Урок по литературе на тему "Р. Стивенсон. Вересковый мёд". Вересковый мед жанр


русский и литература 865: Heather Ale (Вересковый мёд)

Ве́ресковый мёд (англ. Heather Ale, дословно «Вересковый эль») — стихотворение (баллада) Роберта Льюиса Стивенсона (1880). В оригинале имеет также подзаголовок «Галлоуэйская легенда» (англ. A Galloway Legend), по названию местности Галлоуэй на юго-западе Шотландии.Диафильм 1963 г. Художник - В. Бордзиловский. Видео - fskln (youtube.com)Звук - группа Brown Ale 

Создательница группы «Мельница» Хелависа отмечала, что «прочитанная в три года баллада Стивенсона „Вересковый мед“ в переводе С. Я. Маршака повлияла на меня настолько сильно, что я на всю жизнь „заболела“ Шотландией, соседней Ирландией и атмосферой „кельтского тумана“ вообще»Перевод С. Маршака.Диафильм. Художник - В. Бордзиловский. 1963 гМузыка - Мельница "Вересковый мёд"

Цели:

  • познакомить с биографией Р. Стивенсона, с исторической основой баллады «Вересковый мед»;
  • закрепить знания о литературной балладе;
  • рассмотреть жанровые особенности баллады Стивенсона «Вересковый мёд»;
  • развивать умения и навыки анализа поэтического текста, его выразительного чтения;
  • воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока

Вступление.

Объявление темы (слайд 1) и целей урока.

Чтение слов С. Маршака:

Даже по делу спеша, Не забудь: этот короткий путь – Тоже частица жизни твоей.Жить и в пути умей.

(Слайд 2.)

– Ребята, как вы понимаете эти слова С. Маршака?

Каждая минута жизни дорога, потому что неповторима.

Учитель. Сегодня на уроке мы должны пройти свой путь, путь постижения мира баллады Р. Стивенсона «Вересковый мед». Мы будем говорить о жизни. (Слово «жизнь» прикрепляется к магнитной доске.)

Повторение сведений о балладе как жанре.

– Но вначале давайте вспомним, что такое баллада. (Слайд 3.)

Баллада – это лироэпический жанр.

– Какие бывают баллады?

Баллады бывают народные и литературные.

– Назовите приметы литературной баллады.(Слайд 4.)

Сюжет, диалог, тайна, зачин и концовка, чувства автора, чувства героев.

– Уточните: какой сюжет, какая композиция, какой финал.

Напряжённый сюжет, неожиданный финал.

Инсценировка.

1 ученик. Ну, зачем мне знать, какое произведение я читаю – лирическое или эпическое? Зачем мне знать, какой сюжет? Лишь бы интересно было! Вот – Роберт Стивенсон! Вот это да! (Слайд 5.)

2 ученик. А что в нём интересного? Конечно, он написал много интересных произведений(целых 30!): «Остров сокровищ», «Черная стрела», «Вересковый мед»…

1 ученик. Да ты что! Это необыкновенный человек – мужественный, азартный и романтичный. (Слайд 6.)

Ученица. Да-да, он очень любил море. Понятно: его отец и дед были инженерами, строили маяки. Правда, это было очень давно. Ведь Роберт Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге.

2 ученик. Подумаешь… Стал моряком, а потом писателем…

1 ученик и ученица (вместе). Да ты что!

1 ученик. Сначала Стивенсон учился на инженера, а затем на юриста в университете. В 23 года он прославился как писатель.

Ученица. Всю свою жизнь – очень короткую, всего 44 года – Стивенсон сражался с судьбой. От матери ему досталась страшная болезнь – туберкулёз. Вот что назначил врача для Роберта. Читай!

2 ученик. «Абсолютный покой, никаких волнений, даже приятных; не есть слишком много, не пить слишком много, не слишком много смеяться; можно немного писать, очень мало разговаривать и как можно меньше ходить». Ничего себе!

Ученица. Вот так. Стивенсону нельзя много двигаться – он плавает на каноэ, пешком путешествует по Европе и Америке, плавает по южным морям и даже строит дом на острове Самоа в Тихом океане. Но больше всего его интересовалаистория его Родины, Шотландии.

1 ученик. Вот именно! Стивенсон писал: «Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил». Четыре года Стивенсон прожил на острове Самоа, там, на вершине горы Веа, его и похоронили.

2 ученик. Конечно, всё это очень интересно. Но вот смотрите: «Остров сокровищ» – это роман (эпический жанр), «Вересковый мёд» – баллада (лиро-эпический жанр). Почему?

Ученица. Так давайте на каждую книгу приклеим этикетку: род – лирический, жанр – стихотворение.

1 ученик. Литература – это же не магазин!

2 ученик. Верно. Чтобы понимать литературу, мало читать. Надо много знать. Читают все, а вычитывают каждый своё…

Учитель. Вычитать что-то важное нам помогут географ, историк, биолог.

Звучит мелодия шотландской волынки (слайд 7).

Учитель. Вы готовы? Взялись за руки, закрыли глаза:

Мимо белого тумана,Мимо жёлтого тумана,Мимо чёрного тумана, Мимо стран и городов,По лесам и океанам,По пустыням и полянамПонарошку без обманаМы летим среди миров.Тише, тише, раз, два, три:Открывай глаза – смотри!

Диалог.

Два ученика читают наизусть по-английски отрывок из баллады Р. Стивенсона «Вересковый мёд». На экране – карта Шотландии. (Слайд 8.)

Король.

I will give thee life ye vermin,For the secret of the drink.

Старик.

I have a word in private,A word for the royal ear. Life is dear to the aged,And honour a little thing; I would gladly sell the secret",I would gladly sell my secret,Only my son I fear.

Учитель.

– Узнали героев?

– О чём они говорили?

– Почему по-английски?

Учитель.

Действительно, баллада «Вересковый мёд» родилась в Шотландии, в Великобритании, в 1875 году. Слово географу.

Географ. Вот она – Шотландия. (Слайд 9.) Здесь живут самоуверенные и отчаянные люди. Символами Шотландии являются, конечно, клетчатая юбка и волынка.Горы, покрытые лесами и вереском, узкие вытянутые озера, горные долины и реки. А еще холодная погода, которая закалила жителей Шотландии.

Учитель.

– Чем была Шотландия для героев баллады Стивенсона, для самого Стивенсона?

Шотландия для них – Родина.

– Значит, сегоднямы говорим о Родине. (Слово «Родина» прикрепляется к доске.)

«Scotland» – так звучит слово «Шотландия» по-английски. А как перевести это слово на русский язык? Обратимся к историку.

Историк. Как перевести слово «Scotland»? «Land» - земля, «Scot» - скотты. Земля скоттов! Кроме них, территорию Шотландии населяли племена бриттов, англосаксов и пиктов. Как появились пикты, никто не знает. Известно только, что пикты объединились в союз племен, а потом в Королевство пиктов. Расцвет государства пиктов – 8 век. В начале 9 века пикты были завоеваны скоттами и вскоре смешались с ними. От пиктов не осталось памятников письменности, но сохранились непонятные изображения.

Учитель. Трагическое событие – война, во время которой были покорены племена пиктов, – легло в основу баллады «Вересковый мед».

Выразительное чтение баллады «Вересковый мёд» учащимися.

Учитель. Баллада называется «Вересковый мед». А что такое вереск? Выяснить это нам поможет биолог. (Слайд 10.)

Биолог. Вереск – это вечнозеленое растение. Высота 30 – 50 сантиметров, листочки мелкие, свернутые, темно-зеленого цвета. Цветки вереска мелкие, сиренево-розовые, колокольчатые. Плод – маленькая коробочка, в которой созревают очень мелкие семена. Растет вереск на песчаных пустошах. Ему ничего не страшно: ни холод, ни ветер, ни снег. Живет до сорока лет и за это время обогащает почву. В народе говорят: поселился вереск – будет, где жить. Вот оно – вересковое поле! Сколько розового и сиреневого цвета, цвета счастья! Слышите: звенит? А аромат! Чувствуете?! (Слайд11.)

Беседа по вопросам.

– Вереск – растение пиктов. Какими вы себе представляете пиктов?

Это – маленькие люди. Они мирные, очень трудолюбивые.

– Мы говорим о мире, труде. (Слова «мир», «труд» прикрепляются к доске.)

– Чем был вереск для пиктов?

Вереск для пиктов – это жизнь.

– Как защищали пикты свои земли? Докажите текстом. (Слайд 12.)

На вересковом полеНа поле боевомЛежал живой на мертвомИ мертвый на живом.

Как сражались пикты, автор не описывает. Но мы понимаем, что это война не на жизнь, а насмерть. Прекрасное вересковое поле стало страшным.

– Мы говорим о войне и смерти. (Слова «война», «смерть» прикрепляются к доске.)

Как к пиктам относится автор?

Он им сочувствует: малютки-медовары, бедные пикты.(Слайд 13.)

– А король? Найдите эпитет(образное определение), характеризующий его.

– Докажите, что король безжалостный.

По его приказу пиктов согнали с их земель и всех убили.

– Найдите глаголы в первых шести строфах баллады. В какой форме использовал их автор? Почему? (Слайд 14.)

Был, пили, пришел, погнал, лежал, настало, нашли – форма прошедшего времени. Этим подчеркивается, что события баллады были давно.

– С точки зрения композиции как можно назвать эту часть баллады?

Это зачин.

– Прочитайте 7 строфу. Что изменилось? Почему?

Король едет, чайки реют – глаголы в настоящем времени. Благодаря этому мы становимся как бы свидетелями происходящего.

– Как чувствует себя король? Зачем ему вересковый мёд?

Он недоволен, глядит угрюмо. Завоеваны земли пиктов, а напитка король так и не отведал. Значит, победа еще неполная.

– Так король – главный герой?

Нет, главные герои – последние оставшиеся в живых пикты.

– Какие «последние пикты»?

Старик – карлик и мальчик пятнадцати лет. Мудрый и совсем юный. Учитель и ученик.

– Чем грозит король? Как ответили пикты?

Гневно король промолвил:– Пытка обоих ждет,Если не скажете, черти,Как вы готовите мед!

Пикты ответили молчанием.

– Как они молчат? О чем они думают в этот момент?

Молчат сдостоинством. Наверное, герои думают о жизни, о смерти, о том, как сохранить тайну, переживают друг за друга.

– Мы говорим о достоинстве. (Слово «достоинство» прикрепляется к доске.)

Где происходит допрос? Назовите детали. (Слайд 15.)

Крутой берег моря, валы, звенящий вереск.

– Как вы думаете, это важно?

Конечно, важно. У старика и мальчика нет выхода. С одной стороны – море, с другой – враги. Жалко героев, страшно за них.

– Молчание – золото. Но… Прочитайте слова старика. Слово – тоже поступок. Оцените поступок старика.

Это предательство.

– Мы говорим о предательстве. (Слово «предательство» прикрепляется к доске.)

Попробуйте описать чувства мальчика. Докажите текстом.

Появляется образ эха. Оно донесло до старика слова проклятия.

– Как вы думаете, что будет потом?

Пытка, костер.

– Может быть, старик выдаст тайну? Докажите текстом.

Из вереска напитокЗабыт давным-давно…

– Назовите черты баллады в «Вересковом мёде» Р. Стивенсона.(Слайд 16.)

Напряженный сюжет, диалог, авторское отношение, пейзажный зачин, неожиданный финал.

– Так где же тайна?

Тайна – рецепт приготовления верескового меда.

– Но ведь это всего лишь напиток? Почему пикты не выдали секрет?

Вересковый мед – это традиция пиктов. Передать рецепт – это значит предать свой народ, Родину.

– Для кого это – заветная тайна, а для кого – святая? Почему? (Слайд 17.)

– Какой старик?

Гордый, стойкий, настоящий герой.

– Презрение к смерти рождает героев. Почему у героя нет имени?

Так поступил бы каждый из пиктов.

– Старик во имя высокой цели приносит в жертву собственного сына и самого себя. Такой поступок называется самопожертвованием.

– Мы говорим о самопожертвовании. (Слово «самопожертвование» прикрепляется к доске.)

– К какому типу баллад вы отнесёте «Вересковый мёд» Стивенсона?

Это героическая баллада.

– Как вы думаете, почему баллада называется «Вересковый мёд», а не, например, «Старик и сын»?

Вересковый мед – это святая тайна, которую пикты никому не выдали. Они погибли непокоренными, непобежденными.

Заключение.

Баллада Р. Стивенсона «Вересковый мёд» была переведена на русский язык в 1942 году С. Маршаком. Его стихи о жизни прозвучали в начале нашего урока.

– Почему в 1942 году Маршак перевел именно эту балладу? Что, у него не было других дел?

1942 год – трудное время для России, когда победа над врагом зависела от каждого человека.«Вересковый мёд» Р. Стивенсона призывает быть стойкими, любить Родину. Умереть за Отчизну – это подвиг.

– Мы говорим о подвиге. (Слово «подвиг» прикрепляется к доске.)

Конечно, С. Маршак верил, что даже маленький человек должен понять простые вещи: что такое добро, что такое зло. Тогда мы победим. Жанр героической баллады как нельзя лучше отвечал требованиям времени.

– Как называется чувство любви к Родине?

Чувство любви к Родине называется патриотизмом.

– Кто-то сказал: надо прожить жизнь так, чтобы боги в восторге подарили вторую. Если жизнь начать сначала, то старик… Как бы он поступил?

Домашнее задание.

Написать миниатюру «Почему надо читать балладу Стивенсона «Вересковый мёд»?» (Слайд 18.)

Лексическая работа. Закончи предложения. (Слайд 19.)

  • «Вересковый мед» Р. Стивенсона является …
  • Она заставила меня задуматься о …
  • Вересковый мед стал символом …

litera865.blogspot.ru

«Вересковый мед» анализ | Kratkoe.com

Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед» анализ

Тема: гибель последних пиктов.

Идея: борьба за независимость и свободу против поработителей.

Главная мысль: лучше умереть с честью, чем жить в бесчестии. Выдать секрет меда, значит, предать традиции своего народа, предать свою Родину. Любовь к Родине дороже жизни.

«Вересковый мед» сюжет
  • Экспозиция — воспевание верескового напитка, характера и обычаев пиктов.
  • Завязка — захват территории пиктов, уничтожения маленького народа.
  • Развитие действия — король стремится узнать рецепт верескового напитка, захват в плен отца и сына, их допрос.
  • Кульминация — по просьбе отца сына бросают в море.
  • Развязка — отец навсегда оставляет с собой секрет верескового напитка, но бросает вызов врагам, готов умереть, но не подчиниться, не предать свой народ.

Основа баллады — шотландская легенда о том, как пикты сохранили секрет верескового напитка.

Пикты — легендарный народ, живший в Шотландии до прихода скоттов (от последнего названия происходит и название Шотландии, буквально — страна скоттов). Пикты, по преданию, были очень малы ростом. Баллада написана на  основе шотландской легенды о вересковом напитке. Впервые о народе пикты упоминается в 297 году нашей эры как о врагах Рима. Пикты боролись против различных врагов. Иногда они проигрывали большие битвы, теряли огромные территории, но упорно снова воевали за свою землю. В IX веке пикты были покорены скоттами, то есть шотландцами, после чего смешались с представителями других народностей, потеряли язык и перестали существовать как отдельный народ.

В летописях и легендах пикты чаще всего изображены как смелые воины. Пораженные их смелостью завоеватели не понимали, откуда в невысоких ростом людей столько чувства непокорности и мужества.

Стивенсон использовал легендарное представление о пиктах и построил сюжетную канву баллады вокруг тайны. Народ пиктов остался в истории, благодаря сохраненной тайне о способе приготовления верескового напитка. Этот прием характерен для фольклорных произведений, когда герой должен раскрыть тайну и освободить волшебную силу. В балладе Стивенсона волшебной силой стали черты характера мужественных пиктов, которые прославил поэт.

«Вересковый мед» главные герои
  • отец — олицетворение всего народа пиктов
  • сын — он как и отец смелый, мужественный, несокрушимый, свободолюбивый
  • шотландский король — жестокий, напыщенный, безжалостный, стремится к абсолютной власти

 

В балладе автор провозглашает право каждого народа на свою землю, свои традиции, свободу. В этом плане баллада выходит за пределы шотландской тематики, приобретая обобщающее значения. Маленький эпизод помогает автору утвердить идею независимости народа. А сам Стивенсон выступает здесь как истинный сын своей земли.

В балладе несколько раз повторяется словосочетание «секрет верескового напитка». Что же это за секрет? Это не только тайна напитка — как его варить, а прежде всего секрет духовной стойкости пиктов, который заключается в любви к родной земле и стремлении обрести свободу. Этот секрет важный для всех времен и народов.

Трагизм произведения усиливается тем, что здесь нет выбора между жизнью и смертью (так неволя — не жизнь), а есть только выбор смерти. Мудрый отец, осознавая неотвратимость гибели, выбирает для сына лучшую (мгновенную) смерть, и тот мужественно принимает ее. А старик умирает последним, однако не выдает врагам священной тайны. Они могут отнять у него жизнь, но не его волю и любовь к родине.

kratkoe.com

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мёд»

Тема урока: Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мёд».

Цели урока:

Личностные: знать сведения о жизни писателя, события, о которых рассказываются в балладе.

Метапредметные: умение выделять главное в тексте; отвечать на поставленные вопросы.Предметные: понимать, какие черты характера прославляет автор; уметь находить признаки жанра баллады в «Вересковом меде» Р.Л.Стивенсона.

Тип урока: Урок чтения и обсуждения произведения.

Ход урока:

«Я верю, каждый будет там,

Куда всю жизнь стремится сам.»

Р.Л. Стивенсон.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
- Что такое баллада?
  1. Работа по теме урока
  1. Слово учителя.
-- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Роберта Льюиса Стивенсона и с его произведением «Вересковый мёд».

Р.Л. Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Шотландии, в городе Эдинбурге. Родители будущего писателя были обеспеченными людьми. Дедушка и папа Стивенсона занимались строительством маяков. Отец брал его с собой на работу. Поэтому юного Роберта притягивало всё, что было связано с морем. Мальчику нравилось подолгу сидеть на берегу, он часами наблюдал за волнами, слушать рассказы о кораблекрушениях, о разных морских приключениях и мечтать. Всё это питало воображение мальчика и будило любовь к родному краю, к истории Шотландии: яркой, контрастной, мрачной, полной романтизма и трагичности.

Жизнь писателя не была простой. По наследству от матери Роберту досталась тяжелая болезнь – туберкулёз, и он был надолго прикован к постели. Это очень страшное, в то время, неизлечимое заболевание.

Но…мечты о путешествиях, о море, которые, казалось, были несбыточными, помогли побороть болезнь: на помощь мальчику пришли перо и бумага.

Роберт Льюис старался записывать на бумаге, всё что видел.

Роберт Льюис Стивенсон известен читателям всего мира как автор романа «Остров сокровищ» (1883 г.), который вот уже более ста лет остаётся любимой книгой детей и подростков. Стивенсон написал также много других романов, но именно «Остров сокровищ» сделал его имя таким популярным. Будущий писатель ещё в детстве удивлял всех богатством своего воображения и умением необыкновенно интересно рассказывать.

