Морфемный разбор слова мед: Состав слова «МЁДА»

Цикл лекций по теме «Морфемика и словообразование. Методика изучения морфемного состава слова»

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Цикл лекций

по теме 2.5. Морфемика и словообразование. Методика изучения морфемного состава слова

МДК 01.02. Русский язык с методикой преподавания

Разработала:

С.Н. Ким,

преподаватель

Дзержинск – 2018


ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка ………………………………………………………………………. 3

Лекция 1 Морфемный состав слова в русском языке. Виды морфем. ………….…………. 4

Лекция 2 Место изучения морфемики и словообразования в курсе русского языка …….. 6 Лекция 3 Функции морфем. Методы и приемы работы над составом слова ……….……. 10

Лекция 4 Методическая система изучения морфемики.

Морфемный анализ слова …….. 16

Лекция 5 Трудности изучения морфемного состава слов ……………….………………… 21

Лекция 6 Связь морфемики и орфографии. Приемы повышения познавательной

мотивации при изучении морфемики …………………………………………………………. 23

Список использованных источников ……………………………………….……………….. 27


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лекции разработаны на основе рабочей программы профессионального модуля ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования, учебников и учебно-методических пособий.

В разработке представлены лекции по теме 2.5. Морфемика и словообразование. Методика изучения морфемного состава слова.

Лекция 1 Морфемный состав слова в русском языке. Виды морфем.

Лекция 2 Место изучения морфемики и словообразования в курсе русского языка.

Лекция 3 Функции морфем. Методы и приемы работы над составом слова.

Лекция 4 Методическая система изучения морфемики. Морфемный анализ слова.

Лекция 5 Трудности изучения морфемного состава слов.

Лекция 6 Связь морфемики и орфографии. Приемы повышения познавательной мотивации при изучении морфемики.

Данная разработка содержат теоретический материал, вопросы и задания для обеспечения осознанности усвоения материала, вопросы для самоконтроля после каждой лекции и список литературы, которым можно воспользоваться для уточнения и углубления знаний по теме.

Лекция 1

Морфемный состав слова в русском языке. Виды морфем

Морфемика – раздел науки о языке, который изучает строение слова.

Словообразование — раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.

Морфема — это минимальная

значимая часть слова (значимая – имеющая значение).

Звук – тоже минимальная часть слова. НО! Звук не имеет собственного значения.

Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание, интерфикс (соединительный гласный – паровоз).

Корень – общая часть однокоренных, родственных слов, в которой заключено лексическое значение слова.

Слова, имеющие одинаковую часть, значение которых объясняется с помощью одного слова, называются однокоренными или родственными.

Определение из учебника нач. школы

Родственные слова это слова, которые имеют одинаковую часть и близки по значению.

(лесник, сапожник, печник – имеют общую часть и близки по смыслу – называют людей по их профессиям? Что же получается: исходя из определения, данного в учебнике, – это однокоренные слова?)

Чтобы не было двусмысленности, детям нужно правильно объяснять смысл слов – «близки по значению» – т. е. их значение можно объяснить с помощью одного слова (лесной – тот, который растет или живет в

лесу; лесник – человек, который ухаживает за лесом, следит за порядком в лесу; перелесок – небольшой молодой лес, соединяющий два леса).

В слове может быть один корень и 2 корня.

Слова, имеющие 2 корня, называются сложными (водопад).

Окончание – изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Окончание выражает грамматическое значение слова (число, падеж, лицо, род).

Окончание изменяется при изменении формы слова.

Форма числа:

лес – леса

Форма рода: синий – синяя, синее

Форма падежа: сосна – у сосны, к сосне, под сосной, сосну.

Форма лица: решаю – решаешь, решает

Что нужно сделать, чтобы выделить окончание? (Изменить слово)

Окончание может быть нулевым (невыраженным звуками). Как его обнаружить? (изменить форму слова)

Какие части речи не имеют окончаний? (Неизменяемые: наречия, неизменяемые существительные (кофе, такси), неизменяемые прилагательные (хаки, беж), служебные части речи (около, батюшки – междометие)

Основа – часть слова без окончания.

Какие морфемы могут входить в состав основы? (приставка, корень, суффикс)

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и, как правило, служит для образования новых слов.

искл.:

суффикс –л- в глаголах является формообразующим – указывает на форму прош. времени (решать — решал)

суффикс –ен- при образовании форм сущ-х, оканчивающихся на –мя (семя, знамя, пламя и т. д.) знамя – знамени и др.

Суффикс может следовать за другим суффиксом (рас-чет-лив-ость) и после окончания (постфикс – сме-ющ-ий-ся)

ТЬ – окончание или суффикс? Принято два варианта выделения данной морфемы.

Способы образования слов.

Приставочный (бабушка – прабабушка)

Суффиксальный (снег – снежок)

Приставочно-суффиксальный (хлеб – нахлебник)

Бессуффиксный (отбрасывается окончание – зеленый – зелень или суффикс и окончание – повторить — повтор)

Сложение (город-герой, стенгазета, вечнозеленый)

и другие.

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте определение следующих понятий: морфемика, словообразование, морфема

корень, однокоренные слова, окончание, основа, приставка, суффикс.

  1. В чем отличие морфемы от звука?

