Лекции по пропедевтике внутренних болезней первый мед: ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ. Курс лекций.

Содержание

Лекции по пропедевтике внутренних болезней

5.11Осмотр кожи. Цвет (бледно-розовый, смуглый, красный, бледный, желтушный, цианотичный, землистый, бронзовый). Пигментация (депигментация). Тургор (повышен, понижен, не изменен). Влажность кожи (потливость, сухость, шелушение). Сыпи, геморрагические явления, рубцы (их локализация, характер). Наружные опухоли (атеромы, ангиомы и др.). Сосудистые звездочки. Дериваты кожи — ногти, волосы.

5.12Слизистые оболочки глаз, губ, полости рта (цвет, влажность, высыпания).

5.13Подкожная клетчатка. Развитие подкожной клетчатки (слабое, умеренное, чрезмерное), толщина складки на уровне пупка в см. Места наибольшего отложения подкожно-жирового слоя. Общее ожирение. Кахексия.

5.14Отеки, их характер, локализация (конечности, лицо, веки, живот, поясница, общие отеки; температура и цвет кожи над отеками).

5.15Пастозность.

5.16Лимфатические узлы. Локализация (затылочные, околоушные, шейные, подчелюстные, подбородочные, надключичные, подключичные, подмышечные, локтевые, паховые, бедренные, подколенные). Их характеристика (размеры в см., форма — овальная, округлая, неправильная), поверхность (гладкая, бугристая). консистенция (твердая, мягкая, тугоэластичная). Спаянность с кожей, окружающей клетчаткой и между собой. Их подвижность, болезненность, состояние кожи над ними.

5.17Мышцы. Степень развития, атрофия и гипертрофия (общая и местная). Тонус и сила мышц.

5.18Кости. Деформация. Акромегалия. “Барабанные палочки” — акропатии. Болезненность при поколачивании, особенно ребер, грудины, трубчатых костей, позвоночника. Утолщения и неровности надкостницы.

5.19Суставы. Осмотр: конфигурация, припухлость, гиперемия. Ощупывание: местная температура, болезненность. Шумы при движении (хрустящие, скрипящие, щелкающие). Объем активных и пассивных движений в суставах (ограниченная подвижность, ригидность, контрактура, избыточные движения).

Понятие о симптоматологии и семиотике

Семиотика — учение о признаках болезни.

Симптоматология — наука, занимающаяся изучением симптомов заболеваний.

Симптом представляет собой отдельный признак заболевания. Например, изжога, тошнота, рвота — это все отдельные симптомы, которые наблюдаются при заболеваниях желудка. Кашель, одышка, боли в грудной клетке при дыхании — симптомы при заболеваниях органов дыхания.

Группа симптомов, патогенетически связанных между собой, называется синдромом. Такие симптомы,

как изжога, тошнота, рвота, отрыжка пищей связаны с каким-то заболеванием желудка. Т.е. причина их возникновения одна — поражение желудка. Все эти симптомы объединены в единый, так называемый диспепсический синдром. Различают два вида синдромов: анатомические и функциональные.

Сочетание физических симптомов или признаков, которые соответствуют структурным изменениям органов, называют анатомическим синдромом. Например, притупление перкуторного звука в области легкого, бронхиальное дыхание, усиление голосового дрожания, бронхофонии составляют анатомический синдром уплотнения или инфильтрации легочной ткани.

Сочетание функциональных симптомов дает физиологический или функциональный синдром. Например,

уменьшение резервной щелочности крови, увеличение содержания аммиака в моче, снижение парциального давления углекислого газа в альвеолярном воздухе составляют функциональный синдром негазового ацидоза.

Синдромная диагностика очень важна, так как на основании отдельных синдромов врач делает первый вывод об анатомическом и функциональном состоянии органов.

Различают простые (малые) и сложные (большие) синдромы. Большой синдром представляет собой сочетание симптомов, патогенетически связанных между собой и охватывающих весь организм. Например,

при диффузных заболеваниях почек различают большие синдромы — азотемический, хлоруремический, гипертонический. Для синдромов характерно то, что они могут динамически изменяться: исчезают, нарастают. Например, при гломерулонефрите отечный синдром может сохраняться непродолжительное время. Отеки

Читать книгу Пропедевтика внутренних болезней: конспект лекций

А. Ю. Яковлева Конспект лекций по пропедевтике внутренних болезней

ЛЕКЦИЯ № 1. Клиническая и академическая истории болезни. Структура истории болезни

1. Клиническая и академическая истории болезни

История болезни представляет собой протокол обследования больного. Необходимо различать клиническую и академическую истории болезни. Написание их имеет различные цели.

Клиническая история болезни ведется с момента поступления больного в стационар. В ней фиксируются основные этапы клинического, инструментального и лабораторного обследований, заключения консультации врачей-специалистов, ставится предварительный диагноз, проводится обоснование диагноза, и, если необходимо, ставится дифференциальный диагноз. После этого с учетом всех имеющихся современных классификаций ставится окончательный диагноз, затем назначается лечение, и регистрируются ежедневно применяемые препараты. Обязательно отмечают все изменения, касающиеся состояния больного (как положительную, так и отрицательную динамику). Через определенные промежутки времени состояние больного описывают в этапных эпикризах. Если состояние больного улучшилось, больного выписывают, заполняя выписной эпикриз. Если же, несмотря на проведенное лечение, заболевание заканчивается летальным исходом, то история болезни завершается посмертным эпикризом. Помимо этого, история болезни является и юридическим документом.

Написание академической истории болезни имеет несколько другие цели. Студент должен продемонстрировать все приобретенные им навыки и знания. Целью написания истории болезни при изучении курса пропедевтики внутренних болезней является отражение знаний, полученных им при изучении предмета, способности выявления симптомов и обобщения их в синдромы на основании данных, полученных при обследовании. История болезни должна отражать ознакомление студента с классической методикой исследования всех органов и систем организма, особенностями расспроса при различных заболеваниях. Студент должен уметь анализировать полученную информацию для того, чтобы сопоставлять субъективные и объективные изменения в организме больного человека с определенными нозологическими формами.

Академическая история болезни пишется по определенному плану. Ее написанию предшествуют неоднократное обследование и беседа с больным (обязательным моментом при этом является соблюдение правил медицинской этики и деонтологии). При этом студент должен получить исчерпывающую информацию, которая поможет ему при написании. История болезни должна являться заключительным этапом, итогом работы студента по данной дисциплине, поэтому перед этим необходимо полностью изучить теоретическую информацию для наиболее плодотворной работы у постели больного.

Любая академическая история болезни имеет общую структуру изложения информации. История болезни, которая должна быть написана при изучении пропедевтики внутренних болезней, является основой для любой другой академической истории болезни.

При изучении хирургических специальностей в историю болезни включаются протокол произведенной операции, при изучении специальных дисциплин – локальный статус, этиология и патогенез заболевания применительно к данному больному.

Истории болезни, написанные на следующих курсах, должны содержать дифференциальный диагноз, т. е. на основании данных, полученных при исследовании больного, и сравнении их с классической картиной различных заболеваний устанавливается наиболее вероятный диагноз.

2. Структура истории болезни

Паспортная часть

Это общие сведения о больном, включающие в себя фамилию, имя, отчество (в целях соблюдения врачебной тайны на титульном листе истории болезни инициалы указываются только заглавными буквами), пол, дату рождения и полный возраст больного, профессию и род занятий (место работы) в настоящее время, дату поступления в клинику.

Жалобы больного, предъявляемые на момент поступления его в клинику. Перечисление начинают с самых главных жалоб, заканчивая общими, второстепенными, менее важными. Каждая жалоба описывается подробно, с перечислением основных ее качеств (указываются локализация, характер, интенсивность, иррадиация, длительность, факторы, провоцирующие и купирующие ее, чем сопровождается).

История настоящего заболевания

Здесь студент должен выяснить, как началось заболевание, какие провоцирующие факторы может отметить сам больной, какими симптомами заболевание проявилось впервые. Нередко студенты ограничиваются указанием лечебных учреждений или диагнозами, выставленными больному ранее. Это неправильно. Основной целью написания истории болезни является умение выявить основные жалобы и объективные симптомы и объединить их в синдромы в соответствии с единым патогенезом. Правильно, полноценно собранный анамнез нередко является залогом правильной постановки диагноза еще до проведения инструментальных и лабораторных методов обследования. В истории болезни указывают основные этапы развития заболевания, сопровождающиеся появлением в клинической картине новых данных, соответствие их определенному возрасту больного. Отмечают, каким образом это состояние было расценено в лечебном учреждении, какое проводилось лечение. Последнее обострение хронического заболевания (или остро возникшую болезнь) описывают наиболее подробно.

Анамнез жизни

Включает в себя общие сведения о жизни больного, его краткую биографию. Начинают с указания места и даты рождения, особенностей развития в детском возрасте, перечисляют перенесенные заболевания.

Сюда же включается трудовая биография: наличие высшего или среднего специального образования, указание мест работы, должности и длительности деятельности на отдельном рабочем месте, наличие профессиональных вредностей.

Отмечают семейное положение, наличие заболеваний у членов семьи.

Обязательно указывают данные аллерго-логического, эпидемиологического, у женщин – и гинекологического анамнеза, заболевания, перенесенные в прошлом, вредные привычки, условия проживания в настоящий момент, травмы, операции, нахождения в местах лишения свободы.

Общий статус больного

Сюда включаются следующие данные: сознание, состояние, положение (активное или вынужденное), вес, рост, телосложение. Производят осмотр и оценку качества кожных покровов и дериватов кожи (волос, ногтей), оценку состояния лимфатической, костно-суставной, мышечной систем, степени выраженности подкожно-жировой клетчатки.

Исследование систем органов. Исследование по системам (сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной, нервной, крови) проводится по единому плану. Указываются результаты осмотра, перкуссии, пальпации и аускультации, отмечаются выявленные симптомы.

Данные лабораторно-инструментальные методов обследования. В этот раздел истории болезни выписываются данные лабораторно-инструментальных методов обследования, по которым можно оценить динамику процесса.

Постановка окончательного диагноза. В этом разделе истории болезни формулируется полный, окончательный диагноз, дается его обоснование.

ЛЕКЦИЯ № 2. Диагностика и клиническое мышление

1. Индукция, дедукция. Различные уровни обобщения в диагностике

Все клинические и инструментальные исследования, проводимые в клинике, имеют своей целью постановку правильного диагноза. Это очень сложная и ответственная задача, поскольку от поставленного диагноза зависят характер назначенного лечения и в конечном итоге его результат.

Индукция – метод переработки информации, когда от общего переходят к частному. Это означает, что врач, обследуя больного, выявляет некоторые симптомы. Ряд из них является общим для большой группы заболеваний, другие более специфичны. Исходя из последней группы симптомов ставится предположительный диагноз. Зная классическую картину болезни, врач предполагает для подтверждения своей гипотезы обнаружить у больного и другие симптомы этого заболевания, тем самым подтвердить свою гипотезу и выставить окончательный диагноз.

Например, при осмотре живота больного врач обратил внимание на наличие на передней брюшной стенке расширенных вен при увеличении живота в размерах.

Симптом расширенных вен передней брюшной стенки является типичным для цирроза печени, а увеличенный живот позволяет предположить асцит.

Асцит не является специфичным признаком и встречается при различных заболеваниях, но, поскольку предполагается цирроз печени, асцит также можно расценить в пользу предположительного диагноза. В последующем проводятся клинические и инструментальные методы исследования для подтверждения этого диагноза.

Этот метод имеет большой недостаток: столь грубый подход к диагностике не позволяет полностью оценить состояние больного с учетом всех особенностей процесса, определить причину заболевания, выявить сопутствующие заболевания.

Дедукция – это логический метод, позволяющий от частного, выявленных деталей перейти к общему, сделать основной вывод. Для этого врач, произведя полное клиническое и инструментальное исследования, оценивает результаты и на основании оценки всех (пусть даже незначительных симптомов) ставит предположительный диагноз.

Это происходит следующим образом. Определяют все возможные симптомы, на их основании выделяют синдромы. На основании совокупности выделенных синдромов предполагают различные заболевания.

Иногда совокупность синдромов не вызывает сомнения в диагнозе, в других случаях основной синдром может встречаться при различных заболеваниях.

Тогда возникает необходимость в проведении дифференциального диагноза. Например, у больного выделены основные синдромы: желтуха, геморрагический, диспептический синдром, лабораторный синдром холестаза, общевоспалительный синдромы. На основании этих синдромов предполагают вовлечение печени в патологический, предположительно воспалительный процесс.

Однако эти синдромы могут встречаться как проявление других заболеваний гепатобилиарного тракта или других систем органов. Кроме того, частично эти синдромы могут встречаться в рамках конкурирующего заболевания. В рамках основного синдрома – желтухи – исключают гемолитический и механический ее варианты. После этого диагноз гепатита становится более вероятным. Определив его природу, можно выставить окончательный диагноз.

2. Клиническое мышление, определение, специфика. Стиль клинического мышления и его изменения на разных этапах развития медицины

Клиническое мышление представляет собой одну из когнитивных функций, осуществляемую врачом в целях достижения определенного результата.

Этим результатом могут быть постановка правильного диагноза, грамотный выбор необходимого лечения.

Учиться врач продолжает и после получения диплома, и учится всю свою жизнь. Каждый врач должен стремиться к овладению принципами клинического мышления как к наивысшему уровню развития своих способностей. Необходимыми составляющими клинического мышления являются анализ и синтез поступающей информации, а не простое сравнение данных, полученных при сравнении с эталоном.

Клиническое мышление характеризуется способностью к принятию адекватного в каждой отдельной ситуации решения в целях достижения наиболее благоприятного результата. Врач должен уметь не только принять решение, но и взять на себя ответственность за его принятие, а это станет возможным только при полноценной теоретической подготовке врача, когда принятие решений будет обусловлено его знаниями, будет обдуманным и осознанным, будет направлено на достижение вполне определенной цели.

Врач, обладающий способностью к клиническому мышлению, всегда грамотный, квалифицированный специалист. Но, к сожалению, не всегда врач с большим опытом может похвастаться способностью к такому мышлению. Некоторые называют такое свойство врачебной интуицией, но известно, что интуиция является постоянной работой мозга, направленной на решение определенной проблемы.

Даже когда врач занят другими вопросами, какая-то часть мозга перебирает возможные варианты решения проблемы, и, когда находится единственно верный вариант, он и расценивается как интуитивное решение. Клиническое мышление позволяет оценивать состояние больного как целостного организма, с учетом всех его особенностей; рассматривает болезнь как процесс, выясняя факторы, приводящие к ее развитию, ее дальнейшую эволюцию с присоединившимися осложнениями и сопутствующими заболеваниями.

Такой подход позволяет подобрать правильную схему лечения. Учет принципов диалектики, выяснение причинно-следственных связей между процессами, происходящими в организме, использование при решении вопросов принципов логики позволяют мышлению выйти на качественно новый уровень развития.

Только специалист, обладающий клиническим мышлением, может достойно и эффективно осуществлять свою основную задачу– лечить людей, избавлять их от страданий, повышать качество их жизнедеятельности.

3. Методология клинического диагноза. Диагностическая гипотеза, определение, ее свойства, проверка гипотез

Произведя осмотр и полное клиническое и инструментальное обследование, врач задумывается, каким образом полученная информация может быть переработана для достижения главной цели – определения клинического диагноза. Для достижения данной цели применяются различные методики. Один из способов менее сложен в применении, но степень его эффективности также невелика. При этом при обследовании больного выделяются разнообразные симптомы, диагноз устанавливается при сравнении полученной картины заболевания у больного с классической картиной предполагаемого заболевания. Таким образом производят последовательные сравнения до тех пор, пока диагноз не будет ясен; симптомы, выявляемые у больного, должны сложиться в картину заболевания.

Большие затруднения в постановке диагноза вызывает патоморфоз заболевания, т. е. появление вариантов течения болезни, отличных от классических. Кроме того, данный способ не позволяет произвести комплексную оценку состояния больного с учетом сопутствующих, фоновых заболеваний, осложнений, рассмотреть заболевание не как стационарное явление, а как процесс, в развитии.

Другой вариант обработки информации производится с использованием принципов индукции. При этом на основании ярких, специфичных, типичных для определенного заболевания симптомов делают предположение о диагнозе. Исходя из классической картины заболевания и симптомов, встречающихся в ее рамках, начинают поиск подобных симптомов в картине заболевания обследуемого больного. Предположение, возникающее в процессе диагностики, называется гипотезой. Выдвигая определенную гипотезу, врач ищет ей подтверждения, и если их недостаточно для превращения гипотезы в утверждение, то данная гипотеза отвергается. После этого выдвигается новая гипотеза, и поиск осуществляется заново. Необходимо помнить, что гипотеза, хотя и основана на объективных данных, полученных при клиническом исследовании, все же является предположением, и не следует придавать ей такое же значение, как проверенным фактам. Кроме того, выдвижению гипотезы должны предшествовать клиническое обследование и получение достоверных фактов. После этого этапа гипотеза должна быть проверена путем анализа известных фактов.

Например, предположение о циррозе печени, возникшее на основании расширенных вен передней брюшной стенки и увеличения объема живота, должно быть подтверждено.

Для этого необходимо определить факт и характер поражения печени. Используются данные анамнеза, пальпации, перкуссии, лабораторных методов исследования. Если этих данных достаточно и наличие цирроза печени считается установленным, определяют наличие возможных осложнений, степень недостаточности органа и др. На основании основного симптома желтухи, кожного зуда и диспептических жалоб можно предположить наличие гепатита. Наличие вирусного гепатита предполагает выявление его маркеров, определение положительных осадочных проб, выявление печеночных трансаминаз и других характерных изменений. Отсутствие типичных изменений отвергает предположение о вирусном гепатите. Выдвигается новое предположение, исследования производятся до тех пор, пока гипотеза не подтвердится.

ЛЕКЦИЯ № 3. Клинический диагноз

1. Структура клинического диагноза – отражение истории диагностики

Клинический диагноз должен включать в себя описание:

1) основного заболевания. Это заболевание, которое привело к последнему ухудшению и по поводу которого произошла последняя госпитализация. При выставлении диагноза нужно руководствоваться последними данными с учетом общепринятых классификаций. На

конспект лекций онлайн (полностью и бесплатно)

А. Ю. Яковлева Конспект лекций по пропедевтике внутренних болезней

ЛЕКЦИЯ № 1. Клиническая и академическая истории болезни. Структура истории болезни

1. Клиническая и академическая истории болезни

История болезни представляет собой протокол обследования больного. Необходимо различать клиническую и академическую истории болезни. Написание их имеет различные цели.

Клиническая история болезни ведется с момента поступления больного в стационар. В ней фиксируются основные этапы клинического, инструментального и лабораторного обследований, заключения консультации врачей-специалистов, ставится предварительный диагноз, проводится обоснование диагноза, и, если необходимо, ставится дифференциальный диагноз. После этого с учетом всех имеющихся современных классификаций ставится окончательный диагноз, затем назначается лечение, и регистрируются ежедневно применяемые препараты. Обязательно отмечают все изменения, касающиеся состояния больного (как положительную, так и отрицательную динамику). Через определенные промежутки времени состояние больного описывают в этапных эпикризах. Если состояние больного улучшилось, больного выписывают, заполняя выписной эпикриз. Если же, несмотря на проведенное лечение, заболевание заканчивается летальным исходом, то история болезни завершается посмертным эпикризом. Помимо этого, история болезни является и юридическим документом.

Написание академической истории болезни имеет несколько другие цели. Студент должен продемонстрировать все приобретенные им навыки и знания. Целью написания истории болезни при изучении курса пропедевтики внутренних болезней является отражение знаний, полученных им при изучении предмета, способности выявления симптомов и обобщения их в синдромы на основании данных, полученных при обследовании. История болезни должна отражать ознакомление студента с классической методикой исследования всех органов и систем организма, особенностями расспроса при различных заболеваниях. Студент должен уметь анализировать полученную информацию для того, чтобы сопоставлять субъективные и объективные изменения в организме больного человека с определенными нозологическими формами.

Академическая история болезни пишется по определенному плану. Ее написанию предшествуют неоднократное обследование и беседа с больным (обязательным моментом при этом является соблюдение правил медицинской этики и деонтологии). При этом студент должен получить исчерпывающую информацию, которая поможет ему при написании. История болезни должна являться заключительным этапом, итогом работы студента по данной дисциплине, поэтому перед этим необходимо полностью изучить теоретическую информацию для наиболее плодотворной работы у постели больного.

Любая академическая история болезни имеет общую структуру изложения информации. История болезни, которая должна быть написана при изучении пропедевтики внутренних болезней, является основой для любой другой академической истории болезни.

При изучении хирургических специальностей в историю болезни включаются протокол произведенной операции, при изучении специальных дисциплин – локальный статус, этиология и патогенез заболевания применительно к данному больному.

Истории болезни, написанные на следующих курсах, должны содержать дифференциальный диагноз, т. е. на основании данных, полученных при исследовании больного, и сравнении их с классической картиной различных заболеваний устанавливается наиболее вероятный диагноз.

2. Структура истории болезни

Паспортная часть

Это общие сведения о больном, включающие в себя фамилию, имя, отчество (в целях соблюдения врачебной тайны на титульном листе истории болезни инициалы указываются только заглавными буквами), пол, дату рождения и полный возраст больного, профессию и род занятий (место работы) в настоящее время, дату поступления в клинику.

Жалобы больного, предъявляемые на момент поступления его в клинику. Перечисление начинают с самых главных жалоб, заканчивая общими, второстепенными, менее важными. Каждая жалоба описывается подробно, с перечислением основных ее качеств (указываются локализация, характер, интенсивность, иррадиация, длительность, факторы, провоцирующие и купирующие ее, чем сопровождается).

История настоящего заболевания

Здесь студент должен выяснить, как началось заболевание, какие провоцирующие факторы может отметить сам больной, какими симптомами заболевание проявилось впервые. Нередко студенты ограничиваются указанием лечебных учреждений или диагнозами, выставленными больному ранее. Это неправильно. Основной целью написания истории болезни является умение выявить основные жалобы и объективные симптомы и объединить их в синдромы в соответствии с единым патогенезом. Правильно, полноценно собранный анамнез нередко является залогом правильной постановки диагноза еще до проведения инструментальных и лабораторных методов обследования. В истории болезни указывают основные этапы развития заболевания, сопровождающиеся появлением в клинической картине новых данных, соответствие их определенному возрасту больного. Отмечают, каким образом это состояние было расценено в лечебном учреждении, какое проводилось лечение. Последнее обострение хронического заболевания (или остро возникшую болезнь) описывают наиболее подробно.

Анамнез жизни

Включает в себя общие сведения о жизни больного, его краткую биографию. Начинают с указания места и даты рождения, особенностей развития в детском возрасте, перечисляют перенесенные заболевания.

Сюда же включается трудовая биография: наличие высшего или среднего специального образования, указание мест работы, должности и длительности деятельности на отдельном рабочем месте, наличие профессиональных вредностей.

Отмечают семейное положение, наличие заболеваний у членов семьи.

Обязательно указывают данные аллерго-логического, эпидемиологического, у женщин – и гинекологического анамнеза, заболевания, перенесенные в прошлом, вредные привычки, условия проживания в настоящий момент, травмы, операции, нахождения в местах лишения свободы.

Общий статус больного

Сюда включаются следующие данные: сознание, состояние, положение (активное или вынужденное), вес, рост, телосложение. Производят осмотр и оценку качества кожных покровов и дериватов кожи (волос, ногтей), оценку состояния лимфатической, костно-суставной, мышечной систем, степени выраженности подкожно-жировой клетчатки.

Исследование систем органов. Исследование по системам (сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной, нервной, крови) проводится по единому плану. Указываются результаты осмотра, перкуссии, пальпации и аускультации, отмечаются выявленные симптомы.

Данные лабораторно-инструментальные методов обследования. В этот раздел истории болезни выписываются данные лабораторно-инструментальных методов обследования, по которым можно оценить динамику процесса.

Постановка окончательного диагноза. В этом разделе истории болезни формулируется полный, окончательный диагноз, дается его обоснование.

ЛЕКЦИЯ № 2. Диагностика и клиническое мышление

1. Индукция, дедукция. Различные уровни обобщения в диагностике

Все клинические и инструментальные исследования, проводимые в клинике, имеют своей целью постановку правильного диагноза. Это очень сложная и ответственная задача, поскольку от поставленного диагноза зависят характер назначенного лечения и в конечном итоге его результат.

Индукция – метод переработки информации, когда от общего переходят к частному. Это означает, что врач, обследуя больного, выявляет некоторые симптомы. Ряд из них является общим для большой группы заболеваний, другие более специфичны. Исходя из последней группы симптомов ставится предположительный диагноз. Зная классическую картину болезни, врач предполагает для подтверждения своей гипотезы обнаружить у больного и другие симптомы этого заболевания, тем самым подтвердить свою гипотезу и выставить окончательный диагноз.

Например, при осмотре живота больного врач обратил внимание на наличие на передней брюшной стенке расширенных вен при увеличении живота в размерах.

Симптом расширенных вен передней брюшной стенки является типичным для цирроза печени, а увеличенный живот позволяет предположить асцит.

Асцит не является специфичным признаком и встречается при различных заболеваниях, но, поскольку предполагается цирроз печени, асцит также можно расценить в пользу предположительного диагноза. В последующем проводятся клинические и инструментальные методы исследования для подтверждения этого диагноза.

Пропедевтика вн. болезней, курс лекций

(роды, выкидыши, медицинские аборты). Надо знать регулярность менструаций и дату последней менструации. Затем уже выясняют, какими заболеваниями ранее страдал больной. Детально интересуются аллергологическим анамнезом. Заканчивают расспрос больного выяснением семейного анамнеза, наследственность больного.

Общий осмотр

При общем осмотре оценивают:

1.Общее состояние (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайне

тяжелое).

2.Положение (активное, вынужденное, пассивное).

3.Сознание (ясное, помраченное, ступор (оцепенение, больной как бы во сне), сопор (отупение, больной без сознания, но рефлексы сохранены), кома (глубокая спячка, больной без сознания, полное отсутствие реакций на внешние раздражители, отсутствие рефлексов и расстройство жизненно важных функций).

Различают следующие виды ком: алкогольная, анемическая, апоплексическая, гипогликемическая, гипергликемическая, печеночная, уремическая, эпилептическая.

4.Выражение лица (спокойное, страдальческое, тоскливое, возбужденное, лицо Корвизара, митральное, аортальное, Гиппократа, почечного больного, асимметричное, непропорциональное, львиное, Паркинсона, лихорадочное).

5.Телосложение (рост, вес, пропорции, походка).

6.Конституция (нормостеник, если надчревный угол ≈ 90º, астеник, если надчревный угол ≤ 90º, гиперстеник, если надчревный угол ≥ 90º).

7.Температура тела.

При осмотре кожных покровов оценивают:

1.Цвет (обычный (с учётом расовой принадлежности больного), смуглый, бледный, багровый (эритремия), цианотичный, землистый, желтушный, бронзовый (болезнь Аддисона-Бирмера), дипегментация кожи (витилиго, лейкодерма) и ее локализация).

2.Сыпи и их характер (эритема, папула, пустула, волдырь, пузырь, бугорок, чешуйки, эрозии, трещины, язвы, «сосудистые звёздочки», геморрагии), локализация, цвет, выраженность. Атеромы, расчёсы, ихтиоз кожи.

3.Рубцы (размер, локализация, характер).

4.Видимые опухоли (липома, ангиома и др.).

5.Влажность (обычная, повышенная, сухость).

6.Тургор (эластичность) кожи (обычная, повышенная, пониженная).

Практические навыки по пропедевтике внутренних болезней

Добро пожаловать на сайт, посвященный пропедевтике внутренних болезней. Слово «пропедевтика» (греч. propaideuo — предварительно учу, предваряю) означает сокращенное изложение какой-либо науки в систематизированном виде, т.е. подготовительный, вводный курс в какую-либо науку, предшествующий более глубокому и детальному изучению соответствующей дисциплины (в данном случае — внутренним болезням). На этом сайте вы сможете изучить или вспомнить практические навыки, которые нужны при изучении внутренних болезней и обследовании больного.

При физикальном (без помощи сложных инструментов) обследовании больного врач сперва проводит субъективное исследование:

Затем проводится объективное исследование больного, которое включает (на этой странице приводятся только основные этапы, подробнее смотрите в соответствющих темах) общий осмотр и подробный осмотр по системам органов:

Читайте, что такое перкуссия, ее виды и правила и что такое аускультация, виды и правила аускультации.

Пропедевтика внутренних болезней изучается на 3-м курсе лечебного факультета в медицинских университетах, после чего студентам предстоить сдать экзамен, на котором нужно продемонстрировать также навыки по физикальному (физическому) обследованию больного.

Скачайте схему клинического обследования больного, изданную в 2000 году в Москве на кафедре пропедевтики внутренних болезней Московской медицинской академии имени Сеченова (pdf, 3 Мб).


Учебное видео

На этой странице предлагаются 3 фильма по практическим навыкам обследования пациента (Челябинск, Москва 1979 года, Львов).

Фильм Челябинской медакадемии в 4 частях:

Фильм 1979 года по методам пропедевтики — пальпации, перкуссии, аускультации («Центрнаучфильм»):

На украинском языке (Львов):

Остальные видео- и аудиоматериалы по конкретным навыкам обследования пациента размещены на соответствующих страницах этого сайта после теоретического описания.

Специальный раздел сайта: психопатологическая пропедевтика.

Лекции по пропедевтике внутренних болезней

При осмотре: кожные покровы сухие, бледные, с желтоватым оттенком. Язык утолщен, по краям — вдавления от зубов. Охриплость голоса. Ломкость и выпадение волос на голове, лобке. Снижение температуры тела, запоры. Плотные отеки.

Со стороны сердечно-сосудистой системы: брадикардия, глухость сердечных тонов, гипотензия. При рефлексометрии — увеличение продолжительности ахиллова рефлекса.

Островковый аппарат поджелудочной железы

Поджелудочная железа — непарный орган, расположена ретроперитонеально, секретирует пищеварительные ферменты (экзокринная часть) и различные гормоны (эндокринная часть). Эндокринная часть поджелудочной железы представлена островками Лангерганса, которые состоят из А-, В- и Д-клеток. А- клетки (25% клеточного состава) — место образования глюкагона. В-клетки (60% клеточного состава) — место синтеза и депонирования инсулина. Д-клетки — место синтеза соматостатина.

Синдром хронической гипергликемии

В основе проявлений сахарного диабета лежит абсолютный или относительный дефицит инсулина. Критерии патологической гипергликемии (критерии сахарного диабета):

?гликемия выше 11,1 ммоль/л при наличии клинических симптомов диабета.

?гликемия натощак выше 7,8 ммоль/л, выявляемая не меньше 2 раз

?гликемия натощак ниже 7,8 ммоль/л, а через 2 часа после нагрузки 75гр. глюкозы выше 11,1 ммоль/л. Жалобы: жажда (полидипсия), сухость во рту, мочеизнурение (полиурия), повышенный аппетит, похудание,

слабость, наклонность к инфекциям, кожный зуд, фурункулез. Часто наблюдается головная боль, нарушение сна, раздражительность, боли в области сердца, в икроножных мышцах.

При гипергликемии больше 16,5 ммоль/л развивается диабетическая кома: спутанность, а затем потеря сознания, многократная рвота, глубокое, шумное дыхание типа Куссмауля, резко выраженная сосудистая гипотензия, гипотония глазных яблок, олигурия, кетонемия, кетонурия, гипокалиемия, гипонатриемия, нейтрофильный лейкоцитоз.

Синдром гипогликемии

Основное проявление гиперинсулинизманаблюдается при инсулиноме. Проявления: раздражительность, агрессивность, слабость, чувство голода, тремор, потливость, бледность кожи, ухудшение зрения, сердцебиение. В тяжелых случаях потеря сознания, судороги, кома. Уровень глюкозы в плазме менее 2,7 ммоль/л.

Надпочечники

Парные железы внутренней секреции, расположенные над верхним полюсом почек. Состоят из коркового и мозгового слоев. Корковую часть надпочечников можно разделить на клубочковую, пучковую и сетчатую зоны. В клубочковой зоне синтерируется альдостерон. В пучковой и сетчатой зонах — глюкокортикоиды, преимущественно в сетчатой зоне — андрогены. В мозговом слое — адреналин и норадреналин.

Синдром гиперкортицизма

Синдром Иценко-Кушинга — ведущий синдром опухоли надпочечников (кортикостерома) с признаками гиперсекреции кортизола. Симптомы: избыточное отложение жира в области лица, шеи, туловища. Лицо становится лунообразным. Конечности тонкие.

Кожа сухая, истонченная. Акроцианоз. На коже живота, внутренних поверхностях плеч, бедер, в области грудных желез, появляются широкие стрии красно — фиолетового цвета. Отчетливо выражен венозный рисунок на груди и конечностях. Нередко отмечается гиперпигментация кожи, чаще в местах трения. У женщин на коже лица, конечностях гипертрихоз. Склонность к фурункулезу и развитию рожистого воспаления. АД повышено. Остеопоротические изменения скелета (переломы ребер, позвоночника). Стероидный диабет.

Хроническая надпочечниковая недостаточность

Болезнь Аддисона — в основе сниженная продукция гормонов коры надпочечников. Симптомы: постоянная слабость, усиливающаяся после физической нагрузки, уменьшение массы тела, гиперпигментация кожных покровов лица, шеи, ладонных складок, подмышечных областей, промежности. Пигментные пятна на слизистых оболочках (внутренняя поверхность щек, язык, твердое небо, десны, влагалище, прямая кишка).

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Заведующий кафедрой — д.м.н., профессор Смирнов Алексей Владимирович

 

 

 

 

Контактная информация

Тел.: (812) 338 69 01
e-mail: proped@spb-gmu.ru

Ответственный за учебную работу профессор Панина Ирина Юрьевна

Ответственный   за   научную   работу   профессор Добронравов   Владимир Александрович

Кафедра находится по адресу: 197022, Санкт-Петербург,ул. Льва Толстого, д. 6-8, корпус № 54 (ул. Льва Толстого, д. 17), на IIэтаже.

 

История кафедры

Актуальным проблемам нефрологии посвящена научно-практическая деятельность кафедры пропедевтики внутренних болезней, которая была образована в 1924 году, как результат объединения кафедр диагностики и кафедры частной патологии и терапии. Кафедрой заведовали выдающиеся отечественные ученые, клиницисты, педагоги — профессора Чистович Н.Я. (1924-26 гг.), Левин А.М. (1926-29 гг.), действительный член АМН СССР профессор Тушинский М.Д. (1929-61 гг.), профессора Щерба М.Л. (1961-63 гг.) и Ярошевский А.Я. (1963-69 гг.), с 1970 по 2001 год — з.д.н. РФ, профессор Рябов С.И.. С 2001 по настоящее время заведующий кафедрой профессор Смирнов А.В.

Подробная история кафедры

 

Содержание дисциплины

Внутренняя медицина и ее место в ряду других медицинских дисциплин. Краткая история развития учения о диагностических методах и внутренних болезнях. Отечественные терапевтические школы. Основные принципы современной организации здравоохранения. Особенности медицинского обслуживания терапевтических больных.
Порядок и пути госпитализации больных. Организация работы в терапевтическом отделении больницы. Врачебная этика и деонтология. Общее представление о страховой медицине.
Задачи пропедевтической, факультетской и госпитальной клиник внутренних болезней. Основные задачи курса пропедевтики внутренних болезней. Виды диагноза. Методология диагноза.

Учебный план

 

 Цели и задачи кафедры

Основной целью преподавания пропедевтики внутренних болезней является обучение студентов методам клинического обследования больного, методам лабораторной и инструментальной диагностики, основам синдромальной диагностики заболеваний внутренних органов.

Задачи изучения дисциплины

  • усвоение особенностей медицинского обслуживания терапевтических больных на догоспитальном и госпитальном этапе оказания медицинской помощи

  • усвоение основных принципов деонтологии и врачебной этики, развитие начальных элементов клинического мышления, овладение основами физикального обследования больного

  • освоение методологии основных инструментальных методов исследования терапевтических больных

  • усвоение тактики лабораторного обследования больных; интерпретация лабораторных анализов

  • изучение симптоматологии основных терапевтических заболеваний.

Студент должен знать и уметь использовать

 

Информация для студентов

Начало занятий в 9:00 и 11:00.
На практические занятия студенты допускаются только в медицинской одежде: медицинский халат или медицинский костюм, колпак, сменная обувь (не бахилы). Верхняя одежда сдается в гардероб. Сменная обувь с собой в мешке.

Актуальное расписание занятий доступно в системе «Галактика»

 

Дополнительная информация

Методология диагноза

История физикальных методов исследования

Рене Лаэннек (1781–1826): изобретатель стетоскопа

Вильгельм Рентген: История открытия рентгеновских лучей

Методы и методология клинической диагностики

Видеоматериалы для самостоятельной подготовки  к практическим занятиям по пропедевтике внутренних болезней

Вопросы для подготовки к рубежному контролю «методы физикального исследования»

Типичные послеоперационные рубцы поверхности тела после стандартных хирургических вмешательств (обычные для отечественной хирургии). Материал подготовлен к.м.н., Гриневым К.М.

Основные принципы диагностики, профилактики и терапии острого повреждения почек. Учебное пособие

 

Последипломная подготовка

Клиническая ординатура:

  • нефрология
  • терапия

 

Научная деятельность

В настоящее время научным направлением кафедры является «Превентивная нефрология: совершенствование методов диагностики, лечения, первичной и вторичной профилактики хронической болезни почек у взрослого населения Российской Федерации».

К научному руководству диссертационными работами привлечены 7 докторов наук по специальности 14.01.29 — нефрология. Подготовка научно-педагогических кадров по специальности 14.01.29 — нефрология обеспечена научно-лабораторной базой. Клиническими базами кафедры пропедевтики внутренних болезней и НИИ нефрологии являются 2 нефрологических , отделение гемодиализа, отделение для больных с трансплантированной почкой, терапевтических отделение с 30 кардиологическими койками (каждое отделение по 60 коек), отделение реанимации и интенсивной терапии, проводящее эфферентные методы лечения клиник СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова, а также нефрологическое отделение городской больницы №26 и Городской нефрологический центр.

Научной и клинической базой являются лаборатории НИИ нефрологии (лаборатории лучевой диагностики, лаборатории почечной недостаточности, лаборатории клинической физиологии почек, лаборатории биохимического гомеостаза организма и лаборатории клинической морфологии) СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова. Высокий уровень медицинской помощи пациентам обеспечен тем, что кафедра и НИИ оснащены современным диагностическим и лечебным оборудованием (однофотонный эмиссионный томограф, приборы для выполнения ультразвуковой диагностики и нефробиопсии под контролем УЗИ аппарата, световая, электронная и флуоресцентная микроскопия и т.д.)

 

Штат кафедры

Профессорско-преподавательский состав кафедры:

Смирнов Алексей Владимирович — заведующий кафедрой: профессор, доктор медицинских наук

Лукичев Борис Георгиевич, профессор, доктор медицинских наук

Кучер Анатолий Григорьевич, профессор, доктор медицинских наук

Добронравов Владимир Александрович, профессор, доктор медицинских наук

Румянцев Александр Шаликович, профессор, доктор медицинских наук

Панина Ирина Юрьевна, профессор, доктор медицинских наук

Виноградова Татьяна Васильевна, доцент, кандидат медицинских наук

Орлова Светлана Александровна, доцент, кандидат медицинских наук

Храброва Мария Сергеевна, доцент, кандидат медицинских наук

Чижикова Валерия Александровна, ассистент, кандидат медицинских наук

Хасун Мохамад, ассистент, кандидат медицинских наук

Чурко Анна Аркадьевна, ассистент

Карунная Анна Викторовна, ассистент

Легостаева Кристина Владимировна, ассистент

Кафедра пропедевтики внутренних болезней.

Кафедра пропедевтики внутренних болезней.

Голова:
Федор Федорович Тетенев.

Образование:
Выпускник медицинского факультета Томского медицинского института, доктор медицинских наук, профессор.

Члены научных академий и другие научные звания:
Действительный член Международной академии наук экологии и защиты жизни (IAELPS) (ноябрь 2005 г.).

Контакты:
Телефон. +7 3822 41–27–38, +7 3822 53–07–27.
e – mail: ftetenevlist.ru.

Главное научное направление отдела:
Фундаментальная и клиническая физиология дыхания (заболевания дыхательного аппарата, кровообращения, гепатобилиарной системы, системы пищеварения, миопатия, хронический описторхоз), изучение малого круга кровообращения.

Развитые разделы и направления научных исследований:

  1. Развитие теории механической деятельности легких.
    (руководитель направления — профессор Федор Федорович.Тетенев, e – mail: ftetenevlist.ru)
  2. Исследование неупругого сопротивления в норме и патологии
    (руководитель направления — профессор Бодрова Т.Н., e – mail: bodrovatnlist.ru)
  3. Исследование эластических характеристик легких в норме и при патологии
    (руководитель направления — профессор Федор Федорович.Тетенев, e – mail: ftetenevlist.ru)
  4. Исследование механики регионарного дыхания у здоровых лиц и при патологии
    (руководитель направления — доцент Левченко А.В., e – mail: kartagenerrambler.ru)
  5. Исследование контроля дыхания
    (руководитель направления — доцент Карзилов А.Я., e – mail: karzilovmail.ru)
  6. Изучение влияния ионизирующего излучения в малых дозах на здоровье человека
    (руководитель направления — профессор Бодрова Т.Н., e – mail: bodrovatnlist.ru)
  7. Изучение теории диагностики
    (руководитель направления — профессор Тетенев Федор Федорович, e – mail: ftetenevlist.RU)
.

Пропедевтика внутренних болезней минимальные вопросы

Пропедевтики внутренних болезней минимальные вопросы

Комментарии

  • Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.

Предварительный текст

Письменные экзаменационные вопросы и ответы 3-й курс, 1-й семестр Корпус А, Кафедра внутренних болезней Учебный год 1. Анамнез состоит из: 1. семейного анамнеза 2. экологического и социального анамнеза 3. перенесенных заболеваний 4. представленных жалоб 5 y другие аспекты, связанные с пациентом (принимаемые лекарства, лекарственная аллергия) 2.Перечислите части общего осмотра: 1. осмотр 2. пальпация 3. перкуссия 4 аускультация 3. Субфебрильность: температура тела в пределах 37,0 4. лихорадка: температура тела в пределах 5. Причины лихорадки это: 1. инфекционные заболевания 2. 3. изменение функции (повреждение) очага тепла 4. скопление тепла 6. Febriscontina означает: постоянная высокая температура, суточная смена температуры ниже 7. Febris remittens означает: изменение температуры, изменения выше дневного, но самая низкая температура остается выше 8.Перемежающийся лихорадка означает: меняется лихорадка, изменения более высокие, чем в течение дня, но самая низкая температура является нормальной. 9. Формула следующая: Идеальный вес кг рост в см минус 100. 10. Следующие характеристики мокроты должны быть проанализированы: 1. количество 2. цвет 3. запах 1 4. консистенция 11. Eupnea означает: число дыханий с симметричным растяжением грудной клетки. 12. Тахипноэ означает: частое дыхание, количество дыханий 13. Основные клинические обследования при заболеваниях легких: 1.физические 2. радиологические 3. функциональные тесты 14. Основными направлениями исследования болезней легких являются: 1. основной клинический диагноз 2. дифференциальный диагноз 3. поиск возбудителей инфекции 15. При аускультации легких необходимо выполнить следующие действия: 1. сравнительная аускультация. следует проводить с обеих сторон в одних и тех же местах 2. сначала выслушивать верхушки легких, а затем последовательно средние и нижние части 3. шумы следует оценивать до и после кашля 4.свист можно проанализировать, если пациент глубоко дышит открытым ртом 16. Нормальный звук легкого при аускультации: резкий, полный, не тимпанический. 17. Нижние границы легких (нормальный случай): правая среднеключичная линия, нижний край 6-го ребра. Среднеаксиллярная линия с обеих сторон: 8-е ребро. Лопаточная линия с обеих сторон: 9 ребро. Паравертебральная линия с обеих сторон: остистый отросток 11-го позвонка. 18. Границы пространства: легкое, селезенка, печень, нижнее ребро. 19. При перкуссии грудной клетки следует учитывать следующее: 1.идеальное положение пациента 2. не стучите над костями 3. перкуторный звук может отличаться на разных участках грудной клетки 20. Типы сердечной одышки следующие: 1. одышка 2. одышка в покое 3. ортопное 4. пароксизмальная одышка 21. тахикардия означает: ЧСС больше 2 2. Интенсивность 3. Качество 4. Тон 5. Точка максимума (локализация) 6. Облучение 38. Опишите границы сердца на рисунке: Слева, сверху: аорта, a. pulmonalis, левое предсердие, левый желудочек. Справа сверху: аорта, v.полая верхняя, правое предсердие. 39. Какие артерии пальпируются на нижних конечностях? а. femoralis a. poplitea a. dorsalis pedis a. tibialis posterior 40. Опишите дефицит пульса: частота сердечных сокращений (выслушивается над сердцем) выше, чем частота периферических пульсовых волн. 41. Перечислите характеристики пульса: частота, ритмичность, высота, скорость, равенство, жесткость 42. Опишите тест: согнутые в коленях, резкое дорсальное сгибание стопы вызывает боль в икроножных мышцах (характерно для тромбоза глубоких вен) 43.Опишите или обозначьте манжету: Постепенно увеличивая давление в манжете, расположенной на бедре или ноге, при давлении мм рт. Ст. Пациент чувствует сильную боль (в случае тромбоза глубоких вен). 44. Тесты и информируют о: проницаемости поверхностных и глубоких вен. 45. Знак информирует о: Центральном венозном давлении. 46. ​​Перечислите области живота: правое и левое подреберье, эпигастрий, пупочная область, правый и левый поясничный отдел, правый и левый паховый отдел, гипогастрий 47.Что исследуется при поверхностной пальпации живота? Напряжение мышц брюшного пресса, локальных или диффузных защитных мышц. 4 48. Исчезновение тупости печени указывает на: свободный воздух в брюшной полости, как следствие перфорации желудка или кишечника. 49. Опишите нормальные границы селезенки: между 9-м и 11-м ребрами слева, между передней и медиальной подмышечными линиями. 50. Поллакиурия — это: болезненное, частое раздражение при мочеиспускании, небольшое количество выделяемой мочи.51. Что такое анурия? Количество суточной мочи менее 100 мл. 52. Что такое олигурия? Количество суточной мочи менее 500 мл. 53. Общий анализ мочи включает следующее: удельный вес, осмоляльность, белок, гной, сахар, уробилиноген, ацетон, билирубин, микроскопическое исследование осадка 54. Клиренс указывает на следующее: Выведение определенного материала почками в течение 1 минуты. 55. Протеинурия означает: обнаруживаемый белок в моче. 56. Пиурия означает: обнаруживаемый гной в моче.57. Бактериурия означает: бактерии обнаруживаются в моче или больше). 58. Микроскопическая гематурия означает: эритроциты (эритроциты) выявляются при микроскопическом исследовании осадка. 59. Что такое микроскопическая гематурия? В осадке мочи присутствуют эритроциты разного размера и формы. 60. Диагноз означает: выявление определенного заболевания или расстройства. 61. Диагностические процедуры включают: методы и исследования, направленные на постановку диагноза. 63. Дифференциальный диагноз означает: различение заболеваний, имеющих схожие симптомы.5 Местоположение, излучение Качество (тип), серьезность Частота Условия, в которых это происходит Факторы, улучшающие или ухудшающие состояние Сопутствующие симптомы 81. Где следует аускультировать аортальный клапан? Правая парастернальная линия, второе межреберье. 82. Где должен быть а. pulmonalis выслушивается? Левая парастернальная линия, второе межреберье. 83. Где следует аускультировать митральный клапан? По месту верхушки бить. 84. Ортопноэ может указывать на: левожелудочковую недостаточность, митральный стеноз, обструктивную болезнь легких.85. Какое типичное место боли вызвано инфарктом миокарда? Загрудинная боль, которая может отдавать в левое плечо, руку, шею или нижнюю челюсть. Боль может локализоваться в эпигастриальной области. 86. Перечислите линии, разграничивающие области живота: правая и левая среднеключичные линии, подреберье и межостистые линии. 87. Что такое метеоризм? Повышенное содержание газов в кишечнике с последующим подъемом передней брюшной стенки. 88. Причины диффузного увеличения живота следующие: ожирение, метеоризм, асцит, беременность, заполнение мочевого пузыря.89. Что значит грыжа? Унаследованная или приобретенная слабость брюшной стенки (мышцы живота) и повышенное внутрибрюшное давление приводят к выпячиванию кишечника или сальнику, выталкивающему вперед париетальную брюшину. 90. Опишите нормальные мужские и женские лобковые волосы: мужские лобковые волосы доходят до пупка, показывая перевернутую V-образную форму. Женские лобковые волосы заканчиваются четкой горизонтальной или слегка выпуклой линией над лобковой частью. 91. Перечислите различные способы пальпации живота: поверхностный, средний и глубокий, проникающий, бимануальный и баллотирование.92. Как охарактеризовать внутрибрюшное сопротивление? Локализация, форма, поверхность, размер, консистенция, подвижность, болезненность, границы, связь с дыханием. 93. Свободная внутрибрюшная жидкость имеет следующие характеристики: лежа на спине, она имеет вогнутую границу и следует за изменениями положения тела. Жидкость колеблется. 7 94. Характерный перкуторный звук живота: барабанный, характерный для полостей. 95. Охарактеризуйте границы абсолютной тупости печени: правая среднеключичная линия от нижнего края 6-го ребра до реберного края.96. Гематемезис означает: рвота с кровью. 97. Мелена означает: переваренная кровь в стуле (дегтеобразный черный стул). 98. Гематохезия означает: непереваренная свежая кровь в стуле. 99. Ахолический стул выглядит так: стул, указывающий на непроходимость желчных протоков. 100. Гипермемезис означает: сильная рвота. 101. Какое идеальное положение пациента для исследования селезенки? Пациент лежит на правом боку, левая рука над головой. 102. Что такое subicterus? Незначительная желтуха, когда обнаруживается желтая окраска склеры.Концентрация билирубина в сыворотке крови составляет около 35 103. В чем суть? В правой подвздошной (паховой) области, на границе латеральной и медиальной третей линии между пупком и spina iliaca anterior superior. 104. Где место абдоминальной пункции (парацентеза)? В левой подвздошной (паховой) области, на границе латеральной и медиальной третей линии между пупком и spina iliaca anterior superior. 105. Опишите отек и место его возникновения: Увеличение интерстициальной жидкости.Отеки могут быть локальными и генерализованными. Сердечный отек возникает в нижних частях тела (ногах, крестцовой области) из-за гравитации. Отек почек может развиваться где угодно (в основном в рыхлой соединительной ткани, то есть вокруг глаз и в мошонке). Гипопротеинемический отек носит генерализованный характер. Тромбоз глубоких вен и хроническая венозная недостаточность приводят к появлению отека на соответствующей конечности. 106. Как провести и оценить знак? Расчесывание боковой поверхности подошвы от пятки вперед.В патологическом случае выявляются дорсальное сгибание большого пальца стопы и раздувание других пальцев стопы, что указывает на заболевание верхних мотонейронов. 107. Какие характеристики учеников следует исследовать? 8 Цирротическая печень. 123. Рефлекс двуглавой мышцы говорит о следующем позвоночном корешке: 124. Трехглавый рефлекс сообщает о следующем позвоночном корешке: 125. Лучевой рефлекс сообщает о следующем позвоночном корешке: 126. Кожный абдоминальный рефлекс сообщает о следующем позвоночном корешке: 127 .Рефлекс надколенника сообщает о следующем позвоночном корешке: 128. Ахилловый рефлекс сообщает о следующем позвоночном корешке: S1. 129. Какой должен быть оформлен осмотр брюшной полости? Уровень передней брюшной стенки по сравнению с передней стенкой грудной клетки Симметричность Движение при дыхании Волосы, грыжи Шрамы и другие изменения (окраска) кожи Пупок (нормальный, экстравертный, интровертный) 130. Осмотр thorax информирует о: форме грудной клетки; деформациях; рубцах и других аномалиях кожи (сыпь, невусы и т. д.).) Необычайная пульсация грудной клетки. Состояние яремных вен (пустых или расширенных) Цианоз 131. Грудная (тактильная) лохматка сообщает о: резонансе и проводимости легких и грудной стенки. 132. Приведите нормальную концентрацию Na: 133. Приведите нормальную концентрацию K: 134 в сыворотке. Укажите нормальную концентрацию глюкозы в сыворотке: 135. Приведите нормальную концентрацию лейкоцитов: 10 136. Приведите нормальную концентрацию. гемоглобин: 11.

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Контактная информация:

  • г. Алматы, ул. Казыбек би, д. 96

ИСТОРИЯ ОТДЕЛЕНИЯ
Кафедра пропедевтики внутренних болезней была организована в 1992 году, когда Президент Академии медицинских наук Республики Казахстан, член Международной ассоциации хирургов — Мухтар Алиевич Алиев, совместно с Профессор Маскеев К.М. и доценты Голубченко В.С. и Панова О. А. создали один из первых частных университетов в СНГ.

Затем он стал называться Казахстанским медицинским институтом (КМИ). Позже, в 2010 году, университет был переименован в Казахстанско-Российский медицинский университет.

В настоящее время кафедру возглавляет Алдиярова Малика Абдулжаппаровна.

Ученая степень кандидата медицинских наук.

Врач высшей категории, гастроэнтеролог, имеет международные сертификаты (Нидерланды, Австрия, Бельгия.Япония), дипломами, o награжден грамотой акимата Южно-Казахстанской области, награжден золотой звездой фармацевтического бизнеса за развитие и вклад компании «ГлаксоСмитКлайн» (GlaxoSmithKline), Великобритания,

Количество публикаций — 30, Общественная деятельность: Член научно-медицинского общества, член Ассоциации гастроэнтерологов г. Алмыты, член Европейской ассоциации по изучению печени (EASL).

ЧЛЕНЫ ОТДЕЛЕНИЯ:

  • Алдиярова М.А., врач высшей категории, заведующий отделением
  • Касикова Х. З. к.м.н., врач высшей категории, и.о. доцента
  • Бримжанова Ю.Е. доцент, зав. Кафедрой
  • Лекешия Р. Ассистент
  • Сенгерема G Ассистент
  • Помощник Нурмахановой А.
  • Ажибеков Н.С. ассистент
  • Помощник Атабаевой Г.

НАУЧНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Кандидатских диссертаций защищено сотрудниками кафедры
  • Алдиярова М.А. »Влияние диетотерапии с применением белково-витаминного продукта СУПРО 2725 на некоторые показатели гуморального иммунитета у больных с синдромом мальабсорбции, Москва, 1993, НИИ питания РАМН.
  • Кашикова Х.Ш. «Внутриплевральная химиотерапия рака легкого, рака груди и рака яичников у онкологических больных» 1989 г. Москва. Всесоюзный онкологический научный центр. Блохина Н. Н.
  • На кафедре работает научный студенческий отряд. Студенты 1-3 курсов будут обучены презентациям на интересующие их темы в области медицины.Ответственный Кашикова Х.Ш.
  • Кафедра сотрудничает с кафедрами пропидевтики внутренних болезней:
  • КазНМУ им. Асфендиярова С.Д. Алматы,
  • Медицинский университет Астаны, Карагандинский государственный медицинский университет,

СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Работаем с кураторскими группами

ОБОРУДОВАНИЕ ОТДЕЛЕНИЯ

Аудиторный фонд.

На кафедре образовательных учреждений 7.

Оборудование: компьютеры, ноутбуки, принтеры, мультимедийный проектор, модели, планшеты, атласы, тематические картинки, стенды, альбомы, учебные пособия, учебники.

.

PPT — Рейтинговое оценивание школьников по внутренним болезням: традиционная или инновационная форма? PowerPoint Presentation

  • Рейтинговое оценивание студентов по внутренним болезням: традиционная или инновационная форма? Асс. Проф. И. Хлопина

  • Курсы внутренней медицины Факультетская терапия Пропедевтика внутренних болезней Госпитальная терапия Поликлиническая терапия

  • Традиционная 4-х балльная форма контроля знаний студентов • Опрос на практических занятиях • Контроль тестирования • Обсуждение клинических тестов • Составление анамнеза пациента • Экзамен

  • Ограничения традиционной 4-балльной формы контроля знаний студента • Отсутствие систематического проведения контрольных мероприятий • Субъективность контрольной оценки • Случайность получения заданий и вопросов для контрольного теста

  • Внедрение рейтинговой системы знаний студентов контроль • Федеральный закон о высшем образовании (№ 125 от 22 августа 1996 г.) • Методические рекомендации Минобрнауки России от 11 июля 2002 г. №2654 «Об эксперименте по внедрению рейтинговой системы контроля знаний студентов. в университетах »

  • Рейтинг Обычно Рейтинг рассматривается как «накопленный балл» или «отметка в его историческом развитии». В университетах Рейтинг означает количественную меру, отображаемую по многобалльной шкале и интегрально характеризующую знания и компетенцию студента

  • Рейтинговая система учитывает: • Активная и ритмичная самостоятельная работа студента в течение семестра • Выдача тестовых контрольных заданий в строго установленный график • Учет «предыдущих успехов в учебе» студента • Информация о лекциях и классы, которые посещает студент • «факультативная» программа обучения

  • Этапы внедрения рейтинговой системы контроля знаний студентов • Разработка методики на основе государственных образовательных стандартов • Несколько дискуссий на кафедрах, на Совете факультета и на Методической конференции НГМУ • Внедрение рейтинговой системы по кафедрам с 2000 года.• Дальнейшее совершенствование рейтинговой системы — введение сквозной рейтинговой системы по всем курсам внутренних болезней (2003 г.)

  • Расчет баллов

  • Начисление баллов «Единая рейтинговая система знаний контроль. по внутренним болезням »

  • Схема начисления баллов по пропедевтике

  • Протокол рейтинговых оценок в группе №1

  • Средний рейтинговый балл среди выпускников терапевтического факультета в 2011 году

  • 0

    баллов в рейтинговой системе и в Государственном экзамене

  • Стимулирование активности студентов

  • Результаты обучения Модель компетенций Квалификационная модель подготовки специалиста Эволюционная смена КОМПЕТЕНТНОСТЬ Готовность применять знания и качества личности Знания инавыки

  • Новые методы оценки сформированных профессиональных компетенций • Самооценка — для определения уровня самокомпетентности • Портфолио выпускника: отмечены его личные успехи в учебе и студенческой жизни (наука, культура, спорт , общественная жизнь)

  • Соответствие баллов из разных систем оценки студентов

  • Рейтинговая система: • Служит для развития системного подхода к обучению • Соответствует обновлению системы высшего образования • Рейтинговая система должны показывать не только показатели профессионального и научного мастерства, но и личные успехи студентов

  • Спасибо за внимание!

  • .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *