История медицинского образования в России. Мед образование


Медицинское образование - это... Что такое Медицинское образование?

        система подготовки и усовершенствования Врачей и провизоров, среднего медицинского персонала и научно-педагогических медицинских кадров. Истоки М. о. восходят к 3-му тысячелетию до н. э. (см. Медицина). В России подготовка медицинских кадров началась со 2-й половины 17 века, когда в 1654 при Аптекарском приказе была создана медицинская школа с целью подготовки врачей (лекарей) для нужд армии. С открытием в 1707 госпитальной школы при Московском генеральном госпитале подготовка врачей приобрела систематический характер. В 1764 был основан медицинский факультет Московского университета, который вместе с открытой в 1798 в Петербурге Медико-хирургической академией сыграл важную роль в развитии М. о. и медицинской науки в России. Накануне Октябрьской революции 1917 в России было 17 высших медицинских учебных заведений, в которых обучалось 8,6 тысячи студентов, ежегодный выпуск составлял 900 врачей. Медицинские вузы были расположены в основном в Центральной России, на Украине и в Прибалтике; в Средней Азии, Казахстане, Закавказье, Белоруссии их не было. В 1918—22 открылось 16 новых медицинских вузов, в том числе в Закавказье, Средней Азии, Белоруссии; пересмотрены учебные планы, расширено преподавание профилактических дисциплин, созданы кафедры социальной гигиены, поставлена задача развития профилактического направления при изучении клинических дисциплин. В 1928 введена обязательная производственная практика после 4-го курса. В 1930 медицинские факультеты университетов реорганизованы в самостоятельные медицинские институты и переданы в ведение органов здравоохранения. Медицинские институты, кроме врачей общего лечебного профиля, стали готовить санитарных врачей и врачей-педиатров. С 1936 организована подготовка врачей-стоматологов и провизоров в стоматологических и фармацевтических институтах (факультетах). В 1940 выпуск врачей и провизоров составил 16,4 тысячи человек. С 1945 начался новый этап совершенствования высшего М. о.; срок обучения на лечебных, педиатрических и санитарно-гигиенических факультетах был увеличен с 5 до 6 лет, а в стоматологических и фармацевтических институтах, факультетах (с 1949) с 4 до 5 лет. В районах Дальнего Востока, Сибири, Казахстана, Средней Азии организованы новые медицинские институты.          В 1972/73 учебном году в СССР было свыше 90 медицинских и фармацевтических институтов и факультетов при университетах (см. Медицинские институты). В 1966—72 выпущено свыше 250 тысяч специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием. Система советского М. о. строится с учётом новых требований, предъявляемых к здравоохранению современным уровнем развития медицинской науки и практической медицины. Подготовка врачей ведётся по специальностям: лечебное дело, педиатрия, санитария, стоматология; фармацевтические институты (факультеты) готовят специалистов по фармации. На первых двух курсах осуществляется доклиническая, общебиологическая и общественно-политическая подготовка, которая в основном одинакова для всех факультетов. Дифференциация учебных планов начинается с 3-го курса, когда вводятся специальные дисциплины, общая врачебная подготовка, содержание которой различно для каждого факультета. Подготовку в области основных клинических и гигиенических дисциплин (терапии, хирургии, акушерства и гинекологии, педиатрии, гигиены, эпидемиологии и т. д.) студенты получают в основном на 4—6-м курсах.          Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» определены главные задачи в области высшего М. о.; введена система первичной специализации (Интернатура) врачей — выпускников лечебных и педиатрических факультетов — на базе лечебно-профилактических учреждений. Интернатуре предшествует специализация студентов 6-го курса по основным профилирующим дисциплинам (субординатура). Додипломная и последипломная специализация позволила перейти от подготовки врачей общего лечебного профиля к подготовке специалистов по основным клиническим дисциплинам, на базе которой возможно в дальнейшем приобретение более узких специальностей.          Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в системе аспирантуры и клинической ординатуры (См. Ординатура). На 1 января 1973 в медицинских институтах обучалось около 5,5 тысяч аспирантов и свыше 7,5 тысяч клинических ординаторов. Создана сеть факультетов повышения квалификации преподавателей медицинских (фармацевтических) вузов. В 1968—73 слушателями этих факультетов были свыше 16,5 тысяч преподавателей. В 1973 усовершенствование и специализация врачей и провизоров осуществлялись 13 институтам и усовершенствования врачей и 23 факультетами усовершенствования врачей и провизоров при медицинских и фармацевтических институтах. Различными видами усовершенствования и специализации в 1972 охвачено около 75 тысяч врачей и провизоров. Подготовка фельдшеров, акушерок, санитарных фельдшеров, фельдшеров-лаборантов, медицинских сестёр (в том числе детского профиля), зубных врачей и техников, фармацевтов, техников по ремонту и монтажу рентгеновской и электромедицинской аппаратуры, техников-оптиков осуществляется в медицинских училищах (См. Медицинские училища). В учебных планах, кроме общеобразовательных, предусматривается комплекс общемедицинских клинических и специальных дисциплин. При изучении предметов клинических и специальных циклов большое внимание уделяется практической подготовке, учебной и производственной практике в учреждениях здравоохранения.

         За рубежом подготовка врачей ведётся в медицинских институтах, школах, на медицинских факультетах университетов, в медицинских академиях. Сроки обучения 5—7 лет. По окончании высшего медицинского учебного заведения в ряде стран выпускники обязаны пройти одно-двух-годичную интернатуру (ФРГ, Финляндия, Швеция, СФРЮ и др.). Высшее М. о. в США включает 3 этапа: домедицинское образование в колледже (3—4 года), медицинское образование в медицинской школе или колледже (4 года), стажировка и специализация (интернатура и резидентура).