  2. Как по-другому называются однокоренные слова?

  3. Как правильно объяснить учащимся смысл слов «близки по значению»?

  4. Какие слова называются сложными?

  5. Какое значение заключено в окончании?

  6. Что нужно сделать, чтобы выделить окончание?

  7. Какие части речи не имеют окончаний?

  8. Какое окончание называется нулевым? Как его обнаружить?

  9. Какие морфемы могут входить в состав основы?

  10. Какие суффиксы являются формообразующими?

  11. Какой морфемой является ТЬ?

  12. Назовите способы словообразования, проиллюстрируйте каждый примерами.

Литература

  1. Антонова, Е. С. Русский язык [Текст]: учебник для сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 384 с.

  2. Гольцова, Н.Г. Русский язык. 10-11 классы [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 464 с.

  3. Долбик, Е.Е. Русский язык [Электронный ресурс]: таблицы, схемы, упражнения. Для поступающих в вузы/ Е.Е. Долбик, В.Л. Леонович, В.А. Саникович — Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2012. — 312 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24077.html.— ЭБС «IPRbooks»

  4. Формирование лингвистических понятий у младших школьников [Текст]: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.

Лекция 2

Место изучения морфемики и словообразования в курсе русского языка

Попробуйте ответить на вопросы:

Вопрос

Степень освоения до изучения темы

+ знаю хорошо

— не знаю

!- хотелось бы уточнить

Степень освоения после изучения темы

+ знаю хорошо

— не знаю

! хотелось бы уточнить

Зачем ребенку, изучающему русский язык, нужны знания о составе слова?

Почему именно в начальных классах необходимо начинать изучение морфемики?

Какие знания и умения необходимо сформировать у детей при изучении морфемики и словообразования?

Важен ли определенный порядок в изучении морфем?

Как правильно сформировать понятие о каждой из морфем?

Как правильно разбирать слово по составу? По какому алгоритму действовать?

Как не ошибиться в выделении каждой части слова?

Морфемный анализ и словообразовательный анализ – этот одно и то же?

С какими трудностями могут столкнуться дети при изучении морфемики и словообразования?

Для чего ребенку, изучающему русский язык, нужны знания о составе слова?

Какие у вас будут предположения?

Почему именно в начальных классах необходимо начинать изучение морфемики?

Учеными было установлено, что к школьному возрасту дети начинают на интуитивном уровне овладевать образованием новых слов, но делают это зачастую ошибочно: хочут, выстрельнул, собакина конура, втыкана веточка, спотыкнулся, заместо и т. д.

Сделайте вывод: почему же именно в начальных классах необходимо начинать изучение морфемики?

Для того чтобы у детей формировалась грамотная речь, же на начальном этапе обучения начинается изучение морфемики и словобразования.

Задачи изучения морфемики и словообразования в начальной школе

Ваши предположения.

Проверим предположения. С помощью чего мы можем это сделать?

К какому документу нужно обратиться? Примерная ООП НОО

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Сравним с программой Русский язык УМК «Школа России» — отличие?

Задачи изучения морфемики и словообразования

  1. Сформировать представление о составе слова, о морфеме как единице языка (без введения понятия).

  2. Познакомить с основными морфемами – корнем, приставкой, окончанием, суффиксом, основой; дать представление об их значениях.

  3. Познакомить с понятием «родственные (однокоренные) слова». Научить различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова, однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

  4. Сформировать умение выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), основу; находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне; различать изменяемые и неизменяемые слова.

  5. Учить образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок.

Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.

Словообразование — раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.

Понятия морфемики и словообразования: состав слова, основа слова, корень слова, приставка, суффикс, окончание, однокоренные слова, сложные слова, образование слова, гнездо родственных (однокоренных) слов.

В программу начальной школы входит знакомство с основными понятиями морфемики и морфемный анализ слов.

Цель морфемного анализа – определение того, из каких значимых частей состоит слово. Морфемный анализ – разбор слова по составу.

Чем отличается разбор по составу от словообразовательного анализа слова?

Цель словообразовательного анализа определение того, как образовано данное слово.

Такой анализ учащиеся начинают выполнять как специальное задание в сред­них классах. Однако практически младшие школьники устанавливают словообразовательные связи между словами.

Например, выделив суффикс -ист-в слове футболист, третьеклассни­ки сначала объясняют, что с помощью этого суффикса от слова футбол образовалось новое слово, которое обозначает игрока в футбол, а затем наблюдают, что так же образовалось сло­во шахматист от шахматы, баянист от баян и т. д. А это и есть практический словообразо­вательный анализ, без которого членение слова на морфемы остается формальным.

Переподготовка – подготовка – подготовить — готовить

К словообразовательному разбору учеников готовят упражнения, которые сопровождаются вопросом: «Почему так назвали?»

Например: (3 класс, 1 часть, В.П. Канакина)

Этапы изучения морфемного состава слова

Изучение морфемного состава слова в младших классах проходит ряд этапов. Каждый из них имеет свое содержание и требует особой методики работы со словом.

Тема «Состав слова» имеет четкое построение, четкую структуру:

от понятия «родственные слова»


к понятию «корень слова»

к понятию «окончание»

к понятиям «приставка» и «суффикс»

к понятию «основа слова»

В некоторых учебниках тема «Суффикс» дается после «Корня», до «Приставки».

В пользу первенства приставки приводится аргумент доступности: приставок мало – их легко запомнить, приставка легко выделяется, слова с двумя приставками встречаются не часто.

Аргументы в пользу первенства суффиксов: они семантически богаче приставок, ориентированы на части речи, разнообразнее и богаче выразительными возможностями – в общем, ценнее для словообразования.

Вопросы для самоконтроля

  1. Для чего ребенку, изучающему русский язык, нужны знания о составе слова?

  2. Почему именно в начальных классах необходимо начинать изучение морфемики?

  3. Назовите задачи изучения морфемики и словообразования в начальной школе.

  4. Перечислите понятия морфемики и словообразования.

  5. Назовите цель морфемного анализа, цель словообразовательного анализа.

  6. Как по-другому называется морфемный анализ?

  7. На каком уровне младшие школьники усваивают словообразовательные связи между словами?

  8. Назовите этапы изучения морфемного состава слова.

Литература

  1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с.

  2. Литвинко, Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ф.М. Литвинко— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2015.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48009.html.— ЭБС «IPRbooks»

  3. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

  4. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи [Текст]: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т. П. Сальникова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с.

  5. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст]: Учебник для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с.

  6. Формирование лингвистических понятий у младших школьников [Текст]: методическое пособие / автор-составитель Н.Ю. Яшина. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 109 с.

  7. Примерная ООП НОО.

  8. Учебная программа по русскому языку УМК «Школа России».

Лекция 3

Функции морфем. Методы и приемы работы над составом слова

Корень

Корень в отличие от аффиксов — обязательная часть в слове. Если слово состоит из одной морфемы, то это корень: тут, кино и т. п.

Слова, имеющие общую мотивацию, составляют группы однокоренных слов.

Если же регулярно показывать, что родственные слова соотносятся с одним и тем же словом, у детей сформируется способ (действие), с помощью которого они будут устанавливать наличие или отсутствие родства слов, и в то же время наполнится конкретным содержанием выражение «сходны по смыслу».

Возьмем, например, слова зимовать, зимник, зимовье, зимний. Работая с ними, не следует ограничиваться указанием на то, что эти слова имеют общую часть зим- и сходны по смыслу, нужно проанализировать значение каждого из слов, обратившись к мотивирующему: зимовать — проводить зиму, зимник — дорога для езды зимой, зимовье — помещение, где живут зимой, зимний — относящийся к зиме и т. п.

Способ действия:

  1. Нахожу в словах одинаковую часть.

  2. Проверяю, можно ли объяснить каждое слово с помощью одного и того же слова.

  3. Если выполняются об условия, слова – родственные.

Задание. Сравните два фрагмента уроков, на которых ученики выполняли одно и то же задание: найти корень в словах желтеть, желтизна, желток, желторотый, желтуха, желтяк, желтить. В чем Вы видите различие способов объяснения? Какому из них отдаете предпочтение?

1-й учитель. Все слова, которые мы записали, имеют общую часть желт-, и все они сходны по смыслу. Значит, это однокоренные слова.

2-й учитель. Вспомните, как мы объясняли значение каждого слова: желтеть — становиться желтым; желтизна — желтый цвет, оттенок; желток — желтое вещество внутри птичьего яйца; желторотый — с желтой окраской вокруг клюва; желтуха — болезнь, при которой кожа становится желтой; желтяк — желтый перезрелый огурец; желтить —красить в желтый цвет. Вы обратили внимание, что при объяснении значения всех слов мы использовали слово желтый? Поэтому во всех этих словах не случайно есть общая часть желт-. Следовательно, это родственные, однокоренные слова.

Материал, позволяющий учить детей устанавливать смысловые связи между словами, имеется в учебнике. Это упражнения, где сопоставляются слова, одно из которых простое, а другое производное, например: В.П. Канакина 2 класс 1 часть с.59

Более того, есть задания, которые побуждают учащихся обращаться к мотивирующему слову: например: В.П. Канакина 2 класс, 1 часть, с.63

Для осознания важности объяснять значения родственных слов с помощью одного – мотивирующего слова можно использовать задание-«ловушку»: являются ли слова печник, лесник и сапожник родственными, ведь они имеют одинаковую часть -ник и сходны по смыслу — называют человека по его профессии. Чтобы обосновать отсутствие родства названных слов, нужно показать, что каждое из них объясняется другим словом: печник — от печь, лесник — от лес, сапожник — от сапог.

Как научить выделять в слове корень? Необходимо подбирать однокоренные слова (несколько слов).

Но даже при подборе нескольких однокоренных слов возможны ошибки. Например, включение приставки в корень: записать, запись, записка.

Как действовать при подборе родственных слов?

  • Подбираем слова разных частей речи.

  • Пробуем отбросить, добавить или заменить приставку, суффикс.

Необходимо четко разграничивать:

Носить — переносица

Смелость, храбрость, храбрец, храбрый.

При выделении корня важно также обращать внимание на чередование букв в корне. Если ученики составили группу однокоренных слов снег, снежок, снеговик, снежный, то учитель, уточняя ответы детей, должен сказать: «Эти слова имеют корень снег- (снеж-)».

