Социальная медицина в РФ. Предисловие о социальной медицине. Соц мед


Цены на услуги

1Водительская справка форма № 003-В/У категории А,В1000 2Водительская справка форма № 003-В/У категории С, Д, Е1000 3Водительская справка форма № 003-В/У категории С, Д +ЭЭГ2650 4Справки на оружие форма № 0021000 5Справка в бассейн форма № 083/4-89 1000 6Справка для поступающих в ВУЗ форма № 086/у 2000 7Санаторно-курортная карта1300 8Справка об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну (При наличии заключения психиатра и нарколога)1000 9Предварительный медосмотр по приказу №302н (кроме прил.2.п.4. работа в условиях крайнего севера )2400 10Предварительный медосмотр по приказу №302н (по прил.2.п.4. работа в условиях крайнего севера )6000 11Периодический медосмотр по приказу №302н (кроме прил.2.п.4. работа в условиях крайнего севера )2100 12Периодический медосмотр по приказу №302н (по прил.2.п.4. работа в условиях крайнего севера )5500 13Медосмотр в рамках личной медицинской книжки с оформлением и гигиеническим воспитанием2850 14Медосмотр в рамках личной медицинской книжки с гигиеническим воспитанием, аттестацией2000 15Медосмотр в рамках личной медицинской книжки без оформления, гигиенического воспитания, аттестации1500 16Оформление новой личной медицинской книжки(бланк+аттестация)1200 17Гигиеническое воспитание и аттестация850 18Медосмотр по приказу №302н с оформлением новой личной медицинской книжки3200 19Медосмотр по приказу №302н с гигиеническим воспитанием и аттестацией2750 20Обязательное психиатрическое освидетельствование.Решение врачебной психиатрической комиссии + ЭЭГ(Электроэнцефалография с нагрузочными пробами))2000 21Электроэнцефалография( + консультация клинического психолога)1650 22Прием терапевта200 23Прием невролога200 24Прием нарколога200 25Прием гинеколога (для женщин)200 26Прием дерматолога200 27Прием офтальмолога200 28Прием хирурга200 29Прием окулиста200 30Прием ЛОР-врача200 31Прием оториноларинголога200 32Прием акушера-гинеколога200 33Прием хирурга-ортопеда200 34Прием стоматолога200 35Прием психиатра200 36Цифровая флюорография легких в 2 проекциях (прямая и правая боковая)300 37УЗИ молочных желез200 38Электрокардиография150 39Клинический анализ мочи100 40Клинический анализ крови150 41Биохимическое исследование крови на глюкозу и холестерин200 42Серологическое обследование на брюшной тиф180 43Исследования на носительство возбудителей кишечных инфекций180 44Мазок из зева и носа на наличие патогенного стафилококка180 45Исследования на гельминтозы100 46Исследование крови на напряженность иммунитета к дифтерии300 47Исследование крови на напряженность иммунитета к кори500 48Бактериологическое (на флору) и цитологическое (на атипичные клетки) исследования250 49Вакцинация против гепатита В500 50Вакцинация против гепатита А 1500 51Вакцинация против дифтерии, столбняка (АДС-М)200 52Вакцинация против краснухи100 53 Вакцинация против дизентерии (Шигеллвак, взросл.)1100 54Оформление прививочного сертификата100 55Вакцинация против гриппа400 56Вакцинация против кори200

soc-med.ru

Социальная медицина

Социальная медицина является самостоятельной дисциплиной как в структуре медицинского знания, так и в системе социальной практики.

Предмет социальной медицины - общественное здоровье. Это сложное, структурированное понятие. Оно включает в себя различные аспекты состояния общества и факторы, определяющие его форму и содержание. К предмету социальной медицины относится также понятие «здоровье общества». Общественное здоровье и здоровье общества - не тождественные понятия. Общественное здоровье имеет конкретный социально-медицинский смысл, обусловленный разными видами нарушения социальной структуры, например, психическими эпидемиями, криминальными толпами, социопатиями, девиантным поведением, суицидом, демографическими сдвигами в обществе.

Объект изучения социальной медицины - здоровые люди.

Социальная медицина изучает статус здоровья в современном обществе. Статус здоровья определяют следующие факторы:

1. Влияние на общественное, совокупное и индивидуальное здоровье господствующих в обществе социальных институтов: власти, политики, идеологии, религии, морали, культуры, этнических традиций, экономики (рынка).

2. Влияние на здоровье (общественное, совокупное, индивидуальное) научно-технических, экологических, природно-географических факторов.

3. Степень зависимости (прямой или косвенной) здоровья (общественного, совокупного, индивидуального) от вышеназванных факторов.

4. Степень защищенности здоровья (общественного, совокупного, индивидуального) от вышеназванных факторов.

5.Степени подвижности и устойчивости основных социальных структур (институтов) общества (государства) и их влияние на изменение статуса здоровья (общественного, совокупного, индивидуального).

6.Взаимосвязь здоровья (общественного, совокупного, индивидуального) с состоянием здравоохранения в обществе и с положением врача в обществе.

7. Является ли здоровье приоритетной ценностью в обществе (государстве).

8. Взаимосвязь демографических и репродуктивных показателей общества со статусом здоровья (общественного, совокупного, индивидуального).

9. Удельный вес психически больных, «генетических мутантов», степень старения общества.

10. Соотношение работающих и неработающих трудоспособных лиц по возрасту в обществе.

11. Удельный вес насильственной смерти в обществе.

12. Соотношение рождаемости и прерывания беременности в обществе.

13. Удельный вес бесплодных молодых женщин к сверстницам, имеющим детей.

14. Удельный вес внезапных смертей (от «острой сердечно-сосудистой недостаточности») мужчин и женщин.

15. Удельный вес нежизнеспособных новорожденных.

16. Удельный вес бродяг в обществе.

17. Статистика, демография, география и характеристика преступности в обществе.

Социальная медицина смыкается с клинической медициной и с социальной работой. Поэтому

социальный врач не занимается лечением больных, он имеет дело с клиентами - юридическими и физическими лицами, т. е. оказывает людям те или иные социальные услуги. При этом, будучи врачом, он всегда имеет в виду здоровье своего клиента. Социальный врач - это и социолог, и психолог, и физиолог.

Если клинический врач в своей деятельности руководствуется такими понятиями, как профилактика, симптом, этиология, патогенез, диагноз, прогноз, лечение, то понятийный аппарат социального врача иной. Это: превенция, преморбит, постморбит, габитус, харизма, статус. Основным понятием является психосоматическая конституция.

Клиентами социального медика часто могут быть инвалиды, эта категория лиц разделяется на две группы.

Первая группа инвалидов - лица, нуждающиеся в медицинской помощи, например, принимающие лекарства или готовящиеся к операции. То есть эти инвалиды являются одновременно пациентами лечащих врачей и клиентами социальных медиков.

Вторая группа инвалидов не нуждается в медицинской лечебной помощи и полностью находится под «опекой» социальных медиков. К этой группе относятся и генетически «нездоровые» лица.

Таким образом, социальная медицина оказывается частью социальных структур, обеспечивающих и защищающих здоровье человека. Поэтому любая форма некачественной жизни (например, жизнь в несвободе, жизнь в неволе, жизнь в лишениях, жизнь в состоянии тревоги и социальных фобий и т. д.) является нездоровой жизнью. Но у данных категорий «лишенцев» никаких болезней нет, никакие лекарства и медицинские мероприятия им не помогут и к ним не применимы.

Социальная медицина как область знания и совокупность прикладных методов в системе социальной работы возникла в 1940 г. в Великобритании. Глобальное распространение социальная медицина, однако, получила в капиталистических странах только после Второй мировой войны.

Задачи социальной медицины:

1. Изучение состояния здоровья в трудовых (государственных и частных) коллективах.

2. Изучение причин, влияющих на здоровье трудовых коллективов.

3. Изучение эпидемиологии здоровья в обществе.

4. Анализ среднего, высшего и низшего показателей качества жизни в обществе. В том числе и в «закрытых» социумах - в местах лишения свободы, интернатах, больницах для психохроников, туберкулезных лечебницах, монастырях, в армии и на флоте.

5. Изучение лиц со стигмами Альцгеймера в обществе. География и демография распространения синдрома Альцгеймера.

6. Изучение и анализ распространения стигмы Франкенштейна (появление у человека, перенесшего трансплантацию того или иного органа или органов от «чужого» донора, социопатических черт, ранее ему не свойственных). География, демография и психопатология обыденной жизни.

7.Изучение причин искусственного оплодотворения и усыновления ребенка путем анализа выборочных групп.

8. Рассмотрение акселерации как вида мутации, генетической или социальной. Стигма Лолиты.

9. Изучение и анализ географии психических заболеваний и «генетических мутантов».

