Врачевание в Древней Греции | Русский след
Своё начало древнегреческая медицина, как и вся греческая культура, берёт ещё Минойской цивилизации, возникшей в середине бронзового века (2700—1400 гг. до н. э.) с центром в Кноссе на острове Крит, в Эгейском море. Первые достоверные сведения о медицине древней Эллады датированы XII веком до н.э. (период Троянской войны). Главными средствами врачевания в храмах древней Греции были приёмы народной медицины, водолечение, массаж, лечебное голодание, лечили мёдом, молоком, виноградным вином, гимнастическими упражнениями, а также методами психологического воздействия — театральными представлениями, исцеляющим душу искусством, музыкой, лечебным сном и толкованием сновидений.
Клятва врачей древней Греции, написанная «отцом современной медицины» Гиппократом, начинается словами: «Клянусь Аполлоном врачом,
Первыми богами эллинов были Боги-титаны из Гипербореи. Дочь титанов-гипербореев Коя и Фебы — богиня материнства титанида ЛЕТО (латинизированное имя – Латона, в микенских текстах: «ra-to» — Лада) была матерью гипербореца солнечного бога врачевателя Аполлона и Артемиды — богини охоты. Богиня Лато родила Аполлона на острове Делос, где впоследствии возникло святилище Аполлона гиперборейского, именно ему гиперборейцы ежегодно присылали в святилище свои дары. Храм Аполлона в Дельфах, построенный в 366 — 339 г.г. до н.э., был главным святилищем Древней Эллады.
Сын гиперборейца Аполлона и Корониды — бог врачевания Асклепий (греч. Ασχλήπιος; лат. Эскулапий — Aesculapius,), был воспитан кентавром
Первым жрецом в храме Аполлона в Дельфах был гипербореец со славяно-русским именем Олен[ь]. На ведическом санскрите (х)Елхен — helhn — олень и лось. Имя известно и в славянской мифологии — Лель.
Первая известная медицинская школа древней Греции была открыта в Книде в 700 году до н. э. Книдская медицинская школа и Кротонская медицинская школа достигли своего расцвета в VI веке до н.э. Главной медицинской школой древней Греции стала Косская медицинская школа, на острове Косс, первые сведения о ней относятся к 584 году до н.э. Расцвет Косcкой школы
На Пелопоннесе, в 150 км от Афин, в городе Эпидавр, находилось в 5 веке до н.э. величайшие святилище бога Асклепия, Асклепион (др.-греч. Ἀσκληπιεῖον лат. Aesculapium).
На территории Асклепиона в Эпидавре были построены баня, Абатон, где больные лежа принимали лечебные грязи, бассейн с минеральными водами из источника, библиотека, гимнасий и стадион и даже театр, построенный Поликлетом Младшим. В Аслепейоне были построены спортивные сооружения, стадий — 192 метра — стадион, гимнасий — зал для занятия гимнастикой и театр, построенный Поликлетом младшим. В театре помещалось до 20 тысяч зрителей. Театр посвящался богам — темы для представлений способствовали исцелению больных. Театр Эпидавра, как бы впечатан в гору, он существует до сих пор с великолепной акустикой.
Выбирая место строительства Асклепийона — святилища бога-врачевателя Асклепия в древней Греции, врачеватели искали рядом с будущим храмом минеральные источники, обладающие лечебными действиями, целебные грязи, и кипарисные рощи.
В подземелье Асклепиона в Эпидавре располагались три больших бассейна, наполненных водой из целебных источников. Вода источника использовалась в качестве основного целебного средства, и потому источник считался священным. Асклепион и Храм Асклепия строили в окружении кипарисной рощи, источающей целебный воздух. Рядом с древнегреческим Асклепейоном всегда находилась река, озеро, море, где больные, пришедшие на лечение,могли принять омовение. Храм Асклепия в Эпидавре и называют главной здравницей древнего мира.
Центральное место в Асклепионе в Эпидавре занимал храм Асклепия (IV век до н. э.), украшенный многочисленными колоннами, и статуями в честь бога Асклепия, Гигиеи, Махаона, Гипноса и других богов-врачевателей Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, мраморные стелы, на которых высекали тексты, описывающие удачные исцеления.
Почитались в Асклепионе: Гера — покровительница семьи и замужних женщин.
Гермес — бог торговли, воровства, предсказатель будущего и перевозчик душ в царство Аида (Hermes-Psychopompos)
Афродита — богиня красоты и любви.
Гестия — богиня домашнего очага.
Гипнос — бог сна, сын богини Ночи и брат Танатаса, бога смерти. Гипнос мог усыпить подлетев к уху человека.
В Асклепионе в Эпидавре находилась громадная скульптура бога-врачевателя Асклепия, сделанная из золота и слоновой кости скульптором Фрасимедом Паросским.
Исцелённые больные, в благодарность за излечение, приносили в храм Асклепия «вотивы», или вотивные — «
Во время археологических раскопок в Эпидавре, найдено большое количество изображений исцеленных частей тела, сделанных из мрамора, золота, серебра рук, ног, сердец, глаз, принесённых в храм, в качестве платы за услуги врачевателя.
Древнегреческие врачи использовали довольно большой набор медицинских инструментов и приспособлений. Среди них — ножницы, скальпели, ложки, кисти, ушные ложечки и зонды, зубные щетки, губки, бинты, банки для мазей, клистиры.
Большое значение греки придавали этическим правилам,
«У врача будет больше авторитет, если он хорошо выглядит и упитан соответственно своей природе, ибо те, кто сами не могут позаботиться о своем теле, считаются не способными проявлять надлежащую заботу о других», — читаем мы в одном из древних медицинских трактатов.
К святилищу бога-врачевателя Асклепия — к Аслепейону вела дорога длинной около 1 км. За больными, идущими по дороге в Аслепейон наблюдали целители, и по походке и движениям больного человека, врачи ставили диагноз. Некоторых больных в святилище-Аслепейон не пускали, так как
Асклепий
Медицинские школы Древней Греции. Спортивные единоборства в античные времена.
Философские основы древнегреческой медицины.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒Первые древнегреческие философы воспринимали мир как единое целое. Следствием этого было объединение всех знаний о природе в единое русло – натурфилософию. Становление естественнонаучной основы древнегреческой медицины (материалистического направления) происходило в упорной борьбе с религиозно-мифологической идеологией. Яркими представителями первого направления были Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.
Суть их учения:
1) Основа всех вещей — первоматерия.
2) Первоматерия никем не создавалась, существует вечно.
3) Движение — свойство материи.
4) Каждая вещь — единство и борьба противоположностей.
Материалистические позиции были у Демокрита, который создал целостную систему античной атомистики.
Выразителями идеалистического направления были представители рабовладельческой аристократии: Пифагор (VI в до н.э.) и Платон ( IV в до н.э.)
Согласно учению Пифагора, количество и форма определяют сущность вещей. По Платону – реальный мир – лишь отражение идеального мира идей, признавал существование вечного разума. Между идеальным и материалистическим направлением шла постоянная борьба.
Материалистическая философия — научная основа передовой медицины античной Греции, которая получила значительное развитие на о. Кос. и полуострове Книдос. Медицинские школы были семейные: знания передавались от отца к сыну.
Книдская медицинская школа — одна из ведущих в Древней Греции. Уделялось внимание диагностике: частные симптомокомплексы воспринимали, как отдельные заболевания. Диагностика не была научно-обоснованной.
Косская медицинская школаГлавная медицинская школа Древней Греции, расцвет которой приходится на вторую половину IV в до н.э. и связан с именем Гиппократа (460-377 гг. до н.э.). Сам он себя считал 17-ым потомком Асклепия. Гиппократ — великий реформатор медицины. Свои знания получил в семейной школе, набирался опыта, много путешествуя.
“Гиппократов сборник” составлен после смерти Гиппократа в Александрийской библиотеке. Предполагается, что наиболее выдающиеся разделы сборника: “Афоризмы”, “Прогностика”, “Эпидемии”, “О воздухах, водах, местностях”, “О диете при острых болезнях”, “О переломах” принадлежат Гиппократу. Остальные написаны его родственниками.
Суть учения Гиппократа
1. К анализу медицинских явлений приложил достижения современной древнегреческой философии.
2.Рассматривал болезнь не как проявление воли злого духа, а проявление жизни человека (“О воздухах, водах и местностях”). Создал учение о влиянии окружающей среды и образа жизни на здоровье. Выделял общие и индивидуальные причины.
3. Рассматривал организм как единое целое. Болезнь — общий процесс всего организма.
