Мед это чистое вещество или смесь: Чистые вещества и смеси

Чистые вещества и смеси

Смеси

Смесь — это совокупность из двух или большего числа различных веществ, химически не соединённых между собой. Вещества в смеси могут находиться в любых соотношениях.

Пример. Атмосферный воздух представляет собой смесь газов, состоящую из кислорода, азота и других газов.

Вещества, которые входят в состав смеси, называются компонентами смеси.

Смеси делятся на однородные (гомогенные) и неоднородные (гетерогенные).

Однородные (гомогенные) смеси — это смеси, в которых невооружённым глазом или даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить компоненты, входящие в состав смеси.

Пример. Вода с растворённым в ней сахаром, воздух, большинство металлических сплавов — однородные смеси.

Однородные смеси иначе ещё называются

растворами. Раствор — это однородная смесь, которая состоит из растворённого вещества и растворителя.

Физические свойства однородных смесей могут отличаться от свойств их компонентов.

Пример. Вода закипает при температуре 100 °C, а водный раствор соли — при более высокой температуре. Сплав олова со свинцом, используемый для паяния, плавится при более низкой температуре, чем чистые металлы.

Неоднородные (гетерогенные) смеси — это смеси, в которых невооружённым глазом или при помощи микроскопа можно увидеть компоненты, входящие в состав смеси.

Пример. Вода с песком, живые ткани, мутная вода, молоко — неоднородные смеси.

В неоднородных смесях физические свойства компонентов сохраняются.

Пример. Вода с песком закипает при температуре 100 °C.

Неоднородные смеси иначе ещё называются механическими смесями.

По агрегатному состоянию смеси можно разделить на три группы:

  • газообразные (атмосферный воздух, природный и бытовой газы)
  • жидкие (природная вода, молоко, нефть)
  • твёрдые (природные минералы, горные породы)

Чистые вещества

Чистое вещество — это вещество, состоящее из частиц только одного вещества. Абсолютно чистые вещества получить невозможно, поэтому чистыми веществами условились называть такие вещества, в которых почти нет примесей.

Примесь — это вещество, содержащееся в основном веществе в очень малом количестве.

Чистые вещества делятся на простые и сложные.

Простые вещества — это вещества, которые состоят из атомов одного химического элемента.

Пример. Кислород (O2), аргон (Ar), азот (N2) — простые вещества.

Сложные вещества — это вещества, которые состоят из атомов разных химических элементов.

Пример. Вода (H2O), углекислый газ (CO2), поваренная соль (NaCl) — сложные вещества.

Сложные вещества иначе ещё называются химическими соединениями.

Классификация веществ в виде схемы:

Чистые вещества и смеси

Каждый из нас в повседневной жизни имеет дело как с чистыми, так и с загрязненными веществами и, конечно же, со смесями веществ. Данный урок посвящен изучению понятий «чистое вещество», «загрязненное вещество», «смесь веществ». Вы научитесь по определенным признакам различать чистые вещества и смеси веществ.

I. Понятие “компонент”, “смесь”, “примесь”

В по­все­днев­ной жизни каж­дый из нас стал­ки­ва­ет­ся со мно­же­ством сме­сей ве­ществ, имеет дело не толь­ко с чи­сты­ми, но и за­гряз­нен­ны­ми ве­ще­ства­ми. Важно уметь раз­ли­чать дан­ные по­ня­тия и уметь опре­де­лять по кон­крет­ным при­зна­кам, с чем име­ешь дело: чи­стым или за­гряз­нен­ным ве­ще­ством, ин­ди­ви­ду­аль­ным ве­ще­ством или сме­сью ве­ществ. Ведь че­ло­век хочет упо­треб­лять толь­ко ту воду, ко­то­рая не со­дер­жит вред­ных при­ме­сей. Ды­шать мы хотим воз­ду­хом, не за­гряз­нен­ным вред­ны­ми для здо­ро­вья га­за­ми. В ме­ди­цине и про­из­вод­стве ле­кар­ствен­ных пре­па­ра­тов про­бле­ма по­лу­че­ния и ис­поль­зо­ва­ния чи­стых ве­ществ осо­бен­но ак­ту­аль­на.

По­зна­ко­мим­ся с ос­нов­ны­ми тер­ми­на­ми урока.

 

«Смесь – целостная система, состоящая из разнородных компонентов».

Современное определение:

Смесь – это то, что об­ра­зу­ет­ся при пе­ре­ме­ши­ва­нии двух и более раз­лич­ных по свой­ствам ве­ществ.

Ве­ще­ства, со­став­ля­ю­щие смесь, на­зы­ва­ют ком­по­нен­та­ми. На­при­мер, воз­дух – смесь газов: азота, кис­ло­ро­да, уг­ле­кис­ло­го газа и дру­гих.

Если масса од­но­го ком­по­нен­та в де­сят­ки раз мень­ше массы дру­го­го ком­по­нен­та смеси, то его на­зы­ва­ют при­ме­сью. Го­во­рят, что ве­ще­ство за­гряз­не­но. На­при­мер, воз­дух может быть за­гряз­нен угар­ным газом, про­дук­том непол­но­го сго­ра­ния ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний, в част­но­сти бен­зи­на. Кста­ти, бен­зин – это смесь ор­га­ни­че­ских ве­ществ – уг­ле­во­до­ро­дов.

КЛАС­СИ­ФИ­КА­ЦИЯ СМЕ­СЕЙ

Смеси от­ли­ча­ют­ся друг от друга по внеш­не­му виду. На­при­мер, со­ле­ная вода (смесь по­ва­рен­ной соли и воды) и смесь реч­но­го песка и воды. В пер­вом слу­чае нель­зя уви­деть гра­ни­цы раз­де­ла фаз твер­дое-жид­кое. Такую смесь на­зы­ва­ют од­но­род­ной (или го­мо­ген­ной). Дру­ги­ми при­ме­ра­ми од­но­род­ных сме­сей яв­ля­ют­ся уксус (смесь ук­сус­ной кис­ло­ты и воды), воз­дух, са­хар­ный сироп.

Смесь реч­но­го песка и воды от­но­сят к неод­но­род­ным (или ге­те­ро­ген­ным) сме­сям, т.к. со­став такой смеси неоди­на­ков в раз­ных точ­ках объ­е­ма. Неод­но­род­ны­ми яв­ля­ют­ся смеси глины и воды, бен­зи­на и воды.

В суспензиях видны частицы твердого вещества, в эмульсиях – капельки жидкости, такие смеси называются неоднородными (гетерогенными), а в растворах компоненты не различимы, они являются однородными (гомогенными) смесями.

II. Степень частоты вещества

Если при­ме­си не об­на­ру­жи­ва­ют­ся при ис­поль­зо­ва­нии ве­ще­ства в тех­ни­че­ских целях, то ве­ще­ство на­зы­ва­ет­ся тех­ни­че­ски чи­стым. На­при­мер, ве­ще­ство, из ко­то­ро­го де­ла­ют фи­о­ле­то­вые чер­ни­ла, может иметь в своем со­ста­ве при­ме­си. Но если эти при­ме­си никак не вли­я­ют на ка­че­ство чер­нил, то оно — тех­ни­че­ски чи­стое.

Если при­ме­си не об­на­ру­жи­ва­ют­ся с по­мо­щью хи­ми­че­ских ре­ак­ций, то ве­ще­ство от­но­сят к хи­ми­че­ски чи­стым. На­при­мер, это ди­стил­ли­ро­ван­ная вода.

III. Способы разделения смесей

В природе вещества существуют в виде смесей. Для лабораторных исследований, промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины нужны чистые вещества.

Для очистки веществ применяются различные способы разделения смесей 

Эти способы основаны на различиях в физических свойствах компонентов смеси.

Рассмотрим способы разделения гетерогенных и гомогенных смесей.

Пример смеси Способ разделения

 

Суспензия– смесь речного песка с водой

Разделение отстаиванием основано на различных плотностях веществ. Более тяжелый песок оседает на дно. Так же можно разделить и эмульсию: отделить нефть или растительное масло от воды. В лаборатории это можно сделать с помощью делительной воронки. Нефть или растительное масло образует верхний, более легкий слой

. В результате отстаивания выпадает роса из тумана, осаждается сажа из дыма, отстаиваются сливки в молоке.

Опыт: “Разделение смеси воды и растительного масла отстаиванием”

Смесь песка и поваренной соли в воде

Фильтрование

На чем основано разделение гетерогенных смесей с помощью фильтрования? На различной растворимости веществ в воде и на различных размерах частиц. Через поры фильтра проходят лишь соизмеримые с ними частицы веществ, в то время как более крупные частицы задерживаются на фильтре. Так можно разделить гетерогенную смесь поваренной соли и речного песка

. В качестве фильтров можно использовать различные пористые вещества: вату, уголь, обожженную глину, прессованное стекло и другие. Способ фильтрования – это основа работы бытовой техники, например пылесосов. Его используют хирурги – марлевые повязки; буровики и рабочие элеваторов – респираторные маски. С помощью чайного ситечка для фильтрования чаинок Остапу Бендеру – герою произведения Ильфа и Петрова – удалось забрать один из стульев у Эллочки Людоедки («Двенадцать стульев»).

Опыт: “Разделение смеси крахмала и воды фильтрованием”

Смесь порошка железа и серы

Действие магнитом или водой

Порошок железа притягивался магнитом, а порошок серы – нет.

Несмачивающийся порошок серы всплывал на поверхность воды, а тяжелый смачивающийся порошок железа оседал на дно.

Опыт: “Разделение смеси серы и железа с помощью магнита и воды”

Раствор соли в воде – гомогенная смесь

Выпаривание или кристаллизация

Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остаются кристаллы соли. При выпаривании воды из озер Эльтон и Баскунчак получают поваренную соль. Этот способ разделения основан на различии в температурах кипения растворителя и растворенного вещества.Если вещество, например сахар, разлагается при нагревании, то воду испаряют неполностью – упаривают раствор, а затем из насыщенного раствора осаждают кристаллы сахара.Иногда требуется очистить от примесей растворители с меньшей температурой кипения, например воду от соли. В этом случае пары вещества необходимо собрать и затем сконденсировать при охлаждении. Такой способ разделения гомогенной смеси называется дистилляцией, или перегонкой. В специальных приборах – дистилляторах получают дистиллированную воду, которую используют для нужд фармакологии, лабораторий, систем охлаждения автомобилей. 

Если же разделять смесь спирта и воды, то первым будет отгоняться (собираться в пробирке-приемнике) спирт с tкип = 78 °С, а в пробирке останется вода. Перегонка используется для получения бензина, керосина, газойля из нефти.

Опыт: “Разделение однородных смесей”

Смесь красных чернил

Хроматография

Этот спо­соб ос­но­ван на раз­лич­ном по­гло­ще­нии раз­де­ля­е­мых ве­ществ по­верх­но­стью дру­го­го ве­ще­ства.

На­при­мер, крас­ные чер­ни­ла можно раз­де­лить на ком­по­нен­ты (воду и кра­ся­щее ве­ще­ство) по­сред­ством хро­ма­то­гра­фии.

Активированный уголь

Адсорбция

Это на­коп­ле­ние од­но­го ве­ще­ства на по­верх­но­сти дру­го­го ве­ще­ства. К ад­сор­бен­там от­но­сит­ся, на­при­мер, ак­ти­ви­ро­ван­ный уголь.

В на­сто­я­щее время ад­сорб­ция ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся для очист­ки воды и воз­ду­ха. На­при­мер, филь­тры для очист­ки воды со­дер­жат в ка­че­стве ад­сор­бен­та ак­ти­ви­ро­ван­ный уголь.

IV. Тренажеры

Тренажер №1: “Чистые вещества и смеси”

Тренажер №2:“Смеси”

Тренажер №3: “Смеси в природе”

Тренажер №4: “Смеси в сельском хозяйстве”

ЦОРы

Видео:“Разделение смеси воды и растительного масла отстаиванием”

Видео:“Разделение смеси крахмала и воды фильтрованием”

Видео:Разделение смеси серы и железа с помощью магнита и воды”

Анимация: “Разделение однородных смесей”

Чистое вещество и смеси. Химия

В 8-м классе школьники изучают в курсе химии чистые вещества и смеси. Наша статья поможет им разобраться в этой теме. Мы расскажем, какие вещества называют чистыми, а какие – смесями. А вы когда-нибудь задумывались над вопросом: «Существует ли абсолютно чистое вещество?» Возможно, ответ вас удивит.

Для чего эту тему изучают в школе?

Прежде чем рассматривать определение «чистого вещества», необходимо разобраться с вопросом: «С каким веществом мы на самом деле имеем дело – с чистым или смесью?»

Во все времена чистота вещества волновала не только научных сотрудников, ученых, но и простых людей. Что мы обычно вкладываем в это понятие? Каждый из нас хочет пить воду без примесей тяжелых металлов. Мы хотим дышать свежим воздухом, который не загрязнен выхлопными газами автомобилей. Но можно ли назвать незагрязненные воду и воздух чистыми веществами? С точки зрения науки – нет.

Что такое смесь?

Итак, смесь – это вещество, которое содержит молекулы нескольких видов. Теперь подумайте о составе воды, кторая течет из крана – да-да, в ней много примесей. В свою очередь вещества, которые составляют смесь, называются компонентами. Рассмотрим пример. Воздух, которым мы дышим, – это смесь разных газов. Компоненты, входящие в его состав – кислород, азот, углекислый газ и так далее. В случае, если масса одного компонента в десятки раз меньше массы другого, то такое вещество называют примесью. Часто в природе встречается воздух, который загрязнен примесями сероводорода. Этот газ имеет запах тухлых яиц и является ядовитым для человека. Когда отдыхающие на берегу реки разводят костер, то он загрязняет воздух углекислым газом, который тоже опасен в большом количестве.

У особо догадливых ребят, возможно, уже возник вопрос: «Что чаще встречается – чистые вещества или смеси?» Отвечаем на ваш вопрос: «В основном все, что нас окружает – это смеси».

Таким удивительным образом устроена природа.

Несколько слов о видах чистых веществ

В начале статьи мы обещали рассказать о том, существуют ли вещества абсолютно без примесей. Как вы думаете, бывают ли такие? О водопроводной воде мы уже говорили. Номожет ли содержать в себе примеси родниковая вода? Ответ на этот вопрос прост: абсолютно чистые вещества в природе не встречаются. Однако в научных кругах принято говорить об относительной чистоте вещества. Звучит это так: «Вещество чистое, но с оговоркой». Так, например, оно может быть чистым технически. Чернила черные и фиолетовые содержат примеси. Если их нельзя обнаружить при помощи химической реакции, то такое вещество называют химически чистым. Такой бывает дистиллированная вода.

О чистоте

Итак, пришло время поговорить о чистом веществе. Это такое вещество, которое в своем составе имеет частицы только одного вида. Оказывается, оно имеет особенные свойства. У него есть еще одно название: индивидуальное вещество. Давайте попробуем охарактеризовать свойства чистой воды:

  • индивидуальное вещество: дистиллированная вода;
  • температура кипения – 100°C;
  • температура плавления – 0°C;
  • такая вода не имеет вкуса, запаха и цвета.

Как разделять вещества?

Этот вопрос тоже уместен. Очень часто в быту и на производстве (в большей мере) человек разделяет вещества. Так, например, в молоке образуются сливки, которые можно собрать с поверхности, если применить метод отстаивания. Во время переработки нефти человек производит бензин, ракетное топливо, керосин, машинное масло и так далее. На всех этапах переработки человек применяет самые разные способы разделения смесей, которые зависят от агрегатного состояния вещества. Рассмотрим каждый из них.

Фильтрация

Данный метод применяют в том случае, когда есть жидкое вещество, в котором содержатся нерастворимые твердые частицы. Например, вода и речной песок. Такую смесь человек пропускает через фильтр. Таким образом, песок задерживается в фильтре, а чистая вода спокойно через него проходит. Мы редко придаем этому значение, но каждый день на кухне многие горожане пропускают воду из-под крана через очистительные фильтры. Так что в определенной степени вы можете считать себя учеными!

Отстаивание

Об этом методе мы сказали несколько слов чуть выше. Однако рассмотрим его подробнее. К такому методу химики прибегают в случае, когда необходимо разделить суспензии или эмульсии. Например, если в чистую воду проникло растительное масло, то полученную смесь необходимо встряхнуть, затем дать ей настояться некоторое время. После этого человек будет наблюдать явление, когда масло в виде пленки покроет воду.

В лабораториях химики применяют еще один метод, который называется делительная воронка. При использовании этого способа очищения плотная жидкость проникает в емкость, а то, что легче – остается.

Метод отстаивания имеет серьезный недостаток – это низкая скорость протекания процесса. В этом случае необходимо длительное время для формирования осадка. На промышленных предприятиях такой способ все равно используют. Инженеры проектируют специальные конструкции, которые имеют название «отстойники».

Магнит

Каждый из нас хотя бы раз в жизни играл с магнитом. Его удивительное свойство притягивать металлы казалось магическим. Находчивые люди догадались применить магнит для того, чтобы разделять смеси. Например, разделение деревянных и железных опилок возможно при помощи магнита. Но стоит учесть, что не все металлы он может притягивать, ему подвластны только те смеси, в которых содержатся ферромагнетики. К ним можно отнести никель, тербий, кобальт, эрбий и так далее.

Дистилляция

Этот термин имеет латинские корни, в переводе означает «стекание каплями». Такой метод представляет собой разделение смесей, основанное на разницах температуры кипения веществ. Именно этот способ поможет разделить воду и спирт. Последнее вещество испаряется при +78°C. Когда его пары касаются холодных стенок и поверхностей, пары конденсируются, превращаясь в жидкое вещество.