 По настоянию отца Стивенсон проучился несколько лет на инженерном, а затем на юридическом факультетах Эдинбургского университета и даже получил звание адвоката. Но любовь к писательству оказалась сильнее.

Очень трудно было преодолеть сопротивление родителей, которые хотели, чтобы он продолжил карьеру адвоката, но молодому человеку это удалось. Он становится писателем.

« Я жаждал жизни, жаждал приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил»- так он писал в своих воспоминаниях.

Роберту Стивенсону постоянно приходилось испытывать удары судьбы и бороться за свое существование.

- Послушайте, что предписывал врач молодому писателю, когда ему было всего 24 года: «Абсолютный покой, никаких волнений, даже приятных; не есть слишком много, не пить слишком много, не слишком много смеяться; можно немного, действительно немного писать, очень мало разговаривать и как можно меньше ходить».

Но Стивенсон всё делал наоборот: в противопоказаниях написано «никаких волнений», а он постоянно попадал в разные истории, доктор запрещает много двигаться, а он плавал на лодке, и путешествовал пешком по разным странам, и смог построить домик на острове Самоа, что находится в Тихом океане.

Стивенсон пишет: “В течение 14-ти лет я ни одного дня не чувствовал себя здоровым, я просыпался больным и ложился в постель измученным, и всё это время я трудился, не отступая от своего долга и намеченного пути. Я писал в постели, писал, когда у меня шла кровь горлом, писал, когда меня бил озноб, писал, раздираемый кашлем, писал, когда у меня от слабости кружилась голова, и мне кажется, я с честью поднял перчатку, брошенную мне судьбой, и одержал победу в битве с жизнью.

 Четыре года Стивенсон с семьёй прожил на острове Самоа, и о том, как любили и уважали его местные жители-туземцы, говорит такой факт: чтобы похоронить его, специально – в полном молчании по обету – добровольно они прорубили сквозь тропический лес тропу на вершину самой высокой горы Веа. И там, на могильном камне, были выбиты строки из стихотворения Стивенсона:

 Под звёздным небом, на ветруМесто последнее изберу.Радостно жил я, легко умру.И лечь в могилу готов.

На камне могильном напишите так:“Здесь он хотел оставить знак,С моря вернулся, пришёл моряк,И охотник вернулся с холмов”.

 Вот с таким человеком непростой судьбы мы познакомились. Стивенсон написал много книг, после его смерти было издано более 30-ти томов. Самыми известными стали произведения “Остров сокровищ”, “Чёрная стрела”, “Похищенный”.

Среди малых жанров особую популярность приобрела баллада “Вересковый мёд”.

  1. Работа по балладе.
- Сегодня мы также познакомимся с балладой Роберта Стивенсона, в основу которого была положена народная легенда о пиктах.

Когда-то очень давно они жили в Шотландии. Это был необыкновенный народ. Как гласит легенда, они занимались изготовлением мёда, поэтому иногда их ещё называли медоварами. Мёд их был не простой, а вересковый, т.е. сваренный из вереска – необыкновенного цветка, который растёт в Шотландии.

Там существуют целые заросли этого растения.

  • Слушаем аудиозапись баллады.

ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД.

Из вереска напиток

Забыт давным-давно.

А был он слаще меда,

Пьянее, чем вино.В котлах его варили

И пили всей семьей

Малютки-медовары

В пещерах под землей.Пришел король шотландский,

Безжалостный к врагам,

Погнал он бедных пиктов

К скалистым берегам.На вересковом поле,

На поле боевом

Лежал живой на мертвом

И мертвый - на живом.

_______Лето в стране настало,

Вереск опять цветет,

Но некому готовить

Вересковый мед.В своих могилках тесных,

В горах родной земли

Малютки-медовары

Приют себе нашли.Король по склону едет

Над морем на коне,

А рядом реют чайки

С дорогой наравне.Король глядит угрюмо:

"Опять в краю моем

Цветет медвяный вереск,

А меда мы не пьем!"Но вот его вассалы

Приметили двоих

Последних медоваров,

Оставшихся в живых.Вышли они из-под камня,

Щурясь на белый свет,-

Старый горбатый карлик

И мальчик пятнадцати лет.К берегу моря крутому

Их привели на допрос,

Но ни один из пленных

Слова не произнес.Сидел король шотландский,

Не шевелясь, в седле.

А маленькие люди

Стояли на земле.Гневно король промолвил:

"Пытка обоих ждет,

Если не скажете, черти,

Как вы готовили мед!"Сын и отец молчали,

Стоя у края скалы.

Вереск звенел над ними,

В море катились валы.И вдруг голосок раздался:

"Слушай, шотландский король,

Поговорить с тобою

С глазу на глаз позволь!Старость боится смерти.

Жизнь я изменой куплю,

Выдам заветную тайну!" -

Карлик сказал королю.Голос его воробьиный

Резко и четко звучал:

"Тайну давно бы я выдал,

Если бы сын не мешал!Мальчику жизни не жалко,

Гибель ему нипочем...

Мне продавать свою совесть

Совестно будет при нем.Пускай его крепко свяжут

И бросят в пучину вод -

А я научу шотландцев

Готовить старинный мед!.."Сильный шотландский воин

Мальчика крепко связал

И бросил в открытое море

С прибрежных отвесных скал.Волны над ним сомкнулись.

Замер последний крик...

И эхом ему ответил

С обрыва отец-старик:"Правду сказал я, шотландцы,

От сына я ждал беды.

Не верил я в стойкость юных,

Не бреющих бороды.А мне костер не страшен.

Пускай со мной умрет

Моя святая тайна

Мой вересковый мед!

  1. Закрепление изученного материала.
  • Словарная работа.
Пикты – народ, который в первые столетия жил на территории Шотландии.

Вельможа – здесь: лицо, которое руководит страной, правитель, властитель.

Пучина, нурт, нурты – водоворот.

- Ребята, определите тему и основную мысль произведения.

Тема: смерть последних людей из маленького народа медоваров.

Основная мысль: борьба за независимость и свободу против завоевателей.

- Скажите, что произошло давним – давно в стране пиктов?

- Какой эпитет подбирает автор для того, чтобы описать шотландского короля?

Уч-к: БЕЗЖАЛОСТНЫЙ

- Охарактеризуйте отношение автора к маленькому народу?

Уч-к: Автор сочувствует, так как называет их «бедными».

- Как погибли отец и сын? Почему старик решил обмануть шотландцев?

Уч-к: Боялся, что сын не выдержит пыток, желая для него более легкой и быстрой смерти, чем на костре.

- Почему вересковый мёд для старика «святая тайна»?

Уч-к: Потому что это их традиции, если их передать, значит предать свою историю, свой народ.

- Во имя чего совершает свой подвиг старик?

Уч-к: Во имя сохранения памяти предков, во имя верности своей Родине.

- «Вересковый мед» - баллада. Как вы думаете, почему Стивенсон обратился к этому жанру?

Уч-к: Он писал о легендарных исторических временах Шотландии, подражая народному эпосу. Выразить идею верности Родине ему показалось легче в таком жанре, как баллада.

- Мы уже вспоминали сегодня, что такое баллада. Найдите черты баллады в «Вересковом мёде».

Уч-к: Исторический сюжет, трагический эпизод в истории войны, трагический эпизод – смерть последних пиктов, герои – истинные патриоты, элемент тайны – рецепт мёда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в драматическом диалоге, эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Закончите фразу:

- Прочитав балладу, я пришел (пришла) к выводу …

- Самое интересное в балладе – это …

- На месте старого пикта я бы …

- Так о чём же заставляет задуматься это произведение?

Уч-к: О мужестве и смелости, о жестокости сердца, о сохранении святой тайны, и т.д.

Эти же мысли и чувства владели и Стивенсоном, когда он услышал впервые историю покорения пиктов, а затем переложил её на литературный лад. Чтобы память о мужественных и смелых пиктах жила в сердцах людей, чтобы каждый задумался над такими пороками, как жестокость, гнев, злоба, к чему они могут привести.

Д/З. Написать сочинение на тему:

Мое восприятие баллады Стивенсона «Вересковый мед».

d.120-bal.ru

Урок по литературе на тему "Р. Стивенсон. Вересковый мёд"

Цели:

  • познакомить с биографией Р. Стивенсона, с исторической основой баллады «Вересковый мед»;

  • закрепить знания о литературной балладе;

  • рассмотреть жанровые особенности баллады Стивенсона «Вересковый мёд»;

  • развивать умения и навыки анализа поэтического текста, его выразительного чтения;

  • воспитывать чувство патриотизма.

Презентация Power Point (см. Приложение).

Ход урока

Вступление.

Звучит шотландская музыка.

- Ребята, закройте глаза и вслушайтесь в музыку, какие картины у вас возникают? (фронтально). Как вы думаете, музыка какого народа сейчас прозвучала?

- Это шотландская музыка. А что вы знаете о Шотландии? (запись на доске ключевых слов)

- Ребята, но мы ведь с вами на уроке литературы! Так почему же мы завели разговор о Шотландии? (учащиеся предполагают).

Сегодня мы познакомимся с произведением, которое называется «Вересковый мед».

Объявление темы (слайд 1) и целей урока.

Чтение слов С. Маршака:

Даже по делу спеша,

Не забудь: этот короткий путь –

Тоже частица жизни твоей.

Жить и в пути умей.

(Слайд 2.)

– Ребята, как вы понимаете эти слова С. Маршака?

(Каждая минута жизни дорога, потому что неповторима).

Учитель. Сегодня на уроке мы должны пройти свой путь, путь постижения мира баллады Р. Стивенсона «Вересковый мед». Мы будем говорить о жизни. (Слово «жизнь» прикрепляется к магнитной доске.)

Повторение сведений о балладе как жанре.

– Но вначале давайте вспомним, что такое баллада. (Слайд 3.)

(Баллада – это лироэпический жанр).

– Какие бывают баллады?

(Баллады бывают народные и литературные).

– Назовите приметы литературной баллады. (Слайд 4.)

(Сюжет, диалог, тайна, зачин и концовка, чувства автора, чувства героев.)

– Уточните: какой сюжет, какая композиция, какой финал.

(Напряжённый сюжет, неожиданный финал).

Инсценировка.

1 ученик. Ну, зачем мне знать, какое произведение я читаю – лирическое или эпическое? Зачем мне знать, какой сюжет? Лишь бы интересно было! Вот – Роберт Стивенсон! Вот это да! (Слайд 5.)

2 ученик. А что в нём интересного? Конечно, он написал много интересных произведений(целых 30!): «Остров сокровищ», «Черная стрела», «Вересковый мед»…

1 ученик. Да ты что! Это необыкновенный человек – мужественный, азартный и романтичный. (Слайд 6.)

Ученица. Да-да, он очень любил море. Понятно: его отец и дед были инженерами, строили маяки. Правда, это было очень давно. Ведь Роберт Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге.

2 ученик. Подумаешь… Стал моряком, а потом писателем…

1 ученик и ученица (вместе). Да ты что!

1 ученик. Сначала Стивенсон учился на инженера, а затем на юриста в университете. В 23 года он прославился как писатель.

Ученица. Всю свою жизнь – очень короткую, всего 44 года – Стивенсон сражался с судьбой. От матери ему досталась страшная болезнь – туберкулёз. Вот что назначил врача для Роберта. Читай!

2 ученик. «Абсолютный покой, никаких волнений, даже приятных; не есть слишком много, не пить слишком много, не слишком много смеяться; можно немного писать, очень мало разговаривать и как можно меньше ходить». Ничего себе!

Ученица. Вот так. Стивенсону нельзя много двигаться – он плавает на каноэ, пешком путешествует по Европе и Америке, плавает по южным морям и даже строит дом на острове Самоа в Тихом океане. Но больше всего его интересовалаистория его Родины, Шотландии.

1 ученик. Вот именно! Стивенсон писал: «Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил». Четыре года Стивенсон прожил на острове Самоа, там, на вершине горы Веа, его и похоронили.

2 ученик. Конечно, всё это очень интересно. Но вот смотрите: «Остров сокровищ» – это роман (эпический жанр), «Вересковый мёд» – баллада (лиро-эпический жанр). Почему?

Ученица. Так давайте на каждую книгу приклеим этикетку: род – лирический, жанр – стихотворение.

1 ученик. Литература – это же не магазин!

2 ученик. Верно. Чтобы понимать литературу, мало читать. Надо много знать. Читают все, а вычитывают каждый своё…

Учитель. Вычитать что-то важное нам помогут географ, историк, биолог.

Звучит мелодия шотландской волынки (слайд 7).

Учитель. Вы готовы? Взялись за руки, закрыли глаза:

Мимо белого тумана,

Мимо жёлтого тумана,

Мимо чёрного тумана,

Мимо стран и городов,

По лесам и океанам,

По пустыням и полянам

Понарошку без обмана

Мы летим среди миров.

Тише, тише, раз, два, три:

Открывай глаза – смотри!

Диалог.

Два ученика читают наизусть по-английски отрывок из баллады Р. Стивенсона «Вересковый мёд». На экране – карта Шотландии. (Слайд 8.)

Король.

I will give thee life ye vermin,

For the secret of the drink.

Старик.

I have a word in private,

A word for the royal ear.

Life is dear to the aged,

And honour a little thing;

I would gladly sell the secret",

I would gladly sell my secret,

Only my son I fear.

Учитель.

– Узнали героев?

– О чём они говорили?

– Почему по-английски?

Учитель.

Действительно, баллада «Вересковый мёд» родилась в Шотландии, в Великобритании, в 1875 году. Слово географу.

Географ. Вот она – Шотландия. (Слайд 9.) Здесь живут самоуверенные и отчаянные люди. Символами Шотландии являются, конечно, клетчатая юбка и волынка.Горы, покрытые лесами и вереском, узкие вытянутые озера, горные долины и реки. А еще холодная погода, которая закалила жителей Шотландии.

Учитель.

– Чем была Шотландия для героев баллады Стивенсона, для самого Стивенсона?

Шотландия для них – Родина.

– Значит, сегоднямы говорим о Родине. (Слово «Родина» прикрепляется к доске.)

«Scotland» – так звучит слово «Шотландия» по-английски. А как перевести это слово на русский язык? Обратимся к историку.

Историк. Как перевести слово «Scotland»? «Land» - земля, «Scot» - скотты. Земля скоттов! Кроме них, территорию Шотландии населяли племена бриттов, англосаксов и пиктов. Как появились пикты, никто не знает. Известно только, что пикты объединились в союз племен, а потом в Королевство пиктов. Расцвет государства пиктов – 8 век. В начале 9 века пикты были завоеваны скоттами и вскоре смешались с ними. От пиктов не осталось памятников письменности, но сохранились непонятные изображения.

Звучит музыка из к\ф «Храброе сердце»

Учитель. Трагическое событие – война, во время которой были покорены племена пиктов, – легло в основу баллады «Вересковый мед».

Выразительное чтение баллады «Вересковый мёд» учащимися по стратегии «Чтение с остановками» (Что будет дальше и почему?)

ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД

Из вереска напиток

Забыт давным-давно.

А был он слаще меда,

Пьянее, чем вино.

В котлах его варили

И пили всей семьей

Малютки-медовары

В пещерах под землей.

Пришел король шотландский,

Безжалостный к врагам,

Погнал он бедных пиктов

К скалистым берегам.

На вересковом поле

На поле боевом

Лежал живой на мертвом

И мертвый - на живом.

  • Какое событие произошло?

  • Какой эпитет подбирает в характеристике шотландского короля автор произведение? (безжалостный)

  • А почему пикты «бедные»? Как автор относится?

Лето в стране настало,

Вереск опять цветет,

Но некому готовить

Вересковый мед.

В своих могилках тесных,

В горах родной земли

Малютки-медовары

Приют себе нашли.

Король по склону едет

Над морем на коне,

А рядом реют чайки

С дорогой наравне.

Король глядит угрюмо:

"Опять в краю моем

Цветет медвяный вереск,

А меда мы не пьем!"

Но вот его вассалы

Приметили двоих

Последних медоваров,

Оставшихся в живых.

Вышли они из-под камня,

Щурясь на белый свет, -

Старый горбатый карлик

И мальчик пятнадцати лет.

К берегу моря крутому

Их привели на допрос,

Но ни один из пленных

Слова не произнес.

Сидел король шотландский,

Не шевелясь, в седле.

А маленькие люди

Стояли на земле.

Гневно король промолвил:

-- Пытка обоих ждет,

Если не скажете, черти,

Как вы готовили мед!

Сын и отец молчали,

Стоя у края скалы.

Вереск звенел над ними,

В море - катились валы.

И вдруг голосок раздался:

- Слушай, шотландский король,

Поговорить с тобою

С глазу на глаз позволь!

Старость боится смерти.

Жизнь я изменой куплю,

Выдам заветную тайну! -

Карлик сказал королю.

Голос его воробьиный

Резко и четко звучал:

-Тайну давно бы я выдал,

Если бы сын не мешал!

Мальчику жизни не жалко,

Гибель ему нипочем.

Мне продавать свою совесть

Совестно будет при нем.

Пускай его крепко свяжут

И бросят в пучину вод,

А я научу шотландцев

Готовить старинный мед!

Сильный шотландский воин

Мальчика крепко связал

И бросил в открытое море

С прибрежных отвесных скал.

Волны над ним сомкнулись.

Замер последний крик...

И эхом ему ответил

С обрыва отец-старик.

- Правду сказал я, шотландцы,

От сына я ждал беды.

Не верил я в стойкость юных,

Не бреющих бороды.

А мне костер не страшен.

Пускай со мной умрет

Моя святая тайна -

Мой вересковый мед!

Учитель. Баллада называется «Вересковый мед». А что такое вереск? Выяснить это нам поможет биолог. (Слайд 10.)

Биолог. Вереск – это вечнозеленое растение. Высота 30 – 50 сантиметров, листочки мелкие, свернутые, темно-зеленого цвета. Цветки вереска мелкие, сиренево-розовые, колокольчатые. Плод – маленькая коробочка, в которой созревают очень мелкие семена. Растет вереск на песчаных пустошах. Ему ничего не страшно: ни холод, ни ветер, ни снег. Живет до сорока лет и за это время обогащает почву. В народе говорят: поселился вереск – будет, где жить. Вот оно – вересковое поле! Сколько розового и сиреневого цвета, цвета счастья! Слышите: звенит? А аромат! Чувствуете?! (Слайд11.)

Беседа по вопросам.

– Вереск – растение пиктов. Какими вы себе представляете пиктов?

(Это – маленькие люди. Они мирные, очень трудолюбивые.)

– Мы говорим о мире, труде. (Слова «мир», «труд» прикрепляются к доске.)

– Чем был вереск для пиктов?

(Вереск для пиктов – это жизнь.)

– Как защищали пикты свои земли? Докажите текстом. (Слайд 12.)

(На вересковом поле

На поле боевом

Лежал живой на мертвом

И мертвый на живом.)

Как сражались пикты, автор не описывает. Но мы понимаем, что это война не на жизнь, а насмерть. Прекрасное вересковое поле стало страшным.

– Мы говорим о войне и смерти. (Слова «война», «смерть» прикрепляются к доске.)

- Как к пиктам относится автор?

(Он им сочувствует: малютки-медовары, бедные пикты.) (Слайд 13.)

– А король? Найдите эпитет (образное определение), характеризующий его.

– Докажите, что король безжалостный.

(По его приказу пиктов согнали с их земель и всех убили.)

– Найдите глаголы в первых шести строфах баллады. В какой форме использовал их автор? Почему? (Слайд 14.)

(Был, пили, пришел, погнал, лежал, настало, нашли – форма прошедшего времени. Этим подчеркивается, что события баллады были давно.)

– С точки зрения композиции как можно назвать эту часть баллады?

(Это зачин.)

– Прочитайте 7 строфу. Что изменилось? Почему?

(Король едет, чайки реют – глаголы в настоящем времени. Благодаря этому мы становимся как бы свидетелями происходящего.)

– Как чувствует себя король? Зачем ему вересковый мёд?

(Он недоволен, глядит угрюмо. Завоеваны земли пиктов, а напитка король так и не отведал. Значит, победа еще неполная.)

– Так король – главный герой?

(Нет, главные герои – последние оставшиеся в живых пикты.)

– Какие «последние пикты»?

(Старик – карлик и мальчик пятнадцати лет. Мудрый и совсем юный. Учитель и ученик.)

– Чем грозит король? Как ответили пикты?

(Гневно король промолвил:

– Пытка обоих ждет,

Если не скажете, черти,

Как вы готовите мед!

Пикты ответили молчанием.)

– Как они молчат? О чем они думают в этот момент?

(Молчат с достоинством. Наверное, герои думают о жизни, о смерти, о том, как сохранить тайну, переживают друг за друга.)

– Мы говорим о достоинстве. (Слово «достоинство» прикрепляется к доске.)

Где происходит допрос? Назовите детали. (Слайд 15.)

(Крутой берег моря, валы, звенящий вереск.)

– Как вы думаете, это важно?

(Конечно, важно. У старика и мальчика нет выхода. С одной стороны – море, с другой – враги. Жалко героев, страшно за них.)

– Молчание – золото. Но… Прочитайте слова старика. Слово – тоже поступок. Оцените поступок старика.

(Это предательство.)

– Мы говорим о предательстве. (Слово «предательство» прикрепляется к доске.)

Попробуйте описать чувства мальчика. Докажите текстом.

(Появляется образ эха. Оно донесло до старика слова проклятия.)

– Как вы думаете, что будет потом?

(Пытка, костер.)

– Может быть, старик выдаст тайну? Докажите текстом.

(Из вереска напиток

Забыт давным-давно…)

– Назовите черты баллады в «Вересковом мёде» Р. Стивенсона. (Слайд 16.)

(Напряженный сюжет, диалог, авторское отношение, пейзажный зачин, неожиданный финал.)

– Так где же тайна?

(Тайна – рецепт приготовления верескового меда.)

– Но ведь это всего лишь напиток? Почему пикты не выдали секрет?

(Вересковый мед – это традиция пиктов. Передать рецепт – это значит предать свой народ, Родину.)

– Для кого это – заветная тайна, а для кого – святая? Почему? (Слайд 17.)

– Какой старик?

(Гордый, стойкий, настоящий герой.)

– Презрение к смерти рождает героев. Почему у героя нет имени?

(Так поступил бы каждый из пиктов.)

– Старик во имя высокой цели приносит в жертву собственного сына и самого себя. Такой поступок называется самопожертвованием.

– Мы говорим о самопожертвовании. (Слово «самопожертвование» прикрепляется к доске.)

– К какому типу баллад вы отнесёте «Вересковый мёд» Стивенсона?

(Это героическая баллада.)

– Как вы думаете, почему баллада называется «Вересковый мёд», а не, например, «Старик и сын»?

(Вересковый мед – это святая тайна, которую пикты никому не выдали. Они погибли непокоренными, непобежденными.)

Заключение.

Баллада Р. Стивенсона «Вересковый мёд» была переведена на русский язык в 1942 году С. Маршаком. Его стихи о жизни прозвучали в начале нашего урока.

– Почему в 1942 году Маршак перевел именно эту балладу? Что, у него не было других дел?

1942 год – трудное время для России, когда победа над врагом зависела от каждого человека. «Вересковый мёд» Р. Стивенсона призывает быть стойкими, любить Родину. Умереть за Отчизну – это подвиг.

– Мы говорим о подвиге. (Слово «подвиг» прикрепляется к доске.)

Конечно, С. Маршак верил, что даже маленький человек должен понять простые вещи: что такое добро, что такое зло. Тогда мы победим. Жанр героической баллады как нельзя лучше отвечал требованиям времени.

– Как называется чувство любви к Родине?

(Чувство любви к Родине называется патриотизмом.)

– Кто-то сказал: надо прожить жизнь так, чтобы боги в восторге подарили вторую. Если жизнь начать сначала, то старик… Как бы он поступил?

Домашнее задание.

Написать сочинение - миниатюру «Как бы поступил старик, если жизнь начать сначала?» (Слайд 18.)

Лексическая работа.

Закончи предложения. (Слайд 19.)

«Вересковый мед» Р. Стивенсона является …

Она заставила меня задуматься о …

Вересковый мед стал символом …

infourok.ru

Урок русской словесности в 6 классе по произведению Р.Стивенсона "Вересковый мед" - Русский язык и литература - Мастерская учителя - Каталог статей

«ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД» Р. СТИВЕНСОН. 6 класс

ЦЕЛЬ: развить критическое отношение к окружающему миру через стратегии технологии РКМЧП Задачи: 1. Знать содержание баллады «Вересковый мед», особенности ее литературного жанра; познакомиться с биографией писателя. 2. Уметь работать с текстом художественного произведения; прогнозировать события по «ключевым словам»; 3. Воспитание любви и уважения к Родине; воспитание казахстанского патриотизма.

Оборудование: бланки «Бортовой журнал», интерактивная доска, музыка, тексты произведения, маркеры, бумага. Стратегии: «ассоциации», «чтение с остановками», «прогнозирование», «мини-эссе»

ХОД УРОКА «ВЫЗОВ»

«МОЗГОВАЯ АТАКА» • Звучит шотландская музыка. • - Ребята, закройте глаза и вслушайтесь в музыку, какие картины у вас возникают? (фронтально). Как вы думаете, музыка какого народа сейчас прозвучала? • - Это шотландская музыка. А что вы знаете о Шотландии? (запись на доске ключевых слов) • - Ребята, но мы ведь с вами на уроке литературы! Так почему же мы завели разговор о Шотландии?(учащиеся предполагают) • Сегодня мы познакомимся с произведение, которое называется «Вересковый мед». Как вы думаете, о чем будет идти повествование. Напишите. (индивидуально – парно- группа)(предположение записывается на доске)

«ОСМЫСЛЕНИЕ»

• СЛОВО УЧИТЕЛЯ. - Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного английского писателя Роберта Луиса Стивенсона. Он родился в Шотландии 13 ноября 1850 года, в Эдинбурге, в обеспеченной семье. Много из того, чем по праву гордятся шотландцы, было ему присуще: удивительное мужество, целеустремлённость, сила воли, азартность и романтичность. И ещё – бунтарство, необыкновенная сила духа и чувство собственного достоинства. Всю жизнь Роберту Льюису приходилось бороться за выбранную ещё в детстве профессию писателя, за свою любовь и просто за жизнь. Он вырос в суровой пуританской семье, дед и отец его были инженерами – строителями маяков, поэтому вполне объяснимо, что юного Роберта притягивало всё, что было связано с морем. Он часами наблюдал за волнами, рифами, слушал истории о кораблекрушениях. Всё это питало воображение мальчика и будило любовь к родному краю, к истории Шотландии: яркой, контрастной, мрачной, полной романтизма и трагичности. Жизнь писателя не была простой. По наследству от матери Роберту досталась тяжелая болезнь – туберкулёз, и он был надолго прикован к постели. “Детство моё, по правде, было безрадостное. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи. Мечты о путешествиях, о море оказались несбыточными. И тогда мне на помощь пришли перо и бумага”. По настоянию отца Стивенсон проучился несколько лет на инженерном, а затем на юридическом факультетах Эдинбургского университета и даже получил звание адвоката. Из-за ухудшения здоровья Стивенсон уезжает во Францию. Всё что он видит, он пишет на бумаге. Преодолев сопротивление родных он стал таки писателем. “Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил”. Сражаться с судьбой ему приходилось постоянно не на жизнь, а на смерть в прямом смысле этого слова. Вот предписание врача для 24-летнего Роберта: “Абсолютный покой, никаких волнений, даже приятных; не есть слишком много, не пить слишком много, не слишком много смеяться; можно немного, действительно немного писать, очень мало разговаривать и как можно меньше ходить”. Итак, ему противопоказаны волнения – он то и дело попадает во всяческие передряги. Ему запрещено движение – он плавает на каноэ и пешком путешествует по Европе и Америке, плавает по южным морям и даже строит дом по собственному плану на острове Самоа в Тихом океане. “В течение 14-ти лет я ни одного дня не чувствовал себя здоровым, я просыпался больным и ложился в постель измученным, и всё это время я трудился, не отступая от своего долга и намеченного пути. Я писал в постели, писал, когда у меня шла кровь горлом, писал, когда меня бил озноб, писал, раздираемый кашлем, писал, когда у меня от слабости кружилась голова, и мне кажется, я с честью поднял перчатку, брошенную мне судьбой, и одержал победу в битве с жизнью. Четыре года Стивенсон с семьёй прожил на острове Самоа, и о том, как любили и уважали его местные жители-туземцы, говорит такой факт: чтобы похоронить его, специально – в полном молчании по обету – добровольно они прорубили сквозь тропический лес тропу на вершину самой высокой горы Веа. И там, на могильном камне, были выбиты строки из стихотворения Стивенсона «Реквием» В основу баллады Стивенсона положена народная легенда о пиктах - древнейшем из известных народов, населявших Шотландию. Это был таинственный народ, населявший Северную часть Шотландии. Одним из основных занятий согласно древней легенде было изготовление меда. Поэтому их еще называли медоварами. А мед у пиктов был не простой, а вересковый. Вереск- это невысокое растение, очень распространенное в Шотландии.

• Какими вы представляете себе пиктов? Как они выглядели? Опишите.

«ОСМЫСЛЕНИЕ» • Звучит музыка из к\ф «Храброе сердце»

• Стратегия «Чтение с остановками» (Что будет дальше и почему?)

ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД

Из вереска напиток Забыт давным-давно. А был он слаще меда, Пьянее, чем вино.

В котлах его варили И пили всей семьей Малютки-медовары В пещерах под землей.

Пришел король шотландский, Безжалостный к врагам, Погнал он бедных пиктов К скалистым берегам.

На вересковом поле На поле боевом Лежал живой на мертвом И мертвый - на живом.

1. Какое событие произошло? 2. Какой эпитет подбирает в характеристике шотландского короля автор произведение? (безжалостный) 3. А почему пикты «бедные»? Как автор относится?

Лето в стране настало, Вереск опять цветет, Но некому готовить Вересковый мед.

В своих могилках тесных, В горах родной земли Малютки-медовары Приют себе нашли.

Король по склону едет Над морем на коне, А рядом реют чайки С дорогой наравне.

Король глядит угрюмо: "Опять в краю моем Цветет медвяный вереск, А меда мы не пьем!"

Но вот его вассалы Приметили двоих Последних медоваров, Оставшихся в живых.

Вышли они из-под камня, Щурясь на белый свет, -- Старый горбатый карлик И мальчик пятнадцати лет.

К берегу моря крутому Их привели на допрос, Но ни один из пленных Слова не произнес.

Сидел король шотландский, Не шевелясь, в седле. А маленькие люди Стояли на земле.

Гневно король промолвил: -- Пытка обоих ждет, Если не скажете, черти, Как вы готовили мед!

• (Что будет дальше и почему?)

Сын и отец молчали, Стоя у края скалы. Вереск звенел над ними, В море - катились валы.

И вдруг голосок раздался: - Слушай, шотландский король, Поговорить с тобою С глазу на глаз позволь!

• Кто решил поговорить с королем и о чем?

Старость боится смерти. Жизнь я изменой куплю, Выдам заветную тайну! - Карлик сказал королю.

Голос его воробьиный Резко и четко звучал: -Тайну давно бы я выдал, Если бы сын не мешал!

Мальчику жизни не жалко, Гибель ему нипочем. Мне продавать свою совесть Совестно будет при нем.

Пускай его крепко свяжут И бросят в пучину вод, А я научу шотландцев Готовить старинный мед!

• Что вы сейчас чувствуете? Почему? Как вы относитесь к поступку отца? Почему он так поступил?

Сильный шотландский воин Мальчика крепко связал И бросил в открытое море С прибрежных отвесных скал.

Волны над ним сомкнулись. Замер последний крик... И эхом ему ответил С обрыва отец-старик.

- Правду сказал я, шотландцы, От сына я ждал беды. Не верил я в стойкость юных, Не бреющих бороды.

А мне костер не страшен. Пускай со мной умрет Моя святая тайна - Мой вересковый мед!

• Ожидали ли вы такой развязки сюжета? • Символом чего является «вересковый мед»? • Почему вересковый мед «святая тайна»? Как вы относитесь к поступку отца? Какие поступки и качества пиктов прославляются в балладе? • Во имя чего совершает старик подвиг? • В каком жанре написано данное произведение? (Баллада. По каким признакам вы это определили? Литературный жанр) • Выразительное чтение баллады учащимися, с последующим заполнением таблицы на доске (3 графа)

Мое предположение Работа с текстом Совпадает или нет Шотландия Скалистые берега Вересковое поле Горы Море В море катились валы Сильный воин Пикты Малютки-медовары Жили в пещерах под землей Старый горбатый карлик и мальчик 15 лет Голос воробьиный

Сюжет, основная идея произведения Вереск – символ Родины для шотландцев. Ради Родины жизни не жалко!!

«РЕФЛЕКСИЯ»

• А сейчас давайте вернемся к ключевым словам. Стоят ли они в той последовательности, в какой развивался сюжет произведения? Расставим их правильно.

МАЛЮТКИ-МЕДОВАРЫ, КОРОЛЬ ШОТЛАНДСКИЙ БЕЗЖАЛОСТНЫЙ К ВРАГАМ, БЕДНЫЕ ПИКТЫ, ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД, МОЯ СВЯТАЯ ТАЙНА,

• А какие слова тут самые главные, в каких заключена главная идея произведения? • Чем была Шотландия и для Стивенсона и для пиктов? (Родиной) • Урок подходит к концу и теперь, ребята, вы может просмотреть нашу таблицу. • Если у вас есть вопросы, на которые вы не получили ответ, запишите его в журнале. Это и будет частью домашнего задания. • Ну, а завершая урок, нельзя не вспомнить о нашей великой Родине Казахстан! Она тоже прошла трудный путь! И вот в этом году она будет отмечать замечательный праздник. Какой? А что принято делать в день Рождения? (Дарить подарки и желать). Самым хорошим подарком будет, что? (Если мы будем хорошо учиться). А что хотели бы вы пожелать нашей Родине? (мини-сочинение о группы)

teacher-almaty.clan.su

urok

ПЛАН-КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Тема: Роберт Льюис Стивенсон: «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения тайны предков, их традиций.

Цели:

  • познакомиться с исторической основой баллады «Вересковый мед»;

  • закрепить знания о литературной балладе;

  • развивать умения и навыки анализа поэтического текста, его выразительного чтения;

  • воспитывать чувство патриотизма.

Тип урока: комбинированный;

Оборудование: портрет Роберта Льюиса Стивенсона, карта Шотландии, изображение вереска, аудиозапись мелодии шотландской волынки, изображение современной Шотландии, иллюстрации учащихся к балладе «Вересковый мед».

Эпиграф:

“Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил”.

Стивенсон

Ход урока

. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

(На доске записана тема урока)

  1. Вступительное слово учителя (приветствие)

  2. «Мозговая атака»

Речь учителя:

Ребята, закройте глаза и вслушайтесь в музыку, какие картины у вас возникают? (фронтально). Как вы думаете, музыка какого народа сейчас прозвучала?

( Ответы учеников)

  1. Работа с классом

Сегодня словно на машине времени мы переносимся в прошлое , в увлекательную литературную экспедицию в древнюю Шотландию.

А что вы знаете о Шотландии?

( Ответы учеников)

Речь учителя:

ШОТЛАНДИЯ - страна, занимающая северную треть острова Великобритания. В настоящий момент Шотландия является второй по величине страной в Великобритании после Англии. Вся история Шотландии так или иначе связана с соревнованием с английскими соседями.Шотландцев закалили вторжения врагов и очень холодная погода.

Здесь живут самоуверенные и отчаянные люди.Символы этой страны-клетчатая материя, средневековые замкаи и волынка.В Шотландии до сих пор сохранилась первозданная природа.Шотландия с её дикими горами,прозрачными холодными озёрами и волшебными замками привлекает туристов со всего света.

Пожалуй,только здесь можно проникнуться атмосферой настоящего средневековья. Характер шотландского народа и его образ жизни во многом складывались под влиянием природного окружения: из-за преобладания гор и возвышенностей только 1/5 территории было пригодно для земледелия.

Название Шотландия произошло в 11 веке. Ещё Шотландию называют страной верескового мёда, т.к. эта страна гор, покрытых душистым вереском.

Вы спросите, почему Шотландию? Сегодня мы познакомимся с писателем представителем зарубежной литературы Робертом Льюисом Стивенсоном. И познакомимся с его произведением, которое называется «Вересковый мед». И выяснить и понять смысл слова «патриотизм».

Пожалуйста, запишите себе в тетради тему урока и эпитет. На доске написаны основные моменты, на которые вам надо обратить внимание прослушивая сообщения своих одноклассников и одноклассниц.

. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

  1. Запись биографических данных в тетради

Писатель:

Год рождения:

Место рождения:

Семья:

Образование:

Жанры работ:

Работы:

Всемирная слава:

Дата смерти:

(Чтение докладов и сообщений)

Речь учителя: Молодцы, спасибо, что подготовились. А какое произведение Стивенсона читали? Понравилось? Почему да, почему нет?

Что-то нашли для себя поучительное из биографии Стивенсона?

(Ответы учеников)

Речь учителя:

А теперь давайте проверим нашу таблицу. И не забудьте записать все в тетради.

( Ответы учеников по очереди.)

Речь учителя:

Молодцы. Вот теперь вы видите, с каким человеком непростой судьбы мы познакомились во время нашей экспедиции. Стивенсон написал много книг, после его смерти было издано более 30-ти томов. Среди малых жанров особую популярность приобрела баллада “Вересковый мёд”.

А что такое баллада?

(Ответы учеников)

Речь учителя:

Хорошо. А сейчас давайте обобщим все выше вами сказанное. И все записываем в тетрадь.

Баллада (франц.ballade, от прованс.balada - танцевать) - жанр, в основе которого лежит повествование с необычным историческим, легендарным, фантастическим или бытовым сюжетом. В это повествование, как правило, включен диалог (явный или скрытый), в нем не редко присутствуют также зачин и концовка. Характерная черта баллады – эмоциональная оценка изображаемых событий. Жанр баллады возник в УНТ. Фольклорная баллада была особенно популярна в Англии и Шотландии 14-16 вв.. На основе народных баллад или по их образцу писатели создавали собственные (литературные) баллады ).