Обойти явление чередования фонем в морфемах даже на начальном этапе изучения состава слова невозможно, так как ему подвержено подавляющее число слов в русском языке.

Окончание

Главное различие между корнем и окончанием в том, что корень связан с лексическим значением слова, а окончание — с его грамматическими характеристиками: родом, числом, лицом и т. п.

Окончание передает отношения между словами, а не их предметные значения: письмо брата — письмо брату и т. п.

Первое грамматическое значение, с которого начинается знакомство школьников с окончанием как особой частью слова, это значение числа всех трех важнейших частей речи. Числовое значение из всех грамматических значений самое понятное для младших школьников. Значение числа выражает реальные различия предметов: один предмет или много предметов.

Во II классе школьники учат: «Окончание служит для связи слов в предложении».

Например, в словосочетании читает книгу слово, называющее действие, может изме­няться «как хочет»: читал книгу, читаю книгу, читаем книгу и т. п., а второе слово ему «подчиняется», выступая в форме определенного падежа: сказать «читает книгой» или «читаю книга» нельзя. И это можно показать детям.

Представление о роли окончания в речи можно сформировать на примере предложения, в словах которого неизвестны окончания.

Кошк . лов.. мышк .

Общий смысл понятен, но точно нельзя сказать, сколько кошек, сколько мышек и кто кого ловит. Окончание дает возможность установить связь между словами, уточнить мысль.

Формируется всеобщий способ нахождения в слове этой морфемы:

а) изменяется форма слова;

б) сравниваются исходная и полученная формы слова;

в) находится изменившаяся часть.

Например, изучается род имен прилагательных. Изменяем прилагательное по роду: добрый (человек), доброе (дело), добрая (девочка). Сравниваем полученные словоформы: добрый — доброе — добрая. Отделяем изменяющиеся части: -ый, -ое, -ая. Это и есть окончание, которое говорит, какого рода прилагательное. Даже если не известно, какой признак называет прилагательное, а известно только, какое у него окончание, мы уже можем об этом прилагательном кое-что сказать.

Например, окончание -ая говорит о том, что это прилагательное женского рода един­ственного числа именительного падежа.

Тем легче учащимся различать слов

Морфологический разбор слова МЁДУ

1. Одним из самых талантливЫХ поэтов ХХ века был Сергей Есенин. 
2. Повесть эта  интереснее ранних произведений писателя. 
3. Самые глубоКИЕ  места на Волге находятся в водохранилищах, искусст-
венных «морях». 
4. Земляника  слаще, чем брусника. 
5. В январе температура бывает более холоднОЙ, чем в декабре. 


Надо поставить запятые под цифрами 1 и 2

Не любить шарф, много шарфов.
Познакомиться с автором, узнать авторов.
Подписать договор, сжечь договоры.
Подъехать к порту, любить порты
Пользоваться кремом, покупать крема.
Стать инженером, пригласить инженеров.
Купить торт, обожать торты.

Нота-текст музыкального произведения.
Песенка-Песня или песнь — наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Иногда сопровождается оркестикой (также мимикой).
Среда-день недели или окружение 
Наряд-одежда
Ключ-для открывания и закрывания дверей или инструмент для закручивания гаек 
Предлог-служебная часть речи

Ответ:

Грамматическая основа: кузнечики стрекочут.

Длинноусые кузнечики

Весело стрекочут

Объяснение:

Кузнечики- подлежащее

Стрекочут- сказуемое

Конспект «Морфемный анализ слова» — УчительPRO



При исследовании строения слов применяются два вида анализа: морфемный и словообразовательный разбор. При морфемном анализе слово разбирается по составу, т.е. выясняется состав морфем; при словообразовательном анализе выясняется от какого слова образовано данное слово, устанавливается способ его образования. В данной конспекте  рассматривается морфемный анализ слова.

План морфемного разбора

  1. Определить слово как часть речи.
  2. У изменяемого слова найти окончание и определить его грамматическое значение.
  3. Указать основу слова.
  4. Выделить корень (подобрать однокоренные слова).
  5. Выделить приставки и суффиксы (если они есть). Обосновать правильность выделения этих морфем путём подбора слов с такими же приставками и суффиксами.

 


Морфемный анализ. Образец № 1

Заморозка

Слово заморозка — имя существительное, поэтому, чтобы определить окончание, слово надо просклонять: заморозки, заморозку, заморозке. Изменяемая часть этого слова , следовательно, это окончание, выделяем его. Оно выражает значение ж.р., им.п., ед.ч.

    • Основа слова — заморозк-;
    • корень слова — мороз. В нём заключено основное лексическое значение слова. Однокоренные слова: мороз, заморозить, морозить, заморозки;
    • -к- суффикс. Он служит для образования существительных;
    • за- приставка.

 


Морфемный анализ. Образец № 2

Медовый

  1. Это слово — имя прилагательное.
  2. Для отделения окончания прилагательное нужно просклонять: медового, медовому, медовым. Окончание -ый, выражающее значение м. р., ед. ч., И. п.
  3. Основа слова — медов-.
  4. Корень слова — мед- (однокоренные слова: мёд, медок, медвяный, медуница).
  5. Суффикс — ов-. Такой же суффикс есть в словах сосновый, сливовый, ореховый.