В тяжелой промышленности данным методом добывают продукты нефти, чистые металлы, а также разнообразные душистые вещества.

Можно ли разделить газы?

Мы с вами говорили про чистые вещества и смеси в жидком и твердом состоянии. А как быть, если необходимо провести разделение газовых смесей? Светлые головы химической промышленности сегодня практикуют несколько физических способов разделения газообразных смесей:

  • конденсация;
  • сорбирование;
  • мембранное разделение;
  • дефлегмация.

Итак, в нашей статье мы с вами рассмотрели понятие чистых веществ и смесей. Мы выяснили, что чаще встречается в природе. Теперь вы знаете различные способы разделения смесей – и некоторые из них можете продемонсттрировать самостоятельно, например магнит. Надеемся, что наша статья была для вас полезной. Изучайте науку сегодня, чтобы завтра она помогла вам решить любую проблему – как у себя дома, так и на производстве!

План-конспект урока по химии (8 класс) по теме: Чистые вещества и смеси

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

Цель: рассмотреть  чистые вещества и смеси, способы разделения смесей.

 Задачи:

  1. Дать понятие о чистых веществах и смесях;
  2.  Рассмотреть классификацию смесей;
  3. Познакомить учащихся со способами разделения смесей;
  4. Продолжать развивать речевые навыки, наблюдательность и умение делать выводы на основе демонстрационного и лабораторного эксперимента;
  5. Создавать условия для воспитания желания активно с интересом учиться, работать над формированием у учащихся отношения к химии, как к возможной области  будущей практической деятельности;
  6. Продолжать  работать над формированием безопасного обращения с оборудованием (соблюдать правила ТБ).

Оборудование и реактивы: образцы смесей (железо с серой, железо с песком, песок с водой, сульфат меди (II) с водой, растительное масло с водой, гранит, соль с водой), химический стакан с водой, магнит, воронка, стеклянная палочка, бумажный фильтр, предметное стекло, пробиркодержатель, спиртовка, спички, инструкции по выполнению работы «Разделение смесей».

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: словесный, наглядно-иллюстрированный, практический, частично-поисковый, проблемный, работа в парах.

Ход урока:

  1. Организация класса.

Здравствуйте, ребята,

Прозвенел звонок,

Значит, начинается урок!

  1. Проверка домашнего задания:
  1. Работа у доски:

1-й ученик рассчитывает относительную молекулярную массу азотной кислоты и массовую долю водорода в азотной кислоте;

2-й  ученик рассчитывает относительную молекулярную массу гидроксида кальция и массовую долю кальция в данном соединении.

Остальные учащиеся выполняют задания в тетради и первые пять учащихся за правильно выполненное задание получают «5».

Проверка ответов учащихся у доски.

  1. Работа с классом:

Игра «Горячий стул». Ученик занимает место на стуле перед классом, за учеником становится другой ученик и поднимает перед классом карточку с формулой неорганического вещества (кислота, оксид, основание, соль). Ученики, сидящие за партами, должны дать название и классную принадлежность вещества. Ученик, сидящий на «горячем стуле», должен назвать химическую формулу вещества.

  1. Актуализация знаний:

«Знания не проверенные опытом, бесплодны и полны ошибок»

Леонардо да Винчи.

Давайте вспомним, что изучает химия?

Посмотрите, что выдано в лотках, которые стоят на столах?  

Выданы чистые вещества или вещества смешанные с другими веществами? Как можно разделить смешанные вещества друг от друга?

Постановка цели и задачи на уроке:

Сегодня мы с вами изучим:

— что такое чистые вещества и вещества, смешанные с другими веществами, т.е. смеси;

— чем чистые вещества отличаются  от смесей;

-разделение смесей с помощью практических опытов.

  1. Изучение нового материала:

Перед вами горная порода – гранит. Как вы думаете, что это такое чистое вещество или смесь? Почему вы думаете, что это смесь? Гранит имеет зернистую структуру, в нем заметны частицы кварца, полевого шпата, слюды, соответственно, гранит – это смесь, состоящая из нескольких веществ (компонентов).

В стакан с водой добавим измельченный мел и с помощью стеклянной палочки перемешаем содержимое. Что наблюдаете в данном опыте? Вещества в стакане находятся в контакте друг с другом или каждое само по себе?  Как вы думаете,  это такое чистое вещество или смесь?

В стакан с водой добавим сульфат меди (II) и с помощью стеклянной палочки перемешаем содержимое. Что наблюдаете в данном опыте? Вещества в стакане находятся в контакте друг с другом или каждое само по себе? Как вы думаете, это чистое вещество или смесь?

Перед вами представлены: алюминиевая фольга, алюминиевая пудра, гранулы цинка, медная проволока. Как вы думаете, это чистые вещества или смесь?

Что представляет собой чистые вещества и смесь?

Чистые вещества – вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами.

Смесь — это система, состоящая из двух и более компонентов, находящихся в контакте  друг с другом.

Перед вами два стакана с водой. В один из них добавим немного сахара и перемешаем стеклянной палочкой. Что наблюдаем? (полное растворение сахара). Смотрим на стакан с водой, в которой находится измельченный мел. Сравниваем содержимое трех стаканов, отмечаем сходство и различие между смесями. Подводим учеников к выводу, что смеси по составу могут быть однородные и неоднородные.

                                                  Смеси

Однородные-

смеси, в которых даже при помощи микроскопа нельзя обнаружить частицы веществ.

Примеры: сахар в воде, воздух, соль в воде, морская вода

Неоднородные-

смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа можно заметить частицы веществ.

Примеры: глина с водой, молоко, туман, смесь серы и железа, порошок, зубная паста.

Как вы думаете, в природе, на производстве, в быту чаще встречаемся с чистыми веществами или смесями? Для чего нужны чистые вещества и смеси?

В лабораторной практике, в промышленности и в повседневной жизни очень часто из смесей приходится получать отдельные компоненты. С помощью каких методов,  каким образом можно разделить смеси, т.е. получить отдельные компоненты из смеси? Сейчас вы самостоятельно ответите на поставленные вопросы и поделитесь полученной информацией со своими одноклассниками.

Способы разделения неоднородных смесей.

Работа по рядам (приложение):

1 ряд – разделение смеси порошка серы и железных опилок с помощью магнита и разделение смеси порошка серы и песка.

2 ряд – разделение смеси водного раствора соли и речного песка.

3 ряд – адсорбционные свойства активированного угля.

Учащиеся выполняют лабораторные опыты. После выполнения опыта, представители от каждого ряда, заполняют кластер на доске и рассказывают о своем ходе работы.

 (кластер на доске)               Способы разделения неоднородных смесей:

  1. Закрепление:
  1. Определить к какому типу смеси относятся следующие примеры: морская вода, воздух, глина с водой, туман, облака, соль в воде, молоко, нефть, вода и растительное масло, трубопроводная вода.
  2. Вы зачерпнули со дна реки мутную воду и набрали смесь воды с песком, а вам нужна прозрачная вода. Как вы поступите? Определите тип смеси и способы ее разделения.
  3. Определите, какие способы разделения смеси перечислены в отрывке сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского: «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да, еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в ее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды. А вода-то, знай себе проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная».
  4. Игра «Крестики-нолики».

 Определить путь, в котором указан одинаковый тип смеси:

Водный раствор соли

Туман

Лед

Водный раствор сахара

Воздух

Масло и вода

Песок

Глина и вода

Нефть

  1. Домашнее задание:
  1. Прочитать § 25, выучить определения терминов: однородная смесь, неоднородная смесь, чистое вещество.
  2. Провести опыт в домашних условиях. В банку капнуть 1-2 капли духов или одеколона и поместить 5-6 кукурузных палочек. Банку плотно закрыть крышкой. Через 30-60 мин открыть крышку и ощутить интенсивность запаха в банке.  Полученный результат  оформить в виде отчета:

Что делал?

Что наблюдал?

Вывод

Приложение.

Работа 1-го ряда.

  1. Разделение смеси порошка серы и железных опилок действием магнита.

Оборудование и реактивы: смесь порошка серы  и железных опилок, магнит, чашка Петри, лист бумаги, 2 химических стакана, вода, ложечка, смесь порошка серы и песка.

Ход работы:

Закройте чашку Петри листом бумаги. Поднесите к листу бумаги магнит. Железные опилки притянутся к листу бумаги действием магнита, а в чашке останется порошок серы. Перенесите лист бумаги с магнитом и притянутыми железными опилками в чистую чашку. Положите лист бумаги с опилками и уберите магнит. В чашке останутся железные опилки.

  1. Разделение смеси порошка серы и песка.

Ход работы:

Смесь порошка и серы с песком пересыпьте в стакан с водой. Песок осядет на дно, а сера останется на поверхности. Соберите порошок серы ложечкой в чистую посуду.

Вывод:  

1. разделение смеси порошка серы и железных опилок основано на действии магнита;

2. разделение смеси порошка серы и песка основано на разнице плотности веществ.

Работа 2-го ряда.

Разделение смеси водного раствора соли и речного песка.

Оборудование и реактивы: смесь водного раствора соли и песка, стеклянная палочка, бумажный фильтр, воронка, предметное стекло, пробиркодержатель, спиртовка, спички, 2 химических стакана.

Ход работы:

Небольшое количество песка, соли насыпьте в стакан и прилейте воду. Содержимое стакана перемешайте стеклянной палочкой. Сложите фильтр пополам, затем еще раз сложите пополам. Раскройте фильтр, придайте ему форму конуса и поместите в воронку. Фильтр должен плотно прилегать к  стенке воронки. В пустой стакан вставьте воронку. Раствор на фильтр льют по палочке, т.к. можно направлять струю. Стеклянной палочкой нанесите каплю фильтрата на предметное стекло. Закрепите предметное стекло в пробиркодержателе. Зажгите спиртовку. С помощью пробиркодержателя внесите предметное стекло в верхнюю часть пламени и выпарите соль из фильтрата.

Вывод: 

1.  смесь водного раствора соли и речного песка можно разделить при помощи фильтрования;

2.выделить соль из водного раствора можно при помощи выпаривания.

Работа 3-го ряда.

Адсорбционные свойства активированного угля.

Оборудование и реактивы: 5-6 таблеток активированного угля, стеклянная палочка, бумажный фильтр, раствор чернил, 2 химических стакана. 

Ход работы:

В стакан с раствором чернил поместите 5-6 таблеток активированного угля и хорошо перемешайте стеклянной палочкой. Возьмите бумажный фильтр. Сложите его пополам, затем еще раз сложите пополам. Раскройте фильтр, придав ему форму конуса, и поместите в воронку. Фильтр должен плотно прилегать к стенкам воронки. В пустой стакан вставьте воронку с фильтром. Раствор на фильтр лейте по стеклянной палочке, т.к. сможете направлять струю.

Выводы:

  1. Активированный уголь обладает адсорбционными свойствами. Адсорбция – поглощение газообразных или жидких веществ твердой поверхностью.
  2.  Фильтрат – чистое отфильтрованное вещество.

Тест для 8 класса «Чистые вещества и смеси».

Самостоятельная работа по теме «Чистые вещества и смеси».

Вариант 1.

Часть А.

А1. Чистым (индивидуальным) веществом является:

1) стекло 2) речная вода 3) кислород 4) сталь

А2. Неоднородная смесь – это

1) молоко 2) раствор сахара 3) воздух 4) стекло

А3. Химический анализ состава смесей не проводят

  1. геологи при разведке полезных ископаемых

  2. продавцы хозяйственных магазинов

  3. криминалисты

  4. лаборанты химических лабораторий

А4. Смесь медных и железных опилок может быть разделена методом

1) отстаивания 2) фильтрования 3) кристаллизации 4) действия магнита

А5. Для очистки воды от растворённых в ней минеральных солей используют

1) центрифугирование 2) отстаивание 3) дистилляцию 4) фильтрование

А6. Способ разделения неоднородных смесей – это

1) дистилляция 2) выпаривание 3) хроматография 4) отстаивание

А7. Масса хлорида натрия, полученная при выпаривании 100 г 5%-го раствора NaCl

1) 2г 2) 3г 3) 5г 4) 10г

А8. На рисунке показан способ разделения смеси

  1. дистилляция

  2. Выпаривание

  3. Хроматография

  4. Делительная воронка

А9. Газообразная смесь – это

1) природный газ 2) латунь 3) углекислый газ 4) кислород

А10. Газ, который не входит в состав воздуха

1) O2 2)Cl2 3) N2 4) CO2

А11. Признак или свойство, на основе которого можно разделить смесь растительного масла с водой: 1) цвет 2) плотность 3) запах 4) агрегатное состояние

А12. Нефтепродуктом является

1) природный газ 2) кокс 3) бензол 4) мазут

А13. Для разделения смеси сахарного песка с водой используют

  1. чашку для выпаривания

  2. воронку с фильтром

  3. Делительную воронку

  4. Прибор для дистилляции

А14. Масса сахара, необходимая для приготовления 200 г 5%-ного раствора сахара

1) 2г 2) 4г 3) 10 г 4) 20г

А15. Верны ли суждения о способах разделения смесей?

1)верно только А

2)верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Часть В.

В1. Однородной смесью являются

  1. воздух

  2. цементный раствор

  3. молоко

  4. раствор уксусной кислоты

  5. смесь глины с водой

В2. Установите соответствие между следующими понятиями.

1) раствор сахара в воде

6) кислород

Б) смеси

2) железная скрепка

7) магний

В) чистые вещества

3) алюминий

8) яблочный сок

4) дистиллированная вода

9) стеклянный цилиндр

5) речная вода

10) медная проволока

Часть С.

С1. Рассчитайте массовую долю соды в растворе, полученном при добавлении 20 г воды к 60 г 20%-ного раствора соды.

Самостоятельная работа по теме «Чистые вещества и смеси».

Вариант 2.

Часть А.

А1. Смесью является: 1) водопроводная вода 2) углекислый газ 3) кислород 4) азот

А2. Однородная смесь – это: 1) молоко 2) раствор этилового спирта 3) смесь мела с водой 4) нефть

А3. Фильтрованием можно разделить смесь воды и

1) сахарного песка 2) машинного масла 3) бензина 4) почвы

А4. Меньше всего растворённых солей содержит вода

1) морская 2) дождевая 3) дистиллированная 4) колодезная

А5. Водная смесь зубного порошка и поваренной соли может быть разделена

1) выпариванием 2) отстаиванием 3) перегонкой 4) кристаллизацией

А6. Способ разделения однородных смесей

1) выпаривание 2) отстаивание 3) фильтрование 4) действие магнитом

А7. Масса нитрата калия, образующегося при выпаривании 200 г 10%-ного раствора KNO3

1) 20г 2) 25г 3) 30г 4) 40г

А8. Верны ли суждения о чистых веществах и смесях?

А. Виноградный сок – это чистое вещество.

Б. Раствор сахара в воде является неоднородной смесью.

1)верно только А

2)верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А9. На рисунке показан способ разделения смеси

  1. медных и древесных опилок

  2. Раствора мела в воде

  3. Раствора столового уксуса

  4. Воды и растительного масла

А10. К твёрдой смеси относится: 1) природный газ 2) нефть 3) бензин 4) чугун

А11. Газ, который преобладает в воздухе: 1) O2 2) Ar 3) N2 4) CO2

А12. Смесь порошков железа и серы можно разделить с помощью

1) возгонки 2) дистилляции 3) действия магнита 4) фильтрования

А13. Для очистки питьевой воды на водозаборной станции используют

  1. речной песок 2) бумажный фильтр 3) матерчатый фильтр 4) вату

А14. Для разделения смеси подсолнечного масла и воды используют

  1. чашку для выпаривания

  2. делительную воронку

  3. прибор для фильтрования

  4. прибор для дистилляции

А15. Масса соли, полученная при выпаривании 300 г её раствора с массовой долей 0,15

1) 15г 2) 20 г 3) 30 г 4) 45 г

Часть В.

В1. Правильные суждения о чистых веществах и смесях.

  1. при растворении мела в воде образуется неоднородная смесь

  2. в однородных смесях частицы компонентов можно обнаружить невооружённым глазом

  3. при растворении в воде поваренной соли образуется неоднородная смесь

  4. смесь воды и сахара можно разделить выпариванием

  5. однородные смеси при хранении самопроизвольно разделяются

В2. Установите соответствие между следующими понятиями.

1) фосфор

6) молоко

Б) смеси

2) воздух

7) азот

В) чистые вещества

3) чашка

8) цемент

4) сахарный песок

9) гвоздь

5) водопроводная вода

10) сладкий чай

Часть С.

С1. К 200 г 15%-ного раствора сахара добавили 15 г сахара. Какова массовая доля сахара в полученном растворе?

Примеры чистых веществ

Чистая субстанция

Чистое вещество — это любой отдельный тип материала, состоящий только из одного типа атомов или только из одного типа молекул. Кроме того, чистое вещество можно определить как любой отдельный тип материала, который не был загрязнен другим веществом. В химии чистое вещество имеет определенный состав. Это может быть составной элемент или отдельный элемент. Элемент — это чистое вещество, которое невозможно разделить на более простые химическими или физическими способами.Всего около 117 элементов, но углерод, водород, азот и кислород — лишь некоторые из них, которые составляют большую часть Земли. Материал больше не является чистым веществом, если он был смешан с другим чистым веществом. Два чистых вещества, смешанные вместе, называются смесью. Ученые часто используют фильтрацию для отделения чистых веществ от смеси с целью анализа материалов.

Химическое вещество может быть твердым, жидким, газообразным или плазменным. Чистые вещества часто называют чистыми, чтобы отличить их от смесей.Вещество может быть чем угодно. Он не обязательно должен состоять из одного элемента или типа молекулы. Чистый водород — чистое вещество. То же самое и с чистым медом, даже если он состоит из множества различных типов молекул. Что делает оба этих материала чистыми, так это то, что они не содержат загрязнений. Если вы добавите немного кислорода к водороду, полученный газ не будет ни чистым водородом, ни чистым кислородом. Если вы добавите в мед кукурузный сироп, у вас больше не будет чистого меда. Чистый спирт может быть этанолом, метанолом или смесью разных спиртов, но как только вы добавите воду, которая не является спиртом, у вас больше не будет чистого вещества.

Большинство чистых веществ, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни, были очищены людьми путем очистки.

Примеры чистых веществ:

1. Золото

Он имеет одинаковый состав, независимо от того, откуда он родом. Золото состоит из атомов золота. К золоту не добавляются никакие другие элементы или соединения.

2. Бриллианты

Они образуются глубоко внутри Земли лишь в очень немногих областях. Все частицы в алмазе одинаковы.

3. Вода

Считается чистым веществом, если вода содержит только водород и кислород. Чистую воду сложно найти в природе. Даже самая чистая родниковая вода содержит растворенные минералы. В природе чистые вещества имеют тенденцию смешиваться с другими веществами

4. Пищевая сода

Хотя пищевую соду можно использовать в самых разных целях, в ее простейшем виде она не загрязнена какими-либо другими химическими соединениями.

5. Соль поваренная

Одна из самых распространенных бытовых химикатов.Поваренная соль содержит от 97% до 99% хлорида натрия. Чистый хлорид натрия представляет собой твердое ионное кристаллическое вещество.

Атомы
Ионные и металлические связи
Факты о соединениях
Примеры углеводородов
Факты о смесях
Свойства воды Quiz
Молевые факты
Формула карбида кремния — Использование карбида кремния, свойства …
Факты о радии
Формула моляльности

Примеры чистых веществ

.

Разница между чистым веществом и смесью

Чистое вещество против смеси

Морская вода, кулинарное масло, сталь, бронза, кислород, соль, почва «если вы посмотрите на эти вещи по отдельности, думаете ли вы, что сможете распознать, подпадают ли они под категорию« чистое вещество »или« смесь »? Давайте узнаем о явных различиях и сходствах, если таковые имеются, между чистым веществом и смесью.

Во-первых, чистое вещество — это материя, которая не может быть разделена на какой-либо другой вид материи при использовании физического или химического процесса.Все частицы, составляющие чистое вещество, имеют одинаковый цвет, вкус, состав и текстуру. Другими словами, это может быть элемент или соединение, состоящее только из одного компонента с определенным составом, химическими и физическими свойствами.

Во-вторых, смесь — это комбинация двух или более веществ, которые не соединяются химическим способом. Компоненты, входящие в состав смеси, не существуют в фиксированных пропорциях, и большинство знакомых вам природных веществ представляют собой смеси.Примеры смесей включают воду, спирт, масло и краситель.

Так в чем же отличия между этими двумя? Что касается смеси, ее можно физически разделить на чистые соединения или элементы. Это то, что невозможно с чистой субстанцией, потому что это уже тип материи, который существует в своей самой основной или самой чистой форме.

Еще одна отличительная особенность чистого вещества состоит в том, что независимо от того, насколько физически невозможно выделить чистое вещество, оно может считаться чистым только в том случае, если не обнаруживаются примеси.Что касается их физических свойств, таких как их температура кипения или плавления, чистые вещества не меняются, в то время как смеси меняются. Например, точка кипения чистой воды составляет 100 градусов по Цельсию, а точка кипения спирта, смешанного с водой, может находиться в диапазоне температур. Проще говоря, чистые вещества — это именно то, что подразумевает название: чистые, а смеси нечисты.

Резюме:

1. Чистые вещества не могут быть разделены на какие-либо другие вещества, а смесь представляет собой сочетание двух или более чистых веществ.

2. Чистое вещество имеет постоянные физические и химические свойства, в то время как смеси имеют различные физические и химические свойства (например, точку кипения и точку плавления).

3. Чистое вещество чисто, а смесь нечистая.


: Если вам понравилась эта статья или наш сайт. Пожалуйста, расскажите об этом. Поделитесь им с друзьями / семьей.

Cite
Mabelle. «Разница между чистым веществом и смесью.»DifferenceBetween.net. 6 февраля 2018 г.

.

примеров чистых веществ

Чистые вещества имеют однородный химический состав. Примеры включают воду (жидкость), алмаз (твердое тело) и кислород (газ).

В химии чистое вещество — это материал с постоянным составом. Другими словами, он однороден независимо от того, когда вы его пробуете. Чистое вещество целиком состоит из одного типа атомов или соединений. Он предсказуемо участвует в химической реакции.

Примеры чистых веществ

Лучшими примерами чистых веществ являются чистые элементы, молекулы и соединения:

  • Газообразный водород
  • Металлическое золото
  • Сахар (сахароза)
  • Пищевая сода (бикарбонат натрия)
  • Аммиак
  • Алмаз
  • Медная проволока
  • Кремниевая крошка
  • Сульфат меди
  • Этанол (чистый зерновой спирт)

Серая зона

Некоторые люди считают любую однородную смесь или сплав примером чистого вещества.Эти примеры не состоят из одного типа атома или соединения, но имеют однородную структуру. В идеале чистое вещество этого типа не должно содержать загрязняющих веществ или примесей:

  • Стерлинговое серебро (сплав серебра и меди)
  • Мед
  • Воздух (однородная смесь газов)
  • Растительное масло
  • Латунь
  • Нержавеющая сталь
  • Водопроводная вода
  • Медицинский спирт

