Положение организация занятий спецмедгруппы. Спец мед группа


Мама — доктор. Для любого ребенка — лучший доктор — мама.

физкультураС началом нового учебного года, одной из самых востребованных справок у школьников становится освобождение от физкультуры. Некоторые школьники (при поддержке родителей) не желают посещать школьные уроки физкультуры, другие не могут посещать стандартные школьные уроки физкультуры по состоянию здоровья.

Освобождение от физкультуры

А Российское правительство в настоящее время  заботится о физическом воспитании населения, в том числе школьников. С помощью различных законов государство старается обеспечить доступ к занятиям физической культурой и спортом даже для людей с ограниченными возможностями. Школьным урокам физкультуры уделяется большое, а иногда даже повышенное внимание.

Поэтому на сегодняшний день освободить школьника от уроков физкультуры может только официальный медицинский документ — справка. Освобождение от физкультуры может быть только временным (максимально до 1 года).

Педиатр

Врач-педиатр единолично имеет право освободить ребенка от занятий физкультурой на 2 недели — 1 месяц.  Такое освобождение дается ребенку в обычной справке после болезни. После обычного ОРЗ — дается стандартное освобождение от физкультуры на 2 недели, после более серьезного заболевания, например после ангины или пневмонии — на 1 месяц.

КЭК

После некоторых тяжелых заболеваний (гепатит, туберкулез, язвенная болезнь), травм (переломы, сотрясение головного мозга) или операций требуется более длительное освобождение от физкультуры. Любое,  освобождение от физкультуры свыше 1 месяца оформляется через КЭК. Чтобы его оформить нужна выписка из стационара, с рекомендациями в отношении занятий физкультурой и (или) запись в амбулаторной карте врача специалиста по заболеванию ребенка с соответствующими рекомендациями. Заключение КЭК (контрольно-экспертной комиссии) заверяется тремя подписями: лечащий врач, зав. поликлиникой, главный врач и круглой печатью поликлиники, вся информация о справке вносится в журнал КЭК.

Длительно (на весь учебный год) от физкультуры обычно освобождаются дети-инвалиды, как правило, те из них кто имеет право на домашнее обучение. Подход к этому вопросу строго индивидуальный, решается совместно: лечащим врачом-специалистом, родителями, с учетом желания ребенка. Некоторым детям разрешаются занятия физкультурой в специальной или даже в подготовительной группе.

Даже если ребенок освобождается от занятий физкультурой на весь период обучения в школе, справка КЭК обновляется ежегодно.

Физкультурные группы

Длительное освобождение от физкультуры в настоящее время редкость и требует достаточных оснований. А число школьников с отклонениями в состоянии здоровья, которые не могут справляться со стандартной нагрузкой на уроках физкультуры с каждым годом растет.  Чтобы подобрать физическую нагрузку, соответствующую состоянию здоровья школьника, существуют физкультурные группы.

Основная (I)

Основная группа — для здоровых детей и детей с незначительными функциональными отклонениями, не влияющими на их физическое развитие и физическую подготовленность. Основная группа в медицинских и школьных документах обозначается римской цифрой I. Все школьники попадают в нее, если в медицинской карте ребенка нет записей, рекомендующих занятия физкультурой в другой группе.

Подготовительная (II)

Подготовительная группа, обозначается цифрой II — для детей, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья и(или) слабую физическую подготовку. Занятия в этой группе может порекомендовать  врач-специалист по заболеванию ребенка. От него требуется сделать четкую запись с рекомендациями в отношении школьных занятий физкультурой в амбулаторной карте ребенка. Заключения КЭК для занятий в  подготовительной группе не требуется, на справке достаточно одной врачебной подписи и печати поликлиники. Зато необходима четкая и конкретная запись с рекомендациями  в школьной справке. Эту справку обычно выдает участковый педиатр на основании рекомендаций врача-специалиста.

Обязательно указывается диагноз, срок на который рекомендуются занятия в подготовительной группе (на весь учебный год,  на полугодие, на четверть), и конкретные   рекомендации, что именно нужно ограничить ребенку при занятиях физкультурой (не разрешаются занятия физкультурой на улице или в бассейне, ребенок не допускается к соревнованиям или сдаче каких-то определенных нормативов, не разрешаются кувырки через голову или прыжки и т.д.)

Подготовительная группа для ребенка означает, что он будет посещать занятия физкультурой вместе со всеми, соблюдая те ограничения, которые указаны в его справке. Лучше, если ребенок сам будет знать, какие именно упражнения на уроке физкультуры ему делать нельзя. По окончанию срока действия справки, ребенок автоматически окажется в основной группе.

Бланк справки о занятиях в подготовительной физкультурной группеПодготовительная группа

Специальная

Специальная группа — это физкультурная группа для детей с серьезными отклонениями в состоянии здоровья. Справка определяющая специальную физкультурную группу  для ребенка оформляется через КЭК. Показаниями к занятиям ребенка в спецгруппе могут быть заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и других систем организма. Желающие могут  ознакомиться с примерным перечнем этих заболеваний (specgruppa).

Если Вы решили оформить ребенку справку для занятий в специальной группе по физкультуре, начать нужно с посещения врача специалиста по заболеванию ребенка. В амбулаторной карте обязательно должна быть его запись с четкими рекомендациями. Далее справка оформляется также, как освобождение от физкультуры, с указанием срока ее действия (максимально на один учебный год), тремя подписями членов КЭК и круглой печатью поликлиники.

Бланк справки о занятиях ребенка в специальной физкультурной группе

освобождение от физкультуры

На сегодняшний день выделяют две специальные группы: Специальная «А» (III группа) и Специальная «Б» (IV группа).

Специальная «А» (III)

К специальной группе «А» или III физкультурной группе относятся дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации (вне обострения).

В школах занятия в спецгруппе «А» проводятся отдельно от общих занятий физкультурой. Т.е. Ваш ребенок больше не будет посещать физкультуру вместе с классом. Зато будет заниматься физкультурой в спецгруппе в другое время (не всегда удобное).

В спецгруппе «А» обычно собираются дети с отклонениями в состоянии здоровья из разных  классов. Если в школе таких детей много, отдельно проводят занятия для младших, средних и старших школьников, если детей мало — сразу для всех. Нагрузку и упражнения для ребенка всегда подбирают с учетом его заболевания. В соревнованиях такие дети не участвуют, нормативы не сдают. По окончанию срока действия справки, ребенок автоматически переводится в основную группу. Родителям нужно следить за ее своевременным обновлением.

Специальная «Б» (IV)

К специальной группе «Б» или IV физкультурной группе относятся дети с хроническими заболеваниями или отклонениями в состоянии здоровья, в том числе временного характера, в состоянии субкомпенсации (неполной ремиссии или на выходе из обострения). Спецгруппа «Б» означает замену физкультуры в школе занятиями лечебной физкультурой в медицинском учреждении или на дому. Т.е. фактически — это освобождение от школьных занятий физкультурой.

Обращаю внимание родителей, что любые справки о занятиях физкультурой: освобождение от физкультуры, справка о занятиях в подготовительной или специальной физкультурной группах должны обновляться не реже одного раза в год. Если в начале учебного года ребенок не приносит новую справку с рекомендациями врача в отношении занятий физкультурой, он автоматически попадает в основную физкультурную группу.