4.Создал гуморальную теорию патогенеза заболеваний — жизнь организма определяется 4 соками-влагами: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Пока жидкости находятся в состоянии равновесия — человек здоров, при нарушении равновесия — развивается болезнь.
5.Положил начало учению об основных типах телосложения у людей. Выделил типы темпераментов: сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики.
6.Предложил собственный метод – наблюдение «у постели больного» с дальнейшими обобщениями.
7.На основании признаков заболевания устанавливал прогноз и индивидуальное лечение.
8.Считал, что основа терапии — целительные свойства природы. «Природа лечит, врач помогает».
9 Основная заповедь врача — «Не вреди!»
10.Противоположное предлагал лечить противоположным (переполнение врачуется опорожнением, опорожнение переполнением. Труд врачует отдых и наоборот).
11.Широко использовал в лечении народные средства: предложил более 250 видов растительного и 50 видов животного происхождения.
12.При отсутствии педиатрии как науки и отдельной врачебной
специальности, написал труд «О природе ребенка». В работе даются рекомендации по уходу за ребенком и воспитанием.
13. Написал «Клятву» для врачей — в основных чертах она была сформулирована еще до Гиппократа.
Организация лечебного дела в Греции.
В VI- IV вв до н.э. были воздвигнуты первые величественные святилища в честь Асклепия -асклепейоны, которые имели лечебно-санаторный характер. Главные средства лечения: водолечение, массаж, гимнастика, священный сон.
Были и частные клиники. В ряде крупных городов Древней Греции работали общественные врачи, которые выполняли противоэпидемические мероприятия. Раненных во время войн лечили светские врачи. Авторитет их был высок.
Медицина эпохи эллинизма.
IV в до н.э. с момента воцарения на престол Александра Македонского начинается новая эпоха в истории древности — эпоха эллинизма (древнее название Греции — Эллада). Она заканчивается в середине 1в. н.э.- когда завоевание последнего эллинистического государства Египта завершило создание Великой Римской империи.
В эту эпоху происходит великое взаимодействия культур Древней Греции и народов Востока. Самым крупным эллинистическим государством становится царство Птоломеев (эллинистические Египет и Ливия) с его столицей Александрией.
Медицина получает значительное развитие и сочетает греческую теорию и практику с опытом и знанием, накопленными в странах Древнего Востока. Особый прогресс наблюдается в анатомии и хирургии.
Крупные анатомо-физиологические исследования связаны с деятельностью александрийских врачей- Герофилом и Эразистратом.
Герофил- описал основные элементы центральной и периферической нервной систем. Изучал внутренние органы, строение глаз (труд «О глазах»).
Эразистрат прославился как блестящий исследователь сердца и его клапанов, описал сердечные и венозные клапаны, изучал строение мозга. Разделил нервы на чувствительные и двигательные.
Развитие анатомии способствовало развитию хирургии. Развивается фармакология.
Римские завоевания (1-й век до н.э. – 30 г. н.э.) положили конец самостоятельности эллинистических государств. Но эллинистическая культура пережила эллинистические государства и составила существенную часть той основы, на которой успешно развивается мировая культура.
Контрольные тесты
1. Выдающийся врач Древней Греции: А). Гиппократ, Б). Авиценна, В).Абу Али ибн Сина, Г). Амбруаз Паре, Д). Гален.
2.Годы жизни Гиппократа: А). 460-377 гг. до н.э., Б). 131-201 г.г. н.э., В). 1020-1110 г.г. н.э., Г).1328- 1399 г.г. н.э., Д).1812- 1904 г.г. н.э.
3.Источник изучения истории медицины в Древней Греции: А). поэмы Гомера,
Б). Египетские медицинские папирусы, В). Аюр- Веды, Г).Свод законов царя Хаммурапи, Д).Канон врачевания Желтого предка.
4.Бог – покровитель врачевания в Древней Греции: А) Эскулап, Б).Асклепий, В). Имхотеп, Г).Ану, Д).Зевс
5.В каком произведении изложена суть учения Гиппократа: А) Поэмы Гомера,
Б). Сборник Гиппократа, В). Аюр- Веды, Г).Свод законов царя Хаммурапи,
Д).Канон врачевания Желтого предка.
6. Крупные ученые-экспериментаторы эпохи эллинизма: А) Герофил, Б) Гиппократ, В) Эразистрат, Г) Демокрит, Д)Зевс.
7. Типы темперамента людей по Гиппократу: А) Сангвиники, Б) Холерики,
В) Флегматики, Г) Меланхолики, Д) Гипертоники.
8. Основные разделы Сборника Гиппократа: А)“Афоризмы”,Б) “Прогностика”,
В)“Эпидемии”, Г) “О воздухах, водах, местностях”, Д) Все вместе.
9. Кто возглавлял археологическую экспедицию, нашедшую древнегреческий город Трою: А) Г. Шлиман, Б) А. Везалий, В) Г. Бургав, Г) А. Паре, Д). Мальпиги.
10.Вклад Гиппократа в медицину: А) Учение об основных видах телосложения и темперамента у людей, Б) Наблюдение у постели больного, В) Лечение переломов и вывихов, Г) Применение обезболивания, Д) Использование повязок при ранениях и травмах.
Тема 5
Медицина античного Средиземноморья ( Древний Рим).
Цели изучения темы
1.Знать основные источники изучения истории медицины в Древнем Риме.
2.Иметь представление о системе подготовки врачевателей в древнем Риме
3.Иметь представление о санитарно-гигиенических сооружениях древнего Рима
4.Иметь представление о развитии военной медицины в древнем Риме
5.Ознакомиться с материалистическим и идеалистическим направлениями учения Галена.
Основная литература
1.Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений/9 –е изд,-2009.- 560 с.
Дополнительная литература
1. Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века: Учеб. пособие.- М.: Мждицина, 2008.- 180 с.
Читайте также:
История медицины. Древняя Греция / Хабр
Древние греки рассматривали болезнь как божественное наказание и исцеление. Если совсем буквально, как дар богов. Но к V веку до н.э. греки уже пытались понять материальные, а не духовные причины болезней, что привело к постепенному переходу от суеверий к научным исследованиям. Хотя на самом деле они никогда не были полностью отделены друг от друга.
Так, например, бог Асклепий считался дарителем исцеления и в то же время высококвалифицированным врачом-практиком. Несмотря на очевидный период просветления, многие врачи все равно продолжали обращаться к своим богам, если лечение не давало должного эффекта. Асклепий был греческим богом исцеления, и в Эпидавре был храм Асклепион.
Некоторые врачи лечили своих пациентов, а затем отвозили их в абатон — святое место в храме — чтобы те проспали там всю ночь. Греки полагали, что Гигея и Панакея, дочери Асклепия, прибудут в храм с двумя святыми змеями, которые вылечат пациентов. Часть этой символики дожила до наших дней. Сегодня змея — символ фармацевтов, от имени Гигеи было образовано слово «гигиена», панацея — универсальное лекарство от всех болезней, а эскулапами мы шутливо называем медиков.
Статуя Асклепия
Тогда же греческие врачи стали интересоваться устройством тела человека и исследовать связь между причиной и следствием, отношением симптомов к самой болезни и успехом или неудачей различных методов лечения. Греческая медицина не была единением знаний и практики, а представляла собой набор методов и убеждений, которые зависели от географии, периодов времени, местных традиций и даже гендерного и социального класса пациента.
Статуя Гигейи
В целом медицинскую мысль в Древней Греции пронизывают две основные идеи — озабоченность позитивными и негативными последствиями диеты и убеждение, что пациент действительно может побороть недуг, в отличие от более фаталистического и духовного мышления более ранних времен.
Наблюдение за симптомами — отличительная черта греческих врачей. Они обнаружили, что образ жизни и такие факторы, как тепло, холод или травма, важны, поскольку могут облегчать или ухудшать болезнь или ее симптомы. Они также признали, что конституция тела человека может влиять на тяжесть заболеваний и его восприимчивость к ним. Тогда же греки укрепились в своем мнении о том, что лучшее понимание возникновения симптомов болезни может помочь в борьбе с самим недугом. Вместе с большим пониманием работы тела человека пришло и убеждение, что дисбаланс жидкостей в организме может быть одним из факторов, вызывающих болезнь.
Из-за того, что у врачей не было профессиональной квалификации, любой человек мог стать врачом и путешествовать в поисках пациентов, с которыми можно было бы практиковать то, что было известно как техника (или искусство, хотя и таинственное) медицины. Лишь у спартанцев были люди, ответственные за медицинскую помощь в профессиональной армии.
Практикующие врачи пользовались большим уважением, несмотря на отсутствие признанного профессионального органа, наблюдающего и готовящего будущих врачей. В Древней Греции не только врачи могли лечить и давать медицинские консультации, но также акушерки, спортивные тренеры и все те, чей практический опыт относительно здоровья организма и тела человека мог быть полезен другим.
Мы знаем, что греки расчленяли мертвые тела (и иногда — живые), чтобы узнать, что происходит внутри. Но историки медицины так и не нашли достоверного подтверждения тому, что греки выполняли хирургические операции на внутренних органах. Как и в Древнем Египте, у греков не было никаких обезболивающих средств и только несколько травяных антисептических смесей. Греческие полисы постоянно воевали между собой, что давало врачам большой опыт практической первой помощи. Древнегреческие медики становились квалифицированными специалистами. Греки хорошо вправляли сломанные кости и фиксировали вывихи.
Жертвоприношение Асклепию
Со временем магия и обращения к богам уступили место поиску естественных причин болезней. Это привело к исследованию естественных лекарств. Греческие врачи стали экспертами-травниками и часто назначали пациентам натуральные средства борьбы с недугами. Они убедились в том, что никто не справится с лечением лучше, чем природа.
Первые упоминания об особенностях греческой медицины появились в сценах «Иллиады» Гомера, где лечат раненых в Троянской войне. В ней описывается, например, как Патрокл промывает рану Эврипила теплой водой.
Ахилл, перевязывающий руку Патроклу
Медицинские сцены и врачи также часто упоминаются в других видах греческой литературы, например, комедийных пьесах. Наиболее подробные источники из примерно 60 трактатов, которые часто приписывают Гиппократу — самому известному древнегреческому целителю. Однако историки до сих пор не могут однозначно установить, были ли они написаны Гиппократом или кем-то другим. В текстах, приписываемых Гиппократу, рассматриваются всевозможные медицинские темы, которые можно сгруппировать в основные категории диагностики, биологии, лечения и общих рекомендаций для врачей.
Гиппократ
Другие источники знаний о древнегреческой медицине — тексты из области естественной философии, датируемые VI-V веками до н.э. Философы связывали хорошее здоровье и состояние ума и души, часто касались прямо или косвенно мыслили о человеческом теле и медицине. Среди этих мыслителей — Платон, Эмпедокл Акрагантский, Филистим Локри и Анаксагор.
Согласно древним записям, одна из ранних греческих медицинских школ была основана в Книде в V веке до н. э. В этой школе работал Алкмеон Кротонский, и именно при нем началась практика наблюдения за пациентами. Он считается одним из самых выдающихся медицинских теоретиков и философов в древней истории.
Алкмеон Кротонский
Некоторые исследователи считают, что он был практикующим врачом и по совместительству учеником Пифагора, а другие — отрицают это, так как уверены, что он занимался только теоретическими изысканиями. Как бы то ни было, историки сходятся во мнении, что он был первым человеком, который задавался вопросом о возможных внутренних причинах болезни. Алкмеон выдвинул предположение о том, что болезнь может быть вызвана проблемами с экологией, неправильным питанием и образом жизни.
Первые научные школы развивались в Сицилии и Калабрии — на территориях, которые сегодня принадлежат Италии. Самой известная — пифагорейская школа. Великий математик Пифагор привнес свою теорию чисел в естественные науки — в то время такой области знания, как медицина, еще не было.
Последователи Пифагора полагали, что некоторые цифры имеют особые значения, особенно это касалось 4 и 7. Например, произведение 4 и 7 представляет собой продолжительность лунного месяца, а также менструального цикла у женщин. Если 7 умножить на 40, то получится полное время здоровой беременности в 280 дней. Пифагорейцы также полагали, что ребенок будет более здоровым, если родится на 7 месяце беременности. Считалось, что продолжительность карантина в 40 дней позволит избежать заражения, поскольку число 40 было священным.
Самой известной и, вероятно, самой важной медицинской фигурой в Древней Греции был Гиппократ, которого сейчас часто называют отцом медицины. Основанная им медицинская школа произвела своего рода революцию в научном знании того времени и определила медицину как самостоятельную дисциплину.
Гиппократу приписывают создание одноименной клятвы — обета, принятого среди студентов-медиков, когда они становятся квалифицированными врачами. Сегодня эту клятву также принимают и другие специалисты в области здравоохранения. Некоторые классические ученые, такие как Людвиг Эдельштейн, считают, что клятва была создана пифагорейцами, однако доподлинно это не известно.
Считается также, что Гиппократу принадлежит идея клинической медицины — изучения болезни путем непосредственного обследования живого пациента. Историки медицины говорят, что сам Гиппократ и его ученики были связаны клятвой и строгим этическим кодексом. Студенты, которые внесли плату за вступление в ряды учеников, были встречены учителями так, будто они были членами одной семьи. Обучение медицине включало в себя устное преподавание и практическую работу в качестве помощника учителя — согласно клятве, студент должен взаимодействовать с пациентами.
Гиппократ и его ученики были первыми, кто правильно описали некоторые заболевания и расстройства. Полагают, что Гиппократ первым описал симптом барабанных палочек, или как его еще называют, синдром пальцев Гиппократа.
Два известных философа — Аристотель и Платон — пришли к выводу, что человеческое тело не использовалось в загробной жизни. Эта идея повлияла на образ мышления греческих врачей, которые будучи в Александрии научились делать вскрытие на трупах и изучать их. Именно благодаря этим исследованиям хирург Герофилус (335-280 гг до н.э.) пришел к выводу, что не сердце контролирует движение конечностей, а мозг. Еристрат (304-250 гг до н.э.) обнаружил, что кровь проходит по венам, однако он не обратил внимание на то, что она циркулирует.
Философия Аристотеля и Платона, их труды и речи позволили грекам получать и систематизировать знания о внутреннем строении человеческого тела. Греческий историк Фукидид ( ок. 460-395 гг до н.э.), который считается «отцом научной истории», пришел к выводу, что молитвы совершенно неэффективны в лечении болезней. Он добавил, что эпилепсия имеет научное объяснение и никак не связана с рассерженными богами или злыми духами.
Почти 2 тысячи лет (до 1700 года н.э.) просуществовала теория о зависимости между состоянием здоровья и балансом четырех главных жидкостей — крови, мокроты, желтой и черной желчей — в человеческом теле, которую греки переняли у египтян.
Гиппократ в своей работе «Конституция человека» пишет, что четыре жидкости составляют человеческое тело: «через них он чувствует болезнь или наслаждается здоровьем. Когда все жидкости правильно сбалансированы и перемешаны, он чувствует себя совершенно здоровым. Болезнь наступает, когда одна из жидкостей находится в избытке или уменьшается в количестве или полностью отсутствует в теле».
В своих книгах он предлагает следующие рецепты:
При заболеваниях грудной клетки — суп из ячменя плюс уксус и мед, которые увеличивают мокроту.
При болях в боку — окуните большую мягкую губку в воду и мягко разотрите. Если боль достигла ключиц, рекомендуется пустить кровь около локтя, до тех пор, пока кровь не станет ярко-красной.
При пневмонии — принять ванну. Она снимет боль и поможет увеличить мокроту.
Пытаясь сбалансировать четыре жидкости при болезнях пациентов, врачам иногда удавалось побороть их, даже если причина заболевания крылась в другом. В попытках сбалансировать естественную температуру пациента, при простуде врачи держали их в тепле, сохраняли пациентов с лихорадкой в сухости и прохладе, пускали кровь, чтобы восстановить баланс, промывали организм для восстановления желчного баланса.
Власти греции не задумывались о необходимости общественного здравоохранения. Города-государства не стремились обеспечить всех граждан хорошим запасом воды, чтобы те могли регулярно совершать гигиенические процедуры и сохранять свои дома в чистоте. Общественных канализационных систем тоже не было. Из трех родившихся детей только двое доживали до двух лет. Ожидаемая продолжительность жизни здорового взрослого грека составляла около 50 лет.
По словам Гиппократа, бедные люди слишком сосредоточены на том, чтобы сводить концы с концами, чтобы беспокоиться о своем общем здоровье. Чего нельзя было сказать о богатых и образованных греках: они работали над сохранением постоянной температуры тела, чистили зубы, регулярно принимали ванны и следили за своим питанием. Их цель состояла в том, чтобы сохранить баланс четырех жидкостей в организме на протяжении всего года.
Несмотря на то, что религия медленно уступала логическим рассуждениям, греки все еще призывали богов исцелить их в Асклепии. В конце концов эти храмы стали оздоровительными курортами, гимназиями, общественными банями и спортивными стадионами.
Методы постановки диагноза греческими врачами не отличались от тех, которые используются сегодня. Многие из естественных средств профилактики болезней во многом похожи на те эффективные домашние средства, которые используются в наше время. Но несмотря на передовые для того времени взгляды и подходы, теория четырех жидкостей сильно мешала развитию медицинской практики.
На тему- Врачебные школы Древней Греции
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20ГОУ ВПО
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Ханты-Мансийского автономного округа Югры»
Реферат
Выполнил студент: 31-25а гр. I курса
Эльдарова С.П.
Проверил: Тюрина И.А
Сургут 2013
Содержание.
Введение.
Кротонская врачебная школа.
Книдская врачебная школа.
Сицилийская врачебная школа.
Косская врачебная школа.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Очень большое влияние на развитие и становление медицины оказало такое государство как Эллада (Греция). Своеобразие экономических и географических условий Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл большую роль в развитии культуры и наук. В их числе математика, философия, медицина и др.
Сейчас трудно сказать, где родилась медицина, ведь во все времена она была и будет нужна. Но как наука, развивающаяся на открытиях и доказательствах, медицина начала существовать именно в Древней Греции. Подтвердить это могут даже названия, согласитесь, все медицинские термины имеют латинское или греческое происхождение.
Врачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной традицией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников не членов данного рода. Так сложились передовые врачебные школы, которые в классический период располагались, главным образом, за пределами Балканского полуострова, вне собственно Эллады в ее заморских поселениях. Среди ранних школ наиболее известны родосская (о. Родос в восточной части Эгейского моря) и киренская (г. Кирена в Северной Африке). Обе они рано исчезли, и сведения о них почти не сохранились. Появившиеся позднее кротонская (г. Кротон на юге современной Италии), книдская (г. Книд на западном побережье Малой Азии), сицилийская (о. Сицнлия) и косская (о. Кос в восточной части Эгейского моря) школы составили славу древнегреческой медицины.
В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них, была индивидуальна по своей философии.
Кротонская врачебная школа.
Кротонская врачебная школа достигла своего расцвета уже в VI в. до н.э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах:
1. Организм есть единство противоположностей;
2. Здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т.п., господство же (греч. monarchia единовластие), одной из них есть причина болезни;
3. Противоположное излечивается противоположным (лат. contraria contrariis curantur тезис, часто приписываемый Гиппократу).
Выдающимся врачевателем кротонской школы был философ-пифагореец Алкмеон из Кротона (греч. Alkmaion, лат. Alcmaeon, VIV вв. до н.э.) «муж, искусный в естествознании, первый дерзнувший приступить к разрезыванию тел /животных/» (Халкидий)16. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал (названный позднее евстахиевой трубой), писал о головном мозге как органе познания (после египтян, но до Аристофана) и причинах некоторых болезней, связанных с истечением излишней слизи.
Книдская врачебная школа.
Книдская врачебная школа стала предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь): здоровье понималось как результат их благоприятного смешения (греч.eucrasia) и, наоборот, неблагоприятное смешение соков (греч. dyscrasia) расценивалось как причина большинства болезней. (Позднее на основе древнегреческого учения о соках, организма сформировалась гуморальная теория (от лат. humores жидкости), которая с некоторыми изменениями существовала в медицине вплоть до XIX в.
Учение о четырех стихиях «корнях», первоначалах природы, стало основой знаменитой «гуморальной теории» (от греч. «дитог» жидкость), согласно которой здоровье человека зависело от равновесия в организме четырех жидкостей телесных соков, или «гуморов»: крови, флегмы, черной и желтой желчи. Им соответствовали четыре стихии: воздух, вода, земля и огонь. Учение о четырех стихиях окончательно сформировалось в греческой натурфилософии к IVIII вв. до н.э. Его классическое изложение содержится в трудах Аристотеля, великого древнегреческого философа, который был врачом и сыном врача.
Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках болезней симптомах (греч. symptoma совпадение, признак) и диагностике (лат. diagnoetica or греч.diagnostikos способный распознавать), включая метод выслушивания и открытие плевретического трения (которыми пользовался и Гиппократ). Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда (Eurifon, V в. до н.э.) современник Гиппократа.
Книдская медицинская школа:
1. Заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение есть причине большинства болезней.
2. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон и Книда современник Гиппократа, автор многих сочинений
Книдская школа в значительной мере схематизировала лечение, в то время как косская индивидуализировала его.
Сицилийская врачебная школа.
Сицилийская врачебная школа, как сообщает Гален, была основана Эмпедоклом из Акраганта (греч. Empedokles, ок. 495435 гг. до н.э.) в V в. до н.э. и продолжала существовать во времена Платона и Аристотеля.
Эмпедокл был философом и политиком, поэтом, оратором, врачевателем и жрецом.
Сохранились фрагменты его основного труда «О природе», в котором изложена натурфилософская позиция Эмпедокла: он считал, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля; они вечно неизменны, непознаваемы и неразрушаемы; они не могут превращаться один в другой и лишь смешиваются друг с другом механически; многообразие мира есть результат различных пропорций этого смешения. Таким образом, Эмпедокл заложил основы классического учения об элементах.
Эмпедокл высоко почитался приверженцами своего учения. Ему приписывают спасение г. Селинунт от вспышки массового заразного заболевания (моровой язвы или малярии), в ознаменование этого события была отлита монета.
Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания; четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое).
Косская врачебная школа.
Косская врачебная школа главная медицинская школа Древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э., когда жрецы Дельфийского храма попросили Неброса с. о. Кос (Nevroe. VI в. до н.э.) и его сына Хрисоса (Cnrieos, VI в. до н.э.) прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врачеватсля без промедления откликнулись на эту просьбуи, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена.
Следуя натурфилософским воззрениям, врачеватели косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в организме его природные целительные силы (греч. physis природа). Болезнь вих понимании не наказание богов, а результат влияний всего окружающего и нарушений питания. Так, об эпилепсии, которую называли «священной» болезнью, в «Гиппократовом сборнике» сказано: «первые, признавшие эту болезнь священною, были такие же люди, какими и теперь оказываются маги, шарлатаны и обманщики… нисколько не божественное, а нечто человеческое видится мне во всем этом деле: причина этой болезни… есть мозг»17.
Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и типах телосложения; утверждали основы врачебной этики; разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного (греч. klinike уход за лежачим больным, от греч. kline ложе). Впоследствии эти идеи легли в основу клинического направления в медицине.
Расцвет косской врачебной школы связан с именем Гиппократа II Великого (ок. 460 ок. 370 гг. до н.э.), который вошел в историю какГиппократ (греч. Hippokrates, лат. Hippocrates). Его легендарное имя стало символом врачебного искусства в Древней Элладе. Через несколько десятилетий после того, как Гиппократ покинул о. Кос, на самой высокой возвышенности острова, где раньше располагалось скромное святилище, был воздвигнут грандиозный асклепейон, который неоднократно расширялся.
Видным врачевателем косской школы был также Праксагор (Praxagoras, IV в. до н.э.) учитель Герофила, одного из основоположников александрийской врачебной школы (период эллинизма).
Наши знания о врачевателях Древней Греции классического периода достаточно ограничены. Тем не менее, анализ дошедших до нас сведений показывает, что достижения этого периода не сводятся только к имени Гиппократа (как это чаще всего делается), формирование многочисленных, различных по направлениям врачебных школ, равновеликих по своим достижениям, естественнонаучное понимание единства человека и окружающего мира и связанный с ними естественный взгляд на причины болезней, становление учения о телесных соках, развитие методов диагностики, прогностики и лечения у постели больного, все это было результатом деятельности многих поколений врачевателей различных полисов Древней Греции.
Косская медицинская школа:
1. Рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой;
2. Разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного;
3. Развивала основы врачебной этики.
Заключение.
В истории медицины известны примеры того, как медицинские школы, в основе которых лежали древние знания жрецов или учения великих философов, сохраняли свои традиции в течение столетии. Разумеется, со временем искусство врачевания претерпевало изменения и вбирало в себя новые сведения и навыки, однако традиции древних общин сохранялись на прежних территориях. Примером такого рода может служить школа врачей, которые жили в округе древнего Кротона в XV веке, спустя 2000 лет после смерти Пифагора, и славились высоким уровнем хирургического искусства. Около 30-ти семейств занимались здесь врачеванием с незапамятных времен, они хранили своё учение за печатью таинственности, традиционной для пифагорейской школы. Согласно приданию, ученики Пифагора давали клятву, что их знания не станут доступны непосвященным.
На территории России до XIX-го столетия существовал центр древнего врачевания на Урале в Верхотурье, в районе языческого капища. Жрецы-хранители эзотерических знаний жили уединенно, о них до сих пор ничего не известно… Эта область истории российской медицины еще ждет своих исследователей.
Геродот приводит историю о Демокеде, одним из первых кротонских врачей, приглашенных к персидскому царю Даршо. Царь вывихнул ногу, и египетские врачи не могли вправить вывих. Демокед использовал мягкие снадобья и вылечил царя, за что был приближен к нему и получил богатые дары. Многие положения кротонской медицинской школы оказали впоследствии влияние на развитие греческой медицины. Пифагорейское учение о четных и нечетных числах нашло отражение в трудах великого Гиппократа, через полтора столетия после Пифагора.
Исторические параллели: Вот как писал Гиппократ о влиянии четных и нечетных дней на ход лечения болезни: «…..выздоравливают и умирают в нечетные дни, если лихорадка падает…. Раны также наиболее воспалены в эти дни …. Освобождение ран от воспаления происходит на пятый день или, вернее, в таком порядке зависимости от величины раны, — на третий, пятый, седьмой, девятый, одиннадцатый день…. На четырнадцатый день освобождаются от воспаления самые большие раны …».
Интересно сопоставить взгляды пифагорейцев с китайским учением «инь-ян», отраженным в классическом каноне «десять крыльев» ( III век до н.э.). Его авторы полагали, что тайна мироздания заключена в числах, и с помощью чисел пытались связать инь и ян с пятью элементами стихиями. При этом полагалось, что числа Ян всегда нечетные, а числа инь- четные: 1,3,5, и 9 назывались числами Неба; 2,4,6,8,10 числами Земли.
Список литературы.
1) Сорокина Т. С. «Атлас истории медицины:
Первобытное общество. Древний мир». — 2-е издание., перераб и допол. — М.: Изд-во УДН, 187. — 1168 с., ил.
2) История медицины 3-е издание Москва 2004г Т.С.Сорокина.
3) Медицина в зеркале истории. Светлана Марковна Марчукова.
4) Медицина в Древней Греции. ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
www.bibliotekar.ru/423/11.htm.
5) Врачебные школы
stud24.ru/history/vrachebnye-shkoly/213731-625311-page1.html.
В Греции имелись школы, где готовились врачи по типу ремесленного ученичества. Наиболее известны школы у берегов Малой Азии, в Книдосе и Косе. Из школы на острове Кос вышел знаменитый врач Гиппократ. Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) вышел из семьи врачей и, кроме знаний, полученных от отца, учился медицине на острове Кос. После этого Гиппократ много путешествовал, жил в Египте, где ознакомился с египетской медициной, обошел прибрежные города Малой Азии, побывал в греческих колониях на берегах Черного моря и после этого занимался врачебной практикой в самой Греции. В частности, Гиппократу стали известны медицинские знания скифов, проживавших на северных берегах Черного моря. Об обычаях скифоз в связи с состоянием их здоровья он упоминает в своем произведении «О воздухах, водах и местностях». Скифские лекари с давних времен пользовались высокой репутацией у греков. Медицинские знания и методы лечения скифов оказали известное влияние на Гиппократа. Разработанное Гиппократом учение о лечении переломов, вывихов, ран разного рода делает весьма вероятным предположение, что он в качестве врача участвовал в войнах. Молодому врачу, желающему изучить хирургию, он советует сопровождать войска в походе. Период деятельности Гиппократа совпал с эпохой Перикла, которую Маркс охарактеризовал как «высочайший внутренний расцвет Греци. От времен Гиппократа до нас дошло большое собрание сочинений медицинского содержания, составляющее так называемый «Гиппократов сборник» и объединяющее около 70 сочинений У. В этом сборнике, обнимающем разнообразную медицинскую тематику, самому Гиппократу принадлежит авторство наиболее важных в принципиальном отношении частей («О воздухе, воде и местностях», «Прогностика», «Эпидемии», «О ранах головы», «О переломах» и др.). Объяснение болезни Гппократ искал в материальных факторах, ее обусловливающих, и в изменениях этих факторов. По Гиппократу, причины, даже так называемые божественные, естественны. Каждая болезнь имеет свои естественные причины, а все совершается только сообразно с природой. Каждая болезнь имеет свою естественную причину, и ничего не совершается без естественной причины. Общими причинами болезни Гиппократ считал такие которые сзоим действием вызывают заболевание у ряда людей. Сюда Гиппократ относил время года, температуру воздуха, климат, свойства почвы и воды в данной местности, эпидемии, миазмы. Наряду с этим Гиппократ отмечал во многих случаях индивидуальные причины болезней отдельных людей, относя сюда образ жизни, диету, возраст человека, его наследственность и наклонность к определенным страданиям. В знаменитой «Клятве врача» Гиппократ определил взаимоотношения врача и больного, а также окружающих его и врачей между собой. В несколько измененном виде обязательство это сохранилось и до настоящего времени во многих странах как присяга или торжественное обязательство оканчивающих медицинские факультеты врачей. Правила поведения врача по отношению к больному, указываемые Гиппократом, отражали всю противоречивость положения врача в условиях рабовладельческого, как и вообще эксплуататорского строя. Он осуждал врачей, начинающих посещение с требования оплаты и установления ее размера. 27вопрос:Медицина в Древнем Риме. В Риме в условиях обширного государства медицина получила значительно большие возможности развития, чем в Древних восточных рабовладельческих государствах. В императорском Риме была введена должность архиятров — главных врачей, наблюдавших за другими прачами. Врачи состояли при цирках, театрах, общественных садах, а позднее при возникших объединениях ремесленников. В Риме были элементы государственной врачебной деятельности и врачебного дела. В Рим(е медицина получила большие возможности для своего развития и в значительной степени утратила связи с религиозными установлениями . Храмовая медицина в Риме играла незначительную роль. Асклепиад (128—56 г. до и. э.) в основу своих медицинских воззрений положил философское учение Эпикура и Лукреция. Асклепиад около VU г. до н. э. поселился в Риме, где занимался врачебной деятельностью. По учению Асклепиада, человеческий организм состоит из атомов. Причину болезни Асклепиад видел в нарушении правильного расположения атомов, в смешении жидких и газообразных атомов и в нарушении движения атомов, их застое, который приводит к изменению плотных частей. Состояние пор зависит от вредностей климата, местности и образа жизни человека — вредностей питания, недостатка движения. Особое значение Асклепиад придавал «невидимому дыханию» кожи. Ото кожное дыхание (испарение), как и общее движение частиц в теле, необходимо поддерживать прежде всего общей чистотой, частыми омовениями, а затем и более сильными воздействиями, каковы растирание, потение, физические упражнения. Гален. Крупнейший врач Рима Гален оказал большое влияние на развитие медицины. В средние века вплоть до XV—XVI вв. в медицине господствовал галенизм — искаженное схоластиками и церковниками учение Галена. С 17 лет на родине начал учиться медицине, в последующие годы много путешествовал, посетил Кипр, Лемнос, Палестину и центр медицинской науки того времени Александрию. По возвращении в Пергам Гален был там врачом гладиаторов. В 164 г. Гален отправился в Рим, где и провел более 30 лет. Освоив знания и опыт лучших врачей своего времени, накопив большой личный опыт врачевания, Гален написал много трудов по медицине, в которых собрал и расположил в систематическом порядке добытые до него медицинские знания по анатомии, физиологии, патологии, фармакологии, терапии, гигиене, акушерству и др. Сочинения Галена передали потомству наследие древнего мира в области медицины. В области лечебной медицины Гален обессмертил свое имя тем, что внес регламентацию в приготовление лекарств из растений. Кроме лечебной деятельности, Гален много занимался исследованиями,, чем значительно расширил и углубил познания в области анатомии и физиологии. Анатомические знания того времени получались преимущественно во время вскрытия животных при жертвоприношениях, так как вследствие предрассудков народных масс и религиозных запретов не разрешалось производить вскрытие трупов людей. Гален описал многие кости, дал им названия и подробно изучил мышцы. Менее точны сведения Галена в отношении внутренних органов. Своими исследованиями он установил, что стенки желудка, кишок, артерий, матки и других органов не однородны, а состоят из нескольких слоев, что в мышце имеются соединительнотканные волокна и разветвления нервов, а не одно мышечное вещество. Наблюдая органы невооруженным глазом, он приблизился к пониманию их строения из тканей. Он различал, хотя и нечетко, артерии и вены, частично проследил даже путь движения крови в организме. Гален уточнил сведения о строении головного мозга и нервной системы: им описаны мозговые оболочки, желудочки мозга, мозжечок, черепномозговые и спинномозговые нервы. Гален различал семь пар черепномозговых нервов,он считал источником всех нервов. Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: |
3. Медицинские школы Древней Греции. Медицина Древней Греции
Медицина Древней Греции
курсовая работаВрачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной традицией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников — не членов данного рода. Так сложились передовые врачебные школы, которые в классический период располагались, главным образом, за пределами Балканского полуострова, вне собственно Эллады — в ее заморских поселениях. Среди ранних школ наиболее известны родосская (о. Родос в восточной части Эгейского моря) и киренская (г. Кирена в Северной Африке). Обе они рано исчезли, и сведения о них почти не сохранились. Появившиеся позднее кротонская (г. Кротон на юге современной Италии), книдская (г. Книд на западном побережье Малой Азии), сицилийская (о. Сицнлия) и косская (о. Кос в восточной части Эгейского моря) школы составили славу древнегреческой медицины Методические материалы для подготовки к кандидатскому экзамену по историни и философии науки (история медицины). Сост. Сорокина Т.С. — М.: Янус-К, 2003 г. С. 18..
Кротонская врачебная школа достигла своего расцвета уже в VI в. до н.э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1) организм есть единство противоположностей, 2) здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т.п., господство же (греч. monarchia — единовластие), одной из них есть причина болезни, 3) противоположное излечивается противоположным (лат. contraria contrariis curantur — тезис, часто приписываемый Гиппократу).
В медицине Древней Греции господствовал дух дискуссий и соперничества различных школ. На рубеже VI и V столетий до н.э., согласно свидетельствам Геродота и других античных авторов, наиболее известными были школы в Киренах, Кротоне и Родосе. Основателем кротонской школы был великий Пифагор, один из самых ярких и загадочных ранних греческих философов. Ему приписывают сам термин «философия» (греч. «любовь к мудрости»), отражающий стремление мыслителя представить себя не обладателем истины и воплощением мудрости, а лишь тем, кто любит мудрость, стремится к ней. Родиной Пифагора считают остров Самос. В возрасте около 40 лет Пифагор покинул Самос и приехал в Кротон, город в южной Италии. Вокруг него стали группироваться преданные ему сторонники, в основном из среды аристократической молодежи. Они объединились в союз, где в соответствии со сводом морально-этических правил выработался особый, «пифагорейский» образ жизни. Этот свод («Золотые стихи») переписывался и дополнялся в течение столетий вплоть до эпохи Возрождения.
Пифагорейцы вставали до восхода солнца и шли на морской берег встречать рассвет, обдумывали дневные дела в роще, затем делали гимнастические упражнения и завтракали. Пифагор часто излагал свое учение во время прогулок с учениками. Заканчивался день морскими купаниями, совместным ужином и чтением с комментариями прочитанного. Как видим, жизнь в пифагорейском союзе предполагала заботу о физическом и духовном развитии, и не случайно среди победителей олимпийских игр в то время было много кротонцев.
Поговорка «Здоровее кротонца» звучала истинной похвалой здоровью. С пифагорейским союзом была тесно связана кротонская медицинская школа. По многочисленным свидетельствам, Пифагор занимался медициной и высоко ценил это искусство. В основе пифагорейской медицины лежали диетика (учение о характере и чередовании пищи, работы и отдыха), гимнастика и музыка. Они имеют большое значение и в современной медицине, хотя, разумеется, так же отличаются от пифагорейских, как современный образ жизни отличается от пифагорейского. Автором первого греческого труда по медицине считается врач-пифагореец Алкмеон из Кротона, который одним из первых приступил к анатомированию и открыл глазные нервы, идущие к мозгу.
Геродот приводит историю о Демокеде, одном из первых кротонских врачей, приглашенных к персидскому царю Даршо. Царь вывихнул ногу, и египетские врачи не могли вправить вывих. Демокед использовал мягкие снадобья и вылечил царя, за что был приближен к нему и получил богатые дары. Многие положения кротонской медицинской школы оказали впоследствии влияние на развитие греческой медицины. Пифагорейское учение о четных и нечетных числах нашло отражение в трудах великого Гиппократа через полтора столетия после Пифагора Марчукова С.В. Медицина в зеркале истории. — М., Европейский дом, 2003. С. 162..
Книдская врачебная школа стала предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь): здоровье понималось как результат их благоприятного смешения (греч. eucrasia) и, наоборот, неблагоприятное смешение соков (греч. dyscrasia) расценивалось как причина большинства болезней. (Позднее на основе древнегреческого учения о соках, организма сформировалась гуморальная теория (от лат. humores — жидкости), которая с некоторыми изменениями существовала в медицине вплоть до XIX в. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевате-лей, книдская школа развивала учение о признаках болезней — симптомах (греч. symptoma — совпадение, признак) и диагностике (лат. diagnoetica or греч. diagnostikos — способный распознавать), включая метод выслушивания и открытие плевретического трения (которыми пользовался и Гиппократ). Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда (Eurifon, V в. до н.э.) — современник Гиппократа.
Сицилийская врачебная школа, как сообщает Гален. была основана Эмпедоклом из Акраганта (греч. Empedokles, ок. 495—435 it. до н.э.) вУ в. до н.э. и продолжала существовать во времена Платона и Аристотеля.
Эмпедокл был философом и политиком, поэтом, оратором, врачевателем и жрецом. Сохранились фрагменты его основного труда «О природе», в котором изложена натурфилософская позиция Эмпедокла: он считал, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля; они вечно неизменны, непознаваемы и неразрушаемы; они не могут превращаться один в другой и лишь смешиваются друг с другом механически; многообразие мира есть результат различных пропорций этого смешения. Таким образом, Эмпедокл заложил основы классического учения об элементах. Эмпедокл высоко почитался приверженцами своего учения. Ему приписывают спасение г. Селинунт от вспышки массового заразного заболевания (моровой язвы или малярии), в ознаменование этого события была отлита монета. Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания; четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое).
Косская врачебная школа — главная медицинская школа Древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э., когда жрецы Дельфийского храма попросили Неброса с. о. Кос (Nevroe. VI в. до н.э.) и его сына Хрисоса (Cnrieos, VI в. до н.э.) прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врачеватсля без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена.
Следуя натурфилософским воззрениям, врачеватели косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в организме его природные целительные силы (греч. physis — природа). Болезнь в их понимании — не наказание богов, а результат влияний всего окружающего и нарушений питания. Так, об эпилепсии, которую называли «священной» болезнью, в «Гиппократовом сборнике» сказано: «первые, признавшие эту болезнь священною, были такие же люди, какими и теперь оказываются маги, шарлатаны и обманщики… нисколько не божественное, а нечто человеческое видится мне во всем этом деле: причина этой болезни… есть мозг»17.
Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и типах телосложения; утверждали основы врачебной этики; разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного (греч. klinike — уход за лежачим больным, от греч. kline — ложе). Впоследствии эти идеи легли в основу клинического направления в медицине.
Расцвет косской врачебной школы связан с именем Гиппократа II Великого (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.), который вошел в историю как Гиппократ (греч. Hippokrates, лат. Hippocrates). Его легендарное имя стало символом врачебного искусства в Древней Элладе. Через несколько десятилетий после того, как Гиппократ покинул о. Кос, на самой высокой возвышенности острова, где раньше располагалось скромное святилище, был воздвигнут грандиозный асклепейон, который неоднократно расширялся.
Видным врачевателем косской школы был также Праксагор (Praxagoras, IV в. до н.э.) — учитель Герофила, одного из основоположников александрийской врачебной школы (период эллинизма).
Наши знания о врачевателях Древней Греции классического периода достаточно ограничены. Тем не менее, анализ дошедших до нас сведений показывает, что достижения этого периода не сводятся только к имени Гиппократа (как это чаще всего делается), — формирование многочисленных, различных по направлениям врачебных школ, равновеликих по своим достижениям, естественнонаучное понимание единства человека и окружающего мира и связанный с ними естественный взгляд на причины болезней, становление учения о телесных соках, развитие методов диагностики, прогностики и лечения у постели больного, — все это было результатом деятельности многих поколений врачевателей различных полисов Древней Греции.
Александрийская школа
Учеником одного из самых известных греческих анатомов, Проксагора из Коса, был Герофил из Александрии. Прославили его не только анатомические знания, но и учение о пульсе с его четырьмя свойствами: наполнением, частотой, силой и ритмичностью. Александрийская школа во многом стала связующим звеном между греческой и римской медициной. Герофил и Эразистрат (IV-IIIB. ДО Н.Э.) — наиболее известные представители александрийской школы. Они открыли немало нового в анатомии и физиологии, пользовались большим авторитетом и оказали существенное влияние на развитие медицины в Древнем Риме. Считают, что Герофил одним из первых начал препарировать человеческие трупы. Исследуя строение глаза, он впервые дал описание стекловидного тела и сосудистой оболочки.
В трудах греческих врачей, живших в Александрии, содержится множество прямых заимствований из египетской медицины. Это касается, в частности, описания головного мозга, синхронности биения сердца и сокращения пульса, упоминания о подсчете пульса, рассуждений о связи нервной системы с деятельностью различных органов. После прихода к власти в Египте греческой династии Лагидов (Птолемеев) греческие врачи получили не только доступ к фондам египетских библиотек, но и разрешение вскрывать человеческие трупы. Хотя анатомические сведения содержались уже в сочинениях Гиппократа, Алкмеона и других греческих врачей V—IV вв. до н.э., анатомия получила развитие именно в александрийской школе.
Медицинские сочинения врачей Александрийской школы способствовали выделению анатомии в самостоятельную науку, которая пользовалась сравнительными анатомическими исследованиями. Школы последователей Герофила и Эразистрата существовали долгое время после них.
Врачи-эмпирики стали полагаться в основном на внешнее наблюдение, сопоставляя одинаковые симптомы различных заболеваний. Большинство их сочинений не дошло до нашего времени и известно только благодаря упоминаниям более поздних авторов. Вот примеры высказываний врачей-эмпириков: «Земледельцем или кормчим делаются не беседами, а упражнениями», «Неважно, что причиняет болезнь, важно то, что ее устраняет», «Болезнь лечится не красноречием, а лекарством» Марчукова С.В. Медицина в зеркале истории. — М., Европейский дом, 2003. С. 181..
Развитие анатомии нашло весьма любопытное отражение в александрийском искусстве. Речь идет о распространенном сюжете: сотворение человека. Олицетворением искусного мастера в греческой мифологии был Прометей, которому люди, по преданию, были обязаны даже своим внешним видом. «Прометей, — пишет Овидий, — размочив землю водой, вылепил из нее человека по образу богов, и тогда как у всех зверей голова вечно клонится к земле, человек может поднимать свою голову к небесному своду и смотреть на звезды». Если на греческих барельефах Прометей традиционно работает с глиной подобно скульптору (с.137), то на александрийской камее он начинает работу с изготовления скелета.
Отметим в заключение, что Александрия III в. до н.э., с ее знаменитой библиотекой и Мусейоном, была центром научной жизни и развития техники. В разное время здесь работали Птолемей и Эвклид, Эратосфен и Архимед. Внимание к эмпирическим исследованиям, к точности наблюдений, обобщениям и классификациям было характерно не только для медицины, но и для астрономии и биологии, географии и механики, которые развивались в Александрии.
Выдающийся механик и изобретатель Герон Александрийский в I в. до н.э. оставил описание механизмов, которые приводились в движение сжатым воздухом. Один из них — хирургический инструмент для высасывания крови — прообраз современного шприца. Острием прибора прокалывали кожу, а затем вытягивали поршень. Этот инструмент применяли для кровопусканий и вытягивания из тела ядов наряду с кровососными банками, которые нагревали пламенем лампы и накладывали на кожу поверх небольших разрезов. Кровь всасывалась в такую банку по мере того, как нагретый воздух сжимался при остывании.
Греческий мед
История и почему греки ценили мед:
История использования греческого меда впечатляет. С древних времен мед использовался как в пищу, так и в качестве лечебного средства. Некоторые из легендарных великих греков, такие как отец медицины Гиппократ, писали: «Мед и пыльца вызывают тепло, очищают раны и язвы, смягчают твердые язвы губ, лечат карбункулы и текущие язвы.«Аристотель, философ и ученик Сократа, считал, что мед продлевает жизнь. медовая терапия использовалась в самом известном оздоровительном курорте Асклепион.
Что такое мед?
Мед — это подарок пчел в виде сладкого, густого, сладкого раствора медвяной росы (сладкие выделения насекомых, питающихся соком растений) или нектара, который дает цветок, трава или дерево. Ингредиенты — фруктоза, вода, глюкоза, масло в различных пропорциях и особый фермент, производимый и добавляемый пчелами.Чтобы получить 1 фунт этого популярного деликатеса, пчелы летают до 50-100 цветов за полет и фактически пролетают тысячи миль, чтобы произвести эквивалент 1 фунта меда. Пчелы наполняют свои мешочки этими соками, а затем возвращаются к домашним пчелам, которые затем берут нектар, добавляют ферменты из своего тела, которые вызывают испарение влаги и превращают нектар в мед. Со временем нектар, хранящийся в сотовой ячейке, становится известным нам медом. Таким образом, у вас может быть медовый нектар или падь мед.В некоторых исследованиях было обнаружено, что более темный мед, производимый пчелами, питающимися падевой росой, обладает более высокими антиоксидантными свойствами, чем мед, производимый пчелами, питающимися нектаром.
ВЕСЕЛЫЕ ФАКТЫ О МЕДЕ:
~~~ По-гречески Mele означает мед. А Мелисса — это медоносная пчела.
~~~ Чтобы приготовить одну чайную ложку меда, нужно 12 пчел!
~~~ У Греции есть множество мифов, начиная с довольно веских аргументов в пользу меда. Это была пища богов Олимпа, известная как Амброзия.
~~~ Греческий мед имеет определенные физические и химические характеристики. В конечном итоге греческий мед уникален по цвету, аромату, вкусу и густоте.
~~~ У меда самая большая мифологическая традиция за всю историю мира.
~~~ Греция — это место, где искусство пчеловодства (пчеловодства) зародилось в ранние доисторические времена.
~~~ Мед и сбор меда были настолько многочисленны в Греции, что вы можете найти более 40 древних названий контейнеров для меда и бесчисленные упоминания меда на протяжении всей древнегреческой истории.
~~~ В V веке до нашей эры и позже археологические данные показывают, что пчел содержали в керамических ульях (больших глиняных сосудах), в которых внутренняя часть была надрезана перед стрельбой, чтобы пчелы могли прикрепить соты к шероховатой поверхности.
~~~ Первая поваренная книга в мире пришла из Греции). Даже сегодня лукамадес (слоеные медовые шарики), меламакарано (рождественское печенье с медовыми макаронами), кунжутные и медовые батончики изготавливаются из меда и являются основным продуктом, передаваемым на протяжении тысячелетий!
~~ Греческая мифология говорит нам, что Зевс был воспитан на меде.
~~~ Многие пчеловоды собирают урожай вручную, используя древние традиционные методы, с конца весны до поздней осени. Мед извлекается холодным способом и не фильтруется, чтобы обеспечить многие полезные свойства нектара
.~~~ Мед был первым подсластителем, который греки использовали в своем рационе для приготовления сладостей и деликатесов, что сделало мед очень популярным в Древней Греции. Мед, виноград и оливки стали началом греческой гастрономии.
~~~ Вы можете увидеть, как сырой, чистый греческий необработанный мед кристаллизуется (становится несколько твердым). Это естественно для сырого нефильтрованного меда (просто поместите банку в таз с теплой водой, и кристаллы растворятся в золотой жидкости, которую вы ассоциируете с медом).
Древнегреческая медицина: влияние и практика
Греческая цивилизация возникла около 700 г. до н. Э. и продолжалось примерно до 600 г. н. э. греческие врачи использовали рациональное мышление при работе с медициной.Этот подход продолжает оказывать влияние на медицину и сегодня.
Греческие врачи перешли от исцеления, полагающегося на божественное вмешательство, к практическим, естественным решениям. Некоторые из их теорий продолжают влиять на современное научное и медицинское мышление.
Древние греки придерживались концепции «здоровый дух в здоровом теле», и их взгляды на медицину включали как физическое, так и психическое благополучие.
Самым известным и, вероятно, самым важным медицинским деятелем в Древней Греции был Гиппократ, которого сегодня мы знаем как «отца медицины».
Поделиться на Pinterest Древние греки были первыми людьми, которые выделили медицину как отдельную дисциплину.На заре Древней Греции медицина еще не была предметом определения. Со временем специалисты из других областей применили знания в области здравоохранения и создали дисциплину медицины.
Пифагор жил в VI веке до н. Э. Он был математиком, который принес свою теорию чисел в естественные науки.
Его последователи считали, что числа имеют точное значение, особенно числа 4 и 7.
Они отметили, что:
- 7 x 4 — это 28 , длина лунного месяца и менструального цикла
- 7 x 40 — 280 , количество дней доношенной беременности
Они также считали, что ребенок, родившийся на седьмом месяце, а не на восьмом, будет иметь лучшее здоровье.
40-дневный карантинный период во избежание заражения болезнями исходит из того, что число 40 является священным.
Древние греки жаждали логики и логических дискуссий, им было любопытно, почему существуют вещи и почему события происходят.Это любопытство открыло путь к важным достижениям в математике и естественных науках.
Древние записи показывают, что они основали раннюю медицинскую школу в Книде в 700 году до н. Э. Здесь они начали практику наблюдения за больными пациентами.
Алкмеон жил около 500 г. до н. Э. и работал в этой школе. Он много писал о медицине, хотя, вероятно, был скорее философом науки, чем врачом.
Похоже, он был первым, кто задался вопросом о возможных внутренних причинах болезни.Он предположил, что болезнь может быть результатом экологических проблем, питания и образа жизни.
Древние греки были крупными торговцами и относительно богатыми. Они пропагандировали и наслаждались культурной деятельностью, включая поэзию, публичные дебаты, политику, архитектуру, скульптуру, комедию и драму.
Их письмо было фонетическим, то есть люди могли читать его вслух. Это была более гибкая форма письменного общения и более легкая для понимания людьми, чем иероглифы.
Война и Олимпийские игры
Двумя решающими факторами, которые побуждали древних греков искать исцеления и укреплять здоровье, были военная деятельность и спорт.
Во время войн врачи лечили раны, удаляли инородные тела и следили за общим здоровьем солдат.
Олимпийские игры, которые начались в Древней Греции, повысили потребность людей в сохранении здоровья, чтобы поддерживать физическую форму и предотвращать травмы.
Техники, включающие использование оливкового масла для повышения температуры тела и разминку перед соревнованиями, чтобы избежать травм.
Природа против суеверий
Когда греческие врачи начали задаваться вопросом, могут ли все болезни и расстройства иметь естественную причину, они также подумали о том, чтобы ответить на болезнь естественными средствами. До этого самой популярной формой медицины были заклинания и попытки отпугнуть злых духов.
Около 300 г. до н. Э. Александр Великий превратил Грецию в огромную империю, распространившуюся по всему Ближнему Востоку. Греки построили город Александрию в Египте, превратив его в огромный центр образования и обучения.
Древние греки все еще верили в своих богов и почитали их, но наука постепенно становилась все более критичной, поскольку они пытались объяснить причины и способы лечения болезней и других аспектов жизни.
Эмпедокл выдвинул идею, что вся природная материя состоит из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня.
Эта идея четырех элементов подтолкнула древнегреческих врачей к созданию теории четырех жидкостей или жидкостей. Эти четыре жидкости были кровью, мокротой, желтой желчью и черной желчью.Затем возникла идея держать эти четыре юмора в равновесии, что необходимо для хорошего здоровья.
Древние греки позже связали каждый юмор с сезоном, органом, темпераментом и элементом, как показано в этой таблице:
Юмор | Орган | Характер | Сезон | Элемент | ||||
Черная желчь | Селезенка | Меланхолия | Холодная | Сухая земля | ||||
Желтая желчь | Легкие 9012 9012 901 | Влажная желчь | Флегма | 9012Флегма Мокрота | Голова | Сангвиник | Теплый и влажный | Воздух |
Кровь | Желчный пузырь | Холерик | Теплый и сухой | Огонь |
kwargs | {‘context_instance’: [{‘essays’: [], ‘gallery_items’: []}, {‘SNAP_PREFIX’: ‘/ forum’, ‘SNAP_MEDIA_PREFIX’: ‘/ media / snapboard’, ‘MEDIA_URL’: ‘ / media / public / ‘}, {‘ запрос ‘: |
kwargs | {‘context_instance’: [{‘essays’: [], ‘gallery_items’: []}, {‘SNAP_PREFIX’: ‘/ forum’, ‘SNAP_MEDIA_PREFIX’: ‘/ media / snapboard’, ‘MEDIA_URL’: ‘ / media / public / ‘}, {‘ запрос ‘: |
древнегреческой цивилизации | История, карта и факты
Постмикенский период и Лефканди
Период между катастрофическим концом микенской цивилизации и примерно 900 г. до н. Э. Часто называют Темным веком. Это было время, о котором греки классической эпохи имели запутанные и ложные представления.Фукидид, великий античный историк V века до н.э., написал очерк истории Греции от Троянской войны до своего времени, в котором он, как известно, в соответствующей главе не может указать на какой-либо драматический разрыв. (Он, однако, говорит о Греции, которая «постепенно оседает» и колонизирует Италию, Сицилию и то, что сейчас является западной Турцией. Это определенно подразумевает, что Греция успокаивалась после чего-то.) Фукидид действительно демонстрирует хорошее знание серии миграций в результате чего Греция была переселена в послемикенский период.Самым известным из них было «нашествие дорийцев», которое греки называли или связывали с легендарным «возвращением потомков Геракла». Хотя многое в этом вторжении является проблематичным — оно оставило мало или совсем не оставило археологических следов в тот момент времени, о котором говорится в традиции, — проблемы здесь не имеют значения. Однако для понимания архаического и классического периодов важна сильная вера в дорианизм как лингвистическую и религиозную концепцию. Фукидид небрежно, но многозначительно упоминает солдат, говорящих на «дорическом диалекте» в рассказе об обычных военных делах в 426 году.Это удивительно абстрактный способ взглянуть на подразделения греков, потому что для грека 5-го века было бы более естественным определять солдат по родным городам. Не менее важна для понимания этого периода враждебность к дорийцам, обычно со стороны ионийцев, другой языковой и религиозной подгруппы, самым известным городом которой были Афины. Эта враждебность была настолько велика, что дорийцам было запрещено входить в ионические святилища; до наших дней сохранился пример такого запрета V века — надпись с острова Парос.
Древняя ГрецияДревняя Греция.
Encyclopædia Britannica, Inc.Такие явления, как напряженность между дорийцами и ионийцами, берущие свое начало в Темных Веках, являются напоминанием о том, что греческая цивилизация возникла не без предупреждения или незагрязненной тем, что было раньше. Сама темная эпоха выходит за рамки этой статьи. Однако нельзя не заметить, что археологические находки, как правило, ставят под сомнение всю концепцию Темных веков, показывая, что некоторые черты греческой цивилизации, которые, как считалось, не предшествовали примерно 800 г. до н. Э., На самом деле могут быть отодвинуты на целых два столетия назад. .Одного примера, выбранного из-за его связи с возникновением греческого города-государства, или полиса, будет достаточно. В 1981 году археология отдернула завесу над «самой темной» фазой из всех, Протогеометрическим периодом ( c. 1075–900 до н.э.), который получил свое название от геометрических фигур, нарисованных на керамике. Могила, богатая по меркам любого периода, была обнаружена в месте под названием Лефканди на Эвбее, острове вдоль восточного склона Аттики (территория, контролируемая Афинами). В могиле, датируемой примерно 1000 г. до н. Э., Находятся останки (вероятно, кремированные) мужчины и женщины.Большой бронзовый сосуд, в котором был захоронен прах мужчины, был доставлен с Кипра, а золотые изделия, захороненные вместе с женщиной, великолепны и изящны по своему мастерству. Также были найдены останки лошадей; животные были похоронены с их кусочками трензеля. Могила находилась в большом разрушенном доме, форма которого соответствует форме греческих храмов двумя веками позже. Ранее считалось, что эти храмы были одним из первых проявлений «монументализации», связанного с возникновением города-государства.Таким образом, эта находка и находки, сделанные на нескольких близлежащих кладбищах до 1980 года, свидетельствующие о дальнейших контактах между Египтом и Кипром между 1000 и 800 гг. До н. Э., Являются важным свидетельством.