Кому молятся пчеловоды? Освященный мед


Медовый Спас.

Медовый спас.

Медовый, или маковый, Спас, также Первый Спас, Спас на воде — это народные названия православного праздника в первый день Успенского поста, 14 августа(1 августа по старому стилю). Это был первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю Иисусу Христу.

Полное церковное название Первого Спаса — Предъисхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Истоки Спаса идут из Византии. Еще в 1897 г. в греческом часослове написано: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля по старому стилю) приносили его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть Предъисхождение Честного Креста». Т.е., говоря современным языком, для освящения города, предотвращения болезней и эпидемий в город выносили крест.

В Русской православной церкви праздник Медового Спаса соединился с воспоминанием о Крещении Руси киевским князем Владимиром, произошедшем в 988 г. Согласно традиции, в этот день совершается малое освящение воды, а также меда нового сбора, благословляется его употребление в пищу. В этот день было принято печь медовые пряники, блины с маком и медом, пироги, булочки, плюшки с маком.

Медовым Первый Спас называют потому, что к этому дню соты в ульях наполнены до отказа, и пасечники приступают к его сбору. Тем, кто следовал строгим народным обычаям и постился, в Медовый Спас разрешалось есть освященный церковью мед. Наши предки на пирах пили хмельной мед, на его же основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. Уже в старинных источниках мед описывался как «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Считается, что мед обладает особой силой и пригоден для лечения большинства болезней.

С первого дня августа (14 августа по новому стилю), обычно начинали ломать первый мед, поскольку с этого дня пчелы переставали его приносить. Как самому процессу сбора меда, так и личности пчеловода придавалось особое значение. Считалось, если какой-либо пчеловод утаит хоть капельку за щекой, то его постигнет немедленная Божья кара. Ведь, согласно традиции, весь мед следовало отнести в церковь и освятить. Зато немногословный сборщик меда, который выполнял все правила, с молитвами делая свое дело, считался истинным христианином и уважаемым тружеником. Однако не только мед заготавливали 14 августа. С этого периода начинался также активный сбор малины, черемухи, лекарственных трав и созревших коробочек мака. Так, например, мак использовали при выпечке булочек и других кондитерских изделий, а также как средство защиты дома от ведьм. Еще собирали и заготавливали на зиму горох. А на Урале и в Сибири уже начинали шишкование кедров.

14 августа, кроме Медового Спаса, является днем памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, которые приняли кончину в 166 г. до Рождества Христова. Как и все христианские праздники, день Маккавеев своеобразно переплелся с языческими обычаями и обрядами. У славян этот день отмечается как праздник Маккавей. Так, в пищу, которую готовили и подавали к праздничному столу, обязательно должен добавляться мак, который созревает к этому времени. Конечно, связь мака с Маккавеями может быть чисто звуковой. И все же там, где еще сохранились старые обычаи предков, в этот день стараются печь маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом. Начинали трапезу блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко — маково-медовую массу, в которую после обмакивали блины. Эта посуда называлась макальником, макитрой, макатером.

Так как съедобный мак был широко распространенным и любимым продуктом, он разнообразно применялся в народной кухне, обрядовых блюдах восточных и западных славян. Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачек с медом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нем семьсот воевод». В день Маккавея молодежь выходила на улицы, где водила хороводы с песнями «Ой, на горе мак» и шутливыми заигрышами. Так, девушки обсыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!»

В честь малого водосвятия Медовый Спас называют еще и Спасом на воде. В этот день было принято освящать новые колодцы, чистить старые, совершать крестный ход на естественные водоемы, родники для освящения воды. Сразу после крестного хода люди купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Однако уже после мокрого Спаса, или Маккавея, не купались, ибо лето клонилось к закату, вода «зацветала», птицы замолкали, пчела переставала носить сборы, а грачи начинали собираться в стаи и готовиться к отлету. Для крестьянина это была страдная пора: полевые работы, сенокос, жатва. Сразу со Спаса начинаются проводы лета. В народе говорили: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье». С этого дня начинают отцветать розы, происходит отлет первых ласточек и стрижей. По погоде на 14 августа судят о том, каков будет Третий Спас.

«Медовый Спас — медовый стол», — говорили в народе.

Едва медовый справлен Спас, Светает Спас Преображенский. Спас Третий — с вечери Успенской. Иванов день: всему свой час».

Вяч. Иванов

Хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, а верующие — церковного благословения на вкушение меда, тем более что мед является одним из самых вкусных и полезных постных продуктов. Освящение меда — красивое зрелище. Прозрачный, переливающийся на солнце в открытых баночках янтарь меда, воздух, пропитанный медовым ароматом, — чудо как хорош этот Медовый Спас!