10.Изучение стереотипных преступлений (серийных убийств, немотивированных убийств, немотивированных криминальных действий) в открытых и закрытых социумах.

11. Изучение и анализ путей распространения психических эпидемий и формирования криминальных толп (террористических организаций, бандформирований и т. д.).

12. Изучение и анализ факторов, определяющих миграционные процессы; статистики, демографии и географии миграций.

13. Изучение и анализ современных методов манипулирования общественным сознанием, в том числе путем политических технологий и «информационного насилия» над личностью.

14. Разработка эффективных методов социальной защиты здоровья (общественного, совокупного, индивидуального) населения от социогенных факторов.

15. Разработка эффективных методов помощи клиентам социальной медицины по повышению качества жизни и восстановлению здоровья.

16. Разработка диагностических и прогностических методов помощи клиентам.

17. Разработка методов помощи клиентам, пережившим ту или иную катастрофу или насилие.

18. Разработка методов диагностики и профилактики врожденных заболеваний по психосоматическим стигмам.

19. Разработка методов профилактики профессиональной деформации.

20. Разработка методов профессионального ориентирования.

21. Разработка методов психологической защиты и обучение им клиентов.

22. Исследование причин и факторов распада современной семьи.

23. Проблема гения, безумства и злодейства.

24. Пути и методы самообразования социального медика.

valeologija.ru

Социальная медицина в РФ. Предисловие о социальной медицине.

Социальная медицина в РФ. Предисловие о социальной медицине.

Поставьте оценку

Социальная медицина в РФ. Вопросам идеологии и идеологического обоснования социальной медицины внутренней и внешней политики России всегда уделяла и уделяет исключительно большое внимание. Наглядным подтверждением сказанному является июньский (1983 г.) сбор врачей, глубоко и всесторонне проанализировавший ведущие тенденции и особенности современного идеологического процесса в медицине. В материалах и решениях Пленума дана аргументированная характеристика особенностей борьбы в развитии современной медицинской науки двух диаметрально противоположных идеологий, мировоззрений и политических курсов — демократии и империализма в современных условиях жизни современного человека.

Развитие социальной медицины

Свое фронтальное политическое наступление на мир социализма и современной социальной медицины империалистическая реакция всегда пытается подкрепить наступлением идеологическим. Буржуазная идеология в развитии науки пытается подчинить своему влиянию все сферы жизни современного человека и общества, включая науку, культуру, образование и здравоохранение. А это требует расширения диапазона критики реакционных теорий, повышения уровня ее научности и аргументированности в развитии современной науки.

Все большую идеологическую значимость ныне приобретает вопрос о перспективах дальнейшего психического развития человека и человечества в целом в условиях угрозы экологического, демографического, энергетического и других кризисов глобального масштаба. Распространяя реакционные идеи об эволюционной антропологической деградации человека в жизни современного человека, об эволюционном «тупике» в развитии современного человека, буржуазные идеологи тем самым хотят подорвать веру народных масс в социальный прогресс и отвлечь их от борьбы за революционное преобразование общества на новых, социалистических началах в жизни современного человека.

Развитие человека и современная медицина

В свете задач, поставленных перед учеными в развитии современной медицины решениями съезда врачей и июньского созыва о необходимости усиления борьбы против буржуазной идеологии социальной медицины, авторы предлагаемой читателю сайта подвергают критике наиболее распространенные на Западе реакционные теории и воззрения в жизни современного человека, пытаются вскрыть теоретико-познавательные и социально-классовые предпосылки возникновения метафизических и идеалистических теорий в социальной медицине и здравоохранении капиталистических стран.

Первостепенное внимание уделяется критике биологизаторских воззрений на здоровье и болезнь человека в развитии современной науки, обнаруживается несостоятельность новейших вариантов фрейдизма, психосоматики, кондиционализма, эвтаназии дается критика буржуазных спекуляций на успехах и достижениях генетики, рефлексотерапии, нейрофизиологии, реаниматологии, вирусологии, геронтологии, экологии, этологии в развитии современной науки. Показана несостоятельность предпринимаемых на Западе попыток доказать биологическую обусловленность войн, якобы порождаемых врожденной, инстинктивной агрессивностью человека в психическом развитии человека.

Сайт о современной медицине

Большое место в разделе сайта о современной медицине отведено критике буржуазной медицинской этики в развитии современной науки, оправдывающей чисто коммерческий подход врачей к проблемам здоровья и болезней людей в жизни Социальная медицинасовременного человека, комерциализации отношений врач — пациент, разоблачен антигуманный характер эвтаназии в социальном развитии человека, применявшейся еще в период гитлеризма. Дан критический обзор литературы по так называемой антипсихиатрии в развитии современной науки, показаны ее вульгарно-социологический характер и научная несостоятельность, реакционная социально-классовая устремленность в жизни современного человека.

Исходя из требования о необходимости конструктивной критики в жизни современного человека, авторы в противовес тем или иным буржуазным теориям и трактовкам медико-биологических и здравоохраненческих проблем в развитии современной науки, дают свое, марксистско-ленинское, диалектико-материалистическое понимание затрагиваемых вопросов психического развития человека. С этой целью используются новейшие достижения современной социальной медицины в биологии, деонтологии, богатейший экспериментальный и клинический материал социальной медицины, а также достижения других наук. В авторский коллектив монографии вошли крупнейшие советские ученые — академики и члены-корреспонденты, доктора наук, профессора и др.

md7.info

Социальная медицина социальная медицина

Московская Медицинская Академия имени И.М.Сеченова

Кафедра социальной медицины, экономики и организации здравоохранения

Курсовая работа

часть2

Москва 1997 г.

Цель работы: на основе изучения здоровья населения и организациимедицинской помощи уметь разработать план мероприятия по становлению деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) города.

В городе N проживает 100000 человек, из них в возрасте до 15 лет - 24000, 15-49 лет - 50000, 50 лет и старше - 26000.

Вывод: возрастная структура населения в исследуемом городе стационарного типа с тенденцией к регрессивному, т.к. количество лиц возрастной группировки старше 50 лет на 2% больше количества лиц, относящихся к группе до 15 лет.

Таблица 1

Сравнительная характеристика показателей деятельности городской объединенной больцины города и больниц области за отчетный период.

1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАЦИОНАРА .

Выводы: 1. Обеспеченность койками достаточная.

2. а) Среди причин, снижающих среднегодовую занятость койки в терапевтическом отделении относительно среднего сложившегося показателя наличествуют следующие:

1) имеются недостатки в организации госпитализации и выписки больных,что приводило к значительному простою коек

2) несколько раз за год отделение закрывалось на карантин

3) недостаточно отработана связь поликлиники с врачом стационара, ответственным за госпитализацию и, следовательно, отмечается плохой процент отбора на койку

4) производство текущего ремонта больницы осуществляется строительными организациями в сроки, превышающие установленные

5) количество коек превышает необходимое

б) Среднегодовая занятость койки в хирургическом отделении превышает средний сложившийся показатель в связи со следующими факторами: 1) увеличением в структуре заболеваемости удельного веса травм, отравлений и патологии органов дыхания

2) учитывая значительный перевес хирургической патологии над остальными видами заболеваний следует отметить недостаточность обеспечения койками 3) в связи с необходимостью постоянного функционирования хирургического отделения в исследуемом году,текущий ремонт не производился, что позволило обеспечить большую среднегодовую занятость койки, превышающую средний сложившийся показатель

4) недостаточное количество хирургических коек

3. Средняя длительность пребывания больных в стационаре

а) в терапевтическом отделении превышает средний показатель, потому что:

1) отмечается резкая несхватка лекарственных препаратов

2) штат отделения не полностью укомплектован

3)плохо осуществляется отбор больныхна койку в связи с тем, что врачи городской поликлиники имеют низкий уровень квалификации

4) поликлиника имеет большой процент совместителей ( на 33 места штатного расписания приходится 4 физических лица)

5) при наличии большсго количества .хронических больных, нуждающихся в регулярном стационарном поддерживающем лечении и множества осложненений, требуется длительное пребывание больных в отделении

6) в структуре заболеваний преобладают тяжелые и клинически сложные случаи б) в хирургическом отделении средняя длительность пребывания больного в стационаре ниже, чем сложившийся показатель, т.к.

1) имеет место преждевременная выписка недолеченных больных под наблюдение участкового врача

2) среди больных преобладают пациенты с заболеваниями легкой и средней тяжести

3) квалификация врачей отделения ниже необходимого уровня

4. Процент необоснованных поступлений в терапевтическое отделение ниже среднего показателя, что связано с:

1) низким уровнем работы вспомогательных служб и гиподиагностикой

5. Процент перевода из терапевтического в другие отделения выше в городе Н., чем в области, что связано с 1) низким уровнем качества поликлинической диагностики и лечения в стационаре

6. Процент повторных госпитализаций в терапевтическое отделение связан с низким качеством лечения в терапевтическом отделении и большим количеством хроническими заболеваний

7. Летальность от острого инфаркта миокарда и инсульта ниже в городе, что характеризует лучшую организацию медицинской помощи таким больным, чем в области

8.Процент расхождения клинических и паталогоанатомических диагнозов выше в городе, чем в области, что свидетельствует не только о низком уровне организации работы паталогоанатомического отделения, но и об уровне квалификации работников службы.

