Особенности греческой медицины. Греция мед


Пчеловодство Греции

Подробности Категория: Пчеловодство в мире Просмотров: 2658

 

История греческого пчеловодства насчитывает около 6 тыс. лет и заслуживает того, чтобы рассказать о ней более подробно. Некоторые ученые полагают, что пчеловодство пришло в древнюю Грецию из Египта, однако большинство сходится в том, что греки самостоятельно «приручили» диких пчел. На о. Крит во время археологических раскопок были найдены терракотовые ульи, изготовленные в 3400 году до н.э. Там же была обнаружена известная теперь многим пчеловодам мира по фотографиям золотая подвеска в виде двух пчел.

Аналогичное ювелирное украшение, а также датированная 1400 г. до н.э. пластина с надписью «Мед, предлагаемый всем богам: 1 амфора» позже были найдены в раскопках в Кноссосе. Мед был и остается важной составной частью греческой диеты. В «Одиссее» упоминается напиток меликратон - смесь из меда и молока, которую греки пили в особых случаях. С помощью этого коктейля коварная Кирки пыталась соблазнить спутников Одиссея. В другой главе «Одиссеи» утверждается, что богиня Венера выкормила двух осиротевших дочерей Пиндароса сыром, медом и вином. Гиппократ пропагандировал мед как натуральный, полезный для здоровья продукт. Философ и врач Демокрит также рекомендовал своим пациентам укреплять здоровье, «ублажая тело снаружи маслом, а изнутри – медом» и сам строго придерживался этого правила. И прожил 110 лет.Поворотным этапом в развитии пчеловодства Греции и «всего цивилизованного человечества» считается труд Аристотеля по пчеловодству (322 г. до н.э.) - первый научный труд в этой области.Пчеловодство было развито не только в континентальной части древней Греции, но и на островах и в греческих колониях. Тем не менее, центром греческого пчеловодства всегда оставалась Аттика. Занятие пчеловодством жестко регулировалось. При законодателе Афин Солоне (640-558 гг. до н.э.) был принят закон, в котором, в частности, говорилось, что «пасеки должны располагаться друг от друга на расстоянии не ближе 300 футов».

Продвижение «европейского» пчеловодства в Грецию началось лишь в начале ХХ века. В 1901 г. была издана первая брошюра «Пчелы» и стали распространяться современные рамочные ульи. Пчеловодная газета появилась в 1908, а журнал - в 1912 г. Процесс модернизации отрасли шел медленно: в 1903 г. в стране было 201 тыс. традиционных (глиняных, каменных, сделанных из коры, плетеных и т.д.) и 412 европейских ульев, в 1912 г. соответственно 247 тыс. и 3 тыс., а в 1939 г. - 600 тыс. и 100 тыс. Разномастные традиционные ульи, глиняные дымари и другой архаический пчеловодный инвентарь можно видеть в музее, открывшемся при Институте сельскохозяйственных наук в Афинах в июне 2006 г.В настоящее время в Греции (ее население10 млн. человек, территория 130, 9 тыс. кв. км.) насчитывается 23 тыс. пчеловодов и 1,3 млн. пчелиных семей, производится 10-14 тыс. т меда. Профессионалов насчитывается 5 тыс. человек, и им принадлежит 700 тыс. семей пчел (O.M.S.E. Federation of Greek Beekeepers` Associations). По степени «профессионализации» пчеловодства Греция опережает большинство европейских стран, включая Испанию и Францию, однако по производительности «средней» пчелиной семьи уступает многим из них. Это частично объясняется географическими и климатическими особенностями Греции.К основным медоносам относят 120 цветковых растений и деревьев. 80% меда дают дикие медоносы, а остальное - энтомофильные культуры. Сезон начинается в марте и заканчивается в ноябре. В мае цветут цитрусовые, в июле – чабрец, дважды: в мае и сентябре цветет вереск. Падевый мед собирают в сентябре в сосновых и еловых лесах. Он составляет около 60% производимого в Греции меда. Широко известны греческие меда с чабреца лаванды и шалфея. Меда в Греции подвергают минимальной переработке. Благодаря жаркому, сухому климату и большому количеству солнечных дней их отличает низкая влажность, темный цвет и высокое содержание ароматических веществ.По такому показателю, как самообеспеченность медом (93,3%) Греция до недавнего времени г. была чемпионом среди стран ЕС, опережая Португалию (92,4%) и Испанию (81,6%). С приемом в ЕС Венгрии в 2004 г. Греция утратила лидерство в этой области, но по-прежнему остается впереди всех стран ЕС по количеству семей пчел, а также по «плотности» пчеловодства. Пасеки –неизменный атрибут греческого ландшафта. Большинство пчеловодов многократно кочует в течение сезона. Стационарные пасеки можно обнаружить разве что на небольших островах.Греция - крупный экспортер меда, однако в последнее время его импорт превышает экспорт. Основные внешнеторговые партнеры - страны Евросоюза. В 2003 г. импорт меда составил1609 т, в т.ч. 1027 т - из стран ЕС, а экспорт - 687 т. в т. ч. 585 т - в страны ЕС (Apis UK, October-November 2004).Оптовыми закупками, фасовкой, продажей на внутреннем рынке и экспортом меда в Греции занимаются 3 крупные частные компании. В штате одной из них – компании АТТИКИ насчитывается 100 техников, ученых и администраторов. В рекламных материалах этой компании подчеркивается, что она активно сотрудничает как с греческими пчеловодами, специалистами и учеными, так и с международными организациями и союзами. Финансирует проведение научных исследований, семинаров, конференций и форумов, имеющих отношение к пчеловодству и его продукции. Вкладывает средства в совершенствование контроля и сертификации греческого меда, его продвижение на мировой рынок. Мед закупает у 1000 пчеловодов- профессионалов, с которыми поддерживает тесные контакты. Помимо меда занимается закупками, переработкой и сбытом маточного молочка и пыльцы (обножки), производством традиционных сладостей на основе меда. Располагает лабораторией, которая считается одной из лучших в Греции. Экспортирует свою продукцию в 30 стран мира, в том числе в США, Канаду, Японию, Сингапур, страны ЕС, Африки и Ближнего Востока. Сертифицирована НАССР (Hazard Analysis Critical Control Point) и ISO 9001, имеет награды за инновационные разработки, в том числе Европейскую награду за предпринимательскую деятельность (EFQM). Большой интерес представляет деятельность общественных организаций пчеловодов. Федерация ассоциаций пчеловодов Греции (ФАПГ) была создана в 1996 г. и, как подчеркивается в ее уставе, является «профсоюзом, защищающим права и интересы всех пчеловодов страны, независимо от того, являются ли они членами ФАПГ, или нет». Основная цель Федерации, в которую входит 90 региональных ассоциаций, состоит в том, чтобы «выражать, продвигать и защищать финансовые, социальные и профессиональные интересы пчеловодов». В дополнение к этому федерация:- осуществляет контроль качества и защиту чистоты продуктов пчеловодства;- обеспечивает защиту профсоюзных прав пчеловодов как представителей рабочего класса, - осуществляет систематическое обучение пчеловодов, изучение и решение любых вопросов, касающихся профессиональных прав пчеловодов;- информирует о директивах Европейского Союза и постановлениях правительства Греции, затрагивающих интересы греческого пчеловодства;- информирует об уходе за пчелами, болезнях и паразитах пчел;- проводит конференции и встречи пчеловодов.ФАПГ является членом Апимондии, Ассоциации европейских пчеловодовпрофессионалов, а также недавно зарегистрированной Балканской федерации пчеловодных ассоциаций, входит в состав Консультационного совета ЕС по пчеловодству (СОРА-COGEHA). Штаб-квартира располагается в городе Ларисса. Исполком ФАПГ состоит из президента, вице-президента, казначея, секретаря и 6 членов. Ревизионная комиссия - из председателя и 2 членов. С марта 2003 г. раз в два месяца издает пчеловодный журнал «Мелисокомико вима» (формат А4 на 56 страницах).Параллельно с ФАПГ в Греции функционирует Консорциум пчеловодных кооперативов. Его штаб-квартира располагается в городе Тессалоники. Все участники пчеловодной индустрии Греции тесно сотрудничают в деле защиты качества и гарантирования чистоты меда и других продуктов национального пчеловодства. Греция стала первой страной ЕС, идентифицировавшей физико-химические, пыльцевые и органолептические характеристики всех производимых на ее территории медов. Считается, что в Греции мед изучен лучше, чем какой-либо другой пищевой продукт. Большое внимание уделяется проблемам обеспечения безопасности меда как продукта. За последние 5 лет изучению этой проблемы были посвящены 10 научных исследований.Результат всех этих усилий - высокое доверие греческого потребителя к производимому в стране меду и стабильно высокий спрос на него за рубежом.

А.С. Пономарев19 декабря 2006 г.

Читайте также

Пчеловодство в Европе
Пчеловодство в Азии
Пчеловодство в Северной Америке
Пчеловодство в Южной Америке
Пчеловодство в Австралии и Океании
Пчеловодство в Африке
  • < Назад
  • Вперёд >

ylejbees.com

Особенности греческой медицины

В какой-бы стране не жил человек, болеть всегда плохо. Многие могут справляться с небольшими недугами своими силами, но большинство людей с каждым чихом бегут к врачам. И это хорошо, если рядом с вами находится такой доктор, который готов в любую минуту придти на помощь, не заботясь о своем гонораре.

Назрело время поделиться своими наблюдениями о процессе предоставления медицинских услуг в Греции. И начну свое повествование с того, что здесь нет поликлиник в таком представлении, как в наших странах. Здесь нет участков и участковых врачей, здесь нельзя вызвать доктора из поликлиники на дом.

В каждой государственной больнице существуют определенные кабинеты, где работают врачи на приеме больных. А чтобы попасть к доктору, необходимо записаться на прием за несколько недель или месяцев. В назначенный день, проснувшись пораньше, отправляешься за талончиком.

Доктора начинают прием, когда им заблагорассудится, после чашки утреннего кофе (обязательная процедура), после обхода больных в клинике, после ничегонеделания, и ничуть не раньше девяти часов утра. Потом, как и везде, могут принимать сначала своих близких, знакомых, а потом подходит очередь основной массы пациентов.

Очень редко, когда врач хочет вам ответить на все ваши вопросы. В основном, отделывается общими фразами, а то может обидеться, если вы хотите показать, что вы умнее.

Немного слов о рецептах

Доктор выписывает препараты только на текущий месяц с указанием процента льгот. В Греции не существует списка препаратов, которые больной получает бесплатно в аптеке, за все лекарства нужно платить!

Если вы собираетесь переезжать в Грецию, то следует сразу озаботиться о страховке на медицинское обслуживание. Компаний, которые предоставляют такую страховку много, как государственных (ОГА, ТЕВЕ, ИКА), так и частных. Но учтите, что даже мед.страхование не покрывает всех расходов на медицину.

В Греции сложно сделать анализы, даже платные, если они не были назначены врачом, после обследования. Существует определенный круг: оплата врача за прием и проведенный осмотр, выписка лекарств, оплата назначенных анализов.

Про скорую помощь в Греции

Скорая помощь выезжает только на случаи, если человек сам не может передвигаться и добраться в больницу своим ходом, или на такси. Конечно, в больнице будет вам оказана первая помощь, даже, если у вас нет страховки. Но, в случае госпитализации, без страхового полиса придется сложно, нужно рассчитывать только на свои денежные возможности.

Неприятные особенности греческой медицины

Что еще меня поражает, скорее приводит в недоумение, так это свободный вход в больницу, во все, заметьте, отделения, включая хирургические, послеродовые. Хорошо, если вы можете позволить себе отдельную палату.

Но в других случаях, когда с вами соседствуют еще два-три больных человека, и к каждому одновременно придут компании из трех-четырех галдящих человек, с кричащими детьми, то можно сойти с ума. А мед.персоналу нет никакого дела, что тебе плохо и хочется тишины.

Редко, если уже сильно разбушуются эмоциональные греки, может появиться мед.сестра и с порога попросить быть потише, но выгонять никого не будет.

А еще медицинские сотрудники Греции регулярно выходят на забастовки...

Про частную медицину в Греции

Как и везде, в Греции множество частных врачей и клиник. Они существуют, но обратиться к частной медицине по карману не всем. Можно отдать деньги и не получить соответствующего лечения и обращения.

К примеру, прием частного терапевта стоит от 30 до 50 евро. Кардиолог проведет полное обследование (УЗИ с доплером, ЭКГ простое и с нагрузкой — велоэргометрия) — за 100 евро. Стоматология стоит особняком и про это отдельная песня, возможно в последующих статьях.

Когда находишься за границей, всегда сравниваешь какие-то события и возможности со своей родной страной. Обидно, конечно, что греческая медицина, ставшая основоположницей всех докторских аспектов, скатилась со своего Олимпа до мед.обслуживания, которое предоставляется в странах третьего мира.

Автор: Якутина Светлана, Греция, о. Крит, г. Ретимно

peopleandcountries.com

Блог пчеловода для любителей мёда. Пчеловодство для начинающих и не только!: Пчеловодство в Греции: земля вина и мёда

Первое, что говорит о месте пчел в жизни греков настоящих и древних – это мифология. 

В греческой мифологии первым пчеловодом был Аристей, сын Аполлона и нимфы Кирены. Когда он родился, Гермес выкрал его на небо на воспитание, где нимфы поили его цветочным нектаром и амбросией.

Нектар – это цветочный сок, который собирают пчелы и изготавливают из него мед. Испив напиток, Аристей стал бессмертным. Став старше, Аристей научился у нимф лечить людей, заквашивать молоко (делать сыр), делать вино, выращивать оливки, изготавливать ульи и ухаживать за пчелами. Особо его почитали в центральной части Пелопоннеса – в Аркадии и на острове Кеос, где он научил людей пчеловодству. Аристея ценили как покровителя пчел и винограда.

Кроме мифов многие археологические находки свидетельствуют о развитии греческого пчеловодства в древности. 

Первым ученым, начавшим изучать пчеловодство, был греческий философ Аристотель. Хотя он сам никогда не держал пчел, он сделал несколько важных и очень детальных наблюдений, которые вошли в его работу История животных. Он сделал несколько выводов о процессе размножения пчел, который в то время был неизвестен: люди полагали, что пчелы рождаются в цветах! Он совершенно справедливо выяснил, что пчелы развиваются в сотах. Также он заметил разделение пчел по категориям: рабочие пчелы, трутни и король, хотя и неверно предположил, что матка мужского пола.  Уже в то время он знал, что пчелы собирают вещества с цветов, но предположил что мед получается скорее из воздуха, чем из цветов. В подтверждении своего мнения он приводил наблюдения, когда цветы давали мало нектара, а соты были заполнены медом, и наоборот цветы были наполнены нектаром, а меда не было. 

Отец медицины – грек Гиппократ рекомендовал мед как один из главных элементов в рационе людей, в особенности больных. 

Философ Демокрит считал мед необходимым для человека продуктом для продолжительной жизни. 

Мед был основным блюдом Пифагора и его учеников. 

Утверждается, что на острове Китира еще в древности начали использовать праобраз улья Лангстрота с раздельными рамками. 

Всего 30% Греции занимают возделываемые сельхозугодия, 70% территории находится в экологически чистых диких пустынных и лесных районах. Флора представлена 6 000 видами растений, 742 из них эндемики (встречаются только в Греции). На многочисленных островах и полуострове распространены многочисленные масличные и эфирные растения, благодаря которым греческий мед уникален. 

Производство меда в Греции достигает в зависимости от года от 12000 тонн до 17000 тонн. По этому показателю Греция находится в пятерке стран-крупнейших производителей меда в Европе. 

Отрасль насчитывает около 25 000 пчеловодов, более 6 000 из них – это профессиональные пчеловоды, владеющие более 150 пчелосемьями. Греческие пчеловоды объединены в 40 кооперативов и 60 ассоциаций по всей стране. Общее количество ульев в Греции – 1,5 млн. Этот показатель делает страну второй в Европе после Испании. 

По потреблению меда на душу населения Греция вообще занимает 1 место в мире с примерно 1,7 кг меда на человека в год. Греки очень любят мед, поэтому его часто используют в местной кулинарии. Например, в старинном рецепте греческих пирогов

В Греции производится 8 основных видов меда: сосновый, пихтовый, каштановый, вересковый, тимьяновый (чабрец), цитрусовый, хлопковый и подсолнечниковый. О видах меда читайте в нашей статье «Виды и сорта меда. Описание». 

Сегодня более 80% всего произведенного греческого меда является падевым. Так что если вы покупаете в Греции мед, то, наверняка, он окажется падевым. Подробно о том, что такое падевый мед читайте в нашей статье «Что такое падевый мед?». 

Местный пчеловодческий сезон начинается в марте и заканчивается в начале декабря в южных частях страны. В мае когда начинают цвести апельсиновые деревья, начинается кочевка на цитрусовые. В июле начинается сбор тимьянового меда, в сентябре основной медосбор падевого меда с сосен. Вереск в Греции цветет дважды, медосбор с него соответственно в мае и сентябре. 

Подписывайтесь на наш канал Youtube!

isentsov.blogspot.ru

Медицина Древней Греции

Некоторые исследователи считают, что он был практикующим врачом и по совместительству учеником Пифагора, а другие — отрицают это, так как уверены, что он занимался только теоретическими изысканиями. Как бы то ни было, историки сходятся во мнении, что он был первым человеком, который задавался вопросом о возможных внутренних причинах болезни. Алкмеон выдвинул предположение о том, что болезнь может быть вызвана проблемами с экологией, неправильным питанием и образом жизни.

Первые научные школы развивались в Сицилии и Калабрии — на территориях, которые сегодня принадлежат Италии. Самой известная — пифагорейская школа. Великий математик Пифагор привнес свою теорию чисел в естественные науки — в то время такой области знания, как медицина, еще не было.

Последователи Пифагора полагали, что некоторые цифры имеют особые значения, особенно это касалось 4 и 7. Например, произведение 4 и 7 представляет собой продолжительность лунного месяца, а также менструального цикла у женщин. Если 7 умножить на 40, то получится полное время здоровой беременности в 280 дней. Пифагорейцы также полагали, что ребенок будет более здоровым, если родится на 7 месяце беременности. Считалось, что продолжительность карантина в 40 дней позволит избежать заражения, поскольку число 40 было священным.

Самой известной и, вероятно, самой важной медицинской фигурой в Древней Греции был Гиппократ, которого сейчас часто называют отцом медицины. Основанная им медицинская школа произвела своего рода революцию в научном знании того времени и определила медицину как самостоятельную дисциплину.

Гиппократу приписывают создание одноименной клятвы — обета, принятого среди студентов-медиков, когда они становятся квалифицированными врачами. Сегодня эту клятву также принимают и другие специалисты в области здравоохранения. Некоторые классические ученые, такие как Людвиг Эдельштейн, считают, что клятва была создана пифагорейцами, однако доподлинно это не известно.

Считается также, что Гиппократу принадлежит идея клинической медицины — изучения болезни путем непосредственного обследования живого пациента. Историки медицины говорят, что сам Гиппократ и его ученики были связаны клятвой и строгим этическим кодексом. Студенты, которые внесли плату за вступление в ряды учеников, были встречены учителями так, будто они были членами одной семьи. Обучение медицине включало в себя устное преподавание и практическую работу в качестве помощника учителя — согласно клятве, студент должен взаимодействовать с пациентами.

Гиппократ и его ученики были первыми, кто правильно описали некоторые заболевания и расстройства. Полагают, что Гиппократ первым описал симптом барабанных палочек, или как его еще называют, синдром пальцев Гиппократа.

Два известных философа — Аристотель и Платон — пришли к выводу, что человеческое тело не использовалось в загробной жизни. Эта идея повлияла на образ мышления греческих врачей, которые будучи в Александрии научились делать вскрытие на трупах и изучать их. Именно благодаря этим исследованиям хирург Герофилус (335-280 гг до н.э.) пришел к выводу, что не сердце контролирует движение конечностей, а мозг. Еристрат (304-250 гг до н.э.) обнаружил, что кровь проходит по венам, однако он не обратил внимание на то, что она циркулирует.

Философия Аристотеля и Платона, их труды и речи позволили грекам получать и систематизировать знания о внутреннем строении человеческого тела. Греческий историк Фукидид ( ок. 460-395 гг до н.э.), который считается «отцом научной истории», пришел к выводу, что молитвы совершенно неэффективны в лечении болезней. Он добавил, что эпилепсия имеет научное объяснение и никак не связана с рассерженными богами или злыми духами.

Почти 2 тысячи лет (до 1700 года н.э.) просуществовала теория о зависимости между состоянием здоровья и балансом четырех главных жидкостей — крови, мокроты, желтой и черной желчей — в человеческом теле, которую греки переняли у египтян.

Гиппократ в своей работе «Конституция человека» пишет, что четыре жидкости составляют человеческое тело: «через них он чувствует болезнь или наслаждается здоровьем. Когда все жидкости правильно сбалансированы и перемешаны, он чувствует себя совершенно здоровым. Болезнь наступает, когда одна из жидкостей находится в избытке или уменьшается в количестве или полностью отсутствует в теле».

В своих книгах он предлагает следующие рецепты:

При заболеваниях грудной клетки — суп из ячменя плюс уксус и мед, которые увеличивают мокроту.При болях в боку — окуните большую мягкую губку в воду и мягко разотрите. Если боль достигла ключиц, рекомендуется пустить кровь около локтя, до тех пор, пока кровь не станет ярко-красной.При пневмонии — принять ванну. Она снимет боль и поможет увеличить мокроту.

Пытаясь сбалансировать четыре жидкости при болезнях пациентов, врачам иногда удавалось побороть их, даже если причина заболевания крылась в другом. В попытках сбалансировать естественную температуру пациента, при простуде врачи держали их в тепле, сохраняли пациентов с лихорадкой в сухости и прохладе, пускали кровь, чтобы восстановить баланс, промывали организм для восстановления желчного баланса.

Общественное здравоохранение

Власти греции не задумывались о необходимости общественного здравоохранения. Города-государства не стремились обеспечить всех граждан хорошим запасом воды, чтобы те могли регулярно совершать гигиенические процедуры и сохранять свои дома в чистоте. Общественных канализационных систем тоже не было. Из трех родившихся детей только двое доживали до двух лет. Ожидаемая продолжительность жизни здорового взрослого грека составляла около 50 лет.

По словам Гиппократа, бедные люди слишком сосредоточены на том, чтобы сводить концы с концами, чтобы беспокоиться о своем общем здоровье. Чего нельзя было сказать о богатых и образованных греках: они работали над сохранением постоянной температуры тела, чистили зубы, регулярно принимали ванны и следили за своим питанием. Их цель состояла в том, чтобы сохранить баланс четырех жидкостей в организме на протяжении всего года.

Несмотря на то, что религия медленно уступала логическим рассуждениям, греки все еще призывали богов исцелить их в Асклепии. В конце концов эти храмы стали оздоровительными курортами, гимназиями, общественными банями и спортивными стадионами.

Методы постановки диагноза греческими врачами не отличались от тех, которые используются сегодня. Многие из естественных средств профилактики болезней во многом похожи на те эффективные домашние средства, которые используются в наше время. Но несмотря на передовые для того времени взгляды и подходы, теория четырех жидкостей сильно мешала развитию медицинской практики

fishki.net

История медицины. Древняя Греция / Geektimes

image

Древние греки рассматривали болезнь как божественное наказание и исцеление. Если совсем буквально, как дар богов. Но к V веку до н.э. греки уже пытались понять материальные, а не духовные причины болезней, что привело к постепенному переходу от суеверий к научным исследованиям. Хотя на самом деле они никогда не были полностью отделены друг от друга.

Так, например, бог Асклепий считался дарителем исцеления и в то же время высококвалифицированным врачом-практиком. Несмотря на очевидный период просветления, многие врачи все равно продолжали обращаться к своим богам, если лечение не давало должного эффекта. Асклепий был греческим богом исцеления, и в Эпидавре был храм Асклепион.

Некоторые врачи лечили своих пациентов, а затем отвозили их в абатон — святое место в храме — чтобы те проспали там всю ночь. Греки полагали, что Гигея и Панакея, дочери Асклепия, прибудут в храм с двумя святыми змеями, которые вылечат пациентов. Часть этой символики дожила до наших дней. Сегодня змея — символ фармацевтов, от имени Гигеи было образовано слово «гигиена», панацея — универсальное лекарство от всех болезней, а эскулапами мы шутливо называем медиков.

imageСтатуя Асклепия

Тогда же греческие врачи стали интересоваться устройством тела человека и исследовать связь между причиной и следствием, отношением симптомов к самой болезни и успехом или неудачей различных методов лечения. Греческая медицина не была единением знаний и практики, а представляла собой набор методов и убеждений, которые зависели от географии, периодов времени, местных традиций и даже гендерного и социального класса пациента.

imageСтатуя Гигейи

В целом медицинскую мысль в Древней Греции пронизывают две основные идеи — озабоченность позитивными и негативными последствиями диеты и убеждение, что пациент действительно может побороть недуг, в отличие от более фаталистического и духовного мышления более ранних времен.

Наблюдение за симптомами — отличительная черта греческих врачей. Они обнаружили, что образ жизни и такие факторы, как тепло, холод или травма, важны, поскольку могут облегчать или ухудшать болезнь или ее симптомы. Они также признали, что конституция тела человека может влиять на тяжесть заболеваний и его восприимчивость к ним. Тогда же греки укрепились в своем мнении о том, что лучшее понимание возникновения симптомов болезни может помочь в борьбе с самим недугом. Вместе с большим пониманием работы тела человека пришло и убеждение, что дисбаланс жидкостей в организме может быть одним из факторов, вызывающих болезнь.

Из-за того, что у врачей не было профессиональной квалификации, любой человек мог стать врачом и путешествовать в поисках пациентов, с которыми можно было бы практиковать то, что было известно как техника (или искусство, хотя и таинственное) медицины. Лишь у спартанцев были люди, ответственные за медицинскую помощь в профессиональной армии.

Практикующие врачи пользовались большим уважением, несмотря на отсутствие признанного профессионального органа, наблюдающего и готовящего будущих врачей. В Древней Греции не только врачи могли лечить и давать медицинские консультации, но также акушерки, спортивные тренеры и все те, чей практический опыт относительно здоровья организма и тела человека мог быть полезен другим.

Мы знаем, что греки расчленяли мертвые тела (и иногда — живые), чтобы узнать, что происходит внутри. Но историки медицины так и не нашли достоверного подтверждения тому, что греки выполняли хирургические операции на внутренних органах. Как и в Древнем Египте, у греков не было никаких обезболивающих средств и только несколько травяных антисептических смесей. Греческие полисы постоянно воевали между собой, что давало врачам большой опыт практической первой помощи. Древнегреческие медики становились квалифицированными специалистами. Греки хорошо вправляли сломанные кости и фиксировали вывихи.

imageЖертвоприношение Асклепию

Со временем магия и обращения к богам уступили место поиску естественных причин болезней. Это привело к исследованию естественных лекарств. Греческие врачи стали экспертами-травниками и часто назначали пациентам натуральные средства борьбы с недугами. Они убедились в том, что никто не справится с лечением лучше, чем природа.

Первые упоминания об особенностях греческой медицины появились в сценах «Иллиады» Гомера, где лечат раненых в Троянской войне. В ней описывается, например, как Патрокл промывает рану Эврипила теплой водой.

imageАхилл, перевязывающий руку Патроклу

Медицинские сцены и врачи также часто упоминаются в других видах греческой литературы, например, комедийных пьесах. Наиболее подробные источники из примерно 60 трактатов, которые часто приписывают Гиппократу — самому известному древнегреческому целителю. Однако историки до сих пор не могут однозначно установить, были ли они написаны Гиппократом или кем-то другим. В текстах, приписываемых Гиппократу, рассматриваются всевозможные медицинские темы, которые можно сгруппировать в основные категории диагностики, биологии, лечения и общих рекомендаций для врачей.

imageГиппократ

Другие источники знаний о древнегреческой медицине — тексты из области естественной философии, датируемые VI-V веками до н.э. Философы связывали хорошее здоровье и состояние ума и души, часто касались прямо или косвенно мыслили о человеческом теле и медицине. Среди этих мыслителей — Платон, Эмпедокл Акрагантский, Филистим Локри и Анаксагор.

Согласно древним записям, одна из ранних греческих медицинских школ была основана в Книде в V веке до н. э. В этой школе работал Алкмеон Кротонский, и именно при нем началась практика наблюдения за пациентами. Он считается одним из самых выдающихся медицинских теоретиков и философов в древней истории.

imageАлкмеон Кротонский

Некоторые исследователи считают, что он был практикующим врачом и по совместительству учеником Пифагора, а другие — отрицают это, так как уверены, что он занимался только теоретическими изысканиями. Как бы то ни было, историки сходятся во мнении, что он был первым человеком, который задавался вопросом о возможных внутренних причинах болезни. Алкмеон выдвинул предположение о том, что болезнь может быть вызвана проблемами с экологией, неправильным питанием и образом жизни.

Первые научные школы развивались в Сицилии и Калабрии — на территориях, которые сегодня принадлежат Италии. Самой известная — пифагорейская школа. Великий математик Пифагор привнес свою теорию чисел в естественные науки — в то время такой области знания, как медицина, еще не было.

Последователи Пифагора полагали, что некоторые цифры имеют особые значения, особенно это касалось 4 и 7. Например, произведение 4 и 7 представляет собой продолжительность лунного месяца, а также менструального цикла у женщин. Если 7 умножить на 40, то получится полное время здоровой беременности в 280 дней. Пифагорейцы также полагали, что ребенок будет более здоровым, если родится на 7 месяце беременности. Считалось, что продолжительность карантина в 40 дней позволит избежать заражения, поскольку число 40 было священным.

Самой известной и, вероятно, самой важной медицинской фигурой в Древней Греции был Гиппократ, которого сейчас часто называют отцом медицины. Основанная им медицинская школа произвела своего рода революцию в научном знании того времени и определила медицину как самостоятельную дисциплину.

Гиппократу приписывают создание одноименной клятвы — обета, принятого среди студентов-медиков, когда они становятся квалифицированными врачами. Сегодня эту клятву также принимают и другие специалисты в области здравоохранения. Некоторые классические ученые, такие как Людвиг Эдельштейн, считают, что клятва была создана пифагорейцами, однако доподлинно это не известно.

Считается также, что Гиппократу принадлежит идея клинической медицины — изучения болезни путем непосредственного обследования живого пациента. Историки медицины говорят, что сам Гиппократ и его ученики были связаны клятвой и строгим этическим кодексом. Студенты, которые внесли плату за вступление в ряды учеников, были встречены учителями так, будто они были членами одной семьи. Обучение медицине включало в себя устное преподавание и практическую работу в качестве помощника учителя — согласно клятве, студент должен взаимодействовать с пациентами.

Гиппократ и его ученики были первыми, кто правильно описали некоторые заболевания и расстройства. Полагают, что Гиппократ первым описал симптом барабанных палочек, или как его еще называют, синдром пальцев Гиппократа.

Два известных философа — Аристотель и Платон — пришли к выводу, что человеческое тело не использовалось в загробной жизни. Эта идея повлияла на образ мышления греческих врачей, которые будучи в Александрии научились делать вскрытие на трупах и изучать их. Именно благодаря этим исследованиям хирург Герофилус (335-280 гг до н.э.) пришел к выводу, что не сердце контролирует движение конечностей, а мозг. Еристрат (304-250 гг до н.э.) обнаружил, что кровь проходит по венам, однако он не обратил внимание на то, что она циркулирует.

Философия Аристотеля и Платона, их труды и речи позволили грекам получать и систематизировать знания о внутреннем строении человеческого тела. Греческий историк Фукидид ( ок. 460-395 гг до н.э.), который считается «отцом научной истории», пришел к выводу, что молитвы совершенно неэффективны в лечении болезней. Он добавил, что эпилепсия имеет научное объяснение и никак не связана с рассерженными богами или злыми духами.

Почти 2 тысячи лет (до 1700 года н.э.) просуществовала теория о зависимости между состоянием здоровья и балансом четырех главных жидкостей — крови, мокроты, желтой и черной желчей — в человеческом теле, которую греки переняли у египтян.

Гиппократ в своей работе «Конституция человека» пишет, что четыре жидкости составляют человеческое тело: «через них он чувствует болезнь или наслаждается здоровьем. Когда все жидкости правильно сбалансированы и перемешаны, он чувствует себя совершенно здоровым. Болезнь наступает, когда одна из жидкостей находится в избытке или уменьшается в количестве или полностью отсутствует в теле».

В своих книгах он предлагает следующие рецепты:

При заболеваниях грудной клетки — суп из ячменя плюс уксус и мед, которые увеличивают мокроту. При болях в боку — окуните большую мягкую губку в воду и мягко разотрите. Если боль достигла ключиц, рекомендуется пустить кровь около локтя, до тех пор, пока кровь не станет ярко-красной. При пневмонии — принять ванну. Она снимет боль и поможет увеличить мокроту.

Пытаясь сбалансировать четыре жидкости при болезнях пациентов, врачам иногда удавалось побороть их, даже если причина заболевания крылась в другом. В попытках сбалансировать естественную температуру пациента, при простуде врачи держали их в тепле, сохраняли пациентов с лихорадкой в сухости и прохладе, пускали кровь, чтобы восстановить баланс, промывали организм для восстановления желчного баланса.

Власти греции не задумывались о необходимости общественного здравоохранения. Города-государства не стремились обеспечить всех граждан хорошим запасом воды, чтобы те могли регулярно совершать гигиенические процедуры и сохранять свои дома в чистоте. Общественных канализационных систем тоже не было. Из трех родившихся детей только двое доживали до двух лет. Ожидаемая продолжительность жизни здорового взрослого грека составляла около 50 лет.

По словам Гиппократа, бедные люди слишком сосредоточены на том, чтобы сводить концы с концами, чтобы беспокоиться о своем общем здоровье. Чего нельзя было сказать о богатых и образованных греках: они работали над сохранением постоянной температуры тела, чистили зубы, регулярно принимали ванны и следили за своим питанием. Их цель состояла в том, чтобы сохранить баланс четырех жидкостей в организме на протяжении всего года.

Несмотря на то, что религия медленно уступала логическим рассуждениям, греки все еще призывали богов исцелить их в Асклепии. В конце концов эти храмы стали оздоровительными курортами, гимназиями, общественными банями и спортивными стадионами.

Методы постановки диагноза греческими врачами не отличались от тех, которые используются сегодня. Многие из естественных средств профилактики болезней во многом похожи на те эффективные домашние средства, которые используются в наше время. Но несмотря на передовые для того времени взгляды и подходы, теория четырех жидкостей сильно мешала развитию медицинской практики.

geektimes.ru

Медицина в Древней Греции. История медицины

Медицина в Древней Греции

Большое влияние на последующее историческое развитие человечества оказали страны Средиземноморского бассейна и в первую очередь страны так называемого античного мира с III тысячелетия до н. э. до V в н. э. — Древняя Греция (Эллада), страны так называемого эллинизма и Древний Рим.

Различные области знаний у древних греков не были еще расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием «философия» («любовь к знанию» – любомудрие по древнерусской терминологии). Для древнегреческой философии, особенно в наиболее ранних ее стадиях, характерна стихийная диалектика. Эта черта характеризует, в частности, мыслителей Милетской школы, возникшей около VI в. до н. э. в городах. Малоазиатского побережья. Мыслители эти были одновременно естествоиспытателями и врачами.

В философских течениях Древней Греции – материализме и идеализме – отражались интересы разных слоев общества.

Крупнейшим представителем материализма и атеизма в древнегреческой философии был Демокрит (около 460-370 гг. до н. э.). Значительное внимание Демокрит уделял и медицине. «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они имеют сами в своем распоряжении средства к этому», – писал он.

В этом и других высказываниях нашли выражение общие материалистические взгляды Демокрита. Продолжателем его был Эпикур; влияние этого мыслителя сказалось главным образом позднее, в Риме, в системе! Лукреция, автора энциклопедической поэмы «О природе вещей» («.De rerum natura»).

Идеалистические течения были представлены школой Пифагора (конец VI в. до н. э.), а поздней, с IV в. — философией Платона. Эти философы-идеалисты объясняли все, что совершается в мире, влиянием стоящей над ним силы в виде либо мистических «чисел» (Пифагор), либо извечных идей (Платон).

Историческая роль Древней Греции в области медицины отразилась в современной медицинской терминологии: хирургия (хейрургия – дословно рукодействие), педиатрия (лечение детей), психиатрия («лечение души»), дерматология (учение о коже), офтальмология (учение о глазах), гематология (учение о крови). Есть множество других медицинских терминов древнегреческого происхождения.

В Элладе по сравнению со странами Древнего Востока медицина в относительно меньшей степени находилась под влиянием религии. Греческие боги – не столько владыки и деспоты, стоящие над людьми, сколько олицетворение различных людских качеств, как хороших, так и дурных. Наряду с «асклепейонами» (помещения, предназначавшиеся для лечения при храмах) существовали носившие то же название лечебницы и школы врачей-нежрецов, а также мелкие «ятрейи» – лечебницы на дому у врача.

Название «асклепейоны» происходит от имени Асклепия. Асклепий (по-латыни Эскулап), по преданию живший в Фессалии – в северной Греции, «великий и беспорочный врач», как его называет Гомер в «Илиаде», имел много учеников. Впоследствии он был обожествлен и вошел в греческую и мировую литературу как бог врачевания. Многие крупные врачи Древней Греции считались его потомками. Покровительницы отдельных отраслей медицины – Гигиея (отсюда термин «гигиена») и лекарственной терапии – Панацея считались его дочерьми.

Лечение в асклепейонах при храмах в значительной степени заключалось в разработанной системе внушения. Из собственно лечебных процедур особое внимание уделялось водолечению и массажу.

Ценным источником для изучения древнегреческой медицины являются обнаруженные при раскопках остатки хирургического и другого медицинского инструментария. Обнаружены также слепки больных органов, которые больные приносили в асклепейоны иногда как жертвоприношения в ожидании излечения, а иногда как благодарственную жертву за излечение. Слепки дают представление как о болезнях, так и об уровне анатомических сведений у древних греков.

Характерная черта древнегреческой культуры – большое внимание к физическим упражнениям, к закаливанию и в связи с этим к личной гигиене (рис. 5). В современной физкультуре сохранились древнегреческие термины, например «стадион», «пентатлон» и др. На многочисленных греческих вазах имеются художественные изображения ухода за телом (обливание, растирание, массаж и т. д.). Древнегреческие скульпторы (Фидий, Пракситель и др.) в многочисленных статуях отразили культ здоровья и красоты тела. В классических произведениях древнегреческого эпоса – поэмах Гомера «Илиаде» и «Одиссее» – описаны состояние медицины в период перехода от родового строя к рабовладельческому.

Рис. 5. Уход за телом (орнамент древнегреческой вазы).

Купцов, ремесленников и свободных земледельцев обслуживали врачи-периодевты, странствовавшие по полисам – общинам и городам – с набором примитивных инструментов и лекарств. Имелись «семейные» школы для подготовки врачей. Особую славу приобрели медицинские школы в Малой Азии – Книдосе и Косе. Из школы на острове Кос вышел знаменитый Гиппократ.

Гиппократ (около 460-377 гг. до н. э.) происходил из рода, в котором медицинская профессия по обычаю того времени передавалась от отца к сыну. Это было семейное ремесленное обучение. Сочинения Гиппократа свидетельствуют о его знакомстве, в частности, с медициной стран Древнего Востока. Разработанные им приемы лечения переломов, вывихов, ран разного рода делают вероятным предположение, что он в качестве врача участвовал в войнах.

Сочинения, приписываемые Гиппократу, были впоследствии сгруппированы в дошедший до нас «Гиппократов сборник», принадлежащий, как установлено, не одному лицу.

Годы деятельности Гиппократа совпадали с правлением Перикла в Афинах. В это время жили философы Анаксагор и Демокрит, скульптор Фидий, драматурги Софокл и Эврипид, историки Геродот и Фукидид и многие другие крупные деятели. Историку Фукидиду принадлежит описание «афинского мора» – крупной эпидемии во время Пелопонесской войны (между Афинами и Спартой), участником которой он был.

Гиппократ придерживался в основном материалистических взглядов. Он знал систему органов движения (кости, суставы, связки, мышцы), о чем свидетельствуют предложенные им методы лечения переломов, растяжений, вывихов. Рациональные советы содержатся и в указаниях Гиппократа по уходу за ранами, наложению повязок и т. д.

Совершающиеся внутри организма процессы он представлял себе менее ясно. Здесь Гиппократ исходил в основном из гуморальных представлений. Согласно этим представлениям, в их развитой позднее форме жизнь организма определяется четырьмя соками: кровью, слизью (флегма), желчью желтой и желчью черной. Каждому из четырех соков соответствует определенный «темперамент»: крови – сангвинический, слизи – флегматический, желчи желтой – холерический, желчи черной – меланхолический. Темперамент каждого человека зависит от преобладания у него соответствующего сока. Природа человека («физис», по Гиппократу) сводится в основном к тому или иному распределению и смешению различных соков в организме человека. Эта классификация «темпераментов», как и лежавшие в ее основе гуморальные представления, конечно, чрезвычайно далеки от современных научных представлений. Однако И. П. Павлов в своем учении о типах высшей нервной деятельности указал, что «греческий гений в лице – индивидуальном или сборном – Гиппократа уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты» [9].

Гпппократ (460-377 до н. э)

Для нас в настоящее время не имеет решающего значения, принадлежит то или иное положение лично Гиппократу или одному из его единомышленников и продолжателей.

Отражая характерный для древнегреческих мыслителей стихийно-диалектический подход, Гиппократ склонялся к пониманию организма и процессов, происходящих в нем, в единстве и целостности.

Материалистическая позиция Гиппократа в вопросах медицины нашла выражение в его произведении «О священной болезни» (имеется в виду эпилепсия). «Нисколько, мне кажется, она ни божественнее, ни более священна, чем другие, но имеет такую же природу происхождения, какую и прочие болезни… Вследствие невежества предоставляется ей божественное свойство, вследствие же знания способа лечения божественность отнимается»[10].

В произведении «О воздухах, водах и местностях» Гиппократ указывает, что врачу, прибывшему в новый, для него город, необходимо изучать климат, почву, воду, образ жизни населения и т. п. Только тот, что предварительно исследует условия жизни в городе, сможет успешно работать в нем в качестве врача[11]. В своих «Наставлениях» Гиппократ требует от врача не только «умения руководить больными», но и заботиться о здоровых, чтобы они не болели.

Основным принципом терапевтической деятельности Гиппократа было лечение «противоположного противоположным»: «Переполнение врачует опорожнение, опорожнение же – переполнением… труд врачует отдых и, наоборот, покой – труд. Одним словом, противоположное есть лекарство для противоположного». Такой взгляд страдает значительным механистическим упрощением сложного многообразия возможных терапевтических воздействий. Однако в последующем историческом развитии медицины этот подход сыграл положительную роль, служа противопоставлением «лечений подобного подобным»; последнее широко использовалось идеалистическими и мистическими течениями в медицине, в частности гомеопатией.

Вынужденный ограничиться непосредственным наблюдением больного при помощи «пяти чувств» – зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса. Гиппократ изощренно владел ими.

Для представленной Гиппократом медицинской школы на острове Кос характерен отказ от систематизации болезней на группы и виды и в сущности отказ от диагноза: после внимательного наблюдения врачи Косской школы на основе установленных признаков переходили к прогнозу и лечению. Детально разработанный для разных случаев прогноз занимал большое место в медицинской системе этой школы.

Соседняя с Косской, но противоположная ей по методу Книдская школа (Эврифон), напротив, значительное место уделяла подведению данной болезни под одну из установленных многочисленных рубрик. Исторически более оправданным следует признать подход Косской школы; предпосылок для обоснованного диагноза в рассматриваемую эпоху еще не было. Книдская школа в значительной мере схематизировала лечение, в то время как Косская индивидуализировала его.

И. П. Павлов назвал Гиппократа «гениальным наблюдателем человеческих существ». О наблюдательности Гиппократа дают представление его меткие сравнения. Так, мелкопузырчатые хрипы в легких он сравнивал с кипением уксуса, шум трения при плеврите – с поскрипыванием кожаного ремня. Гиппократ иногда выслушивал ухом грудную клетку; после него этот прием не нашел достаточного развития в древней меди цине.

Гиппократ отвергал решающую роль «удачи» или «счастья» как условия успешной деятельности врача, противопоставляя им владение необходимыми приемами и наличие определенных медицинских знаний. «Иметь счастье – это значит делать хорошо, так делают знающие люди. Иметь несчастье – это, не имея знаний, делать нехорошо; оставаясь невеждой, можно ли иметь счастье?»

Немалое место в произведениях Гиппократа занимают вопросы поведения врачей и врачебной этики, начиная с внешности врача и внешних приемов его работы. В знаменитой «Клятве врача» сформулированы взаимоотношения врача и больного, а также отношения врачей между собой. «Клятва» не представляет собой оригинальное произведение Гиппократа или его современников; сходного содержания профессиональное обязательство врача встречается и в более ранних источниках Древнего Востока, в частности Индии. В последующие века профессиональное’ обязательство врачей в измененном виде вошло во врачебный быт весьма многих стран, в том числе и России.

Считая, что медицина требует не отвлеченного умозрения, а возможно более тщательного наблюдения у постели больного, Гиппократ настаивал на систематическом и всестороннем наблюдении больных. Ряд высказываний Гиппократа прочно вошел в медицину и даже в художественную литературу, например его классическое описание вида умирающего (facies Hippocratica).

«Должно… перенести мудрость (философию) в медицину и медицину в мудрость (философию)», – учил Гиппократ. Другими словами, следует связывать теорию и практику. Учение Гиппократа противостояло одновременно и эмпирикам, пренебрегавшим теорией, и догматикам с их господством надуманных схем над опытом и наблюдениями. Гиппократ требовал учитывать в первую очередь «природу» больного, его «физис» и всячески стимулировать «естественные способности» организма. При ограниченных знаниях своего времени он остерегался насильственно вмешиваться в «естественный» ход патологических процессов, призывая прежде всего «не вредить».

Значительное место в терапевтической системе Гиппократа принадлежало диетическому лечению, которое он понимал расширенно, в смысле не только пищевого, но и общегигиенического режима.

В учении Гиппократа уделялось внимание и организму больного, и внешней среде, условиям жизни.

Приведенные примеры показывают, что учению Гиппократа присуще то самое «драгоценное чувство меры», которое характерно и для диалектической древнегреческой философии, и для древнегреческого искусства. В дальнейшем в медицине неоднократно наблюдались односторонние увлечения тем или иным открытием или новым положением, В определенных пределах и определенных условиях эти положения могли быть правильными и полезными, но вне этих условий они неизбежно приводили к ошибкам. Основные принципы учения Гиппократа предостерегали врачей против односторонних увлечений и ошибок, которых было много в многовековом развитии медицины.

Учение Гиппократа сыграло положительную роль в дальнейшем развитии медицины. Оно при всех его исторически обусловленных недостатках и слабых сторонах не содержало многочисленных метафизических ошибок, представленных в медицине позднее.

В период империализма при растущем разрыве между насущными потребностями общества и возможностями их удовлетворения некоторые деятели науки и культуры начали усиленно развивать упадочнические пессимистические взгляды. К числу их относится отрицание эффективности научной медицины и отрицание возможности ее успешного развития. Эти тенденции особенно усилились в связи с односторонним развитием техницизма в медицине и узколокалистической трактовкой заболеваний. Появилось даже течение «неогиппократизма».

Медицина стран социализма бережно хранит и использует наследие прошлого, в том числе ценные, положительные стороны учения Гиппократа, развивает его в соответствии с новыми запросами, но отвергает лозунг «назад к Гиппократу» как антинаучный и исторически реакционный.

После Гиппократа древнегреческая медицина, как и культура Древней Греции в целом, приобрела новые черты, отражавшие новый этап общественного развития. В области медицины нашли выражение два противоположных течения, представленные догматиками и эмпириками.

Догматик Платон (427-347 гг. до н. э.), крупнейший представитель идеализма античного мира, истолковывал происходящие в здоровом и больном организме процессы идеалистически и мистически. Здоровье или болезнь, по Платону, определяется потусторонним, нематериальным началом – «пневмой». Превращения этой «пневмы» в организме, проникающей вместе с воздухом, ее влияние на различные органы и составляло содержание патологии.

В произведении «Законы» яркое выражение находит классово-рабовладельческая позиция Платона. Он устанавливал здесь две системы лечения, противоположные друг другу: научную (для свободных людей) и ненаучную, знахарскую (для рабов). Врачей он тоже делил на две резко различающиеся категории. «Философию», т. е. науку, он считал занятием врачей-рабовладельцев, лечащих больных из этого же класса. По Платону, рабам знания не доступны и не нужны; не нужна им и настоящая научная медицина. Предусматривал Платон и среднюю группу – свободных, но бедных граждан. В его системе обслуживания они находились посредине между двумя крайними противоположными классами.

Эмпирики, среди которых было немало врачей, боролись против догматиков, против их увлечения надуманными общими схемами. В то же время эмпирики крайне обедняли врачебное мышление, полностью отрицая теорию, ограничивая задачу врача только практикой. «Не то важно, чем болезнь вызывается, но то, что ее устраняет». Тем самым они по существу сводили медицину к простому накоплению оправдавших себя на практике приемов лечения. Эмпирики в лучшем случае были умелыми компиляторами.

Значительной ступенью в развитии науки явилась деятельность Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Будучи сыном врача, Аристотель также получил медицинское образование. Он ставил ряд вопросов, в частности в области медицины, на которые могло дать ответ только последующее развитие науки. Он критиковал идеалистическое учение! Платона и в некоторых вопросах приближался к материализму. Но наиболее характерным для Аристотеля было учение о целенаправленности всего совершающегося (телеология, энтелехия). Церковная философия эпохи феодализма использовала это учение Аристотеля и сделала его вместе с учением Платона одной из главных основ реакционной средневековой идеологии – схоластической философии, господствовавшей в средневековой медицине. В. И. Ленин указывал: «Поповщина убила в Аристотеле живое и увековечила мертвое» [12].

* * *

Заключительный период истории Древней Греции носит название периода эллинизма (IV-I вв. до н. э.).

Вместо системы мелких самостоятельных общин – полисов — начало формироваться крупное централизованное государство во главе с военачальником, будущим монархом. Период этот начался завоевательными походами Александра Македонского (356-323 гг. до н. э.). В Македонскую монархию были включены лежавшие к югу от нее полисы Греции, затем Египет, «передняя» и «средняя» Азия. Огромная держава, возникшая в результате завоеваний Александра Македонского, включала территорию от Балканского полуострова до границ Индии, от Дуная и Черного моря до Аравийского полуострова и Северной Африки. Население было разноплеменным, разноязычным и находилось на разных ступенях социально-экономического и культурного развития. Естественным результатом образования огромной Македонской монархии было смешение культур – завоевателей и покоренных ими народностей. Созданная в короткий срок силой оружия империя начала распадаться сразу же после смерти завоевателя (в Вавилоне в 323 г. до н. э.). Она распалась на несколько крупных так называемых эллинистических государств, во главе которых стали «диадохи», военачальники Александра Македонского: Птолемей в Египте, Селевк в Сирии и Малой Азии и др. Назревшие вопросы экономического и культурного (развития требовали общения между странами и народами, развития торговли, многостороннего обмена. Эти обстоятельства способствовали сохранению системы эллинистических государств и их развитию в течение нескольких столетий до конца I в до н. э., т. е. до завоевания их Римом.

Крупнейшим среди эллинистических экономических и культурных центров была Александрия – столица Египта, расположенная на перекрестке морских и караванных торговых путей. В Александрийской библиотеке находилось до 700 000 свитков. В музее (мусейоне) – научном центре Александрии – работали математики Эвклид и Евдокс, механик Архимед, физик Стратон, астроном Аристарх Самосский. Здесь же получила развитие геоцентрическая система Птолемея, господствовавшая почти два тысячелетия, вплоть до открытий Коперника и Галилея в XVI и XVII вв.

Значительное развитие в Александрии получила также медицина, главным образом хирургия, и в связи с ней анатомия. Александрийские хирурги иногда производили перевязку сосудов. Это делало доступной ампутацию конечностей и другие ранее невозможные сложные хирургические вмешательства. Применялся в Александрии и наркоз с помощью вытяжки корня мандрагоры и других средств. Анатомические знания культивировались в Египте еще с древности.

Крупные успехи в хирургии и в анатомо-физиологических исследованиях связаны с деятельностью врачей Герофила и Эразистрата, живших в Александрии на рубеже IV и III вв. до н. э. Герофил и Эразистрат занимались вскрытием трупов и даже вивисекцией. Особенно большой вклад оставили исследования Герофила и Эразистрата в области нервной и сердечно-сосудистой систем.

Сохранявшаяся до недавнего времени в анатомии терминология – torcular Herophili, calamus Herophili и др. – свидетельствует о значительном вкладе александрийских врачей в науку. Имеются сведения о наличии в Александрии, а также в других эллинистических государствах больниц и прообразов аптек при них, в которых работали врачи.

Аптеки как специальный вид учреждений получили дальнейшее развитие в тех же странах Востока позднее, в Средние века.

В I в до н. э. с падением политической самостоятельности эллинистического Египта (30 г. до н. э.) Александрия утратила свое значение политического и экономического центра Древнего мира. Центр этот переместился в Римскую империю, завоевавшую и поработившую эллинистические государства Востока.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Клиники Греции - отзывы

greeceГреция – страна, чьи образцовые медицинские стандарты уже давно стали эталоном. Медицинские центры Греции имеют в своем распоряжении оборудование последнего поколения и современные медикаменты, благодаря которым осуществляется лечение на самом высоком уровне ответственности, профессионализма и заботы о своих пациентах. Хорошее влияние на самочувствие оказывает и благоприятный средиземноморский климат, морской воздух и безупречная экология.

Корни всей современной медицины идут именно из Древней Греции, где она плечом к плечу шла с религией, теологией и философией. В Греции была открыта первая в Европе медицинская школа, в которой преподавал сам Алкмеон – родоначальник анатомии, а на греческом острове Кос и по наши дни работает медицинская школа, открытая Гиппократом – известнейшим из врачей.

Сегодня в Греции опытные специалисты диагностируют и проводят операции любой сложности. Персонал в греческих медицинских центрах постоянно проходит стажировки и обменивается опытом со своими коллегами из лучших клиник Европы и США, что безусловно делает лечение в Греции гораздо более качественным и эффективным.

К нам на лечение и диагностику в Грецию едут пациенты со всего мира с различными проблемами здоровья. Также Греция является приоритетным направлением для больных из России и стран СНГ, так как цены здесь намного демократичней, чем в других странах Европы и США, а также в клиниках предоставляют персональных ассистентов, разговаривающих на вашем языке бесплатно, таким образом экономим ваши средства.

Клиники Греции предоставляют услуги во всех направлениях:• лечения;• реабилитации;• оздоровления;• стоматологии;• косметологии.

Греческие врачи зарекомендовали себя как одни из лучших в мире в таких направлениях как:• Кардиология/кардиохирургия;• Онкология;• Ортопедия;• Эко;• Пластическая хирургия;• Реабилитация;• Стоматология.

Для специалистов из Греции, лечение пациентов – это призвание, а не просто работа. Греческие врачи нацелены на достижение максимального результата в улучшении здоровья пациента в кратчайшие сроки, поэтому придерживаются самых высоких европейских стандартов и протоколов лечения. Каждый год тысячи благодарных пациентов оставляют положительные отзывы о лечении, диагностики и реабилитации в клиниках Греции.

Кроме лечения в медицинских центрах и клинках, в Грецию также едут с целью посещения бальнеологических курортов или улучшения самочувствия с помощью талассотерапии.Бальнеология – раздел медицины, подразумевающий в качестве лечения и профилактики здоровья использование минеральных вод, насыщенных полезными микроэлементами. Бальнеологическое лечение бывает, как наружным, так и внутренним.

Одним из самых древних и наиболее известных во всем мире бальнеологических курортов Греции является город Лутраки, расположенный неподалеку от Афин. Минеральные воды здесь были открыты еще в XIX веке. Этот дар греческой природы очень эффективен в лечении кишечно-желудочного тракта, печени, почечно-урологических и обменно-эндокринологических болезней.Талассотерапия – лечение с помощью морского климата и морской воды. Это очень эффективное направление физиотерапии, которое позволяет пополнить запас сил, обрести баланс микроэлементов, солей и других активных веществ, которые так необходимы современному человеку.Талассотерапия применяется для профилактики многих болезней, среди которых дерматиты, заболевания органов дыхания, стрессы, аллергии. Также этот вид физиотерапии очень полезен для снижения веса.

Помимо благоприятного климата и моря в Греции очень хорошо способствует выздоровлению греческий стиль питания, который также известен как «Средиземноморская диета», а греческая кухня не только одна из самых вкусных в мире, но также и очень полезная.В Греции можно не только поправить здоровье и улучшить свое самочувствие, но и буквально прикоснуться к одной из самых богатых историй и культур, ведь Греция – колыбель всей европейской цивилизации, поэтому посмотреть здесь есть на что.

med-otzyv.ru


Смотрите также

.