Перед тем как освятить мед, нужно убедиться в его должном качестве. Так, специалисты считают, что есть два способа определения качества меда.

Первый — переливание. Для этого нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорош. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.

Второй способ — обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если мед потемнеет от графита, значит, он не качественный.

А еще настоящий мед можно легко растереть между пальцами. Он даже впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки. Когда же наконец мед выбран и освящен, можно приступать к приготовлению постных продуктов на радость домашним.

Вот некоторые рецепты, которые дошли до наших дней.

 

Постная медовая коврижка

Ингредиенты: 1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст. ложки меда, 1 ч. ложка  соды, 0,5 ч. ложки разрыхлителя, 2 ст. ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельченных орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра. Приготовление: в миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мед. Размешать, чтобы сахар и мед растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и меда и тщательно вымесить, чтобы не было комков. Добавить орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 мин при 200 °С. Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперек и прослоить любым джемом или вареньем.

 

Меренга медовая

Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким). Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье остынет, сбрызнуть белой сахарной глазурью.

 

Квас медовый

Ингредиенты: 800 г меда, 2 лимона, 25 г дрожжей, 5 л воды. Приготовление: в кипящую воду положить мед и хорошо размешать. Когда жидкость остынет до 20 °С, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10—12 ч. Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.

 

Монастырский мед

Ингредиенты: 1 кг меда, 3 л воды, 2 ч. ложки хмеля. Приготовление: мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 ч. В марлю положить хмель, небольшой камешек и, завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 ч, периодически (по мере выкипания) добавляя горячую воду. Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен. Когда мед пробродит (перестанет шипеть), в него влить 1/2 стакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз). Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.

 

Сырно-медовые треугольники

Ингредиенты: 1 стакан сливочного сыра, 6 ч. ложек густого ароматного меда, 1 яичный желток, 50 г сливочного масла, 6 листов слоеного теста, сахар для обсыпки. Приготовление: разогреть духовку до 190 С. Промазать маслом противень. В широкой посуде взбить сливочный сыр с медом и яичным желтком. В небольшой кастрюле растопить сливочное масло. Промазать пласт теста растопленным маслом, покрыть еще одним пластом теста и снова промазать маслом. Покрыть третьим пластом теста. Разрезать слоеное тесто поперек на 2 половины, а каждую половину — на 4 полосы. Проделать ту же операцию с оставшимися 3 пластами теста. Положить по 1 ст. ложке сырной смеси в центр каждой полоски. Завернуть полоску с начинкой под прямым углом, так чтобы в конечном счете получился треугольник. Положить треугольники на противень и промазать растопленным маслом. Выпекать в духовке 10 мин, пока они не станут хрустящими. Слегка  присыпать глазировочным сахаром.

 

Коврижка медовая «Каляпуш»

Ингредиенты: 550 г муки, 150 г сахара, 250 г меда, 100-150 г воды, 2 г корицы, 50 г маргарина. Приготовление: сахар с медом и водой прокипятить и поставить остывать. Просеять муку, сделать воронку в середине и вылить остывший сироп, распущенное масло или маргарин, добавить корицу, соду, хорошо перемешать и замесить тесто. Затем раскатать круглые лепешки, проткнуть ножом и поставить в не очень горячую духовку на 30-40 мин. Украсить по желанию.

 

Пахлава

Ингредиенты. Для начинки: 350 г очищенных грецких орехов, 300 г топленого масла, 300 г сахарного песка, 400 г меда, соль по вкусу, яичный желток (для смазывания). Для пресного теста: 2 яйца, 200-250 мл молока, 600-700 г муки, 30 г сахара, щепотка соли. Приготовление: выпустить в посуду яйца, тщательно перемешать, добавить молоко, муку, соль и замесить крутое тесто. Раскатать его на 6-8 кусков весом по 150 г. Сбить в виде шаров и разложить их на разделочной доске. Ядра расколотых грецких орехов слегка подсушить на сковороде, пропустить через мясорубку, добавить сахарный песок и тщательно перемешать. Раскатать кусок теста, переложить на смазанную маслом сковороду, помазать сверху маслом, посыпать измельченными орехами с сахаром. Затем раскатать следующий кусок теста, положить его на первый, опять смазать маслом и пересыпать прокрученными орехами. Повторить эту операцию столько раз, на сколько кусков было разделено тесто. Приготовленную таким образом пахлаву смазать сверху яичным желтком, взбитым и разбавленным водой. Поставить в духовку на 10 — 15 мин. Затем вынуть, разрезать на куски в виде кубиков или ромбов (последний слой не разрезать), залить срезы растопленным маслом и снова поставить в духовку на 10-15 мин. Отдельно вскипятить мед, чтобы получился жидким. Перед концом выпечки вынуть пахлаву из печи, залить ее теплым жидким медом и еще раз поставить в печь на 30 -40 мин. Готовую пахлаву отделить одну от другой в заранее разрезанных местах, дать остыть и подать на стол.

 

Рыба в меду с изюмом

Ингредиенты: 2 кг филе трески, 1 л молока, 50 г изюма, 25 г сливочного масла, 1 луковица, 1 ст. ложка меда, 500 мл белого сухого вина, 3 лимона, 400 г сметаны, черный молотый перец, соль по вкусу. Приготовление: вскипятить молоко, снять его с огня. Положить в горячее молоко рыбное филе на 3 мин, после чего рыбу аккуратно отжать и разрезать на 6 порционных кусков. Залить изюм кипятком на 10 мин, затем слить воду. Выжать сок из двух лимонов, а третий нарезать тонкими ломтиками. Измельчить луковицу. В сотейнике на слабом огне обжарить на сливочном масле лук с медом и изюмом. Когда смесь карамелизуется, влить горячее вино с лимонным соком, положить ломтики лимона. Поварить несколько секунд, убавить огонь, положить куски рыбы, посолить и поперчить по вкусу. Тушить 10 мин. Готовую рыбу, лимон и изюм вынуть из соуса. Ввести в него сметану, перемешать и залить соусом рыбу.

 

Картофель в уксусно-медовой смеси

Ингредиенты: 1 кг мелкого картофеля, 5 ст. ложек уксуса, 1 ч. ложка меда, 2 пучка базилика, 2 ст. ложки растительного масла, 4 ст. ложки оливкового масла, 1 ст. ложка тертого сыра. Приготовление: картофель вымыть и варить в мундире 20 мин. Слить воду, дать немного остыть и очистить. Охладить полностью. Прокипятить в маленькой кастрюле в течение 1 мин уксус с медом. У базилика отделить листочки. 1/3 отложить в сторону, оставшиеся порубить. Обжарить в растительном масле картофель и посолить. Влить уксусно-медовую смесь и потушить в ней картофель. Перемешать с оливковым маслом и базиликом. Выложить на блюдо, посыпать сыром, украсить оставшимися листочками базилика и подавать горячим.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Медовый Спас выпадал на активный период сельскохозяйственных работ, а посему его справляли без особой пышности. Для крестьян в это время главным занятием были не гуляния, а покосы, пахота и посев. Не зря же в народе говорили: «Август—каторга». И все же, несмотря на большую занятость, существовал целый ряд традиций, которым все равно следовали. Так, с 14 августа начинался строгий двухнедельный Успенский пост, во время которого проходили так называемые сиротские и вдовьи помочи, когда всем миром помогали самым бедным и слабым жителям деревни. При этом многого за работу не просили, в большинстве случаев трудились за угощение, а то и сами приносили на вдовий двор всяких припасов. Так и говорили в этом случае:

Ты — за себя, мы — за тебя, а Христов Спас — за всех за нас!

В Медовый Спас всех угощали медом.

Люди говорили: «На Первый Спас и нищий медку попробует». В угощении не отказывали никому. А потому уже вечером этого дня толпа ребят и подростков обступала пасеку с чашками, а то и просто с сорванными поблизости листьями лопуха. Они приходили получить свою «ребячью долю», зная, что не обнесут, не обделят их в медовый праздник ни на одном пчельнике, и благодарили хозяина:

Дай, Господи, хозяину многие лета, Многие лета, долгие годы! Дай долго жить, Спаса не гневить, Спаса не гневить, Божьих пчел водить, Божьих пчел водить, ярый воск топить Богу на свечку, хозяину на прибыль, Дому на приращение, Малым детушкам на угощение! Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить, Отца-мать кормить, малых детушек растить,Уму-разуму учить! Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой Сладко есть, сладко пить, А и того слаще на белом свете жить! Дай, Господи, хозяину многие лета!

Кроме освящения меда, 14 августа повсеместно совершались крестные ходы к воде — ведь Спас-то этот «на водах». Этот обычай был настолько значимым, что принимали в нем участие и знатные люди, включая царя. Духовенство кропило святой «иорданской» водой войска и знамена. А простой люд устремлялся к иордани, где особо приставленные люди разливали желающим освященную воду в заранее припасенную посуду. Во дворец же, на царицыну половину, отправлялись две наполненные доверху серебряные чаши. А у монастырей и церквей продолжались народные гулянья — чинные, без плясок и без песен, без винопития, т.к. начинался строгий Успенский пост, который позволял употреблять только мед и квас.

 

nasharossia.narod.ru

C новым медом! — Татьянин день

 

фото: www.diary.ru Медовые реки

 

В Средние  века Русь, по наблюдениям многочисленных иностранцев, буквально «текла мёдом».  Мёд на Руси был повседневным продуктом  питания всего народа: ведь его производилось столько, что на душу населения приходилось более 100 кг мёда в Средние века и около 50 кг - в конце XVII в. Норманны называли мёд «сладким золотом». Нередко мёдом и воском платили оброк.

 В  русской национальной кухне мёд  использовался в натуральном виде, в освежающих и хмельных напитках, в разнообразной выпечке. На меду варили все ягодные и фруктовые варенья.

Мёд был  частью обрядовой русской кухни: так, сочетающиеся браком молодые люди получали в подарок бочонок меда в 5-10 кг, который полагалось употребить за месяц, называемый «медовым».

Европейские кулинары и сладкоежки добавляли  мёд в кашу и сдобную выпечку, пирожные и торты, соки и пиво, делали из него хмельной напиток («пьяный мёд»). В XVI веке испанцы завезли в Европу сахар - гораздо более дешёвый и далеко не столь полезный; он завоевал такую популярность, что сейчас даже традиционно медовые блюда (вроде пряников) далеко не всегда содержат мёд.

МЕДология

На  всякий цветок пчела  садится, да не со всякого  мед берет

(русская пословица)

По  ботаническому происхождению  различают два  вида мёда - цветочный  и падевый.

Цветочный мёд вырабатывается пчелами из нектара, выделяемого цветками растений. Падевый мёд собирается пчелами не с цветов, а с листьев. В жаркую погоду на листьях растений образуется медвяная роса, а выделения тлей и листоблошек, питающихся соком растений, образуют падь животного происхождения. Её-то пчелы и собирают, при недостаточном выделении нектара цветками.

Чтобы собрать 1 кг мёда, пчела  должна сделать 120 -  150 тысяч вылетов за нектаром. Если цветки, с которых она собирает нектар, находятся на расстоянии в 1,5 км, то, чтобы собрать нектар и принести его в улей, пчела должна пролететь 3 км. Таким образом, за 1 кг меда пчела летает  460 тыс. км. Это расстояние в 11 раз превышает окружность земного шара по экватору.  (В.К.  Лавренов, Энциклопедия меда)

 

Мёд, собранный  пчелами преимущественно с одного вида растений,  называют монофлерным. Обычно его название происходит от имени растения: гречишный, липовый, подсолнечниковый, кипрейный и т. д. Если  пчёлы собрали нектар с разных растений, то такой мед называют полифлерным, или просто цветочным. Такой мёд в свою очередь разделяют на лесной, луговой и полевой. 

Лесной полифлерный мёд пчелы производят с диких плодовых деревьев: шиповника, боярышника, калины, ивы, липы, малины, вереска, кипрея (иван-чая), ежевики, душицы и т. д.

Луговой мёд пчелы собирают с одуванчика, зверобоя, клевера, мальвы, чабреца, цикория, пустырника, василька и многих других растений.

Полевой - с подсолнечника, кориандра, гречихи, горчицы, лаванды, рапса, люцерны и т. д.

Сладок  мёд, да не по две  ложки в рот   

«Если Вы заболели и ничего не помогает, обратитесь к пчелам»

(Гиппократ) 

Конечно же, мёд широко использовался нашими предками и как лечебное средство. Древнерусские лечебники характеризуют мёд как продукт, полезный для всех возрастов, - «Мёд дивий даем прияти без боятства по рассуждению младым и старым, женатым и брюхатым».

В современной  медицине известно, что вещества, входящие в состав мёда, являются биогенными стимуляторами. Поэтому он стоит  в одном ряду с элеутерококком, женьшенем, пантокрином, аскорбиновой кислотой, т.е. препаратами, которые  вместе с оксидантами «подстегивают» иммунитет, повышая и укрепляя его. Мед полезен людям с желудочно-кишечными заболеваниями: он помогает регенерировать клетки слизистой при язвенных заболеваниях; также этот сладкий продукт - прекрасная профилактика дисфункции кишечника.

"Однако в иных случаях мёд может оказаться совсем не целительным, а даже опасным, - cчитает  Николай Пустограев, к.м.н. научный сотрудник Государственного НИИ  питания РАМН, член Московского  общества православных врачей России,  - ведь многое зависит от индивидуальных особенностей человека". В детском питании мёд практически не используется: он не рекомендуется до годовалого возраста. Людям, которым противопоказаны углеводы, к примеру, страдающим сахарным диабетом, ожирением, метаболическим синдромом, также необходимо ограничить употребление меда. "Люди  с предрасположенностью к опухолевым образованиям, к онкологическим заболеваниям избегают употребления мёда, так как он может стимулировать развитие подобных патологий" - уточнила врач.

Мед может вызывать сильные аллергические реакции: кожную, легочную и кишечную. Тем не менее, доказано, что очищенный от различных примесей, мёд сам по себе как сахар не вызывает аллергию. 

Слово о мёде и благодати

И все  же, для чего в Медовый Спас нужно освящать мёд? С этим вопросом мы обратились к отцу Ростиславу,  настоятелю храма Архангела Михаила в станице Алексеевской, откуда он привозит мёд для столичных ярмарок:

"Мёд -  это чудо Божие. Часто почти единственное пропитание многих святых. Из жития  Иоанна Крестителя узнаем, что он питался  лишь акридами и мёдом. При этом жил  в пустыне и мог преодолевать огромные расстояния, следуя из города в город.

Мёд в  любое время года может восполнить нехватку витаминов. Сейчас пища стала  не такая полезная, много химии, а  мёд остается исключением: брать  нектар с плохого цветка пчелу  не заставишь.  

Зачем освящать мёд? Вера и молитва творят чудеса. Силой молитвы Христос совершил первое чудо в Кане Галилейской, превратив воду в вино. Св. Николай Угодник и Пантелеймон каждый в свое время, перекрестив чашу с ядом, лишили его губительных свойств. Афонские старцы говорили: если корнеплод посадить корнем вверх, а цветком вниз, но сделать это с молитвой, он вырастет вопреки всему.

Освящая мёд, мы благодарим Бога за урожай. И  благодать Божья приходит на мёд, а все живое нуждается в  Его благословлении".    

Поститесь на здоровье

Несомненно, мёд занимает особое место в постном  меню: по сделанным специалистами  НИИ питания РАМН расчетам, человеку в этот период не хватает определенной группы витаминов, микроэлементов, например витамина B, кальция. Мед же наравне  с бобовыми, зеленью, минеральной водой помогает сбалансировать рацион. Успенский пост, в отличие от Великого, не такой длинный, всего две недели, и он никому не противопоказан. Мёд будет тем компонентом, который пополнит запас необходимых веществ в организме на время отказа от скоромной пищи. 

При подготовке статьи использована книга «Божьи дары из пчелиного улья», Даниловский благовестник,  М. 2006.       

          

www.taday.ru

Медовый Спас | Александро-Невский храм п. Вербилки

IMAG0843Едва ли найдётся человек, который не слышал об этом церковном празднике. В этот праздник в церкви освящается мед. К середине августа заканчивается период медосбора и трудолюбивые пчелы делятся им с человеком, щедро награждая нелегкие труды пчеловодов, помогающих пчелиным семьям перезимовать и прокормиться до начала медосбора. Необычайную целительную силу мед обретает после освящения в праздник медового Спаса. До начала службы столик рядом с кануном заполняется медом, который прихожане приносят для освящения. Золотистое чудо, дарованное человеку, вобравшее в себя все тепло уходящего лета, переливается всеми оттенками янтаря. У каждого меда свой тонкий аромат. Здесь и запах лугового разнотравья и пряный запах цветущей липы и острый запах мяты или пустырника и много других тончайших оттенков запахов.

Для пожилых людей, чье детство пришлось на скудные послевоенные 40-е и 50-е годы, этот праздник дорог еще и тем, что напоминает о простых радостях той поры. Многих детей тогда отправляли на лето в деревню к бабушкам и дедушкам. И часто в деревне оказывался пасечник, который собирал всю детвору в деревне, ставил на стол миску с медом нового сбора, раздавал детям деревянные ложки и по куску настоящего свежего ржаного хлеба. Не было для той детворы слаще угощения и нет для теперешних уже бабушек и дедушек слаще воспоминания о своей детской поре.

IMAG0847

В церковном календаре этот праздник называется «Происхождение честных древ честнаго и животворящего Креста Господня». Удивительное название, часто вовсе непонятное для невоцерковленного человека. Праздник этот установлен в Константинополе в IX веке, сначала как местный, а с XII — XIII века как общий праздник. Причиной установления праздника были многочисленные болезни, случавшиеся там в августе. Для избавления от этих болезней часть Креста Господня из домовой церкви износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие, а затем в течение двух недель святыню носили по городу. Затем древо Креста возвращалось в царские палаты, а болезни оставляли городВ России праздник появился в XIV — XV веке. Название «Происхождение», оказывается, — просто неверный перевод с греческого слова, означающего скорее «крестный ход» или «церемония».

IMAG0882

В этот же день в православной церкви проводится празднество Всемилостивого Спаса Христу Богу нашему и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его.Этот праздник установлен в 1164 году Андреем Боголюбским после победы над Поволжскими татарами.Освящение меда в этот праздник связано с тем, что 1 августа (14 августа по новому стилю) совершается чин освящения воды, наследуя традицию освящения воды 1 числа каждого месяца в Костантинопольской придворной церкви.Медовый Спас, как название праздника, ближе и понятнее простым русским православным христианам, поэтому такое название праздника стало общеупотребительным.

IMAG0855

Медовый Спас — один из немногих праздников в православной церкви, в который для поклонения прихожан из алтаря выносится Крест Господень

IMAG0856

В начале праздничного богослужени прихожане прикладываются ко Кресту.

IMAG0857

Затепляются свечи перед иконами.

IMAG0869

Многие прихожане приходят семьями с детьми, так с детства начинается приобщение к православной традиции.

IMAG0872

Постепенно храм заполняется прихожанами и начинается праздничное богослужение

IMAG0842

Ход Божественной литургия хорошо знаком воцерковленным прихожанам, но для людей, лишь изредка посещающих церковь, в этом богослужении всегда много удивительного.

IMAG0840

Вход с Евангелием и чтение Евангелия являются важной частью богослужения.

IMAG0841

Проводится каждение алтаря.

IMAG0844

Читается Апостол.

IMAG0849

Склонив головы, прихожане слушают чтение Евангелия и книги деяний Апостолов .

IMAG0845

В проповеди на праздничном богослужении отец Андрей рассказывает об истории и духовном значении праздника.

IMAG0851

Особенное внимание в проповеди уделяется спасительной роли крестного подвига Господа нашего Иисуса Христа, роли Креста Господня в духовной жизни православных христиан..

IMAG0853

На Великом входе вначале поминаются иерархи церкви. Завершая Великий вход священник возглашает:Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков.

IMAG0863

Прихожане начинают готовиться к принятию Святых Христовых Таин.

IMAG0874

Самый волнующий момент литургии. Священник выносит Святую Чашу. С особым душевным трепетом воспринимает православный человек такие знакомые и такие волнующие слова священника:Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника и причастницу мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

IMAG0875

По сложившейся традиции перывыми к Святой Чаше подходят дети.

IMAG0876

Маленьких детей причащают на руках у пап или мам.

IMAG0878

В православных многодетных семьях детей причащают по очереди.

IMAG0879

Дети постарше причащаются самостоятельно.

IMAG0880

В праздники причастников бывает много, и во все время причащени хор поет:Тело Христово приимете, Источника безсмертного вкусите.

IMAG0881

В конце литургии проводится освящение меда. Священник совершает каждение места освящения

IMAG0884

Читаются молитвы о благословении и умножении благодатных даров Господних

IMAG0886

Венчает чин освящения меда окропление освященной водой

IMAG0890

По старинной заповеди вкушение меда до освящения считалось грехом. После медового Спаса вкушение меда разрешается. Многие прихожане оставляют баночки с освященным в церкви медом нетронутыми до самой зимы. Веря в целительную силу освященного меда, они берегут его на случай болезней и недугов.

IMAG0892

Подходит к концу праздничное богослужение. Начинается его заключительная часть — отпуст.

IMAG0893

Для прихожан участие в праздничном богослужении — радостное событие. В нем обретается мир в душе, гармония внутреннего мира прихожан.

IMAG0894

Вот и еще один красивый и своеобразный церковный праздник завершился. Своеобразие его — в удивительном переплетении церковной традиции Византии времен первых христиан и традиций, веками существовавших в России. Необычайной притягательной силой обладают такие церковные праздники в сельских и поселковых приходах, вдали от городской суеты и многолюдья. Не случайно среди прихожан храма много москвичей. Для них участие в богослужении позволяет по-новому увидеть духовную красоту праздника и почувствовать себя не просто гостями в храме, но настоящими прихожанами.

verbilki.prihod.ru

Кому молятся пчеловоды? — Татьянин день

Большой улей на монастырской пасеке
 Большой улей на монастырской пасеке

 

С давних времен разведение пчел у разных народов считалось делом богоугодным. Не случайно в храмах перед иконами во время Богослужений горят восковые свечи. Отцы Церкви считали, что использование именно пчелиного воска для изготовления церковных свечей имеет глубоко символическое значение. Архиепископ Симеон Солунский еще в XV столетии писал: «Воск, как вещество самое чистое, означает чистоту нашу и искренность приношения».

В дни сочельников - Рождественского и Богоявленского - православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво, а на поминальных трапезах кутью и коливо. В состав этих кушаний традиционно входит мёд.

Как и у моряков, лекарей, купцов, воинов, ремесленников, у пасечников были свои святые покровители.

 Самый почитаемый святой у пчеловодов-католиков - Амброзиус (339-397). Легенда гласит, что когда Амброзиус был грудным младенцем, во время сна на его лицо привился пчелиный рой, а затем улетел, и ни одна пчела его не ужалила. Имя святого происходит от слова «амброзия», означающего «пища богов», «мед», так как проповеди Амброзиуса были подобны истекающему меду. Традиционно святой изображается с ульем-сапеткой, что символизирует ученость и силу слова. В католической церкви праздник этого защитника пчел и пчеловодов отмечается 7 декабря.

 Изображение Иоанна Златоуста с ульем, аллегорически подчеркивает величие и красноречие святого.

 Святой Рохус (1295-1327) в католической церкви почитается как защитник от чумы и прочих эпидемий. Лечил он освященным медом. То ли пребывание больного у пчелиного улья, то ли медовая терапия, а, скорее всего, совместное воздействие этих факторов приводили к исцелению. Святой Рохус также изображается с пчелиным ульем.

Святой К.Барромеус (16 в.), настоятель католического храма, также был известен своей борьбой против чумы, изображался с медовым сотом.

 В Болгарии и в Западной Украине 23 февраля чествовали память святого Харлампия. Епископ Харлампий жил и проповедовал в г. Магнезия (Малая Азия). Он обращал широкие массы языческого населения в христианство, слыл народным лекарем, используя среди прочих естественных продуктов мед и воск для лечения различных болезней. Христианской церковью был провозглашен святым, целителем людей.

В Болгарии в день св. Харлампия христиане не работали. Женщины вставали пораньше, пекли лепешки с изображением крестов и ульев. Лепешки, соты и судочки с медом относили в церковь на торжественную литургию. После литургии на лепешки намазывали освященный мед и раздавали родным и знакомым в честь этого праздника.

В некоторых местах освященный мед хранили за алтарем в течение 40 дней, а затем использовали как лекарство. В день этого святого совершались противочумные обряды, на которых употреблялся освященный мед. За неделю до праздника св. Харлампия пчеловоды поставляли на рынок мед, медовые соты, воск, восковые свечи. Многие церкви в Болгарии носят имя этого почитаемого покровителя пчеловодства.

Любопытно, что религиозные пчеловоды из Сербии  до сих пор делают ульи в виде маленьких монастырей и церквей.

В России и в Украине самыми почитаемыми заступниками пчеловодства издавна были святые Зосима и Савватий. Между днем св. Зосимы (30 апреля) и св. Савватия (10 октября) укладывался весь пчеловодный сезон.

 

 Прп. Савватий и Зосима
 Преподобные Зосима и Савватий

Преподобный Савватий был иноком Кирилло- Белозерского монастыря, затем перешел в Валаамский монастырь, и, наконец, в 1429 г. морем переезжает на Соловки. В 1436 г. в поисках уединения, на Соловки прибывает Зосима, а в 1452 г. община выбирает его игуменом.

В народе считают, что именно Зосима и Савватий научили людей правильно содержать свою пасеку, хотя документальные данные на этот счет отсутствуют. Однако именно при жизни этих святых, в пятнадцатом столетии крылатые труженицы начали "приручаться". Поэтому  не удивительно, что на иконах они изображены с разными орудиями пчеловодов того времени: лестницей, веревкой, даже, топором или ножом. 

 

30 апреля на Зосиму-пчельника семьи вывозили на пасеку, посреди нее ставили накрытый чистой скатертью стол, на него - хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной заутрени свечу, молились святым Зосиме и Савватию, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, окропляли ее освященной водой.

2-10 октября отмечалась «пчелиная девятина», когда пчеловоды собирались вместе, ели мед, пили медовое пиво, выпекали медовое печенье, угощали продуктами пчеловодства родных и знакомых.

К осеннему Савватию даже в теплую осень убирали ульи на зиму в погреба или мшанники. Пчеловоды в этот день молились святому о сбережении своего хозяйства. О том же просили молиться Савватию малых детей: считалось, что ребенок до 12 лет безгрешен, а потому его молитва о помощи пчелам - Божьим труженицам - имеет большую силу. В былые времена при входе на пасеку обязательно была икона с изображением Зосимы и Савватия, а пасечник не помолившись не начинал свою работу.

В стихотворении И.Сурикова «Дед Клим» находим такие строки:

Вот и пчельник деда Клима: Хата, садик и прудок- И угодника Зосимы Над калиткой образок.

 Этим святым посвящено много народных молитв, пословиц и поговорок: «Зосима-Савватий пчелу бережет», «Что у пчелы в соте, то Зосима-Савватий дал», «Пчелы - Божьи угодницы, и на Зосиму-Савватия свой молебен поют», «Зосима-Савватий цветы пчеле ростит, в цветок меда наливает», «Ты мед-то ломать ломай, да о Зосиме-Савватии вспоминай!», «Рой роится - Зосима-Савватий веселится», «Без Савватия-Зосимы рой пролетит мимо».

 По материалам открытых интернет-источников

www.taday.ru

Приметы на Медовый Спас

Первый Спас, который носит название Медовыйили Макавей (Маковей) празднуется 14 августа. В этот день начинается пост, который длится до большого христианского праздника Успение Пресвятой Богородицы.

Но и Спас не маленький праздник. В этот день люди уделяли особое внимание всевозможным народным приметам. Благодаря ним они и от проблем избавлялись, и старались заглянуть в свое будущее.

Даже нищий должен съесть мед на Маккавей

В Медовый Спас, который по-другому в народе называется Маккавей, каждый человек стался пойти в церковь и освятить мед. В народе говорят, что такой мед имеет особенную целительную силу. Он способен поднять на ноги даже тяжелобольного человека. В таких случаях часто говорят, что произошло чудо.

К тому же, освященный мед способен исполнить любое желание, только загадывать свое желание нужно именно на первую ложку. Кстати, первый Спас называют медовым именно потому, что в это время соты заполнены медом и пасечники начинают собирать урожай.

Первый Спас — первый посев

Примета на посевПримета на посевИменно с этого дня в народе начинали высевать озимые культуры. Старики утверждали, что если начать сеять раньше, то урожая не будет вообще.

А что такое для людей, живущих на земле, отсутствие урожая? Это — голод. Поэтому, в эту примету свято верили и строго ее соблюдали.

На Макавей вдовам помогай — слабому помощь, а тебе счастье

Эта примета была обязательной для всех людей, живущих в деревнях. Вдовам и так тяжело живется. Вся работа, и мужская, и женская, на ее хрупких плечах. Считалось, что тот, кто в этот день совершенно бескорыстно наколет дров такой женщине, принесет воды или еще каким-либо образом поможет, обязательно будет счастлив в жизни, и никогда не будет голодать.

На Маккавей мак собирай

Приметы на МакковейПриметы на МакковейК этому дню как раз созревает мак. Теперь его можно спокойно собирать. Но у хороших хозяек существует маленький секрет, который позволяет сделать сдобные булочки особенно вкусными и ароматными.

Мак для выпечки нужно собирать именно 14 августа, тогда он будет иметь не только ценные кулинарные качества, но и лечебные свойства.

После первого Спаса в воду не заходят

Согласно народному календарю именно в этот день начинается настоящая осень. Тепло идет на спад, ночи становятся холодными, а вода в водоемах уже не нагревается так, как летом. В настоящее время стоит аномальная жара, люди продолжают купаться в реке даже в сентябре, но раньше было именно так.

В первый Спас любой бабий грех простится

Ангел хранительАнгел хранительЖенщины всегда верили в эту примету. Поэтому в этот день они обращались с молитвой к своему Ангелу-хранителю с просьбой помочь отмолить свои грехи. Но считалось, что если женщина сама себя не простит, то и Ангел ей помочь не сможет. Сначала нужно простить себя, а потом обращаться за прощением к Высшим силам.

Медовый Спас новые колодцы освящает

В старину старались выкопать колодец и довести его до ума именно к этому празднику. Мало того, до того, как колодец освятят на Медовый Спас, из него воду не брали. Считалось, что освященный в этот праздник колодец будет всегда радовать своих хозяев чистой и целебной водой. Даже навредить и отравить воду в таком колодце никто не сможет.

Заключение

Как видите, примет, связанных с праздником Медового Спаса, очень много. И для того, чтобы воспользоваться преимуществами этого дня, современному человеку нужно подготовиться. К сожалению, мы сегодня не знаем того, что знали наши бабушки и дедушки. А зря! Нужно возрождать знания наших предков.

Статьи о приметах на все Три Спаса:

zagovory-privoroty.ru


Смотрите также

.