9. Оборот коек в терапевтическом (15 при норме 19) и хирургическом (34 при норме 13) ниже среднего показателя, что обусловлено вышеперечисленными причинами.

10. Недостаточно количество терапевтических коек и избыточно хирургических.

2.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИКЛИНИКИ .

Выводы: 1. Штаты в городской поликлинике укомплектованы лишь на 73% против 98% необходимых, что явно отражается на качестве обслуживания населения исследуемого города.

2.При коэффициенте совместительства 1,375 (N<1.2) нет возможности обеспечить надлежащий уровень помощи.

3. Процент охвата хронических больных диспансерным наблюдением составляет 67%. 75% из них регулярно наблюдается. Такие показатели сильно ниже средних (98%).

4. Процент paсхождения поликлинических и клинических диагнозов составляет 40 для врачей, не проходивших усовершенствования и 25 для врачей, посещавщих курсы повышения квалификации (норма-30). В среднем такие показатели не превышают среднего, но не являются хорошей характеристикой для уровня оказываемой населению помощи.

5. Количество человек на участке одного врача 2200, а средняя норма составляет I 800. Это отражается и на качестве и на скорости помощи, в т.ч. и неотложной.

6. Регулярно наблюдается только 75% больных,из состоящих на диспансерном учете, что осложняет отбор пациентов для профилактического и в момент обострения лечения в стационаре.

3.ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА

Выводы: 1.Ранний охват новорожденных детей врачебным наблюдением в гор. Н. ниже, чем средний показатель,в связи с тем, что: а) ощутима нехватка врачей б) большее количество детей на участке, чем положено

mirznanii.com

сец мед

Социальная медицина –

 наука о закономерностях развития здоровья общества и здравоохранения. Социальная медицина (общественная гигиена) находится на стыке различных наук — медицины, социологии, гигиены, естествознания и др. Гигиена (от греч. здоровый) — наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды (в том числе и производственной) на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни.

Социальная гигиена (медицина) изучает воздействие социальных условий на здоровье населения, а также влияние на здоровье людей социологических и экономических факторов. Социальная медицина, в отличие от медицины как науки, изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни. Н. А. Семашко говорил: «Социальная гигиена — это наука о здоровье общества, о социальных проблемах медицины... основная задача социальной гигиены состоит в том, чтобы глубоко изучить влияние социальной среды на здоровье человека и разрабатывать эффективные меры по устранению вредных влияний среды».

До недавнего времени синонимом понятия «социальная медицина» являлось понятие «социальная гигиена». Существовало еще несколько названий: «социальная гигиена и организация здравоохранения», «медицинская социология», «профилактическая медицина», «общественное здравоохранение» и т. д.

Социальная медицина непосредственно связана с социальными процессами в обществе, медициной и здравоохранением; она занимает промежуточное положение между социологией и медициной. Поэтому социальная медицина изучает социальные проблемы в медицине и медицинские проблемы в других науках.

Главным направлением в социальной медицине является изучение социальных отношений в обществе, которые связаны с жизнедеятельностью человека, его образом жизни; социальных факторов, влияющих на здоровье. Это определяет разработку мер по охране здоровья населения и повышению уровня общественного здоровья.

Социальная медицина изучает проблемы здоровья населения, организацию, формы и методы медико-социальной помощи населению, социальную и экономическую роль здравоохранения в обществе, теорию и историю общественного здравоохранения, организационно-управленческие основы и принципы экономики планирования и финансирования медико-социальной помощи населению.

Объектом медицинского направления социальной работы являются люди, социально дезадаптированные, как правило, страдающие каким-либо хроническим заболеванием, имеющие физические недостатки или социально-значимые болезни.

Клиентами специалиста по социальной работе чаще всего являются инвалиды и престарелые, которые кроме социальных услуг нуждаются и в медицинских, но эти услуги особые и отличаются от той помощи, которую оказывают медицинские работники практического здравоохранения. Как правило, именно клиентам специалистов по социальной работе необходима социально-медицинская помощь.

Изучая влияние социальных факторов и условий на здоровье населения и его отдельных групп, социальная медицина обосновывает рекомендации по устранению и предупреждению вредного влияния социальных условий и факторов на здоровье людей, т. е. на научных достижениях социальной медицины базируются социальные меры здравоохранения.

Методы, которые применяются в социальной медицине, очень разнообразны: социологический (основанный на анкетировании и интервьюировании), экспертный (для исследования качества и результативности медицинской помощи), метод математической статистики (в том числе и метод моделирования), метод организационного эксперимента (создание учреждений с новыми формами медицинской помощи на определенных территориях) и т. д.

Краткий исторический очерк социальной медицины

Основы социальной медицины (общественной гигиены) возникли так же давно, как и личная гигиена.

Зачатки гигиенических навыков появились еще у первобытного человека: обустройство жилища, приготовление пищи, оказание примитивной взаимопомощи, захоронение умерших и т. д. По мере развития первобытного общества накапливались знания о явлениях природы, о болезнях, о мерах по оказанию помощи. Постепенно выделялся круг лиц, обладающих медицинскими и гигиеническими знаниями: шаманы, колдуны, знахари и пр., которые занимались лечением путем заклинаний, колдовства, использования средств народной медицины. В период матриархата забота о здоровье семьи перешла к женщинам, которые использовали в медицинских целях средства природы животного и растительного происхождения, различные лечебные манипуляции, родовспоможение и т. д.

С образованием племенных союзов их правители также уделяли внимание здоровью соплеменников: принимали санитарные меры, предохраняющие от эпидемий (чисто эмпирическим путем), содействовали обучению лекарей и т. п.

Археологические находки свидетельствуют о том, что в государствах Древнего мира (Египте, Месопотамии, Вавилоне, Индии, Китае) школы для лекарей использовались не только для оказания чисто медицинской помощи, но и для оказания помощи бедным, для санитарного надзора за состоянием рынков, колодцев, водопровода и т. д. Предпринимались попытки государства регламентировать деятельность медиков: гигиенические предписания содержались в законодательных актах, религиозных книгах (особенно их много в Талмуде и Коране). Одним из древнейших законодательных актов прошлого считается базальтовый столб с нанесенными на нем текстами законов царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Среди прочих на этом столбе есть законы о поощрении и наказании врачей за результаты лечения. Следует отметить, что при оценке медицинской помощи учитывалось материальное положение пациентов: за одну и ту же медицинскую помощь богатый пациент платил в несколько раз больше, чем бедный. И наоборот, в случае неудачного лечения богатого пациента наказание врача было более строгим — при неудачном лечении раба е врача взимали денежный штраф, а в случае неудачного лечения богатого отсекали руку.

В древнегреческих городах-государствах деятельность врачей также регламентировалась. В законах Ликурга (Спарта) говорится о регламентации работы врачей: например, специальные чиновники-эфоры должны были отбирать здоровых младенцев, а больных убивать. Эти чиновники также строго следили за соблюдением гигиенических правил, установленных в Спарте, в процессе подготовки воинов. Древние греки внесли свой вклад и в понимание здорового образа жизни и его значение для здоровья. Так, Гиппократ написал трактат «О воздухах, водах и местностях», в котором описывает влияние природных условий, обычаев и традиций на здоровье и болезни.

Законами Древнего Рима (Законами 12 таблиц) предусматривались меры санитарного характера: запрещение пользования водой из загрязненного источника, контроль за пищевыми продуктами на рынках, соблюдение правил захоронения, выполнение требований по устройству общественных бань и т. д. (за всем этим следили специальные чиновники-эдилы). Города обязывали нанимать и содержать так называемых «народных врачей», в обязанности которых входила охрана здоровья населения. Четко организованная медицинская служба была и в римской армии, причем врачи когорт, легионов, военных госпиталей не только занимались лечением раненых и больных, но и следили за санитарным состоянием армии, г. е. выполняли обязанности по охране здоровья воинов. Римские водопроводы и бани до сих пор свидетельствуют о высокой гигиенической культуре античности. Античные храмы также служили местом лечения. В Древней Греции лечебницы при храмах назывались асклейпеонами в честь бога врачевания Асклепия. Имена детей Асклепия — Гигея, Панацея — стали нарицательными (гигиена означает здоровый, панацея — несуществующее лекарство от всех болезней). Положение врача в Древнем мире было почетно. «Стоит многих воителей смелых один врачеватель искусный», — говорит великий Гомер в «Илиаде». Юлий Цезарь предоставлял римское гражданство всем, кто изучат медицину. Сложную проблему для древних государств представляли собой эпидемии и войны. Борьба с инфекционными заболеваниями способствовала развитию представлений о связи между условиями жизни и здоровьем. В Византии в городах также нанимали и содержали «народных врачей» до VIII-IX вв., а затем там стали открывать больницы для бедных.

