Напитки Древней Руси – ставленый и вареный мёд. Мед питный


мёды питные - это... Что такое мёды питные?

мёды питные

     Крепкие алкогольные напитки, основным сырьем для которых является мед. Изготовлялись почти всеми древнейшими народами Европы: пиктами и валлийцами в Британии и Шотландии, древними германцами и скандинавами, древними греками и литовцами времен Гедимина, славянами, мордвой. Почти у всех них эти напитки носили сходное название: от греческого "меду" - опьяняющее. У славян - "мед", у германцев - "меет", у норвежцев и шведов - "мьод". Это интернациональное название напитка-меда не совпадало с национальными названиями натурального пчелиного меда. Однако технология приготовления медовых напитков была различной у разных народов. На Руси мед впервые отмечен летописью в 880 г. (ставленый), затем другой тип меда (хмельной) - в 920 г. и третий (вареный) - в 996 г. Прекращение массового изготовления крепких медовых напитков наступило в первой половине XVI в. Мед был вытеснен водкой. В XVII в. меды фактически исчезают, утрачиваются даже рецепты их приготовления, поскольку они почти не регистрировались, а передавались в устной традиции. "Основной удар" по традиции нанесли войны XVIII в., массовые перемещения населения в Петровскую эпоху и широкое производство водки.

      Существовало три типа медовых напитков.

      Мед ставленый, состоявший из двух третей (и более) меда и одной трети натурального сока ягод (в основном малины, брусники или вишни), без малейшей примеси воды. Указанная смесь подвергалась естественному брожению в открытых чанах или бочках большого объема - порядка 120-140 ведер, а затем многократно переливалась и выдерживалась в засмоленных бочонках, зарываемых в землю на 15-20 и даже 35-40 лет. Фактически весь процесс напоминал приготовление вина. Наиболее кратким сроком для созревания меда таким способом считался срок в 5-8 лет. Но такой мед расценивался как "плохой", "сырой", "молодой".

      Уже в X в., то есть 1000 лет тому назад, ставленый мед был слишком "медленно зреющим" продуктом, и ему стали искать замену в более быстро приготавливаемом и относительно более дешевом и более крепком хмельном меде. Для ускорения в медово-ягодное сусло добавлялся сразу же, до начала брожения, так называемый оксимель, то есть заранее приготовленный медовой уксус, а также побочная растительная добавка - хмель. В остальном процесс оставался таким же, как и у ставленого меда, но готовый продукт получался уже на третий год. Пятилетний хмельной мед считался средним по качеству, а 10-летний - превосходным. Но для массовых целей уже в конце XI в. стали употреблять вареный мед, который изготовлялся по технологии, близкой не к вину, а к пиву, и был готов уже через две-три недели или даже в течение одной недели. Этот тип меда требовал меньше сырья, давал гораздо меньше отходов, но открывал путь к широкой фальсификации напитка путем внесения в варящийся мед различных добавок, усиливающих опьянение: не только хмеля, но и бузины, табака, белладонны и других дурманящих растений.

      В Мордовии, в Рязанской земле приготовляли четвертый вид меда - напиток пуре, где использовался не только мед, но и перга, и который сочетал "пивную" технологию с "винной", с "подкормкой" меда, с переливами и даже с выморозкой его. Пуре становилось готовым через год. Для всех видов питных медов были характерны все же огромные потери сырья: выход готовой продукции составлял от трех пятых до половины от веса заложенного меда и требовал больших объемов разовой закладки, порядка сотен килограммов, в силу особенностей процессов варки и брожения, проходящих "правильно" лишь при использовании больших масс продуктов. Вот почему уже в XV в. медоварение резко сократилось, в XVI в. оно как промысел сходит на нет, а в XVII в. производится редко, эпизодически, только для "домашних" целей.

      Все так называемые "меды", "медки" и пресловутые "медовухи", появившиеся в последние 200-250 лет, никакого отношения к русским питным классическим медам средневековья не имеют. Все они являются механическим разведением относительно небольших количеств меда в воде (то есть сытой) с добавлением к этой смеси (сыте) алкоголя в виде картофельного спирта. Питные же меды не содержат ни воды, ни алкоголя, полученного как продукт осахаривания крахмала, и, следовательно, свободны от сивушных масел, тяжелых спиртов, кислот и других побочных веществ, не говоря уже о своих совершенно иных ароматическо-вкусовых показателях. Воспроизвести питные меды сегодня нельзя, не повторив всех характерных процессов их многолетней выдержки. Практически необходимо минимум 10-15 лет, чтобы создать мед типа X века. Рецептура же этих медов ныне восстановлена.

     (Кулинарный словарь В.В. Похлебкина, 2002)

* * *

(Источник: «Объединенный словарь кулинарных терминов»)

.

dic.academic.ru

Питный мёд Википедия

Медо́вые напи́тки — алкогольные напитки, основным сырьём для которых является мёд. Изготавливались почти всеми древнейшими народами Европы[1].

История

Алкогольные напитки на основе мёда известны издавна и встречались у большинства древнейших народов Европы — у древних славян, скандинавов, германцев, греков, литовцев, пиктов, валлийцев и других[1].

В первой половине XVI века началось вытеснение медовых напитков водкой, в последующие столетия утрачиваются и их рецепты, передававшиеся, в основном, в устной форме. Кроме появления более дешёвых алкогольных напитков, большу́ю роль в сокращении медоварения сыграла длительность приготовления напитка, исчисляемая годами, а также огромные потери сырья — до 50 % от закладки. Причём для правильного приготовления мёда необходимы были крупные по объёму закладки, порядка сотен килограмм.

Появившиеся позже, в XVII—XVIII веках, «мёды», «медки» и «медовухи», дошедшие до наших дней, готовятся по другим рецептам и имеют мало общего с классическими медовыми напитками[2]. Сейчас рецепты приготовления медовых напитков восстановлены[1].

Медовый напиток в древние времена

Напиток, получаемый из мёда путём брожения, известен с древних времён. Уже древние индоевропейцы считали мёд сакральным продуктом. Археологические находки, происходящие из святилищ, начиная с 7—6 тыс. до н. э., дают примеры изображений циклов производства мёда. Древние индоевропейцы считали, что в загробном (небесном) мире существуют медовые реки, а медовый опьяняющий напиток они связывали с представлениями о медовом дожде, который проливается на землю из небесной реки. Пчёлы могли восприниматься как насекомые, добывающие мёд именно из небесной реки. Таким образом, медовый напиток связывается с потусторонним миром и с идеей бессмертия.

У германцев медовый напиток воспринимался как дар людям от богов. У скандинавов известен как дар Одина. Этот дар, под названием «мёд поэзии» дал людям поэтический талант, чтимый за магическую власть, которую даёт умение обращаться со словом. Одновременно у германцев употребление мёда служило ритуалом перехода в потусторонний мир (так, убитого могли называть «опьянённым»).

У славян медовый напиток был ритуальным, который они разделяли с богами. Медовый напиток ассоциировался с рекой потустороннего мира, в которой текут медово-молочные воды. Согласно исследованиям, мёд постоянно сопровождал славянские религиозные приношения и пиршества.

На востоке медовый напиток делали с пряностями: гвоздикой, шафраном, имбирем и другими.

Средневековье

На Руси медовый напиток сначала назывался просто «мёд» или «мёд питный». Готовился такой мёд путём медостава («ставленный мёд» от 5 до 20 лет перебраживался из натурального нестерилизованного мёда в зарытых в землю дубовых бочках).

С XI века наряду с методом медостава используется метод варения, благодаря которому стало возможно получать напиток уже через месяц, однако мёд приходилось стерилизовать кипячением.