(на доске учитель записывает под диктовку учеников)

БАЛЛАДА

НАРОДНАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕРОИЧЕСКАЯ ЛЮБОВНАЯ КОМИЧЕСКАЯ ВОЛШЕБНАЯ

Особенности литературной баллады:

1.Сюжет

2.тайна

3.Диалог

4.Чувства автора

5.Чувства героев

6.Зачин

7.Концовка

Речь учителя:

Запишите определение и схемы в тетрадь.

(Ученики делают записи)

Речь учителя:

Каждый житель Шотландии гордится своей историей, историей своих предков и очень хорошо знает балладу Стивенсона “Вересковый мёд”.

Во время нашей экспедиции вы уже немало узнали о Шотландии. Прочитайте, как это слово звучит по-английски: Scotland. Как это слово перевести дословно? (land - земля, scot – скотты). Как известно, в римскую эпоху территория острова Британии называлась Каледонией, а название Шотландия эта страна получила после того, как туда переселились жители Ирландии, которые в латинской традиции назывались скоттами.

Кроме скоттов территорию Шотландии населяли племена бриттов, англо-саксов и пиктов, которые относятся к древнейшим народам Шотландии. В начале IX века они были завоёваны скоттами и вскоре смешались с ними, образовав общую национальность шотландцев.

  1. Работа с текстом баллады:

В основу баллады Стивенсона легло горестное событие – война, во время которой были покорены племена пиктов.

Ни один человек не может вернуться назад из Шотландии, не узнав историю покорения пиктов скоттами. Давайте сделаем небольшую остановку и заглянем в прошлое Шотландии, а местные жители помогут нам ярче представить события, описанные Стивенсоном в балладе.

(Чтение баллады по очереди)

Речь учителя:

В основу баллады Стивенсона положена народная легенда о пиктах - древнейшем из известных народов, населявших Шотландию. Это был таинственный народ, населявший Северную часть Шотландии. До сих пор неизвестно, было ли имя «пикты» самоназванием этих таинственных племен или же происходило от римского слова «пиктии», то есть «раскрашенные», «разрисованные». Пикты считаются самым загадочным народом в истории раннего Средневековья Британии, где и без того много загадок.

Мы знаем, что пикты жили за пределами Адрианова вала и были бесстрашными врагами римлян, однако до этого периода и после него история пиктов окутана мраком. Люди, как правило, знают о пиктах только то, что о них известно очень мало. Нет практически никаких пиктских документов, и ученые до сих пор не могут дать ответы на самые элементарные вопросы о пиктах: кто они были, на каком языке говорили, как сами себя называли и что случилось с ними после того, как они попали под власть скоттов.

Одним из основных занятий согласно древней легенде было изготовление меда. Поэтому их еще называли медоварами. А мед у пиктов был не простой, а вересковый. Вереск- это невысокое растение, очень распространенное в Шотландии.

  1. Углубленное изучение баллады

1. Какой эпитет подбирает в характеристике шотландского короля автор произведение? (Безжалостный)

2. А почему пикты «бедные»? Как автор относится?

3. Ожидали ли вы такой развязки сюжета?

4. Вереск – растение пиктов. Какими вы себе представляете пиктов?

(Это – маленькие люди. Они мирные, очень трудолюбивые.)

5.Как защищали пикты свои земли? Докажите текстом.

На вересковом поле

На поле боевом

Лежал живой на мертвом

И мертвый на живом.

Слово учителя:

Как сражались пикты, автор не описывает. Но мы понимаем, что это война не на жизнь, а насмерть. Прекрасное вересковое поле стало страшным.

  1. Какие чувства владели королём?

(Чтение строк :Король гневно промолвил..)

  1. Представьте сцену допроса. Какие художественные детали помогают добиться грандиозности изображаемого?

(С одной стороны –крутой берег моря ,безбрежная стихия,в седле восседает шотландский король.С другой стороны-маленькие люди.Их молчание ещё более значительно на фоне вечных голосов природы:вереск звенел над ними.в море катились волны).

  1. Презрение к смерти рождает героев. Почему у героя нет имени?

(Так поступил бы каждый из пиктов.)

  1. Как погибли отец и сын? Почему старик решил обмануть шотландцев? (Боялся, что сын не выдержит пыток,желал для него более лёгкой и быстрой смерти,чем на костре)

  2. Почему вересковый мёд для старика- «святая тайна»?

(это их традиции ,если их предать ,значит предать свою историю,свой народ)

  1. Чем был вереск для пиктов?

(Вереск для пиктов – это жизнь.)

  1. Во имя чего совершает свой подвиг старик?

(во имя сохранения памяти предков,во имя верности своей Родине).

  1. Но ведь это всего лишь напиток? Почему пикты не выдали секрет?

(Вересковый мед – это традиция пиктов. Передать рецепт – это значит предать свой народ, Родину.)

  1. Полностью ли пикты проиграли войну?

(Завоеваны земли пиктов, а напитка король так и не отведал. Значит, победа еще неполная.)

  1. Мы уже вспоминали сегодня, что такое баллада. Найдите черты баллады в “Вересковом мёде”.

(исторический сюжет, трагический эпизод в истории войны, трагический эпизод - смерть последних пиктов, герои - истинные патриоты, элемент тайны - рецепт меда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в драматическом диалоге, эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка).

  1. «Вересковый мёд»-баллада.Почему ,как вы думаете,Стивенсон обратился к этому жанру?

(Стивенсон писал о легендарных исторических временах Шотландии, подражая народному эпосу. Выразить идею верности Родине ему показалось легче в таком жанре ,как баллада).

  1. К какому типу баллад вы отнесёте «Вересковый мёд» Стивенсона?

(Это героическая баллада.)

. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

7. Подведение итогов.

Слово учителя:

Баллада Р. Стивенсона «Вересковый мёд» была переведена на русский язык в 1942 году С. Маршаком.

Почему в 1942 году Маршак перевел именно эту балладу?

( Ответы учеников)

Слово учителя:

Конечно, С. Маршак верил, что даже маленький человек должен понять простые вещи: что такое добро, что такое зло. Тогда мы победим. Жанр героической баллады как нельзя лучше отвечал требованиям времени.

Ребята, а как называется чувство любви к Родине?

( Ответы учеников. Чувство любви к Родине называется патриотизмом.)

Учитель: Давайте определим с южет, основную идею произведения Кто попробует?

(Вереск – символ Родины для шотландцев. Ради Родины жизни не жалко!!)

Слово учителя:

Так о чём же заставляет задуматься это произведение?

(Ответы учеников. О мужестве и смелости,о жестокости сердца,о сохранеии святой тайны).

Слово учителя:

Эти же мысли и чувства владели Стивенсоном ,когда он услышал впревые историю покорения пиктов,а затем переложил её на литературный лад.Чтобы память о мужественных и смелых пиктах жила в сердцах людей,чтобы каждый задумался над такими пороками как жестокость,гнев,злоба,к чему они могут привести.

Урок подходит к концу и теперь, ребята. Если у вас есть вопросы, на которые вы не получили ответ, спрашивайте?

8. Подведение итогов.

Вот и подошла к концу наша литературная экспедиция. Я думаю, она вам запомнится надолго, потому что мы достигли поставленной цели, узнали много интересного о замечательном писателе Р.Л. Стивенсоне и, возможно, вам захочется перечитать его произведения снова.

Прекрасны призраки былого,

Легенд и мифов хоровод,

Как хочется вернуться снова,

Туда где пикты варят мёд…

9. Домашнее задание

А домашнее задание будет следующим: выучить наизусть любые 4 строфы из баллады “Вересковый мёд”.И выполнить лексическую работу:

Лексическая работа. Закончи предложения.

«Вересковый мед» Р. Стивенсона является …

Она заставила меня задуматься о …

Вересковый мед стал символом …

Идея баллады….

Слово учителя:

Заканчивая урок,хочу обратить ваше внимание на маленькие карточки, лежащие на ваших столах. Я задам вам вопрос, на который вы ответите молча, выбрав свой вариант ответа (чёрный или белый), оставьте его лежащим на парте той стороной вверх ,которую вы выбрали.

Вопрос: Как вы относитесь к поступку отца? Что вызывает у вас в душе поступок героя:осуждение(чёрный) или восхищение(белый).

Задача не в том, чтобы правильно ответить ,а в том,чтобы показать сложность жизни,необходимость страшного выбора ,перед которым порой жизнь ставит человека, трагизм этого выбора.

На этом мы и завершим сегодняшний урок. До новых встреч.

studfiles.net

Вересковый мёд — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ве́ресковый мёд (англ. Heather Ale, дословно «Вересковый эль») — стихотворение (баллада) Роберта Льюиса Стивенсона (1880). В оригинале имеет также подзаголовок «Галлоуэйская легенда» (англ. A Galloway Legend), по названию местности Галлоуэй на юго-западе Шотландии.

Стихотворение состоит из 11 восьмистиший (рифмуются только чётные строки), написано языком с оттенком стилизации под старину. Баллада повествует об истреблении королём Шотландии «маленького народа» (англ. dwarfish folk), прежде населявшего эти земли, — Стивенсон называет их также «пиктами». Двух последних представителей этого народа, отца и сына, доставили к королю, чтобы они открыли секрет приготовления сладкого хмельного напитка из вереска, причём им угрожают пытками и смертью на костре. Старик-отец соглашается открыть секрет. Однако ему совестно делать это на глазах сына. Поэтому, он просит сначала утопить юношу в море. Когда король соглашается и юношу бросают в волны, старик говорит, что ему-то костёр не страшен, но сомневался он в стойкости сына, а тайны он всё равно не выдаст, и она умрёт вместе с ним.

Исторические основы баллады довольно сомнительны, поскольку пикты в действительности были не уничтожены, а ассимилированы скоттами в IX—X вв., — и сам Стивенсон замечал это в авторском примечании к публикации «Верескового мёда» в своей книге «Баллады» (1890)[1]. В то же время некоторые исследователи указывали на сообщения средневековых хронистов о последних пиктах, обитавших на окраинах Шотландии ещё в середине XV века, связывая балладу Стивенсона с какими-то преданиями, относящимися к тому времени[2].

Уловка, аналогичная использованной стариком, упоминается в Гренландской Песне об Атли из Старшей Эдды, где пленный Гуннар, когда от него требуют открыть, где лежит Золото Нифлунгов, требует сердце знающего тайну Хёгни. Получив его, он говорит, что теперь может не сомневаться, что золото раздора навсегда останется в Рейне[3]. Стивенсон, скорее всегоК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 707 дней], взял за основу своего сюжета не малоизвестную «Песнь об Атли», а гораздо более известную «Песнь о Нибелунгах», куда этот эпизод попал в заметно измененном виде: там, напротив , Хаген (=Хёгни) мотивирует отказ раскрыть место дислокации клада тем, что поклялся трём братьям-королям хранить тайну, пока жив хотя бы один из троих (а к этому моменту из всех троих только Гюнтер (=Гуннар) оставался в живых) — после же убийства Гюнтера заявляет, что теперь тайна умрёт вместе с ним.

На русский язык балладу впервые перевёл Николай Чуковский под названием «Вересковое пиво» (1935 г., опубликован в журнале «Звезда» в 1939 г.). Новый перевод, выполненный С. Я. Маршаком, был опубликован в 1941 году и приобрёл значительную популярность. В 1947 году именно так был озаглавлен сборник переводов Маршака, выпущенный Государственным издательством детской литературы[4].

Баллада Стивенсона в переводе Маршака включается в школьную программу по литературе для изучения в 5 классе[5][6].

Экранизации и влияние

Напишите отзыв о статье "Вересковый мёд"

Примечания

  1. ↑ [www.archive.org/stream/ballads02stevgoog#page/n91/mode/1up R. L. Stevenson. Note to Heather Ale] // R. L. Stevenson. Ballads. — NY: Charles Scribner’s sons, 1890. — P. 79.
  2. ↑ [www.electricscotland.com/gardening/heather18.htm Alexander Wallace. The heather in lore, lyric and lay] — A. T. De La Mare ptg. and pub. co., ltd., 1903.
  3. ↑ [izbakurnog.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st030.shtml Гренландская Песнь об Атли]
  4. ↑ [s-marshak.ru/books/v/v04/v04.htm С. Маршак. Вересковый мёд] // «Недописанная страница»: Сайт о жизни и творчестве Самуила Яковлевича Маршака
  5. ↑ [www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/5.html Из зарубежной литературы. Роберт Луис Стивенсон. Вересковый мёд] // Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы. — М.: Просвещение, 2003.
  6. ↑ [festival.1september.ru/articles/527421/ Кулакова А. Г. Урок литературы в 6-м классе по теме «Мир баллады Р. Стивенсона „Вересковый мёд“»]
  7. ↑ [s-marshak.ru/art/diafilms/diafilms20/diafilms20.htm Вересковый мёд (диафильм)] // «Недописанная страница»: Сайт о жизни и творчестве Самуила Яковлевича Маршака
  8. ↑ [s-marshak.ru/art/cinema/cinema02/cinema02.htm Вересковый мёд (мультфильм)] // «Недописанная страница»: Сайт о жизни и творчестве Самуила Яковлевича Маршака
  9. ↑ [www.newsmusic.ru/news_2_10078.htm Хелависа: Я на всю жизнь «заболела» Шотландией, Ирландией и кельтским туманом] // Newsmusic.ru, март 2008 г.
  10. ↑ Григорий Спицын. [www.mirf.ru/News/YUbilei_gruppy_The_Hobbit_Shire_6004.htm Юбилей группы The Hobbit Shire] (10 мая 2007). Проверено 2013-08-.06. [www.webcitation.org/6JFBFpnd1 Архивировано из первоисточника 30 августа 2013].

Ссылки

  • [www.bartleby.com/246/961.html Robert Louis Stevenson. Heather Ale: A Galloway Legend]  (англ.)

Отрывок, характеризующий Вересковый мёд

На другой день, рано утром, дряхлый Кутузов встал, помолился богу, оделся и с неприятным сознанием того, что он должен руководить сражением, которого он не одобрял, сел в коляску и выехал из Леташевки, в пяти верстах позади Тарутина, к тому месту, где должны были быть собраны наступающие колонны. Кутузов ехал, засыпая и просыпаясь и прислушиваясь, нет ли справа выстрелов, не начиналось ли дело? Но все еще было тихо. Только начинался рассвет сырого и пасмурного осеннего дня. Подъезжая к Тарутину, Кутузов заметил кавалеристов, ведших на водопой лошадей через дорогу, по которой ехала коляска. Кутузов присмотрелся к ним, остановил коляску и спросил, какого полка? Кавалеристы были из той колонны, которая должна была быть уже далеко впереди в засаде. «Ошибка, может быть», – подумал старый главнокомандующий. Но, проехав еще дальше, Кутузов увидал пехотные полки, ружья в козлах, солдат за кашей и с дровами, в подштанниках. Позвали офицера. Офицер доложил, что никакого приказания о выступлении не было. – Как не бы… – начал Кутузов, но тотчас же замолчал и приказал позвать к себе старшего офицера. Вылезши из коляски, опустив голову и тяжело дыша, молча ожидая, ходил он взад и вперед. Когда явился потребованный офицер генерального штаба Эйхен, Кутузов побагровел не оттого, что этот офицер был виною ошибки, но оттого, что он был достойный предмет для выражения гнева. И, трясясь, задыхаясь, старый человек, придя в то состояние бешенства, в которое он в состоянии был приходить, когда валялся по земле от гнева, он напустился на Эйхена, угрожая руками, крича и ругаясь площадными словами. Другой подвернувшийся, капитан Брозин, ни в чем не виноватый, потерпел ту же участь. – Это что за каналья еще? Расстрелять мерзавцев! – хрипло кричал он, махая руками и шатаясь. Он испытывал физическое страдание. Он, главнокомандующий, светлейший, которого все уверяют, что никто никогда не имел в России такой власти, как он, он поставлен в это положение – поднят на смех перед всей армией. «Напрасно так хлопотал молиться об нынешнем дне, напрасно не спал ночь и все обдумывал! – думал он о самом себе. – Когда был мальчишкой офицером, никто бы не смел так надсмеяться надо мной… А теперь!» Он испытывал физическое страдание, как от телесного наказания, и не мог не выражать его гневными и страдальческими криками; но скоро силы его ослабели, и он, оглядываясь, чувствуя, что он много наговорил нехорошего, сел в коляску и молча уехал назад. Излившийся гнев уже не возвращался более, и Кутузов, слабо мигая глазами, выслушивал оправдания и слова защиты (Ермолов сам не являлся к нему до другого дня) и настояния Бенигсена, Коновницына и Толя о том, чтобы то же неудавшееся движение сделать на другой день. И Кутузов должен был опять согласиться.

На другой день войска с вечера собрались в назначенных местах и ночью выступили. Была осенняя ночь с черно лиловатыми тучами, но без дождя. Земля была влажна, но грязи не было, и войска шли без шума, только слабо слышно было изредка бренчанье артиллерии. Запретили разговаривать громко, курить трубки, высекать огонь; лошадей удерживали от ржания. Таинственность предприятия увеличивала его привлекательность. Люди шли весело. Некоторые колонны остановились, поставили ружья в козлы и улеглись на холодной земле, полагая, что они пришли туда, куда надо было; некоторые (большинство) колонны шли целую ночь и, очевидно, зашли не туда, куда им надо было. Граф Орлов Денисов с казаками (самый незначительный отряд из всех других) один попал на свое место и в свое время. Отряд этот остановился у крайней опушки леса, на тропинке из деревни Стромиловой в Дмитровское. Перед зарею задремавшего графа Орлова разбудили. Привели перебежчика из французского лагеря. Это был польский унтер офицер корпуса Понятовского. Унтер офицер этот по польски объяснил, что он перебежал потому, что его обидели по службе, что ему давно бы пора быть офицером, что он храбрее всех и потому бросил их и хочет их наказать. Он говорил, что Мюрат ночует в версте от них и что, ежели ему дадут сто человек конвою, он живьем возьмет его. Граф Орлов Денисов посоветовался с своими товарищами. Предложение было слишком лестно, чтобы отказаться. Все вызывались ехать, все советовали попытаться. После многих споров и соображений генерал майор Греков с двумя казачьими полками решился ехать с унтер офицером. – Ну помни же, – сказал граф Орлов Денисов унтер офицеру, отпуская его, – в случае ты соврал, я тебя велю повесить, как собаку, а правда – сто червонцев. Унтер офицер с решительным видом не отвечал на эти слова, сел верхом и поехал с быстро собравшимся Грековым. Они скрылись в лесу. Граф Орлов, пожимаясь от свежести начинавшего брезжить утра, взволнованный тем, что им затеяно на свою ответственность, проводив Грекова, вышел из леса и стал оглядывать неприятельский лагерь, видневшийся теперь обманчиво в свете начинавшегося утра и догоравших костров. Справа от графа Орлова Денисова, по открытому склону, должны были показаться наши колонны. Граф Орлов глядел туда; но несмотря на то, что издалека они были бы заметны, колонн этих не было видно. Во французском лагере, как показалось графу Орлову Денисову, и в особенности по словам его очень зоркого адъютанта, начинали шевелиться.

wiki-org.ru


Смотрите также