Приложения к приказу МЗ РФ №1346н определяющим физкультурные группы можно посмотреть здесь и здесь

На главную. Освобождение от физкультуры. Физкультурные группы.

mamadoktor.ru

Специальная медицинская группа

     Содержание 

Введение………………………………………………………………………..1 

Общая характеристика специальной медицинской группы……………2 

Основные задачи физического воспитания студентов, отнесенных к специальным медицинским  группам………………………………………4 

Общеразвивающие упражнения для студентов специальной медицинской группы………………………………………………………….6 

Дифференцированный  подход в работе с учащимися в  СМГ………13 

Заключение…………………………………………………………………..15 

Список литературы…………………………………………………………16       

     Ведение

     На  основании данных о состоянии  здоровья студенты распределяются на ряд медицинских групп - основная, подготовительная и специальная (далее спецмедгруппа).   

     В спецмедгруппу попадают лица, имеющие  отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок. Эти лица занимаются по специальным медицинским программам.

        Невысокий уровень здоровья и  низкая двигательная активность  молодежи - проблема, привлекающая внимание  многих специалистов.    Для  студентов спецмедгруппы за основу  физического воспитания  целесообразно брать последовательное развитие различных физических качеств с введением специальных физических упражнений, направленных на устранение имеющихся отклонений.    Основной вопрос в методике занятий со спецмедгруппами - определение исходного и необходимого уровня физической нагрузки с учетом состояния здоровья, пола, физической подготовки.

     Здоровье  и учебная деятельность студентов  взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем  продуктивнее обучение. Чтобы студенты специальной медицинской группы успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходим оптимальный режим двигательной активности.    

Общая характеристика специальной  медицинской группы (СМГ)

     Специальная медицинская группа делится на две: специальная "А" и специальная "Б". Окончательное решение о направлении обучающегося в специальную медицинскую группу производит врач после дополнительного осмотра.

     К специальной группе А (III группа здоровья) относятся обучающиеся с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера либо в физическом развитии, не мешающие выполнению обычной учебной или воспитательной работы, однако, требующие ограничения физических нагрузок. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия  оздоровительной физкультурой в образовательных учреждениях лишь по специальным программам (здоровье корригирующие и оздоровительные технологии), согласованным с органами здравоохранения и утвержденным директором, под руководством преподавателем физической культуры или инструктора, окончившего специальные курсы повышения квалификации. 1

     В занятиях оздоровительной физкультурой обязательно учитывается характер и степень выраженности отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и уровне функциональных возможностей занимающегося. при этом резко ограничивают упражнения на быстроту, силовые, акробатические; подвижные игры умеренной интенсивности; прогулки (зимой на лыжах) и развлечения не открытом воздухе. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной физкультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей. 2

     К специальной группе Б (IV группа здоровья) относятся обучающиеся, имеющие  значительные отклонения в состоянии  здоровья постоянного (хронические  заболевания в стадии субкомпенсации) и временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению теоретических занятий в образовательных учреждениях. 

     Отнесенным  к этой группе рекомендуется в  обязательном порядке занятия ЛФК  в отделениях лечебной физической культуры местной поликлиники, врачебно-физкультурного диспансера. Допустимы регулярные самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом ЛФК. Обязательным является неукоснительное выполнение режима и других элементов ЗОЖ. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной физкультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей.3 

Основные задачи физического воспитания студентов, отнесенных к специальным медицинским группам:

     - укрепление здоровья, ликвидация  или стойкая компенсация нарушений,  вызванных заболеванием;

     - улучшение показателей физического  развития и физической подготовленности;

     - освоение жизненно важных двигательных  умений, навыков и качеств; 

     - постепенная адаптация организма  к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных  возможностей физиологических систем  организма; 

     - закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

     - формирование волевых качеств  личности и интереса к регулярным  занятиям физической культурой; 

     - воспитание сознательного и активного  отношения к ценности здоровья  и здоровому образу жизни; 

     - овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующих на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания;

     - обучение правилам подбора, выполнения  и формирования комплекса упражнений  утренней гигиенической гимнастики  с учетом рекомендаций врача  и преподавателя; самостоятельное составление и выполнение комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику болезни;

     - обучение способам самоконтроля  при выполнении упражнений различного  характера; 

     - соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания. 4

     Применительно к такой категории занимающихся организация работы требует значительной, а иногда и принципиально другой постановки задач, разработки инновационных  подходов, средств, методов, форм физической культуры, здоровье формирующих технологий.             

Общеразвивающие упражнения для студентов  специальной медицинской  группы

     Общеразвивающие упражнения - основной вид упражнений в спецмедгруппах, они обеспечивают решение главных задач, стоящих перед группами здоровья. Общеразвивающие упражнения способствуют совершенствованию двигательных навыков. С их помощью  легко дозировать нагрузку на занятиях, избирательно воздействовать на организм. 5

     Общеразвивающие упражнения могут выполняться без предметов, с предметами и на снарядах. 

     1. Упражнения без  предметов  

     1.1 Упражнения для мышц рук и  плечевого пояса выполняются  из самых разнообразных исходных  положений. Движения в стороны,  вверх, назад, вперед осуществляются  как прямимы руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Эти упражнения могут широко сочетаться с упражнениями для других мышечных групп.   

     1.2 Упражнения для мышц шеи - наклоны  головы вперед, назад, в стороны,  повороты головы и вращательные  движения.   

     1.3 Упражнения для мышц ног - различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперед и другие. После упражнений, направленных на развитие той или иной мышечной группы, должно следовать упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус. К упражнениям без предметов относятся упражнения в сопротивлении, выполняемые в парах. Они способствуют общемцу физическому развитию организма, развитию гибкости, силы и подвижности суставов.

     2. Упражнения с предметами

     Упражнения  с предметами используют для развития  силы, гибкости, координационных способностей. При их выполнении на организм оказывается дополнительная нагрузка благодаря увеличивающейся амплитуде движений, усложняется координация, предъявляются повышенные требования к точночти движений.   

     2.1 Упражнения с гимнастической палкой незаменимы в воспитании координации и точности движений, правильной осанке, навыков правильной и красивой ходьбы.   

     2.2 Упражнения с малыми мячами - в  основном в женских группах.  Это подбрасывания мяча и его  ловля в самых различных вариантах.   

     2.3 Упражнения с волейбольными и  баскетбольными мячами особенно  широко используются  в спецмедгруппах. Это поднимания мяча руками, движения  с мячом в сочетании с наклонами  и т.п.  

     2.4 Упражнения снабивным мячом помогают  избирательно развивать отдельные группы мышц, последовательно увеличивая нагрузку.   

     2.5 Упражнения с гантелями эффективны  для укрепления мышц рук, плечевого  пояса, туловища и ног. 6 

     3. Упражнения на снарядах

     Такие упражнения занимают большое место среди других упражнений. Они применяются с целью общего и избирательного воздействия на определенные мышечные группы, суставы, для облегчения ряда упражнений.  

     3.1 Упражнения на гимнастической  стенке служет средством общего  и специального воздействия на  организм. Они позволяют содействовать развитию силы, гибкости и выносливости.   

     3.2 Упражнения на гимнастической  скамейке способствуют разностороннему  развитию организма, устранению  дефектов осанки.  

     4. Упражнения спецнаправленности 

     Упражнения  спецнаправленности применяются для улучшения деятельности отдельных органов и систем организма. К ним относят упражнения на воспитание осанки, увеличение подвижности грудной клетки и ритмичности дыхания, корригирующие упражнения.  

     5. Прикладные упражнения 

     К ним относятся - ходьба, бег, прыжки, метание и т.п. Цель -совершенствование естественных движений, повышение уровня физической подготовленности, улучшение функционального состояния всех систем организма. Эти упражнения способствуют более полной координации деятельности отдельных органов и систем организма, они способствуют развитию навыков овладения телом, поддержания правильной осанки, учат ориентации во времени и пространстве, улучшают ориентацию во времени и пространстве, повышают двигательную координацию, выносливаость, силу, гибкость, быстроту, ловкость. 7 

     6. Спортивные и подвижные  игры 

     Они имеют большое значение для развития таких физических качеств, как быстрота реакции на движущиеся предметы, выносливость, сила, равновесие, точность и др. Во время проведения игровыхупражнений движения непрерывно меняются, напряжение чередуется с расслаблением мышц.

     В занятиях со спецмедгруппами наибольшее применение нашли подвижные игры, а также волейбол и баскетбол.   

     6.1 Подвижные игры широко используются в основной  и заключительной частях занятия, где им отводится 3-7 минут. К таким играм относят "Третий лишний", "Тяни в круг", "День и ночь" и др.   

     6.2 Волейбол приемлем для людей, занимающихся в группах здоровья, однако прежде, чем приступить к самой игре, необходимо обучить занимающихся основным техническим элементам этой игры.  

stud24.ru

Положение организация занятий спецмедгруппы

Положение

об организации занятий физической культуры школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ) в МБОУ ООШ№3

1.Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основе:

- письма Минобрнауки России от 16.05.2012 № МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»»;

-письма Минобразования России органам управления образованием от 31.10.2003 г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».

1.2. Настоящее Положение утверждается педагогическим Советом школы, имеющим

право вносить в него свои изменения и дополнения.

1.3. Данное Положение является локальным нормативным актом, регламентирующим деятельность учителя и учащихся, занимающихся в специальной медицинской группе (далее СМГ).

2. Медицинские группы обучающихся для занятий физической культурой.

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье).

К специальной медицинской группе (СМГ) относятся лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, которые позволяют выполнять обычные учебные нагрузки, но являются противопоказанием к занятиям по учебной программе физического воспитания.

В зависимости от тяжести и характера заболевания учащиеся, отнесённые к СМГ, делятся на группы – «А» и «Б», с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.

Подгруппа «А» - обучающиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера после травм и перенесенных заболеваний, требующие ограничения физических нагрузок, но допущенные к выполнению учебной и производственной работы в учебных заведениях с последующим переводом в подготовительную группу по показаниям здоровья и физического развития.

Подгруппа «Б»- обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения физических нагрузок, допущенные к теоретическим учебным занятиям.

3. Цели и задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ

Целью организации учебных занятий по физическому воспитанию школьников, по состоянию здоровья отнесенных к специальной медицинской группе, является создание условий для оздоровления детей и подростков, имеющих отклонения в здоровье.

Основными задачами физического воспитания обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:

  • укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

  • повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;

  • повышение физической и умственной работоспособности;

  • повышение защитных сил организма и сопротивляемости;

  • формирование правильной осанки;

  • освоение основных двигательных умений и навыков;

  • воспитание морально-волевых качеств;

  • воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и внедрение их в режим дня обучающегося;

  • создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности обучающихся,

  • укрепление здоровья,

  • улучшение физического развития,

  • разъяснение обучающимися значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания.

4. Комплектование медицинских групп обучающихся для занятий физической культурой.

Группы обучающихся, отнесенных к специальной медицинской группе (группы А и Б), комплектуются для занятий физической культурой по заключению врача и заявлению родителей (законных представителей), оформляются приказом директора школы до 1 сентября или по мере поступления медицинских показаний.

Движение детей по группам здоровья в течение учебного года (из СМГ в подготовительную, далее в основную и наоборот) проводится на основании справки врача-педиатра детской поликлиники.

Медицинская группа для занятий физической культурой каждого обучающегося вносится в «Листок здоровья» классного журнала мед. работником школы.

Учащиеся, не прошедшие медицинское обследование, к учебным занятиям по учебному предмету ”Физическая культура“ не допускаются.

5. Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к СМГ.

В соответствии с имеющимися условиями в МБОУ ООШ№3, проведение занятий обучающихся специальной медицинской группы «А» осуществляется во время уроков физкультуры, при этом дифференцируется нагрузка на обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей и отклонений в здоровье.

Занятия с обучающимися специальной медицинской группы «Б» проводятся в кабинете ЛФК Детской поликлиники.

Обучающиеся освобожденные от физических нагрузок во время уроков физической культуры находятся вместе с классом в спортивном зале или на площадке.

Посещение занятий учениками СМГ является обязательным. Ответственность за их посещение возлагается на учителя, ведущего эти занятия, классного руководителя и контролируется заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.

6. Система оценивания достижений обучающихся специальной медицинской группы.

6.1 Оценивание и аттестация обучающихся специальной медицинской группы «А».

При оценивании и аттестации учитель руководствуется требованиями образовательных Программ по физической культуре для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А», допущенных или рекомендованных федеральными или региональными органам исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования и здравоохранения.

По мере прохождения учебного материала, оцениваются: техника выполнения физических упражнений, степень освоения программного материала, успехи обучающегося в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.

При наличие мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических возможностей, самых незначительных положительных изменениях в физических показателях выставляется положительная отметка.

Положительная отметка выставляется обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков и умений, в развитии физических качеств, но регулярно посещал уроки физической культуры, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области физической культуры.

При выставлении текущей отметки необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства обучающегося, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.

Итоговая отметка по физической культуре обучающимся в специальной медицинской группы «А» выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность), динамики функционального состояния и ФП, а также прилежания.

6.2. Оценивание и аттестация обучающихся специальной медицинской группы «Б».

Обучающиеся специальной медицинской группы «Б» на основании представленной справки установленного образца (Приложение № 1), выданной медицинским учреждением о прохождении курса ЛФК, оцениваются в образовательном учреждении по разделам: «Основы теоретических знаний» в виде устного опроса или написания рефератов, «Практические навыки и умения» в виде демонстрации комплексов ЛФК, освоенных согласно своему заболеванию в медицинских учреждениях, с последующей итоговой аттестацией по предмету «Физическая культура».

6.3. Оценивание обучающихся освобожденных от физических нагрузок осуществляется по теоретическим знаниям.

6.4. Текущие отметки и итоговые отметки за четверть, год выставляются учителем физической культуры в классном журнале, электронном журнале.

6.5. В аттестаты об основном общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.

6.6. Возможные формы контроля знаний обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группы:

  • собеседование по теоретическим вопросам;

  • устное сообщение по теоретическим вопросам;

  • реферат как правило на тему по профилю заболевания;

  • практическое выполнение лечебных упражнений по профилю заболевания.

7. Документация

  • Приказ по школе «Об организации СМГ»;

  • Списки учащихся специальной медицинской группы;

  • Календарно-тематическое планирование ;

  • График посещения занятий ЛФК;

  • Справка о количестве посещенных занятий ЛФК;

  • Классный журнал.

infourok.ru

Уроки физической культуры Палеховой С.В.

Оценка медицинской группы для занятий физической культурой учащихся с отклонениями в состоянии здоровья.

Методические рекомендации N51 Правительство Москвы Комитет здравоохранения.

Первым шагом к успешному решению задачи по выбору правильной дозировки физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями обучающихся является их распределение на три медицинские группы - основную, подготовительную и специальную. Распределение производится предварительно врачом-педиатром, подростковым врачом или терапевтом в конце учебного года. Окончательное решение врач производит после дополнительного осмотра в начале предстоящего учебного года. Основным критерием для включения обучающегося в ту или иную медицинскую группу является определение уровня его здоровья и функционального состояния организма. Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо еще установление диагноза с обязательным учетом степени нарушений функций организма. В случае затруднения в решении вопроса необходима консультация специалиста ВФД.

На основании совместного медико-педагогического заключения обучающийся распределяется в одну из медицинских групп.

К основной медицинской группе (I группа здоровья) относятся обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответственную возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием здоровьесберегающих технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. В зависимости от особенностей телосложения, типа высшей нервной деятельности, функционального резерва и индивидуальных наклонностей им рекомендуются занятия определенным видом спорта в спортивных кружках и секциях, группах ДЮСШ и ДЮКФП с подготовкой и участием в соревнованиях и тд.

При этом следует помнить об относительных противлплказаниях к занятиям спортом. так например, при близорукости или астигматизме нельзя заниматься боксом, прыжками в воду, прыжками на лыжах с трамплина, горнолыжным спортом, тяжелой атлетикой и мотоспортом; перфорация барабанной перепонки является противопоказанием к занятиям всеми видами водного спорта; при круглой или кругло-вогнутой спине не рекомендуются занятия велосипедом, греблей, боксом,  усугубляющими эти нарушения осанки. Другие же виды спорта не запрещаются.

К подготовительной медицинской группе (II группа здоровья) относятся практически здоровые обучающиеся, имеющие те или иные морфофункциональные отклонения или физически слабо подготовленные; входящие в группы риска по возникновению патологии или с хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3-5 лет.  Отнесенным к этой группе здоровья разрешаются занятия по учебным программа физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожной дозировки физической нагрузки и исключения противопоказанных движений (здоровьекорригирующие и оздоровительные технологии).

Тестовые испытания и участие в спортивно-массовых мероприятиях разрешается лишь после дополнительного медицинского осмотра. К занятиям большинством видов спорта и участия в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Однако настоятельно рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.

Специальная медицинская группа делится на две: специальная "А" и специальная "Б". Окончательное решение о направлении обучающегося в специальную медицинскую группу производит врач после дополнительного осмотра.

К специальной группе А (III группа здоровья) относятся обучающиеся с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера либо в физическом развитии, не мешающие выполнению обычной учебной или воспитательной работы, однако, требующие ограничения физических нагрузок. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия  оздоровительной физкультурой в образовательных учреждениях лишь по специальным программам (здоровье корригирующие и оздоровительные технологии), согласованным с органами здравоохранения и утвержденным директором, под руководством учителя физической культуры или инструктора, окончившего специальные курсы повышения квалификации.

В занятиях оздоровительной физкультурой обязательно учитывается характер и степень выраженности отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и уровне функциональных возможностей занимающегося. при этом резко ограничивают упражнения на быстроту , силовые, акробатические; подвижные игры умеренной интенсивности; прогулки (зимой на лыжах) и развлечения не открытом воздухе. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной фикультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей.

К специальной группе Б (IV группа здоровья) относятся обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного 9хронические заболевания в стадии субкомпенсации) и временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению торетических занятий в общеобразовательных учреждениях.  Отнесенным к этой группе рекомендуется в обязательном порядке занятия ЛФК в отделениях лечебной физической культуры местной поликлиники, врачебно-физкультурного диспансера. Допустимы регулярные самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом ЛФК. Обязательным является неукоснительное выполнение режима и других элементов ЗОЖ. Успеваемость оценивается по посещаемости занятий оздоровительной фикультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ, умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей.

Родители должны систематически контролировать участие детей во всех лечебных, профилактических, валеологических мероприятиях. нельзя этих обучающихся оставлять без внимания учителей физ.культуры и руководства образовательного учреждения.

сайт "Клиника спортивной медицины"

sites.google.com

Лечебная физическая культура | Организация занятий в спецмедгруппе

В спецмедгруппу зачисляют студентов со II-й и III-й группой здоровья; учащиеся IV-й, V-й групп освобождаются от занятий физической культурой.

Ежегодно в вузы страны поступает определенный процент студентов, имеющих отклонения здоровья. Организация и методика учебного процесса по физическому воспитанию таких студентов имеет свои особенности и заслуживает большого внимания. Опыт работы с данным контингентом показывает, что при правильной организации занятий по физическому воспитанию заболеваемость студентов снижается, повышается их умственная и физическая работоспособность.

Существующая программа преподавания по предмету "физическая культура" для вузов России, декларируя в теоретическом разделе свои задачи по укреплению здоровья, улучшению работоспосоности и повышению заинтересованности студентов занятиями физической культурой и спортом рекомендует (10-15% от общей численности учащихся), относятся к специальной медицинской группе (СМГ).

Так, данные медицинского обследования студентов СГУ, проведенного в 2001–2003 гг., показали, что отклонения в состоянии здоровья имеет свыше 20% учащихся. Среди студентов-первокурсников структура выявленных заболеваний, которые препятствуют занятиям в общей группе, выглядит следующим образом. Патология опорно-двигательного аппарата выявлена у 14,1% студентов, желудочно-кишечного тракта – 4,9 %, сердечно-сосудистой системы – 2,6%. органов зрения – 1,7%, дыхательной системы – 1,2%, нервной – 0,8%. мочевыделительной – 0,6%. прочие – 1,4%.

Первым критерием распределения студентов по учебным отделениям являются результаты их медицинского обследования, которое проводится на каждом курсе в начале учебного года. После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья, физическое развитие каждого студента и распределяет его в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную. Вторым критерием является уровень физической и спортивно-технической подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки состояния физической и спортивно-технической подготовленности по контрольным упражнениям и нормативам программы по физическому воспитанию.

Учебные группы всех учебных отделений закрепляются за преподавателями физического воспитания на весь период обучения. Если у студентов специального и подготовительного учебных отделений в процессе учебных занятий улучшилось состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, то они на основании заключения врача и решения кафедры по окончании учебного года (или семестра) переводятся в следующую медицинскую группу, или учебное отделение. Если в результате болезни или других объективных причин наблюдается ухудшение состояния здоровья, то студенты переводятся в специальную медицинскую группу в любое время учебного года. Из одной учебной группы в другую (основную, спортивную) студенты могут быть переведены по решению кафедры физического воспитания после окончания учебного года или семестра. В специально-медицинские группы студенты переводятся в любое время года при появлении заболевания.

На специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Учебные группы этого отделения комплектуются с учетом пола, характера заболевания и функциональных возможностей организма студентов. Численность учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного преподавателя. Учебные группы в этом отделении комплектуются с учетом характера и тяжести заболеваний. Все разнообразие заболеваний, последствий травм и анатомических дефектов позволяет объединить всех больных в 3 большие группы с условным обозначением «А», «Б», «В».

В группу «А» включаются студенты с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, хроническими воспалительными процессами в почках, болезнями обмена веществ и эндокринных желез и др.

Группа «Б» объединяет заболевания органов брюшной полости и малого таза.

В группе «В» заболевания связаны со значительной деформацией опорно-двигательного аппарата и снижением двигательной функции. Группа «В» – самая многочисленная.

Студенты подготовительной медицинской группы занимаются отдельно от студентов основной медицинской группы. Учебный процесс по физическому воспитанию в специальном учебном отделении преимущественно направлен на:

– укрепление здоровья;

– закаливание организма;

– повышение уровня физической работоспособности;

– возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;

– ликвидацию остаточных явлений после перенесенных заболеваний;

– приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально-прикладных умений и навыков.

Занятия для студентов, зачисленных на это отделение, являются обязательными и проводятся в течение всего периода обучения в вузе в объеме 4-х часов в неделю.

Программа курса этого отделения включает теорию, практический программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физиическом развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с учетом отклонений в состоянии здоровья студентов.

Практические занятия проводятся в форме, подобной форме группового занятия ЛФК. Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка проводятся с учетом функциональных возможностей студентов. Главное в этой подготовке – овладение техникой прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное ее повышение. Несмотря на оздоровительно-восстановительную направленность занятий в специальном отделении, они не должны сводиться только к лечебным целям. Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы студенты этого отделения приобрели разностороннюю и специальную физическую подготовленность, улучшили свое физическое развитие и в итоге были переведены в подготовительное учебное отделение.

Объем и интенсивность нагрузки, интервалы отдыха подбираются таким образом, чтобы частота сердечных сокращений в каждом задании достигла бы допустимого максимума. Таким максимумом для студентов спецмедгруппы может быть частота сердечных сокращений (считать по частоте пульса) 150-170 уд. в 1 мин. После отдыха (1-2 мин.) частота сердечных сокращений не должна превышать 120-140 уд. в 1 мин. Повторную работу можно начинать только при снижении ЧСС до 120 уд. в 1 мин., отдых следует продлить до 3-4-х мин., а последующую нагрузку следует снизить. Основными методами воспитания силы у студентов специальной медицинской группы являются метод повторных усилий и метод динамических усилий. Метод статических усилий применять не следует. Воспитание силы у студентов с миопией и гипертонической болезнью нужно начинать постепенно, когда у них будут в значительной степени уже развиты такие качества, как выносливость, гибкость, ловкость и быстрота. Применяются различные прыжковые упражнения с места и с разбега, метание мячей, упражнения с медицинболами, игровые упражнения в сочетании с общеразвивающими, подтягивание, отжимание (с учетом противопоказаний). При воспитании силы у студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, необходим строгий, дифференцированный подход в выборе величины усилий, объема и темпа движений, продолжительности отдыха. Максимальные величины ЧСС при силовых упражнениях не должны превышать 130-150 уд. в 1 мин. Осторожность при силовых упражнениях следует соблюдать при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, миопии (близорукости). Постепенно возрастающая нагрузка должна чередоваться с упражнениями на расслабление и дыхание.

3ys.ru

Спец мед группа | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

ОБ ОЦЕНИВАНИИ И АТТЕСТАЦИИ               УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ              К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ                          ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

                                ПИСЬМО                        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ                             31 октября 2003 г.                            N 13-51-263/123                                    (Д)

       В целях  дифференцированного   подхода   к   организации   уроков физической  культуры  все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся  на  три  группы:  основную, подготовительную  и  специальную  медицинскую.  Занятия в этих группах отличаются  учебными  программами,  объемом  и  структурой  физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.      Обучающиеся, имеющие   удовлетворительное   состояние   здоровья, относятся к основной медицинской группе.      Обучающиеся с  недостаточным  физическим   развитием   и   низкой физической  подготовленностью  или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся к  подготовительной  медицинской  группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы  с  учетом  некоторых  ограничений  в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных).      Обучающиеся, которые  на  основании  медицинского  заключения   о состоянии  их  здоровья  не  могут  заниматься физической культурой по программе  для  основной  группы  (10  -  15%  от  общей   численности учащихся), относятся к специальной медицинской группе (СМГ).      Специальную медицинскую группу условно  можно  разделить  на  две подгруппы:  подгруппу  "А"  (обучающиеся  с  обратимыми заболеваниями, которые   после   лечебно-оздоровительных   мероприятий   могут   быть переведены  в  подготовительную группу) и подгруппу "Б" (обучающиеся с патологическими отклонениями (необратимыми заболеваниями)).      Основные задачи  физического  воспитания  учащихся,  отнесенных к СМГ:      - укрепление   здоровья,   ликвидация   или  стойкая  компенсация нарушений, вызванных заболеванием;      - улучшение показателей физического развития;      - освоение  жизненно  важных  двигательных  умений,   навыков   и качеств;      - постепенная  адаптация  организма  к   воздействию   физических нагрузок,    расширение    диапазона    функциональных    возможностей физиологических систем организма;      - закаливание   и   повышение   сопротивляемости   защитных   сил организма;      - формирование  волевых  качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;      - воспитание  сознательного  и  активного  отношения  к  ценности здоровья и здоровому образу жизни;      - овладение комплексами упражнений,  благоприятно воздействующими на состояние  организма  обучающегося,  с  учетом  имеющегося  у  него заболевания;      - обучение  правилам  подбора,  выполнения   и   самостоятельного формирования  комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;      - обучение   способам   самоконтроля  при  выполнении  физических нагрузок различного характера;      - соблюдение правил личной гигиены,  рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.      Ниже перечислены некоторые ограничения,  накладываемые на занятия физической культурой в зависимости  от  наиболее  часто  встречающейся нозологической   формы   заболевания,   а   также  рекомендуемые  виды оздоровительных упражнений.      При комплектовании   СМГ   школьный  врач  и  учитель  физической культуры,  кроме  диагноза  заболевания  и  данных  о   функциональном состоянии  обучающихся,  должны  также  знать  уровень  их  физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.   ------------------------------------------------------------------ |  Заболевания  |    Противопоказания     |     Рекомендации     | |               |      и ограничения      |                      | |---------------|-------------------------|----------------------| |Сердечно-      |Упражнения, выполнение   |Общеразвивающие       | |сосудистая     |которых связано с        |упражнения,           | |система        |задержкой дыхания,       |охватывающие все      | |(неактивная    |напряжением мышц брюшного|мышечные группы, в    | |фаза           |пресса и ускорением темпа|исходном положении    | |ревматизма,    |движений                 |лежа, сидя, стоя;     | |функциональные |                         |ходьба, дозированный  | |изменения и    |                         |бег в медленном темпе | |др.)           |                         |                      | |---------------|-------------------------|----------------------| |Органы дыхания |Упражнения, вызывающие   |Дыхательные           | |(хронический   |задержку дыхания и       |упражнения, тренировка| |бронхит,       |чрезмерное напряжение    |полного дыхания и     | |воспаление     |мышц брюшного пресса     |особенно удлиненного  | |легких,        |                         |выхода                | |бронхиальная   |                         |                      | |астма и др.)   |                         |                      | |---------------|-------------------------|----------------------| |Заболевания    |Недопустимы упражнения с |При проведении        | |почек (нефрит, |высокой частотой         |общеразвивающих       | |пиелонефрит,   |движений, интенсивностью |упражнений особое     | |нефроз)        |нагрузки и               |внимание уделяется    | |               |скоростно-силовой        |укреплению мышц       | |               |направленностью,         |передней стенки       | |               |переохлаждение тела      |живота. При занятиях  | |               |                         |плаванием (по         | |               |                         |специальному          | |               |                         |разрешению врача)     | |               |                         |ограничивается время  | |               |                         |пребывания в воде (5 -| |               |                         |10 мин. - первый год  | |               |                         |обучения, 10 - 15 мин.| |               |                         |- второй и последующие| |               |                         |годы обучения)        | |---------------|-------------------------|----------------------| |Нарушения      |Упражнения, вызывающие   |Дыхательные           | |нервной системы|нервное перенапряжение   |упражнения, водные    | |               |(упражнения в равновесии |процедуры, аэробные   | |               |на повышенной опоре),    |упражнения            | |               |ограничивается время игр |                      | |               |и т.д.                   |                      | |---------------|-------------------------|----------------------| |Органы зрения  |Исключаются прыжки с     |Упражнения на         | |               |разбега, кувырки,        |пространственную      | |               |упражнения со статическим|ориентацию, точность  | |               |напряжением мышц, стойки |движений, динамическое| |               |на руках и голове        |равновесие, гимнастика| |               |                         |для глаз              | |---------------|-------------------------|----------------------| |Хронические    |Уменьшается нагрузка на  |                      | |заболевания    |мышцы брюшного пресса,   |                      | |желудочно-     |ограничиваются прыжки    |                      | |кишечного      |                         |                      | |тракта,        |                         |                      | |желчного       |                         |                      | |пузыря, печени |                         |                      | ------------------------------------------------------------------        Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение  шести  минут.  Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе,  переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с  его самочувствием.  Тест  выполняется  на  беговой  дорожке стадиона или в спортивном  зале  образовательного   учреждения.   Результатом   теста является расстояние, пройденное обучающимся.      Оценку скоростно-силовых качеств,  силы мышц  обучающегося  можно проводить при прыжке в длину с места. Прыжок проводится на нескользкой поверхности.  Сделав взмах руками назад,  обучающийся резко выносит их вперед  и,  толкнувшись  обеими  ногами,  прыгает  как  можно  дальше. Результатом является максимальная длина прыжка,  которая засчитывается из трех попыток.      Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью  сгибания и  разгибания  рук в упоре лежа (при выпрямленном туловище).  Выполняя упражнения,  обучающийся опирается на выпрямленные  в  локтях  руки  и носки  ног  (во  время  сгибания  рук  живот не должен касаться пола). Засчитывается количество выполненных упражнений.      Броски и  ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от  стенки  в  течение  30   секунд   в   максимальном   темпе   могут свидетельствовать   о   координации   движений,   ловкости,   быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.      Прыжки через скакалку на двух ногах помогают судить о координации движений,  ловкости,   быстроте   двигательной   реакции,   скоростной выносливости,  силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого.      Приседания, выполненные   в   произвольном  темпе  до  утомления, позволяют  оценить  силовую  выносливость.  Засчитывается   количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.      Тесты физической  подготовленности  для  учащихся  первого   года обучения  в  составе СМГ проводятся в декабре и апреле,  для второго и последующих лет обучения - в сентябре, декабре и апреле.      Министерство образования  Российской  Федерации обращает внимание учителей,  руководителей   общеобразовательных   учреждений   на   ряд особенностей в организации занятий физической культурой в СМГ.      Прежде всего следует иметь в  виду,  что  дети  II  и  III  групп здоровья,  которые составляют СМГ,  по своим двигательным возможностям не могут сравниться со  здоровыми  детьми.  Общий  объем  двигательной активности  и интенсивность физических нагрузок обучающихся СМГ должны быть снижены по сравнению с объемом нагрузки для учащихся  основной  и подготовительной групп.      В то же время несмотря  на  низкий  исходный  уровень  физической подготовленности  учащихся СМГ регулярные занятия физической культурой небольшого объема и интенсивности позволяют  вскоре  (через  1,5  -  2 месяца)  заметить  положительную  динамику  в  развитии  их физических возможностей и общем оздоровлении.      Кроме этого,   каждый   из   обучающихся  СМГ  имеет  свой  выбор ограничений  двигательной  активности,  который  обусловлен  формой  и тяжестью  его  заболевания.  Такие  ограничения  неизбежно накладывают отпечаток на степень развития двигательных навыков и качеств.      В силу  вышеназванных причин оценивать достижения обучающихся СМГ по критериям,  которые используются для выставления  отметки  основной группы  обучающихся,  нельзя.  Для  обучающихся в СМГ в первую очередь необходимо оценить их успехи в формировании навыков  здорового  образа жизни и рационального двигательного режима.      При выставлении  текущей  отметки  обучающимся   СМГ   необходимо соблюдать  особый  такт,  быть  максимально  внимательным,  не унижать достоинства ученика,  использовать отметку таким  образом,  чтобы  она способствовала  его развитию,  стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой <*>. --------------------------------      <*> В  настоящее  время   Минобразование   России   разрабатывает рекомендации   по   введению  безотметочного  обучения  по  физической культуре, изобразительному искусству, музыке.        Итоговая отметка   по   физической   культуре   в   группах   СМГ выставляется    с   учетом   теоретических   и   практических   знаний (двигательных    умений     и     навыков,     умений     осуществлять физкультурно-оздоровительную        и        спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.      Основной акцент в оценивании  учебных  достижений  по  физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой  их  мотивации  к  занятиям  физическими упражнениями   и   динамике  их  физических  возможностей.  При  самых незначительных  положительных  изменениях  в  физических  возможностях обучающихся,  которые  обязательно  должны  быть  замечены  учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка.      Положительная отметка  должна быть выставлена также обучающемуся, который  не  продемонстрировал  существенных  сдвигов  в  формировании навыков,  умений и в развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре,  старательно выполнял задания учителя, овладел    доступными    ему    навыками    самостоятельных    занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики,  необходимыми знаниями в области физической культуры.      В аттестаты об основном  общем  образовании  и  среднем  (полном) общем  образовании  обязательно  выставляется  отметка  по  физической культуре.      В соответствии  с  Положением  об итоговой аттестации выпускников основной  и  средней  (полной)  общеобразовательной  школы  выпускники общеобразовательных учреждений могут участвовать в итоговой аттестации по физической культуре,  проводимой как  экзамен  по  выбору.  Экзамен целесообразно проводить по билетам.      Экзамен проводится во  время  первых  уроков  в  спортивном  зале школы. Школьники приходят на экзамен в спортивной форме. Температура в помещении должна быть не ниже 21 градуса по Цельсию.      Для проведения экзамена учитель заранее готовит билеты, в которые включаются теоретический вопрос и практическое  задание  под  условным номером.  Практическое  задание  должно  быть  доступно  и разрешено к выполнению только учащимся с конкретной  формой  заболевания.  Экзамен проводится в присутствии медицинского работника школы.      Примерный перечень теоретических вопросов и практических  заданий -    общий    для    выпускников    основной    и   средней   (полной) общеобразовательной    школы    (прилагается).     При     составлении экзаменационных  билетов  учитель физической культуры должен учитывать реальное  функциональное  состояние  учащихся  и  уровень  организации образовательного процесса для СМГ в общеобразовательном учреждении.   Руководител Департамента общего и дошкольного образования, член коллегии                                                         А.В.БАРАННИКОВ                                                                 Приложение                                  ПЕРЕЧЕНЬ                    ВОПРОСОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ         ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ (ПОЛНОЙ)           ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ,            ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ                           МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ                             Примерные вопросы        1. Что такое "здоровый образ жизни"?      2. Что значит "рациональный режим питания"?      3. Что называют "рациональным режимом двигательной активности"?      4. Чем характеризуется здоровый досуг?      5. Зачем нужно заниматься физической культурой учащимся,  которые по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе?      6. Какие физические упражнения полезно тебе  выполнять  с  учетом твоего заболевания?      7. Какие правила надо  соблюдать  при  составлении  и  выполнении комплекса корригирующей гимнастики при твоем заболевании?      8. Какие правила надо  соблюдать  при  составлении  и  выполнении комплекса утренней гимнастики при твоем заболевании?      9. Как сформировать правильную осанку?      10. Какие  ты  знаешь  правила оказания первой медицинской помощи при  травме  руки  (ноги),  полученной  во  время  занятий  физической культурой?      11. Какие меры предосторожности нужно  соблюдать  при  выполнении физических упражнений?      12. Какие бывают дыхательные упражнения,  зачем они нужны  и  как выполняются?      13. Какие релаксационные упражнения ты знаешь,  зачем они нужны и как выполняются?      14. Как  влияют  регулярные  занятия  физической   культурой   на состояние организма?      15. Что такое физическая подготовленность и как ее оценивают?      16. Какие ты знаешь основные физические качества?      17. Как можно контролировать  свое  состояние  во  время  занятий физической культурой?      18. Какие виды оздоровительной физической культуры тебе известны?                    Примерные виды практических заданий             (выполняются при отсутствии противопоказаний)        1. Комплекс упражнений ежедневной утренней зарядки.      2. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.      3. Комплекс  упражнений  корригирующей гимнастики (при конкретном заболевании).      4. Комплекс   упражнений  для  развития  силы  рук  (ног;  спины; брюшного пресса).      5. Комплекс упражнений для развития координации движений.      6. Комплекс упражнений для развития быстроты.      7. Комплекс упражнений для развития общей выносливости.      8. Комплекс упражнений для развития гибкости.      9. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.      10. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.      11. Самостоятельно составить комплекс упражнений утренней зарядки (из предложенного набора физических упражнений) и выполнить его.      12. Показать  способы  оказания  первой  медицинской  помощи  при травме руки.      13. Показать  способы  оказания  первой  медицинской  помощи  при травме ноги.      14. Выполнить  упражнения из изученных подвижных игр (броски мяча в баскетбольное кольцо;  ведение мяча  в  баскетболе;  подача  мяча  в волейболе; прием мяча в волейболе; элементы челночного бега и т.п.).      15. Выполнить  броски  теннисного  мяча   в   цель   (без   учета

educontest.net

Занятия в специальной медицинской группе

Перед тем как проводить занятия в специальной медицинской группе (СМГ), педагог должен ознакомиться с причиной и механизмами развития и течения заболевания у каждого ребенка. Это позволит ему конкретизировать задачи лечебной физкультуры.

Для решения каждой из таких задач преподаватель подбирает соответствующие средства, при этом важно учитывать имеющиеся у детей противопоказания.

Для оценки исходного состояния школьника учитель рассматривает историю болезни, выясняет, какие недуги он перенес, каковы условия его проживания, определяет антропометрические данные ребенка, параметры его состояния в покое и после функциональных нагрузок. Все это позволит правильно спланировать работу.

Во время беседы на первом занятии педагог доступным языком рассказывает ученику, какая «поломка» происходит в организме при его заболевании и каким образом физические упражнения могут ее устранить или скорректировать. Важно, чтобы школьник понял, что результат в первую очередь зависит от него самого. Да, порой ему будет нелегко, но если ничего не делать, то станет еще хуже. К тому же ему будут постоянно помогать учитель и родители.

Нагрузки

В основе реабилитации школьника лежит постепенное повышение возможностей организма. Здесь важно придерживаться следующих принципов:

1.Итогом занятия должно быть наступление утомления, что достигается за счет определенного объема и интенсивности нагрузок. (Это не значит, что утомление будет на всех уроках: периодически, например, раз в две недели, они могут носить разгрузочный характер.) Накопление функциональных резервов является следствием именно утомления за счет так называемого эффекта суперкомпенсации.

2.Постепенное повышение нагрузок. Когда резервы оказываются более высокими, то для достижения утомления требуется более значительная нагрузка. Но при этом важно помнить о самочувствии, и если ребенок испытывает недомогание или даже дискомфорт, то увеличивать нагрузку нельзя, а иногда ее даже следует снизить.

При повышении нагрузки нужно отдавать приоритет ее длительности, и лишь затем идет интенсивность. Это особенно важно для ослабленных детей, у которых медленно протекают восстановительные процессы.

3.Между нагрузками должен быть оптимальный интервал: при его укорочении повторная нагрузка совпадает с неполным восстановлением, что чревато перенапряжением; а при слишком большом интервале новая нагрузка попадает на период возвращения организма к исходному состоянию, что исключает повышение его возможностей. Чем объемнее предыдущая нагрузка и чем большее утомление она вызывает, тем дольше должен быть и перерыв между нагрузками. Длина данного интервала связана и с особенностями организма школьника.

Отражает общую закономерность зависимости длительности такого перерыва от продолжительности и интенсивности предыдущей нагрузки.

В перерывах между нагрузками можно использовать более короткие и легкие упражнения (дыхательные, на расслабление, массаж и др.).

На вводном этапе, когда продолжительность и интенсивность упражнений невелики, их следует выполнять многократно в течение дня.

В основной период, когда продолжительность занятий возрастает до 20-30 мин., рекомендуется выполнять упражнения 2-3 раза в течение дня. На этих стадиях в каждом очередном недельном цикле нагрузка должна увеличиваться.

На заключительном этапе, когда длительность каждого занятия достигает 40-60 и более минут, а интенсивность упражнений может возрастать до 70-80%, периодичность занятий может достигать 3-5 в неделю.

Самоконтроль

Важно, чтобы дети могли контролировать свое состояние. Прежде всего это касается болевых ощущений, устойчивости дыхания и ЧСС.

Уже в начале занятий надо обучить ребят подсчитывать свой пульс и при каждой возможности предлагать им это сделать. Обычно через 3-4 урока процедура доходит до автоматизма.

Преподаватель должен заранее сказать школьникам, что после первых занятий очень часто в интенсивно работавших мышцах появляется боль, но в этом нет никакой опасности (ее причина - накопление в мышцах молочной кислоты, затрудняющей их полное расслабление). Следует объяснить, как быстрее избавиться от боли (прогревания, массаж, легкие нагрузки).

Совершенно другое отношение должно быть к боли, возникающей во время упражнений или после них во внутренних органах (головные боли и пр.). Это говорит о неадекватности подбора или выполнения упражнений. Поэтому педагог должен предупредить ребят о недопустимости преодолевать такую боль и о том, что о ее появлении они должны обязательно сообщить, чтобы он внес в программу соответствующие изменения.

Все это необходимо рассказывать не только детям, но и родителям, так как порой неискушенные в этих вопросах взрослые приходят к заключению опротивопоказании данных занятий для сына или дочки.

Полезно, чтобы школьник вел дневник здоровья, который помог бы ему следить за состоянием своего организма, самочувствием и динамикой нагрузок на протяжении учебного года. Ежедневные записи, которые он будет делать (в младших классах -вместе с родителями), сопоставительный анализ каждого очередного результата с полученным ранее позволят ребенку не только наблюдать за своими успехами, но и корректировать образ жизни. Преподаватель должен консультировать ученика относительно работы с дневником и периодически (например, ежемесячно) знакомиться с его записями.

Как правило, у детей с проблемами здоровья сформировалось представление о своей ущербности. Если же по результатам анализа дневника педагог похвалит ученика за его достижения (пусть даже незначительные!), причем сделает это при других ребятах, то это не только повысит самооценку школьника, но и мотивирует его к занятиям («я могу, у меня получается!»).

Проведение занятий

Как и любое занятие, урок в специальной медицинской группе состоит из вводной, основной и заключительной частей. Но каждый из этих этапов имеет определенные особенности.

Функциональные системы нездорового организма включаются в работу относительно инертно, поэтому вводная часть должна быть более продолжительной (при 45-минутном уроке - до 1015 мин.). Начинать лучше с постепенно нарастающего темпа ходьбы, которая затем переходит в бег. При некоторых нарушениях (например, дистонии по гипертоническому типу) на первых порах можно вообще ограничиться ходьбой. Основной критерий выбора режима движения - частота пульса. Когда она достигает 100-120 ударов в минуту, интенсивность бега (ходьбы) постепенно снижают и переходят к гимнастическим упражнениям. Здесь, как и в процессе всего занятия, преподаватель наблюдает за реакцией детей на нагрузку, в соответствии с чем дает индивидуальные указания: продолжать упражнение, снизить нагрузку и т.п. Главный показатель окончания врабатывания - начало потоотделения.

В основной части школьник работает в так называемом устойчивом состоянии, характеризующемся относительно постоянным уровнем физиологических функций организма. Желательно, чтобы в этот период ЧСС находилась в диапазоне 120-140 ударов в минуту для подгруппы А и 110130 ударов в минуту для подгруппы Б. Большая часть упражнений, направленных непосредственно на оздоровительный эффект, выполняется именно на этом этапе.

Помимо общего контроля, педагог внимательно следит за состоянием ребенка. Общий контроль ведется по внешним признакам (характер дыхания, потоотделения, координации движений и т.п.) и пульсу, который необходимо измерять сразу после самых сложных упражнений. Что касается второго условия, то здесь надо предупредить ребят, что даже при появлении малейшего дискомфорта в больном органе необходимо известить педагога. Учитель, в свою очередь, должен проанализировать условия, которые могли привести к неприятным ощущениям. Причина может быть не только в физической нагрузке, но и в том, что занятие проводится после контрольной работы, либо в нарушении сна, питания и т.п. Обнаружив этог негативный фактор, важно обратить на него внимание школьника. Если же дело именно в упражнениях, то следует внести коррективы в режим их выполнения (например, в интенсивность) или отменить их для данного ученика.

К концу основной части занятия постепенно развивается утомление, которое субъективно выражается усталостью. Но между этими состояниями нет четкой зависимости: если утомление связано с объективными изменениями в организме, то усталость чаще носит психологический характер (скучная работа, отсутствие интереса и т.п.). Именно поэтому при усталости изменение задания или придание ему большей эмоциональности может заметно повысить интенсивность выполнения упражнения.

Признаки усталости - рассеянное внимание, частые отвлечения и пр. К показателям же утомления относятся резкое повышение потоотделения, нарушение координации движений, одышка, заметное покраснение кожи и пр.

Различают три степени утомления - малую, среднюю и высокую, критериями которых могут выступать симптомы.

Хотя именно утомление является исходным условием роста работоспособности, в работе СМГ недопустимы нагрузки, соответствующие показателям большого утомления.

В заключительной части занятия нагрузка постепенно снижается и организм переходит в состояние покоя. Для этого могут использоваться упражнения общеразвивающие, дыхательные, на расслабление и пр. Желательно, чтобы к концу урока пульс не превышал дорабочего уровня более чем на 30-40%.

Если ученики различаются по виду заболевания, вводная и заключительная части занятия -общие, а основная строится по индивидуальным заданиям.

Пульсовая кривая

Проследить изменения нагрузки в ходе урока помогает пульсовая кривая - графическое отображение показателя ЧСС.

В начальный период (сентябрь - середина октября) такая кривая с начала занятия должна плавно возрастать до максимального уровня, достигаемого примерно во время, соответствующее 60-70% продолжительности занятия. После недолгого поддержания рабочего значения показателя (плато) нагрузку постепенно снижают (заключительная часть).

В основной период (середина октября - конец апреля) вводная часть может быть короче, а плато пульса - относительно длинным. На этом фоне можно создавать и 2-3 пика максимальной ЧСС, но на очень короткое время. В течение плато пульс может достигать 140-150 ударов в минуту, а его допустимые величины при пике - 170-190. Но такие нагрузки следует планировать индивидуально.

Нагрузка считается нормальной, если через 10 мин. после окончания работы пульс восстанавливается на 60% своего рабочего прироста.

Эти рекомендации носят общий характер, и величину нагрузки на каждом этапе следует регулировать в зависимости от самочувствия школьников, о чем их нужно предупредить заранее. Кроме того, необходимо учитывать и текущее состояние каждого из них.

Домашние задания

Помимо занятий с учителем, лечебная гимнастика подразумевает и работу дома. Это особенно важно на начальном этапе, когда надо заниматься до 6-8 раз ежедневно.

Педагог готовит соответствующие задания, которые тщательно разбирает со школьниками. Он ставит перед каждым учащимся посильную задачу, объясняя, почему предлагаются именно эти упражнения и как их делать. Это поможет стимулировать интерес детей к занятиям, приучить их к систематическому выполнению упражнений и в конечном счете приведет к положительным изменениям их состояния.

В домашние задания должны входить как общие упражнения, так и носящие индивидуальный характер. Первые связаны с приобщением к регулярным занятиям физкультурой. В основном это упражнения утренней гигиенической гимнастики и те, которые школьник может использовать в качестве активного отдыха. Индивидуальные задания должны соответствовать заболеванию конкретного ребенка и этапу его реабилитации. Контролировать домашнюю работу должны родители, для этого их следует проинформировать о содержании заданий и особенностях их выполнения (лучше всего в виде памяток).

Нет необходимости специально проверять задания, так как уже само отношение к ним ученика будет непосредственно отражаться на качестве тех или иных упражнений.

Итоговая оценка

Что касается итоговой оценки (или зачета), то преимущественное значение здесь должно иметь не соответствие каким-либо нормативам, а динамика выполняемых нагрузок.

Важно, чтобы преподаватель увязывал выполнение упражнений не только с их ролью в укреплении организма, но и с их местом в повседневности. Кроме того, надо периодически давать школьникам рекомендации психологической направленности, а также советы, относящиеся к режиму дня, питанию, гигиене и т.п. Именно такое многоплановое рассмотрение образа жизни позволяет по-настоящему сформировать основы культуры здоровья.  

www.goagetaway.com


Смотрите также