На протяжении всего Средневековья на Руси использовали напиток мёд в ритуалах по случаю рождения, в поминальных ритуалах, также он был неизменным во всех крупных семейных праздниках, был постоянным атрибутом гостеприимного хозяина, а также замечен при использовании в домашней волошбе.

Издревле мёд был частью культовых и обрядовых церемоний. Во время брачной церемонии молодые получали в подарок бочонок мёда в десяток килограмм, который полагалось съесть за месяц. Отсюда, кстати, и пошло выражение «медовый месяц»[3]. Мёд на Руси любили и потребляли в больших количествах — об этом говорят старинные рецепты вроде «развести 12 вёдрами воды 1,5 пуда мёда...», «на 96 литров речной чистой воды положить 16 кг мёда...».

Новое и новейшее время

В XV веке практически полностью перестают готовить мёд методом медостава. Исчезает ритуал употребления мёда до еды.В XVII веке медоварение становится редким явлением, так как мёд вытесняется вином.К XIX веку медоварение возрождается, а с ним появляются медовые напитки под именем «медовуха».

Питный мёд

Питный мёд — праздничный древнерусский напиток. Первоначально при изготовлении такого напитка не использовали воду и не добавляли алкоголь, он был свободен от сивушных масел, тяжёлых спиртов, жирных кислот и имел свойственные только ему ароматически-вкусовые показатели[2].

Рецепты приготовления медовых напитков на Руси описал в XVII веке Чарльз Карлайл[1].

Ставленый мёд

По косвенным византийским источникам, можно заключить, что в конце IX века, некоторые славянские племена, особенно древляне и поляне, умели забраживать и выдерживать мёд[4]. Рецепт приготовления такого мёда был описан в «Домострое».

Технология изготовления ставленого мёда напоминала технологию изготовления вина. Брали две трети и более мёда и одну треть сока ягод (обычно использовалась брусника, вишня или малина) без добавления воды. Смесь подвергалась естественному брожению в бочках или открытых чанах, после чего её многократно переливали и выдерживали в засмоленных бочонках, которые зарывали в землю на длительный срок — 15—20 (иногда до 40) лет. Минимальный срок до готовности напитка был 5—8 лет, хотя такой мёд считался недодержанным.

Недостатком такой технологии было слишком долгое время изготовления, и из-за этого она применялась крайне редко, поэтому была придумана технология изготовления хмельного мёда.

Хмельной мёд

Хмельной медовый напиток у русов упоминается путешественником Ибн-Руста в 921 году[4].

Рецептура была такая же, как и у ставленого мёда, но в смесь мёда и сока ягод ещё до начала брожения добавляли хмель. В результате мёд получался более крепким, и употреблять его можно было уже на третий год. Идеальным сроком выдержки для хмельного мёда считались 10 лет.

Варёный мёд

В Повести временных лет мёд впервые упоминается под 996 годом, где сказано, что Владимир велел сварить 300 проварь мёду[1][4].

Несмотря на двукратное сокращение времени готовности хмельного мёда относительно ставленого, процесс всё же оставался длительным, и поэтому появился варёный мёд, который делали по примерно такой же технологии, как и пиво, причём на изготовление уходило меньше сырья и получалось гораздо меньше отходов. При этом способе напиток был готов уже через две-три недели.

Пуре

В Мордовии готовили напиток пуре, при изготовлении которого использовалась перга, приготовление сочетало в себе как «пивную», так и «винную» технологии, переливы, «подкормку» мёда и даже его вымораживание. При таком изготовлении напиток был готов уже через год[5].

Медовое вино

Изготовление медовых вин получило широкое распространение в умеренных зонах, в частности в России, где климатические условия не располагали к выращиванию и селекции винограда. Исторически сложилось, что вино в России производилось преимущественно из ягод и плодов, с добавлением мёда и целебных трав.

Натуральное крепкое вино возможно получить естественным путём только сбраживанием мёда. «Счастливы будут те времена, — писал выдающийся знаток медоварения профессор Цессельский, — когда вместо водки и пива наш мужичок будет подкрепляться собственным напитком, приготовленным из мёда и фруктов».

Начало медоварения на Руси было положено в глубокой древности. Медовый напиток считался очень ценным продуктом. Мёд хмельной варили и на монастырских землях, мёд приносили в дань церквям. К недостаткам традиционных способов приготовления медовых вин следует отнести длительность процесса кипячения медового раствора (что приводило к снижению биологической активности готового вина), длительный процесс его приготовления и непродолжительный срок хранения.

Производство медовых вин в России сравнительно молодая отрасль. Технология производства медовых вин обеспечивает сохранность ценных качеств природных компонентов медового сусла, сравнительно высоких органолептических достоинств медового вина, ускорение сроков его получения и увеличение продолжительности его хранения. Обязательными компонентами медового сусла являются цветочная пыльца, шишки хмеля, пряности, коренья, ягоды. Для активизации брожения применяют расы чистых культур винных дрожжей.

Цветочная пыльца содержит в больших количествах все заменимые и незаменимые аминокислоты, углеводы, витамины С, В1,В2, В3, В6, Н, В12, провитамины А, D, Е, Р и др., а также гормоны, ферменты, выполняющие функцию биологических катализаторов, и фитонциды, обладающие бактерицидными свойствами. Процесс брожения измельчённой пыльцы в медовом сусле в присутствии чистой культуры винных дрожжей способствует не только активизации перехода биологически активных веществ цветочной пыльцы в сбраживаемое сусло, но и обеспечивает наибольшую полноту их извлечения и стабилизацию для последующих технологических операций. Это приводит к повышению биологической ценности готового вина, а также увеличивает срок его хранения за счёт придания ему бактерицидных свойств.

Необходимым компонентом медового сусла является хмель. Шишки хмеля закладывают в бродильные ёмкости вначале брожения для повышения крепости напитка и улучшения его органолептических показателей. Хмель богат эфирными и дубильными веществами, которые способствуют естественному осветлению вина и предохраняют от скисания.

Технология изготовления

Технология приготовления медового вина предусматривает растворение натурального пчелиного мёда в воде, введение в раствор других компонентов согласно рецептуре, сбраживание полученного сусла, его выдерживание, снятие с осадка, пастеризацию, фильтрование, купажирование и разлив.

В компонент рецептуры медового вина входят настои пряноароматического натурального сырья: пряности, коренья, ягоды. Каждый вид природного сырья перебирают, удаляя посторонние примеси и испорченные части растений, затем измельчают и заливают спирто-водным раствором (50 % об.) в соотношении 1:10. Качественный этиловый спирт используется как консервант. Ежедневно перемешивая, получают настой через 15—20 дней. Готовый настой освобождается от осадка.

Расчётное количество разогретого мёда, питьевой воды, раствора цветочной пыльцы, настоя ягод или трав перекачивают в купажёр из нержавеющей стали, и 30 минут перемешивают электромешалкой. Полученное медовое сусло перекачивают в ёмкость из нержавеющей стали для сбраживания, добавляя шишки хмеля и разводку чистой культуры винных дрожжей. Процесс брожения протекает без доступа воздуха в герметично закрытых ёмкостях, снабжённых водяным затвором для сброса образующейся при брожении углекислоты. Температуру поддерживают в пределах 18—20 град. С, тщательно следят за режимом брожения сусла.

По окончании брожения сусло снимают с дрожжевого осадка и пастеризуют. Пастеризованный продукт ставят на выдержку в герметично закрытых ёмкостях на минимум две-три недели. При выдержке медовые вина приобретают особые вкусовые и ароматические качества, осветляются, приобретая золотистый оттенок. По окончании выдержки вина подвергаются дополнительной фильтрации для получения прозрачного с блеском готового продукта.

Готовое натуральное медовое вино перекачивают в ёмкость для разлива, а затем фасуют в потребительскую тару. Срок годности продукта 1 год при хранении в температуре от 0 до 16° С. Десертные вина из мёда следует пить охлаждёнными.

Медовое пиво

Медо́вое пи́во (Braggot, перевар) — слабоалкогольный напиток, получаемый спиртовым брожением медовой сыты с хмелем, иногда с добавлением пивных дрожжей[6]. По классификации Mazer Cup International коммерческие сорта медового пива должны содержать не менее 20% мёда. По классификации BJCP (Программа Сертификации Пивных Судей) медовое пиво, или Braggot, должно содержать не менее 50% мёда.

Сбитень

Сбитень — старинный восточно-славянский напиток из воды, мёда и пряностей, в число которых нередко входили лечебные травяные сборы. Впервые упомянут в славянских летописях в 1128 году. Употребляют горячим или холодным.

Первое упоминание о сбитне как о напитке, широко употребляемом славянами, относится к летописным источникам XII века. Тогда он назывался переваром, а позднее — взваром или просто варом. До появления в России чая сбитень, пожалуй, был единственным горячим напитком русов, приготавливали его в самоварах.

Медовуха

Медовуха — дрожжевая, квасная или фруктовая бражка с добавлением мёда.

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 Похлёбкин, 1988, с. 98.
  2. ↑ 1 2 Похлёбкин, 1988, с. 99.
  3. ↑ Ковалев, Могильный, 1990, с. 230.
  4. ↑ 1 2 3 Похлёбкин, 2009, с. 33.
  5. ↑ Похлёбкин, 2009, с. 94.
  6. ↑ Цесельский, 1910.

Литература

  1. Ковалёв В. М., Могильный Н. П. Мед // Русская кухня: традиции и обычаи. — М.: Советская Россия, 1990. — С. 254. — 229–230 с. — ISBN 5-268-00916-8.
  2. Похлёбкин В. В. Мёды питные // О кулинарии от А до Я: Словарь-справочник. — Мн.: Полымя, 1988. — С. 98–99. — 224 с. — ISBN 5-345-00218-5.
  3. Похлёбкин В. В. История водки. — М.: Центрполиграф, 2009. — 268 с. — (Классика кулинарии). — ISBN 978-5-9524-4404-1.
  4. Цесельский Т. Медоварение или искусство производства напитков из мёда и фруктов. — Екатеринослав: Типография Я. А. Краснополера, 1910. — 70 с.

Ссылки

wikiredia.ru

МЁД ПИТНЫЙ СТАВЛЕННЫЙ. МЕДОСТАВ.МЕДОВУХА. ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА ПИТНОГО МЕДА.

Мы "ставим" Медостав , или Мёд питейный, ставленный, холодным способом, не добавляя дрожжей и искусственных добавок, получаем напиток крепостью до 6% содержания спирта.   Регулировка количества закладываемого мёда в сусло, позволяет получать любое количество остаточных сахаров. Получая при этом целую линейку наименований, как сухих ставленых медов, так и сладких. Разработанная нами уникальная технология позволяет получать ставленый мёд способный конкурировать по своим качественным характеристикам с любыми  алкогольными  напитками   не только на Российском рынке, сохраняя при этом в себе все полезные свойства натурального мёда, но и  на мировом.

Описание продукта: в составе  вода и мёд. Мёд не нагревается и поэтому все свойства мёда сохранены. Полусладкое. 

   Органолептика: Аромат напитка глубокий и одновременно очень нежный, с удивительно приятным и далеким, медовым запахом и вкусом… Цвет напитка светло-янтарный (светло-жёлтый) с исключительной прозрачностью . Консистенция медостава не жидкая, плотная, немного вязкая… Вкус очень приятный, сильный… насыщенный, не терпкий и, одновременно, очень мягкий, сладковатый … полный. По словам критиков, этот продукт - как бы разливается и тает во рту, с небольшим (незначительным) пряно-кисло-сладковатым привкусом.Здесь нужно сказать, что аромат медостава не следует понимать, как запах, так как, он большей частью воспринимается не через нос, а через рот - вкусовыми рецепторами…  В композиции для приготовления и получения Медостава используется дополнительное сырьё, либо пряно-вкусовое сырьё, либо ягоды,травы.    Самое интересное, что мы заметили-это связь Медостава с жизнью пчел: почему-то в начале весны Медостав начинает "двигаться", становясь игристым (именно тогда, когда пчеломатка активно начинает сеять), и, затем, через месяц успокаивается, становясь вновь"тихим".

Возрождение традиций славянского народа.

 Культура потребление ставленых медов наполнена глубочайшим смыслом. Мёд для славян являлся предметом глубочайшего почитания, его приносили в дар богам, его воспевали в песнях, былинах и сказаниях. "И я там был мёд, пиво пил..."  Потребление мёда на Русси имело гараздо большее значение чем вино в европейских странах. Ибо пили его для укрепления духа и тела, а не для увеселения. Хорошиий ставленый мед мог развеселить молодца а не задурманить его голову. Именно поэтому заморские вина часто называли зельем. Великое горе славянского народа ,пьянство, пришло на Русь с появлением водки. Многие считают водку нашим национальным напитком, это не так. Изобретение дисцилята приписывают арабскому алхимику. На исконно русских землях никогда небыло водки и как следствие пьянства!

Так что же такое "МЕДОСТАВ"?

  Этой теме посвящено множество разных ресурсов, написано много рецептов. Речь пойдёт о древнейшем напитке, который приготавливали славяне с незапамятных времён - ставленный мёд.  В русских летописях о ставленом мёде впервые упоминается в 880 году.  Готовили ставленый мёд путём длительной выдержки. Пригодный для употребления, мёд считался после 5-8 лет, а полностью готовым, через 40 лет. Приготовленное сусло не подвергалось термической обработке и, как следствие, все полезные витамины и минералы переходили из мёда в напиток. Конечно, производство ставленого мёда было очень дорогим. Количество затраченного сырья было велико, использовалось две, три части мёда от общего веса. Для осветления применялся  рыбий клей, получаемый из рыбы осетровых пород.  Недостатки такого способа  привели к появлению упрощенной технологии по изготовления  хмельного мёда. В летописях он впервые упоминался в 920 году. Технология его производства отличалась лишь добавлением в сусло хмеля. Этот способ позволял значительно сократить срок выдержки. Готовым, хмельной мед, считался уже через десять лет выдержки. Несмотря на двукратное сокращение срока приготовления,  в отличие от ставленого меда, процесс всё же оставался достаточно длительным. И поэтому уже в X веке появился варёный мёд, способ приготовления  которого, напоминал технологию приготовления пива. Такой напиток был готов для употребления уже через месяц. Такие напитки в 17 веке описал гр. Карляйл в своём путешествии с посольством Англии по Московии. История ставленого мёда  столь велика, как велика история славянского народа. С ним связано много весьма интересных мифов и легенд. Например, некоторые из них:  молодоженам дарили бочонок с мёдом, который необходимо было употребить в течение месяца.  И именно употребление мёда помогало родить первенца мальчика. В некоторых источниках говорится о чистом мёде, другие указывают о мёде как о напитке. Существует мнение о том, что былинного богатыря  Илью Муромского поднял на ноги после 33 лет болезни именно ставленый мёд. Свои лечебные свойства напиток сохранял благодаря технологии его производства. Славянская культура рассказывает нам и том,  как пили ставленый мёд. Сосудами для подачи ставленого мёда на стол служили  ендовы, кувшины, четвертины, братины. Братина, как само её название указывает, был сосуд, предназначенный для братского употребления напитков. Из них пили, черпая чумками, черпальцами и ковшами. Братины  были разной величины -  небольшие употреблялись прямо для питья из них и назывались братинками.

     С появлением в России дешевых импортных вин и  дороговизне производства ставленого мёда, культуру  употребления ставленого мёда несправедливо забыли. Забыли частичку нашей общей истории.

    В современных условиях, благодаря  исследованиям в области виноделия, исследованиям, проводимым и над самим мёдом, позволило сделать производство этого напитка более дешевым и сократить время его выдержки. Большинство пчеловодов изготавливают медовые напитки путём варки сусла, добавлением хмеля и различных заквасок. Так называемая  «медовуха»,  со ставленым мёдом не имеет ничего общего кроме того,  что изначально там  присутствует мёд.   Мы не исключение -  и также пытались получить напиток вышеописанным способом. Но нас всегда останавливал в технологии тот факт, что при кипячении мёд не только теряет свои свойства, но и выделяет вредные для человека вещества . В большинстве случаях, также,получаемая медовуха не могла конкурировать  по своим характеристикам  с лучшими французскими или другими винами старого света. Для нас стояла задача не просто получить хороший напиток, но и воссоздать именно тот самый «Ставленый мёд», производимый славянами в 8-9 веках.  Именно тот самый мёд, который с восхищением описывали в своих очерках приезжие иностранцы. Пройдя долгий путь, нами была полностью восстановлена вся технологическая цепочка производства ставленого мёда.

 СЕКРТЕТЫ ПИТНОГО МЕДА.

Основа всех напитков- прежде всего ВОДА. От того каким по вкусу будет конечный напиток определяет качество и вкус воды. Вот вода из которой мы делаем Медостав, (здесь объем в 2 тонны). Вот когда понимаешь истину слов "чистая, как слеза.." А какая она необыкновенно вкусная!!! Городские жители, приезжая на выходные обязательно берут с собой в город хотя бы небольшую бутылочку домой.

Многие ученные в наше время доказывают о том, что вода носит информационный характер, а также воздействует на биополе человека. Недаром ведь в старину знахари  заговаривали отвары и исцеляли этими напитками больных. Все знают чудодейственную силу крещенской воды, что это, как ни поток положительной энергитической информации, направленной на человека? Мы тоже используем это при приготовлении своих напитков. Перед тем как ставить сусло, мы отдаем свою любовь и душевное тепло этому напитку.

 

yarmedok.ru

Мед питный Википедия

Медо́вые напи́тки — алкогольные напитки, основным сырьём для которых является мёд. Изготавливались почти всеми древнейшими народами Европы[1].

История

Алкогольные напитки на основе мёда известны издавна и встречались у большинства древнейших народов Европы — у древних славян, скандинавов, германцев, греков, литовцев, пиктов, валлийцев и других[1].

В первой половине XVI века началось вытеснение медовых напитков водкой, в последующие столетия утрачиваются и их рецепты, передававшиеся, в основном, в устной форме. Кроме появления более дешёвых алкогольных напитков, большу́ю роль в сокращении медоварения сыграла длительность приготовления напитка, исчисляемая годами, а также огромные потери сырья — до 50 % от закладки. Причём для правильного приготовления мёда необходимы были крупные по объёму закладки, порядка сотен килограмм.

Появившиеся позже, в XVII—XVIII веках, «мёды», «медки» и «медовухи», дошедшие до наших дней, готовятся по другим рецептам и имеют мало общего с классическими медовыми напитками[2]. Сейчас рецепты приготовления медовых напитков восстановлены[1].

Медовый напиток в древние времена

Напиток, получаемый из мёда путём брожения, известен с древних времён. Уже древние индоевропейцы считали мёд сакральным продуктом. Археологические находки, происходящие из святилищ, начиная с 7—6 тыс. до н. э., дают примеры изображений циклов производства мёда. Древние индоевропейцы считали, что в загробном (небесном) мире существуют медовые реки, а медовый опьяняющий напиток они связывали с представлениями о медовом дожде, который проливается на землю из небесной реки. Пчёлы могли восприниматься как насекомые, добывающие мёд именно из небесной реки. Таким образом, медовый напиток связывается с потусторонним миром и с идеей бессмертия.

У германцев медовый напиток воспринимался как дар людям от богов. У скандинавов известен как дар Одина. Этот дар, под названием «мёд поэзии» дал людям поэтический талант, чтимый за магическую власть, которую даёт умение обращаться со словом. Одновременно у германцев употребление мёда служило ритуалом перехода в потусторонний мир (так, убитого могли называть «опьянённым»).

У славян медовый напиток был ритуальным, который они разделяли с богами. Медовый напиток ассоциировался с рекой потустороннего мира, в которой текут медово-молочные воды. Согласно исследованиям, мёд постоянно сопровождал славянские религиозные приношения и пиршества.

На востоке медовый напиток делали с пряностями: гвоздикой, шафраном, имбирем и другими.

Средневековье

На Руси медовый напиток сначала назывался просто «мёд» или «мёд питный». Готовился такой мёд путём медостава («ставленный мёд» от 5 до 20 лет перебраживался из натурального нестерилизованного мёда в зарытых в землю дубовых бочках).

С XI века наряду с методом медостава используется метод варения, благодаря которому стало возможно получать напиток уже через месяц, однако мёд приходилось стерилизовать кипячением.

На протяжении всего Средневековья на Руси использовали напиток мёд в ритуалах по случаю рождения, в поминальных ритуалах, также он был неизменным во всех крупных семейных праздниках, был постоянным атрибутом гостеприимного хозяина, а также замечен при использовании в домашней волошбе.

Издревле мёд был частью культовых и обрядовых церемоний. Во время брачной церемонии молодые получали в подарок бочонок мёда в десяток килограмм, который полагалось съесть за месяц. Отсюда, кстати, и пошло выражение «медовый месяц»[3]. Мёд на Руси любили и потребляли в больших количествах — об этом говорят старинные рецепты вроде «развести 12 вёдрами воды 1,5 пуда мёда...», «на 96 литров речной чистой воды положить 16 кг мёда...».

Новое и новейшее время

В XV веке практически полностью перестают готовить мёд методом медостава. Исчезает ритуал употребления мёда до еды.В XVII веке медоварение становится редким явлением, так как мёд вытесняется вином.К XIX веку медоварение возрождается, а с ним появляются медовые напитки под именем «медовуха».

Питный мёд

Питный мёд — праздничный древнерусский напиток. Первоначально при изготовлении такого напитка не использовали воду и не добавляли алкоголь, он был свободен от сивушных масел, тяжёлых спиртов, жирных кислот и имел свойственные только ему ароматически-вкусовые показатели[2].

Рецепты приготовления медовых напитков на Руси описал в XVII веке Чарльз Карлайл[1].

Ставленый мёд

По косвенным византийским источникам, можно заключить, что в конце IX века, некоторые славянские племена, особенно древляне и поляне, умели забраживать и выдерживать мёд[4]. Рецепт приготовления такого мёда был описан в «Домострое».

Технология изготовления ставленого мёда напоминала технологию изготовления вина. Брали две трети и более мёда и одну треть сока ягод (обычно использовалась брусника, вишня или малина) без добавления воды. Смесь подвергалась естественному брожению в бочках или открытых чанах, после чего её многократно переливали и выдерживали в засмоленных бочонках, которые зарывали в землю на длительный срок — 15—20 (иногда до 40) лет. Минимальный срок до готовности напитка был 5—8 лет, хотя такой мёд считался недодержанным.

Недостатком такой технологии было слишком долгое время изготовления, и из-за этого она применялась крайне редко, поэтому была придумана технология изготовления хмельного мёда.

Хмельной мёд

Хмельной медовый напиток у русов упоминается путешественником Ибн-Руста в 921 году[4].

Рецептура была такая же, как и у ставленого мёда, но в смесь мёда и сока ягод ещё до начала брожения добавляли хмель. В результате мёд получался более крепким, и употреблять его можно было уже на третий год. Идеальным сроком выдержки для хмельного мёда считались 10 лет.

Варёный мёд

В Повести временных лет мёд впервые упоминается под 996 годом, где сказано, что Владимир велел сварить 300 проварь мёду[1][4].

Несмотря на двукратное сокращение времени готовности хмельного мёда относительно ставленого, процесс всё же оставался длительным, и поэтому появился варёный мёд, который делали по примерно такой же технологии, как и пиво, причём на изготовление уходило меньше сырья и получалось гораздо меньше отходов. При этом способе напиток был готов уже через две-три недели.

Пуре

В Мордовии готовили напиток пуре, при изготовлении которого использовалась перга, приготовление сочетало в себе как «пивную», так и «винную» технологии, переливы, «подкормку» мёда и даже его вымораживание. При таком изготовлении напиток был готов уже через год[5].

Медовое вино

Изготовление медовых вин получило широкое распространение в умеренных зонах, в частности в России, где климатические условия не располагали к выращиванию и селекции винограда. Исторически сложилось, что вино в России производилось преимущественно из ягод и плодов, с добавлением мёда и целебных трав.

Натуральное крепкое вино возможно получить естественным путём только сбраживанием мёда. «Счастливы будут те времена, — писал выдающийся знаток медоварения профессор Цессельский, — когда вместо водки и пива наш мужичок будет подкрепляться собственным напитком, приготовленным из мёда и фруктов».

Начало медоварения на Руси было положено в глубокой древности. Медовый напиток считался очень ценным продуктом. Мёд хмельной варили и на монастырских землях, мёд приносили в дань церквям. К недостаткам традиционных способов приготовления медовых вин следует отнести длительность процесса кипячения медового раствора (что приводило к снижению биологической активности готового вина), длительный процесс его приготовления и непродолжительный срок хранения.

Производство медовых вин в России сравнительно молодая отрасль. Технология производства медовых вин обеспечивает сохранность ценных качеств природных компонентов медового сусла, сравнительно высоких органолептических достоинств медового вина, ускорение сроков его получения и увеличение продолжительности его хранения. Обязательными компонентами медового сусла являются цветочная пыльца, шишки хмеля, пряности, коренья, ягоды. Для активизации брожения применяют расы чистых культур винных дрожжей.

Цветочная пыльца содержит в больших количествах все заменимые и незаменимые аминокислоты, углеводы, витамины С, В1,В2, В3, В6, Н, В12, провитамины А, D, Е, Р и др., а также гормоны, ферменты, выполняющие функцию биологических катализаторов, и фитонциды, обладающие бактерицидными свойствами. Процесс брожения измельчённой пыльцы в медовом сусле в присутствии чистой культуры винных дрожжей способствует не только активизации перехода биологически активных веществ цветочной пыльцы в сбраживаемое сусло, но и обеспечивает наибольшую полноту их извлечения и стабилизацию для последующих технологических операций. Это приводит к повышению биологической ценности готового вина, а также увеличивает срок его хранения за счёт придания ему бактерицидных свойств.

Необходимым компонентом медового сусла является хмель. Шишки хмеля закладывают в бродильные ёмкости вначале брожения для повышения крепости напитка и улучшения его органолептических показателей. Хмель богат эфирными и дубильными веществами, которые способствуют естественному осветлению вина и предохраняют от скисания.

Технология изготовления

Технология приготовления медового вина предусматривает растворение натурального пчелиного мёда в воде, введение в раствор других компонентов согласно рецептуре, сбраживание полученного сусла, его выдерживание, снятие с осадка, пастеризацию, фильтрование, купажирование и разлив.

В компонент рецептуры медового вина входят настои пряноароматического натурального сырья: пряности, коренья, ягоды. Каждый вид природного сырья перебирают, удаляя посторонние примеси и испорченные части растений, затем измельчают и заливают спирто-водным раствором (50 % об.) в соотношении 1:10. Качественный этиловый спирт используется как консервант. Ежедневно перемешивая, получают настой через 15—20 дней. Готовый настой освобождается от осадка.

Расчётное количество разогретого мёда, питьевой воды, раствора цветочной пыльцы, настоя ягод или трав перекачивают в купажёр из нержавеющей стали, и 30 минут перемешивают электромешалкой. Полученное медовое сусло перекачивают в ёмкость из нержавеющей стали для сбраживания, добавляя шишки хмеля и разводку чистой культуры винных дрожжей. Процесс брожения протекает без доступа воздуха в герметично закрытых ёмкостях, снабжённых водяным затвором для сброса образующейся при брожении углекислоты. Температуру поддерживают в пределах 18—20 град. С, тщательно следят за режимом брожения сусла.

По окончании брожения сусло снимают с дрожжевого осадка и пастеризуют. Пастеризованный продукт ставят на выдержку в герметично закрытых ёмкостях на минимум две-три недели. При выдержке медовые вина приобретают особые вкусовые и ароматические качества, осветляются, приобретая золотистый оттенок. По окончании выдержки вина подвергаются дополнительной фильтрации для получения прозрачного с блеском готового продукта.

Готовое натуральное медовое вино перекачивают в ёмкость для разлива, а затем фасуют в потребительскую тару. Срок годности продукта 1 год при хранении в температуре от 0 до 16° С. Десертные вина из мёда следует пить охлаждёнными.

Медовое пиво

Медо́вое пи́во (Braggot, перевар) — слабоалкогольный напиток, получаемый спиртовым брожением медовой сыты с хмелем, иногда с добавлением пивных дрожжей[6]. По классификации Mazer Cup International коммерческие сорта медового пива должны содержать не менее 20% мёда. По классификации BJCP (Программа Сертификации Пивных Судей) медовое пиво, или Braggot, должно содержать не менее 50% мёда.

Сбитень

Сбитень — старинный восточно-славянский напиток из воды, мёда и пряностей, в число которых нередко входили лечебные травяные сборы. Впервые упомянут в славянских летописях в 1128 году. Употребляют горячим или холодным.

Первое упоминание о сбитне как о напитке, широко употребляемом славянами, относится к летописным источникам XII века. Тогда он назывался переваром, а позднее — взваром или просто варом. До появления в России чая сбитень, пожалуй, был единственным горячим напитком русов, приготавливали его в самоварах.

Медовуха

Медовуха — дрожжевая, квасная или фруктовая бражка с добавлением мёда.

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 5 Похлёбкин, 1988, с. 98.
  2. ↑ 1 2 Похлёбкин, 1988, с. 99.
  3. ↑ Ковалев, Могильный, 1990, с. 230.
  4. ↑ 1 2 3 Похлёбкин, 2009, с. 33.
  5. ↑ Похлёбкин, 2009, с. 94.
  6. ↑ Цесельский, 1910.

Литература

  1. Ковалёв В. М., Могильный Н. П. Мед // Русская кухня: традиции и обычаи. — М.: Советская Россия, 1990. — С. 254. — 229–230 с. — ISBN 5-268-00916-8.
  2. Похлёбкин В. В. Мёды питные // О кулинарии от А до Я: Словарь-справочник. — Мн.: Полымя, 1988. — С. 98–99. — 224 с. — ISBN 5-345-00218-5.
  3. Похлёбкин В. В. История водки. — М.: Центрполиграф, 2009. — 268 с. — (Классика кулинарии). — ISBN 978-5-9524-4404-1.
  4. Цесельский Т. Медоварение или искусство производства напитков из мёда и фруктов. — Екатеринослав: Типография Я. А. Краснополера, 1910. — 70 с.

Ссылки

wikiredia.ru

Напитки Древней Руси – ставленый и вареный мёд

Питный мёд - это исконно руский напиток, который ставили с незапамятных времен. Называли его уважительно - медок или просто - мёд. Процесс приготовления назывался - мёдостат: смешивали две трети или более мёда с соком ягод (обычно брусника, малина или вишня) и ставили бродить. Затем несколько раз переливали и в засмоленных дубовых бочках зарывали в землю на 15–20 лет минимум. Назывался такой мёд – ставленым. Рецептов ставленого мёда было множество - добавляли хмель для крепости и различные пряности, травы, ягоды, соответственно менялись и названия – хмельной, поддельный, украшенный. Каждый вид мёда на отдельный случай жизни, т.к. пили медок только в особых случаях – рождение, свадьба, похороны, жертвоприношение. Мёд получался крепостью 10–16 градусов. Многие ученые считают, что питный мёд, это прародитель вина. К вину относились как к обычному алкогольному напитку, а к мёду у разных народов было одинаковое отношение - это не повседневный, а религиозный напиток - Дар Богов, обладающий целебными и магическими свойствами. Мёд разрешалось пить только в особых случаях, разделяя трапезу с Богами, а пчёлы считались связующим звеном между миром людей и Богов.

В древнем Египте мёду поклонялись. В гробницах археологи находят сосуды с символикой пчёл, которые были подношением и могли пригодиться в царстве мёртвых, поскольку там текут медовые реки. Мёд и медовые напитки - это пища Богов (амброзия). В одном из храмов нашли надпись «Бог Ра рыдал, а его слёзы падали на землю и превращались в пчёл». На стенах гробниц множество рисунков, которые рассказывают о процессе и циклах приготовления медовых напитков. Возраст рисунков 7 тыс. лет до н.э.

Скандинавы считали мёд даром Одина, дарующий магическую власть и умение обращаться со словом. Германцы называли убитого «опьяненным», а мёд служил ритуальным переходом в потусторонний мир. Финны считали медовый напиток «живой водой», способной возродить к жизни мертвого.У разных народов «Дар Богов» назывался почти одинаково – в Греции «меду», т.е. опьяняющее, на Руси «мёд», шведы и норвежцы называли «мьод», а у германцев «меет».

На Руси ставленый мёд считался божественным напитком, который разрешалось готовить только волхвам. Они решали когда напиток готов и по какому случаю, какой мёд следует пить. Считалось, что в потустороннем мире текут медово-молочные реки (мёд с молоком), если учесть, что мёд по составу практически соответствует крови человека, возможно отсюда и произошло выражение «кровь с молоком», т.е. идеальное здоровье, дарованное Богами. Есть версия, что к Илье Муромцу пришли старцы именно с таким напитком, подарившее ему богатырское здоровье и силу.

Варёный мёд

Начиная с XI века, наравне со ставленым мёдом начали делать варёный, напоминающий приготовление пива, что ускорило и удешевило процесс производства, т.к. стали добавлять воду (1 к 0,5 или 1 к 1, или 1 к 2), 1 часть мёда, 2 части воды. Мёд варили, добавляя фрукты, ягоды, зелень и овощи; называлась такая смесь - сыта, а мёд «сытный». Когда сыта остывала, добавляли закваску и оставляли бродить, через 2–3 недели мёд-пиво был готов. Такой мёд получался гораздо хуже ставленого и по вкусовым и по целебным свойствам, но зато удовлетворял возросшие потребности.

На праздник обязательно варили мёд в каждой семье для угощения гостей. Хотя еще и оставалась традиция пить мёд только до еды, но о причине такой культуры пития постепенно забывали и вскоре начали пить до, после и во время еды. «И я там был, мёд-пиво пил…».

Медовуха

В XVI - XVII веках появилась водка, которая вытеснила мёд (готовить водку быстро и дешево). В XIX веке у людей просыпается интерес к традициям и напиткам Древней Руси. На рынке появляется «медовуха» - дешевая подделка староруского медка. Готовится из фруктовой или ягодной бражки с добавлением небольшого количества мёда. Некоторые для крепости добавляют водку или спирт.

Медовуха к питному мёду не относится. Варёный мёд хотя и был полезный и вкусный, но ни шел ни в какое сравнение с настоящим божественным ставленым мёдом, секрет которого знали волхвы. Именно о ставленом мёде гости Древней Руси слагали песни и поговорки:«пиво – не диво, а мёд – хвала и всему голова»

Пиво и водка на РусиСурица (сурья) - питный мёдСбитень (перевар, взвар и вар) – рецепты

fizrazvitie.ru

Напитки Древней Руси – ставленый и варёный мёд. Медовуха

Напитки Древней Руси – ставленый и варёный мёд. Медовуха 

 

Медовуха - это современное название алкогольного напитка с мёдом, которое появилось в XIX веке и не имеет никакого отношения к настоящему древнерускому напитку. Настоящий питный мёд называли уважительно - медок или просто мёд, а процесс приготовления назывался - мёдостат.

 

Ставленый мёд (медок)

Держать пчел или водить. Конструкция улья для очень занятых или ленивых.Держать пчел или водить. Конструкция улья для очень занятых или ленивых.

 

Питный мёд - это исконно руский напиток, который ставили с незапамятных времен. Смешивали две трети или более мёда с соком ягод (обычно брусника, малина или вишня) и ставили бродить. Затем несколько раз переливали и в засмоленных дубовых бочках зарывали в землю на 15–20 лет минимум. Назывался такой мёд – ставленым

Рецептов ставленого мёда было множество - добавляли хмель для крепости и различные пряности, травы, ягоды, соответственно менялись и названия – хмельной, поддельный, украшенный. Каждый вид мёда на отдельный случай жизни, т.к. пили медок только в особых случаях – рождение, свадьба, похороны, жертвоприношение. Мёд получался крепостью 10–16 градусов.

Жданов: Целебный мёд и секрет русского пчеловодства (видео).Жданов: Целебный мёд и секрет русского пчеловодства (видео).

Многие ученые считают, что питный мёд, это прародитель вина. К вину относились как к обычному алкогольному напитку, а к мёду у разных народов было одинаковое отношение - это не повседневный, а религиозный напиток - Дар Богов, обладающий целебными и магическими свойствами. Мёд разрешалось пить только в особых случаях, разделяя трапезу с Богами, а пчёлы считались связующим звеном между миром людей и Богов.

В древнем Египте мёду поклонялись, в гробницах археологи находят сосуды с символикой пчёл, которые были подношением и могли пригодиться в царстве мёртвых, поскольку там текут медовые реки, а мёд и медовые напитки, это пища Богов (амброзия). В одном из храмов нашли надпись «Бог Ра рыдал, а его слёзы падая на землю, превращались в пчёл». На стенах гробниц множество рисунков, которые рассказывают о процессе и циклах приготовления медовых напитков. Возраст рисунков 7 тыс. лет до н.э. Скандинавы считали мёд даром Одина, дарующий магическую власть и умение обращаться со словом. Германцы называли убитого «опьяненным», а мёд служил ритуальным переходом в потусторонний мир. Финны считали медовый напиток «живой водой», способной возродить к жизни мертвого. У разных народов «Дар Богов» назывался почти одинаково – в Греции «меду», т.е. опьяняющее, на Руси «мёд», шведы и норвежцы называли «мьод», а у германцев «меет».

Наши предки считали медок божественным напитком, который разрешалось готовить только волхвам. Они решали когда напиток готов и по какому случаю, какой мёд следует пить. Считалось, что в потустороннем мире текут медово-молочные реки (мёд с молоком), если учесть, что мёд практически соответствует крови человека, возможно отсюда и произошло выражение «кровь с молоком», т.е. идеальное здоровье, дарованное Богами. Есть версия, что к Илье Муромцу пришли старцы именно с таким напитком, подарившее ему богатырское здоровье и силу.

 

Маленькие секреты медового целебникаМаленькие секреты медового целебника

Варёный мёд (мёд-пиво)

 

Начиная с XI века, наравне со ставленым мёдом начали делать варёный, напоминающий приготовление пива, что ускорило и удешевило процесс производства, т.к. стали добавлять воду (1 к 0,5 или 1 к 1, или 1 к 2), 1 часть мёда, 2 части воды. Мёд варили, добавляя фрукты, ягоды, зелень или овощи – называлась такая смесь - сыта, а мёд «сытный». После того, как сыта остывала, добавляли закваску и оставляли бродить - через 2–3 недели мёд-пиво был готов. Такой мёд получался гораздо хуже ставленого и по вкусовым и по целебным свойствам, но зато удовлетворял возросшие потребности.

Вареный мёд уже не был религиозным напитком, его стали варить на любой пир и в каждой семье, на праздник обязательно варили мёд для угощения гостей. Хотя еще и оставалась традиция пить мёд только до еды (это было связано с религиозными обычаями), но о причине такой культуры пития постепенно забывали и вскоре начали пить до, после и во время еды.

«И я там был, мёд-пиво пил…»

 

Медовуха

 

Полюбите мед!Полюбите мед!

В XVI - XVII веках появляется водка, которая вытесняет мёд (готовить водку быстро и дешево). В XIX веке у людей просыпается интерес к традициям и напиткам Древней Руси. На рынке появляется «медовуха» - дешевая подделка староруского медка. Готовится из фруктовой или ягодной бражки с добавлением небольшого количества мёда. Некоторые для крепости добавляют водку или спирт.

Медовуха к питному мёду не относится. Варёный мёд хотя и был полезный и вкусный, но ни шел, ни в какое сравнение с настоящим божественным ставленым мёдом, секрет которого знали волхвы. Именно о ставленом мёде гости Древней Руси слагали песни и поговорки:

«пиво – не диво, а мёд – хвала и всему голова»

 

 

Источник: fizrazvitie.ru

 

Если эта статья на нашем сайте ecology.md , была для вас полезна, то предлагаем вам книгу с Рецептами живого, оздоравливающего питания. Веганские и сыроедческие рецепты известного итальянского шеф-повара Анджелы Аграти-Прейндж. А так же предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП лучших статей об здоровом образе жизнии здоровом питании вы можете найти там, где вам максимально удобно ВКонтакте или В Фейсбуке Если у вас неправильно отображается страница, не воспроизводится видео или нашли ошибку в тексте, пожалуйста, нажмите сюда.

ecology.md

Питный мёд Вики

Медо́вые напи́тки — алкогольные напитки, основным сырьём для которых является мёд. Изготавливались почти всеми древнейшими народами Европы[1].

История[ | код]

Алкогольные напитки на основе мёда известны издавна и встречались у большинства древнейших народов Европы — у древних славян, скандинавов, германцев, греков, литовцев, пиктов, валлийцев и других[1].

В первой половине XVI века началось вытеснение медовых напитков водкой, в последующие столетия утрачиваются и их рецепты, передававшиеся, в основном, в устной форме. Кроме появления более дешёвых алкогольных напитков, большу́ю роль в сокращении медоварения сыграла длительность приготовления напитка, исчисляемая годами, а также огромные потери сырья — до 50 % от закладки. Причём для правильного приготовления мёда необходимы были крупные по объёму закладки, порядка сотен килограмм.

Появившиеся позже, в XVII—XVIII веках, «мёды», «медки» и «медовухи», дошедшие до наших дней, готовятся по другим рецептам и имеют мало общего с классическими медовыми напитками[2]. Сейчас рецепты приготовления медовых напитков восстановлены[1].

Медовый напиток в древние времена[ | код]

Напиток, получаемый из мёда путём брожения, известен с древних времён. Уже древние индоевропейцы считали мёд сакральным продуктом. Археологические находки, происходящие из святилищ, начиная с 7—6 тыс. до н. э., дают примеры изображений циклов производства мёда. Древние индоевропейцы считали, что в загробном (небесном) мире существуют медовые реки, а медовый опьяняющий напиток они связывали с представлениями о медовом дожде, который проливается на землю из небесной реки. Пчёлы могли восприниматься как насекомые, добывающие мёд именно из небесной реки. Таким образом, медовый напиток связывается с потусторонним миром и с идеей бессмертия.

У германцев медовый напиток воспринимался как дар людям от богов. У скандинавов известен как дар Одина. Этот дар, под названием «мёд поэзии» дал людям поэтический талант, чтимый за магическую власть, которую даёт умение обращаться со словом. Одновременно у германцев употребление мёда служило ритуалом перехода в потусторонний мир (так, убитого могли называть «опьянённым»).

У славян медовый напиток был ритуальным, который они разделяли с богами. Медовый напиток ассоциировался с рекой потустороннего мира, в которой текут медово-молочные воды. Согласно исследованиям, мёд постоянно сопровождал славянские религиозные приношения и пиршества.

На востоке медовый напиток делали с пряностями: гвоздикой, шафраном, имбирем и другими.

Средневековье[ | код]

На Руси медовый напиток сначала назывался просто «мёд» или «мёд питный». Готовился такой мёд путём медостава («ставленный мёд» от 5 до 20 лет перебраживался из натурального нестерилизованного мёда в зарытых в землю дубовых бочках).

С XI века наряду с методом медостава используется метод варения, благодаря которому стало возможно получать напиток уже через месяц, однако мёд приходилось стерилизовать кипячением.

На протяжении всего Средневековья на Руси использовали напиток мёд в ритуалах по случаю рождения, в поминальных ритуалах, также он был неизменным во всех крупных семейных праздниках, был постоянным атрибутом гостеприимного хозяина, а также замечен при использовании в домашней волошбе.

Издревле мёд был частью культовых и обрядовых церемоний. Во время брачной церемонии молодые получали в подарок бочонок мёда в десяток килограмм, который полагалось съесть за месяц. Отсюда, кстати, и пошло выражение «медовый месяц»[3]. Мёд на Руси любили и потребляли в больших количествах — об этом говорят старинные рецепты вроде «развести 12 вёдрами воды 1,5 пуда мёда...», «на 96 литров речной чистой воды положить 16 кг мёда...».

Новое и новейшее время[ | код]

В XV веке практически полностью перестают готовить мёд методом медостава. Исчезает ритуал употребления мёда до еды.В XVII веке медоварение становится редким явлением, так как мёд вытесняется вином.К XIX веку медоварение возрождается, а с ним появляются медовые напитки под именем «медовуха».

Питный мёд[ | код]

Питный мёд — праздничный древнерусский напиток. Первоначально при изготовлении такого напитка не использовали воду и не добавляли алкоголь, он был свободен от сивушных масел, тяжёлых спиртов, жирных кислот и имел свойственные только ему ароматически-вкусовые показатели[2].

Рецепты приготовления медовых напитков на Руси описал в XVII веке Чарльз Карлайл[1].

Ставленый мёд[ | код]

По косвенным византийским источникам, можно заключить, что в конце IX века, некоторые славянские племена, особенно древляне и поляне, умели забраживать и выдерживать мёд[4]. Рецепт приготовления такого мёда был описан в «Домострое».

Технология изготовления ставленого мёда напоминала технологию изготовления вина. Брали две трети и более мёда и одну треть сока ягод (обычно использовалась брусника, вишня или малина) без добавления воды. Смесь подвергалась естественному брожению в бочках или открытых чанах, после чего её многократно переливали и выдерживали в засмоленных бочонках, которые зарывали в землю на длительный срок — 15—20 (иногда до 40) лет. Минимальный срок до готовности напитка был 5—8 лет, хотя такой мёд считался недодержанным.

Недостатком такой технологии было слишком долгое время изготовления, и из-за этого она применялась крайне редко, поэтому была придумана технология изготовления хмельного мёда.

Хмельной мёд[ | код]

Хмельной медовый напиток у русов упоминается путешественником Ибн-Руста в 921 году[4].

Рецептура была такая же, как и у ставленого мёда, но в смесь мёда и сока ягод ещё до начала брожения добавляли хмель. В результате мёд получался более крепким, и употреблять его можно было уже на третий год. Идеальным сроком выдержки для хмельного мёда считались 10 лет.

Варёный мёд[ | код]

В Повести временных лет мёд впервые упоминается под 996 годом, где сказано, что Владимир велел сварить 300 проварь мёду[1][4].

Несмотря на двукратное сокращение времени готовности хмельного мёда относительно ставленого, процесс всё же оставался длительным, и поэтому появился варёный мёд, который делали по примерно такой же технологии, как и пиво, причём на изготовление уходило меньше сырья и получалось гораздо меньше отходов. При этом способе напиток был готов уже через две-три недели.

Пуре[ | код]

В Мордовии готовили напиток пуре, при изготовлении которого использовалась перга, приготовление сочетало в себе как «пивную», так и «винную» технологии, переливы, «подкормку» мёда и даже его вымораживание. При таком изготовлении напиток был готов уже через год[5].

Медовое вино[ | код]

Изготовление медовых вин получило широкое распространение в умеренных зонах, в частности в России, где климатические условия не располагали к выращиванию и селекции винограда. Исторически сложилось, что вино в России производилось преимущественно из ягод и плодов, с добавлением мёда и целебных трав.

Натуральное крепкое вино возможно получить естественным путём только сбраживанием мёда. «Счастливы будут те времена, — писал выдающийся знаток медоварения профессор Цессельский, — когда вместо водки и пива наш мужичок будет подкрепляться собственным напитком, приготовленным из мёда и фруктов».

Начало медоварения на Руси было положено в глубокой древности. Медовый напиток считался очень ценным продуктом. Мёд хмельной варили и на монастырских землях, мёд приносили в дань церквям. К недостаткам традиционных способов приготовления медовых вин следует отнести длительность процесса кипячения медового раствора (что приводило к снижению биологической активности готового вина), длительный процесс его приготовления и непродолжительный срок хранения.

Производство медовых вин в России сравнительно молодая отрасль. Технология производства медовых вин обеспечивает сохранность ценных качеств природных компонентов медового сусла, сравнительно высоких органолептических достоинств медового вина, ускорение сроков его получения и увеличение продолжительности его хранения. Обязательными компонентами медового сусла являются цветочная пыльца, шишки хмеля, пряности, коренья, ягоды. Для активизации брожения применяют расы чистых культур винных дрожжей.

Цветочная пыльца содержит в больших количествах все заменимые и незаменимые аминокислоты, углеводы, витамины С, В1,В2, В3, В6, Н, В12, провитамины А, D, Е, Р и др., а также гормоны, ферменты, выполняющие функцию биологических катализаторов, и фитонциды, обладающие бактерицидными свойствами. Процесс брожения измельчённой пыльцы в медовом сусле в присутствии чистой культуры винных дрожжей способствует не только активизации перехода биологически активных веществ цветочной пыльцы в сбраживаемое сусло, но и обеспечивает наибольшую полноту их извлечения и стабилизацию для последующих технологических операций. Это приводит к повышению биологической ценности готового вина, а также увеличивает срок его хранения за счёт придания ему бактерицидных свойств.

Необходимым компонентом медового сусла является хмель. Шишки хмеля закладывают в бродильные ёмкости вначале брожения для повышения крепости напитка и улучшения его органолептических показателей. Хмель богат эфирными и дубильными веществами, которые способствуют естественному осветлению вина и предохраняют от скисания.

Технология изготовления

Технология приготовления медового вина предусматривает растворение натурального пчелиного мёда в воде, введение в раствор других компонентов согласно рецептуре, сбраживание полученного сусла, его выдерживание, снятие с осадка, пастеризацию, фильтрование, купажирование и разлив.

В компонент рецептуры медового вина входят настои пряноароматического натурального сырья: пряности, коренья, ягоды. Каждый вид природного сырья перебирают, удаляя посторонние примеси и испорченные части растений, затем измельчают и заливают спирто-водным раствором (50 % об.) в соотношении 1:10. Качественный этиловый спирт используется как консервант. Ежедневно перемешивая, получают настой через 15—20 дней. Готовый настой освобождается от осадка.

Расчётное количество разогретого мёда, питьевой воды, раствора цветочной пыльцы, настоя ягод или трав перекачивают в купажёр из нержавеющей стали, и 30 минут перемешивают электромешалкой. Полученное медовое сусло перекачивают в ёмкость из нержавеющей стали для сбраживания, добавляя шишки хмеля и разводку чистой культуры винных дрожжей. Процесс брожения протекает без доступа воздуха в герметично закрытых ёмкостях, снабжённых водяным затвором для сброса образующейся при брожении углекислоты. Температуру поддерживают в пределах 18—20 град. С, тщательно следят за режимом брожения сусла.

По окончании брожения сусло снимают с дрожжевого осадка и пастеризуют. Пастеризованный продукт ставят на выдержку в герметично закрытых ёмкостях на минимум две-три недели. При выдержке медовые вина приобретают особые вкусовые и ароматические качества, осветляются, приобретая золотистый оттенок. По окончании выдержки вина подвергаются дополнительной фильтрации для получения прозрачного с блеском готового продукта.

Готовое натуральное медовое вино перекачивают в ёмкость для разлива, а затем фасуют в потребительскую тару. Срок годности продукта 1 год при хранении в температуре от 0 до 16° С. Десертные вина из мёда следует пить охлаждёнными.

Медовое пиво[ | код]

Медо́вое пи́во (Braggot, перевар) — слабоалкогольный напиток, получаемый спиртовым брожением медовой сыты с хмелем, иногда с добавлением пивных дрожжей[6]. По классификации Mazer Cup International коммерческие сорта медового пива должны содержать не менее 20% мёда. По классификации BJCP (Программа Сертификации Пивных Судей) медовое пиво, или Braggot, должно содержать не менее 50% мёда.

Сбитень[ | код]

Сбитень — старинный восточно-славянский напиток из воды, мёда и пряностей, в число которых нередко входили лечебные травяные сборы. Впервые упомянут в славянских летописях в 1128 году. Употребляют горячим или холодным.

Первое упоминание о сбитне как о напитке, широко употребляемом славянами, относится к летописным источникам XII века. Тогда он назывался переваром, а позднее — взваром или просто варом. До появления в России чая сбитень, пожалуй, был единственным горячим напитком русов, приготавливали его в самоварах.

Медовуха[ | код]

Медовуха — дрожжевая, квасная или фруктовая бражка с добавлением мёда.

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

  1. ↑ 1 2 3 4 5 Похлёбкин, 1988, с. 98.
  2. ↑ 1 2 Похлёбкин, 1988, с. 99.
  3. ↑ Ковалев, Могильный, 1990, с. 230.
  4. ↑ 1 2 3 Похлёбкин, 2009, с. 33.
  5. ↑ Похлёбкин, 2009, с. 94.
  6. ↑ Цесельский, 1910.

Литература[ | код]

  1. Ковалёв В. М., Могильный Н. П. Мед // Русская кухня: традиции и обычаи. — М.: Советская Россия, 1990. — С. 254. — 229–230 с. — ISBN 5-268-00916-8.
  2. Похлёбкин В. В. Мёды питные // О кулинарии от А до Я: Словарь-справочник. — Мн.: Полымя, 1988. — С. 98–99. — 224 с. — ISBN 5-345-00218-5.
  3. Похлёбкин В. В. История водки. — М.: Центрполиграф, 2009. — 268 с. — (Классика кулинарии). — ISBN 978-5-9524-4404-1.
  4. Цесельский Т. Медоварение или искусство производства напитков из мёда и фруктов. — Екатеринослав: Типография Я. А. Краснополера, 1910. — 70 с.

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru


Смотрите также

.