В Средние века в связи с широким распространением заразных болезней были разработаны и законодательно оформлены противоэпидемические мероприятия: изоляция больных, карантин, сжигание вещей и жилищ заболевших, запрещение хоронить умерших в черте городов, надзор за водоисточниками, устройство лепрозориев и т. д. Но законодательные акты того времени носили местный характер, т. е. медицинское дело до XVI в. управлялось и регламентировалось не центральной государственной властью, а лишь местными светскими и религиозными властями. Во многом это было связано с историческими условиями того времени, в частности с феодальной раздробленностью враждующих между собой княжеств. Это приводило к тому, что в период эпидемий применяемые меры были малоэффективными из-за их разобщенности. Заметную роль в развитии общественной медицины сыграли взгляды ранних социалистов-утопистов (Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и др.), которые в своих трудах, излагая представления об идеальном обществе, большое внимание уделили режиму груда, гигиене, здоровому образу жизни, питанию и т. д.

Дальнейшее развитие социально-гигиенических взглядов связано с возникновением профессиональных заболеваний в период появления мануфактур. Именно тогда врачи обратили внимание на связь между характером труда и особенностями профессиональных заболеваний (в первую очередь у горняков и металлургов).

Основоположником учения о профессиональных болезнях был итальянский профессор клинической медицины Бернардино Рамаццини, создавший в 1700 г. труд «О болезнях ремесленников», в котором он описывал условия работы и соответствующие заболевания рабочих различных профессий.

Впервые вопрос об общественном здоровье был освещен в законе — Декларация прав человека и гражданина, принятом Учредительным собранием Франции во время Великой французской революции. Здоровье населения рассматривалось как национальное богатство. Этот подход к здравоохранению продиктовал и те реформы, которые были подготовлены комиссией под руководством знаменитого деятеля Французской революции, врача по образованию. Кабаниса (Марат и Робеспьер тоже были врачами). Эта комиссия подготовила также реформы медицинского образования, сделав его доступным для простых людей. Согласно этой реформе медицинские школы в Париже, Монпелье и других городах были преобразованы в школы здоровья, в которых были открыты кафедры гигиены (одна из них даже называлась кафедрой социальной гигиены).

Постепенно создавались условия для организации национальных систем и служб здравоохранения. Первая реформа, касающаяся медицинских учреждений всего государства, была проведена во Франции в 1822 г., когда при Министерстве внутренних дел был учрежден Высший медицинский совет, а в провинциях — соответствующие комитеты и комиссии. Эта структура медицинского управления стала прообразом аналогичных служб в других странах Европы: в Англии под влиянием общественного движения для сохранения рабочей силы в 1848 г. было учреждено Главное ведомство общественного здоровья и принят «Закон об общественном здоровье», организованы санитарные советы и т. д. Толчком к возникновению общественного движения послужила деятельность санитарных инспекторов: Эшли, Чедвика, Саймона (на их труды ссылались в своих работах К. Маркс и Ф. Энгельс), которые показали тяжелые условия труда рабочих.

В 1784 г. в Германии впервые В. Т. Pay ввел термин «медицинская полиция», включив в это понятие наблюдение за здоровьем населения, надзор за госпиталями и аптеками, предупреждение эпидемий, просвещение населения и т. д. Идея «медицинской полиции» в дальнейшем была развита прогрессивным венгерским врачом 3. П. Хусти. Наряду с «медицинской полицией» важную роль в развитии социальной гигиены сыграли меди- ко-топографические описания, получившие широкое распространение в конце XVIII — начале XIX в., которые были широко распространены во многих странах.

Особенное влияние на развитие социальной медицины в XIX в. оказали взгляды Ж. Гирсна, одного из социалистов-утопистов, который сформулировал понятие социальной медицины как объединение медицины и общественной деятельности.

В 60-х гг. XIX в. были созданы международные договоренности о мерах борьбы с инфекционными заболеваниями. В 1861 г. в Александрии был учрежден первый Международный карантинный совет, что явилось одним из первых мероприятий по охране общественного здоровья, носящего международный характер.

В Германии в 80-90-х гг. XIX в. были приняты законы по социальному страхованию, в которых предусматривалось финансирование из трех источников: прибыль предприятий, взносы трудящихся, средства госбюджета.

В Америке развитие социально-гигиенических идей шло с запозданием, что связано с притоком эмигрантов. Развитию социально-гигиенических идей в Америке способствовало учреждение в 1839 г. Американской статистической ассоциации. В 1851 г. врач из Нового Орлеана Дж. К. Саймоне на основании статистических данных впервые сделал попытку выяснить стоимость болезни и смерти в своем городе и снизить эту стоимость путем оздоровления условий жизни бедняков.

К концу XIX в. общественная гигиена (социальная медицина) сформировалась как наука, изучающая влияние социально-экономических факторов на здоровье различных групп населения. Во многих странах, в том числе и в России, стали создаваться научные общества по проблемам общественного здравоохранения, так как появились специалисты в области социальной медицины, занимающиеся и практикой, и научными исследованиями. Так, в 1905 г. в Германии было учреждено Общество социальной гигиены и медицинской статистики, которое занималось вопросами охраны здоровья детей, борьбы с туберкулезом и алкоголизмом и т. п.

В начале XX в. социальная гигиена окончательно оформилась как предмет преподавания в высших медицинских учебных заведениях. Первые курсы по социальной гигиене были организованы в Венском (1909) и Мюнхенском (1912) университетах. В течение первой четверти XX в. в нескольких городах Германии были открыты академии социальной гигиены. Одним из основоположников социальной гигиены был Альфред Гротьян, «врач-социалист», как он себя называл. Именно он в 1902 г. начал читать курс лекций но теме «Социальная медицина» в Берлинском университете. В своей книге «Социальная патология» он писал: «...задачей социальной гигиены является изучение всех сторон общественной жизни и социальной среды с точки зрения их влияния на человеческий организм и на основе этого изучения — поиск мероприятий, которые... не должны иметь всегда только чисто медицинский характер, но могут захватывать часто и область социальной политики или даже общей политики». Работы А. Гротьяна и его сподвижников получили широкое распространение в других странах. С 1919 г. во Франции в высших школах открылись курсы социальной гигиены, организовался первый во Франции Институт гигиены и социальной медицины. В Бельгии в 1930-е гг. социальная медицина входила в курс обучения менеджеров здравоохранения, а социальная гигиена — студентов высших медицинских школ. В Италии по социальной медицине были изданы руководства. Идеи социальной медицины получили широкое распространение и в Великобритании, когда в годы Второй мировой войны были организованы первые кафедры социальной медицины (в Оксфорде, Эдинбурге, Манчестере и других городах), а также Институт социальной медицины. В США первые научные работы о связи болезней с социально-экономическими условиями жизни людей появились в 1911 г. Выдающийся американский гигиенист Г. Сигерист в своих научных трудах утверждал, что медицина должна изменяться в сторону слияния лечебной и профилактической помощи, что врач нового поколения должен стать врачом социальным.

В последнее время в западных странах наблюдается тенденция к разделению социальной медицины как науки и предмета преподавания на две дисциплины: социальная медицина (готовит специалистов в области общественного здравоохранения, разрабатывающих меры по охране и восстановлению здоровья населения) и менеджмент в здравоохранении (готовит специалистов в области управления органами и учреждениями здравоохранения).

История отечественной медицины повторяет основные этапы развития социальной медицины в мире.

На протяжении многих веков главная роль в социальной помощи отводилась церкви. Так, киевский князь Владимир в 999 г. приказал духовенству заниматься общественным призрением. Монастыри содержали больницы, богадельни, детские приюты. Оказываемая монастырями помощь была бесплатной. Так продолжалось почти пять столетий (писцовые книги свидетельствуют о существовании богаделен почти во всех монастырях и при многих церквях).

Мысль о развитии государственной помощи обездоленным была впервые высказана Иваном Грозным на Стоглавом соборе (1551), когда он утверждал, что в каждом городе должны быть не только больницы, но и богадельни и приюты.

В 1620 г. учреждается Аптекарский приказ — высший административный орган, в ведении которого находилось медицинское и аптечное дело. Фактически произошло отделение медицины от религии, хотя еще долго медицина несла на себе печать религиозности: первые русские врачи, выпускники Московского университета, имели медицинское и духовное образование.

