Большая Медицинская Рнциклопедия. Мед кибернетика
РљРБЕРНЕТРРљРђ МЕДРР¦РРќРЎРљРђРЇ — Большая Медицинская Рнциклопедия
РљРБЕРНЕТРРљРђ МЕДРР¦РРќРЎРљРђРЇ (греч, kybernetike искусство управления) — раздел кибернетики, изучающий процессы управления Рё переработки информации РІ живых организмах Рё коллективах людей, что используется РїСЂРё решении задач профилактики Рё лечения заболеваний, Р° также задач управления здравоохранением. Р’РІРёРґСѓ исключительной сложности математического описания закономерностей функционирования отдельных физиол, систем Рё организма РІ целом, механизмов развития патол, процессов или описания процессов мед. обслуживания крупных контингентов населения, интенсивное развитие Рљ. Рј. началось лишь после создания быстродействующих РР’Рњ СЃ большими объемами памяти (СЃРј. Рлектронная вычислительная машина).
В задачи К. м. входит разработка новых принципов получения информации о состоянии различных физиол. систем и организма в целом; разработка новых методов воздействия на организм и его системы в леч. целях, в т. ч. методов, предусматривающих кратковременное или длительное замещение естественных органов искусственными; разработка методов управления системой охраны здоровья населения. Близкими к проблематике К. м. являются задачи конструирования роботов и создания искусственного интеллекта (см.).
Начало интенсивного развития Рљ. Рј. РІ СССРсвязано СЃ именами ученых, внесших значительный вклад РІ развитие общих идей кибернетики,— Рђ. Р. Берга, Рђ. Рђ. Ляпунова, Р° также ученых-медиков — Рџ. Рљ. РђРЅРѕС…РёРЅР°, H. Рњ. РђРјРѕСЃРѕРІР°, H. Рќ. Блохина, Рђ. Рђ. Вишневского, Р’. Р’. Ларина Рё РґСЂ. РР· зарубежных специалистов, РјРЅРѕРіРѕ сделавших РЅР° первоначальном этапе развития Рљ. Рј., следует назвать РІ первую очередь Винера (N. Wiener), Бейли (N. Bailey), Берталанффи (L. Bertalanffy), Ршби (W. Ashby).
Можно выделить два основных направления развития К. м. Первое из них связано с исследованиями в области идентификации, моделирования и управления процессами, протекающими в организме в условиях нормы или патологии. Второе направление охватывает работы в области разработки информационных систем и АСУ (см. Автоматизированные системы управления), предназначенных для управления в системе здравоохранения на различных уровнях — от отдельных учреждений (поликлиника, б-ца, станция скорой помощи и т. п.) до организаций, ответственных за состояние здоровья населения отдельных стран и осуществляющих международные научные программы в области медицины.
Р’ задачу работ первого направления РІС…РѕРґРёС‚, РІ частности, разработка методов диагностики заболеваний СЃ помощью специальных алгоритмов распознавания образов (СЃРј. Алгоритм, Алгоритм диагностический) Рё СЃ использованием хранящихся РІ памяти РР’Рњ больших объемов мед. информации РЅР° этапе обучения постановке диагноза, Р° РёРЅРѕРіРґР° — Рё РЅР° этапе самой постановки конкретного диагноза (СЃРј. Диагностика машинная). Различают задачи выбора наиболее вероятного диагноза РёР· относительно большого числа a priori предполагаемых диагнозов Рё задачи дифференциальной диагностики — выбора РѕРґРЅРѕРіРѕ диагноза РёР· заранее предполагаемой пары трудноразличимых диагнозов (вследствие СЃС…РѕРґРЅРѕРіРѕ характера развития соответствующих заболеваний).
РџСЂРё разработке информационно-поисковых Рё диагностических систем РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ использования алгоритмов распознавания образов РјРѕРіСѓС‚ быть выделены следующие цели. 1. Оказание консультационной помощи врачу РІ сложных диагностических ситуациях. Р’ этом случае РР’Рњ сообщает врачу наиболее вероятные варианты диагноза (РїРѕ данным формализованного анализа данных Рѕ конкретном пациенте) или рекомендует, РїСЂРё необходимости, провести дополнительное обследование. 2. Совершенствование мед. обслуживания населения РІ условиях, РєРѕРіРґР° незамедлительное оказание квалифицированной медпомощи РЅР° месте затруднено (напр., РёР·-Р·Р° отсутствия РІ данном учреждении специалиста РЅСѓР¶РЅРѕРіРѕ профиля). Р’ этом случае используются специальные системы СЃРІСЏР·Рё, соединяющие мед. учреждения РЅР° местах СЃ центральными учреждениями, которые РјРѕРіСѓС‚ провести РЅСѓР¶РЅСѓСЋ консультацию. РџСЂРё этом наряду СЃ использованием чисто формализованных процедур применяются также процедуры смешанного типа, РіРґРµ активная роль отводится опытному специалисту-медику, который РїСЂРё необходимости принимает решение Рѕ дополнительном обследовании пациента РЅР° месте или сам ставит окончательный диагноз. 3. Выявление РїСЂРё массовых осмотрах больших контингентов населения принадлежности отдельных лиц Рє РіСЂСѓРїРїРµ повышенного СЂРёСЃРєР° РїРѕ отношению Рє какому-то заболеванию. РџСЂРё этом используются анкетные РѕРїСЂРѕСЃС‹, включающие биографические данные обследуемого, данные РѕР± условиях труда Рё быта, образе Р¶РёР·РЅРё, перенесенных заболеваниях Рё С‚. Рї. Обработка результатов этих РѕРїСЂРѕСЃРѕРІ позволяет принять решение Рѕ принадлежности (или непринадлежности) обследуемого Рє РіСЂСѓРїРїРµ СЂРёСЃРєР°. Р’РІРёРґСѓ того, что обработка данных анкетных РѕРїСЂРѕСЃРѕРІ достаточно проста, использование этого метода позволяет заметно экономить ресурсы РЅР° интенсивное обследование Рё диспансеризацию РїРѕ сравнению, напр., СЃ интенсивным обследованием или диспансеризацией всего РёСЃС…РѕРґРЅРѕРіРѕ контингента. 