        

         Лит.: Петровский Б. В., Опыт и перспективы высшего медицинского образования и усовершенствования врачей в СССР, «Советское здравоохранение», 1967, № 6; его же. Задачи совершенствования подготовки медицинских кадров, там же, 1971, № 5; его же, Здоровье народа — важнейшее достояние социалистического общества, М., 1971; Багдасарьян С. М., Очерки истории высшего медицинского образования, М., 1959; Овчаров В. К., К истории развития высшего медицинского образования в СССР, М., 1957.

         Ю. Ф. Исаков.

dic.academic.ru

Медицинское образование в США

Высшее медицинское образование в США является одним из самых престижных, а врач – едва ли не самая уважаемая, высокооплачиваемая и привилегированная профессия.

Однако медицинское образование в Северной Америке очень сильно отличается от подобного в других странах, как самим процессом обучения, так и стоимостью.

Какой медицинский вуз выбрать

В 1876 в Вашингтоне была основана Ассоциация Американских Медицинских Колледжей. В её задачи входит усовершенствование здравоохранения и организации медицинской помощи за счёт инновационного медицинского образования, передового ухода за больными и новаторских исследований в области медицины. ААМК включает в себя 145 американских и 17 канадских вузов, аккредитованных в области медицины, около 400 крупных клинических больниц и более 80 научных сообществ.

Традиционно, лучшими медицинскими вузами считаются колледжи, входящие в «Лигу Плюща»:

А также:

Список всех аккредитованных медицинских учебных заведений и ссылки на их официальные сайты, можно просмотреть здесь.

По теме: Как организовать роды в США

Нужно также иметь в виду, что стоимость обучения в наиболее престижных вузах будет гораздо выше, чем в менее популярных.

Учебный процесс

После окончания средней школы выпускник не сможет сразу подать документы в университет на медицинскую специальность. Перед этим он должен получить степень бакалавра по любой дисциплине, но предпочтение отдаётся максимально приближенным к медицине предметам. Это могут быть химия, биология, экология или даже охрана окружающей среды. Обычно такое обучение, называющееся pre-medical study, длится 4 года. Подобные программы предлагаются различными колледжами по всей стране. После четырёхлетнего обучения по программе «pre-med» студент сдаёт экзамен MCAT (Medical College Admission Test), после которого может подавать документы в медицинский университет. Конечно, в каждом вузе есть свои дополнительные критерии отбора студентов, но MCAT сдают абсолютно все.

В США нет непосредственно медицинских университетов – документы подаются в обычные вузы, аккредитованные в области медицины (высшие медицинские школы). Так как подобных университетов в стране не так много, конкуренция в них довольно большая. При поступлении предпочтение отдаётся в основном абитуриентам, проживающим на территории штата, поскольку после окончания обучения они смогут остаться работать на месте. Также важен высокий балл, полученный в средней школе и за период обучения в бакалавриате, а также на вступительном экзамене.

Врачи в США

В высшей медицинской школе студент обучается ещё четыре года. Первые два года проходят исключительно в классах. Студенты слушают лекции, посещают практические занятия по общим предметам: анатомия, биохимия, физиология и другие. Клиническая практика в больницах начинается с третьего года обучения. Студенты попадают в больницу, где впервые встречаются с пациентами. Практические занятия делятся на модули. Каждый модуль длится от шести до восьми недель и включает в себя практику в одном из отделений: хирургия, терапия, педиатрия и прочие. Четвёртый год также проходит в больнице, однако теперь студенты могут проводить больше времени в тех отделениях, которые вызывают наибольший интерес.

Не все вузы следуют таким чётким правилам. Некоторые учебные заведения допускают своих студентов в больницы гораздо раньше, зато курс лекций может длиться все четыре года.

После окончания высшей медицинской школы студент сдаёт United States Medical Licensing Exam (USMLE). Этот экзамен многоуровневый.

  • USMLE Step 1 – компьютерный тест, состоящий из вопросов по предметам первых двух лет обучения в медицинской школе.
  • USMLE Step 2, который делится на два этапа. Clinical Knowledge – компьютерный тест с вопросами по предметам последних двух лет обучения в медицинской школе. Clinical Skills является практическим экзаменом, в котором принимают участие актёры, играющие роль пациентов с различными заболеваниями и состояниями.

Этот экзамен является платным и проводится в определённые даты. Пересдача также оплачивается отдельно, а разница между датами экзаменов может составлять от нескольких месяцев до года.

Постдипломное медицинское образование

После успешной сдачи первых двух ступеней USMLE, чтобы стать настоящими докторами, студенты должны пройти интернатуру по выбранной специальности. Для каждой специальности интернатура длится определённое количество лет в зависимости от сложности выбранной профессии (терапия – 3 года, различные виды хирургии – от 5 до 9 лет). В интернатуру принимают самых успешных студентов, которые не только отлично сдали экзамены, но и занимались научной деятельностью во время обучения, помогали в больницах в свободное время, а также зарекомендовали себя на рабочих местах.

Во время интернатуры молодые врачи сдают внутренние экзамены по своей дисциплине, а после интернатуры – USMLE Step 3. Сдав последний уровень USMLE, интерны получают лицензию, благодаря которой официально считаются практикующими врачами и могут работать по специальности на всей территории США.

Некоторые специальности, такие, как неонатология, онкология, кардиология, требуют прохождения дополнительного обучения, которое называется fellowship. Это обучение длится ещё 2-4 года.

Таким образом, медицинское обучение в США длится минимум 11 лет. Если практикующий врач решает изменить свою специализацию или выбрать более узкое направление, то он также поступает в fellowship и проходит весь курс обучения с остальными студентами.

Для иностранных специалистов

Чтобы работать в Штатах по профессии, российский дипломированный врач должен подтвердить свою квалификацию и получить лицензию на врачебную деятельность. Сделать это можно двумя способами.

Стать врачом в США

Первый способ – поступить в высшую медицинскую школу. Так как обучение на лечебном факультете российских медицинских вузов длится обычно шесть лет, диплом о высшем медицинском образовании в США будет приравнен к диплому бакалавриата. То есть, имея российский диплом, можно пропустить общее четырёхгодичное обучение. Также, имея на руках транскрипт зачётной книжки, можно пройти упрощённую программу обучения в самой медицинской школе. Например, если в российском медицинском вузе предмет “Патологическая анатомия” длился 48 часов, в течение этого времени были предусмотрены 2 зачёта и 1 экзамен, а в американском вузе этому предмету уделяется всего 24 часа и 1 зачёт, то проходить повторно курс патологической анатомии студенту не придется. Или наоборот, если в российском университете предмету уделялось меньше часов, то их придётся доработать за границей.

Однако не все американские медицинские школы принимают иностранных студентов. Стоит подробно изучить сайт каждого университета в отдельности, чтобы узнать о такой возможности.

Выбрав медицинские школы, готовые принимать на обучение иностранных студентов, нужно отправить в каждую из них запрос (Requests for Application Materials). Учебное заведение предоставит список необходимых для поступления документов, в том числе требуемый результат языкового теста TOEFL, а также предложит список вступительных экзаменов, например, MCAT (Medical College Admission Test). Наличие научных работ добавит дополнительные баллы при зачислении в университет.

После зачисления в медицинскую школу российскому абитуриенту предстоит трёх- или четырёхгодичное обучение (в зависимости от количества пройденных часов в российском вузе). За время обучения будет осуществляться подготовка к экзаменам USMLE наравне с американскими студентами.

Итого понадобится минимум три года дополнительного обучения и тысячи долларов, чтобы оплатить все расходы на образование, жильё, питание и так далее.

Другой способ – подтвердить свой диплом и получить место в ординатуре. Но в этом случае кандидату придется самостоятельно готовиться к экзаменам. Из затрат – стоимость самих экзаменов и расходы на сопутствующие нужды.

Первое, что нужно сделать в этом случае, – связаться с Комиссией, оказывающей содействие иностранным студентам-медикам ECFMG (Educational Commission For Foreign Medical Students) и узнать, входит ли российский вуз в список тех, чьи дипломы можно подтвердить в США. Если входит, то ECFMG высылает различные брошюры, в которых рассказывается о процедуре зачисления. После подачи документов Комиссия высылает приглашение на USMLE 1, который можно сдать в России. Подготовиться к нему можно самостоятельно, воспользовавшись специальной литературой или записавшись на годичные курсы Kaplan Medical, которые направлены на подготовку ко всем частям экзамена USMLE. Более подробную информацию о курсах Kaplan можно узнать здесь.

После успешной сдачи первых двух уровней USMLE (USMLE 2 проводится в некоторых городах США) можно подавать документы в ординатуру.

Заявления с результатами тестов и резюме можно направить во все интересующие клиники через интернет. После рассмотрения заявки больница приглашает соискателя на собеседование. Далее вся информация о результатах собеседований, предпочтениях кандидата в выборе больницы и наоборот поступает в Американскую Медицинскую Ассоциацию (AMA – American Medical Association) для рассмотрения и обработки. После чего компьютер производит Match (специальная программа комбинаций), и соискатель получает список мест, готовых его принять.

Если кандидат не поступил в ординатуру по интересующей специальности, а количество мест было ограничено, он может подать заявку на зачисление в ординатуру по менее востребованным специальностям с наибольшим количеством мест. Обычно соискатели находят рабочие места во «второй волне».

Если за время прохождения ординатуры иностранный врач хорошо зарекомендовал себя, больница может гарантировать ему трудоустройство в качестве лицензированного врача-специалиста. Это поможет в получении вида на жительство, если он захочет остаться в стране.

Читайте также

Здравоохранение в США

Лотерея Green Card

Международные стандартизированные тесты

Как получить стипендию на обучение в США

Образование в кредит в США

Морковь Харитонова

selfmadetrip.com

Медицинское образование за рубежом — Medical education abroad

Медицинское образование за рубежом — одно из наиболее популярных и востребованных направлений высшего образования. Его отличает большая продолжительность обучения, сложность учебных курсов, вариативность программ и очень высокий конкурс. В данной статье рассматриваются основные аспекты образовательных программ по медицине в разных странах.

Разновидности медицинского образования за рубежом

Необходимо учитывать, что окончание медицинского вуза и получение какой бы то ни было медицинской степени не означает непосредственного доступа к работе врача. В любой стране мира после получения медицинского образования необходимо пройти интернатуру (врачебную практику при больнице) и только потом получить доступ к медицинскому рынку труда. Далее кратко описываются разновидности медицинского образования в различных странах. Медицинское образование в США В США невозможно начать медицинскую подготовку сразу после окончания школы. Чтобы получить квалификацию доктора (M.D.), необходимо обладать степенью Bachelor of Science (B.S.) или Bachelor of Arts (B.A.), полученной в США или Канаде, причем особый упор должен быть сделан на получении академических кредитов по органической химии, биологии и общей химии. Следовательно, обучение проходит в два этапа:
  1. бакалавриат с уклоном в химию и биологию — 4 года;
  2. медицинская школа — 4 года (2 года доклинической подготовки и 2 года практики).
Вступительным испытанием для поступления в любой медвуз в США является унифицированный экзамент MCAT. Следует отметить, что процесс медицинского образования в США скопирован в большинстве англоязычных стран Карибского бассейна: Гренаде, Барбадосе, Ангилье, Ямайке и др. После окончания медицинских школ на островах Карибского бассейна возможно получить доступ к интернатуре в США. Читать подробнееМедицинское образование в Великобритании Процесс медицинского образования в Великобритании занимает около 10 лет. Он подразделен на несколько основных этапов:
  1. шестилетнее медицинское образование в медицинской школе при университете;
  2. двухлетняя Foundation program для врачей;(не нужно путать с подготовительными программами для поступающих в вуз)
  3. специалитет и общая практика — продолжительность зависит от типа врачебной специальности.
При поступлении в медицинские школы при британских университетах рассматриваются различные унифицированные экзамены (BMAT, GAMSAT, UKCAT). Читать подробнееМедицинское образование в Канаде Формат канадского медицинского образования представляет собой смешанный тип между подобным образованием в Великобритании и США. Продолжительность образовательных программ варьируется. Существуют 4-летние программы по медицине и в этом случае необходимо подтвердить свое образование по программе бакалавриата по химии или биологии (по аналогии принятой в США с системой). Также есть 5-летние программы, где первый год является подготовительным. Так же как и в США, канадские мед. школы рассматривают MCAT в качестве вступительного экзамена. В некоторых университетах Канады (например, в университете Квебека возможно обучение на французском языке. Медицинское образование в АвстралииАвстралийское медицинское образование продолжается в течение 4–6 лет в зависимости от выбранной программы обучения:
  • Undergraduate medical program — шестилетние программы, поступление на которые происходит так же как и на любую бакалаврскую программу в Австралии. Большинство австралийских медицинских школ при поступлении на медицинские программы бакалавриата рассматривают результаты экзамена UMAT.
  • Graduate medical program — четырехлетние программы, поступить на которые можно только после получения бакалаврской степени (с уклоном в биологию и химию) и сдачи экзаменов MCAT или GAMSAT.
Медицинское образование в Германии В Германии медицинское образование продолжается шесть лет: два года — теоретическая подготовка, три года — клиническая работа, один год — практическая работа. Сегодня в Германии медицинское образование предлагается только на немецком языке за исключением нескольких магистерских программ. В стране действует принцип Numerus Clausus в отношении медицинских специальностей — это означает, что существует лимит на количество обучающихся студентов на медицинских факультетах. Медицинское образование во Франции Медицинское образование во Франции занимает около 9 лет. Как и в Германии, во Франции действует принцип Numerus Clausus, который означает, что количество мест для подготовки студентов по медицинским специальностям регулируется каждый год. Несмотря на это, примерно каждый пятый студент во Франции не может закончить первый курс и сдать экзамен PACES по основам медицины. Важно отметить, что количество иностранных студентов из стран не входящих в ЕС не может быть более 8% от общего количества поступивших. Медицинское образование во Франции делится на три основных этапа:
  1. двухгодичная общетеоретическая подготовка;
  2. четырехлетняя обучение, которое включает практику в больницах и семинарские занятия;
  3. интернатура — может продолжаться от трех до пяти лет в зависимости от врачебной специализации.

Поступление на медицинское направление

На сегодняшний день все больше вузов предлагают программы медицинского образования на английском языке. Следует отметить, что конкурс на эти программы в Европе неизменно растет, поскольку всё больше студентов из англоязычных стран стремятся получить недорогое медицинское образование за границей. Это происходит потому, что стоимость обучения в государственных европейских университетах значительно ниже расценок в вузах США, Великобритании или Австралии. Поступая на такую программу придется учитывать, что среди конкурентов будут не только абитуриенты из англоязычных стран, но и лучшие выпускники школ местных стран, желающие проходить обучение на английском.

Стоимость медицинского образования за рубежом на английском

Требования для поступления на медицинское направление на английском языке

СтранаВузЭкзаменTOEFLIELTSДедлайнОбучение(Начало занятий)
ИталияУниверситет МиланаIMAT(90 баллов)нетнет25 июля1 окт.
ИспанияУниверситет Кардинал ЭррераBMATнетнет28 фев.1 сен.
НидерландыУниверситет МаастрихтаЕсть(биология, физика, химия или математика)906.515 янв.1 сен.
ПольшаМедицинский университет ПознаниЕсть(тест по биологии, химии и физике, плюс интервью)796.516 июл.1 окт.
КипрУниверситет НикосииНет(собеседование)796.020 июн.1 сен.
ЧехияКарлов Университет в ПрагеЕсть(химия, биология, физика и собеседование — сдается в университете)605.531 мая1 окт.
СловакияУниверситет КоменскогоЕсть(общий тест по химии и биологии — сдается в университете)605.531 мая31 июл.15 сен.
БолгарияУниверситет ПловдиваЕсть(биология и химия — сдается в университете)606.015 июн.1 окт.
ВенгрияУниверситет ПечаЕсть(комплексный экзамен по Биологии, Химии, английскому и медицинскому английскому или BMAT)665.530 июн.1 окт.
ЛатвияУниверситет Паула СтрадиняЕсть(биология, химия, математика, физика)906.01 июн.1 сен.
ЛитваМед. академия Литовского университетаЕсть(биология, химия, английский язык)655.515 июн.1 сен.
РумынияУниверситет Кароль ДавилаЕсть(биология, химия, физика)656.030 июл.15 сен.
ХорватияУниверситет ЗагребаЕсть(биология, химия, физика)606.020 июн.25 сен.
Босния и ГерцеговинаУниверситет СараевоНет606.015 мая1 сен.
ИзраильУниверситет Бен-ГурионаMCAT(мин. 504 балла)896.01 мая26 июл.
Стандартный набор документов для поступления на англоязычную программу по медицине в европейских университетах включает следующие документы: Экзамены для поступления в медицинский вуз сильно варьируются от региона к региону, но практически всегда являются непреложным требованием. В странах Восточной Европы экзамены по биологии, химии, физике и математике проводятся при университетах. В Западной Европе и США распространены унифицированные экзамены: MCAT, BMAT, IMAT, GAMSAT, UKCAT, HPAT. Подробнее об экзаменах Вступительные экзамены в некоторые европейские вузы (например, в Карлов университет) можно сдавать не только в самом университете, но и в других городах, но только в определенные дни в году. Все вступительные экзамены на англоязычные программы сдаются на английском языке.

Медицинское образование в англоязычных странах

Требования для поступления на программы медицинского образования в англоязычных странах

ВузЭкзаменTOEFLIELTSДедлайнНачало(начало занятий)
Университет Джона ХопкинсаMCAT(519 баллов)1107.01 янв.1 авг.
Гарвардский университетMCAT(518 баллов)1037.51 янв.1 авг.
Университет ДжоджтаунаMCAT(512 баллов)907.06 нояб.1 авг.
Оксфордский университетBMAT(6.0 баллов)1107.015 окт.1 окт.
Имперский колледж в ЛондонеBMAT(5.5 баллов)1007.015 окт.1 окт.
Университет УорикаUKCAT1007.015 окт.1 окт.
Тринити-колледж Университета ДублинаHPAT886.51 фев.20 сен.
Университетский колледж КоркаHPAT, GAMSAT906.531 дек.10 сен.
Университет ТоронтоMCAT(500 баллов)1006.52 окт.1 сен.
Университет СаскачеванаMCAT(506 баллов)866.52 окт.1 сен.
Университет СиднеяGAMSAT(69 баллов)967.020 июн.1 фев.
Университет НьюкаслаUMAT(150 баллов)1037.02 июн.1 фев.
Оклендский университетUMAT1007.01 окт.6 мар.
Медицинская школа университета РоссаMCAT(490 баллов)807.0до набора учебной группы1 сен., 1 янв., 1 мая(три семестра)
Университет СабыMCAT806.5до набора учебной группы1 сен., 1 янв., 1 мая(три семестра)

Медицинское образование за рубежом на европейских языках

Перевод в иностранный университет для обучения медицине

Обучаясь медицине в России возможно перевестись в зарубежный вуз, однако для этого потребуется соблюсти целый ряд формальностей, чтобы доказать готовность к медицинскому образованию. Большая часть документов будет совпадать с требованиями к поступающим на первый курс абитуриентам, за исключением сведений об уже пройденных дисциплинах. Во-первых, для этого потребуется сдать вступительные экзамены в вуз, включая экзамены по языку обучения, либо предоставить соответствующий международный сертификат. Во-вторых, потребуется сделать выписку оценок из вуза, где необходимо продемонстрировать несколько основных элементов.
  • Успеваемость — должна быть выше, чем средняя успеваемость студентов университета, в который запланирован перевод.
  • Количество курсов и экзаменов. В Европе количество пройденных курсов будет оцениваться в баллах ECTS.
  • Продолжительность курсов.
  • Краткое описание курсов (curriculum) — позволит ускорить процесс сопоставления учебных программ.
Каждый случай перевода из университета в университет рассматривается индивидуально, после чего приемная комиссия выносит решение о том, на какой курс будет переведен студент. Случается, что приемная комиссия не соглашается перевести студента на соответствующий курс университета. Решение сильно зависит от разницы в учебных планах в разных странах, а также от конкурса. По этой причине перевод в университеты Великобритании возможен только на первый курс(некоторые университеты заранее предупреждают о невозможности перевода иностранных студентов). К примеру в 2016–2017 гг. в Имперский колледж Лондона было подано 68 заявок на перевод в медицинскую школу, 15 студентов были приглашены на собеседование, но только шести из них были выдвинуты предложения о зачислении в вуз. Медицинские школы США также заранее оговаривают возможность перевода иностранного студента. Гораздо проще осуществить перевод в восточноевропейские вузы, в том числе на медицинские программы на английском языке.

Подготовительные программы медицинского образования

Для абитуриентов, которые обладают большим потенциалом, но чувствуют себя недостаточно подготовленными, разработаны специальные медицинские подготовительные программы (англ. foundation), в которых упор делается биологию, химию, физику, математику и язык. Обычно они занимают от 3 до 9 месяцев и позволяют подготовиться к сдаче вступительных экзаменов, а также экзаменов по языку. Доступны программы подготовки к таким специальностям как медицина, стоматология, сестринское дело и фармакология. В США распространены подготовительные программы (англ. Pre-Med) для бакалавров, которые нацелены для поступления в медицинские школы.

Какие степени присваиваются после получения медицинского образования за рубежом?

В разных странах принято присваивать различные степени.
  • MD — medical doctor («доктор медицины»(не путать с учёной степенью доктора медицинских наук)), степень, которая присваивается после окончания мед. образования в США, Канады, Европы, некоторых вузах Австралии, Израиля.
  • MBBS, BMBS, B.Med, M.B. — Bachelor of Medicine and Bachelor of Surgery («бакалавр медицины и бакалавр хирургии»). Степень, которая присваивается в Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии.

Популярные стипендии для получения медицинского образования за рубежом

Во многих странах существуют стипендии, предназначенные специально для студентов-медиков. Чаще всего они присуждаются университетами наиболее талантливым и способным ученикам. Существуют стипендии как для студентов бакалаврских программ, так и для тех, кто обучается в магистратуре. Например, при университете Эдинбурга существуют стипендии для обеих категорий, причем на стипендию могут претендовать либо подданные Соединенного Королевства, либо граждане России, Словакии, Чехии или Польши. Похожие стипендии, но для магистрантов, существуют в Каролинском университете, Университете Глазго и Амстердамском университете. Королевский колледж Лондона ежегодно разыгрывает стипендию в 9 тыс. фунтов, которая предназначена только для студентов программы «Всемирное здравоохранение и общественная медицина», а в Лондонском университете королевы Марии существуют стипендии для нуждающихся студентов. Также существуют национальные стипендии, которые выдаются специальными фондами. Среди них следует отметить стипендию Карла Дуйсберга для обучения в университетах Германии, стипендию фонда Novo Nordisk в Дании и гранты Джона Сноу на обучение медицине в Австралии и Новой Зеландии. Отдельно следует отметить, что для аспирантов, исследователей и студентов, которые желают получить степень PhD, существует целый набор стипендий. Например, в США есть гостевые стипендии Американской коллегии хирургов(англ. American College of Surgeons) и Ассоциации по изучению медицинского образования (ASME). Исследовательские и докторские стипендии существуют и при университетах, например, такие варианты есть в Университете Калгари, Университет св. Георгия в Лондоне и Университет Окленда.

Перспективы трудоустройства после получения медицинского образования за рубежом

Согласно данным OECD профессия доктора находится на 5 месте в мире среди наиболее востребованных, однако медицинское образование за рубежом таит в себе ряд подводных камней. В особенности это касается медицинских программ на английском языке не в англоязычных странах. После получения диплома, перед тем как стать врачом, студенту необходимо будет пройти практику (интернатуру), которая доступна лишь на языке той страны, где он проходил основное обучение. Это означает, что даже поступая на англоязычную программу в Чехии, студенту наверняка придется выучить чешский язык, чтобы в дальнейшем получить доступ к местному медицинскому рынку труда. После овладения местным языком и прохождения интернатуры для выпускника открываются перспективы не только практической работы, но и возможность построить научную карьеру. Международные стипендии по программам PhD сегодня есть почти во всех странах, поэтому если выпускник чувствует в себе силы и потенциал к научной работе, то ему следует продолжить обучение — это значительно повысит его ценность на рынке труда. Ещё одна трудность может поджидать выпускника в том случае, если после завершения обучения он решит вернуться в Россию и применить здесь полученные навыки, поскольку диплом иностранного университета в России не будет считаться признанным. Процедура признания (нострификации) дипломов по медицинским и фармацевтическим специальностям проводится Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

Интересные факты о медицинском образовании

  • Университетское медицинское образование имеет более чем тысячелетнюю традицию. Медицинская наука развивалась в средневековых европейских университетах с X века и входила в набор основных наук вместе с юриспруденцией, теологией и философией.
  • К 1800 году в мире существовало только четыре отдельные медицинские школы: в Пенсильванском университете, Королевском колледже Лондона, в Гарварде и Дартмутском колледже.
  • Медицинские специальности находятся на первых строчках во всех возможных рейтингах самых высокооплачиваемых профессий в мире. Наиболее оплачиваемыми считаются хирурги, психиатры и терапевты. Также в первой десятке располагаются профессии фармацевтов, дантистов и ортодонтов.
  • Процесс получения квалификации врача во всех странах считается одним из самых продолжительных. Не менее 10 лет следует закладывать от начала обучения до доступа на рынок труда.
  • Среди нобелевских лауреатов по медицине больше всего представителей США (99), Великобритании (31), Германии (17), Франции (11), Швеции (8), Швейцарии (7) и Австралии (6).

www.unipage.net

Общая информация - Портал непрерывного образования

Такое обучение должно включать:

  • формирование  индивидуального плана обучения по соответствующей специальности (далее – индивидуальный план):
  • последующее его дискретное освоение в течение 5 лет, по окончанию которого специалист допускается к процедуре повторной аккредитации.

Информационная поддержка формирования и освоения индивидуального плана будет осуществляться с помощью настоящего Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее – Портал) из Личного кабинета специалиста со страницы «Пятилетние циклы обучения».  Для  этого специалисту следует выбрать специальность и начать формировать индивидуальный план. Компонентами индивидуального плана являются различные виды образовательной активности, информация о которых размещена на настоящем Портале:

  • дополнительные профессиональные программы повышения квалификации непрерывного образования (далее – программы непрерывного образования), трудоемкостью 18 или 36 академических часов, реализуемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
  • образовательные мероприятия, к которым относятся очные образовательные мероприятия (конференции, семинары, мастер-классы и т.п., в том числе проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары)) и заочные образовательные мероприятия (дистанционные интерактивные образовательные модули и электронные образовательные курсы, разработанные по клиническим рекомендациям), реализуемые различными организациями, в том числе профессиональными некоммерческими организациями (рис. 3).

Для определения трудоемкости в непрерывном образовании применяется система зачетных единиц (ЗЕТ): 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу. Общая трудоемкость индивидуального плана обучения по специальности предположительно будет составлять 250 академических часов/ЗЕТ с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов/ЗЕТ, набранных за счет программ непрерывного образования и образовательных мероприятий. При этом ежегодно в зачет пойдет не более 14 академических часов/ЗЕТ за счет освоения образовательных мероприятий.

Освоение компонента индивидуального плана подтверждается соответствующим документом. Учет освоения компонентов индивидуального плана ведется с помощью настоящего Портала. После успешного выполнения индивидуального плана специалист может быть допущен к прохождению процедуры повторной аккредитации специалиста.

Решение о допуске к аккредитации специалиста принимается аккредитационной комиссией.

ВАЖНО!

Если Вы прошли «последнюю» сертификацию или аккредитацию специалиста после 1 января 2016 года, Вы можете вступить в систему непрерывного образования через настоящий Портал (вход – со страницы «Пятилетние циклы обучения»).

Если Вы прошли «последнюю» сертификацию специалиста до 1 января 2016 года, Вы можете:

Вариант 1. Продолжать работать по специальности в соответствии с полученным сертификатом до истечения указанного в нем срока; до окончания этого срока пройти обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации ("традиционное" повышение квалификации), сдать сертификационный экзамен и получить допуск к профессиональной деятельности по этой специальности еще на 5 лет; после получения сертификата специалиста вступить в систему непрерывного образования через настоящий Портал.

Вариант 2. Продолжать работать по специальности в соответствии с полученным сертификатом до истечения указанного в нем срока; до окончания этого срока пройти обучение в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования (вход – со страницы «Обучение вне пятилетних циклов»), сдать сертификационный экзамен и получить допуск к профессиональной деятельности по этой специальности еще на 5 лет; после получения сертификата специалиста вступить в систему непрерывного образования через настоящий Портал.

 

 

edu.rosminzdrav.ru

Как получить медицинское образование заочно?

#1

Медицинское образование заочно. Получить медицинское образование заочно не так то просто. Для начала необходимо получить полное среднее образование.

#2

Дополнительное образование.Итак, для того, чтобы связать свою жизнь с медициной желательно учиться в классе с химико-биологическим уклоном, так будет проще учиться дальше. Но этот пункт не обязателен, дополнительно можно заниматься с репетиторами, учителями или посещать факультативы, если они проводятся.

#3

Среднее медицинское образование. После окончания школы можно получить среднее медицинское образование. Но полностью закончить заочно нельзя. Существует очно- заочная форма обучения, то есть необходимо приходить на практические работы вечером, где студент будет практически обучаться обращению с пациентами. Практических работ меньше только на специальности "Фармация". Но есть некоторые сложности. Не на всех специальностях есть очно- заочная форма обучения. Подробнее об это можно узнать в учебном заведении, в который собирается поступать абитуриент.

#4

Военное образованиеМногим известно, что существуют так называемые военно-медицинские академии. Чтобы получить военно-медицинское образование заочно необходимо иметь военное образование.Среднее образование (начальное военное) получают в кадетских корпусах, суворовских и нахимовских училищах.Среднее профессиональное образование можно получить в колледжах, училищах и на отдельных факультетах военных вузов.По окончании присваивается звание «сержант». Срок обучения составляет 2 года 10 месяцев.В военных институтах будущие офицеры изучают тактику родов войск и специальных войск, историю войн, военное искусство. По окончанию военного вуза присваивается звание «лейтенант». Срок обучения составляет 5 лет.Офицеры могут продолжить свое образование в адъюнктуре, а также на специальных высших офицерских курсах. После прохождения курсов офицеры повышаются в звании, и могут занимать командные должности.После получения военного образования можно заочно закончить военно-медицинскую академия, но только по специальности "Фармация".

#5

Получение высшего образования дистанционно. После вышеперечисленных пунктов можно получить высшее медицинское образование заочно, но в основном только по специальности "Фармация". Если же имеется высшее медицинское образование, то учебное заведение можно закончить заочно по любой специальности.

#6

Заключение. Медицинское образование получить в любом случае сложно, но при большом упорстве и целеустремленности человек может все.

uznay-kak.ru

История медицинского образования в России|Проект Хроники, Euromed group

Система медицинского образования в нашей стране стала складываться в 18 веке, под воздействием петровских реформ. Главной целью проводимых преобразований была подготовка медицинских кадров, столь необходимых для армии и флота, а затем уже и для гражданской сферы. Недолгий срок существования школы при Аптекарском приказе в 16 веке не оказал влияния на судьбы медицинского образования в России, и лишь открытие госпитальной школы при первом постоянном госпитале в Москве (ныне Главный Клинический госпиталь им. Н.Н. Бурденко), в 1707 году во главе с Н.Л. Бидлоо, содержавшейся за счет церковных отчислений и готовившей кадры для армии и флота, положило начало систематическому медицинскому образованию в России. Затем госпитальные школы стали возникать при других крупных госпиталях, в Москве и Санкт-Петербурге они, в конечном итоге, трансформировались в медико-хирургические училища, а затем и Медико-хирургические академии. Официальной датой создания академии в Санкт-Петербурге считается 1798 год. Впоследствии академия меняла название, став в 1881 году Военно-медицинской академией, подчинение, но неизменно развивалась, пройдя в середине XIX века «золотой век», вошла в число ведущих научных и образовательных центров мира.

В Москве в составе открытого в 1755 году Московского университета числился медицинский факультет, однако свою работу он начал позднее. Первона­чально занятия на медицинском факультете, преемником которого сегодня является Московская медицинская академия имени И. М. Сеченова, проводились на трех кафедрах: анатомии (с практической медициной), физической и аптекарской химии и натуральной истории. Одним из первых и наиболее известным выпускником университета является С.Г. Зыбелин.

В 1784 г. при Петербургском воспитательном доме было учреждено акушерское училище. В акушерской школе, а затем и в повивальном училище Петербургского воспитательного дома преподавал один из основоположников отечественного акушерства Нестор Максимович Амбодик-Максимович. В 1801 г. В. М. Рихтер организовал при Московском воспитательном доме Повивальный институт для подготовки акушерок из числа наиболее способных воспитанниц. 

В XIX – начале XX веков в России возникают медицинские факультеты, отдельные учебные заведения (Женский медицинский институт в Санкт-Петербурге, ныне Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени И.П. Павлова), за которыми было будущее, в их стенах начинали создавать научные школы выдающиеся представители медицины.

В первой половине XIX в. берет начало система подготовки военных фельдшеров. 16 (28) апреля 1838 г. вышло Положение о военно-фельдшерских школах, которое заложило основы систематического фельдшерского образования в России. Особую роль фельдшерские училища приобрели в период развития земской медицины в России.

В 1881 году в Санкт-Петербурге Фомой Игнатьевичем Важинским была открыта первая в России частная зубоврачебная школа.

Активная реформа медицинского образования развернулась в нашей стране после смены власти в 1917 году. В этот период акцент был сделан на профилактическое направление. В учебный план был введен новый курс социальной гигиены, что позволяло готовить не только лечащих врачей, но и врачей-организаторов. В тридцатые годы медицинские факультеты университетов были преобразованы в самостоятельные медицинские институты. В их структуре открывались санитарно-гигиенические, педиатрические, стоматологические и фармацевтические факультеты. С 1925 г. была введена аспирантура, а также ординатура по клиническим дисциплинам.

Значимая реформа высшего медицинского образования произошла в шестидесятые годы прошлого века. Суть ее заключалась в ранней профилизации будущих врачей (субординатура в рамках медвузов) и последующей специализации (интернатура на базе крупных лечебно-профилактических учреждений). Вместе с тем, занимая первое место в мире по обеспеченности врачебными кадрами, наша страна испытывала ощутимую нехватку средних медицинских работников. Сеть медицинских училищ развивалась медленно. Это привело к диспропорции между врачебными и средними медицинскими кадрами. Довести это соотношение до желаемого уровня 1:4 так и не удалось.

Таким образом, система подготовки медицинских кадров в России, формировавшаяся на протяжении многих столетий, не раз доказывала свою эффективность в военное и мирное время.

hroniki.org

Среднее медицинское образование в СССР

Подготовка средних медработников: фельдшеров, акушерок, санитарных фельдшеров, фельдшеров-лаборантов, медсестер, в том числе медсестер для детских лечебно-профилактических учреждений, фармацевтов, зубных врачей, зубных техников — осуществляется в медучилищах. Электротехнические медицинские техникумы (в Ленинграде, Ташкенте, Харькове и др.) готовят техников по ремонту и монтажу рентгеновской и электромедицинской аппаратуры, а также (при Ленинградском техникуме) — медицинских техников-оптиков. Всего по СССР насчитывалось в 1970 г. 643 средних медицинских учебных заведения, находящихся в ведении Министерства здравоохранения СССР, и, кроме того, 19 — в ведении Министерства путей сообщения СССР.

В медицинские училища могут поступать лица в возрасте до 30 лет, имеющие образование в объеме 8—10 классов общеобразовательной школы, успешно выдержавшие конкурсные экзамены. Поступающие в медучилища сдают следующие вступительные экзамены: а) лица, окончившие неполную среднюю школу (8 классов),—по русскому языку письменно (диктант) и математике устно; б) окончившие полную среднюю школу — по русскому языку и литературе письменно (сочинение), химии устно.

Сроки обучения зависят от объема общеобразовательной подготовки учащихся и избранной специальности и колеблются от 2 до 3,5, лет (см. таблицу). Лица с десятилетним образованием поступают сразу на 2-й курс, срок их обучения на год меньше.

Специальности Срок обучения на базе 8 классов на базе 10 классов
Фельдшера Акушерки Фельдшера-лаборанты Санитарные фельдшера Фармацевты Медицинские сестры  Зубные врачи Зубные техники Техники по ремонту и монтажу рентгеновской и электромедицинской аппаратуры 3 года 6 месяцев3 года 6 месяцев 2 года 10 месяцев 3 года 6 месяцев2 года 10 месяцев2 года 10 месяцевНе принимаются2 года 10 месяцев

3 года 6 месяцев

2 года 6 месяцев2 года 6 месяцев 1 год 10 месяцев 2 года 6 месяцев1 год 10 месяцев 1 год 10 месяцев 2 года 10 месяцев1 год 10 месяцев

2 года 6 месяцев

Все средние медицинские учебные заведения СССР работают по единым учебным планам и программам, утвержденным Министерством здравоохранения СССР и Министерством высшего и среднего специального образования СССР. Таким образом, обеспечиваются единые требования в подготовке специалистов со средним медицинским образованием.

Учебный год в медучилищах делится на два семестра: I — с 1 сентября по 11 января и II — с 26 января по 5 июля. Учащиеся 2 раза в год пользуются каникулами: зимними — с 12 по 25 января и летними— с 6 июля по 31 августа. Все предметы учебного плана изучаются последовательно и объединяются по циклам: общеобразовательные, общемедицинские и специальные дисциплины, что позволяет учащимся получить не только специальное медицинское, но и законченное общее среднее образование. Наряду с общеобразовательными предметами (история СССР, обществоведение, литература, математика, химия, физика, иностранный язык, основы научного атеизма) будущие специалисты изучают дисциплины, являющиеся теоретической основой для изучения специальных клинических дисциплин (латинский язык, биологию, нормальную анатомию, нормальную физиологию, патологическую анатомию с патологической физиологией, фармакологию с рецептурой, микробиологию, гигиену, организацию здравоохранения с основами методологии проведения санитарно-просветительной работы). После прохождения общемедицинских дисциплин учащиеся переходят к изучению специального цикла, в состав которого входит 14 предметов (общий уход за больными, внутренние болезни, хирургия, детские болезни, нервные и психические болезни, кожные, глазные болезни, болезни уха, горла, носа, физиотерапия, массаж и лечебная физкультура и др.).

www.medical-enc.ru


Смотрите также

.