Медицина Древнего Египта. Египетский мед


» Черный мед из Египта

Черный тростниковый мед из Египта

Черный мед из Египта

Черный мед из Египта… — что это? Давайте разбираться. А мед ли это на самом деле? Конечно же, мед! Но не натуральный… Не пчелками сделанный. На самом деле, черным медом в Египте называют мелассу из сахарного тростника. У нас бы такой мед назвали бы патокой. Что не совсем верно. Патока — это продукт неполного гидролиза крахмала, побочный продукт при производстве сахара, а в нашем случае — это не отходы, а сам продукт… Поэтому слово меласса мне кажется в данном случае более подходящее (технологически эти продукты, правда, мало чем отличаются друг от друга).  Само слово меласса произошло от португальского mela?o , где mel- в корне слова происходит от латинского мед. Впрочем, на Востоке мелассой называют не только продукты ферментации крахмалов, а и просто густые сиропы. Например, известный финиковый мед — силан, получают выдавливанием сока из свежих фиников, а затем упаривая сок до состояния тягучей массы.Так же примерно получают и гранатовый мед, и виноградный, и мед шелковичный (тутовый). При всем при этом, финиковый «мед» силан пользуется в странах Востока заслуженной славой. Его считают прекрасным средством для лечения таких заболеваний как: сердечно-сосудистые (регулирует уровень холестерина в организме), заболевания желудочно-кишечного тракта, оказывает помощь при проблемах с потенцией, повышает лактацию, помогает при наличие камней в почках и мочевом пузыре, показан при бессоннице и многое другое.

 

Черный мед из Египта

Черный мед из Египта, Хургада

 

Но вернемся к черному меду. То, что в отельных столовках называют черным медом, на полках магазинов продается в таре с надписью Sugar Cane Molasses. Такой черный мед иногда называют асуанским. Мне кажется, что это не от названия местности, как утверждают некоторые, а от названия черного цвета в  арабском языке. Сам по себе, черный мед из тростника имеет не только приятный вкус (я его люблю с блинчиками), но он и очень полезный, по крайней мере, так утверждают все его почитатели от местных резидентов до аборигенов. Лечит, буквально, все! И гепатит, воспаление желчного пузыря, и укрепляет сердечную мышцу, понятное дело, повышает потенцию, лечат артроз и артрит, применяется при всевозможных кожных заболеваниях, прекрасно восстанавливает силы, препятствует образование язв желудка и двенадцатиперстной кишки, отличная профилактика рахита у детей… Вот такой он черный мед из Египта. Продается во всех продуктовых магазинчиках, цена на него, конечно же, значительно ниже, чем на мед натуральный — в пределах 12-15 фунтов за 400 граммовую баночку. В Москве, читал, цена доходит до 30 долларов за тот же объем…

 

medchtmin

Мед из черного тмина

 

Наш рассказ был бы неполным, если бы я не упомянул мед из черного тмина. Такой мед ошибочно тоже называют черным. Мед из черного тмина заслуживает отдельного рассказа (возможно, к черному тмину мы еще вернемся в следующих записях). Считается, что мед с цветков черного тмина собирают в египетских горах. Здесь в Египте такой мед не считают лакомством, а относятся к нему, как к лекарству. Лечит мед из черного тмина заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, применяют как аппликации при заболеваниях кожи и суставов, гастриты, язвы, запоры, тошноты, и, даже, способствует выведению глистов… Что интересно, этот мед по своему действию значительно превосходит лечебные свойства не только семян черного тмина, но даже масла из черного тмина! Применяют такой мед по столовой ложке один раз в день до еды (обычно, утром). Или добавляя по чайной ложечке в стакан с теплой водой или молоком.

egypt-hurghada.ru

Египетский мед - El baraka oil of Egypt

    Египетский мед El baraka настоящее чудо природы. Миллионы лет пчелы собирают нектар с цветов и создают удивительный продукт. Мед Египта обладает неповторимыми качествами. Его уникальность в том, что в нем содержатся практически все микроэлементы, а также углеводы, аминокислоты, белки, ферменты, витамины.    Мед El baraka очень высококалориен и дает энергию, легко усваивается и прекрасно повышает тонус. Одно из главных достоинств меда то, что он имеет уникальные лечебные свойства. Целебные возможности меда настолько широки, что его можно назвать лекарством от всех болезней. Он обладает антибактериальным действием, выводит из организма ядовитые вещества, стимулирует кровообращение, повышает иммунитет и гемоглобин.    Все знают о чудодейственной пользе меда при простудах. Очень полезен мед для детей. Неоценимы и его косметические свойства. Цветочный мед имеет сотни разновидностей. Разнообразные вариации дают множество различных видов, у каждого из которых есть свой вкус и аромат, в зависимости от происхождения.

Египетский мед El baraka

    Тимьяновый.

    Тимьяновый мед эффективен при болезнях дыхательных путей, вызванных стрептококками, стафилококками и другими грамположительными бактериями. При хроническом гастрите с пониженной, секреторной функцией и пониженной кислотностью, сопровождающемся обычно некоторым малокровием и истощением больных, принимается напиток (30-60 г. тимьянового меда растворить в стакане прокипяченной холодной воды), 3 раза в день за 15–20 минут до еды, раствор пьют быстро.

    Мед базилика.

    Эффективен при вздутии живота, бессоннице, нервных расстройствах. Мед базилика рекомендуется принимать при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

    Ромашковый.

    Ромашковый мед отличается высокими питательными и лечебными качествами. Он обладает смягчающим, противовоспалительным, болеутоляющим действием. Используется при лечении заболеваний дыхательных путей. Оказывает успокоительное действие на нервную систему. Рекомендуется при головной боли и бессоннице. Эффективен при заболеваниях суставов в виде компрессов.

    Тростниковый.

    Тростниковый мед содержит целую группу полезных минералов и веществ. В нем много калия, цинка, кальция и меди. Кальция в нем больше даже, чем в молоке, йогурте и многих сырах - основных источниках кальция в пище.

    Клеверный.

    Клеверный мед обладает очень хорошим мочегонным действием. Также ему присущи антисептические, противовоспалительные свойства, которое получило широкое распространение при лечении гинекологических заболеваний.

    Из цветков лимона.

    Мед из цветков лимона (померанцевый мед) улучшает пищеварение, смягчает кашель, очень эффективен при сердечно-сосудистых заболеваниях, варикозном расширении вен, гриппе, полезен для снижения аппетита.

    Яблоневый.

    Яблоневый мед имеет светло-желтый цвет, очень тонкий аромат и вкус. Хорошо усваивается организмом. Обладает противомикробным свойством. Яблоневый мед наиболее полезен при гепатитах. Применяется при почечных заболеваниях и болезнях органов пищеварения, а также как общеукрепляющее средство.

    Из цветков жожоба.

    Мед из цветков жожоба улучшает обменные процессы в организме, способствуя похудению. Обладает большим количеством полезных веществ. Прекрасно подходит для косметических масок для лица. Смягчает и подтягивает кожу.

    Гранатовый.

    Повышает гемоглобин. Очищает кровь. Эффективен при малокровии, ангине. Хорошее восстанавливающее средство после перенесенных инфекционных заболеваний, при почечных коликах и желудочно-кишечных расстройствах. Способ применения: детям до 14 лет – одну ложку в день, до еды. Взрослым – 1 ложка меда в день, до еды.

    Фруктовый.

    Фруктовых деревьев, растущих в Египте (манго, гуава, яблоко, апельсин и т.д.). Фруктовый мёд содержит 45% фруктозы и 32% глюкозы, имеет отличный аромат и сладкий вкус. Фруктовый мёд имеет противомикробные свойства. Мед также богат витаминами и антиоксидантами. Применение: детям с 2-х до 6 лет – 1 чайная ложка в день, взрослым – столовая ложка в день.

    Анисовый.

    Анисовый мед усиливает моторную и кишечную функцию. Также он полезен для кормящих матерей, так как увеличивает количество молока.

el-baraka.ru

ПРОДУКТЫ | Солнце всегда

Июнь 12th, 2015 Фирюза Янчилина В Египте много вкусных и необычных продуктов. В этой статье вы можете ознакомится с некоторыми из них.

1. Лепёшки

bread1 Египет трудно представить без местных лепёшек. Их продают везде: в супермаркетах, магазинах, на рынке, прямо на улице. Но самые лучшие лепёшки те, что куплены прямо в пекарне – свежие, горячие. За пару фунтов дают несколько штук.Можно купить лепёшки из белой муки, но в основном они тёмного цвета (но не насколько тёмного, как наш Бородинский). Что это за мука, придающая «аиш баляди», что в переводе означает «местный хлеб», коричневатый цвет, иностранцы, как правило, не знают. Где купить такую муку, тоже не ясно.Насколько можно понять по тому, что лепёшки плоские, в них не используют дрожжи. Но есть лепёшки воздушные, они, скорее всего, дрожжевые.Египетские лепешки хороши тем, что их можно есть самостоятельно или наполнять их разными начинками.Большинство иностранцев благодушно относятся к египетским лепёшкам и кушают их каждый день. Но многие приезжие из других стран предпочитают всё-таки знакомый им хлеб в батонах и буханках, или пекут сами.

 

bread2

bread3

bread4

2. Мёд в Египте

honey Практически в любом магазине Египта вы можете увидеть полки, которые ломятся от банок с мёдом. Мёд может быть как импортным, так и местного производства, созданный усилиями египетских пчёлок. Судя по рисункам на этикетках банок, источником для полезного лакомства стали самые разные цветочки, названия которых порой непросто перевести на русский язык. Есть также мёд из разнотравья. Вы можете увидеть и мёд с сотами.Исходя из особенностей природы Египта, можно понять, что медоносные земли располагаются в дельте Нила. Породы пчёл – южные, которые отличаются от привычных нам северных. Они дают меньше мёда. По некоторым данным, несколько десятилетий назад в правительстве Египта решили сделать медовую революцию. Завезли пчёл из Европы, которые отличались высокой продуктивностью. Но те не прижились в жарком климате (о жаре в Египте читайте здесь). Более того, среди пчёл стали встречаться незнакомые раньше болезни. В результате всё вернулось на круги своя. Кстати, мёд в Египте используют с фараоновых времён, в том числе для лечебных целей.Вкус египетского мёда довольно сильно отличается от нашего, северного. Он не такой ядрёный, ароматный и наверняка менее целебный. Тем не менее, у египетского мёда немало поклонников. Многие туристы увозят с собой баночки лечебного мёда из чёрного тмина, майорана, цитрусовых. Любопытная особенность египетского мёда – он всегда жидкий, не засахаривается.Цены весьма умеренные. Вчера я купила мёд «Гана» за 9,6 фунтов 250 грамм (о египетских цифрах здесь) и ещё одну баночку мёда, очень расхваленного продавцом в соседнем к нашему дому магазине, за 16 фунтов 500 грамм. Вполне доступно, совсем недорого.Чтобы оценить ещё одну сторону Египта, стоит попробовать местный мёд!Мед2

3. Птичку жалко

hen1 Свежее мясо – вкусное, полезное, вообще самое лучшее. Это, можно сказать, неоспоримый факт. Также все мы знаем, как получить такое мясо. Нужно зарезать живое существо. Всё бы хорошо, да вот только этих существ ой как жалко.В Египте можно свободно купить свежайшее мясо, эту услугу вы получите, например, на рынке. При вас птицу или животное зарежут, почистят, выпотрошат. Не хотите смотреть на такое зрелище – ваша воля. Покиньте это место и возвращайтесь минут через пятнадцать. Ваш товар будет ждать вас.Посмотрите на фотографии, мясо какой живности вы можете приобрести в Египте. Египтяне, конечно, продавцы))

 

hen2

hen3

hen4

4. Свежее мясо

meat1 В Египте можно купить свежее мясо, вкусное. Продаётся оно как в супермаркетах, так и на рынке. На рынке дешевле примерно в полтора – два раза и стоит 50 фунтов за килограмм. Чем объясняется такая разница в цене, не совсем понятно. Одно из предположений в том, что в супермаркетах продаётся египетское мясо, а на рынке – более дешёвое (но не менее вкусное) мясо из Судана.На рынке висят туши. От них отрезают тот кусок, который вам понравится, ещё и бесплатно кусок жира добавят. При желании прокрутят через мясорубку на фарш.

 

5. Сахарный сок

shuger juise Посетив Египет, не забудьте попробовать сок из сахарного тростника. Он продаётся не повсеместно, но точек по уличному производству и продаже напитка немало.Изготавливают такой сок из сахарного тростника. Простой соковыжималки здесь не достаточно, вернее, она беспомощна перед длинными, довольно прочными палками. Чтобы выдавить из них сок, нужно специальное устройство по размягчению волокон. Только после такой технологии вам нальют в стакан беловатую, сладкую жидкость. Стоит такое удовольствие несколько фунтов.Назвать сок из тростникового сахара вкусным можно с натяжкой. Хотя кому-то такой вкус может вполне приглянуться. К тому же, он достаточно дорогой, чтобы утолять им жажду (про жару в Египте читайте здесь). Но в любом случае, имеет смысл попробовать, чтобы узнать ещё одну любопытную деталь Египта.

 

6. Мехалель

mehalel Характерная и очень специфичная египетская еда, которую лучше назвать дополнением к основным блюдам, – мехалель. В переводе с арабского означает «маринад». Это солёные, очень острые овощи: морковь, огурцы, капуста (в основном цветная), оливки, маслины, перец и даже лимоны. Есть ещё один овощ, название которого лефт или люфт. Внешне похож на нашу редьку. По мнению многих любителей мехалель, это один из самых вкусных овощей в маринаде.Некоторые иностранцы тоже «пристрастились» к мехалель и покупают его в магазинах. Кстати, цена маринадов относительно небольшая, колеблется от 8 до 20 фунтов за килограмм. Не обязательно покупать килограммами, можете взвесить всего грамм 300. Этого достаточно, чтобы «обострить» вкус любимых блюд.Приятного и острого аппетита в Египте))

 

на Ваш сайт.

sunforever.ru

История медицины. Египет / Geektimes

image

Медицинская практика в Древнем Египте была настолько развита, что многие из наблюдений и обыденных процедур западный мир не мог превзойти на протяжении столетий после падения Римской империи. Именно древнеегипетская медицина стала источником знаний для врачей Древней Греции и Рима.

Египтяне понимали, что болезнь можно лечить фармацевтическими препаратами, признавали лечебный потенциал массажа и ароматерапии, придавали важное значение чистоте при лечении пациентов.

О том, что источником болезней и инфекций могут служить бактерии, стало известно даже позже изобретения микроскопа — только в XIX веке, когда эта теория была подтверждена Луи Пастером и доказана работой британского хирурга Джозефа Листера. Однако еще до их заявлений венгерский врач Игнац Земмельвайс в XIX веке предполагал, что сократить смертность среди пациентов врачи могут, просто вымыв руки перед осмотром или операцей.

Древние египтяне наверняка согласились бы с идееи Земмельвайса, поскольку очень высоко ценили чистоту. В Древнем Египте смертность после медицинских процедур была, вероятно, меньше, чем в любой европейской больнице в христианскую эру.

Египтяне хорошо понимали, как справляться с травмами, но с болезнями все было гораздо сложнее. Когда человек ранен, легко проследить причину и следствие, а затем вылечить. Однако когда человек болен, причина менее ясна, и диагностика была большой проблемой.

Причину болезни обычно понимали как следствие греха или нападения демонов. Поэтому первые «врачи» пытались избавить пациента от недуга чтением заклинаний. Кроме того, в ход шли амулеты, подношения богам, татуировки и статуэтки, призванные отгонять злых духов или успокаивать богов, вызвавших болезнь.

С тех времен сохранилось множество папирусов, в которых записаны заклинания. В некоторых из них можно обнаружить и практические способы лечения. Так, например, папирус, датируемый 1200 годом до н.э., предписывает больным раком употребление марихуаны.

image

Другой папирус, написание которого ученые относят к 1570-1069 годам до н.э., описывает первые в истории способы контрацепции и тесты на беременность.

В густонаселенной долине Нила были широко распространены инфекционные заболевания. Практически все население Египта тогда проживало на узкой полоске суши вдоль реки, которая иногда составляла всего несколько сотен метров в ширину. Болезни можно было различать в зависимости от времени года.

Оспа, дизентерия, брюшной тиф и желтуха чаще всего настигали египтян весной и летом. Каждый год богиня Исида проливала слёзы по своему покойному мужу Осирису, а уровень воды Нила повышался с середины июля по сентябрь. Вместе с плодородным илом, который помогал египтянам выжить, река приносила с собой специфический набор заболеваний, главным из которых, вероятно, была малярия – основная причина смертей поздней осенью. Более прохладная погода зимой благоприятствовала началу респираторных заболеваний.

Одной из самых распространенных жалоб среди египтян были глазные инфекции. Боролись с ней при помощи бактерицидной краски для глаз и лекарствами из человеческого мозга. Вот как выглядит один из универсальных рецептов, следование которому должно было избавить не только от глазной инфекции, но и вообще всех проблем в организме: «Человеческий мозг разделить на две его половины, смешать половину с медом, намазать на глаз вечером. Высушить вторую половину, просеять, мазать на глаз утром».

Тяжелый физический труд наносил огромный вред суставам и костям рабочих. Те, кто доживали до старости, становились жертвами тех же недугов, каковыми до сих пор страдают пожилые люди: сердечно-сосудистые заболевания, артрит и, вероятно, деменция.

image

Ограниченная диета вызывала или усугубляла ряд заболеваний, а в некоторых случаях даже приводила к смертельному исходу. В древнеегипетской истории были времена, когда голод распространялся по всей стране. Данные древних папирусов стоматологов свидетельствуют о том, что в течение большей части таких периодов состояние здоровья населения значительно ухудшалось, но с более активным внедрением сельского хозяйства эти проблемы сводились на нет.

Скудность диеты влияла и на рост египтян. Среднестатистический рост мужчин не превышал 160 см, женщин – 150 см.

Ничего определенного не известно о том, как врачи получали свои медицинские знания. Историки предполагают, что после того, как египтянин получил профессию книжника, он становился учеником практикующего целителя. Также существует мнение, что «дома жизни», связанные с богиней Сехмет, покровительницей врачей, были учебными центрами для врачей.

imageБогиня Сехмет, барельеф

Целителями в Древнем Египте могли стать и мужчины, и женщины. Первым врачом, позднее обожествленным, был Имхотеп, который совмещал написание медицинских трудов со строительством ступенчатой пирамиды Джосера в Саккаре и был еще и известным архитектором.

Именно Имхотеп стал родоначальником светской медицины: он утверждал, что болезнь зарождается естественным образом и никак не связана с духами или местью богов.

imageСтатуя Имхотепа

Врач должен был быть не только грамотным, но и чистым душой и телом. В Египте их называли «вабау» – ритуально чистыми: они должны были купаться так же часто и тщательно, как и верховные жрецы.

У каждого доктора была своя специальность, однако выделялись «суну» – врачи общей практики, и «сау», которые специализировались на магических ритуалах. Акушерки, массажисты, медсестры, обслуживающий персонал и провидцы также помогали врачу.

Акушерство, по всей видимости, было единственной женской профессией в Древнем Египте. Изучив медицинские тексты, которые писали в основном мужчины, ученые обнаружили, что в них много информации по гинекологии в целом, но ни в одном не описано акушерство. Кроме того, мужчин никогда не изображали в сценах родов.

Свидетельства медицинского обучения акушерок нет. В Древнем Царстве (период правления фараонов III-VI династии) слово «акушерка» связано с медсестрами, которые помогали доктору, однако после этого периода связь этих двух профессий утратилась. Акушерками могли быть женщины-родственники, друзья или соседи. По-видимому, они не считались медицинскими специалистами.

Работу медицинских сестер могли выполнять как мужчины, так и женщины. Египтяне очень уважали именно медсестер, хотя, как и в случае с акушерками, нигде не сохранилось свидетельств о школе или профессиональной подготовке. Больше всего ценились медсестры-кормилицы.

image

Женщины регулярно умирали во время родов, и в юридических документах того времени были соглашения между кормилицами и семьями о заботе о новорожденном в случае смерти матери. Няням, которые помогали с воспитанием детей, оказывалось такое уважение, что во времена Нового Царства (эпоха наивысшего расцвета древнеегипетского государства) их связывали с божественным.

Древнеегипетская стоматология выросла из сложившейся медицинской профессии, но особенно широко она не развивалась. Древние египтяне страдали от проблем с зубами на протяжении всей истории цивилизации, но почему стоматологов было недостаточно много (или упоминали о них слишком редко), до сих пор не ясно.

image

Первым известным в мире стоматологом стал Хесире – главный зубной врач при дворе Джосера (ок. 2700 г. до н.э.). Проблемы с зубами возникали в основном из-за употребления в пищу грубого хлеба и неспособности полностью убрать песок из своей пищи. Стоматологи использовали для лечения зубов мед и травы, предположительно, чтобы остановить инфекцию или облегчить боль. У некоторых мумий были обнаружены зубные мосты и золотые зубы. Неизвестно, были ли они во рту при жизни владельца, или добавлялись в процессе бальзамирования.

imageХесире

Правительница Хатшепсут (1479-1458 гг. до н.э.) умерла от абсцесса зуба. Такие случаи были нередкими и среди ее подданных. Предполагалось, что зубные боли и другие проблемы вызваны зубным червем, которого нужно было изгнать магическими заклинаниями. Эта вера, скорее всего, возникла в Месопотамии, в частности, среди шумеров, в клинописных записях которых были обнаружены заклинания против зубного червя.

Помимо магии, египетские стоматологи в своей работе использовали целебную силу трав. Так, чтобы избавить своих пациентов от неприятного запаха изо рта, они готовили жвачки из меда, корицы, мирры, ладана и пиньона. Есть доказательства удаления зубов с опиумом, используемым в качестве анестетика.

Вера в магию глубоко укоренилась в египетской культуре и считалась естественной и нормальной, как любой другой аспект жизни. Бог магии Гека был также богом медицины. На всех изображениях он несет посох, обвитый двумя змеями. Этот символ впоследствии перешел к грекам, которые связали его с богом исцеления Асклепием, который сегодня известен как кадуцей медицинской профессии. И хотя кадуцей, несомненно, путешествовал из Египта в Грецию, возник он также в Шумере как посох Ниназу, сына шумерской богини исцеления Гула.

Кроме Гека существовало множество других важных богов исцеления, такие как Сехмет, Серкет (также известный как Селкет), Себек и Нефертум. Жрецами Серкеты были все доктора, хотя не каждый доктор был членом ее культа. К помощи Собека, бога крокодилов, обращались во время хирургических операций и инвазивных процедур. Нефертум, бог духов, связанных с лотосом и исцелением, вызывался на процедурах, которые сегодня назвали бы ароматерапией.

imageНефертум, статуэтка

Фармацевтические препараты древнеегипетских жрецов-медиков включали в себя антациды, соли меди, скипидар, квасцы, вяжущие вещества, щелочные слабительные, диуретики, седативные средства, спазмалитики, карбонат кальция и магнезия. Дозировка лекарств с особой тщательностью прописывалась в медицинских папирусах, указывался способ, с которым лекарство должно приниматься внутрь (например, с вином или едой).

Хирургические процедуры были обычным делом, и многие инструменты того времени в том или ином виде используются и сегодня. У египтян были кремневые и металлические скальпели, плоскогубцы, костяные пилы, зонды, катетеры, зажимы для остановки кровотечений, спекулы, пинцеты, ланцеты для вскрытия вен, губки, ножницы, пузырьки, бинты изо льна и весы для расчета лекарственных доз.

image Хирургические инструменты

Хирургические операции чаще всего проходили успешно, о чем свидетельствуют мумии и другие найденные останки, пережившие ампутации и даже операции на головном мозге. Также были найдены протезы, обычно вырезанные из дерева.

Однако не все медицинские практики были в Египте такими же успешными. Например, обрезание было религиозным ритуалом, в котором подвергались операции мальчики в возрасте от 10 до 14 лет, и означало переход от подросткового возраста к мужественному. Обычно его исполняли врачи, которые в то же время были жрецами храма. Они использовали кремневый клинок и произносили заклинания, но несмотря на все предосторожности, эта процедура все же иногда приводила к инфекции.

imageПроцедура обрезания

Поскольку природа инфекции была неизвестна египтянам, то она считалась результатом сверхъестественного влияния. Такой подход, скорее всего, привел к гибели многих молодых людей.

Египетские медики пользовались большим спросом в Древнем Мире, несмотря на то, что, вероятно, мало новых знаний появилось после 2000 года до н.э. Их лечение основывалось на обследовании и диагнозе. Описание случая — самая взыскательная работа врача, — длилось дольше, чем диагноз или рекомендуемое лечение.

В целом лечение было консервативным: если лекарство от болезни было неизвестно, тогда врач предпринимал некоторые шаги, которые не ставили бы под угрозу жизнь пациента или снимали симптомы. Например, некоторые раны головы, которые тогда считались неизлечимыми, обрабатывали мазью, предупреждающей инфекцию.

Хотя бальзамировщики Египта пришли к пониманию того, как органы, которые они удаляли из тел, были связаны друг с другом, этими знаниями не делились с врачами. Эти две профессии развивались в совершенно различных направлениях, и то, что каждый из них делал в своем направлении работы, не считалось релевантным для другого.

Особое отношение у древних египтян сложилось с таким органом человеческого тела, как сердце. Помимо того, что оно было признано «насосом», сердце считали еще и центром эмоций, личности и интеллекта. По этой причине сердца умерших сохранялись, а головной мозг выскабливали и отбрасывали, как бесполезный орган.

Хотя они признавали заболевание печени, у египтян не было понимания ее функций. В Древнем Египте регулярно занимались проблемами выкидышей и бесплодия, но о механизме этих процессов имелись весьма смутные представления. Опора всей культуры на сверхъестественную помощь богов мешала египтянам исследовать более непосредственные и практические решения медицинских проблем, с которыми они сталкивались ежедневно.

Тем не менее, египетский врач пользовался большим уважением за свои навыки и знания, призывался ко двору фараонами и дворянами других народов. Греки особенно восхищались египетскими медиками, и переняли у них ряд убеждений и методов. Позже такие знаменитые врачи Рима и Греции, как Гален и Гиппократ, изучали египетские тексты и символы, таким образом передавая традиции и знания до наших дней.

geektimes.com

Секреты египтян | Глава 1 С медом по миру  |  Читать онлайн, без регистрации

Секреты египтян

Согласно древней египетской легенде, из слез бога Ра, пролитых во время творения Вселенной, появились пчелы. В дальнейшем эти крылатые существа принесли богу свои жертвы – мед и воск. Благодаря свойствам воска – мягкости и податливости – из него лепили различных существ – растения, животных, людей. В древних магических ритуалах такие фигурки наделялись магическими силами и способностью воздействовать через них на реальный объект. Так, уничтожение воскового образа Апопа – великого Змея Хаоса и противника бога Ра – помогало Солнцу в ином мире повергнуть своего врага. Жены фараона Рамзеса III, желая погубить царя, изготавливали восковые фигуры по рецептам, содержащимся в древних колдовских книгах.

При создании образа Солнца, статуэток солнечных божеств использовался этот жертвенный дар божественных насекомых – пчелиный воск.

В Древнем Египте поклонялись богине Маат. Египтяне считали священным символом Маат – пчелу, а воск использовали для создания статуэток богини и ее солнечного отца – бога Ра.

Пчелы, появившиеся из слез бога Ра, ставшие символом самой великой богини, производящие чудодейственный воск – мягкий и податливый под руками ваятеля материал, – на века связали небесное и земное…

С древними археологическими памятниками, сохранившимися и дошедшими до наших дней почти в неизменном виде, приходит своего рода послание, не имеющее временных границ, ключи к которому в руках Незримого…

О том, насколько высоко ценили мед в Египте, говорит тот факт, что ульи хранили в храмах как подношение богам, а также использовали для производства лекарств и мазей.

Знатные женщины Египта использовали мед в косметических целях, употребляли его в качестве возбуждающего средства. Мед также использовали в процессе мумификации тела из-за его антибактериальных, противогрибковых и антивирусных свойств.

В XII в. до н. э. фараон Рамзес III пожертвовал Хапи, богу Нила, пятнадцать тонн меда.

Фараон Пепи II правил Египтом 94 года. Пепи II считал, что долго жить ему помогает особая диета: он ел мясо только раз в месяц (в основном молодую курицу) и мед. В конце своего царствования (2184 г. до н. э.) этот фараон-долгожитель собрал в придворной клинике штат высококлассных врачей различных направленностей – даже специалистов по гастриту. «Облегчение живота» обеспечивалось смесью из коровьего молока, зерна и меда. Избежать рака груди, как считалось, можно было при помощи ношения массивных золотых украшений – «золото убивает опухоли еще до их зарождения». Разумеется, лечение было платное – самыми богатыми считались древние офтальмологи и дантисты. Глазную инфекцию исцеляли специфически. «Возьмите половинки человеческого мозга, смешайте одну часть с медом, положите на глаз утром, высушите другую часть, растолките, положите на глаз вечером», – сказано в папирусе, найденном ученым Эберсом.

«Широко применялся также сырой чеснок, – утверждает сотрудник пресс-службы Египетского музея Ибрагим Хусейни. – Например, популярное до сих пор "атомное" средство от простуды – чеснок с медом – придумано именно в Древнем Египте: считалось, что "демон простуды" боится чеснока и убегает при его появлении».

Египет считался «здравницей» Древнего мира, своеобразным курортом. Когда заболел сын персидского царя Кира II, тот попросил срочно прислать египетского лекаря, однако фараон отказал: отношения между ними были весьма напряженными. Сын (будущий царь Камбиз II) не забыл обиды: в 525 г. до н. э., когда его войска штурмом взяли египетскую столицу Мемфис, он приказал поголовно вырезать всех докторов и сжечь больницы. После этого от создававшейся тысячелетиями медицины за один день практически ничего не осталось – информацию о ней мы получили лишь в XX в. из пяти чудом сохранившихся свитков.

Как знать – возможно, если бы не жестокий завоеватель, человечество уже в XII в. смогло бы победить чуму и оспу, в XV – изобрести антибиотики, а 300 лет назад – начать выращивать стволовые клетки. Но история распорядилась иначе, и величайшие медовые секреты древнеегипетских лекарей не сохранились…

Во все времена монархи были неравнодушны к меду. Впрочем, простые египтяне не слишком любили ломать голову над вопросом «божественного бытия субстанции меда». Скорее, их заботило, где бы достать мед. Его добавляли во многие кушанья и продукты, в хлеб, пиво, вино.За медом и воском диких пчел египтяне отправлялись далеко в пустыню. Сборщики меда сколачивали что-то наподобие артелей. Иногда, чтобы защитить их от набегов соседних племен, власти выделяли лучников, сопровождавших их в дальнем походе. Впрочем, египтяне разводили пчел и в своих садах в долине Нила. Ульями служили большие глиняные кувшины. Собранный мед хранили в других сосудах – каменных.Медом не только приправляли пищу, но и лечили тело. Его принимали при болезнях желудка и желчного пузыря. Четыре с половиной тысячи лет назад медом смазывали раны и легкие ожоги. Тягучим медом умащивали пострадавшие места, а затем накладывали повязку. Открытые раны затягивались, не оставляя приметного рубца. Мед обеззараживал их. Еще в Первую мировую войну раненых солдат перевязывали бинтами, пропитанными медом и рыбьим жиром, чтобы избежать гангрены.А косметика? Как не вспомнить ее? Египетская царица Клеопатра, чтобы сохранить свежесть лица, делала себе маску из меда.Незаменим был мед и в часы ночного досуга. Липкая мазь, приготовленная из меда и других компонентов, помогала избежать зачатия. А еще мед укреплял силы супругов, разжигал в них страсть.

velib.com

Медицина Древнего Египта

Медицина в Древнем Египте формировалась на протяжении тысячелетий. О врачебной практике египетских знахарей стало известно благодаря сохранившимся папирусам. Их знания высоко ценились на родине и у средиземноморских соседей. Медицина была тесно связана с религиозными обрядами, которые занимали особо место в египетском обществе. Ее развитие отмечено с додинастического периода существования древней цивилизации до римских времен после установления узурпаторской власти императора Августа (Октавиана).

Понятие медицины в древнем Египте

Мумифицирование. Гробница фараона Египта Пепи фотоПроцесс мумифицирования. Гробница фараона Египта Пепи

Египтяне получfли базовые знания об анатомии человека методом проб и ошибок, совершаемых при совершении обрядов жертвоприношений и мумификации. Традиция бальзамирования существовала уже в момент зарождения централизованного государства, объединенного под руководством фараона Нармера.

С момента его правления берет начало раннединастический период истории империи. Однако медицина на тот момент находилась на стадии становления. Было известно, что извлечение внутренних органов через небольшие разрезы на теле умерших требовало большого мастерства.

Этим во многом объяснялось то, что процесс мумифицирования был дорогостоящим и позволить ее себе могли только зажиточные граждане и представители царской династии. Анатомические знания применяли и на животных, которых захоранивали вместе с хозяевами в гробницах.

Древние египтяне представляли систему кровообращения. О ее функциях упоминается в двух папирусах. Они измеряли пульс говоря о сердце. Во время мумификации мозг удалялся из организма, поэтому маловероятно, что врачи тех времен понимали всю сложность устройства этого органа и его связь с нервной системой. Однако на папирусах есть записи, подробно описывающие роль спинного мозга при подаче сигнала к движениям нижних конечностей.

Общие знания были получены о работе дыхательной системы. «Дыхание жизни», «тжав н анх» неоднократно упоминается в египетской медицинской литературе. Было известно, что воздух попадает в легкие через нос. Этот момент прослеживается при совершении религиозной церемонии, когда рядом с ртом умершего делалась прорезь. Суть этого обряда заключалась в возврате тела к жизни путем дарования ему дыхания, способности есть и говорить.

Подобно грекам, египтяне верили, что накопление патогенного вещества «вехуду» в организме может вызвать болезнь. Они не всегда находили медицинское объяснение симптомов и резкого ухудшения здоровья. Медицина Древнего Египта была тесно связана с волшебными и религиозными обрядами, магическими ритуалами и традициями.

Если причина заболевания не была выявлена научными средствами, то врачи говорили о том, что это работа демонов. Они излечивали пациентов при помощи заклинаний и молитв, обращаясь за прощением к религиозным культам, таким как Сехмет, изображаемой с головой львицы. Также было принято призывать к культу Имхотепа.

Во времена Древнего царства Египта считалось, что он стал бессмертным. Его фигуру заменил Ренессанс, который взошел на небеса. Его культ был особо популярен в период правления Птолемеев и римских императоров. Бес, Хатхор и Таверет были символами поклонения для женщин во время родов и помощницами для родителей маленьких детей.

Медицинские папирусы Египта

Медицина древнего ЕгиптаМедицина древнего Египта

В ходе археологических раскопок в Египте были найдены несколько папирусов, открывающих секреты медицинской науки. Самый ранний документ восходит примерно к 1550 г. до н.э. Историки склоны предполагать, что его содержание было скопировано с более древних источников времен Второго промежуточного периода.

Содержащийся в нем материал обладает огромной ценность. Он содержит инструкции о диагностике и лечении пациентов с различными заболеваниями, в частности, травмами. Его называют папирусом Эдвина Смита по имени обнаружившего документ исследователя.

Второй источник – папирус Эберса датируется примерно тем же периодом, но изготовлен вероятно чуть позже, чем папирус Смита. В нем подробно описана процедура измерения пульса и места на теле, где его можно найти. В нем собрано большее количество медицинских случаев. Египетские врачи прописывали лекарства, как принято в современной практике. В папирусе Бруклина описано, как лечить укусы змей.

Документов, датируемых периодом с конца периода Птолемеев до начала римского периода, о врачевании найдено не было. Единственные трактаты из Египта эпохи Позднего царства были зафиксированы в трудах греческих врачей из Александрии, таких как Соран, Херофилус и Галена. Однако это не умалило их значения. До недавнего времени революционный труд Сорана был главным руководством для акушерок. В том время Герофил добился выдающихся успехов в области анатомии. Гален считается одним из основателей современной фармакологии.

Медицинский папирус Крокодилополиса, написанный на демотическом наречие, датируется около II в. до н.э. и похож по содержанию на другие источники. В нем описаны составы некоторых фармакологических соединений. Очевидно, что медицина древнего Египта перенимает традиции врачевания других народов в целях обеспечения более разнообразных и эффективных методов лечения.

Известно, что применение как местных, так и завезенных из Греции лекарств, широко практикуется в Египте во время греко-римского периода. Использование греческих лекарств было свойственно для зажиточных слоев населения, в то время как лечение египетскими средствами было доступно широкому кругу лиц. Особенно это различие было заметно в космополитических центрах, таких как Крокодилополис и Тебтунис. В Оксиринхус было найдено несколько папирусов «псевдо-Гиппократа». Они иллюстрируют, что школа греческого Гиппократа, родом с острова Кос, до сих пор играет важную роль в жизни греков и египтян.

drevniy-egipet.ru

Медицина фараонов - ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

С развитой медициной Египет ассоциировался еще в древности: очень часто главными врачами при дворах царей Вавилона, Ассирии, Греции, Рима были именно выходцы с берегов Нила, прославленные своим лекарским искусством. Это неудивительно, ведь древнейшие египетские медицинские тексты датируются первой половиной III тысячелетия до нашей эры. Фармакопея и сам перечень болезней, подлежащих излечению, которые мы знаем благодаря многочисленным специализированным папирусам лекарей, сохранившимся до наших дней, - поражают.

Фрагмент медицинского папируса Эдвина Смита. XVI в. до н.э. Нью-Йорк, Академия медицины. (с) фото - SCA

«Медицинский папирус Хёрста», датированный XVI веком до нашей эры, содержит около 250 предписаний для лечения дизентерии, лихорадки, кровотечений, переломов костей, водянки, отеков, паразитарных заболеваний, болезней сердца, печени, непроходимости кишечника, диабета, желудочных заболеваний и болезней дыхательных путей, ожогов, язвы, рожистого воспаления, нагноений, цинги, болезней уха и носа, гонореи, импотенции, укусов насекомых и змей. В конце текста помещен косметический раздел, в котором можно найти указания о том, как избавиться от морщин, изменить цвет кожи, удалить родинки, окрасить волосы и брови, усилить рост волос. Этот впечатляющий свиток, хранящийся в наши дни в Калифорнии, был составлен врачом, имевшим обширную практику. Каждый рецепт, по сути, включает как медикаментозное лечение, так и магические практики, которые были неотъемлемой частью медицины в древности. В некоторых свитках врачу рекомендовано, прежде всего, определиться с прогнозом: «заболевание, которое я вылечу», «заболевание, с которым я буду бороться» и «неизлечимое заболевание».

Знание строения человеческого тела, внутренних органов и их функций пришло к египтянам очень рано вместе с расширением практики мумификации. Судя по сохранившимся данным, египетские врачи были хорошо осведомлены о многом и впервые установили функцию сердца, которое воспринималась как жизненный центр, перекачивающий кровь по 22 основным сосудам тела, переходящим в разветвленные дополнительные сосуды. «Начало тайн врача, - говорится в тексте знаменитого «папируса Эберса» (XV в. до н.э., Лейпциг), – знания хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сехмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену…» Наряду с этими сосудами египетский врач писал и об их аналогах в другом теле – незримом Ка - «двойнике» человека, связанном с магическими ритуалами.

Мумификация породила в Египте сильную хирургию. В «Хирургическом папирусе Эдвина Смита», датированном XVI веком до нашей эры, описывается 48 видов травм и способов их лечения: упоминаются методики правильной репозиции костей при переломах, лечение опухолей и ушибов, гематом. Автор текста был практикующим врачом, скорее всего, связанным с каким-то крупным строительством.

Стела с изображением Рома, «привратника храма богини Ашторет», страдающего полиомиелитом. XIVв. до н.э. Копенгаген, Новая Карлсбергская Глиптотека. (с) фото - Виктор Солкин

Из экономических документов известно, что, например, на строительстве великих пирамиды Гизы, где травматизм был по понятным причинам очень высок, на полторы тысячи строителей приходился один врач. Его искусство, очевидно, было далеким от всех тех тонкостей, которыми владели придворные врачи, однако и сам этот факт медицинского обслуживания строителей пирамид – поражает. Известны многочисленные следы успешно проведенных операций, причем не только простых – хорошо сопоставленных костей при переломе, но и тонких, почти ювелирных операций, когда, например, при помощи миниатюрного отверстия, высверленного в челюсти, лечили воспаление надкостницы. Египетские хирургические инструменты делались, в основном, из бронзы и изредка из крайне дорогостоящего серебра. Они известны нам как по экземплярам, найденным во время археологических работ, так и по нескольким подробным изображениям, среди которых особое место занимает стена со «столом хирурга» в храме Хорура – сокологолового бога медицины и врачевания в Ком Омбо, близ Асуана.

Как минимум с XX века до нашей эры тяжелые операции, например, трепанация черепа, проводились с обезболиванием. Для этого на территорию Египта ввозились экстракты опийного мака, выращивавшегося на Кипре. Этим средством наполняли особые керамические сосуды, своей формой напоминающие перевернутую маковую коробочку, подлежавшие обязательному учету в храмовых больницах. Было распространено в Египте и протезирование: мосты из выпавших зубов или их заменителей, выполненных из слоновой кости, монтировались с помощью золотой проволоки; утерянные в результате несчастных случаев фрагменты конечностей замещались их протезами, выполненными весьма искусно из дерева. Примеры таких протезов хранятся во многих музеях мира.

Фрагмент стопы мумии с деревянным протезом большого пальца. XV в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) SCA

Древнеегипетская медицина всегда была сильна развитой специализацией. Наиболее значимые ее области – это хирургия и травматология, офтальмология, гинекология. «Кахунский гинекологический папирус», созданный в XIX веке до нашей эры и хранящийся в настоящее время в Лондоне, помимо описания известных женских заболеваний содержит еще и древнейшие упоминания противозачаточного средства, которое делалось из фрагмента мягкой, губчатой сердцевины папируса, пропитанной кислой субстанцией, убивающей сперматозоиды и изготовлявшейся из экскрементов крокодила и скисшего молока. Существуют даже древнейшие тесты на беременность, когда политые мочой беременной семеня особого сорта пшеницы и ячменя трактовались как показатели пола будущего ребенка. Папирус Честер-Битти VI ( XI в. до н.э.) из Британского музея полностью посвящен проблемам проктологии, а «Бруклинский змеиный папирус», IV в. до н.э., - методам лечения укусов змей и скорпионов. Многие рецепты, собранные в папирусах, претендуют на божественное происхождение. Так, в «папирусе Эберса» упоминается лекарство, которое было некогда изготовлено самой богиней Исидой. «Если дать это лекарство человеку, страдающему от любой головной болезни, чего-то нехорошего и дурного, - гласит текст, - то он моментально поправится».

Прорисовка заупокойной стелы женщины-врача Песешет. XXVI в. до н.э. Приводится по изданию: Nunn J. Ancient Egyptian Medecine. London, 1995.

Придворные врачи-специалисты имели соответствующие титулы, которые весьма разнообразны и среди которых есть, например, такие как «проктолог Его Величества», «офтальмолог Великого Дома», «гастроэнтеролог Великого Дома». Должности эти были, безусловно, связаны со жречеством: все врачи обучались при храмах. Порой медициной увлекались и цари: по свидетельству «папируса Эберса», составлением рецептов был знаменит царь I династии Джер, живший в XXIX в. до н.э., который помимо нескольких популярных медицинских рецептов изобрел средство для укрепления волос специально для своей матери – царицы Шеш. Врачами традиционно становились мужчины – мы знаем много биографий прославленных врачей эпохи фараонов, однако исключения известны: мы знаем заупокойные стелы дам Меритптах и Песешет, древнейших женщин-врачей в истории человечества, живших на рубеже XXVII и XXVI вв. до н.э. Песешет была не только «великой начальницей всех женщин-врачей», но и исполняла обязанности старшего дворцового офтальмолога и, видимо, возглавляла школу женщин-акушерок в городе Саисе, где располагался очень древний храм Нейт – великой богини-матери.

Статуя богини Сехмет, покровительницы медицины в Древнем Египте. Гранит. XV в. до н.э. (с) фото - Виктор Солкин

Покровительницей медицины в Египте была Сехмет – гневная солнечная богиня с головой львицы, напускающая эпидемии, эпизоотии, чуму, неукротимых духов болезни, которые понимались как шесеру - огненные змеи-стрелы, выпущенные богиней из лука, либо как ипутиу – незримые душители, несущие гибель живому. Как и все египетские божества, Сехмет амбивалентна, а потому одновременно она связана со всеми практиками исцеления, а ее жрецы – суну считались самыми искусными врачами. Отдельным областям медицины покровительствовали, порой, специальные божества – так, уже упоминавшийся Хорур был владыкой хирургии, а боги Дуауи и Хентиирти повелевали офтальмологией, одновременно даруя душе умершего возможность видеть тайны иного мира. При храмах таких божеств существовали известные больницы. Например, «санаторий» храма богини Хатхор в Дендере представлял собой большой двор, в центре которого стояла целительная статуя, покрытая заклинаниями. По периметру двора находились небольшие палаты, сооруженные из кирпича-сырца, в которых жили паломники, прибывшие в храм, чтобы обрести исцеление.

Общий вид «санатория» на территории храма Хатхор в Дендере. I в. до н.э. (с) фото - Виктор Солкин

Особая область египетской медицины, которой многие годы интересовались ведущие европейские производители парфюмерии и средств омоложения - это косметология. Так, один из известных в древнем мире египетских рецептов, красноречиво названный «Способ превратить старуху в молодую красавицу» касался удаления пигментных пятен с помощью особого масла, проступившего на непропеченной лепешке из ячменной муки, ослиного молока и целого списка целебных трав, помещенной на паровую баню. Именно в наименованиях трав, лишь только часть которых идентифицирована, скрываются, несомненно, многие секреты медицины фараонов.

(с) текст - Виктор Солкин(с) оригинал - http://medportal.ru/mednovosti/main/2012/04/18/pharao/

Спасибо victorsolkin

p-i-f.livejournal.com


Смотрите также

.