Большой вклад по формированию мер общественного призрения в определенную систему сделал Петр I. Указы Петра I охватывали почти все проблемы общественного призрения. Виды оказываемой помощи различались в зависимости от нужд. В 1712 г. Петр 1 требует повсеместного устройства госпиталей для «увечных и самых престарелых, не имеющих возможностей снискать пропитания трудами», вменяет в обязанность городским магистратам заботиться о предупреждении нищеты. При Петре I была создана целая сеть социальных заведений: смирительных домов, прядильных домов и т. д.

Начинания Петра I были продолжены Екатериной Второй. Так, в 1775 г. была основана государственная система общественного призрения. Законодательным актом, получившим название «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», на каждой самоуправляемой территории создавались особые административные органы — приказы общественного призрения, которым вверялись народное образование, здравоохранение, общественная благотворительность. Приказам надлежало «попечение и надзирание об учреждениях и прочном основании народных школ... сиротских домов... гоcпиталей или больниц... богаделен для мужского и женского пола убогих, увечных...».

Большой вклад в развитие социально-гигиенических взглядов внес М. В.Ломоносов в известном письме «О сохранении и размножении российского народа» (1761), в котором сделана попытка подхода к проблемам общественного здоровья и народонаселения с социально-гигиенических позиций. В этом же письме Ломоносов предложил меры по снижению заболеваемости и смертности населения, повышению рождаемости, улучшению медицинской помощи и санитарному просвещению.

Большой вклад в становление и развитие социальной медицины внес и первый профессор медицинского факультета Московского университета С. Г. Зыбелин. Он впервые в России поднял вопрос о влиянии социальных факторов на заболеваемость, рождаемость и смертность населения.

В диссертации воспитанника Московской госпитальной школы И.Л.Данилевского «О наилучшем медицинском управлении» высказывалась мысль, актуальная и сейчас: необходимость использования школ в качестве важнейшего этапа санитарного просвещения. В своей работе автор предложил преподавать в школе основы сохранения здоровья. В этой же работе И.Л.Данилевский доказывал, что искоренение причин болезней зависит не от врачей, а от государственной власти.

Идеи И.Л.Данилевского об ответственности государства за охрану здоровья населения соответствовали идее «медицинской полиции», предложенной И. П. Франком в работе «Система полной медицинской помощи».

Профессор медицинского факультета Московского университета Е. О. Мухин предлагал, чтобы «медицинская полиция» разрабатывала административные меры против вредных для здоровья влияний.

И. Ю. Велцин в книге «Начертание врачебного благоустройства, или О средствах, зависящих от правительства к сохранению народного здоровья» (1795) говорил о том, что через «медицинскую полицию» государство должно заботиться о здоровье населения с целью укрепления могущества государства. Этому были посвящены диссертация Н. Н. Рождественского «Рассуждения о мерах правительства к сохранению жизни и здравия народа» (1830), труд К. Гелинга «Опыт гражданской медицинской помощи, примененной к законам Российской империи» (1842) и др.

Выдающиеся русские врачи М. Я. Мудров, Е. Т. Белопольский внесли большой вклад в формирование военной гигиены как раздела медицинской помощи.

С конца XVIII в. в России началось преподавание основ медицинской помощи совместно с судебной медициной. В 1775 г. профессор медицины Ф. Ф. Керестурн выступил с актовой речью «О медицинской полиции и ее использовании в России». В начале XIX в. курс «медицинской полиции» был введен в Петербургской медико-хирургической академии. В 1845 г. было предложено выделить в особую кафедру общую государственную медицину, которая состояла бы из двух курсов: всенародная гигиена и всенародная медицина (1-й курс), врачебное законоположение и судебная медицина (2-й курс).

В России наряду с «медицинской полицией» в развитии социально-гигиенических взглядов сыграли роль медико-тоиографические описания, которые в XIX-XX вв. составлялись по результатам многочисленных экспедиций Академии наук. Сената, Вольного экономического общества. Как правило, эти описания проводились по специально разработанным анкетам, в которых были представлены сведения о санитарном состоянии населения, заболеваемости, о причинах болезней и их лечении и т. д.

С 1797 г. составление этих описаний вошло в обязанность уездных лекарей и инспекторов врачебных управ. Следовательно, с начала XIX в. в России проводилось исследование санитарного состояния населения.

В 1820 г. была издана монография Г. Л. Аттенгофера «Медико-топографическое описание Санкт-Петербурга, главного и столичного города Российской империи». В этой монографии приведены таблицы смертности с показателями на 1000 чел. В 1832 г. был издан труд экономиста-статистика В. П. Андросова «Статистическая записка о Москве», в которой представлен социально-гигиенический анализ показателей здоровья населения.

Следовательно, можно сделать вывод, что во второй четверти XIX в. санитарная статистика, перейдя от описаний к анализу, явилась основой социально-гигиенических исследований, т. е. к этому времени в России были заложены основы социальной медицины: во многих трудах ученых подчеркивалась зависимость общественного здоровья от социально-экономических факторов.

Дальнейшему формированию социальной медицины (гигиены) способствовала земская реформа 1864 г. Согласно основным положениям этой реформы на земство было возложено попечение о «народном здравии». Появилась первая в мире система медицинского обслуживания населения, действующая по участковому принципу. Центрами оказания бесплатной медицинской помощи на селе стали сельский врачебный участок, земская больница, амбулатория, фельдшерские и акушерские пункты, санитарные врачи, уездный и губернский санитарный совет и т. д. Деятельность земских врачей носила явно социально-гигиеническое направление. Об этом говорится в работе выдающегося деятеля земской медицины И. И. Моллесона «Земская медицина»: «...причиной всех недугов являются неурожаи, жилища, воздух и т. д.».

Деятельность земских врачей активно поддерживалась научными медицинскими обществами — Казанским, Московским и др. Один из деятелей Казанского общества врачей А. В. Петров был автором термина «общественная медицина». В 70-е гг. XX в. А. В. Петров определил задачи общественной медицины: «...врачи призываются на службу целому обществу, требуется излечить общественные болезни, поднять уровень общественного здоровья, повысить общественное благосостояние». На 4-м Съезде естествоиспытателей и врачей в 1873 г. открылось новое отделение секции научной медицины — статистико-гигиеническое. В это время углубленно изучается заболеваемость населения, здоровье рабочих промышленных предприятий (исследования Эрисмана, Доброславина и др.). Результаты этих исследований заложили основу общественной гигиены (социальной медицины) как науки. Отечественные гигиенисты практиковали социальный подход к здоровью населения, связывая задачи гигиены с общественным здоровьем и здравоохранением, т. е. в отличие от сани- тарно-технической направленности Запада они придавали гигиене общественную направленность. Так, Ф. Ф. Эрисман утверждал: «Лишите гигиену общественной направленности и вы... превратите ее в труп».

Профессор Московского университета Ф. Ф. Эрисман в 1884 г. возглавил созданную им на медицинском факультете кафедру гигиены. Именно Эрисман обосновал социально-гигисни- ческую направленность работ санитарного врача: санитарный врач должен способствовать устранению неблагоприятных жизненных условий. Ф. Ф. Эрисман доказал необходимость создания в интересах охраны здоровья рабочих промышленно-сани- тарного законодательства.

К концу XIX в. наряду со здоровьем промышленных и сельскохозяйственных рабочих внимание отечественных медиков привлекла смертность, в особенности детская. Эта проблема исследовалась многими земскими и санитарными врачами. Была разработана «подворная карта» для посемейных социально-гигиенических исследований. Эти исследования позволили установить зависимость здоровья от экономических условий.

Активное развитие социальной гигиены в России во второй половине XIX в. стало возможным благодаря разработкам методик сбора материала и анализу этого материала («Схемы построения земской санитарной статистики» П. И. Куркина или «Подворные карты» А. И. Шингарева).

Формирующаяся в России социальная гигиена как наука стала предметом преподавания. В Киевском университете еще в 1865 г. читался курс социальной гигиены. В 1906 г. в Киеве был введен самостоятельный курс «Основы социальной гигиены и общественной медицины». С 1908 г. курс «Социальная гигиена и общественная медицина» читался в Петербурге.

Таким образом, в начале XX в. в России сформировались основы социальной гигиены как науки и были заложены ее основы как предмета преподавания.

С 1920 г. центром социальной гигиены в России стал Институт социальной гигиены. Первый нарком здравоохранения Н.А.Семашко был социал-гигиенистом, его заместитель 3. П. Соловьев — известным деятелем общественной медицины.

В 1922 г. при участии Н. А. Семашко была организована кафедра социальной гигиены с клиникой профессиональных болезней в Первом Московском университете. Через год подобные кафедры были организованы и в других университетах. С 1922 г. стали издаваться первые учебники и учебные пособия по социальной гигиене (медицине), переводиться на русский язык научные труды зарубежных социал-гигиенистов. С 1922 по 1930 г. издавался журнал «Социальная гигиена».

