Азы медицинских знаний и умений, необходимые каждому. Мед знания
Ссылки на медицинские сайты - Медицинские видеолекции
sites.google.com
НОУ ИНТУИТ | Лекция | Основы медицинских знаний
Аннотация: В лекции приведена информация, касающаяся оказания первой медицинской помощи. При этом упор сделан в основном на обыденные ситуации, которые могут случиться у каждого человека. Также для расширения знаний рассказывается небольшая история медицины и ее общие понятия (начальные знания анатомии и т.п.). При этом читатель должен понимать, что даже все основные медицинские знания невозможно охватить в рамках одной лекции, поэтому для расширения своих познаний он должен воспользоваться соответствующей литературой из списка литературы.
Медицинская помощь является одним из главных знаний для любого человека. Оно является таким, потому что это знание является по большей части практическим знанием (то есть оно нужно в практическом применении), которое может спасти жизнь человеку при определенных обстоятельствах, либо смягчить последствия различных травматических опасностей, а также смягчить течение какой-либо распространенной болезни. Прежде чем приступить к изучению некоторых медицинских понятий, необходимо вкратце познакомиться с историей медицины как таковой.
История медицины
Уже в 770—476 гг. до н. э. в Китае существовала книга "Нэй-Цзин" по медицине. Труды Гиппократа и других греческих ученых датируются более поздними периодами.(446—377 гг. до н. э.) Вопреки распространенному мнению, медицина Древнего Китая не была представлена исключительно неподкрепленными фактами, основанными лишь на религии и мифах. Так, например, до нас дошли сведения о том, что уже в V веке до н. э. в Китае проводились хирургические операции с применением наркоза и соблюдением стерильности. в высших слоях общества была развита гигиена. Для предотвращения заражения гельминтами проводились общеизвестные процедуры. Например, мытье рук перед приемом пищи. В период Танской династии(618—907 гг. до н.э) китайским врачам были известны инфекционные заболевания(к примеру, лепра). Больного и всех кто с ним контактировали, изолировали от остальных людей. Имеются сведения о том, что самые первые прививки от оспы были проведены в Китае еще за тысячу лет до нашей эры. Инокуляция содержимого оспенных пустул здоровым людям с целью их защиты от острой формы заболевания распространилась затем и в другие страны (Индию, Японию, Турцию, Малую Азию, страны Европы). Но не всегда прививки были успешно выполнены. Имеются свидетельства и о начале течения острой формы заболевания, и даже о смертях. Традиционная китайская медицина была распространена во всех слоях населения. Она не всегда соответствовала достоверным научным фактам и часто была иррациональна и основана на мифах и религии. В Японии медицина не была настолько самобытна и чаще японские врачеватели использовали китайскую медицину или некоторые ее части. Тибетская медицина корнями уходит в Индию. Именно оттуда пришли все медицинские знания на Тибет. Правда, до нас они дошли несколько измененными. Немало почерпнула медицина Тибета и от других древних цивилизаций. Из китайских источников были позаимствованы знания о некоторых лекарственных средствах природного происхождения, способах их обработки, некоторых видах лечебного массажа, иглотерапии. Все эти знания были изложены в главном медицинском трактате Тибета "Чжуд-ши ". В Тибетской медицине не используются хирургические методы. Считается, что отдельный орган болеть не может. Болеет все тело, так как оно неделимо. Тибетские врачи начинают лечение с приведения в равновесие нервной системы человека.
В египетской медицине мы встречаем смесь самых диких, суеверных, доисторических воззрений со здравыми, строго проверенными наблюдениями и выводами. Всякому врачу предписано было следовать лишь тем правилам, которые жрецы изложили в особых сочинениях. Все открытия в М. приписываются богам и богиням: Озирису, Изиде, Гору, богине Бупастис и Тоту. Врачебное дело находилось в руках жрецов — пастофоров; они принимали больных в храмах. Преподавание М. производилось в особых школах. Гигиена в Египте играла видную роль; были точно определены образ жизни граждан, их пища, сон, обмывания. Многие из подобных правил были заимствованы евреями и вошли в их священные книги. Каждые 3 дня (до другим -3 месяца) предписывалось принимать слабительные и рвотные для очищения тела; в определенные промежутки времени назначался пост. Здоровье поддерживалось также играми. Особые счетчики вели записи о рождаемости и смертности, с обозначением причин болезней. Погребение производилось на кладбищах, в горах; для трупов царей возводились особые курганы в виде пирамид. Трупы свободных граждан подвергались бальзамированию, в 3 видах, сообразно общественному положению умершего. Как анатомия, так и физиология почти совершенно отсутствуют в египетской медицине Телом управляют 4 духа (деканы). До 50 лет тело увеличивается в весе ежегодно на 1/2 лота, а позже начинает уменьшаться, отчего и происходит смерть. Египтянам были известны свойства 700 средств, которые добывались из всех 3 царств природы. Были известны опий и гашиш. По сравнению с современной медициной, внутренних средств было не особенно много; лекарства давались всегда свежие и притом подогретые; также средства замешивались с тестом и давались в виде хлеба. Чтобы ввести лекарство детям, кормилица принимала его и оно с молоком поступало к младенцу. Средства, не вводившиеся через рот, были весьма разнообразны: клизмы, тампоны, затычки, впрыскивания, втирания, окуривания, мази, припарки. Зубы пломбировались, недостающие заменялись искусственными, которые привязывались золотыми проволоками к соседним зубам. По мнению Эберса, заклинания имели значение лишь для низших сословий. Египетские врачи достигли в лечении глазных болезней замечательного искусства; назначались лекарства и производились операции. Болезни кожи и особенно проказа встречались часто; проказа считалась заразительной, почему больные уединялись. Хирургия египтян значительно уступала индийской, но перевязка ран производилась вполне удовлетворительно; при переломах менялись повязки; язвы присыпались порошками или лечились мазями. Акушерство было довольно разработано; множество приемов для ведения правильных родов, также для лечения женских болезней и бесплодия были заимствованы у египтян греками и описаны греческими врачами.
Одним из основателей медицины в Древней Греции признавался Эскулап — египтянин, переехавший в Грецию. От Эскулапа считалось, что вели происхождение жрецы, занимавшиеся лечением, — асклепиады. Устройство жреческого сословия в древней Греции вполне напоминает таковое в Египте. Медицинские познания переходили от отца к сыну. Такой характер врачебное сословие удерживало в течение многих веков, но условия гражданской жизни затем произвели переворот, весьма полезный для успехов М. Лечение происходило в храмах, которых насчитывалось более 320. В храме исцеление происходило посредством инкубации: больной, молившийся в течение дня, ложился в храме и засыпал; бог являлся и во сне и объявлял свою волю. В Греции было несколько врачебных школ, которые соперничали одна с другой и, стараясь привлечь побольше учеников, стали преподавать медицину и светским людям. Особенно славились школы, бывшие в Киренах, Кротоне и Родосе. Все они уже пришли в упадок, когда возникли две новые: в Книде и на о-ве Косе. Самой замечательной была последняя; из нее вышел Гиппократ. Названные две школы существенно различались по направлению. На Косе болезнь считалась общим страданием и соответственно лечилась, причем обращалось внимание на телосложение и другие особенности больного. Книдская школа видела в болезни местное страдание, изучала припадки и действовала на местное расстройство; в этой школе насчитывалось немало знаменитых врачей; из них особенной славой пользовался Эйрифон. Школа на Косе сначала была ниже книдской, но с выступлением на сцену Гиппократа она оставила далеко позади себя свою соперницу. Кроме храмов другим источником медицинских знаний были философские школы. В них изучалась вся природа, следовательно, и болезни. Философы освещали медицину с иной стороны, нежели врачи-практики — именно они разрабатывали ее научную сторону; они, кроме того, при посредстве своих бесед, распространяли медицинские познания среди образованной публики. Третий источник медицины составляла гимнастика. Люди, заведовавшие ею, расширили круг своих действий и лечили переломы и вывихи, наблюдавшиеся часто в палестрах. Икк из Тарента обратил особенное внимание на питание, и эта отрасль знаний затем приняла особенное развитие. Геродик из Селимврии применил гимнастику к лечению хронических болезней, и успех его приемов заставил многих больных искать помощи не в храмах, а в гимназиях. Итак, в храмах, философских школах и гимназиях медицине изучалась с различных сторон. Значимость Гиппократа заключается в том, что он сумел связать воедино все разрозненные течения, и его справедливо называют отцом медицины Его сочинения были предметом особого изучения; объяснения к ним и критика их составляют особую библиотеку. Причины болезней разделяются на внешние и внутренние; к первым относятся: времена года, температура, вода, местность; ко вторым — индивидуальные, зависящие от питания и деятельности человека. В зависимости от времен года, развиваются те или другие болезни. Учение о климате вытекает отсюда само собой. Возраст можно сравнить с временем года, ибо каждому возрасту свойственно различное состояние теплоты. Питание и движение способны вызывать расстройства недостатком или избытком, способствуя или препятствуя потреблению неизрасходованных телом сил. Изучение изменений под влиянием болезней древняя медицина начала с жидкостей, почему патология Гиппократа и называется гуморальной. По его мнению, здоровье зависит от правильного смешения жидкостей, или кразы. Болезнь происходит от расстройства кразы жидкостей. В связи с этим находится учение о так называемом nереварuвании (кокции) жидкостей: напр., при насморке вытекающая из носа жидкость сначала водяниста и едкая; по мере выздоровления она делается желтой, тягучей, густой, перестает раздражать. Вот такое изменение жидкостей древние обозначали словом "переваривание" и полагали, что большинство болезней стремится к перевариванию соков; пока жидкость сырая, болезнь находится на высоте развития; когда жидкость переварилась и приняла естественный состав, болезнь прекращается. Чтобы излечить болезнь, необходимо переварить соки; выведение переваренной жидкости называлось кризисом; последний происходит по строго определенным законам, а потому происходит в особые критически дни, установленные для каждой болезни, но несколько колеблющиеся в зависимости от различных причин. Это учение напоминает отчасти современные воззрения о разрешении болезней. Предсказание для Гиппократа составляет основу всей практической медицине Оно дополняет то, что больной не хотел или не умел рассказать. Обращаясь к настоящему, предсказание объясняет разницу между здоровьем и болезнью и опасности, ожидающие больного; после этого предсказание показывает, чего можно ожидать в будущем. Лечение составляет также часть системы, опирающуюся везде на опыт и наблюдения. Для применения лечебных средств указываются подходящие время и состояние болезни. Признаки болезней разработаны до крайней степени совершенства. Советуется пользоваться всеми чувствами при исследовании больного и сообщаются объективные признаки расстройств. Многие приемы, описанные Гиппократом, применены современной медицине лишь недавно(напр. постукивание и выслушивание, а некоторые еще ждут основательной разработки). У Гиппократа хирургия описана столь полно, что невольно вызывает удивление даже в наше время. Так же прекрасно разработаны операции трепанации, удаления гноя из грудной клетки, прокола живота и многие другие. Кровотечения составляют слабую сторону школы Гиппократа о хирургии, вследствие неумения останавливать их перевязкой сосудов; оттого ампутации, вылущение больших опухолей, вообще операции с большой потерей крови не производились и соответствующие больные оставлялись на произвол судьбы и растерзанию волкам.
В Византии медицина разделяла судьбу остальных отраслей человеческого знания и влачила жалкое существование. Из писателей достаточно упомянуть Актуария и Деметрия. В Западной Европе царствовали мрак и невежество, науки находили немногих поклонников. В школах Германии, Англии, Галлии, начиная с IX в., преподавалась и медицина; лечением занимались монахи и светские люди. Самой знаменитой из врачебных школ в Европе в Средние века была Салернская. Сочинения этой Школы были приняты, как образцовые, в других училищах; особенной славой пользовалась гигиеническая поэма "Regimen Sanitatis". К Салернской школе принадлежали врачи из духовного и светского звания, также женщины; они заведовали больницами, сопровождали в походах армии и состояли при королях и принцах. Только с XIII в. у немногих представителей медицины замечается поворот и обнаруживается стремление изучать природу путем наблюдений и опытов. Таковы Арнольд де Вилланова и Роджер Бэкон. В XIV стол. начинается разработка анатомии на основании вскрытий и Мондини издает сочинение, содержащее точные изображения органов. До XV в. арабы царили в европейской медицине., так что даже сочинения Галена в Европе распространялись в переводах с арабского(Исторические данные по медицинской науке приведены с помощью Википедии - свободной энциклопедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%8B) .
Базовые знания анатомии человека
Для того чтобы человек мог правильно описать, что именно у него болит, а также чтобы он мог понять, как функционирует его собственный организм, ему необходимо знать свою анатомию. В этом разделе будут приведены основные анатомические знания, которые необходимо знать каждому человеку.
Для того, чтобы понять как правильно ликвидировать переломы, а также определить, какие именно кости подвержены серьезным воздействиям, необходимо ознакомиться с костной системой человека. Человеческий скелет представлен на рисунке ниже:

На рисунке виден скелет человека, а также названия некоторых костей. Как можно увидеть, скелет состоит из следующих частей: Череп, ключица, лопатка, грудина, плечевая кость, ребра, позвоночный столб, лучевая кость, локтевая кость, таз, кости запястья, пястные кости, фаланги пальцев, бедро, коленная чашечка, большая берцовая кость, малоберцовая кость, кости предплюсны, плюсневые кости, пятка. Все это в совокупности составляет человеческий скелет. Если рассматривать скелет по отдельности, то можно выделить несколько частей. Одной из таких частей является скелет верхней части:

К костям верхней конечности относятся ключица, лопатка, плечевая кость, локтевая кость, лучевая кость, кости запястья, фаланги пальцев. Помимо костей верхней части есть также кости нижней части:

К скелету нижней части относят тазовую и бедренные кости, надколенники, большеберцовую кость, малоберцовую кость, а также кость стопы. В основном большинство травм связанных с костями происходит именно с скелетами верхней и нижней частей. Это вполне объяснимо, так как эти скелеты наиболее активно участвуют в передвижении человека, и они чаще всего подвергаются воздействию со стороны. Реже, но все равно бывают различные травмы черепа. Сам череп представлен на рисунке ниже:

Как можно увидеть череп состоит их решетчатой кости, лобной кости, теменной кости, слезной кости, носовой кости, затылочной кости, височной кости, скуловой кости, нижней челюсти, верхней челюсти, а также клиновидной кости. Так как подвижной частью в черепе является нижняя челюсть, то с ней наиболее часто случаются различные травмы, которые могут серьезно сказаться на здоровье человека. Обычно травмы нижней челюсти случаются при ударах. Интересен и тот факт, что все кости черепа соединены между собой с помощью зубчатых швов. Эти швы помогают наиболее плотно скрепить черепные кости.
Довольно частые травмы имеют место быть и в реберной части. Эти травмы могут быть достаточно опасными, так как смещение ребер может иметь серьезные последствия для внутренних органов, вплоть до их повреждения и вызова в связи с этим внутреннего кровотечения.
Другой важной частью в анатомии является мышечная часть человека. Мышцы - органы тела человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Предназначены для выполнения различных действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания. Мышцы состоят на 86,3 % из воды. Без мышечной части, человек не смог бы обрести всю полноту своих действий, которой он обладает. Мышцы присутствуют у человека везде и покрывают его изнутри. (при составлении текста о мышцах и костях были использованы материалы: Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи: 075 Учеб. пособие / Под ред. Р. И. Айзмана, С. Г. Кривощекова. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. — 271 с.: ил. 78, табл. 7.)
Другой важной частью в организме человека является его наружный покров- кожа. Кожа — наружный покров организма человека, защищающий тело от широкого спектра внешних воздействий, участвующий в дыхании, терморегуляции, обменных и многих других процессах. Кроме того, кожа представляет массивное рецептивное поле различных видов поверхностной чувствительности (боли, давления, температуры и т. д.). Является самым большим человеческим органом, так как кожа полностью покрывает тело человека. Ниже на рисунке представлены различные системы человека, а также из чего они состоят (рисунок представлен с помощью портала allmedicina.ru):

На данном рисунке показаны различные важные системы человека с перечислением органов, которые участвуют в процессах этих системах. Читатель должен знать название системы, а также те органы, которые существуют конкретно в этих системах. Сами же системы выполняют разные функции, а именно:
- Эндокринная система: регуляция процессов в организме посредством гормонов
- Дыхательная система: обеспечение дыхания (легкие).
- Пищеварительная система: переработка пищи во рту, желудке и в кишечнике.
- Выделительная система: удаление продуктов обмена веществ из организма.
- Нервная система: получение, обработка и передача информации (мозг и нервы)
- Кровеносная система: циркуляция крови в сердце и кровеносных сосудах
- Опорная система: регулирование передвижение человека
Сами же органы каждой из систем будут рассматриваться подробно при изучении конкретных проблем с теми или иными внутренними органами (например, отравление, внутренние психические расстройства).
www.intuit.ru
Азы медицинских знаний и умений, необходимые каждому
-Доктор, мне акула откусила руку!!! -Да-да, они такое делают..
Подводный мир удивительно прекрасен. В этом не надо никого убеждать. Это знают все, тем более те, кто держит в руках журнал. Спасибо интригующим фильмам о захватывающих приключениях команды Кусто. Огромное число людей с интересом заглядывают в глубины вод, мечтая прикоснуться хотя бы к некоторым из многочисленных тайн. Кое-кто даже набирается смелости, берет ласты, маску с трубкой, а то и специальное снаряжение, и предпринимает мужественные попытки встать в один ряд с героями телевизионного экрана, что называется, перейти с глубиной «на ты». Остальные им завидуют и зачарованно кивают головой, слушая за праздничным столом сказочные байки о необычных событиях, происходящих с рассказчиком при погружениях в морские пучины.
Тем не менее, не следует забывать и о том, что мир глубин очень и очень враждебен. Согласитесь, чтобы человек утонул, достаточно лишить его воздуха, покрыв лицо слоем воды не более сантиметра. И все… Американский астронавт Скотт Карпентер, побывавший в свое время на Луне, после первого же погружения с аквалангом заметил, что испытал на глубине около 15 м ужас «в тысячу раз больший, чем в открытом космосе».
И это вполне закономерно. Рядовой ныряльщик, опускающийся с маской и ластами, рискует ничуть не меньше космонавта. Тем более рискует всякий, включившийся в акваланг. Почему? Одна из главнейших задач — ответить на этот вопрос.
Давайте обсудим то, что должен знать и уметь не только каждый дайвер, т.е. аквалангист-любитель, и не только всякий уважающий себя экстремал, но даже любой обычный гражданин. Давайте вспомним, если Вы оказались свидетелем или участником несчастного случая, аварии или происшествия, что нужно знать и какие действиявыполнить, чтобы спасти пострадавшего? Как не дать ему умереть прежде, чем прибудет карета скорой помощи? Речь пойдет об основах первой медицинской помощи.
Оговорим, сегодня поведем речь о знаниях универсальных, годных на все случаи жизни. Не будем трогать сугубо водолазную специфику, механизмы развития и распознавание конкретных заболеваний. Даже для простейшего разбора подобных ситуаций понадобится немало времени, и не всем эта тема может показаться интересной. (Не зря ведь в учебных программах международных агентств и обществ подготовки дайверов вопросы водолазной физиологии и медицины отнесены к компетенции не новичков, а далеко «продвинутых» ныряльщиков, а то и инструкторов). Будем следовать традиции. Начнем с азов, непосредственного отношения к водолазному делу не имеющих.
Примеры из жизни. Плавательный бассейн, душ. Ваш лучший друг, намыливший голову, закрыл не тот кран, что хотел, и, выскакивая из-под струи горячей воды, поскользнулся и упал. Лежит на полу бездыханный. Что делать? Другой случай. Любимая теща, узнав, что Вы собираетесь увлечь сына-подростка нырянием с аквалангом, «схватилась за сердце» и медленно осела на пол. Как ей помочь?
Или еще. Вы прошли обучение в одном из подводных клубов, обзавелись снаряжением, собрались с духом и отправились в путешествие. В самолете сосед по ряду подавился кофе, закашлялся и «обмяк». Ваши действия? В лесу на пикнике лучшие друзья затеяли соревнование по метанию топора в ближайшее дерево. В итоге топор упал на ногу одному из метальщиков и рассек ботинок. Из раны струится кровь, можно сказать, бежит ручьем…? А если Вы окажетесь на месте автомобильной аварии с несколькими пострадавшими, знаете, как поступить?
Если Вы думаете, что знаете, то, скорее всего, переоцениваете свои возможности. К глубочайшему сожалению, в нашей стране система распространения элементарных знаний по оказанию первой медицинской помощи просто отсутствует. То, чему обучают школьников и лиц некоторых опасных профессий, ничего общего с научными рекомендациями не имеет.
Голову дам на отсечение, Вы ведь уверены, что первая помощь предполагает наложение жгута при кровотечении и удаление воды из воздухоносных путей утопленника. Как ни парадоксально, жгут — вещьзапрещенная, а попытки вылить воду из дыхательных путей специалисты относят к числу самых распространенных ошибок. В наше суровое время даже охраняемые профессиональными телохранителями уголовные авторитеты гибнут, получив огнестрельные ранения, или теряют в конце концов руки и ноги только потому, что их ближайшее окружение неграмотно в вопросах первой медицинской помощи.
Для того, чтобы в подавляющем числе ситуаций быть, что называется, во всеоружии, необходимо и достаточно знать и уметь три вещи: а) как остановить кровотечение; б) как помочь человеку, потерявшему сознание; в) что делать при остановке сердца и дыхания. Алгоритмы простые и универсальные. Они верны всегда, независимо от истиной причины происшествия: и в отношении лиц, пораженных электрическим током, и при отравлении ядовитыми грибами, и при остром сердечном приступе, и при нападении опасных морских животных.
Если Вы будете ими владеть, те, кто Вас окружают, могут быть спокойны за свою судьбу. Что бы ни случилось, у них есть шанс не погибнуть при несчастном случае немедленно. Их доставят в лечебное учреждение, и современная медицина, достигшая небывалых высот развития, сможет вернуть их к жизни. Если же ни Вы и никто другой грамотно первую помощь не окажет, несчастные могут просто не дожить до того момента, когда медики их могли бы спасти.
Итак, алгоритм первый, помощь при кровотечении
Не надо вспоминать про артериальное и венозное кровотечение, если Вы вообще про это слышали. Знание вида поврежденного сосуда никак не влияет на рекомендуемый образ действий. Вы не медицинский работник, и не стоит забивать голову ненужной информацией. Любое кровотечение останавливают давлением на рану. Л ю б о е !
Рану необходимо с силой прижать. Рукой. Накинуть на повреждение кусок ткани, сверху положить ладонь и сильно надавить. Ткань может быть любой. Конечно же, хорошо, если это окажется стерильная салфетка из аптечки, чистый носовой платок или обрывок простыни. Однако специально утруждать себя поисками чего-либо подобного не следует — время дороже! Используйте любую материю, оказавшуюся под рукой. С одинаковым успехом в дело можно пустить и полотенце, и оторванную полу рабочей куртки, и промасленную ветошь.
Никакие возражения «о попадании грязи в рану» неуместны. Если драгоценное время будет потрачено на поиски чистого подручного материала, и пострадавший умрет на месте происшествия от потери крови, то в чем тогда глубокий смысл всех Ваших попыток помочь? Поверьте, с пресловутой «грязью в ране» врачам справиться бывает не очень сложно…
Придавленная Вашей рукой рана в 85 случаях из 100 кровоточить перестанет. Вы переведете дух, успокоите пострадавшего, если он способен Вас слушать, и начнете вспоминать, где можно разживиться бинтом. Время на размышления ничто не ограничивает. Когда вспомните, где аптечка первой помощи или чистая плотная ткань, способная заменить бинт, положите на рану тугую повязку. То есть туго перевяжете рану, постепенно отнимая от повреждения собственную ладонь, заменяя давление руки давлением повязки.
В оставшихся 15 случаях кровотечение может продолжаться. Однако интенсивность потери крови значительно уменьшится. Это будет уже не фонтан, даже не ручей. Из-под ладони, сдавившей поврежденную область, кровь будет лишь сочиться каплями. При такой интенсивности кровопотеря достигнет критического значения не за несколько минут, как при обычном кровотечении, а за несколько часов, что вполне безопасно.
Тем не менее, для полного прекращения выделения крови придавленную рану следует поместить выше уровня сердца: руку поднимают над головой; при повреждениях ноги пострадавшего укладывают, а ногу приподнимают; при ранениях туловища пострадавшего определяют лежать на здоровом боку. В любом случае помощь завершают наложением тугой повязки.
Алгоритм второй. Помощь при потере сознания
О потери сознания говорят тогда, когда пострадавший или заболевший теряет способность реагировать на Ваши к нему обращения: не слышит, не видит и не чувствует, если его тормошить. Причин угасания мыслительной деятельности очень и очень много. Это может быть и отравление суррогатами алкоголя, и травма головы, и результат острого инфекционного заболевания, и сердечный приступ, и пр. При оказании первой помощи знание причины потери сознания мало на что влияет. Принципиальное значение имеют совсем иные моменты.
Первое, что необходимо выяснить, сохранено ли у жертвы самостоятельное дыхание и кровообращение. Для этого оказывающий помощь склоняется над потерявшим сознание человеком, залезает ему пальцем в рот и удаляет оттуда все посторонние предметы, включая искусственные челюсти и др., и далее ухом и щекой — самые чувствительные места — пытается определить, присутствуют ли у пострадавшего движения воздуха через рот или нос. Потом уже смотрят пульс. Его всегда прощупывают на шее (на сонной артерии). Для этого следует на уровне кадыка, так называемого адамова яблока, поместить кончики пальцев в ложбинку, образованную краем кивательной мышцы.
Если дыхание и сердечная деятельность сохранены, самая большая опасность, подстерегающая пострадавшего непосредственно на месте происшествия, состоит в том, что он либо задавится собственным языком, либо захлебнется рвотными массами. У человека, лежащего без сознания, все мышцы расслаблены, в том числе и мышцы горла. В положении «на спине» расслабленный язык (а тем более рвотные массы или любые другие жидкости) под действием своего веса легко опускается в глотку, закупоривая дыхательные пути.
Следовательно, пострадавшего в бессознательном состоянии следует уложить так, чтобы «само-удушения» не произошло. Лучше всего его перевернуть на живот, слегка повернув голову на бок. Руки, по возможности, вытянуть вниз и в стороны. В такой позиции жертву можно уже оставить до прибытия скорой помощи.
Вот и вся помощь!
Алгоритм третий. Помощь при остановке дыхания и сердечной деятельности.
Первоначальные действия — определение пульса и дыхания — одинаковы во всех случаях потери сознания. Отличия начинаются тогда, когда обнаруживается, что потерпевший не дышит, и у него не бьется сердце. В таком случае производят искусственную вентиляцию легких и непрямой массаж сердца. Если этого не сделать, то через несколько минут тот, кто нуждается в помощи, безвозвратно потеряет всякую возможность восстановить жизненную активность.
Дело в том, что гибель органов и тканей, составляющих организм, наступает не одновременно с остановкой сердца и дыхания. Ткани перестают получать новые порции кислорода и питательных веществ, обычно приносимые кровью, и тогда, когда заканчиваются так называемые внутренние запасы, наступает смерть клеток. Прежде, чем клетки окончательно умрут, проходит всегда какое-то время — от нескольких минут до нескольких часов.
Если каким-либо образом заставить остановившееся сердце сокращаться и прогонять по сосудам кровь и при этом обеспечить периодическое поступление в легкие порций свежего воздуха, то возможно поддерживать жизнедеятельность клеток, тканей и всех органов сколь угодно долго, в надежде на то, что нормальную работу организма еще удастся восстановить. Эти мероприятия, направленные на то, чтобы отодвинуть момент окончательной и безвозвратной смерти, и составляют суть первой помощи. Именно их называют сложным термином — непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция легких.
Сокращений сердца, достаточных для проталкивания крови по сосудам, легко добиться сдавлениями грудной клетки. Главное, чтобы наружная поверхность груди смещалась при этом не менее, чем на 6 см. Пострадавшего укладывают на спину на твердую ровную поверхность и начинают толчками надавливать ему на нижнюю половину груди. Каждую секунду следует делать не менее одного толчка.
Для искусственной вентиляции легких вполне подходит тот воздух, который каждый из нас выпускает при выдохе — в нем вполне достаточно кислорода. Спасатель запрокидывает голову пострадавшего далеко назад, охватывает приоткрывшийся рот своими губами, делает не очень глубкий вдох через нос и далее с силой вдувает свой воздух в легкие того, кому оказывает помощь. Потом отрывается от его лица и наблюдает, как воздух выходит обратно. Общее соотношение толчков на область сердца и циклов искусственных вдохов-выдохов должно быть 5:1.
В некоторых случаях закрытый массаж сердца и искусственное дыхание способствуют возобновлению самостоятельной сердечной активности и дыхания. Поэтому в процессе выполнения указанных мероприятий полезно периодически проверять, не восстановился ли пульс на сонной артерии и не появилось ли дыхание. В целом, попытки оживить пострадавшего ни в коем случае не следует прекращать. Их продолжают до тех пор, пока на место трагедии не прибудут медики.
Вот, наверное, и все, что необходимо твердо знать по основам первой медицинской помощи. (К сожалению, в заочной беседе трудно формировать чьи-либо умения, вопросы практического освоения жизненно необходимых навыков читателю придется решать самостоятельно). Напомним, это должен знать и уметь каждый. Для того, чтобы разговаривать об особенностях первой медицинской помощи при конкретных происшествиях, связанных со специфической деятельностью, например, с водолазным делом и дайвингом, необходимо от чего-то отталкиваться, опираться на некий фундамент. Возможно, разобранные сегодня вопросы не просто лягут в основу наших дальнейших бесед, но и сослужат кому-то практическую пользу в повседневной работе и жизни.
baltikadiving.ru
В школьную программу введут "Основы медицинских знаний"
Министерству образования и министерству здравоохранения поручено проработать этот вопрос.
Вице-премьер Ольга Голодец потребовала от Минобрнауки и Минздрава подготовить предложения о том, как и в каком объёме включить в школьную программу "основы медицинских знаний, в том числе вопросов оказания первой помощи". По данным Лайфа, оба ведомства ранее уже получали задание проработать этот вопрос, но заявили, что нынешний объём получаемых знаний школьниками по вопросу оказания первой помощи считают достаточным.
Так, в апреле замминистра образования Александр Климов написал в направленном в Минздрав письме: "Минобрнауки считает достаточным существующий объём содержания общего образования, связанный с изучением основ медицинских знаний".
Климов в письме пояснил, что основы медицинских знаний школьники получают уже сейчас на уроках окружающего мира, биологии, ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) и физической культуры.
В начальных классах дети узнают о ценности здоровья и здорового образа жизни. Им рассказывают о том, каким должен быть режим дня, куда звонить, если нужна экстренная помощь, как оказывать первую помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании и перегреве, отмечал замминистра.
Дети узнают, какое негативное влияние на здоровье могут оказывать компьютерные игры и телевидение, как противостоять "негативному влиянию открытой и скрытой рекламы психоактивных веществ, алкоголя, табакокурения", продолжает Климов.
Также он отмечал, что в средних классах школьникам объясняют, как оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении, при растяжениях, вывихах и переломах, при остановке сердца, при укусе насекомых и змей. Также подростки узнают, как правильно питаться, зачем нужны прививки, как проводить профилактику сердечно-сосудистых и многих других заболеваний".
"Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путём и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. Нарушения зрения и их предупреждение", — перечисление всех медицинских знаний, которые получает школьник, занимает в письме Климова несколько страниц.
Письмо из Минздрава за подписью министра Вероники Скворцовой ушло в правительство 12 мая. Там сообщалось примерно то же самое, что и в письме Минобрнауки. "... Проводимая в настоящее время работа позволяет формировать у обучающихся ... компетенции по основам медицинских знаний, в том числе по вопросам оказания первой помощи", — резюмирует министр.
Однако вице-премьер Ольга Голодец настаивает на разработке предложений по включению "основ медицинских знаний" в образовательные программы.
— В оба ведомства направлены письма с требованием доработать и представить свои предложения, — сообщает источник Лайфа в правительстве.
Ранее главный врач московской ГКБ № 71 Александр Мясников в своей колонке для Лайфа поставил россиянам три с минусом по медицинской грамотности. Он перечислил основные вопросы, которые каждый человек должен изучить (и, желательно, ещё в школе), чтобы оставаться здоровым долгие годы.
Главными оказались не те вещи, которые школьники проходят на уроках сейчас. По его мнению, не так важно оказывать первую помощь при переломах или остановке сердца: обычно люди нечасто попадают в ситуации, когда они могут применить такие знания. Врачи хотели бы, чтобы люди больше знали об антибиотиках, — потому что часто граждане назначают их себе, когда этого делать совсем не нужно.
Также врачи хотели бы, чтобы пациенты знали о симптомах, которые нельзя игнорировать и при появлении которых нужно сразу идти в клинику. Например, изжога может указывать не только на проблемы с желудком, но и на неполадки с сердцем.
На сердце может указывать и боль в середине груди. Но многие думают, что просто простудились, и не идут к врачу, рассказывал Лайфу главный терапевт Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова Владимир Тюрин, перечисляя главные ошибки при самолечении.
Даже те медицинские знания, которые школьники должны получать в школе, на практике дети не усваивают. Спасатель, заместитель председателя Московского областного регионального отделения "Всероссийский студенческий корпус спасателей" Никита Еськин объясняет, почему так бывает.
Он и его коллеги периодически проводят практические занятия со школьниками об основах оказания первой помощи пострадавшему. И у них это получается гораздо лучше, чем у преподавателей ОБЖ.
— Когда приезжаем мы, у нас есть тренажёры, интересные яркие фильмы, интерактивные программы, — сказал он. — Через практику детям значительно проще всё усваивать. Например, наши ребята приходят в школы, рассказывают, как правильно проводить сердечно-лёгочную реанимацию, наложить кровоостанавливающий жгут или шину при переломе конечности. Дети ничего об этом не знают, хотя по программе ОБЖ они это уже проходили. Тренажёры, на которых отрабатываются эти навыки, есть далеко не во всех школах. А как можно научить ребёнка спасать человека по учебнику?
life.ru
НОУ ИНТУИТ | Лекция | Основы медицинских знаний
Аннотация: В лекции приведена информация, касающаяся оказания первой медицинской помощи. При этом упор сделан в основном на обыденные ситуации, которые могут случиться у каждого человека. Также для расширения знаний рассказывается небольшая история медицины и ее общие понятия (начальные знания анатомии и т.п.). При этом читатель должен понимать, что даже все основные медицинские знания невозможно охватить в рамках одной лекции, поэтому для расширения своих познаний он должен воспользоваться соответствующей литературой из списка литературы.
Медицинская помощь является одним из главных знаний для любого человека. Оно является таким, потому что это знание является по большей части практическим знанием (то есть оно нужно в практическом применении), которое может спасти жизнь человеку при определенных обстоятельствах, либо смягчить последствия различных травматических опасностей, а также смягчить течение какой-либо распространенной болезни. Прежде чем приступить к изучению некоторых медицинских понятий, необходимо вкратце познакомиться с историей медицины как таковой.
История медицины
Уже в 770—476 гг. до н. э. в Китае существовала книга "Нэй-Цзин" по медицине. Труды Гиппократа и других греческих ученых датируются более поздними периодами.(446—377 гг. до н. э.) Вопреки распространенному мнению, медицина Древнего Китая не была представлена исключительно неподкрепленными фактами, основанными лишь на религии и мифах. Так, например, до нас дошли сведения о том, что уже в V веке до н. э. в Китае проводились хирургические операции с применением наркоза и соблюдением стерильности. в высших слоях общества была развита гигиена. Для предотвращения заражения гельминтами проводились общеизвестные процедуры. Например, мытье рук перед приемом пищи. В период Танской династии(618—907 гг. до н.э) китайским врачам были известны инфекционные заболевания(к примеру, лепра). Больного и всех кто с ним контактировали, изолировали от остальных людей. Имеются сведения о том, что самые первые прививки от оспы были проведены в Китае еще за тысячу лет до нашей эры. Инокуляция содержимого оспенных пустул здоровым людям с целью их защиты от острой формы заболевания распространилась затем и в другие страны (Индию, Японию, Турцию, Малую Азию, страны Европы). Но не всегда прививки были успешно выполнены. Имеются свидетельства и о начале течения острой формы заболевания, и даже о смертях. Традиционная китайская медицина была распространена во всех слоях населения. Она не всегда соответствовала достоверным научным фактам и часто была иррациональна и основана на мифах и религии. В Японии медицина не была настолько самобытна и чаще японские врачеватели использовали китайскую медицину или некоторые ее части. Тибетская медицина корнями уходит в Индию. Именно оттуда пришли все медицинские знания на Тибет. Правда, до нас они дошли несколько измененными. Немало почерпнула медицина Тибета и от других древних цивилизаций. Из китайских источников были позаимствованы знания о некоторых лекарственных средствах природного происхождения, способах их обработки, некоторых видах лечебного массажа, иглотерапии. Все эти знания были изложены в главном медицинском трактате Тибета "Чжуд-ши ". В Тибетской медицине не используются хирургические методы. Считается, что отдельный орган болеть не может. Болеет все тело, так как оно неделимо. Тибетские врачи начинают лечение с приведения в равновесие нервной системы человека.
В египетской медицине мы встречаем смесь самых диких, суеверных, доисторических воззрений со здравыми, строго проверенными наблюдениями и выводами. Всякому врачу предписано было следовать лишь тем правилам, которые жрецы изложили в особых сочинениях. Все открытия в М. приписываются богам и богиням: Озирису, Изиде, Гору, богине Бупастис и Тоту. Врачебное дело находилось в руках жрецов — пастофоров; они принимали больных в храмах. Преподавание М. производилось в особых школах. Гигиена в Египте играла видную роль; были точно определены образ жизни граждан, их пища, сон, обмывания. Многие из подобных правил были заимствованы евреями и вошли в их священные книги. Каждые 3 дня (до другим -3 месяца) предписывалось принимать слабительные и рвотные для очищения тела; в определенные промежутки времени назначался пост. Здоровье поддерживалось также играми. Особые счетчики вели записи о рождаемости и смертности, с обозначением причин болезней. Погребение производилось на кладбищах, в горах; для трупов царей возводились особые курганы в виде пирамид. Трупы свободных граждан подвергались бальзамированию, в 3 видах, сообразно общественному положению умершего. Как анатомия, так и физиология почти совершенно отсутствуют в египетской медицине Телом управляют 4 духа (деканы). До 50 лет тело увеличивается в весе ежегодно на 1/2 лота, а позже начинает уменьшаться, отчего и происходит смерть. Египтянам были известны свойства 700 средств, которые добывались из всех 3 царств природы. Были известны опий и гашиш. По сравнению с современной медициной, внутренних средств было не особенно много; лекарства давались всегда свежие и притом подогретые; также средства замешивались с тестом и давались в виде хлеба. Чтобы ввести лекарство детям, кормилица принимала его и оно с молоком поступало к младенцу. Средства, не вводившиеся через рот, были весьма разнообразны: клизмы, тампоны, затычки, впрыскивания, втирания, окуривания, мази, припарки. Зубы пломбировались, недостающие заменялись искусственными, которые привязывались золотыми проволоками к соседним зубам. По мнению Эберса, заклинания имели значение лишь для низших сословий. Египетские врачи достигли в лечении глазных болезней замечательного искусства; назначались лекарства и производились операции. Болезни кожи и особенно проказа встречались часто; проказа считалась заразительной, почему больные уединялись. Хирургия египтян значительно уступала индийской, но перевязка ран производилась вполне удовлетворительно; при переломах менялись повязки; язвы присыпались порошками или лечились мазями. Акушерство было довольно разработано; множество приемов для ведения правильных родов, также для лечения женских болезней и бесплодия были заимствованы у египтян греками и описаны греческими врачами.
Одним из основателей медицины в Древней Греции признавался Эскулап — египтянин, переехавший в Грецию. От Эскулапа считалось, что вели происхождение жрецы, занимавшиеся лечением, — асклепиады. Устройство жреческого сословия в древней Греции вполне напоминает таковое в Египте. Медицинские познания переходили от отца к сыну. Такой характер врачебное сословие удерживало в течение многих веков, но условия гражданской жизни затем произвели переворот, весьма полезный для успехов М. Лечение происходило в храмах, которых насчитывалось более 320. В храме исцеление происходило посредством инкубации: больной, молившийся в течение дня, ложился в храме и засыпал; бог являлся и во сне и объявлял свою волю. В Греции было несколько врачебных школ, которые соперничали одна с другой и, стараясь привлечь побольше учеников, стали преподавать медицину и светским людям. Особенно славились школы, бывшие в Киренах, Кротоне и Родосе. Все они уже пришли в упадок, когда возникли две новые: в Книде и на о-ве Косе. Самой замечательной была последняя; из нее вышел Гиппократ. Названные две школы существенно различались по направлению. На Косе болезнь считалась общим страданием и соответственно лечилась, причем обращалось внимание на телосложение и другие особенности больного. Книдская школа видела в болезни местное страдание, изучала припадки и действовала на местное расстройство; в этой школе насчитывалось немало знаменитых врачей; из них особенной славой пользовался Эйрифон. Школа на Косе сначала была ниже книдской, но с выступлением на сцену Гиппократа она оставила далеко позади себя свою соперницу. Кроме храмов другим источником медицинских знаний были философские школы. В них изучалась вся природа, следовательно, и болезни. Философы освещали медицину с иной стороны, нежели врачи-практики — именно они разрабатывали ее научную сторону; они, кроме того, при посредстве своих бесед, распространяли медицинские познания среди образованной публики. Третий источник медицины составляла гимнастика. Люди, заведовавшие ею, расширили круг своих действий и лечили переломы и вывихи, наблюдавшиеся часто в палестрах. Икк из Тарента обратил особенное внимание на питание, и эта отрасль знаний затем приняла особенное развитие. Геродик из Селимврии применил гимнастику к лечению хронических болезней, и успех его приемов заставил многих больных искать помощи не в храмах, а в гимназиях. Итак, в храмах, философских школах и гимназиях медицине изучалась с различных сторон. Значимость Гиппократа заключается в том, что он сумел связать воедино все разрозненные течения, и его справедливо называют отцом медицины Его сочинения были предметом особого изучения; объяснения к ним и критика их составляют особую библиотеку. Причины болезней разделяются на внешние и внутренние; к первым относятся: времена года, температура, вода, местность; ко вторым — индивидуальные, зависящие от питания и деятельности человека. В зависимости от времен года, развиваются те или другие болезни. Учение о климате вытекает отсюда само собой. Возраст можно сравнить с временем года, ибо каждому возрасту свойственно различное состояние теплоты. Питание и движение способны вызывать расстройства недостатком или избытком, способствуя или препятствуя потреблению неизрасходованных телом сил. Изучение изменений под влиянием болезней древняя медицина начала с жидкостей, почему патология Гиппократа и называется гуморальной. По его мнению, здоровье зависит от правильного смешения жидкостей, или кразы. Болезнь происходит от расстройства кразы жидкостей. В связи с этим находится учение о так называемом nереварuвании (кокции) жидкостей: напр., при насморке вытекающая из носа жидкость сначала водяниста и едкая; по мере выздоровления она делается желтой, тягучей, густой, перестает раздражать. Вот такое изменение жидкостей древние обозначали словом "переваривание" и полагали, что большинство болезней стремится к перевариванию соков; пока жидкость сырая, болезнь находится на высоте развития; когда жидкость переварилась и приняла естественный состав, болезнь прекращается. Чтобы излечить болезнь, необходимо переварить соки; выведение переваренной жидкости называлось кризисом; последний происходит по строго определенным законам, а потому происходит в особые критически дни, установленные для каждой болезни, но несколько колеблющиеся в зависимости от различных причин. Это учение напоминает отчасти современные воззрения о разрешении болезней. Предсказание для Гиппократа составляет основу всей практической медицине Оно дополняет то, что больной не хотел или не умел рассказать. Обращаясь к настоящему, предсказание объясняет разницу между здоровьем и болезнью и опасности, ожидающие больного; после этого предсказание показывает, чего можно ожидать в будущем. Лечение составляет также часть системы, опирающуюся везде на опыт и наблюдения. Для применения лечебных средств указываются подходящие время и состояние болезни. Признаки болезней разработаны до крайней степени совершенства. Советуется пользоваться всеми чувствами при исследовании больного и сообщаются объективные признаки расстройств. Многие приемы, описанные Гиппократом, применены современной медицине лишь недавно(напр. постукивание и выслушивание, а некоторые еще ждут основательной разработки). У Гиппократа хирургия описана столь полно, что невольно вызывает удивление даже в наше время. Так же прекрасно разработаны операции трепанации, удаления гноя из грудной клетки, прокола живота и многие другие. Кровотечения составляют слабую сторону школы Гиппократа о хирургии, вследствие неумения останавливать их перевязкой сосудов; оттого ампутации, вылущение больших опухолей, вообще операции с большой потерей крови не производились и соответствующие больные оставлялись на произвол судьбы и растерзанию волкам.
В Византии медицина разделяла судьбу остальных отраслей человеческого знания и влачила жалкое существование. Из писателей достаточно упомянуть Актуария и Деметрия. В Западной Европе царствовали мрак и невежество, науки находили немногих поклонников. В школах Германии, Англии, Галлии, начиная с IX в., преподавалась и медицина; лечением занимались монахи и светские люди. Самой знаменитой из врачебных школ в Европе в Средние века была Салернская. Сочинения этой Школы были приняты, как образцовые, в других училищах; особенной славой пользовалась гигиеническая поэма "Regimen Sanitatis". К Салернской школе принадлежали врачи из духовного и светского звания, также женщины; они заведовали больницами, сопровождали в походах армии и состояли при королях и принцах. Только с XIII в. у немногих представителей медицины замечается поворот и обнаруживается стремление изучать природу путем наблюдений и опытов. Таковы Арнольд де Вилланова и Роджер Бэкон. В XIV стол. начинается разработка анатомии на основании вскрытий и Мондини издает сочинение, содержащее точные изображения органов. До XV в. арабы царили в европейской медицине., так что даже сочинения Галена в Европе распространялись в переводах с арабского(Исторические данные по медицинской науке приведены с помощью Википедии - свободной энциклопедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%8B) .
Базовые знания анатомии человека
Для того чтобы человек мог правильно описать, что именно у него болит, а также чтобы он мог понять, как функционирует его собственный организм, ему необходимо знать свою анатомию. В этом разделе будут приведены основные анатомические знания, которые необходимо знать каждому человеку.
Для того, чтобы понять как правильно ликвидировать переломы, а также определить, какие именно кости подвержены серьезным воздействиям, необходимо ознакомиться с костной системой человека. Человеческий скелет представлен на рисунке ниже:

На рисунке виден скелет человека, а также названия некоторых костей. Как можно увидеть, скелет состоит из следующих частей: Череп, ключица, лопатка, грудина, плечевая кость, ребра, позвоночный столб, лучевая кость, локтевая кость, таз, кости запястья, пястные кости, фаланги пальцев, бедро, коленная чашечка, большая берцовая кость, малоберцовая кость, кости предплюсны, плюсневые кости, пятка. Все это в совокупности составляет человеческий скелет. Если рассматривать скелет по отдельности, то можно выделить несколько частей. Одной из таких частей является скелет верхней части:

К костям верхней конечности относятся ключица, лопатка, плечевая кость, локтевая кость, лучевая кость, кости запястья, фаланги пальцев. Помимо костей верхней части есть также кости нижней части:

К скелету нижней части относят тазовую и бедренные кости, надколенники, большеберцовую кость, малоберцовую кость, а также кость стопы. В основном большинство травм связанных с костями происходит именно с скелетами верхней и нижней частей. Это вполне объяснимо, так как эти скелеты наиболее активно участвуют в передвижении человека, и они чаще всего подвергаются воздействию со стороны. Реже, но все равно бывают различные травмы черепа. Сам череп представлен на рисунке ниже:

Как можно увидеть череп состоит их решетчатой кости, лобной кости, теменной кости, слезной кости, носовой кости, затылочной кости, височной кости, скуловой кости, нижней челюсти, верхней челюсти, а также клиновидной кости. Так как подвижной частью в черепе является нижняя челюсть, то с ней наиболее часто случаются различные травмы, которые могут серьезно сказаться на здоровье человека. Обычно травмы нижней челюсти случаются при ударах. Интересен и тот факт, что все кости черепа соединены между собой с помощью зубчатых швов. Эти швы помогают наиболее плотно скрепить черепные кости.
Довольно частые травмы имеют место быть и в реберной части. Эти травмы могут быть достаточно опасными, так как смещение ребер может иметь серьезные последствия для внутренних органов, вплоть до их повреждения и вызова в связи с этим внутреннего кровотечения.
Другой важной частью в анатомии является мышечная часть человека. Мышцы - органы тела человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Предназначены для выполнения различных действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания. Мышцы состоят на 86,3 % из воды. Без мышечной части, человек не смог бы обрести всю полноту своих действий, которой он обладает. Мышцы присутствуют у человека везде и покрывают его изнутри. (при составлении текста о мышцах и костях были использованы материалы: Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи: 075 Учеб. пособие / Под ред. Р. И. Айзмана, С. Г. Кривощекова. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. — 271 с.: ил. 78, табл. 7.)
Другой важной частью в организме человека является его наружный покров- кожа. Кожа — наружный покров организма человека, защищающий тело от широкого спектра внешних воздействий, участвующий в дыхании, терморегуляции, обменных и многих других процессах. Кроме того, кожа представляет массивное рецептивное поле различных видов поверхностной чувствительности (боли, давления, температуры и т. д.). Является самым большим человеческим органом, так как кожа полностью покрывает тело человека. Ниже на рисунке представлены различные системы человека, а также из чего они состоят (рисунок представлен с помощью портала allmedicina.ru):

На данном рисунке показаны различные важные системы человека с перечислением органов, которые участвуют в процессах этих системах. Читатель должен знать название системы, а также те органы, которые существуют конкретно в этих системах. Сами же системы выполняют разные функции, а именно:
- Эндокринная система: регуляция процессов в организме посредством гормонов
- Дыхательная система: обеспечение дыхания (легкие).
- Пищеварительная система: переработка пищи во рту, желудке и в кишечнике.
- Выделительная система: удаление продуктов обмена веществ из организма.
- Нервная система: получение, обработка и передача информации (мозг и нервы)
- Кровеносная система: циркуляция крови в сердце и кровеносных сосудах
- Опорная система: регулирование передвижение человека
Сами же органы каждой из систем будут рассматриваться подробно при изучении конкретных проблем с теми или иными внутренними органами (например, отравление, внутренние психические расстройства).
www.intuit.ru