Примеры примесей

Некоторые образцы являются яркими примерами нечистых веществ:

  • Смесь песка и соли
  • Букет разных цветов
  • Бетон
  • Часы
  • Автомобиль
  • Пирог

Как идентифицировать чистое вещество

Единственный способ точно узнать, является ли образец чистым веществом, — это провести химический анализ.Однако есть и другие подсказки, которые помогут вам сделать вывод:

  • Является ли кристаллическим? Кристаллы обычно представляют собой относительно чистые соединения.
  • Чистое вещество обычно бывает одного цвета. Исключение составляют случаи, когда вещество имеет необычные оптические свойства, например, отражает или преломляет свет.
  • Чистое вещество имеет одинаковый внешний вид и свойства независимо от того, где вы его отбираете.
  • Если увеличить материю, она должна быть одинаковой везде по своему составу.Исключение составляют случаи, когда материя существует в нескольких фазах (например, тающий лед).
  • Если вы можете написать символ элемента или химическую формулу для образца, это чистое вещество.
.

Чистые вещества и смеси Учебное пособие по химии

Сноски

1. Область, в которой все физические и химические свойства одинаковы, называется фазой.
Чистое вещество состоит только из одной фазы.
Данная фаза может быть твердой, жидкой или газообразной.

2. Гомогенная смесь состоит из одной фазы.
Поскольку газы полностью смешиваются, любая смесь газов будет состоять из одной фазы и будет однородной.
Растворимая соль, растворенная в жидкой воде для получения водного раствора соли, также состоит из единственной фазы.
Растворимая жидкость, такая как этанол, растворенная в жидкой воде, также состоит только из одной фазы.

3. Гетерогенная смесь состоит более чем из одной фазы.

4. H 2 O — это молекулярная формула воды, она говорит нам, что в каждой молекуле воды присутствуют 2 атома водорода и 1 атом кислорода.
Вы можете узнать больше в учебнике по молекулярным формулам.

5. Сульфид железа — это название, данное соединению, содержащему 1 «атом» железа и 1 «атом» серы, в зависимости от его состава.
Вы можете назвать это бинарным неорганическим ионным соединением (солью), и в этом случае предпочтительным названием IUPAC является сульфид железа (2+).
Более раннее название того же соединения по ИЮПАК — сульфид железа (II) (или сульфид железа (II)).
Еще более древнее название того же соединения — сульфид железа (или сульфид железа).

6.Предпочтительное написание ИЮПАК для элемента с химическим символом S — это сера, а не сера.
Вы все еще можете встретить старое написание слова «сера», используемое для обозначения элемента сера.

7. Атомы серы могут располагаться по-разному. Вы можете узнать больше об этом в руководстве по аллотропам.

8. Термин жидкость в химии относится к состоянию (или фазе) вещества, в котором все «частицы» (например, молекулы) идентичны.Следовательно, жидкость по определению является чистым веществом. В обычном использовании люди называют многие типы смесей «жидкостями», например, ликер в стакане нехимик может называть жидкостью, но химик думает об этом как о смеси, известной как водный раствор, потому что В воде растворено много веществ, которые придают ей аромат и цвет.
Самый общий термин для текущего вещества — «жидкость». Жидкость — это жидкость, водный раствор — это жидкость, а газы — это жидкости.

9. Кислород также может существовать в другой форме, известной как озон, в которой 3 атома кислорода химически связаны друг с другом (O 3 ). O 2 и O 3 известны как аллотропы кислорода.

10. Это НЕ исчерпывающий список методов разделения. Вы также можете прочитать о некоторых методах, которые химики используют для отделения веществ от смесей, в следующих руководствах AUS-e-TUTE:
Хроматография, электрофорез и масс-спектроскопия
И существует множество методов, используемых в коммерческих целях для отделения металлов от руд.Возможно, вы захотите прочитать следующие уроки AUS-e-TUTE по добыче металлов:
Концепции извлечения металлов, восстановительный углеродный метод извлечения металлов, извлечение меди плавлением, электролитическое извлечение алюминия, электролитическое извлечение натрия, электрохимическое извлечение меди

11. Золотые самородки могут быть достаточно большими, чтобы их можно было разглядеть на окружающей земле. Найденный подобный золотой самородок привел к созданию огромных золотых приисков Калгурли в Западной Австралии.
Подробнее об этом можно прочитать в декабрьском выпуске AUS-e-NEWS за 2012 год.

12. Строго говоря, это свойство следует называть ферромагнетизмом.
Ферромагнетизм означает сильное притяжение к магнитному полю и проявляется элементами железа (Fe), кобальта (Co) и никеля (Ni) в твердом состоянии.
В общем употреблении термин «магнетизм» относится к «ферромагнетизму».
Есть и другие виды магнестизма:
⚛ парамагнетизм, вещества с неспаренными электронами испытывают слабое притяжение к магнитному полю
⚛ диамагнетизм, очень слабое отталкивание от магнитного поля, которое испытывает вся материя

13.Одно время считалось, что болезнь Гуам деменция вызывается мукой, приготовленной из токсичных семян цикад.
Подробнее об этом можно прочитать в сентябрьском номере AUS-e-NEWS за 2017 год.

14. Обычно хлорид натрия (NaCl) называют солью или поваренной солью. Для химика хлорид натрия — всего лишь один пример соли. В химии соли — это соединения, состоящие из катионов (положительно заряженных ионов) и анионов (отрицательно заряженных ионов), которые удерживаются вместе в трехмерной решетке с помощью электростатических сил притяжения (ионные связи).Таким образом, соль представляет собой ионное соединение, состоящее из двух ионов, бинарное ионное соединение.

15. Солнечное производство испарительной соли подробно обсуждалось в сентябрьском выпуске AUS-e-NEWS за 2016 год.

16. Когда вещество растворяется в воде, полученная смесь называется водным раствором. Количество вещества, растворенного в данном объеме воды, называется концентрацией раствора.
Подробнее о растворах и концентрации можно прочитать в Руководстве по концепциям решений.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *