Большая Медицинская Энциклопедия. Мед кибернетика


КИБЕРНЕТИКА МЕДИЦИНСКАЯ — Большая Медицинская Энциклопедия

КИБЕРНЕТИКА МЕДИЦИНСКАЯ (греч, kybernetike искусство управления) — раздел кибернетики, изучающий процессы управления и переработки информации в живых организмах и коллективах людей, что используется при решении задач профилактики и лечения заболеваний, а также задач управления здравоохранением. Ввиду исключительной сложности математического описания закономерностей функционирования отдельных физиол, систем и организма в целом, механизмов развития патол, процессов или описания процессов мед. обслуживания крупных контингентов населения, интенсивное развитие К. м. началось лишь после создания быстродействующих ЭВМ с большими объемами памяти (см. Электронная вычислительная машина).

В задачи К. м. входит разработка новых принципов получения информации о состоянии различных физиол. систем и организма в целом; разработка новых методов воздействия на организм и его системы в леч. целях, в т. ч. методов, предусматривающих кратковременное или длительное замещение естественных органов искусственными; разработка методов управления системой охраны здоровья населения. Близкими к проблематике К. м. являются задачи конструирования роботов и создания искусственного интеллекта (см.).

Начало интенсивного развития К. м. в СССР связано с именами ученых, внесших значительный вклад в развитие общих идей кибернетики,— А. И. Берга, А. А. Ляпунова, а также ученых-медиков — П. К. Анохина, H. М. Амосова, H. Н. Блохина, А. А. Вишневского, В. В. Ларина и др. Из зарубежных специалистов, много сделавших на первоначальном этапе развития К. м., следует назвать в первую очередь Винера (N. Wiener), Бейли (N. Bailey), Берталанффи (L. Bertalanffy), Эшби (W. Ashby).

Можно выделить два основных направления развития К. м. Первое из них связано с исследованиями в области идентификации, моделирования и управления процессами, протекающими в организме в условиях нормы или патологии. Второе направление охватывает работы в области разработки информационных систем и АСУ (см. Автоматизированные системы управления), предназначенных для управления в системе здравоохранения на различных уровнях — от отдельных учреждений (поликлиника, б-ца, станция скорой помощи и т. п.) до организаций, ответственных за состояние здоровья населения отдельных стран и осуществляющих международные научные программы в области медицины.

В задачу работ первого направления входит, в частности, разработка методов диагностики заболеваний с помощью специальных алгоритмов распознавания образов (см. Алгоритм, Алгоритм диагностический) и с использованием хранящихся в памяти ЭВМ больших объемов мед. информации на этапе обучения постановке диагноза, а иногда — и на этапе самой постановки конкретного диагноза (см. Диагностика машинная). Различают задачи выбора наиболее вероятного диагноза из относительно большого числа a priori предполагаемых диагнозов и задачи дифференциальной диагностики — выбора одного диагноза из заранее предполагаемой пары трудноразличимых диагнозов (вследствие сходного характера развития соответствующих заболеваний).

При разработке информационно-поисковых и диагностических систем на основе использования алгоритмов распознавания образов могут быть выделены следующие цели. 1. Оказание консультационной помощи врачу в сложных диагностических ситуациях. В этом случае ЭВМ сообщает врачу наиболее вероятные варианты диагноза (по данным формализованного анализа данных о конкретном пациенте) или рекомендует, при необходимости, провести дополнительное обследование. 2. Совершенствование мед. обслуживания населения в условиях, когда незамедлительное оказание квалифицированной медпомощи на месте затруднено (напр., из-за отсутствия в данном учреждении специалиста нужного профиля). В этом случае используются специальные системы связи, соединяющие мед. учреждения на местах с центральными учреждениями, которые могут провести нужную консультацию. При этом наряду с использованием чисто формализованных процедур применяются также процедуры смешанного типа, где активная роль отводится опытному специалисту-медику, который при необходимости принимает решение о дополнительном обследовании пациента на месте или сам ставит окончательный диагноз. 3. Выявление при массовых осмотрах больших контингентов населения принадлежности отдельных лиц к группе повышенного риска по отношению к какому-то заболеванию. При этом используются анкетные опросы, включающие биографические данные обследуемого, данные об условиях труда и быта, образе жизни, перенесенных заболеваниях и т. п. Обработка результатов этих опросов позволяет принять решение о принадлежности (или непринадлежности) обследуемого к группе риска. Ввиду того, что обработка данных анкетных опросов достаточно проста, использование этого метода позволяет заметно экономить ресурсы на интенсивное обследование и диспансеризацию по сравнению, напр., с интенсивным обследованием или диспансеризацией всего исходного контингента. 4. Использование возможностей хранения больших объемов информации в ЭВМ позволяет, основываясь на анализе близких к данному случаю заболеваний, выбирать наилучшую тактику лечения. При этом лечение осуществляется по замкнутой схеме: больной — врач — консультация с ЭВМ — врачебные рекомендации— больной. 5. Вопросы управления лечением при использовании сильно-действующих, токсических и других средств, действие которых на организм носит системный характер (охватывает большинство его систем). При этом с помощью методов математического моделирования (см.) определяются программы лечения (сроки н дозы), возможные методы компенсации нежелательных эффектов и т. п. Большое значение имеет, напр., использование ЭВМ для расчета дозных полей при лучевой терапии, что позволяет врачу выбирать оптимальный вариант расположения источника облучения.

К группе работ первого направления относятся также работы по машинной интерпретации результатов электроэнцефалографии, электрокардиографии и других видов обследований состояния здоровья пациента. Разрабатываются замкнутые системы управления наркозом, стимуляции сердечной деятельности и дыхания и т. д. Сюда же входят работы по исследованию и разработке замкнутых систем управления внешними вспомогательными системами (напр., аппаратами искусственного кровообращения), по созданию управляемых протезов конечностей и т. д.

В связи с разработками искусственных органов (сердце, почки и др.) внимание привлекает задача моделирования организма в целом или его крупных систем (кровообращения, дыхания, обмена веществ). Одной из важных проблем является проблема гомеостаза (см.), как с точки зрения раскрытия физиол, механизмов поддержания благоприятного для организма состояния «внутренней сферы» в широком диапазоне изменения окружающих условий, так и с точки зрения возможности реализации механизмов гомеостаза в различных технических устройствах. Следует отметить, что анализ возможных вариантов реализации гомеостаза в биол, системах приводит к выводу о нелинейном характере связей между отдельными элементами этих систем, что в известной степени может рассматриваться как отличительная особенность биол, систем.

Ко второму направлению исследований в К. м. относятся построения информационных систем и АСУ, в частности учет состояния здоровья крупных контингентов населения, вт. ч. населения отдельных стран. Такой учет особенно при условии возможности быстрого доступа к истории болезни отдельного пациента позволяет оперативно оказывать помощь в экстренных случаях, планово выполнять мероприятия по профилактике заболеваний, обнаружению и выявлению причин неблагоприятных тенденций в изменении состояния здоровья населения. Тем самым образуется многоканальная замкнутая система массового мед. обслуживания, позволяющая наилучшим образом реализовать возможности, к-рыми располагает система здравоохранения. К числу информационных систем мед. назначения следует также отнести системы управления научными исследованиями в медицине. При разработке этих систем преследуется цель максимальной концентрации усилий ученых многих стран на решении задач по борьбе с болезнями, приносящими обществу наиболее значительные потери (напр., сердечно-сосудистыми, злокачественными, тропическими и др.). Исследования, направленные на борьбу с этими болезнями, координируются международными организациями, в первую очередь ВОЗ.

Значительная роль в управлении деятельностью учреждений здравоохранения принадлежит информационным системам и АСУ различных уровней. Среди этих систем следует упомянуть АСУ «Здравоохранение», АСУ «Кадры», имеющие целью обеспечить наилучшее распределение и использование мед. кадров в стране, АСУ «Диспансер», «Поликлиника», «Стационар», имеющие целью обеспечить наилучшее обслуживание различных контингентов населения, АСУ «Аптека» и т. п.

Развитие К. м. и внедрение ее методов в практику медицины и здравоохранения тесно связаны с научно-техническим прогрессом. Большое значение приобретает также планирование сложных мед.-биол, экспериментов, в частности на животных, и изучение возможности использования полученных результатов в клин, практике.

См. также Кибернетика, Системный анализ.

Библиография: Антомонов Ю. Г. Моделирование биологических систем, Справочник, Киев, 1977, библиогр.; Бейли Н. Математика в биологии и медицине, пер. с англ., М., 1970, библиогр.; Б ы х о в-ский М. Л. и Вишневский А. А. Кибернетические системы в медицине, М., 1971, библиогр.; Воробьев Е. И. иКитов А.И. Введение в медицинскую кибернетику, М., 1977, библиогр.; Ш у-маков В. И. и др. Моделирование физиологических систем организма, М., 1971, библиогр.

А. М. Петровский.

xn--90aw5c.xn--c1avg

Медицинская кибернетика 060609.65

Срок обученияНа базе 11 класса:Вступительные экзамены
Прием абитуриентов в высшие учебные заведения России осуществляется по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Согласно правилам приема в вузы, учебные заведения имеют право устанавливать не менее трех вступительных экзаменов (включая обязательный русский язык и профильный предмет) согласно Перечню вступительных испытаний. Данный перечень формируется Министерством образования и науки.

 

Прием абитуриентов в средние специальные учебные заведения проводится по результатам ГИА или ЕГЭ. Колледжи и техникумы имеют право устанавливать не менее двух вступительных экзаменов, одним из которых должен быть русский язык. Перечень вступительных испытаний в колледжи также устанавливает Министерство образования и науки.

1. Русский язык

2. Математика (профильный)

3. Биология

 или 

Физика

Будущая квалификация

Это уровень подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений. Выпускникам, освоившим образовательные программы высшего профессионального образования, присваивается квалификация (степень) бакалавра, специалиста либо магистра по соответствующему направлению подготовки. Степень бакалавра позволяет поступить в магистратуру, а квалификация специалиста и магистра – в аспирантуру.

 

Выпускники техникумов и колледжей получают квалификацию базового или повышенного уровня подготовки. Название квалификации зависит от профессиональной области. Педагогическое образование предполагает получение квалификации учителя, педагога или воспитателя, медицинское – акушера, фельдшера, образование в области искусства – актера, художника, модельера. Во всех остальных областях выпускникам присваивается квалификация техника, технолога, техника-технолога (базовый уровень) или старшего техника, старшего технолога, старшего техника-технолога, специалиста (повышенный уровень).

Наряду с квалификацией «специалист» присваивается специальное звание врача

Будущие профессии Биолог | Врач | Врач лучевой диагностики  | Врач ультразвуковой диагностики  | Врач-биофизик | Врач-кибернетик | Врач-лаборант | Иммунолог Чему научат?
  • Создавать, внедрять и использовать медицинские автоматизированные информационные системы, которые кроме блока управления включают такие элементы, как профилактика, диагностика и лечение, кадры и материальное обеспечение учреждения
  • Использовать вычислительную технику при обработке медицинской информации; для таких целей используются НСОВК – информационные системы оперативного врачебного контроля, которые позволяют снимать с пациента медико-биологическую информацию, автоматически распознавать состояние пациента, фиксировать нарушения в работе организма, диагностировать заболевание, управлять техникой, регулирующей жизненно важные функции больного
  • Использовать в лабораториях и отделениях медицинских и научных организаций современную клиническую лабораторную, биофизическую и биохимическую аппаратуру
  • Проверять и устранять основные неисправности электронно-медицинской аппаратуры
  • Осуществлять приём терапевтических, хирургических и неврологических больных, определять их основные симптомы и синдромы, ставить предварительный диагноз
  • Составлять план лабораторно-инструментального анализа
  • Проводить клинические лабораторные, биохимические, биофизические, иммунологические и медико-генетические исследования
  • Основываясь на результатах клинического, лабораторного и инструментального обследования, устанавливать и правильно формулировать диагноз, определять тактику лечения
  • Разрабатывать и внедрять в современную медицинскую практику современные информационные  технологии
  • Вести отчетную документацию в медицинских и научных организациях с использованием современных информационных технологий
  • Организовывать и планировать работу медицинского персонала
  • Соблюдать правила врачебной этики, хранить врачебную тайну и придерживаться закона при работе с конфиденциальной информацией
  • Оказывать неотложную врачебную помощь
  • Проводить среди населения мероприятия по вопросам здоровья, здорового образа жизни, влияния на здоровье экологии, профилактики различных заболеваний
  • Проводить в высших учебных заведениях и колледжах лабораторные и практические занятия по естественнонаучным, медико-биологическим и клиническим дисциплинам
  • Составлять учебно-методические пособия и разработки по профессиональной деятельности
  • Свободно разговаривать по профилю обучения на одном из иностранных языков
Важные учебные предметыИнформационные медицинские системы | Клиническая кибернетика | Клиническая лабораторная диагностика | Медицинская биофизика | Медицинская электроника | Общая и медицинская радиобиология | Системный анализ и организация здравоохранения | Теоретические основы кибернетики | Физиологическая кибернетика | Функциональная диагностика Практика студентов

Учебная и производственная практики студентов, обучающихся по направлению подготовки «Медицинская кибернетика», проходят в лечебно-профилактических учреждениях (поликлиники, больницы, врачебные амбулатории, клиники, медицинских центры), научно-исследовательских медицинских и биологических центрах, лабораториях и институтах, специализирующихся на эксплуатации медицинской техники и проведении медико-биологических экспериментов, научно-производственных учреждениях в области биотехнологий, сельского хозяйства, экологии и охраны природы, а также в колледжах и вузах.

Итоговая аттестация студентов:
  • Защита дипломной работы
Вы можете освоить эту специальность в следующих регионах:Вся Россия - 9 вузов Похожие специальностиПоищем по тегам?медицинское образование, медицинские специальности, медицинские профессии, профессия врач-кибернетик, профессия врач-биофизик, профессия биофизик Материал подготовлен сайтом www.moeobrazovanie.ruЛюбое использование материала страницы допускается только с письменного согласия редакции.

moeobrazovanie.ru

Вузы России со специальностью медицинская кибернетика – 30.05.03 на 2018 год

Наилучший результат у КФУ – 1-ое место в рейтинге вузов Казани. Всего в России 6 вузов со специальностью 30.05.03. «Медицинская кибернетика» занимает 228-ое место в рейтинге специальностей.

место в РФ | очки

10-ое 563.1

  • подразделение:институт фундаментальной медицины и биологии

  • предметы:биология, математика, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      10

    • стоимость

      169 050

    • баллы егэ

      251

место в РФ | очки

32-ое 517.3

  • подразделение:медико- биологический факультет

  • предметы:биология, математика, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      10

    • стоимость

      155 640

    • баллы егэ

      217

место в РФ | очки

36-ое 510.4

  • подразделение:Медико-биологический факультет

  • предметы:биология, математика, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      14

    • стоимость

      215 000

    • баллы егэ

      254

возраст

102 года

место в РФ | очки

54-ое 495.1

  • подразделение:Институт биологии и биомедицины

  • предметы:биология, математика, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      -

    • стоимость

      163 000

    • баллы егэ

      -

возраст

54 года

место в РФ | очки

69-ое 483.8

место в РФ | очки

73-ее 480.0

место в РФ | очки

126-ое 450.8

  • подразделение:Медико-биологический факультет

  • предметы:биология, математика, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      35

    • стоимость

      186 740

    • баллы егэ

      176

место в РФ | очки

171-ое 436.5

  • подразделение:естественных наук, медицинского и психологического образования

  • предметы:биология, математика, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      -

    • стоимость

      134 580

    • баллы егэ

      -

место в РФ | очки

287-ое 399.6

место в РФ | очки

512-ое 351.1

  • подразделение:медицинский институт

  • предметы:биология, математика, русский язык

    • форма

      очная

    • места

      -

    • стоимость

      139 000

    • баллы егэ

      -

место в РФ | очки

2063-ее 18.7

vuzoteka.ru


Смотрите также

.