4. Рспользование возможностей хранения больших объемов информации РІ РР’Рњ позволяет, основываясь РЅР° анализе близких Рє данному случаю заболеваний, выбирать наилучшую тактику лечения. РџСЂРё этом лечение осуществляется РїРѕ замкнутой схеме: больной — врач — консультация СЃ РР’Рњ — врачебные рекомендации— больной. 5. Р’РѕРїСЂРѕСЃС‹ управления лечением РїСЂРё использовании сильно-действующих, токсических Рё РґСЂСѓРіРёС… средств, действие которых РЅР° организм РЅРѕСЃРёС‚ системный характер (охватывает большинство его систем). РџСЂРё этом СЃ помощью методов математического моделирования (СЃРј.) определяются программы лечения (СЃСЂРѕРєРё РЅ РґРѕР·С‹), возможные методы компенсации нежелательных эффектов Рё С‚. Рї. Большое значение имеет, напр., использование РР’Рњ для расчета дозных полей РїСЂРё лучевой терапии, что позволяет врачу выбирать оптимальный вариант расположения источника облучения.
К группе работ первого направления относятся также работы по машинной интерпретации результатов электроэнцефалографии, электрокардиографии и других видов обследований состояния здоровья пациента. Разрабатываются замкнутые системы управления наркозом, стимуляции сердечной деятельности и дыхания и т. д. Сюда же входят работы по исследованию и разработке замкнутых систем управления внешними вспомогательными системами (напр., аппаратами искусственного кровообращения), по созданию управляемых протезов конечностей и т. д.
В связи с разработками искусственных органов (сердце, почки и др.) внимание привлекает задача моделирования организма в целом или его крупных систем (кровообращения, дыхания, обмена веществ). Одной из важных проблем является проблема гомеостаза (см.), как с точки зрения раскрытия физиол, механизмов поддержания благоприятного для организма состояния «внутренней сферы» в широком диапазоне изменения окружающих условий, так и с точки зрения возможности реализации механизмов гомеостаза в различных технических устройствах. Следует отметить, что анализ возможных вариантов реализации гомеостаза в биол, системах приводит к выводу о нелинейном характере связей между отдельными элементами этих систем, что в известной степени может рассматриваться как отличительная особенность биол, систем.
РљРѕ второму направлению исследований РІ Рљ. Рј. относятся построения информационных систем Рё РђРЎРЈ, РІ частности учет состояния Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ крупных контингентов населения, РІС‚. С‡. населения отдельных стран. Такой учет особенно РїСЂРё условии возможности быстрого доступа Рє истории болезни отдельного пациента позволяет оперативно оказывать помощь РІ экстренных случаях, планово выполнять мероприятия РїРѕ профилактике заболеваний, обнаружению Рё выявлению причин неблагоприятных тенденций РІ изменении состояния Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ населения. Тем самым образуется многоканальная замкнутая система массового мед. обслуживания, позволяющая наилучшим образом реализовать возможности, Рє-рыми располагает система здравоохранения. Рљ числу информационных систем мед. назначения следует также отнести системы управления научными исследованиями РІ медицине. РџСЂРё разработке этих систем преследуется цель максимальной концентрации усилий ученых РјРЅРѕРіРёС… стран РЅР° решении задач РїРѕ Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ болезнями, приносящими обществу наиболее значительные потери (напр., сердечно-сосудистыми, злокачественными, тропическими Рё РґСЂ.). Рсследования, направленные РЅР° Р±РѕСЂСЊР±Сѓ СЃ этими болезнями, координируются международными организациями, РІ первую очередь Р’РћР—.
Значительная роль в управлении деятельностью учреждений здравоохранения принадлежит информационным системам и АСУ различных уровней. Среди этих систем следует упомянуть АСУ «Здравоохранение», АСУ «Кадры», имеющие целью обеспечить наилучшее распределение и использование мед. кадров в стране, АСУ «Диспансер», «Поликлиника», «Стационар», имеющие целью обеспечить наилучшее обслуживание различных контингентов населения, АСУ «Аптека» и т. п.
Развитие К. м. и внедрение ее методов в практику медицины и здравоохранения тесно связаны с научно-техническим прогрессом. Большое значение приобретает также планирование сложных мед.-биол, экспериментов, в частности на животных, и изучение возможности использования полученных результатов в клин, практике.
См. также Кибернетика, Системный анализ.
Библиография: Антомонов Р®. Р“. Моделирование биологических систем, Справочник, Киев, 1977, библиогр.; Бейли Рќ. Математика РІ биологии Рё медицине, пер. СЃ англ., Рњ., 1970, библиогр.; Р‘ С‹ С… Рѕ РІ-СЃРєРёР№ Рњ. Р›. Рё Вишневский Рђ. Рђ. Кибернетические системы РІ медицине, Рњ., 1971, библиогр.; Воробьев Р•. Р. иКитов Рђ.Р. Введение РІ медицинскую кибернетику, Рњ., 1977, библиогр.; РЁ Сѓ-маков Р’. Р. Рё РґСЂ. Моделирование физиологических систем организма, Рњ., 1971, библиогр.
А. М. Петровский.
xn--90aw5c.xn--c1avg
Медицинская кибернетика 060609.65
Срок обученияНа базе 11 класса:Вступительные экзамены
Прием абитуриентов РІ высшие учебные заведения Р РѕСЃСЃРёРё осуществляется РїРѕ результатам Единого государственного экзамена (ЕГР). Согласно правилам приема РІ РІСѓР·С‹, учебные заведения имеют право устанавливать РЅРµ менее трех вступительных экзаменов (включая обязательный СЂСѓСЃСЃРєРёР№ язык Рё профильный предмет) согласно Перечню вступительных испытаний. Данный перечень формируется Министерством образования Рё науки.
 Прием абитуриентов РІ средние специальные учебные заведения проводится РїРѕ результатам Р“РРђ или ЕГР. Колледжи Рё техникумы имеют право устанавливать РЅРµ менее РґРІСѓС… вступительных экзаменов, РѕРґРЅРёРј РёР· которых должен быть СЂСѓСЃСЃРєРёР№ язык. Перечень вступительных испытаний РІ колледжи также устанавливает Министерство образования Рё науки. |
1. Русский язык
2. Математика (профильный)
3. Биология
 илиВФизика
Будущая квалификация
Рто уровень подготовки выпускников средних специальных Рё высших учебных заведений. Выпускникам, освоившим образовательные программы высшего профессионального образования, присваивается квалификация (степень) бакалавра, специалиста либо магистра РїРѕ соответствующему направлению подготовки. Степень бакалавра позволяет поступить РІ магистратуру, Р° квалификация специалиста Рё магистра – РІ аспирантуру.  Выпускники техникумов Рё колледжей получают квалификацию базового или повышенного СѓСЂРѕРІРЅСЏ подготовки. Название квалификации зависит РѕС‚ профессиональной области. Педагогическое образование предполагает получение квалификации учителя, педагога или воспитателя, медицинское – акушера, фельдшера, образование РІ области искусства – актера, С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР°, модельера. Р’Рѕ всех остальных областях выпускникам присваивается квалификация техника, технолога, техника-технолога (базовый уровень) или старшего техника, старшего технолога, старшего техника-технолога, специалиста (повышенный уровень). |
Наряду с квалификацией «специалист» присваивается специальное звание врача
Будущие профессии Биолог | Врач | Врач лучевой диагностики В | Врач ультразвуковой диагностики В | Врач-биофизик | Врач-кибернетик | Врач-лаборант | Рммунолог Чему научат?- Создавать, внедрять Рё использовать медицинские автоматизированные информационные системы, которые РєСЂРѕРјРµ блока управления включают такие элементы, как профилактика, диагностика Рё лечение, кадры Рё материальное обеспечение учреждения
- Рспользовать вычислительную технику РїСЂРё обработке медицинской информации; для таких целей используются РќРЎРћР’Рљ – информационные системы оперативного врачебного контроля, которые позволяют снимать СЃ пациента медико-биологическую информацию, автоматически распознавать состояние пациента, фиксировать нарушения РІ работе организма, диагностировать заболевание, управлять техникой, регулирующей жизненно важные функции больного
- Рспользовать РІ лабораториях Рё отделениях медицинских Рё научных организаций современную клиническую лабораторную, биофизическую Рё биохимическую аппаратуру
- Проверять и устранять основные неисправности электронно-медицинской аппаратуры
- Осуществлять приём терапевтических, хирургических и неврологических больных, определять их основные симптомы и синдромы, ставить предварительный диагноз
- Составлять план лабораторно-инструментального анализа
- Проводить клинические лабораторные, биохимические, биофизические, иммунологические и медико-генетические исследования
- Основываясь на результатах клинического, лабораторного и инструментального обследования, устанавливать и правильно формулировать диагноз, определять тактику лечения
- Разрабатывать и внедрять в современную медицинскую практику современные информационные технологии
- Вести отчетную документацию в медицинских и научных организациях с использованием современных информационных технологий
- Организовывать и планировать работу медицинского персонала
- Соблюдать правила врачебной этики, хранить врачебную тайну и придерживаться закона при работе с конфиденциальной информацией
- Оказывать неотложную врачебную помощь
- Проводить среди населения мероприятия по вопросам здоровья, здорового образа жизни, влияния на здоровье экологии, профилактики различных заболеваний
- Проводить в высших учебных заведениях и колледжах лабораторные и практические занятия по естественнонаучным, медико-биологическим и клиническим дисциплинам
- Составлять учебно-методические пособия и разработки по профессиональной деятельности
- Свободно разговаривать по профилю обучения на одном из иностранных языков
Учебная и производственная практики студентов, обучающихся по направлению подготовки «Медицинская кибернетика», проходят в лечебно-профилактических учреждениях (поликлиники, больницы, врачебные амбулатории, клиники, медицинских центры), научно-исследовательских медицинских и биологических центрах, лабораториях и институтах, специализирующихся на эксплуатации медицинской техники и проведении медико-биологических экспериментов, научно-производственных учреждениях в области биотехнологий, сельского хозяйства, экологии и охраны природы, а также в колледжах и вузах.
Ртоговая аттестация студентов:- Защита дипломной работы

moeobrazovanie.ru
Вузы России со специальностью медицинская кибернетика – 30.05.03 на 2018 год
Наилучший результат у КФУ – 1-ое место в рейтинге вузов Казани. Всего в России 6 вузов со специальностью 30.05.03. «Медицинская кибернетика» занимает 228-ое место в рейтинге специальностей.
место в РФ | очки
10-РѕРµ 563.1
-
подразделение:институт фундаментальной медицины и биологии
предметы:биология, математика, русский язык
форма
очная
места
10
стоимость
169 050
баллы егэ
251

место в РФ | очки
32-РѕРµ 517.3
-
подразделение:медико- биологический факультет
предметы:биология, математика, русский язык
форма
очная
места
10
стоимость
155 640
баллы егэ
217

место в РФ | очки
36-РѕРµ 510.4
-
подразделение:Медико-биологический факультет
предметы:биология, математика, русский язык
форма
очная
места
14
стоимость
215 000
баллы егэ
254

возраст
102 РіРѕРґР°
место в РФ | очки
54-РѕРµ 495.1
-
подразделение:Рнститут биологии Рё биомедицины
предметы:биология, математика, русский язык
форма
очная
места
-
стоимость
163 000
баллы егэ
-

возраст
54 РіРѕРґР°
место в РФ | очки
69-РѕРµ 483.8

место в РФ | очки
73-ее 480.0

место в РФ | очки
126-РѕРµ 450.8
-
подразделение:Медико-биологический факультет
предметы:биология, математика, русский язык
форма
очная
места
35
стоимость
186 740
баллы егэ
176

место в РФ | очки
171-РѕРµ 436.5
-
подразделение:естественных наук, медицинского и психологического образования
предметы:биология, математика, русский язык
форма
очная
места
-
стоимость
134 580
баллы егэ
-

место в РФ | очки
287-РѕРµ 399.6

место в РФ | очки
512-РѕРµ 351.1
-
подразделение:медицинский институт
предметы:биология, математика, русский язык
форма
очная
места
-
стоимость
139 000
баллы егэ
-

место в РФ | очки
2063-ее 18.7
vuzoteka.ru
Смотрите также
- Мед желчегонный
- Желчегонный мед
- Мед аполлон
- Мед индия
- РРЅРґРёСЏ мед
- Мед канский
- Ромашковый мед
- Веда мед
- Дегустация меда
- Потемнел мед
- Мед пустырник