Репрессии и ссылки 1930-х гг. нанесли развитию социальной гигиены серьезный урон, так как социальная гигиена была лишена в то время самого необходимого — информации, поскольку статистические исследования были закрыты. Несмотря на это усилиями отечественных ученых-гигиенистов социальная гигиена как наука продвигалась вперед, о чем свидетельствуют социально-гигиенические, медико-демографические и эпидемиологические исследования. Накануне Великой Отечественной войны кафедры социальной гигиены были переименованы в кафедры организации здравоохранения, что ограничило круг проблем предмета. В 1946 г. был создан Институт социальной гигиены и организации здравоохранения имени Н. А. Семашко, а в 1966 г. он был преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт социальной гигиены и организации здравоохранения (сейчас НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранения имени Н. А. Семашко РАМН). В этом институте проводятся комплексные исследования по изучению обшей заболеваемости (по данным обращаемости), заболеваемости с временной утратой трудоспособности, госпитализации и посещаемости поликлиник населением. Эти исследования позволяют разработать нормативы лечебно-профилактической помощи населению в целом или отдельным группам.

studfiles.net

Соц медицина

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ»

1.Социальная медицина: основные понятия и категории. Междисциплинарный характер социальной медицины. Взаимосвязь медицины и общества.

Медико-социальная помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегрированных мероприятий: медицинских, социальных, психологических, юридических, педагогических, призванных укреплять социальную защищенность населения, особенно самых уязвимых его слоев. Это междисциплинарная сфера деятельности, виды, направления и организационные формы которой зависят как от политики государства в области охраны здоровья населения, так и от современной концепции здоровья и теорий социального обеспечения, являющихся базой медико-социальной помощи. Современные потребности различных групп населения, в том числе возникающие в связи с жизненными кризисными ситуациями, могут найти наиболее адекватные решения только на основе высокого уровня социальной работы, включающей комплекс взаимосвязанных мероприятий по медико-социальной, социально-экономической, социально-психологической, правовой помощи семье, коллективу, индивидууму. Это создает благоприятные предпосылки для профилактики нарушений соматического и психического характера, а также совершенствования реабилитации и адаптации.

Медико-социальная работа рассматривается и как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и сохранение, и укрепление здоровья всего населения.

Основной стратегической задачей медико-социальной работы с населением, следует считать сохранение и улучшение качества их жизни. Качество жизни является интегральным понятием, отражающим не только выраженность симптомов заболевания, но и функциональное состояние человека, состояние его физического и психического здоровья, социальную активность, способность к самообслуживанию, материальное обеспечение и условия жизни, а также удовлетворенность ощущением собственного физического и психического благополучия.

2.Инфекционные заболевания. Понятие об эпидемиологическом процессе. Профилактические мероприятия. Иммунопрофилактика.

3.Понятие «здоровье». Определение Всемирной организации здравоохранения. Системный подход к решению проблем здоровья. Факторы риска для здоровья.

Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

Здоровье(ВОЗ) является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов

Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие.

4.Характеристика основных направлений деятельности федеральной службы по надзору в сфере охраны прав потребителей и благополучия человека. Работа федерального государственного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии».

5.Генетические факторы как общебиологические константы. Заболевания, обусловленные генетическим риском.

6.Бесплодие как социальная и медицинская проблема. Бесплодный брак. Женское и мужское бесплодие. Роль социальных работников в профилактике бесплодия.

7.Здоровье индивидуальное и общественное: определение, взаимосвязь, различия. Заболеваемость. Травматизм. Инвалидность. Физическое развитие.

8.Профилактика как важнейший принцип охраны здоровья граждан. Виды и меры профилактики. Организационные подходы.

Приоритетным направлением стратегии ВОЗ в целях достижения здоровья для всех является политика, способствующая укреплению здоровья. Она опирается на формирование здорового образа жизни населения и развитие реальных практических действий по сохранению и укреплению здоровья.

Валеология - наука о закономерностях проявления, механизмах и способах поддержания, укрепления и сохранения здоровья человека.

Необходимость создания специального направления в медико-биологическом цикле наук вызвана тем, что проблема первичной профилактики заболеваний не укладывается в рамки медицины и возникает необходимость в содружественной медицине науке. Современная медицина, по мнению И.Й.Брехмана, занимается преимущественно болезнями - случайными явлениями, а не здоровьем, являющимся закономерным и необходимым. Знания о здоровом образе жизни человечество накапливало веками, но они были разрозненны, не систематизированы и порой не имели научного обоснования, а наука валеология занимается именно этими вопросами. Вооружившись знаниями валеологии, человек сможет целенаправленно и верно построить свою жизнь так, чтобы оградить себя от нервных стрессов, болезней и преждевременной смерти.

В предмет валеология включены знания по анатомии и физиологии человека, гигиене (личной, питания), сексуальной культуре, знания по профилактике различных заболеваний человека, в том числе и венерических, по профилактике употребления алкоголя, табака, наркотиков, знания по закаливанию, физической культуре, туризму и др.

Основополагающие позиции валеологии можно свести к следующим определениям:

Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Объект валеологии — практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Именно такой человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в разряд заболевших людей. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска человеком, валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.

Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. Здесь важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и проведения, соответствующих корректив своего образа жизни.

Основной целью валеологии служат максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды. В теоретическом плане цель валеологии — изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни. В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и определении условий для сохранения и укрепления здоровья.

Основные задачи валеологии:

  • Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.

  • Формирование установки на здоровый образ жизни.

  • Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека. Это отличие заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины — болезнь и больной, а у гигиены — среда обитания и условия жизнедеятельности человека. Отсюда исходят и существенные различия в основополагающих посылках каждой из этих наук в предмете, методе, объекте, целях и задачах. Вот почему валеология должна взять основные посылки Сократа («человек, познай себя») и Конфуция («человек, сотвори себя») и определить свое основное стратегическое положение: «Человек, познай и сотвори себя!».

9.Аборт как социально-медицинская проблема. Классификация абортов. Социальные и медицинские показания к искусственному аборту. Социальные и медицинские последствия аборта.

10.Демографические показатели в оценке здоровья населения. Характеристика показателей рождаемости, смертности и средней продолжительности предстоящей жизни.

11.Профессиональные заболевания. Определение. Характеристика наиболее распространенных видов. Социальная защита больных.

Синдром эмоционального выгорания

эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

КОНСТРУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ВЫГОРАНИЕМ

В первую очередь можно использовать богатый арсенал психотерапии и всевозможных психотренингов, которым владеют профессионалы-психологи и игротехники. Обучение остается, пожалуй, самым эффективным средством избежать выгорания. Человека стимулирует и нацеливает на успех в работе даже не столько приобретение новых знаний и освоение технологий, сколько «преодоление себя». Поэтому очень важно почувствовать этот переход на новый уровень, освоение промежуточных ступеней, особенно если на память о «преодолении» остается какой-то символ: свидетельство, диплом, награда, сувенир. Обычно участие в тренингах, выездных семинарах, курсах повышения квалификации становится сильным стимулом для преодоления рутины и выгорания. Еще один стимул – конструктивная оценка. Взрослые, как и дети, нуждаются в том, чтобы их работу кто-то оценил. Другой способ избежать выгорания – новизна. Смена деятельности, введение технических новшеств, обновление программы, перемена места жительства и работы может оказаться весьма продуктивным средством. Наконец, для избегания эффекта «выгорания» очень важно дозировать свой труд и уметь вовремя его завершить.

12.Охрана здоровья граждан как совокупность комплексных мер. Основные принципы охраны здоровья граждан.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; 3) доступность медико - социальной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

13.Профилактика непланируемой беременности. Современные методы и средства контрацепции. Классификация. Показания к применению различных контрацептивных средств в зависимости от возраста и состояния здоровья.

14.Формирование правового механизма обеспечения здоровья населения. Состояние нормативно -правовой базы охраны здоровья населения в РФ.

В последние годы в России идет активный процесс формирования правовой базы, которая позволяет разрабатывать отраслевые нормативные правовые документы по обеспечению населения медико-социальной помощью на уровне профессиональной медико-социальной работы. Важнейшими документами являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»; федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации»; «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и другие правовые акты.

На основании правовой базы на уровне ведомств разрабатываются нормативно-правовые документы, которые позволят внедрить в практику социальных институтов общества востребованную временем медико-социальную работу.

15.Организация медико-социальной помощи беременным. Этапность оказания помощи. Социальная защита беременных.

16.Государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. Их характеристика.

17.Психическое здоровье и психическое заболевание: качественное различие, основные критерии. Факторы риска нарушений психического здоровья и развития психических заболеваний.

18.Организация медицинской помощи населению. Характеристика основных видов медицинской помощи.

19.Двигательная активность и здоровье. Роль специалиста по социальной работе в организации физкультурно-оздоровительной деятельности.

20.Становление медико-социальной работы в России как профессиональной деятельности. Роль социальных работников в учреждениях здравоохранения.

Впервые термин «Социальная медицина» применили французские учёные Рашу и Фарко,В середине 19 века Черносвитов Е.В. В Англии крупные деятели общественного здравоохранения Э. Чедвиг, Дж. Саймон. В русской литературе впервые этот термин применил Португалов,.

Развитию медико-социальной мысли в России способствовали Эрисман, Куркин, Френкель. Первую кафедру Социальной медицины организовал в Берлинском университете - Эрисман читал курс общественной медицины. Первые кафедры социальной медицины (1922). были организованы в 1ММУ - Семашко, 2 ММУ - Соловьёвым. Пользовались они переводным учебником Фишера.

Социальный работник выполняет роль адвоката, защитника интересов, законных прав человека, его семьи, различных категорий населения. Он добивается социальной справедливости, чтобы помочь людям реализовывать свои способности, дать возможность использовать свои ресурсы всем членам общества.

Социальный работник является участником совместной деятельности детей и взрослых и одновременно организатором деятельности. Вся его энергия направлена на то, чтобы побудить человека к действию, инициативе, творчеству.

Социальный работник в той или иной мере выполняет роль помощника своих клиентов в решении их проблем. Он прежде всего помогает людям расширить их компетенцию и способность самим решать свои проблемы.

Социальный работник выполняет роль терапевта и наставника семьи, детей, окружающих людей. На протяжении ряда лет он как бы ведет свою семью, заботясь о ее здоровье, нравственных, общечеловеческих ценностях, своевременном разрешении возникающих проблем.

Социальный работник выполняет роль конфликтолога, помогая предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации своих клиентов.

Социальной работник является своего рода аниматором и, побуждая человека к действию, способствует восстановлению взаимовыгодного взаимодействия между личностью обществом.

Социальный работник выполняет роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства, социальной работы с конкретным клиентом.

Социальный работник играет роль общественного деятеля, поддерживая, развивая и возглавляя социальный инициативы граждан, направленные на оздоровление окружающей среды

21.Медико-социальные проблемы лиц с зависимостью от психоактивных веществ (ПАВ). Психические расстройства, связанные с зависимостью от ПАВ.

22.Медицинское страхование как форма социальной защиты граждан в охране здоровья. Основные положения Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Социальное страхование:

Социальное страхование - установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных за счет государственного страхового фонда, а также коллективных и частных страховых фондов.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)

23.Медико-социальные проблемы алкоголизма. Психические расстройства при злоупотреблении алкоголем и алкоголизме.

Алкоголизм – один из видов наркомании.

Умеренное потребление алкоголя не вредит здоровью. Статистика показывает, что потребление умеренного количества спирта может оказывать благотворный эффект на сердце и, возможно, удлиняет жизнь. Однако алкоголь воздействует на мозг, так что никогда не пейте за рулем.

Избыточное потребление алкоголя вызывает общественное недовольство, похмелье и снижение работоспособности в краткосрочной перспективе; в долгосрочной перспективе оно вызывает необратимое повреждение печени, потерю памяти и ухудшение функционирования психики, бессонницу, замедленные рефлексы с соответствующим возрастанием опасности несчастных случаев и ухудшение здравомыслия и эмоционального контроля. Хотя устойчивость к алкоголю у мужчин выше, чем у женщин, мужчины-алкоголики подвержены большему риску поражения печени. Развития многих форм рака и нарушений иммунной системы.

Алкоголь в организме

Примерно 20% любого алкогольного напитка абсорбируется в желудке, а 80% - в кишечнике. Затем спирт разносится кровью по всему телу. Печень разрушает (окисляет) спирт с почти постоянной скоростью: обычно примерно 0,5 литра пива или 0,3 литра виски в час. В итоге этот процесс охватывает примерно 90% алкоголя, образуя в качестве конечных продуктов углекислый газ и воду. Оставшиеся 10% выводятся через легкие с потом. Алкоголь в организме оказывает четыре основных эффекта.

  1. Он обеспечивает организм энергией (спирт имеет высокую энергетическую ценность, но не содержит питательных веществ).

  2. Он действует как анестезирующее средство на центральную нервную систему, замедляя ее работу и снижая эффективность.

  3. Он стимулирует производство мочи. При большом приеме алкоголя тело теряет больше воды, чем получает, и клетки обезвоживаются.

  4. Он временно выводит из строя печень. После большой дозы спиртного примерно две трети печени могут выйти из строя, но работа печени обычно полностью восстанавливается спустя несколько дней.

Физиологические эффекты алкоголизма

Информацию на эту тему радостной не назовешь, но и обойти ее тоже нельзя. Ознакомимся с тем, что способен сделать алкоголь с нашим организмом.

  • Кровь. Алкоголь угнетает продукцию тромбоцитов, а также белых и красных кровяных телец. Итог: малокровие, инфекции, кровотечения.

  • Мозг. Алкоголь замедляет циркуляцию крови в сосудах мозга, приводя к постоянному кислородному голоданию его клеток, в результате чего наступает ослабление памяти и медленная психическая деградация. В сосудах развиваются ранние склеротические изменения, и возрастает риск кровоизлияния в мозг. Алкоголь разрушает связи между нервными клетками мозга, вырабатывая в них потребность в алкоголе и алкогольную зависимость. Разрушение клеток мозгаи дегенерация нервной системы, порой приводят к пневмонии, сердечной и почечной недостаточности или органическому психозу. Белая горячка – состояние, сопровождающееся крайним возбуждением, психическим помешательством, беспокойством, лихорадкой, дрожью, быстрым и нерегулярным пульсом и галлюцинациями, которое часто возникает при приеме большого количества алкоголя после нескольких дней воздержания.

  • Сердце. Злоупотребление алкоголем вызывает повышение уровня холестерина в крови, стойкую гипертонию и дистрофию миокарда. Сердечно-сосудистая недостаточность ставит больного на край могилы. Алкогольная миопатия: дегенерация мышц в результате алкоголизма. Причины этого – не использование мышц, плохая диета и алкогольное поражение нервной системы. При алкогольной кардиомиопатии поражается сердечная мышца.

  • Кишечник. Постоянное воздействие алкоголя на стенку тонкого кишечника приводит к изменению структуры клеток, и они теряют способность полноценно всасывать питательные вещества и минеральные компоненты, что заканчивается истощением организма алкоголика.

24.Стратегия Всемирной организации здравоохранения. Политика достижения здоровья для всех.

25.Медико-социальные проблемы наркомании. Психические расстройства при наркомании. Организация наркологической помощи.

Наркотик – это любое химическое соединение, которое воздействует на функционирование организма. Злоупотребление наркотиками – это их употребление любым неприемлемым с медицинской и социальной точек зрения образом или приемлемым, но неправильным.

Одни наркотики подавляют нервную активность мозга, другие стимулируют ее, и в этом состоит различие в их психических эффектах. Другие причины различий включают количество принимаемого наркотика, его чистоту и концентрацию, а также то, каким образом он попадает в тело. К числу других факторов относятся психическое и физическое состояние принимающего наркотики, его ожидания и реакция на окружающую обстановку: наркотик может усиливать существующее психичекое состояние или вызывать подавленность. Эффект часто усиливаются, если принимающий наркотики утомлен или голоден.

Психоактивные наркотики подразделяют на четыре главные группы в соответствии с их воздействием: депрессанты, стимуляторы, галлюциногены и марихуана. Алкоголь относится к числу депрессантов.

Учреждения, занимающиеся решением проблем наркомании: Наркологический диспансер, Наркоцентр. Профилактика наркомании, алкоголизма и токсикомании может быть эффективной только при условии четкого взаимодействия и координации усилий здравоохранения, педагогических, социальных, правоохранительных структур.

Методы и технологии работы: Соц. технологии: диагностика, адаптация, профилактика, коррекция, реабилитация, терапия, посредничество.

Методы работы:

Беседа, консультирование, методы изменения поведения клиента (поощрение, наказание, подкрепление…)

26.Влияние образа жизни на здоровье. Понятие и сущность здорового образа жизни. Социально-медицинские аспекты здорового образа жизни.

27.Табакокурение как фактор риска здоровья. Токсикомании, их виды. Токсикомании как проблема детского и подросткового возраста.

28.Характеристика основных направлений, форм и средств гигиенического воспитания в практической деятельности специалиста по социальной работе.

29.Организация психиатрической помощи. Типы учреждений. Психиатрическая помощь: психофармакотерапия и другие виды биологически ориентированного лечения, психотерапия и психокоррекция, социотерапия. Реабилитация.

30.Гигиеническое воспитание – комплексная проблема. Специалист по социальной работе как «учитель здоровья».

31.Определение понятия «инвалид». Инвалидность. Состояние проблемы инвалидности в России. Нормативно-правовые документы, направленные на решение проблем инвалидов.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Законодательство РФ о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

32.Социальное благополучие как составляющая здоровья. Характеристика социальных факторов, влияющих на индивидуальное и общественное здоровье.

33.Роль медико-социальной экспертизы (МСЭ) в реабилитации инвалидов. Основания для признания гражданина инвалидом. Организация медико-социальной экспертизы в РФ, нормативно-правовая база, порядок проведения.

Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

studfiles.net

Социальная медицина и клиническая медицина: взаимосвязь и взаимоотношения

Как социальная, так и клиническая медицина имеют дело со здоровьем людей и их болезнями, решают одни и те же задачи. В этом их общее. Но подходы к этим задачам и способы их решения различны. Клиническая медицина руководствуется проявлениями болезни (симптомами, синдромами болезни). Когда же дело касается психических расстройств или пограничных состояний, то врач должен принимать во внимание нечто отличное от симптомов и синдромов, а именно – переживания человека, особенности его характера и типа личности. Особенно когда человек становится временно или постоянно нетрудоспособен вследствие болезни, теряет трудоспособность, вынужден изменить свой социальный статус. Страхи, надежды, тревоги, опасения, нужды и чаяния, вероятностные прогнозы, смысл и потеря смыслы жизни – вот что становится объектом для работы социального медика. И здесь возникает такое не совсем ясное для клинической медицины понятие, как социальная реабилитация пациента. Там где кончаются возможности клинициста (ограниченного пределами больничной палаты), там начинается работа социального медика.

Вопросы для контроля

  1. Дайте определение понятию «социальная медицина».

  2. Охарактеризуйте цель и задачи социальной медицины.

  3. Перечислите объекты социальной медицины.

  4. Охарактеризуйте область знаний и умений социального работника по социальной медицине.

  5. В чем проявляются взаимосвязь и взаимоотношения социальной и клинической медицины.

  6. Сформулируйте задачи социальной медицины в современной России.

Использованная литература

  1. Изуткин А.М., Петленко В.П. Социология медицины /Киев, 1981.

  2. Лисицын Ю.П., Серенко А.Ф., Царегородцев и др. Социальная гигиена и организация здравоохранения.

  3. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технология, образование/ М: Наука, 1999. – 238 с.

  4. Павленок Введение в профессию «социальная работа» /М., 1998

  5. Тен.Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник. _ М.: Мастерство, 2002. – 256 с.

  6. Черносвитов Е.В. Социальная медицина: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.

Глава 2. История развития социальной медицины История социальной медицины в зарубежных странах

Основы социальной медицины (гигиены) возникли также давно, как и личная гигиена. Зачатки гигиенических навыков появились еще у первобытного человека: обустройство жилища, приготовление пищи, захоронение умерших и пр.

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в государствах Древнего мира (Египет, Мессапотами, Вавилон, Индия, Китай) школы для лекарей использовались не только для оказания чисто медицинской помощи, но и для оказания помощи бедным, санитарного надзора за состоянием рынков, колодцев, водопровода и т.п. При оценке медицинской помощи учитывалось материальное положение пациентов: за одну и ту же медицинскую помощь богатый платил в несколько раз больше, чем бедный.

Египет. Эхнатон (ХУ в. до н.э.) был реформатором не только в области религии, но и в области медицины. Он выступил против всесилия фиванских жрецов, с их колдовством, знахарством, магией. Возвысил врачей: международный медицинский знак – «кадуцей» (змея, обвивающая кубок) – появился при Эхнатоне. Роль врача при нем приобрела определенную социальную значимость. Врачи древнего Египта знали анатомию и клинику многих заболеваний. Они различали приобретенные и врожденные болезни.

Прошло около тысячи лет, когда в соседней с Египтом Греции родился человек, поднявший медицину до уровня важнейшей государственной дисциплины.

Гиппократ (У1 в. до н.э.) поклонялся одному богу – богу врачевания Эскулапу. От Гиппократа пошло: врач должен бороться за жизнь больного до последнего. Он отверг само понятие «несовместимые с жизнью повреждения». Из опыта Спарты он заимствовал пропаганду здорового образа жизни, требовал соблюдения всех правил (умеренность в еде и половой жизни, ежедневные физические упражнения и умственные нагрузки, воздержание от употребления алкоголя и наркотиков, веселые ежедневные танцы и пр.). Врачи в этот период относились к высшим государственным чиновникам.

В древней Греции лечебницы при храмах назывались асклейпеонами в честь бога врачевания Асклепия. Имена его детей – Гигея, Панацея – стали нарицательными (гигиена означает «здоровый», панацея – несуществующее лекарство от всех болезней).

Ибн-Сина (Авиценна) был придворным лекарем и визиром при нескольких халифах (980 – 937). Разработал «Канон врачебной науки», создал первую в истории медицинскую энциклопедию, которая содержала раздел «Нравственных характеров». Он ввел в научный и врачебный обиход представления о врачебной этике и деонтологии – важнейших составных частях социальной медицины.

При халифах врачи добились самого высокого положения при дворе. Они отвечали не только за здоровье самих халифов и их окружения, но и решали множество социально значимых задач. В плане любого военного похода учитывалось мнение врачей: 1) физическое и нравственное состояние войска; 2) гигиена воинов и живности; 3) половое и сексуальное обеспечение войска; 4) рацион питания войска; 5) медицинская помощь раненым; 6) профилактика эпидемий в войсках, 7) учет природно-климатических условий территорий, куда направлялось войско; 8) санитарно-эпидемиологическое состояние населения, которое завоевывалось; 9) последствия военных действий (природные, эпидемиологические, социальные, медицинские и др.).

Мнение врача учитывалось при решении многих вопросов: когда и на ком жениться, что следует делать, от чего кому воздержаться и т.д.

Одновременно во времена халифов нравственная чистота и жизнь по совести считались непременными атрибутами здорового образа жизни. Ибн-Сина впервые одел медицинских работников в белые одежды. Белый халат как символ чистоты и незапятнанности стал знаком медицинского работника.

Заметную роль в развитии общественной медицины сыграли взгляды ранних социалистов-утопистов (Томаса Мора, Томазо Кампанеллы и др.), которые в своих трудах, излагая представления об идеальном обществе, большое внимание уделяли режиму труда, гигиене, здоровому образу жизни, питанию и пр.

Дальнейшее развитие социально-гигиенических взглядов связано с появлением профессиональных заболеваний. Основоположником этого направления является итальянский врач Бернардино Рамаццини, издавший в 1700 г. труд «О болезнях ремесленников», в котором он описывал условия работы и соответствующие заболевания у рабочих различных профессий.

Впервые вопрос об общественном здоровье был освещен в законе «Декларация прав человека и гражданина», принятом Учредительным собранием Франции во время Великой французской революции. Здоровье населения рассматривалось как национальное богатство.

В 1784 г. в Германии впервые В.Т. Рау ввел термин «медицинская полиция», включив в это понятие наблюдение за здоровьем населения, надзор за госпиталями и аптеками, предупреждение эпидемий, просвещение населения и пр.

В Англии в 1848 году было учреждено Главное ведомство общественного здоровья и принят «Закон об общественном здоровье», организованы санитарные советы.

В 60-х г.г. Х1Х столетия были созданы международные договоренности о мерах по борьбе с инфекционными заболеваниями. В 1861 г. В Александрии был учрежден первый Международный карантинный совет, который стал одним из первых международных мероприятий по охране общественного здоровья.

К концу Х1Х в. Общественная (социальная) гигиена (медицина) сформировалась как наука, изучающая влияние социально-экономических факторов на здоровье различных групп населения.

Одним из основоположников социальной гигиены был Альфред Гротьян, «врач-социалист», как он себя называл. Именно он в 1902 г. начал читать курс лекций по теме «Социальная медицина» в Берлинском университете. В своей книге «Социальная патология» он писал: «...задачей социальной гигиены является изучение всех сторон общественной жизни и социальной среды с точки зрения влияния на человеческий организм и на основе этого изучения – поиск мероприятий, которые ... не должны иметь всегда только чисто медицинский характер, но могут захватывать часто и область социальной политики или даже общей политики».

Выдающийся американский гигиенист Г. Сигерист (1911 г.) утверждал, что медицина должна изменяться в сторону слияния лечебной и профилактической помощи, что врач нового поколения должен стать врачом социальным.

В последнее время в западных странах наблюдается тенденция к разделению социальной медицины как науки и предмета преподавания на две дисциплины: социальная медицина, которая готовит специалистов в области общественного здравоохранения, разрабатывающих меры по охране и восстановлению здоровья населения, и менеджмент в здравоохранении, который готовит специалистов в области управления органами и учреждениями здравоохранения.

studfiles.net


Смотрите также

.