Вальтер Мёде (1888-1958) и его вклад в прикладную психологию. Психолог меде


Вальтер Мёде (1888-1958) и его вклад в прикладную психологию

 

Вальтер Мёде (W. Moede, 1888-1958) – один из крупнейших представителей прикладной психологии Германии первой половины XX века. Наряду с В. Штерном и Г. Мюнстербергом, основоположниками этой отрасли психологической науки – «психотехники», как её тогда называли, он стоял у истоков её становления и развития. В. Мёде был очень талантливым ученым. По выражению Г. Шпура (2008), это был человек «гениального изобилия идей и неукротимой энергии» [15, S. VII]. Он внес весомый вклад в психологию труда, организационную психологию, психологию рекламы и т.д. Многие работы ученого изучались в свое время в Советском Союзе: как признавал Н.Д. Левитов (1932), «считалось, что типичными психотехниками, которым надо следовать в нашей советской практике, должны быть Мёде и Пиорковский» [6, с. 85]. К сожалению, в настоящее время в России психологическое наследие Вальтера Мёде практически неизвестно.

Обратимся к более подробному рассмотрению творческого пути немецкого ученого.

В начале XX века перед психологией был поставлен ряд практических задач: научная организация промышленного производства породила потребность в точном определении нервно-психического потенциала работников и путях его эффективного использования. Активно разрабатывались разнообразные методы исследования профессиональной деятельности. Первые психотехнические исследования в Германии начались незадолго до I мировой войны, и уже в 1914 году В. Мёде и К. Пиорковский провели психологическое изучение труда типографских наборщиков [1, с. 73].

Война дала прикладной психологии возможность приобрести большое социальное значение. Мощный толчок к развитию получили военная и индустриальная психотехника. Вальтер Мёде занимался прикладными психологическими исследованиями в Шарлоттенбурге – там ещё в 1904 году в Королевской технической высшей школе Берлина была открыта кафедра станков, фабричного оборудования и фабричного производства [15, S. VII].

Основной задачей, поставленной перед психотехникой в годы войны, было осуществление тщательного профессионального отбора. В 1915 году Вальтер Мёде, выполняя поручение военного министерства Германии, организовал при отделе комплектования гвардейских шоферов первую в истории армейскую психотехническую лабораторию. Из-за недостатка человеческих ресурсов военных шоферов набирали из раненых и выздоравливающих. Поэтому очень важно было провести их полное психологическое обследование [10, S. 147]. Прежде чем приступить испытанию профессиональной пригодности, В. Мёде сначала составил список профессионально важных качеств военного шофера – так называемую «психограмму». При проведении отбора изучались уровни развития внимания, волевых качеств, способность быстро реагировать, решительность, раздражительность, пугливость, обучаемость, утомляемость умственная и физическая [1, с. 37].

В. Мёде при проведении психотехнического испытания стремился моделировать естественные условия профессиональной деятельности. Отличительной чертой метода немецкого ученого было применение специальных аппаратов, которые он сам же и изобретал. Был разработан аппарат, который в виде различных модификаций использовался при всех испытаниях шоферов, вагоновожатых и паровозных машинистов: человек должен был реагировать на вспышки электрических лампочек на доске, имитировавшей дорогу, при этом воспроизводился шум работающего мотора. Производился даже выстрел из револьвера – таким образом проверялась способность человека сохранять спокойствие в случае неожиданных раздражителей [1, с. 38].

Разработанный В. Мёде метод профессионального отбора получил чрезвычайно широкое признание – с 20 декабря 1917 года психологические испытания стали составной частью всеобщего обследования годности к военной службе в германской армии [10, S. 148]. К 1918 году было создано 14 психотехнических лабораторий для профессионального отбора военных шоферов, в которых было обследовано около 24 тысяч человек [10, S. 147].

Метод В. Мёде впоследствии был модифицирован для железнодорожных служащих и с 26 октября 1919 года был установлен обязательный психотехнический отбор работников для железной дороги. Дирекция железной дороги Берлина организовала курсы для обучения психотехническим методам испытания профпригодности. Занятия проводили крупнейшие представители германской психотехники – Г. Шлезингер, В. Мёде, О. Липман [11, S. 4].

В декабре 1921 года в Берлине была организована «Психотехническая опытная станция», знаменитая «Psytev». Она должна была заниматься разработкой методов определения профпригодности железнодорожного персонала и учеников железнодорожных мастерских, проводить испытания профессиональной пригодности, а также обучать сотрудников других округов психотехническим методам [11, S. 5]. В. Мёде являлся психологом-консультантом «Psytev». Под его руководством в дальнейшем была создана железнодорожная психологическая служба, включавшая в себя 3 центральных станции, 39 мест обследования и несколько мобильных станций, оборудованных в вагонах. К концу 20-х годов проводилось в среднем 18000 обследований в год. [11, S. 6].

Характерной чертой проводимых исследований была разработка отдельных проб для каждой специальности железнодорожных служащих – например, существовал тест для сцепщиков вагонов. При его проведении полностью воссоздавалась обстановка на сортировочной станции и изучались психомоторные реакции работника в различных ситуациях: в начале движения вагона, во время торможения и ускорения вагона. Испытуемые, проходя пробы, единодушно свидетельствовали, что они испытывают те же ощущения, что и при работе на железнодорожной станции [11, S. 7]. За период с 1921 по 1928 год на немецкой железной дороге было проведено примерно 120 000 испытаний профессиональной пригодности и протестировано около 50 000 человек [16, S. 389].

Другим серьезным направлением развития прикладной психологии в годы I мировой войны была работа по реабилитации и ресоциализации раненых и инвалидов, так как остро ощущалась нехватка человеческих ресурсов на производстве и в армии.

В. Мёде внес свой вклад в эту сферу деятельности: во время войны он работал в психологической лаборатории при неврологическом лазарете Конневитц. Разработанная им схема лечения и реабилитации раненых с повреждениями головного мозга включала в себя трудовой и тренировочный курсы.

В. Мёде сформулировал основные правила построения системы нейропсихологической нейрореабилитации: «Систематическая тренировка всего сознания и всех его функций – это цель, к которой должна стремиться тренировочная терапия. По нашему мнению, сначала должна проводиться тренировка умственных функций, а уже потом – обучение знаниям и навыкам» [14, S. 13]. Ученый считал, что при проведении тренировочных курсов нужно учитывать следующие факторы:

  1.        тренировка должна заканчиваться, когда прекращается рост полученных знаний и навыков;
  2.        сначала проводится тренировка чувств и ощущений, далее – представлений и понятий, потом проводятся упражнения для развития внимания, памяти и интеллектуальной деятельности. В дальнейшем осуществляется коррекция нарушений эмоциональной сферы, широко используются приемы развития волевых качеств личности, причем указанный порядок должен строго соблюдаться;
  3.        виды упражнений должны часто повторяться и прогрессировать от простых к сложным;
  4.        тренировка памяти должна состоять из нескольких этапов: узнавание, потом вспоминание с опорой на конкретные объекты, потом – свободное воспроизведение;
  5.        нейропсихологическая реабилитация должна проводиться с опорой на сохранившиеся после ранения остатки психических функций;
  6.        вся система коррекционных и тренировочных упражнений должна была быть интересна для пациентов.

Для В. Мёде был характерен широкий круг научных интересов. Большую известность получили исследования одаренности детей, проведенные им и К. Пиорковским в 1918 году. Производился отбор учеников в старшие классы берлинских школ. Из 2000 кандидатов нужно было принять только 990 детей.

Отбор производился на основании следующих критериев:

  1.        рекомендации учителей;
  2.        уровень школьной успеваемости ученика;
  3.        результат прохождения психотехнических испытаний;
  4.        итог систематического наблюдения над школьником по специально разработанной схеме.

Прошли обследование 882 мальчика и 473 девочки 10-летнего возраста. Тесты соответствовали среднему уровню умственного развития ребенка двенадцатилетнего возраста, то есть были труднее для выполнения, чем тесты для десятилетних. Тестирование было организовано в группах от 20 до 25 человек. Первый этап отбора включал в себя психотехническое испытание интеллектуальных способностей – изучались способность комбинировать; объем словарного запаса; способность к логическому суждению; память; уровень внимания; способность сосредотачиваться на трудном задании [4, с. 93]. На втором этапе проводились испытания лингвистических и математических способностей, в зависимости от профиля школы, в которой хотел обучаться ребенок. Обследование проходило в течение двух дней, причем ребенок приходил на тестирование, длившееся каждый раз по 2 часа [2, с. 137].

«Испытания одаренности» по методу, разработанному В. Мёде и К. Пиорковским, получили широкое признание и с большим успехом применялись во многих городах Германии [2, с. 19].

Однако делом всей жизни Вальтера Мёде стала основанная им берлинская школа индустриальной психотехники. Многие ученые, внесшие весомый вклад в развитие германской психологии – например, К. Готтшальдт, начали свою научную деятельность в Институте индустриальной психотехники, руководимом В. Мёде.

Образование Института началось с создания в октябре 1918 года рабочей группы и лаборатории индустриальной психотехники в Технической высшей школе Берлина в Шарлоттенбурге. С этого момента началась институционализация психотехники как научной дисциплины в высших учебных заведениях Германии [15, S. VII].

В 1924 году быстро развивавшаяся лаборатория превратилась в Институт индустриальной психотехники, являвшийся самым крупным и значительным психотехническим учреждением Германии. С 1928 года Институт В. Мёде получил название Институт индустриальной психотехники и техники труда.

Основной задачей деятельности Института были повышение производительности труда, оптимизация трудовых процессов на производстве, а также разработка методов определения профессиональной пригодности и их применение на практике. Институт был связан с крупнейшими промышленными фирмами Германии: «Всеобщая компания электричества», «Сименс и Шуккерт», «Людвиг Лёве», «Борзиг», «Карл Цейс» и т.д. [7, с. 152]. В. Мёде возглавлял Институт до 1946 года.

Можно выделить три приоритетных направления в деятельности Института индустриальной психотехники: образовательная деятельность, деятельность в сфере профессионального отбора и профессиональной консультации, а также научно-исследовательская деятельность.

Уже с сентября 1919 года ежегодно проводились психотехнические курсы, на которых обучались инженеры и мастера крупнейших берлинских заводов, представители военного министерства, бирж труда, трамвайных обществ, фабрично-заводских школ и сотрудники психологических лабораторий университетов. Впервые в Германии было налажено эффективное взаимодействие между университетской психологией и промышленным производством.

В. Мёде преподавал психотехнику в Технической высшей школе Берлина, студенты писали научные работы по данной тематике. Начиная с 1919 года, В. Мёде читал курс «Психотехника индустриального труда», проводил практические занятия. Впоследствии добавились «Рационализация трудовых, учебных и рыночных процессов», «Определение профессиональной пригодности» [15, S. 155]. Позднее был введен в обучение целый комплекс научно-производственных обучающих мероприятий под названием «Производство с применением психотехники» [15, S. 152]. С 1924/1925 учебного года: В. Мёде стал читать курс лекций «Индустриальная психотехника и техника труда» [17].

В. Мёде также преподавал в Высшей школе торговли Берлина. В 1920 году коммерсанты Берлина открыли при ней на свои средства Институт экономической психологии. Вальтер Мёде был приглашен стать его руководителем. Институт экономической психологии занимался разработкой методов испытания профессиональной пригодности к коммерческим профессиям, психологических методов повышения эффективности торговли, психологией рекламы и т.д. [15, S. 156].

Деятельность по организации профессионального отбора и профконсультирования проводилась по запросам правительственных учреждений, частных лиц и промышленных предприятий. Уже к 1923 году было проведено более 2 000 психотехнических испытаний профессиональной пригодности.

Проведение исследований профпригодности для промышленности было самой главной задачей деятельности Института индустриальной психотехники. Крупные промышленные предприятия щедро финансировали психотехнический отбор и обучение фабрично-заводских учеников.

При Технической высшей школе в Шарлоттенбурге и в Высшей школе торговли в Берлине под руководством В. Мёде были открыты психотехнические лаборатории. Они занимались психотехническими обследованиями фабрично-заводских учеников, работавших на металлообрабатывающих предприятиях.

Основой экспериментального психологического исследования профессиональной пригодности В. Мёде полагал подражание реальным условиям действительности, при этом процесс труда подвергался тщательному анализу с разложением на отдельные операции [7, с. 37].

Психотехнические испытания фабрично-заводских учеников в Шарлоттенбургской лаборатории систематически производились уже с декабря 1918 года. В этот период было обследовано более 750 учеников [7, с. 33]. Вальтер Мёде создал один из самых эффективных на тот момент методов экспериментального исследования профессиональной пригодности. Н.Д. Левитов отмечал, что «система Мёде является классической в том смысле, что по её типу строились последующие методы» [2, с. 238].

Характерной чертой данной системы было использование аппаратной психодиагностики. Главными преимуществами этих аппаратов В. Мёде считал многократность проведения исследований с последующим изменением условий прохождения тестирования, а также возможность строго контролировать результаты испытаний – при применении аппаратной диагностики все обследуемые находились в равных условиях [1, с. 105].

Вальтер Мёде считал, что процесс труда рабочего лучше всего исследовать в реальных условиях, поэтому в лабораториях моделировалась ситуация действительной работы в цеху. Исследование профессиональной пригодности фабрично-заводского ученика включало в себя тестирование уровня развития органов чувств, способности пространственного представления, умения определить скорость и время, испытание воли и внимания, работоспособности, сообразительности, технической понятливости и технической одаренности, чисто технических способностей [1, с. 105]. При этом определялся количественный коэффициент психической пригодности, но проводилась и качественная оценка психических процессов. В ходе обследования проводилось пристальное наблюдение за поведением испытуемого. При построении «психотехнического профиля» (заключения о профпригодности человека и возможностях его наилучшего использования на производстве) обязательно учитывались биографические данные обследуемого [4, с. 96].

Серьезное внимание уделялось проблеме достоверности результатов психотехнического исследования – после прохождения профобучения ученик направлялся на завод, где за ним наблюдали мастера, заполнявшие специальные бланки. Данные этих наблюдений сравнивали с результатами, полученными в ходе психотехнического испытания. В 70-90 % случаев практика, как утверждал В. Мёде, подтверждала психотехнический прогноз успеш­ности профессиональной деятельности [4, с. 96].

Сфера научно-исследовательской деятельности Института индустриальной психотехники была обширна, но в первую очередь включала в себя психологическое исследование профессий. Были составлены профессиограммы текстильщика, телефонистки, деревообделочника, мастера механической промышленности. Проводились серьезные исследования по проблеме рационализации трудовых операций при работе на станке, разрабатывались приемы, помогающие работнику экономить силы и обеспечить наивысшую точность работы. Исследовательская активность сотрудников Института индустриальной психотехники была очень высока: с 1919 по 1924 год опубликованы 2 монографии, 8 диссертаций, 7 статей, издавался ежемесячно журнал «Практическая психология» [15, S. 159]. В журнале рассматривались вопросы профотбора и профконсультации, рационализации труда, производственной психологии, психологии рекламы, юридической психологии, политической психологии, психологии рас и т.д. [15, S. 164].

Сотрудники Института обменивались результатами своей работы с промышленными и правительственными испытательными бюро, тесно сотрудничали с психотехническим бюро Государственного железнодорожного управления и Психотехнической лабораторией Главного управления почт и телеграфов [3, с. 89].

Вальтер Мёде большое внимание уделял разработке психологических методов предотвра­щения утомления с помощью научно обоснованной расстановки пауз и перерывов в течение рабочего дня. Согласно его мнения, каждый вид трудовой деятельности содержит две составляющие: упражнение и утомление. Упражнение приводит к повышению производительности труда и в качественном, и в количественном плане; состояние утомления снижает производительность на некоторое время. В. Мёде установил следующую закономерность: при трудовой деятельности вначале наблюдается резкий подъем производительности (так называемое «врабатывание») на основании упражнения, потом следует замедление темпа роста производительности. Однако с помощью правильной расстановки перерывов в работе можно устранить утомление, сохраняя «установку» на работу. Ученый признавал в качестве рационального тот способ выполнения работы, при котором удавалось сохранить гармонию между упражнением, утомлением и концентрацией внимания [7, с. 38].

В. Мёде одним из первых в мире провел серию социально-психологических экспериментов, пред­метом которых был анализ психофизических реакций человека (чувствительность человека к шуму, боли, колебания внимания и памяти и т.д.) в различных ситуациях трудовой деятельности: в одиночку, в группе или под влиянием коллектива [12, S. 4]. Результаты ученый обобщил в своей книге «Экспериментальная психология на службе у экономики», увидевшей свет в 1919 году. Современные германские ученые заслуженно признают В. Мёде одним из основателей экспериментальной социальной психологии.

Ученый первым в Германии провел психологи­ческий эксперимент по вопросу о влиянии соревнования на производительность труда на примере фабрично-заводских учеников. Он сравнивал производительность труда человека в двух ситуациях: самостоятельной работы и работы в группе; а также анализировал мотивацию труда. После эксперимента с испытуемым проводилось интервью. Мёде пришел к выводу о единстве психологических процессов в группе. Результаты работы в группе уравнивались: хорошие работники снижали, а плохие работники увеличивали темп работы. Потом условия протекания эксперимента менялись – теперь испытуемый сам выбирал себе партнера. В. Мёде установил, что при свободе выбора человек выбирал партнера, который имел примерно его уровень производительности труда. В следующем варианте опытов было организовано соревнование между группами испытуемых, при этом был достигнут более высокий уровень производительности. Ученый объяснил этот факт наличием особых групповых процессов, которые в работах других исследователей позднее получили название «групповой сплоченности» [8, S. 620].

Проведенные эксперименты позволили В. Мёде сделать вывод о том, что во многих случаях производительность труда человека повышается в условиях групповой ситуации. Данная закономер­ность была впоследствии названа феноменом «производственного преимущества группы» [9, S. 26].

В 1920 году В. Мёде опубликовал «Экспери­ментальную психологию масс» – работу, которую немецкие историки науки считают программной для социальной психологии. Ученый исследовал понятие «массы» (толпы) в психологии. Тот факт, что в толпе лучшие становятся хуже, а плохие лучше, он объяснял мотивацией. Плохие работники побуждаются группой к лучшему труду, а хорошие – снижают свою производительность. Группа им мешает, так как у них есть высокая мотивация работать самостоятельно, не оглядываясь на других. В то же время тот факт, что во многих случаях группа выполняет роль стимула для повышения производительности труда, привел В. Мёде к новаторской идее «позитивной массовой психологии» [12, S. V]. В противоположность пониманию массы у Ле Бона и Тарда, немецкий ученый доказал, что группа может положительно влиять на отдельно взятого человека.

Несмотря на теоретическую важность полу­ченных результатов (прогрессивная точка зрения на соотношение индивидуума и общности), В. Мёде интересовала только их практическая значимость: возможность подбора на предприятии таких групп работников, который позволял бы получить максимально высокий уровень производительности труда. Эти работы В. Мёде остались в Германии начала XX века практически незамеченными, однако в США они привлекли внимание Ф.Х. Оллпорта и стали базой для возникновения и развития экспериментальной социальной психологии [9, S. 28].

В 20-е годы XX века Институт индустриальной психотехники был крупнейшим центром научных исследований. Исследовательская деятельность Института велась очень интенсивно: в период с 1924 по 1928 годы сотрудники Института защитили 20 диссертаций [16, S. 387].

С 1924 года В. Мёде издавал журнал «Индустриальная психотехника», который пришел на смену «Практической психологии». Журнал имел авторитет ведущего органа прикладной психологии в Германии. «Индустриальная психотехника» изда­валась до 1944 года.

Вальтер Мёде также был одним из первых психологов, которые применили психологию в сфере рекламы и торговли – проводились экспертизы эффективности воздействия рекламных плакатов и рекламных компаний, разрабатывались оптимальные формы рекламы.

Обширные исследования, осуществлявшиеся под руководством В. Мёде, в большой степени способствовали укреплению авторитета прикладной психологии. Именно благодаря этим успехам в обществе впервые сложилось представление о новой профессии – психолог.

Институт индустриальной психотехники под руководством В. Мёде был одним из немногих учреждений, успешно функционировавших на протяжении многих лет. В 1928 году Институт торжественно отметил 10-летие со дня своего основания.

В. Мёде продолжал активную научную и преподавательскую деятельность. Он стремился ограничить область применения психотехники исключительно промышленностью и призывал ученых к решению только экономических вопросов. К концу 20-х годов в результате проведенных обширных исследований термин «психотехника» для многих ученых постепенно интегрировался в комплексное понятие «наука о труде». В 1927 году В. Мёде опубликовал монографию «Психотехника как наука о труде». В 1930 году Мёде выпустил в свет «Учебник психотехники», в котором рассматривал человека как производственный фактор. Ученый так формулировал свою мысль: «Предприятие нуждается в сырье, машинах, станках, финансах, а также в людях» [13, S. 6].

В период с 1929 по 1932 год Мёде читал в Технической высшей школе Берлина несколько учебных курсов. Во-первых, это были лекции под названием «Основы психотехники», в которых рассматривались вопросы производственной и экономической психологии. Во-вторых, Мёде вел учебный курс, который назывался «Индустриальная психотехника и техника труда» и состоял из двух частей: 1) диагностика профессиональной пригодности, её методы и практическое применение на предприятиях; 2) Оптимальная организация трудовых процессов на предприятии при помощи обучения приемам рационализации труда, времени и улучшения производительности труда. Помимо этого, ученый проводил практический курс по индустриальной психотехнике и технике труда, состоявший также из двух частей: 1) введение в практику испытаний профессиональной пригодности; 2) введение в методы профессионального обучения и методику измерения времени, утомляемости и производительности труда. Также Мёде вел большой практикум под названием «Работа для прогресса», в котором рассматривал точки соприкосновения индустриальной психотехники и техники труда. В 1931 году ученый стал вести ещё один курс, называвшийся «Индустриальная реклама: рынок, продажи, вербовка» и включавший в себя как теоретические, так и практические занятия [17].

В. Мёде пытался включить психотехнику в область экономических наук. Он развивал психотехнику на экспериментальной основе и стремился к кооперации с промышленностью. Ученый старался применять психотехнику в научном руководстве предприятием, практиковал совместную деятельность с руководителями промышленных предприятий и инженерами. В. Мёде называл область своих интересов «индустриальная психотехника», понимая под этим применение психологии в промышленности, торговле, на транспорте и в управлении с целью рационализации человеческой деятельности. С помощью рационального распределения пауз и перерывов в течение рабочего дня, оптимизации профессионального обучения, трудовых процессов и процессов сбыта ученый стремился найти пути к увеличению продуктивности человеческого труда. Для В. Мёде трудящийся человек был прежде всего носителем производительности труда, хозяйственным организмом, живой машиной. Трудящийся рассматривался им как один из факторов производства.

Вальтер Мёде пользовался заслуженным авторитетом и влиянием – на XI Конгрессе экспериментальной психологии, проходившем 9-13 апреля 1929 года в Вене, В. Мёде выступал с докладом.

В. Мёде понимал психотехнику как научно-практическое применение психологии, её результатов и методов. Он различал индустриальную, торговую, педагогическую, юридическую, медицинскую, военную и гуманитарную психотехнику. В 1930 году ученый предложил использовать понятие «индустриальная психотехника», чтобы обозначить этим приложение психологии специально к производственным проблемам. Относительно к народному хозяйству он уравнивал индустриальную психотехнику с экономической психологией, относительно производства – с производственной психологией, включающей в себя психологию труда, управления и торговли. Задачами индустриальной психотехники В. Мёде считал определение профессиональной пригодности, профессиональную подготовку кадров и рационализацию трудовых процессов [13, S. 1]. При этом Мёде выделял «индустриальную объективную психотехнику» (приспособление индустриальных условий труда к человеку в смысле эргономического оформления) и «индустриальную субъективную психотехнику» (приспособление человека к индустриальным условиям труда через применение познаний дифференциальной психологии к диагностике профессиональной пригодности, руководству предприятием и профессиональному образованию) [5, с. 136]. Ученый видел индустриальную психотехнику как самостоятельную науку. По его мнению, она должна была помогать рациональному управлению предприятием. В своих исследованиях Мёде сознательно ограничивал область применения психотехники сферой промышленности и рекламы, он стремился сделать психотехнику составной частью экономических наук.

Таким образом, можно констатировать, что работы Вальтера Мёде оказали существенное влияние на развитие прикладной психологии, заложили основу современной немецкой психологии труда, организационной и производственной психологии, психологии рекламы, психологии управления, экспериментальной социальной психологии. К несомненным заслугам В. Мёде можно отнести разработку основных принципов и методов исследования профессиональной деятельности человека, изучение социальных аспектов трудовой деятельности, исследование вопросов психологического воздействия на сознание людей с помощью рекламы, эксперименты в сфере нейропсихологической реабилитации. Немецкий ученый внес значимый вклад в развитие мировой психологии, а проблемы, разрабатывавшиеся им, не утратили своей актуальности и в настоящее время.

7universum.com

Вузы России со специальностью клиническая психология – 37.05.01 на 2018 год

Наилучший результат у МГУ имени М.В. Ломоносова – 1-ое место в рейтинге вузов Москвы. Всего в России 60 вузов со специальностью 37.05.01. «Клиническая психология» занимает 33-ее место в рейтинге специальностей.

бакалавриат и специалитет

возраст

263 года

место в РФ | очки

1-ое 646.6

  • подразделение:Факультет психологии

  • предметы:биология, математика, русский язык, биология(*)

    • форма

      очная

    • места

      52

    • стоимость

      325 000

    • баллы егэ

      329

возраст

294 года

место в РФ | очки

2-ое 616.4

место в РФ | очки

9-ое 568.4

  • подразделение:Факультет психологии

  • предметы:биология, математика, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      18

    • стоимость

      125 500

    • баллы егэ

      227

место в РФ | очки

10-ое 563.1

  • подразделение:институт психологии и образования

  • предметы:биология, математика, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      -

    • стоимость

      114 970

    • баллы егэ

      -

место в РФ | очки

11-ое 557.5

место в РФ | очки

13-ое 552.0

место в РФ | очки

15-ое 547.0

возраст

142 года

место в РФ | очки

21-ое 530.7

  • подразделение:факультет психологии

  • предметы:биология, математика, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      9

    • стоимость

      72 900

    • баллы егэ

      180

место в РФ | очки

30-ое 517.4

  • подразделение:высшая медико-биологическая школа

  • предметы:биология, математика, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      4

    • стоимость

      115 070

    • баллы егэ

      230

место в РФ | очки

36-ое 510.4

  • подразделение:Психолого-социальный факультет

  • предметы:биология, математика, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      20

    • стоимость

      170 000

    • баллы егэ

      232

возраст

23 года

место в РФ | очки

38-ое 507.7

место в РФ | очки

44-ое 501.9

Вузы со специальностью 37.05.01 в городах РФ:

Москва(11) Санкт-Петербург(5) Челябинск(3) остальные (52)

vuzoteka.ru

НОВОСТИ

Об аттестации медицинских психологов. 27.01.2016гПорядок и сроки прохождения медицинскими работниками аттестации для получения квалификационной категории определены приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.04.2013г. № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».....

Аттестация_отказ_в_приеме_документов.doc
File Size: 106 kb
File Type: doc
Скачать файл

Уважаемые коллеги!В четверг 28 января 2016г. в 16.00 состоится ежемесячное собрание медицинских психологов.Повестка дня: Ассоциация медицинских психологов                          доклад "Психологические услуги в многопрофильном стационаре"

Аккредитация медицинских работников или о новых требованиях к осуществлению медицинской деятельности14 декабря 2015 года Минздрав России в своем письме № 16-5/10/2-7567 сообщил о том, что с 01 января 2016 года медицинских работников и медицинские организации ждет постепенный переход к системе аккредитации специалистов. И вот под самый Новый год законодателем по данному факту и иным вопросам допуска к осуществлению медицинской деятельности были внесены изменения в Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее – ФЗ № 323). Изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2015 № 389-ФЗ (далее – ФЗ № 389)...

Уважаемые коллеги! Обращаем Ваше внимание на обращение И.Н. Каграманяна."ВОТ ВАМ И АККРЕДИТАЦИЯ, ВОТ ВАМ И ГОНКА!Кончено же всем было совершенно очевидно то, что аккредитация никак не может запуститься с 1 января 2016 года, так как ничего не готово и быть готово в такие сроки уже не может. Даже нормативных актов и то нет, однако, всех до самого последнего момента держали в таинственной неизвестности, как будто этот вопрос не был решен как минимум несколько месяцев тому назад. Хотя за это время образовательные организации, например, успели неплохо подзаработать - все сертификационные циклы этой осенью были не просто переполнены, они запускались даже сверх плана. Медицинские работники и медицинские организации потратили немало средств на продление сертификатов специалистов в намерении успеть до января 2016 года. Но, наконец-то Минздрав все-таки решил признать и обнародовать факт неговтовности "системы к запуску", но срок отложения данного мероприятия превзошел все возможные прогнозы. Ниже полностью приводим текст Письма Минздрава России от 14.12.2015 № 16-5/10/2-7567 "О разъяснении порядка проведения лицензионного контроля в сфере здравоохранения и оценки соответствия лицензионным требованиям сертификатов специалистов, с учетом перехода к системе аккредитации специалистов":Министерство здравоохранения Российской Федерации рассмотрело обращение о необходимости разъяснения порядка проведения лицензионного контроля в сфере здравоохранения и оценки соответствия лицензионным требованиям сертификатов специалистов, с учетом перехода к системе аккредитации специалистов.С 1 января 2016 года вступает в силу статья 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ). Часть 1 указанной статьи регламентирует, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.С учетом этапного перехода к системе аккредитации в 2016 году к медицинской деятельности по системе аккредитации специалистов будут допущены лица, завершившие освоение основных образовательных программ высшего образования по специальностям "Стоматологи" и "Фармация". Право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности по указанным специальностям будет подтверждаться свидетельством об аккредитации специалиста.В дальнейшем ведомственным актом Минздрава России будет регламентирован порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, форма свидетельства об аккредитации специалиста и технические требования к нему, а также внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" в части требований к соискателям лицензии.Обращаем внимание, что сертификаты специалистов будут выдаваться лицам до 1 января 2021 года включительно с учетом этапности перехода к системе аккредитации специалистов, а соответственно право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности по указанным сертификатам будет пролонгировано до 1 января 2026 года. Таким образом, право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности начиная с 1 января 2016 года может быть подтверждено соискателем лицензии либо сертификатом специалиста либо свидетельством об аккредитации специалиста, что должно быть учтено при проведении лицензионного контроля и оценке соответствия соискателей лицензии лицензионным требованиям.И.Н.КАГРАМАНЯН"28.12.2015г.

Уважаемые коллеги!На прошедшей неделе состоялись рабочие совещания с психологами-практиками, работающими в системе образования и здравоохранения. Обсуждались, главным образом, вопросы профессиональной подготовки и аттестации специалистов и задачи организации профессионального сообщества.Для психологов, работающих в учреждениях здравоохранения, судя по развернувшейся дискуссии, по-прежнему волнующими являются вопросы аттестации. Необходимые пояснения, в части касающейся нормативно-правовой базы, мы уже разместили на сайте. Хочется, однако добавить, что юридически медицинские психологи приравнены к медицинскому персоналу, а это значит, и это стоит принять во внимание, что не только права, но и обязанности медицинского персонала вполне распространяются на медицинских психологов, в частности, в вопросах аттестации. И если, уважаемые коллеги, Вы обратитесь к нормативным документам, то легко убедитесь в том, что существующие требования универсальны и главное в них – соответствие полученного образования соответствующей должности и регулярное повышение квалификации по специальности. Поэтому слухи, распространяемые в нашей профессиональной среде, о, якобы чинимых препятствиях при аттестации специалистов, мягко говоря, преувеличены. К тому же со следующего года планируются изменения в вопросах аттестации специалистов, причисленных к медицинскому персоналу, ожидается введение профессиональных стандартов для клинических психологов (для психологов образования они, например, уже утверждены), которые достаточно жёстко регламентируют требования к профессиональной компетенции специалистов. Так что психологам-неспециалистам правильнее озаботиться задачей профессиональной переподготовки по специальности «Клиническая психология». Такие программы реализуются в РГПУ им. А.И.Герцена, в СПбГУ, НИПНИ им. Бехтерева. Такие программы будут реализовываться и в стенах ВШМ. Кандидатам на обучение целесообразно убедиться в наличии у образовательных учреждений, предлагающих услуги по профессиональной переподготовке психологов, соответствующей лицензии, позволяющей выдавать слушателям дипломы государственного образца. Информации об этом должны быть размещена в открытом доступе на информационных ресурсах соответствующих образовательных учреждений.Что касается курсов усовершенствования (повышения квалификации), которые предполагают тематическую подготовку специалистов, имеющих уже профессиональную подготовку, то информация о них будет размещаться на этом сайте.По вопросу организации профессиональной ассоциации принято принципиальное решение о необходимости ее создания. Избран Оргкомитет, который в течение недели сделает рассылку с информацией об Ассоциации, проектом Устава, а также текущими задачами, за исполнение которых должна взяться инициативная группа (поддержка сайта, рассылка информации, анализ текущих мероприятий, информирование в соц-сетях, анализ нормативной документации и прочее). Речь должна идти о создании самостоятельной ассоциации с перспективой в дальнейшем интеграции в существующие профессиональные сообщества психиатров и психологов или психотерапевтов.Решением общего собрания определены даты следующих встреч: последний четверг месяца в 15.00 часов. Таким образом, следующее собрание запланировано на 28.01.2016 года в 15.00 часов.Почта для переписки: [email protected]г. Глубокоуважаемые коллеги!       В связи с недоразумениями, возникающими в ходе аттестации психологов, работающих на должностях медицинских психологов в учреждениях здравоохранения, вынужден пояснить: аттестация медицинских психологов приравнена к аттестации медицинских работников и проводится по должности, предусмотренной действующей номенклатурой должностей (см. ниже). Требования к должности определяются той же номенклатурой, но уточняются специальным письмом (см. ниже). В соответствии с Законом об образовании от 2014 года, различаются формы последипломной подготовки специалистов, которые могут быть «повышением квалификации» по специальности и «профессиональной переподготовкой», предполагающей получение новой специальности. Врач-психиатр, например, намерившись занять должность психотерапевта, обязан пройти «профессиональную переподготовку по специальности «психотерапия».  Таким образом, психологическое (психолого-педагогическое, дефектологическое) образование не является основанием для занятия должности «медицинский психолог» в учреждениях здравоохранения (кроме случаев, специально оговариваемых в рекомендательном письме), а значит, не является и основанием для аттестации по должности, как это определено нормативными документами. Следовательно, для представления на аттестационную комиссию психологам, не имеющим специального образования («медицинская», «клиническая» психология) необходимо пройти профессиональную переподготовку в учреждениях высшего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию и получить диплом о «Профессиональной переподготовке» государственного образца. Разнообразные семинары и тренинги, проводимые множеством творческих организаций, в соответствии с законом об образовании, не являются ни курсами повышения квалификации, ни профессиональной переподготовкой, если учреждение, организуемое их, не располагает лицензией на образовательную деятельность по соответствующей специальности высшего профессионального образования. Привожу  нормативные акты, регламентирующие процедуру занятия должностей и аттестацию по должности. Прошу обратить внимание на письмо (от 16 декабря 2008 г.  № 9858-ВС), определяющее соответствие занимаемой должности. Привожу также профессиональный стандарт медицинского психолога, который будет в ближайшее время утверждён.03.11.2015г.

medpsychology.weebly.com


Смотрите также

.