 


Морфемный анализ. Образец № 3

Отголосок

 


Конспект урока «Морфемный анализ слова».

Раздел «Морфемика и словообразование»

Следующая тема: «Словообразовательный анализ слова»

Морфологический разбор имени существительного «мёд» онлайн. План разбора.

Для слова «мёд» найден 1 вариант морфологического разбора

  1. Часть речи. Общее значение
    Часть речи слова «мёд» — имя существительное
  2. Морфологические признаки.
    1. Мед (именительный падеж единственного числа)
    2. Постоянные признаки:
      • собственное
      • одушевлённое
      • мужской род
      • 2-е склонение
      Непостоянные признаки:
      • именительный падеж
      • единственное число.
  3. Может относится к разным членам предложения.

Поделитесь страницей с друзьями — это лучшая благодарность

Морфологический разбор другого слова

План разбора имени существительного

  1. Часть речи. Общее значение
  2. Морфологические признаки.
    1. Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
    2. Постоянные признаки:
      • Собственное или нарицательное
      • Одушевленное или неодушевленное
      • Род
      • Склонение
      Непостоянные признаки:
  3. Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения)

Поделитесь страницей с друзьями — это лучшая благодарность

Оцени материал

5 голосов, оценка 4. 600 из 5

План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.

Если морфологический разбор имени существительного «мёд» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.

 Разборы производились исходя из заложенного программного алгоритма, результаты в редких случаях могут быть недостоверны, если вы нашли несоответствие пожалуйста сообщите нам. Представленный результат используется вами на свой страх и риск.

: Лексикология. Структура слова в современном английском

СТРУКТУРА СЛОВА НА СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

I. Морфологическая структура слова. Морфемы. Типы морфем. Алломорфы.

II. Структурные типы слов.

III. Принципы морфемного анализа.

IV. Производный уровень анализа. Стебли. Виды стеблей. Образные типы слов.

I. Морфологическая структура слова. Морфемы. Типы морфем. Алломорфы.

Существует два уровня подхода к изучению структуры слов : уровень морфемного анализа и уровень деривационный или словообразовательный анализ.

Слово — главная и основная единица языковой системы, самая большая в морфологическом и самая маленькая в синтаксическом плане лингвистического анализа.

Общепризнано, что очень многие слова имеют сложную природу и состоят из морфем, базовых единиц на морфемном уровне, которые определяются как мельчайшие неделимые двусторонние языковые единицы.

Термин морфема происходит от греческого морфе форма + -эма . Греческий суффикс eme был принят лингвистическим языком для обозначения наименьшей единицы или минимального отличительного признака .

Морфема — это наименьшая значимая единица формы. Форма в этих случаях — повторяющаяся дискретная единица речи. Морфемы встречаются в речи только как составные части слов, а не независимо, хотя слово может состоять из одной морфемы. Даже беглое изучение морфемической структуры английских слов показывает, что они состоят из морфем разного типа: корневых морфем и аффиксационных морфем. Слова, состоящие из корня и аффикса, называются производными словами или производными и образуются в процессе словообразования, известном как аффиксирование (или производное).

Корень-морфема лексическое ядро ​​слова; он имеет очень общее и абстрактное лексическое значение, общее для набора семантически связанных слов, составляющих один кластер слов, например (к) учить, учитель, учить . Помимо лексического значения морфемы корня обладают всеми другими типами значения, свойственными морфемам, за исключением значения части речи, которое не встречается в корнях.

Аффиксативные морфемы включают флективные аффиксы или флексии и словообразовательные аффиксы. перегибов несут только грамматическое значение и, таким образом, актуальны только для образования словоформ. Производные аффиксы актуальны для построения различных типов слов. Они лексически всегда зависят от корня, который они модифицируют. Они обладают теми же типами значений, что и корни, но в отличие от морфем корней большинство из них имеют значение части речи, что делает их структурно важной частью слова, поскольку они определяют лексико-грамматический класс, к которому принадлежит слово. .Из-за этого компонента их значения словообразовательные аффиксы подразделяются на аффиксы, составляющие различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные или наречия.

Корни и производные аффиксы обычно легко различимы, и разница между ними отчетливо ощущается, например, в словах беспомощный, удобный, чернота, лондонец, повторное заполнение и т.д .: корень-морфемы help-, hand-, black-, London-, fill-, понимаются как лексические центры слов, а less, -y, -ness, -er, re- ощущаются как морфемы, зависящие от этих корней.

Различают также свободные и связанные морфемы.

Свободные морфемы совпадают со словоформами самостоятельно функционирующих слов. Очевидно, что свободные морфемы можно найти только среди корней, поэтому морфема мальчик — в слове мальчик свободная морфема; в слове нежелательно есть только одна свободная морфема desire- ; слово ручка-подставка имеет две свободные морфемы pen- и холд — .Отсюда следует, что связанных морфем это те, которые не совпадают с отдельными словоформами, следовательно, со всеми деривационными морфемами, такими как ness, -able, -er связаны. Корневые морфемы могут быть как свободными, так и связанными. Морфемы theor- словами теория, теоретическая или хорр- в словах ужас, ужас, ужас; Angl- в англосаксонском; Afr- в афро-азиатских все являются связанными корнями, поскольку не существует идентичных словоформ.

