров от небольших населенных пунктов. Поэтому, в частности, переговоры ведутся с властями Ханты-Мансийского автономного округа, Тюменской, Челябинской и Свердловской областей.

"Там, где скорая может ехать от 30 минут до полутора часов, вертолету Н135 требуется всего 10-15 минут, включая взлет и посадку", - отмечает старший менеджер по продажам и продвижению медицинских вертолетов Airbus Helicopters Ральф Зетц, напоминая о "золотом" часе, неоказание помощи в течении которого существенно снижает показатели выживаемости.

h235 способен производить посадку в экстремальных и неблагоприятных погодных условиях, на склонах в гористой местности, а также в зонах бедствия - при землетрясениях, наводнениях и оползнях. На борту легко размещается все необходимое оборудование для транспортировки тяжелых больных и реанимации. При наполнении салона учитываются установленные в Европе нормы для перевозки больных по воздуху - медики и пациент располагаются так, чтобы реанимационные процедуры проводились наиболее эффективно.

Почему в России так мало медицинских вертолетов? Дело, в первую очередь, в стоимости их обслуживания. Немалые средства нужны, чтобы построить ангар или вертолетную площадку, обучить пилотов и медперсонал для работы именно на медико-эвакуационном вертолете. При этом, уверяет Ральф Зетц, эксплуатация h235 может быть даже экономичнее эксплуатации машины скорой помощи. Это, по его словам, касается и топлива, и сервисного обслуживания. Возможно, в течение нескольких лет в российском небе будет летать больше медицинских вертолетов, что позволит быстрее доставлять людей в больницы и оказывать неотложную помощь в кратчайшие сроки.

Кстати

У вертолета Н135 на российском рынке есть серьезные конкуренты. Самый близкий по классу к Н135 - "Ансат" производства Казанского вертолетного завода, входящего в холдинг "Вертолеты России" - единственного разработчика и производителя отечественной винтокрылой техники.

"Ансат" обладает рядом конкурентных преимуществ - это цена, стоимость летного часа, а также безангарное хранение. Кроме того, на машину устанавливается противообледенительная система, позволяющая эксплуатировать вертолет в суровых климатических условиях. Эта машина уже нашла своих первых заказчиков. В скором времени новый вертолет будет спасать жизни в одной из российских республик.

Это только один из конкурентов h235. Российский производитель создает широкую линейку медицинских вертолетов. Хорошо зарекомендовали себя также Ка-226Т, Ми-8/17 и Ка-32А11ВС. Некоторые из них менее компактные, в отличие от h235, но зато могут превращаться в настоящий "летающий госпиталь" - автономную клинику с широкими медицинскими возможностями, вплоть до проведения серьезных хирургических операций. Всего на сегодняшний день, по данным Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" Минздрава РФ, эксплуатируется более 100 российских вертолетов санитарной авиации.

rg.ru

Как работает вертолетная скорая помощь в Германии и России: alexcheban

Вертолет скорой помощи - это фантастическая картинка из медицинских сериалов для нас с вами, но успешно работающая модель оказания первой медицинской помощи во всем цивилизованном мире! "Желтый Ангел" - так называют в Германии вертолеты компании ADAC. Скорая помощь, которая прилетает на вертолете - это экономически оправданная реальность. В Европе один медицинский вертолет приходится в среднем на 1 млн населения страны, в Северной Америке 3 вертолета на 1 млн населения. В России - менее 0,5/млн, при этом практически все они сосредоточены в Московском регионе (5 вертолетов). В Украине служба HEMS отсутствует вовсе.

Я побывал на базе HEMS (Helicopter Emergency Medical Service) в Аугсбурге в Германии где увидел как это устроено, как работает и кто платит за такую действительно быструю и неотложную медицинскую помощь. Во многих случаях только вертолет, который может прилететь в любое время суток, способствует своевременному оказанию первой медицинской помощи на месте и транспортировки в клинику в течении первого часа после травмы или начала заболевания. Так называемого "золотого" часа, неоказание помощи в течении него существенно снижает показатели выживаемости.

2.

Как же работаетслужба в Германии? Естественно - как часы!Смотрим!

Сколько медицинских вертолетов задействовано в разных странах мира?

В США, Канаде и Новой Зеландии самое большое количество вертолетов неотложной медицинской помощи на душу населения - 3 на 1 млн.В Европе в среднем этот показатель составляет 1 вертолет на 1 млн населения, в "горных" странах - Австрии и Швейцарии - до 3 на 1 млн. населения.

3.

В России в Московском регионе базируется 5 вертолетов EMS, еще несколько - в Санкт-Петербурге, Сочи, Дальнем Востоке, это, к сожалению - все.

В Украине служба HEMS отсутствует вовсе, слово "санавиация" используется в обиходе врачей для консультационного выезда в другую больницу в регионы.

Какой нужен вертолет?

Сегодня я хочу рассказать и показать вертолет Airbus h235, который составляет 67% флота службы вертолетов неотложной медицинской помощи во всем мире, еще 26% - это более крупный h245. Таким образом на рынке HEMS всецело и полностью доминирует Airbus.

Серийное производство Airbus h235 (ранее Eurocopter EC135) началось в 1996 году, с тех пор произведено более 700 единиц.

4.

Вертолет - самый тихий в данном классе. Имеет защищенный запатентованный рулевой винт - фенестрон — закрытый рулевой винт вертолёта, благодаря чему может садиться практически в любом месте, выходить из него можно с вращающимся винтами. Ему не нужны специально оборудованные площадки, посмотрите:

5.

6.

7.

Как работает служба HEMS в Германии?

В Германии около 100 вертолетов HEMS, 78 баз, в радиусе полета от каждой из них можно долететь до любой точки за 12-15 минут включая время сборов, взлета и посадки. Каждый год в стране выполняется более 100 000 вертолетный миссий. Основная часть баз работает с 7.00 утром и до времени заката +30минут, но многие оснащены вертолетами, выполняющими полеты круглосуточно.

8.

9.

10.

После звонка на единый номер службы спасения 112, диспетчер принимает решение о необходимости вызова вертолета или автомобиля скорой медицинской помощи.

11.

Сколько это стоит?

В среднем стоимость одной минуты полета составляет 60 евро. Это ориентировочная стоимость, это итоговая цена, включающая все и использующаяся во время взаиморасчетов со страховой компанией. Государственная страховка в Германии обязательна, ее стоимость соответствует примерно 15% от годового оклада, половину из которой оплачивает работодатель. И государственная и частная медицинская страховка покрывает оказание помощи HEMS.

Дорого ли это? На первый взгляд - да. Но на самом деле, своевременно оказанная помощь приводит к уменьшению пребывания пациента в стационаре, т.е. в целом даже снижает общую стоимость лечения. Но главное - спасает жизнь, вовремя, в нужное время и в нужном месте.

Более 65% вызовов составляют сердечные приступы и инсульты:

12.

Я побывал на вертолетной площадке базы ADAC в Аугсбурге в Баварии, она находится на крыше центрального городского госпиталя.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

В салоне находится два места для врачей, одно место для родственника или сопровождающего (рядом с пилотом).Также возможна конфигурация для двух мест для пациентов.

19.

20.

Аппарат для проведения искусственной вентиляции легких:

21.

Дефибрилятор и кардиомонитор:

22.

Инфузионные насосы для микроструйного внутривенного введения препаратов:

23.

Доступ к носилкам сзади:

24.

25.

26.

Выдвижная платформа, на которой находится вертолет в состоянии готовности к вылету, перемещается в крытый ангар во время непогоды и ночью.

27.

28.

Нам только начали показывать вертолет, как поступил вызов. Спустя 2-3 минуты после приема вызова диспетчером вертолет взлетел. Это действительно отработанный и слаженный механизм. Всего на базе, которая работает с 7 утра до заката, работают 3 пилота, 5-8 технических специалистов и 10-15 врачей, который находятся прямо на базе в указанное время, т.е. их не нужно разыскивать по клинике, теряя драгоценные минуты.

29.

А это набор для технического обслуживания вертолета h235. Это все, что нужно! Вертолет чрезвычайно надежен, естественно проходит периодическое техническое обслуживание, но для чего-то срочного всегда достаточно этих инструментов.

30.

А что в России?

Как я написал выше, в московском регионе в наличии 5 вертолетов службы HEMS.

В Москве действует Московский авиационный центр («МАЦ»), одно из подразделений ГУ ГОЧС г.Москвы, которому принадлежит санитарная авиация в Москве. Вертолеты Eurocopter EC145 базируются на аэродроме в Остафьево. Площадка для дежурства находится на территории 15-й Городской клинической больницы. Площадки для посадки вертолета имеются на территориях НИИСП им Н. В. Склифосовского, 15-й, 7-й, 20-й, 36-й, 71-й городских больниц, детских городских больниц (Тушинской ДГКБ, ДГКБ № 9 им. Г. Н. Сперанского и крайне редко используемая площадка на крыше НИИ НДХТ). Пилоты — сотрудники МАЦ, врачи-реаниматологи — сотрудники МАЦ и Научно-практического центра экстренной медицинской помощи г. Москвы (ЦЭМП) — территориального центра медицины катастроф г. Москвы.

В Территориальном центре медицины катастроф Московской области имеется отдел санитарной авиации. Два вертолета Eurocopter Bo-105 (находятся в собственности ФГУАП МЧС России). Врачи-реаниматологи — сотрудники ТЦМК Московской области. Базируется на аэродроме «Раменское», площадка для дежурства — больница города Клин. Других вертолетных площадок при медицинских учреждениях в Московской области нет. Отдел работает в ограниченном режиме из-за проблем, общих для всей санитарной авиации в России. Вертолет изредка вылетает на крупные ДТП на трассе М-10 «Москва — Санкт-Петербург», а также периодически эвакуирует детей с травмами из муниципальных больниц Московской области в Детскую городскую клиническую больницу № 9 им. Г. Н. Сперанского г. Москвы.

Но вышеописанный эффективный "немецкий" механизм обеспечивается только в случае слаженной работы всех служб и работающей сети в целом. В России не существует службы, объединяющей спасателей и медиков. Спасатели — МЧС, медики — Минздрав, подчиняются разным организациям. Плохая организация оперативного взаимодействия между различными службами. «Нужен вертолет — кому звонить, что говорить?» и т. п.

Имеется ряд объектов, полеты над которыми запрещены (особенно это относится к территориям таких стратегических центров, как Москва). По этой причине трудно получить разрешение на взлет и согласовать маршрут полета. Например, при проезде по Москве кортежа первого лица, охраняемого ФСО — запрещаются любые полеты и посадки санитарной авиации в Москве и Московской области, пока проезд кортежа не будет завершен. При нахождении первого лица в Кремле — запрещается полет вертолета в пределах Садового кольца (посадка в 20-й детской больнице).

Но служба HEMS обязательно необходима там, это доказано мировой практикой! В целом в России потенциал развития службы составляет 160 вертолетов в течении следующих 10 лет. Компания Airbus Helicopters является ведущим партнером на этом рынке.

А еще мы с Мариной Лысцевой fotografersha побывали в городе Донаувёрт (Donauwörth), в Баварии, где производят вертолеты Airbus!

31.

Марина fotografersha уже написала подробный отчет о линии окончательной сборки Aribus Helicopters, заходите посмотреть - Производство вертолетов AIRBUS HELICOPTERS

32.

33.

И даже полетали немного над красотами весенней Баварии. К счастью, не на медицинском вертолете :)Красоты и тест-драйв h235 тоже покажу в отдельном репортаже.

34.

35.

36.

37.

Не болейте! :)

38.

Демонстрационные полеты h235 проводятся на выставке HeliRussia в Москве с 19 по 21 мая 2016 года.

Интересно!? Обязательно поделитесь!

---

Мои репортажи про авиацию смотрите по тегу по тегу aviation

---

Вам нравится мой блог? Следите за репортажами в удобном формате:

Эмоциями своих путешествиях я делюсь online на Facebook и в Instagram. Подписывайтесь!

| Подписаться на блог в ЖЖ | Twitter | ВКонтакте | Google+ | RSS-лента | 500px | YouTube |

alexcheban.livejournal.com

Спасательный вертолет МЧС России. Пожарный и санитарный вертолеты МЧС

В настоящее время вертолёты выполняют множество задач – это перевозка пассажиров, доставка продуктов питания и прочих грузов в самые отдалённые районы земного шара. Этот вид воздушного транспорта нашёл широкое применение в военной, гражданской сфере, в различных отраслях промышленности и хозяйства. В последнее время вертолёты стали незаменимыми помощниками при проведении операций по поиску и спасению людей, тушению пожаров, оказанию неотложной медицинской помощи, устранению последствий стихийных бедствий. Ниже будут рассмотрены специальные вертолёты МЧС России. Фото этих машин также можно увидеть в статье.

История появления отряда «Центроспас»

13 марта 1992 года было принято постановление правительства РФ «О создании Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России». Это подразделение получило название «Центроспас». Его основной задачей являлось оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации, техногенные и природные катастрофы и устранение их последствий. Для обеспечения эффективной деятельности «Центроспаса» в его распоряжение были переданы вертолёты как транспортного, так и многоцелевого назначения.

Вертолёт МЧС в МосквеКак позже показала практика, без применения геликоптеров ни одна задача по локализации последствий чрезвычайных ситуаций не может быть эффективно решена. Сегодня каждый вертолёт МЧС России оснащён современными техническими средствами и является универсальным помощником спасателей при проведении всевозможных работ по ликвидации последствий аварий природного, техногенного и экологического характера.

Вертолётный парк МЧС России

При проведении спасательных операций «Центроспас» использует вертолёты «Бо-105» и «Бк-117», которые были созданы по заказу МЧС России европейской фирмой Eurocopter. Эти геликоптеры используются для перевозки тяжелобольных и пострадавших, которым необходимо оказать экстренную помощь. Вертолёты МЧС России фотоДля устранения последствий различных возгораний на службе подразделения состоят пожарные вертолёты МЧС России «Бе-200ЧС», «Ка-32» и «Ка-26». Также специально для отряда «Центроспас» разработан лёгкий геликоптер «Ка-226», который идеально подходит для работы в условиях плотной городской застройки или на скалистой горной местности. Самый распространённый спасательный вертолёт МЧС в Москве и за её пределами – это «Ми-8».

Далее приведено описание санитарной авиации РФ, основу которой составляет геликоптер «Ка-226».

Санитарная авиация МЧС России

Такое понятие, как «санитарная авиация», появилось в начале ХХ века. Пик её развития пришёлся на середину двадцатого столетия. Ведь именно тогда в санитарной авиации стали успешно применять вертолёты. Главной задачей этого направления воздухоплавания является оказание неотложной помощи в условиях недостаточной транспортной доступности и осуществление экстренной доставки пострадавших в медицинские учреждения.

Вертолёт Ми 8 МЧСНа сегодняшний день главный вертолёт МЧС России, который используется в санитарной авиации, это «Ка-226». Такой летательный аппарат осуществляет вертикальный взлёт и посадку, поэтому его можно использовать в любых труднодоступных местах. Рядом с медицинскими учреждениями оборудуют специальные площадки для геликоптеров.

Главными центрами использования санитарной авиации в России являются крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Оренбург, Красноярск, Рязань и другие.

Ниже описаны основные модели вертолётов, которые используются «Центроспасом» при необходимости оказания экстренной медицинской помощи.

Санитарный вертолёт «Ка-226»

Вертолёт «Ка-226» является многофункциональным устройством, которое может выполнять широкий спектр задач на такой местности, куда трудно добраться наземным транспортом, в сложных климатических условиях арктического климата, пустынь, высокогорий и морей. Применение особой компоновки позволяет использовать множество сменных модулей разнообразного назначения, а также применять внешнюю подвеску для перевозки грузов. Такая сборка вертолёта позволила инженерам снабдить его специальным медицинским модулем, аналога которому нет в мире. Вертолёт МЧС РоссииСанитарный вертолёт МЧС России «Ка-226» способен в кратчайшие сроки доставить медработников на место аварии и обеспечить эвакуацию пострадавших. Врачебное оборудование, установленное в модуле, позволяет оказать необходимую помощь непосредственно при транспортировке пострадавшего в больницу. Имея компактные размеры, этот вертолёт МЧС России может совершать посадку на небольшой площади, что делает его незаменимым помощником при проведении спасательных операций.

Санитарный вертолёт «Ансат»

Огромное преимущество перед автомобильным медицинским транспортом имеют санитарные вертолёты МЧС России. Фото одного из них можно увидеть ниже. Это геликоптер под названием «Ансат». Такая воздушная «скорая помощь» придёт на выручку, когда необходима экстренная медицинская эвакуация и транспортировка. Широко используется этот вертолёт МЧС в Москве. Ведь возможность его функционирования не зависит от дорожной ситуации. Такая техника незаменима при необходимости оказания помощи в авариях, ДТП или несчастных случаях. Вертолёт может развивать максимальную скорость до 275 км/ч. Он способен преодолевать расстояния более 500 километров. В пассажирской кабине геликоптера «Ансат» можно разместить 1 пострадавшего, 2 медицинских работников и расположить на борту необходимое врачебное оборудование.

Санитарный вертолёт МЧСКроме геликоптеров «Ка-226» и «Ансат», в санитарной авиации также используются вертолёт «Ми-8» МЧС России, «Ка-27ПС», «Ан-26М» и другие модели воздушной техники.

Пожарно-спасательная авиация МЧС России

Пожарно-спасательные вертолёты предназначены для выполнения задач по обнаружению возгораний, доставке специальных средств для тушения, транспортировке и высадке работников специальных служб в месте катастрофы, эвакуации пострадавших. Вертолёт МЧС РоссииЭтот воздушный транспорт эффективно используется при устранении пожаров на высотных зданиях и сооружениях. Часто геликоптеры применяются для локализации огня в местах возгорания нефтепродуктов, в лесных массивах или на открытых сельскохозяйственных угодьях. Пожарные вертолёты способны оказать эффективную помощь при устранении последствий катастроф, связанных с крушением авиационного, железнодорожного и морского транспорта. Также они могут оперативно провести эвакуационные мероприятия из таких мест, в которые трудно добраться автомобилями.

Основным пожарным вертолётом является «Ка-32А». Его описание следует ниже. Также при проведении поисково-спасательных операций во время возгораний используют вертолёт «Ми-8» МЧС России, «Ми-26ТП» и другие модели геликоптеров.

Пожарно-спасательный вертолёт «Ка-32А»

Вертолёт «Ка-32А» является признанным помощником при проведении сложнейших спасательно-поисковых операций, эвакуации пострадавших при авариях и техногенных катастрофах и выполнении задач, связанных с пожаротушением. Этот геликоптер может выполнять возложенные на него задачи в условиях плотной городской застройки и на местности со сложным рельефом. Пожарные вертолёты МЧСДля обеспечения пожаротушения такой вертолёт МЧС России оснащён пластиковым баком для воды, насосами, имеющими электрический привод, пенообразователями, водяной и пенной пушками вертикального и горизонтального исполнения, гидравлической помпой. По мнению известных специалистов в области авиационной техники, пожарный геликоптер «Ка-32А» является одним из лучших в мире.

Заключение

Ни одно мероприятие по ликвидации последствий различных катастроф нельзя представить без участия спасательных вертолётов, которые выполняют разнообразные функции. Сегодня геликоптер может быть мобильным госпиталем для оказания первой неотложной врачебной помощи и доставки пострадавшего в медицинское учреждение. Также это высокотехнологическое устройство эффективно участвует в тушении пожаров в сложнейших условиях. В настоящее время санитарный и пожарный вертолёты являются незаменимыми помощниками для спасателей. Этому воздушному транспорту можно доверить решение таких задач, которые порой не под силу человеку.

fb.ru


Смотрите также

Карта Сайта