Следует также отметить, что морфемы могут иметь разные фонематические формы. В кластере слов просьба , радует , удовольствие , приятное фонематические формы слова находятся в дополнительном распределении или в чередовании друг с другом. Все представления данной морфемы, которые проявляют чередование, называются алломорфами / или морфемические варианты / этой морфемы.

Комбинирующая форма allo — от греческого allos other используется в лингвистической терминологии для обозначения элементов группы, члены которой вместе составляют структурную единицу языка (аллофоны, алломорфы).Так, например, -ion / -tion / -sion / -ation являются позиционными вариантами одного и того же суффикса, они не различаются по значению или функции, но имеют небольшую разницу в звуковой форме в зависимости от финальной фонемы предшествующей основы. Они рассматриваются как варианты одной и той же морфемы и называют ее алломорфами . .

Алломорф определяется как позиционный вариант морфемы, встречающейся в определенной среде, и поэтому характеризуется дополнительным описанием.

Дополнительное распределение как говорят, имеет место, когда два языковых варианта не могут появляться в одной и той же среде.

Различные морфемы характеризуются контрастным распределением , т.е. если они встречаются в одной среде, они сигнализируют о разном значении. Суффиксы в состоянии и изд , например, это разные морфемы, а не алломорфы, потому что прилагательные в могут значит способные существа.

Алломорфы также встречаются среди префиксов. Их форма зависит от инициалов стебля, с которым они будут ассимилироваться.

Две или более здоровые формы стебля, существующие в условиях дополнительного распространения, также могут рассматриваться как алломорфы, как, например, в длинных и : длина н .

II. Структурные типы слов .

Морфологический анализ структуры слова на морфемном уровне направлен на разбиение слова на составляющие его морфемы, основные единицы на этом уровне анализа, и на определение их количества и типов.Четыре типа (корневые слова, производные слова, составные слова, сокращения) представляют собой основные структурные типы современных английских слов, а преобразование, производное и составление — наиболее продуктивные способы словообразования.

По количеству морфем слов можно отнести к мономорфным и полиморфный . Мономорфный или корневых слов состоят только из одной корня-морфемы, например маленький, собака, сделать, дать, и т.п.Все полиморфные слова делятся на две подгруппы: производных слов и составных слов по количеству корневых морфем, которые они имеют. Производные слова состоят из одной коренной морфемы и одной или нескольких деривационных морфем, например принять в состоянии, из до , dis согласен умение и т. д. Сложные слова — это те, которые содержат по крайней мере две корневые морфемы, при этом количество деривационных морфем незначительно. В составных словах могут быть как корневые, так и деривационные морфемы, как в подставка для пера, легкомыслие , или только коренные морфемы, как в lamp-shade, eye-ball , так далее.

Эти структурные типы не имеют равного значения. Ключ к правильному пониманию их сравнительной ценности заключается в тщательном рассмотрении: 1) важности каждого типа в существующем словарном фонде и 2) значения их частоты в реальной речи. Частота — безусловно, самый важный фактор. Согласно имеющимся подсчетам слов, произведенным в различных частях речи, мы обнаруживаем, что производные слова численно составляют самый большой класс слов в существующем словарном фонде; производные существительные составляют около 67% от общего числа, прилагательные — около 86%, составные существительные — около 15%, а прилагательные — около 4%.Корневые слова в существительных составляют 18%, то есть на мелочь больше, чем количество составных слов; Прилагательные корневые слова составляют примерно 12%.

Но мы не можем не заметить, что коренные слова занимают преобладающее место. В английском языке, согласно последним подсчетам частот, около 60% от общего числа существительных и 62% от общего числа прилагательных, используемых в настоящее время, являются корневыми словами. Из общего числа прилагательных и существительных производные слова составляют около 38% и 37% соответственно, в то время как составные слова составляют незначительные 2% в существительных и 0.2% в прилагательных. Таким образом, именно корневые слова составляют основу и основу словарного запаса и имеют первостепенное значение в речи. Следует также отметить, что корневые слова характеризуются высокой степенью сочетаемости и сложным разнообразием значений в отличие от слов других структурных типов, семантические структуры которых намного беднее. Корневые слова также служат родительскими формами для всех типов производных и составных слов.

III. Принципы морфемного анализа.

В большинстве случаев морфемная структура слов достаточно прозрачна, и отдельные морфемы четко выделяются внутри слова. Сегментация слов обычно выполняется по методу Immediate . и Ultimate составляющих . Этот метод основан на бинарном принципе, то есть на каждом этапе процедуры используются два компонента, на которые сразу же разбивается слово. На каждом этапе эти два компонента называются непосредственными составляющими.Каждая Непосредственная составляющая на следующем этапе анализа, в свою очередь, разбивается на более мелкие значимые элементы. Анализ завершается, когда мы приходим к составляющим, неспособным к дальнейшему делению, то есть к морфемам. Они относятся к Высшим Составляющим.

Синхронный морфологический анализ наиболее эффективно выполняется с помощью процедуры, известной как анализ на непосредственные составляющие. ИС — это две значимые части, образующие большое языковое единство.

Метод основан на том, что слово, характеризующееся морфологической делимостью, вовлечено в определенные структурные соотношения.Подводя итог: при разбиении слова мы получаем на любом уровне только ИС, одна из которых является основой данного слова. Все время анализ строится на закономерностях, характерных для английской лексики. В качестве образца, показывающего взаимозависимость всех составляющих, сегрегированных на различных этапах, мы получаем следующую формулу:

un + {[(gent- + -le) + -man] + -ly}

Разбивая слово на его непосредственные составные части, мы наблюдаем в каждом разрезе структурный порядок составных частей.

Схема, представляющая четыре описанных разреза, выглядит следующим образом:

1. не- / джентльменский

2. ун- / джентльмен / -ли

3. не- / нежный / — человек / — лы

4. ун- / джентль / — э / — человек / —лы

Аналогичный анализ на уровне словообразования, показывающий не только морфемические составляющие слова, но и структурный образец, на котором оно построено.

Анализ структуры слова на морфемном уровне должен перейти к стадии Конечных Составляющих. Например, существительное «дружелюбие» сначала делится на IC: [frendlı-] повторяется в прилагательных friendly- . выглядящий и дружелюбный и [-nıs] встречается в бесчисленном количестве существительных, таких как несчастье, чернота, одинаковость, и т.д. IC [-nıs] одновременно является UC слова, так как его нельзя разбить на какие-либо более мелкие элементы, обладающие как звуковой формой, так и значением.Любое дальнейшее деление несс давали бы отдельные звуки речи, которые сами по себе ничего не означают. Затем IC [frendlı-] разбивается на IC [-lı] и [frend-], которые являются UC этого слова.

Морфемный анализ методом конечных составляющих может проводиться на основе двух принципов: так называемого корневого принципа и принцип аффикса .

Согласно принципу аффикса, разделение слова на составляющие его морфемы основано на идентификации аффикса в наборе слов, т.е.грамм. обозначение суффикса er приводит к сегментации слов певец, учитель, пловец в деривационную морфему er и корни учи-, пой-, драйв-.

Согласно корневому принципу, сегментация слова основана на идентификации корня-морфемы в кластере слов, например, идентификация корня-морфемы согласование- словами согласен, согласен, не согласен.

Как правило, применения этих принципов достаточно для морфемной сегментации слов.

Однако морфемная структура слов в ряде случаев не поддается такому анализу, так как не всегда оказывается столь прозрачной и простой, как в случаях, упомянутых выше. Иногда не только сегментация слов на морфемы, но и распознавание определенных звуковых групп как морфем становится сомнительным, что естественным образом влияет на классификацию слов.Словами типа удерживать, задерживать, содержать или получать, обманывать, зачать, воспринимать звуковые кластеры [rı-], [dı-] кажутся выделяемыми довольно легко, с другой стороны, они, несомненно, не имеют ничего общего с фонетически идентичными префиксами re-, de- как указано в словах переписать, реорганизовать, деорганизовать, расшифровать код . Более того, ни звуковой кластер [rı-] или [dı-], ни [-teın] или [-sı: v] не обладают собственным лексическим или функциональным значением.Тем не менее, эти звуковые группы воспринимаются как имеющие определенное значение, потому что [rı-] отличает сохранять из задержать и [-teın] отличает сохранить из получить .

Отсюда следует, что все эти звуковые кластеры имеют дифференциальное и определенное распределительное значение, поскольку их порядок расположения указывает на аффиксальный статус re-, de-, con-, per- и дает понять — tain и ceive как корни.Дифференциальные и распределительные значения, кажется, дают достаточное основание для распознавания этих звуковых кластеров как морфем, но, поскольку они лишены собственного лексического значения, они выделяются среди всех других типов морфем и известны в лингвистической литературе как псевдоморфемы. Псевдоморфемы того же типа встречаются и в словах типа rusty-fusty.

IV. Производный уровень анализа. Стебли. Виды стеблей. Образовательные типы слова.

Морфемический анализ слов определяет только составные морфемы, определяя их типы и их значение, но не раскрывает иерархию морфем, составляющих слово. Слова — это не просто сумма морфем, последняя обнаруживает определенную, иногда очень сложную взаимосвязь. Морфемы располагаются в соответствии с определенными правилами, причем порядок расположения различается для разных типов слов и отдельных групп внутри одних и тех же типов. Схема расположения морфем лежит в основе классификации слов на разные типы и позволяет понять, как новые слова появляются в языке.Эти отношения внутри слова и взаимосвязи между различными типами и классами слов известны как производные или словообразовательные отношения .

Анализ производных отношений направлен на установление корреляции между различными типами и структурными образцами, на которых построены слова. Базовой единицей на деривационном уровне является стержень . .

шток определяется как та часть слова, которая остается неизменной на протяжении всей его парадигмы, таким образом, основа, которая появляется в парадигме (to) ask (), спрашивает, спрашивает, спрашивает составляет аск-; основа слова певица (), певцов, певцов, певцов певец. Это основа слова, которая принимает флексию, которая грамматически формирует слово как ту или иную часть речи.

Структура основ должна быть описана в терминах анализа IC, который на этом уровне направлен на установление паттернов типичных производных отношений внутри основы и производной корреляции между основами разных типов.

Есть три типа стеблей: простые, производные и сложные.

Простые стержни семантически немотивированы и не составляют шаблон, по аналогии с которым можно моделировать новые основы.Простые основы обычно мономорфны и фонетически идентичны корневой морфеме. Деривационная структура основ не всегда совпадает с результатом морфемного анализа. Сравнение доказывает, что не все морфемы, релевантные на морфемном уровне, актуальны на деривационном уровне анализа. Отсюда следует, что связанные морфемы и все типы псевдоморфем не имеют отношения к деривационной структуре основ, поскольку они не удовлетворяют требованиям двойного противопоставления и производных взаимосвязей.Итак, основа таких слов, как , сохранять, получать, ужасно, карман, движение, . и т.д. следует рассматривать как простые, немотивированные основы.

Производные стержни построены на основах различных структур, хотя они и мотивированы, т.е. производные основы понимаются на основе производных отношений между их IC и коррелированными основами. Производные основы в основном полиморфны, и в этом случае сегментация приводит только к одной IC, которая сама является основой, а другая IC обязательно является деривационным аффиксом.

Производные основы не обязательно полиморфны.

Составные стержни состоят из двух микросхем, каждая из которых является стержнем, например спичечный коробок , костюм для вождения, держатель для ручек, и т. д. Он построен путем соединения двух стеблей, одна из которых простая, другая — производная.

В более сложных случаях результаты анализа на двух уровнях иногда даже сокращают друг друга.

Образовательные типы слов классифицируются по строению стеблей на простых, производных и соединение слова.

Производное соединение — это слово, образованное одновременным процессом композиции и словообразования.

Составные слова собственно формируются путем соединения основных слов, уже имеющихся в языке.

Фонемы и морфемы — GrammarBank


Фонема

Фонема — это наименьшая единица (звук) языка, которая служит для различения слов друг от друга.

Например:
«летучая мышь» и «но» — два разных слова, потому что они имеют две разные фонемы. (A и u)

Подсчет фонем в слове

кот ….. 3 фонемы (/ k / a / t /)
кремовый ….. 4 фонемы (/ k / r / ē / m /)
стук ….. 3 фонемы (/ n / о / к /)
тень ….. 4 фонемы (/ ш / а / д / ō) Сколько существует различных фонем?
Это вопрос, сколько разных наименьших единиц звука мы можем создать? Ответ — около 44. Таким образом, мы можем издать 44 различных звука с помощью примерно 44 различных жестов ртом.Вот хороший список фонем на английском языке.

Морфема

Морфема — это наименьшая значимая единица языка, которую нельзя разбить на более мелкие части. Слово может состоять из одной или нескольких морфем.

Морфема Пример:

«Подводная лодка» — это слово, состоящее из двух морфем: sub и marine .
Есть две морфемы: подводная и морская. Однако в этом же слове восемь фонем: s, u, b, m, a, r, i, n (e молчит).

Незабываемое, например, состоит из трех морфем и двенадцати фонем.
Незабываемый ( un — префикс, означающий «не» Забыть — корневая морфема и able — суффикс, образующий прилагательное)

Типы морфем

Есть два типа морфем:
  • Связанная морфема
  • Свободная морфема

Свободная морфема:

Они могут стоять отдельно как слово. Например: собака

Связанная морфема (префикс или суффикс)

Они не могут использоваться сами по себе; они должны сочетаться хотя бы с одной другой морфемой в слове.(например, «–s» в конце слова dog s )

Примечание: «Морф» — это просто сокращенная форма «морфемы»

Фонема против буквы

Короче говоря, это звук против символа; фонема — это звук, который отличает слова друг от друга. Фонемы — это основные единицы речи, из которых состоят морфемы, слова и предложения. Буква — это символ, обозначающий звук в языке. Фонема может быть буквой, одна буква может иметь более одной фонемы, потому что она по-разному произносится в разных словах.

Поиск по сайту

↑ ▲▲▲▲▲▲▲ ↑

Определение морфемы по Merriam-Webster

mor · pheme | \ ˈMȯr-ˌfēm \

: отличительное сочетание фонем (например, свободная форма pin или связанная форма -s из контактов ), не имеющая меньших значимых частей

Другие слова из морфемы

морфемический \ mȯr- ˈfē- mik \ прилагательное морфемически \ mȯr- ˈfē- mi- k (ə-) lē \ adverb

Знаете ли вы?

Морфемы — это неделимые базовые единицы языка, очень похожие на атомы, которые физики когда-то считали неделимыми единицами материи. Носители английского языка заимствовали морфему из французского morphème , который сам был создан из греческого корня morphē, означает «форма». Французы заимствовали — ème из своего слова phonème , которое, как и английская фонема , означает «наименьшую единицу речи, с помощью которой можно отличить одно слово от другого». Французский суффикс и его английский эквивалент -eme используются для создания слов, которые относятся к отличительным единицам языковой структуры.Слова, образованные из -эмы , включают лексему («значащая языковая единица, которая является элементом словарного запаса языка»), графему («единица системы письма») и тономет (« единица интонации в языке, в которой вариации тона определяют значение «).

Примеры морфемы в предложении

Слово «булавки» содержит две морфемы : «булавка» и суффикс множественного числа «-s».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *