Выпьем по чарке мёда? Мед пиво


МЕД-ПИВО ПИЛИ

С древних времен и до наших днейМЕД-ПИВО ПИЛИ

Пиво имеет многотысячелетнюю историю. Первые упоминания о нем относятся к 7000 г. до н. э. Рецепты такого напитка были высечены на камне, найденном в Двуречье - районе проживания шумеров (одного из древних народов, населявших Месопотамию) - на территории между реками Тигр и Евфрат. В 1935 году американскими археологами были найдены в Месопотамии глиняные дощечки, которым по крайней мере 6 тыс. лет. На них изображены два человека в процессе работы у пивоваренного котла. У шумеров была даже поговорка: "Не знать пива - не знать радости".

Известный немецкий археолог Е. Хубер писал в своей "Истории Месопотамии" : "Я нашёл убедительную клинопись в храмовом инвентаре третьего тысячелетия до нашей эры. Там содержались прелюбопытные рецепты изготовления шумерского пива." Хуберу удалось установить не менее 15 сортов пива. Он смог составить из разрозненных изображений 23 сцены, довольно полно показывающие процесс приготовления пива.Процесс пивоварения был примерно таким же, как в наши дни. Из солода вырабатывался пивной хлеб, баппир, который потом крошили, опускали в бочку, заливали водой и квасили. Полученную массу процеживали и приправляли. Пилось пиво через специальные тростниковые трубочки, чтобы не растворившиеся плевел и зёрна не попадали в пищевод пьющего.

Древние народы, населявшие Месопотамию - шумеры, вавилоняне, ассирийцы - знали более 70 сортов пива, имевших разные названия в зависимости от вкуса, цвета и других свойств. Было сладкое пиво, которое якобы любили женщины, тёмное и светлое. Пили пиво с названием "хорошее", "очень хорошее" и с другими названиями. Наиболее распространённым в Месопотамии было тёмное пиво, довольно густое с осадком, умеренно игристое с небольшим содержанием алкоголя, запахом кисловатого солода и освежающим кисловатым вкусом. Сдобренное пряностями, пиво было более или менее горьким, в зависимости от использованных трав.У шумеров была покровительница пивоварения Нинкаси, что в переводе означает: "Ты, которая так щедро напоила меня". Ей посвящён "Гимн Нинкаси" - древняя поэма, датируемая 1800 г. до н.э. Пиво пили простой народ и знать. Оно подносилось богам, служило предметом торговли и в качестве уплаты натурой. Шумеры освобождали пивоваров от военной службы. В ассирийской и вавилонской империях роль солодарей и пивоваров значительно возросла. Так же, как другие ремесленники, они объединялись в цехи и имели различные обязанности по отношению к богам.

В Вавилоне, возникшем на территории шумерской цивилизации, правила изготовления и продажи пива отражены в знаменитом своде законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), являющемся наиболее значительным юридическим памятником Др. Востока. "Судебник Хаммурапи" - большой каменный столб с высеченными надписями, найденный на месте древнего города Сузы (хранится в Лувре), предусматривал. в частности, суровые наказания пивоварам, разбавлявшим пиво водой. Виновным предоставлялась право выбора: либо быть утопленным в бочке с испорченным пивом, либо пить его, пока не упадут замертво. Строго карались спекуляция и фальсификация. Например, если пивоварка или кабачники нарушали нормы назначения цен, их штрафовали или топили в реке.  Задушевно пел о пиве неизвестный поэт эпохи царя Шу- Суэна, третьей династии Ура: "Пусть станет око бочки нашим оком, пусть станет сердце бочки нашим сердцем!". К 722-705 гг. до н. э. относится изображение во дворце ассирийского царя Саргона 2 в Дур-Шаррукин, нынешнем Хорсабаде в 20 км севернее города Мосул в Ираке. Объединение пивоваров в союз подтверждается и в более позднее время, в царствование царя Небукаднезара (605-562 гг. до н.э.). Пивовары поклонялись богу Ану, но молитвы возносили к высшему покровителю, богу Марцуку.

Из древнего Египта сведений о пиве дошло меньше. Чешский исследователь профессор Грозный обнаружил в Египте памятники, указывающие, что пиво там варили уже в 2800 году до н.э.  Древние египтяне знали немало сортов пива, начиная от обычного ячменного, тёмного, светлого мягкой консистенции, светлого с тончайшим ароматом и обычного пива из смеси разных видов солода и кончая пивом, для приготовления которого использовался пшеничный солод. Популярное выражение "пиво - жидкий хлеб" знали уже в Древнем Египте и Вавилоне. Выпечка хлеба и пивоварение в Египте осуществлялись по одной концессии, поскольку пиво варили тогда из солодовенного хлеба, поджаренного или подсушенного на солнце. Пиво в Египте было главным образом напитком бедняков и средних слоёв населения. Пиво, лук и хлеб - основная еда древних египтян. А дневная норма строителя пирамид состояла из трёх буханок хлеба, трёх жбанов пива и нескольких пучков чеснока и лука. Египтяне полагали, что навыки пивоварения передал людям бог урожая и подземного мира Осирис.  Группа британских археологов во время раскопок в Тель-эль-Амарне - древней египетской столице, обнаружила остатки пивоварни, принадлежавшей храму Солнца, построенному царицей Нефертити. Было обнаружено и настенное панно с изображением Нефертити, наливающей пиво через нечто, похожее на ситечко, чтобы очистить напиток от примесей. Сама Нефертити была незаурядным мастером приготовления ячменного напитка. Со времени фараона Рамзеса II (Великого) пиво становится самым любимым напитком в Египте и Средиземноморье. Из поучения Аниго узнаём, как встречали матери своих детей-студентов: "Потом ты пошёл в школу, а когда научился грамоте, я каждый день ждала тебя дома с пивом и хлебом". В гробницы фараонов обязательно ставили сосуды с пивом. Вместе с тем на чрезмерное употребление пива уже тогда смотрели неодобрительно. Не случайно на одной из каменных плит было высечено наставление: "Не погуби себя, когда сидишь в пивной, не теряй разума и не забывай своих клятв..."

Народы Древнего Шумера и Египта определённо не были единственными, кто умел варить пиво, но они передавали искусство приготовления пива другим народам, и только они сохранили свидетельства о пивоварении, приготовлении солода, торговле пивом, так как эти народы имели письменность. Канадские археологи, раскапывая холм Годин-тепе на западе Ирана, нашли осколки глиняного сосуда, в котором варили пиво, о чём говорит осадок на дне, состоящий из оксалата кальция, который выпадает и при приготовлении современного пива. На дне сосуда нанесена сетка из глубоких царапин, чтобы выпадающий осадок задерживался в них при разливе напитка. Сосуд был изготовлен примерно в 3500 году до Рождества Христова. Редкая находка ожидала археологов и на одном из островов архипелага Новые Гибриды. В глиняном сосуде, возраст которого около 4 тыс. лет, оказалась хорошо сохранившаяся жидкость. Лабораторные анализы показали, что она представляет аналог пива, приготовленного из ячменя, овса, мёда и папоротника.

В Китае также занимались пивоварением несколько тысяч лет назад, используя в качестве исходного сырья рис. От египтян пивоварение пришло в Эфиопию, Грецию, в Персию, на Кавказ. Древнегреческие поэт Архилох, писатели Эсхил и Софокл говорят о "ячменном вине".Готовили ячменный напиток и в Урартском царстве, существовавшем в 9-7 вв. до н.э. на территории Армении. При раскопках были найдены специальные сосуды для приготовления и хранения пива. По свидетельству древнегреческого историка Ксенофонта (430-125 гг. до н. э.) в труде "Анабасис" там "хранилось ячменное вино в огромных карасах-кувшинах. В уровень с краями сосудов в вине плавал ячмень, и в него был воткнут тростник больших и маленьких размеров... Кто хотел пить, должен был взять этот тростник в рот и тянуть через него вино. Напиток был терпкий и приятный на вкус.". Древнегреческий историк Геродот(484-425 гг. до н.э.), как и египтяне приписывает изобретение пива богу Осирису, называя пиво ячменным вином.

До использования хмеля для придания пиву горечи и улучшения куса применяли разные травы и пряности. Греческий учёный Диоскорид писал об употреблении ирландцами curmi - сбраживаемого напитка из соложённого ячменя с травяными добавками. Заменой хмелю служили цветки вереска, верхушки ракитника, полынь, ягоды лавра и плюща и другие. Травяные добавки использовались и позже наряду с хмелем. Использование хмеля в пивоварении распространялось в периоды переселения народов. Существует предположение, что хмель впервые стали использовать восточные финны и татарские племена. В раннем Средневековье, в 7 в. н.э. хмель в пиво стали добавлять в Нидерландах и Северной Франции. В 9 веке при Людовике Благочестивом славилось хмелевое пиво монашеских орденов Бенедиктинцев, Францисканцев и Августинцев. В начале 10 в. город получил от Генриха I герб с веткой хмеля. Германцы развернули пивоварение наряду с земледелием. В средние века застрельщиками пивоварения в Европе были монахи, особенно в Германии, Франции, Бельгии. Не отставали от них и буддийские монахи на Востоке. Для монастырской знати варилось крепкое пиво, а для "обыкновенной братии" - послабее. Важнейшим центром пивоварения стала Фландрия, где возникла легенда о короле Гамбринусе - которого пивовары считали своим покровителем. По германской легенде сказочный король Гамбринус является изобретателем пива.

Уже в 1282 г. пиво, изготовляемое на острове Сааремаа, находит письменную похвалу местного епископа. С расцветом средневековых городов, особенно Таллинна, как члена Ганзейского союза, играющего важнейшую роль в транзитной торговле между востоком и западом, пивоварение принимает всё более крупные размеры с 14 в. В целях упорядочения производства пива и стабилизации его качества, магистрат Таллинна своим распоряжением от 1360 года разрешает варить пиво для продажи только профессиональным пивоварам. Основался цех разносчиков пива, в обязанности которых входило снабжать все корчмы города, гильдии и цеха пивом, контролировать чистоту бочек, полноту налива. В дополнение к зарплате каменщикам, столярам и др. работникам ежедневно выдавали пиво. В Эстонии с давних времён использовали деревянные пивные кружки, жбаны и ковши. Предпочтение отдавалось кружкам из можжевельника и из ели. Кружка и ручка вырезались из берёзы, стягивались кружки прутьями черёмухи и крушины. В 1478 г. папа Сикст 6 предоставил городу Риге право взимать пошлины с пива и обращать собранные суммы на пользу города.

В Америке пиво было известно задолго до Колумба, которого индейцы угощали напитком из маиса, по вкусу напоминающим пиво. В Лондоне находится древнейший (4 в. н.э.) и единственный в своём роде пивной памятник - камень с выбитым на нём рецептом приготовления пива для королевы. Первое упоминание о пиве у славян относится к 448 году, но особенно широко распространилось пивоварение в 9 веке в Новгородских землях Руси.1082 год считается годом начала пивоварения в Чехии. Первый пивоваренный завод был основан в 1341 г. в Домажлице. Центральная Европа внесла важный вклад в развитие традиций пивного производства. В 1516 г. в Германии был принят закон о чистоте пива: пиво следовало варить только из солода, хмеля и воды. Требования к качеству воды были особенно строгими. Она должна была быть вкусной и экологически чистой. Пиво, соответствующее этим нормам, в большинстве стран Европы считается классическим. Но в 20 веке некоторые пивовары пустились во всевозможные эксперименты. Хмель и вода по-прежнему присутствуют в составе пива, но вместо солода иногда используют не проросшие ячмень и пшеницу, к солоду примешивают рис и другие вещества, влияющие на вкус пива, появились фруктовые сорта пива.

 

Традиции Ирландии

МЕД-ПИВО ПИЛИ17 марта во всем мире наблюдается фантастическое позеленение – всё красят в зеленый цвет, в пабах подают зеленое пиво и зеленые булочки, лица участников карнавала раскрашены непременно в зеленый цвет, и все это потому, что этот день – День Изумрудной страны, необыкновенной загадочной Ирландии. Говорят, 17 марта любой житель планеты может почувствовать себя почетным ирландцем – для этого достаточно зайти в ближайший ирландский ресторан и выпить "Чарку Патрика" – знаменитый ирландский виски из зеленой бутылки. И вот вы уже присоединились к многомиллионной тусовке, веселящейся на Дне покровителя Ирландии. Зачем это нам, спросите вы? Да просто День святого Патрика – это повод объясниться в любви удивительной изумрудной стране Ирландии и еще раз почувствовать необыкновенное обаяние ее культуры.

МЕД-ПИВО ПИЛИПро святого Патрика написано много и столько же, наверное, напридумано. Главная его заслуга – принятие христианства по всей Ирландии. Благодаря ему происходил этот процесс вполне мирно и абсолютно по доброй воле. Святой Патрик, по сведениям историков, был фигурой харизматичной, одаренным проповедником и настоящим патриотом страны, говорят, что ему было видение, и он понял, что его предназначение – сделать Ирландию процветающей христианской страной. Он достучался до сердца каждого ирландца, очень просто объясняя символику святой Троицы – сорвав трилистник (shamrok – шамрок) на ближайшем лугу. "Как из одного стебля вырастают три листа, так и Бог триедин (Отец, Сын и Святой дух)", – говорил святой Патрик, проповедуя христианские заповеди на бескрайних лугах Ирландии. Словом, с тех давних пор трилистник – символ Ирландии. А в честь святого Патрика, покровителя Ирландии, по всей стране и по всему миру 17 марта проходят костюмированные карнавалы, поднимаются тосты за процветание Ирландии, съедается и выпивается несметное количество особенных, только ирландских напитков и блюд.

МЕД-ПИВО ПИЛИКонечно, один из самых любимых напитков – это темное пиво, стаут (staut). Во всем мире лучшим темным пивом считается "Гиннесс", но в Ирландии есть еще два знаменитых производителя темного пива: Murphy’s и Beamish&Crawford. Очень необычный и интересный на вкус традиционный ирландский сладковатый красный эль Beamish, знаменитый эль Caffrey’s – среднее между черным пивом и элем. Очень известный сорт пива Смитвикс (Smithwicks). Он варится на старейшем в Ирландии пивном заводе, а более крепкий вариант этого пива экспортируется по всему миру и известен под названием Kilkenny Irish Beer.

МЕД-ПИВО ПИЛИА куда мы идем за "Гинессом"? В паб? "Паб" — это в Лондоне. В Ирландии это называется "пуб". Это не просто место, где можно посидеть с друзьями и выпить пива. Это образ жизни (при населении в 3,5 миллиона человек здесь производят 4,5 миллиона пинт Гиннеса в сутки). При том, что ирландцы невероятно общительны, они редко ходят в гости. В Ирландии это даже как-то не принято. Зачем, если есть пуб? Последний заказ принимают в 23.00. Летом в некоторых пубах — в 23.30. Минутой позже пива вам уже не нальют.

А самый популярный в Ирландии тост — Bas! — что буквально означает пожелание собеседнику смерти. Не стоит, однако, сердиться. Ваш визави вовсе не относится к вам плохо и не желает вам погибели. Как раз наоборот, можно считать, что вы удостоились большой чести: Bas — это сокращенное "счастья, здоровья и смерти в Ирландии". До сих пор руку и сердце в ирландской глубинке предлагают со словами: "Дорогая, ты хочешь, чтобы тебя похоронили рядом с моими родными?"

Но кроме пива и кулинарных составляющих любого ирландского праздника, а особенно Дня святого Патрика, главное – это неповторимый дух общения, это костюмированные представления и танцы от души, это фейерверки и театрализованные парады.

                                               МЕДА

Мед как напиток пиву не седьмая вода на киселе. Один из "родичей", а именно хмель, у обоих напитков общий. Да и технология изготовления меда во многом близка к пивоварению.С незапамятных времен славянские земли славились медами - любимым в народе легким хмельным напитком на основе натурального меда. В летописях, былинах и сказках мы часто встречаем упоминание о меде как напитке. Помните традиционную концовку русской сказки: "И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало..."? Да мы до сих пор говорим: "Твоими бы устами да мед пить".Меды были в большом почете на Руси. Тот, кто выпивал медовой браги больше других и не пьянел, уважался за несокрушимость. Известный европейский путешественник средневековья Иосафат Барбаро, описывая свое знакомство с Россией, утверждал: "Славяне вина не пьют, но приготавливают из меда или пшеницы с примесью хмеля напиток, который приходит в брожение. Он довольно крепок, и им можно напиться допьяна". Действительно, для иностранцев, пробовавших медовуху, это питье было хотя и вкусным, но крепковатым.

Мед, обладающий целебными свойствами, использовался и как лечебное и восстанавливающее средство. Он помогал излечивать недуги, такие, как, например, ревматизм, катар желудка, он убыстрял процесс залечивания ран, помогал против кашля, бессонницы и т.д. Вот что говорит одна из летописей: "Великий князь Владимир повелел для дряхлых и больных нищих: "Пристроите колы, вкладите хлебы, мяса, рыбы, овощ разноличный, мед и пиво в бочках, в других квас и возите по народу".Бортничество - добыча лесного меда - было одним из самых распространенных промыслов в Древней Руси, наряду с охотой, сбором грибов и ягод. Мед входил в состав натуральных поборов, взимавшихся феодалами с простых общинников. Медоварение, то есть приготовление напитка из меда с водой, хмелем и пряностями или из меда, переваренного с ягодами, было занятием весьма прибыльным. Так, например, один священник, некто отец Федор, весь получаемый от 1000 ульев мед переваривал в медовуху и утверждал, что продажа сырого меда давала только одну четвертую часть от прибыли производства медового питья.

В середине XIX века в стране бурными темпами начало развиваться промышленное производство всевозможных напитков, в том числе пива и меда. Очень часто мед выпускали пивоваренные заводы, в том числе крупные и весьма известные, за что и назывались пиво-медоваренными.

Прерванное в годы первой мировой войны промышленное производство меда после революции практически не возобновилось. Одной из причин этого стала относительная дороговизна сырья, делавшая медоварение нерентабельным по сравнению с выпуском водки и даже пива. Меды вновь превратились в продукт кустарного промысла. В Советском Союзе им занимались в основном пасечники. И только в наши дни сначала в традиционно медоваренных регионах (например, во Владимирской, Новгородской областях), а затем и в Москве (комбинат "Очаково") вновь возобновилось промышленное производство медовых напитков.

Мед мог быть свежий или засахарившийся, но распущенный в тепле. Воду использовали преимущественно дождевую, собранную в безветренную погоду (в такой воде почти не было посторонних примесей), годилась впрочем и мягкая колодезная, ключевая или речная. Если мед был с вощиной (то есть с остатками сот), его клали немного больше, заваривали в котле с водой, и, когда вощина всплывала, ее отжимали.

Чем больше в напитке было чистого меда, тем крепче он получался. Так, зачастую вместо пропорции меда и воды 1 : 5 соблюдали соотношение 1 : 4 или даже 1 : 3. Такие меды называли, соответственно, "четверняк" и "тройняк". Некоторые меды достигали крепости 15-17%. Чем крепче был мед, тем дольше продолжалось брожение. Иногда напиток выстаивался годами, приобретая богатый вкус. Такие меды зачастую ценились не меньше, чем старые вина. Срок их хранения был практически неограниченным. Готовили также и более слабые меды - "полторак" и "двойняк".

Медовых напитков было множество, самых разных сортов. Вкус напитка сильно зависел от сорта применявшегося при варке меда (гречишного, липового и т.д.). Шипучий мед, с большим количеством углекислоты, ни вкусом, ни игрой не уступал некоторым сортам шампанского. Кроме того, в процессе варки в мед могли добавлять фруктовые или ягодные соки. Напитки, изготовленные по такой технологии, иногда называли медовыми винами. Существовали рябиново-медовое вино, малиново-медовое вино, грушевое, черносмородиновое, крыжовенное, сливовое, яблочное, вишневое и другие. Пользовался популярностью, например, лимонный мед. В ходе его приготовления в остуженное медовое сусло добавляли сок очищенных от кожицы и семечек лимонов, сахар и немного осетрового клея (!). Дозревал он обычно в бутылках и получался прекрасного вкуса и при открытии сильно пенился.

Варили меды на Руси в основном летом и осенью, в сезон сбора меда и плодово-ягодного урожая. Ведь чем свежее был мед и фрукты-ягоды - сырье для приготовления напитка, тем вкуснее и ароматнее получался конечный продукт. Ну а пили меды, конечно же, круглый год.

s30556663155.mirtesen.ru

Мёд-пиво пили | Да, скифы мы!

История пива. С древних времен и до наших дней.

Пиво имеет многотысячелетнюю историю. Первые упоминания о нем относятся к 7000 г. до н. э. Рецепты такого напитка были высечены на камне, найденном в Двуречье - районе проживания шумеров (одного из древних народов, населявших Месопотамию) - на территории между реками Тигр и Евфрат. В 1935 году американскими археологами были найдены в Месопотамии глиняные дощечки, которым по крайней мере 6 тыс. лет. На них изображены два человека в процессе работы у пивоваренного котла. У шумеров была даже поговорка: "Не знать пива - не знать радости".

Известный немецкий археолог Е. Хубер писал в своей "Истории Месопотамии" : "Я нашёл убедительную клинопись в храмовом инвентаре третьего тысячелетия до нашей эры. Там содержались прелюбопытные рецепты изготовления шумерского пива." Хуберу удалось установить не менее 15 сортов пива. Он смог составить из разрозненных изображений 23 сцены, довольно полно показывающие процесс приготовления пива.

Процесс пивоварения был примерно таким же, как в наши дни. Из солода вырабатывался пивной хлеб, баппир, который потом крошили, опускали в бочку, заливали водой и квасили. Полученную массу процеживали и приправляли. Пилось пиво через специальные тростниковые трубочки, чтобы не растворившиеся плевел и зёрна не попадали в пищевод пьющего.

Древние народы, населявшие Месопотамию - шумеры, вавилоняне, ассирийцы - знали более 70 сортов пива, имевших разные названия в зависимости от вкуса, цвета и других свойств. Было сладкое пиво, которое якобы любили женщины, тёмное и светлое. Пили пиво с названием "хорошее", "очень хорошее" и с другими названиями. Наиболее распространённым в Месопотамии было тёмное пиво, довольно густое с осадком, умеренно игристое с небольшим содержанием алкоголя, запахом кисловатого солода и освежающим кисловатым вкусом. Сдобренное пряностями, пиво было более или менее горьким, в зависимости от использованных трав.

У шумеров была покровительница пивоварения Нинкаси, что в переводе означает: "Ты, которая так щедро напоила меня". Ей посвящён "Гимн Нинкаси" - древняя поэма, датируемая 1800 г. до н.э. Пиво пили простой народ и знать. Оно подносилось богам, служило предметом торговли и в качестве уплаты натурой. Шумеры освобождали пивоваров от военной службы. В ассирийской и вавилонской империях роль солодарей и пивоваров значительно возросла. Так же, как другие ремесленники, они объединялись в цехи и имели различные обязанности по отношению к богам.

 

В Вавилоне, возникшем на территории шумерской цивилизации, правила изготовления и продажи пива отражены в знаменитом своде законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), являющемся наиболее значительным юридическим памятником Др. Востока."Судебник Хаммурапи" - большой каменный столб с высеченными надписями, найденный на месте древнего города Сузы (хранится в Лувре), предусматривал. в частности, суровые наказания пивоварам, разбавлявшим пиво водой. Виновным предоставлялась право выбора: либо быть утопленным в бочке с испорченным пивом, либо пить его, пока не упадут замертво. Строго карались спекуляция и фальсификация. Например, если пивоварка или кабачники нарушали нормы назначения цен, их штрафовали или топили в реке. Задушевно пел о пиве неизвестный поэт эпохи царя Шу- Суэна, третьей династии Ура: "Пусть станет око бочки нашим оком, пусть станет сердце бочки нашим сердцем!". К 722-705 гг. до н. э. относится изображение во дворце ассирийского царя Саргона 2 в Дур-Шаррукин, нынешнем Хорсабаде в 20 км севернее города Мосул в Ираке. Объединение пивоваров в союз подтверждается и в более позднее время, в царствование царя Небукаднезара (605-562 гг. до н.э.). Пивовары поклонялись богу Ану, но молитвы возносили к высшему покровителю, богу Марцуку.

Из древнего Египта сведений о пиве дошло меньше. Чешский исследователь профессор Грозный обнаружил в Египте памятники, указывающие, что пиво там варили уже в 2800 году до н.э. Древние египтяне знали немало сортов пива, начиная от обычного ячменного, тёмного, светлого мягкой консистенции, светлого с тончайшим ароматом и обычного пива из смеси разных видов солода и кончая пивом, для приготовления которого использовался пшеничный солод. Популярное выражение "пиво - жидкий хлеб" знали уже в Древнем Египте и Вавилоне. Выпечка хлеба и пивоварение в Египте осуществлялись по одной концессии, поскольку пиво варили тогда из солодовенного хлеба, поджаренного или подсушенного на солнце. Пиво в Египте было главным образом напитком бедняков и средних слоёв населения. Пиво, лук и хлеб - основная еда древних египтян. А дневная норма строителя пирамид состояла из трёх буханок хлеба, трёх жбанов пива и нескольких пучков чеснока и лука. Египтяне полагали, что навыки пивоварения передал людям бог урожая и подземного мира Осирис. Группа британских археологов во время раскопок в Тель-эль-Амарне - древней египетской столице, обнаружила остатки пивоварни, принадлежавшей храму Солнца, построенному царицей Нефертити. Было обнаружено и настенное панно с изображением Нефертити, наливающей пиво через нечто, похожее на ситечко, чтобы очистить напиток от примесей. Сама Нефертити была незаурядным мастером приготовления ячменного напитка. Со времени фараона Рамзеса II (Великого) пиво становится самым любимым напитком в Египте и Средиземноморье. Из поучения Аниго узнаём, как встречали матери своих детей-студентов: "Потом ты пошёл в школу, а когда научился грамоте, я каждый день ждала тебя дома с пивом и хлебом". В гробницы фараонов обязательно ставили сосуды с пивом. Вместе с тем на чрезмерное употребление пива уже тогда смотрели неодобрительно. Не случайно на одной из каменных плит было высечено наставление: "Не погуби себя, когда сидишь в пивной, не теряй разума и не забывай своих клятв..."

Народы Древнего Шумера и Египта определённо не были единственными, кто умел варить пиво, но они передавали искусство приготовления пива другим народам, и только они сохранили свидетельства о пивоварении, приготовлении солода, торговле пивом, так как эти народы имели письменность. Канадские археологи, раскапывая холм Годин-тепе на западе Ирана, нашли осколки глиняного сосуда, в котором варили пиво, о чём говорит осадок на дне, состоящий из оксалата кальция, который выпадает и при приготовлении современного пива. На дне сосуда нанесена сетка из глубоких царапин, чтобы выпадающий осадок задерживался в них при разливе напитка. Сосуд был изготовлен примерно в 3500 году до Рождества Христова. Редкая находка ожидала археологов и на одном из островов архипелага Новые Гибриды. В глиняном сосуде, возраст которого около 4 тыс. лет, оказалась хорошо сохранившаяся жидкость. Лабораторные анализы показали, что она представляет аналог пива, приготовленного из ячменя, овса, мёда и папоротника.

В Китае также занимались пивоварением несколько тысяч лет назад, используя в качестве исходного сырья рис. От египтян пивоварение пришло в Эфиопию, Грецию, в Персию, на Кавказ. Древнегреческие поэт Архилох, писатели Эсхил и Софокл говорят о"ячменном вине".

Готовили ячменный напиток и в Урартском царстве, существовавшем в 9-7 вв. до н.э. на территории Армении. При раскопках были найдены специальные сосуды для приготовления и хранения пива. По свидетельству древнегреческого историка Ксенофонта (430-125 гг. до н. э.) в труде "Анабасис" там "хранилось ячменное вино в огромных карасах-кувшинах. В уровень с краями сосудов в вине плавал ячмень, и в него был воткнут тростник больших и маленьких размеров... Кто хотел пить, должен был взять этот тростник в рот и тянуть через него вино. Напиток был терпкий и приятный на вкус.". Древнегреческий историк Геродот(484-425 гг. до н.э.), как и египтяне приписывает изобретение пива богу Осирису, называя пиво ячменным вином.

До использования хмеля для придания пиву горечи и улучшения куса применяли разные травы и пряности. Греческий учёный Диоскорид писал об употреблении ирландцами curmi - сбраживаемого напитка из соложённого ячменя с травяными добавками. Заменой хмелю служили цветки вереска, верхушки ракитника, полынь, ягоды лавра и плюща и другие. Травяные добавки использовались и позже наряду с хмелем.Использование хмеля в пивоварении распространялось в периоды переселения народов. Существует предположение, что хмель впервые стали использовать восточные финны и татарские племена. В раннем Средневековье, в 7 в. н.э. хмель в пиво стали добавлять в Нидерландах и Северной Франции. В 9 веке при Людовике Благочестивом славилось хмелевое пиво монашеских орденов Бенедиктинцев, Францисканцев и Августинцев. В начале 10 в. город получил от Генриха I герб с веткой хмеля. Германцы развернули пивоварение наряду с земледелием. В средние века застрельщиками пивоварения в Европе были монахи, особенно в Германии, Франции, Бельгии. Не отставали от них и буддийские монахи на Востоке. Для монастырской знати варилось крепкое пиво, а для "обыкновенной братии" - послабее. Важнейшим центром пивоварения стала Фландрия, где возникла легенда о короле Гамбринусе - которого пивовары считали своим покровителем. По германской легенде сказочный король Гамбринус является изобретателем пива.

Уже в 1282 г. пиво, изготовляемое на острове Сааремаа, находит письменную похвалу местного епископа. С расцветом средневековых городов, особенно Таллинна, как члена Ганзейского союза, играющего важнейшую роль в транзитной торговле между востоком и западом, пивоварение принимает всё более крупные размеры с 14 в. В целях упорядочения производства пива и стабилизации его качества, магистрат Таллинна своим распоряжением от 1360 года разрешает варить пиво для продажи только профессиональным пивоварам. Основался цех разносчиков пива, в обязанности которых входило снабжать все корчмы города, гильдии и цеха пивом, контролировать чистоту бочек, полноту налива. В дополнение к зарплате каменщикам, столярам и др. работникам ежедневно выдавали пиво. В Эстонии с давних времён использовали деревянные пивные кружки, жбаны и ковши. Предпочтение отдавалось кружкам из можжевельника и из ели. Кружка и ручка вырезались из берёзы, стягивались кружки прутьями черёмухи и крушины. В 1478 г. папа Сикст 6 предоставил городу Риге право взимать пошлины с пива и обращать собранные суммы на пользу города.

В Америке пиво было известно задолго до Колумба, которого индейцы угощали напитком из маиса, по вкусу напоминающим пиво. В Лондоне находится древнейший (4 в. н.э.) и единственный в своём роде пивной памятник - камень с выбитым на нём рецептом приготовления пива для королевы. Первое упоминание о пиве у славян относится к 448 году,но особенно широко распространилось пивоварение в 9 веке в Новгородских землях Руси.

1082 год считается годом начала пивоварения в Чехии. Первый пивоваренный завод был основан в 1341 г. в Домажлице. Центральная Европа внесла важный вклад в развитие традиций пивного производства. В 1516 г. в Германии был принят закон о чистоте пива: пиво следовало варить только из солода, хмеля и воды. Требования к качеству воды были особенно строгими. Она должна была быть вкусной и экологически чистой. Пиво, соответствующее этим нормам, в большинстве стран Европы считается классическим. Но в 20 веке некоторые пивовары пустились во всевозможные эксперименты. Хмель и вода по-прежнему присутствуют в составе пива, но вместо солода иногда используют не проросшие ячмень и пшеницу, к солоду примешивают рис и другие вещества, влияющие на вкус пива, появились фруктовые сорта пива.

 

Традиции Ирландии

17 марта во всем мире наблюдается фантастическое позеленение – всё красят в зеленый цвет, в пабах подают зеленое пиво и зеленые булочки, лица участников карнавала раскрашены непременно в зеленый цвет, и все это потому, что этот день – День Изумрудной страны, необыкновенной загадочной Ирландии. Говорят, 17 марта любой житель планеты может почувствовать себя почетным ирландцем – для этого достаточно зайти в ближайший ирландский ресторан и выпить "Чарку Патрика" – знаменитый ирландский виски из зеленой бутылки. И вот вы уже присоединились к многомиллионной тусовке, веселящейся на Дне покровителя Ирландии. Зачем это нам, спросите вы? Да просто День святого Патрика – это повод объясниться в любви удивительной изумрудной стране Ирландии и еще раз почувствовать необыкновенное обаяние ее культуры.

Про святого Патрика написано много и столько же, наверное, напридумано. Главная его заслуга – принятие христианства по всей Ирландии. Благодаря ему происходил этот процесс вполне мирно и абсолютно по доброй воле. Святой Патрик, по сведениям историков, был фигурой харизматичной, одаренным проповедником и настоящим патриотом страны, говорят, что ему было видение, и он понял, что его предназначение – сделать Ирландию процветающей христианской страной. Он достучался до сердца каждого ирландца, очень просто объясняя символику святой Троицы – сорвав трилистник (shamrok – шамрок) на ближайшем лугу. "Как из одного стебля вырастают три листа, так и Бог триедин (Отец, Сын и Святой дух)", – говорил святой Патрик, проповедуя христианские заповеди на бескрайних лугах Ирландии. Словом, с тех давних пор трилистник – символ Ирландии. А в честь святого Патрика, покровителя Ирландии, по всей стране и по всему миру 17 марта проходят костюмированные карнавалы, поднимаются тосты за процветание Ирландии, съедается и выпивается несметное количество особенных, только ирландских напитков и блюд.

Конечно, один из самых любимых напитков – это темное пиво, стаут (staut). Во всем мире лучшим темным пивом считается "Гиннесс", но в Ирландии есть еще два знаменитых производителя темного пива: Murphy’s и Beamish&Crawford. Очень необычный и интересный на вкус традиционный ирландский сладковатый красный эль Beamish, знаменитый эль Caffrey’s – среднее между черным пивом и элем. Очень известный сорт пива Смитвикс (Smithwicks). Он варится на старейшем в Ирландии пивном заводе, а более крепкий вариант этого пива экспортируется по всему миру и известен под названием Kilkenny Irish Beer.

А куда мы идем за "Гинессом"? В паб? "Паб" — это в Лондоне. В Ирландии это называется "пуб". Это не просто место, где можно посидеть с друзьями и выпить пива. Это образ жизни (при населении в 3,5 миллиона человек здесь производят 4,5 миллиона пинт Гиннеса в сутки). При том, что ирландцы невероятно общительны, они редко ходят в гости. В Ирландии это даже как-то не принято. Зачем, если есть пуб? Последний заказ принимают в 23.00. Летом в некоторых пубах — в 23.30. Минутой позже пива вам уже не нальют.

А самый популярный в Ирландии тост — Bas! — что буквально означает пожелание собеседнику смерти. Не стоит, однако, сердиться. Ваш визави вовсе не относится к вам плохо и не желает вам погибели. Как раз наоборот, можно считать, что вы удостоились большой чести: Bas — это сокращенное "счастья, здоровья и смерти в Ирландии". До сих пор руку и сердце в ирландской глубинке предлагают со словами: "Дорогая, ты хочешь, чтобы тебя похоронили рядом с моими родными?"

Но кроме пива и кулинарных составляющих любого ирландского праздника, а особенно Дня святого Патрика, главное – это неповторимый дух общения, это костюмированные представления и танцы от души, это фейерверки и театрализованные парады.

МЕДА

Мед как напиток пиву не седьмая вода на киселе. Один из "родичей", а именно хмель, у обоих напитков общий. Да и технология изготовления меда во многом близка к пивоварению.

С незапамятных времен славянские земли славились медами - любимым в народе легким хмельным напитком на основе натурального меда. В летописях, былинах и сказках мы часто встречаем упоминание о меде как напитке. Помните традиционную концовку русской сказки: "И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало..."? Да мы до сих пор говорим: "Твоими бы устами да мед пить".

Меды были в большом почете на Руси. Тот, кто выпивал медовой браги больше других и не пьянел, уважался за несокрушимость. Известный европейский путешественник средневековья Иосафат Барбаро, описывая свое знакомство с Россией, утверждал: "Славяне вина не пьют, но приготавливают из меда или пшеницы с примесью хмеля напиток, который приходит в брожение. Он довольно крепок, и им можно напиться допьяна". Действительно, для иностранцев, пробовавших медовуху, это питье было хотя и вкусным, но крепковатым.

Мед, обладающий целебными свойствами, использовался и как лечебное и восстанавливающее средство. Он помогал излечивать недуги, такие, как, например, ревматизм, катар желудка, он убыстрял процесс залечивания ран, помогал против кашля, бессонницы и т.д. Вот что говорит одна из летописей: "Великий князь Владимир повелел для дряхлых и больных нищих: "Пристроите колы, вкладите хлебы, мяса, рыбы, овощ разноличный, мед и пиво в бочках, в других квас и возите по народу".

Бортничество - добыча лесного меда - было одним из самых распространенных промыслов в Древней Руси, наряду с охотой, сбором грибов и ягод. Мед входил в состав натуральных поборов, взимавшихся феодалами с простых общинников. Медоварение, то есть приготовление напитка из меда с водой, хмелем и пряностями или из меда, переваренного с ягодами, было занятием весьма прибыльным. Так, например, один священник, некто отец Федор, весь получаемый от 1000 ульев мед переваривал в медовуху и утверждал, что продажа сырого меда давала только одну четвертую часть от прибыли производства медового питья.

В середине XIX века в стране бурными темпами начало развиваться промышленное производство всевозможных напитков, в том числе пива и меда. Очень часто мед выпускали пивоваренные заводы, в том числе крупные и весьма известные, за что и назывались пиво-медоваренными.

Прерванное в годы первой мировой войны промышленное производство меда после революции практически не возобновилось. Одной из причин этого стала относительная дороговизна сырья, делавшая медоварение нерентабельным по сравнению с выпуском водки и даже пива. Меды вновь превратились в продукт кустарного промысла. В Советском Союзе им занимались в основном пасечники. И только в наши дни сначала в традиционно медоваренных регионах (например, во Владимирской, Новгородской областях), а затем и в Москве (комбинат "Очаково") вновь возобновилось промышленное производство медовых напитков.

Мед мог быть свежий или засахарившийся, но распущенный в тепле. Воду использовали преимущественно дождевую, собранную в безветренную погоду (в такой воде почти не было посторонних примесей), годилась впрочем и мягкая колодезная, ключевая или речная. Если мед был с вощиной (то есть с остатками сот), его клали немного больше, заваривали в котле с водой, и, когда вощина всплывала, ее отжимали.

Чем больше в напитке было чистого меда, тем крепче он получался. Так, зачастую вместо пропорции меда и воды 1 : 5 соблюдали соотношение 1 : 4 или даже 1 : 3. Такие меды называли, соответственно, "четверняк" и "тройняк". Некоторые меды достигали крепости 15-17%. Чем крепче был мед, тем дольше продолжалось брожение. Иногда напиток выстаивался годами, приобретая богатый вкус. Такие меды зачастую ценились не меньше, чем старые вина. Срок их хранения был практически неограниченным. Готовили также и более слабые меды - "полторак" и "двойняк".

Медовых напитков было множество, самых разных сортов. Вкус напитка сильно зависел от сорта применявшегося при варке меда (гречишного, липового и т.д.). Шипучий мед, с большим количеством углекислоты, ни вкусом, ни игрой не уступал некоторым сортам шампанского. Кроме того, в процессе варки в мед могли добавлять фруктовые или ягодные соки. Напитки, изготовленные по такой технологии, иногда называли медовыми винами. Существовали рябиново-медовое вино, малиново-медовое вино, грушевое, черносмородиновое, крыжовенное, сливовое, яблочное, вишневое и другие.

Пользовался популярностью, например, лимонный мед. В ходе его приготовления в остуженное медовое сусло добавляли сок очищенных от кожицы и семечек лимонов, сахар и немного осетрового клея (!). Дозревал он обычно в бутылках и получался прекрасного вкуса и при открытии сильно пенился.

Варили меды на Руси в основном летом и осенью, в сезон сбора меда и плодово-ягодного урожая. Ведь чем свежее был мед и фрукты-ягоды - сырье для приготовления напитка, тем вкуснее и ароматнее получался конечный продукт. Ну а пили меды, конечно же, круглый год.

maxpark.com

Я там был, мед-пиво пил, или Зачем перевирать историю? — Славянская культура

Я там был, мед-пиво пил, или Зачем перевирать историю?

Наивен тот, кто верит в изобретение водки Менделеевым. Еще более наивен человек, считающий истиной все, что говорят о его стране. Я сейчас имею в виду миф об извечном пьянстве русского народа. А знаете ли вы, что на Руси не было крепких спиртных напитков, и даже «заморские вина», поставляемые в большинстве своем из Византии, были редкостью и стоили слишком дорого для простого люда?

            Русь пила пиво и мед, хмельной сбитень и брагу, но это все были слабоалкогольные напитки. Содержание алкоголя в той же браге составляло всего 3-8%. Предлагаю рассмотреть каждый из этих напитков по отдельности.

 

Пиво на Руси

Первое письменное упоминание о пиве историки обнаружили на одной из найденных в Новгороде берестяных грамот, датированной примерно XI веком. К этому времени пиво варили повсеместно, и напиток был очень популярным. Само название скорее всего образовалось от слова «пить», и первоначально «пивом» называли все слабоалкогольные напитки на основе пшеничного или ржаного солода. До XIV века варить его могли все желающие: в основном хороший запас делали для какого-то праздника, к тому же один из налогов взимался пивом и медами. Начиная с 14 века, производство пива закрепилось за государством: Иван III запретил подданным свободное изготовление этого напитка.

Второй расцвет пива произошел уже при Романовых. Отправной точкой можно считать 1715 год, когда решением Петра I в Львове построили первую крупную пивоварню. Объемы производства наращивались с каждым годом. 1795 год: строительство завода имени Александра Невского в Санкт-Петербурге, который ежегодно разливал 1,7 млн. литров пива. Число пивоварен увеличивалось до 1914 — с началом Первой Мировой ввели «сухой» закон, и возобновить работу заводов по производству пива удалось уже после революции, в 1930 году. Вторая Мировая снова закрыла все «лишние» заводы, вынудив страну переоборудовать их под военные нужды. И только после Великой Отечественной пивная промышленность снова возвращается на круги своя. В современной России небольшое количество частных пивоварен затерялось на фоне гигантов мирового рынка, скупивших и приватизировавших отечественное производство.

Брага на Руси не была полупродуктом, получавшимся в процессе изготовления алкоголя. Настоящая брага образована в результате брожения ржаного или ячменного солода; ее рецепт приготовления схож с пивным. Пили брагу по мере готовности напитка.

 

Хмельные напитки с использованием меда

"И послала Ольга к древлянам со словами: — Вот уже иду к Вам,

приготовьте меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь

на могиле его и устрою тризну мужу своему. — Они же, услышав об этом,

свезли множество медов и заварили их"

«Повесть временных лет» и Лаврентьевская летопись, в которой говорится о грандиозном пире князя Владимира после победы над печенегами, упоминают о медах. Название слышали многие, но что представляет из себя этот напиток? У меня он ассоциируется с густой янтарного цвета жидкостью, но вот представить вкус не могла до экскурсии по Золотому кольцу России — именно тогда мне удалось попробовать медовуху, которая, по утверждению производителя, очень похожа на традиционные хмельные меды.

            Существовало две разновидности напитка: ставленый и вареный мед. Для первого брали мед в сотах и заливали теплой водой: будущая крепость зависела от пропорций смеси, 1:4 или 1:6. С полученного сусла удаляли остатки воска, процеживали, добавляли патоку и хмель, и варили полученную смесь, пока ее объем не уменьшится в два раза. В остывшую жидкость добавляли дрожжи и ставили на несколько дней в печь для заквашивания; после этого емкость с напитком спускали в ледник, чтобы остановить процесс брожения. Полученная кислая жидкость стала основой для последующего изготовления ягодных, зельевых (с пряностями) и прочих медов. Например, для ягодного меда нужно залить кислую основу в емкость с любыми ягодами, оставить до появления признаков брожения, проварить, отстоять и перелить в бочки для последующего хранения. Еще одним ингредиентом, который следовало добавить в готовый напиток, был рыбий клей. Он останавливал брожение и появление продуктов распада. Засмоленные бочки хранились в погребах от 10 до 40 лет, а ставленый мед был одним из самых дорогих напитков: на изготовление одной 500-литровой бочки уходило почти 1300 литров меда.

            Второй вид — вареный мед, был гораздо дешевле и доступнее. 1 часть меда в сотах заливалась 7 частями теплой воды, туда же добавляли патоку или пивной солод. Сусло обваривали кипятком с хмелем, и варили в печи. В готовый напиток добавляли дрожжи, заполняли им бочки, и несколько раз переливали из одной емкости в другую для остановки брожения на определенном уровне, а после ставили на лед для той же цели. Употреблять вареный мед можно было через 2-3 недели. Хмельной сбитень готовился примерно по такой же технологии, но в него добавлялось больше приправ.

 

Так откуда тогда взялась водка, и почему именно она считается традиционным русским напитком?

            Раньше водку получали не разведением спирта с водой, как сейчас, а в процессе дистилляции. А первые сведения об этом процессе относятся к I веку, но не на территории Руси, а в Египте! Считается, что напиток, состав и свойства которого близки к «водочным», был изготовлен в X веке Авиценной! XII век, Италия, Салерно: письменные свидетельства о дистилляции. XIV век: Римская империя, откуда сведения о процессе дистилляции плавно перетекли в Польшу. К этому же веку относится единственное упоминание о «твореном вине» на Руси.

И. Г. Пыжов, русский историк и этнограф, утверждает, что водка получила широкую известность на территории нашей страны только в XVI веке. «Традиционность» напитка просто зашкаливает! Имя Менделеева, приписываемое к рецепту водки, не более чем неудачный маркетинговый ход, так как ученый никогда не работал над созданием или улучшением рецептуры этого вида алкоголя. Его работа имела название «О соединении спирта с водой», и в ней он описал взаимодействие этилового спирта и воды, и результат этого взаимодействия.

           

Организация борьбы с алкоголизмом в разные исторические промежутки

С напитками немного разобрались, со временем их популярности — тоже. Еще один факт, свидетельствующий в защиту наших предков: Русь всегда была верующей. Неважно, в кого – в Перуна или во Христа, девиз «За веру, царя и Отечество!» красной нитью проходил через всю их жизнь.

            Вера не была пустым звуком, к решению и словам Церкви прислушивались и почитали за еще один закон. А православная Церковь всегда (!) осуждала пьянство. Взять, к примеру, XIX век: пить можно было только в специально отстроенных для этого заведениях. Но вот ходить в них было стыдно, так как это автоматически отправляло человека под немилость Церкви! И о каком «вечном пьянстве» может идти речь?

            Середина XIX века: в России появляются общества трезвости, которые за год (1858-1859)  распространились на 32 губернии и привели к разорению 3000 кабатчиков. Но к лету 1859 года Трезвое движение перешло к кардинальным мерам, и начались погромы питейных заведений, в результате которых на каторгу отправились 11 тысяч человек. На начало 1911 года в Российской империи действовало около двух тысяч подобных обществ, в которых состояла практически вся интеллигенция страны. Ее действия привели к тому, что правительство вынуждено было их услышать: был введен «сухой» закон, с 19 июля 1914 года запрещающий производство и торговлю алкоголем, и наказание за самогоноварение в виде 5 лет лишения свободы и года бесправного существования.

            В Советском Союзе тоже была развернута борьба за трезвость, но в 30-х она просуществовала всего 3 года, а возрождаться начала уже в 60-х.

            В современной России тоже есть немало подобных организаций, но их эффективность оставляет желать лучшего: неутешительная статистика позволяет сделать именно такой вывод. А вот и сами цифры: если в 1914 году на душу населения приходилось 4,7 литра в год, и первый «сухой» закон снизил потребление до 0,2 л., то в 1960 — уже 9,8 л., а в 1984 — 12 л. По данным, предоставленным министерством здравоохранения, в 2010 году наметилось небольшое снижение. Для сравнения, в 2010 объем алкоголя составлял 18 литров, то в 2015 — чуть больше 13 л. Это значит, что все меньше людей добровольно отправляют себя в пьяную трясину.

            Я никогда не поверю, что алкоголь может как-то помочь. Обычно самыми распространенными считаются следующие «доводы»: надо развлечься, или проблемы на работе, или в личной жизни. Допускаю даже серьезное горе. НО! Я могу привести тысячу доводов, что алкоголь может загнать еще глубже в болото, но никак не вытянуть на поверхность. Приглашаю к дискуссии в комментариях всех, кто придерживается обратного мнения.

           

           

 

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Выпьем по чарке мёда?

Здравствуйте, дорогие друзья! С вами Sting! Все мы знаем, что сегодня мед едят, а когда-то пили. Мы провели расследование, попробовали, и теперь знаем особенности древнейшего напитка питьевого меда. После прочтения сможете различать: где мед, а где медовуха. Также для гурманов предлагаем рецепт питейного меда от экспертов-пчеловодов.

Выпьем по чарке мёда 5

Задумывались ли Вы, почему во многих сказках в финале говорится: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»? Как это — пить мед, почему мед пил вместе с пивом? Интересно? Давайте вместе разберемся.

Выпьем по чарке мёда 11

Каждый народ имеет свою культуру пития, а также свои национальные алкогольные напитки. Невозможно представить русского без водки, а украинца без горилки.  Немец и чех с удовольствием выпивает кружку-вторую пива, трапеза грека, француза, испанца, грузина, молдаванина не обходится без бокала вина. Но почему же в русских сказка говорится о медовом напитке?

Дело в том, что в старину бодрящий напиток производился из меда вначале диких пчел (в лесах устанавливали борти и собирали у полосатых тружениц мед), а после и мед домашних пчел шел на производство хмельных напитков. Из меда производили низко содержащие градус пиво, брагу, медовуху.

С пивом нам все понятно, брагу если не пили, то хоть понятие имеете, что это такое, а вот медовуха?

Медовуха

Медовуха, а правильнее — питейный мед – это алкогольный напиток крепостью до 16 градусов. Его изготавливают при помощи брожения и добавления пчелиного меда. В старину лучшим питейным медом считался тот, который производили монахи в монастырях.

Кстати, древняя медовуха была двух видов: алкогольная и безалкогольная. В безалкогольной технологии нет процесса брожения. Именно такой мед пили молодожены на свадьбах, так как им перед первой брачной ночью, перед моментом зачатия здорового ребенка запрещалось употреблять алкоголь.

Из истории напитка

И хоть медовуха (мед-пиво или питейный мед) считается русским напитком, но первую медовуху, как доказывают историки, приготовили еще древние римляне, которые называли этот напиток медовое пиво. Археологи обнаружили на стене гробницы (7 век до н.э.) изображение, где иллюстрировалось давалась приготовление медового напитка.

Впрочем, считается  родиной пчеловодства – Древний Египет.

Сегодня все знают о вреде алкоголя, но египтяне обожествляли пчелу и мед и считали питейный мед целебным, а жители Финляндии называют такой же напиток живой водой, которая возвращает умерших из царства теней.

Славяне употребляли мед-пиво не в повседневной жизни, а в исключительно важные, переломные моменты: свадебный пир, рождение наследника, похоронный обряд.

Медовуха и питейный мед в чем различие?

Эксперты алкогольного рынка утверждают, что медовуха и питейный мед – то два разных, хоть и похожих между собой напитка.

Выпьем по чарке мёда 1Питейный мед – прадедушка медовухи. Он жидкий, сладкий и содержит градус, но имеет длительный процесс созревания: выдерживался в дубовых бочках до 20 лет. Если вы хотите приготовить для исключительного случая в жизни питейный мед и через 20 лет на свадьбе сына или дочери, или на собственном юбилее угостить друзей, то вам необходимо обратиться к древним рецептам. Чтобы приготовить мед-пиво возьмите  мед, травы, ягоды, воду, поместите смесь  в дубовый бочонок и забудьте о нем на 20 лет.

Название «медовуха» в питейном обиходе появилось с 19 века. Время на ее изготовление  7 – 10 дней. В составе медовухи два основных ингредиента: мед и дрожжи. Также в медовуху добавляют  для крепости хмель, для пряного аромата — ягоды и душистые травы.

Секрет приготовления питейного меда

Сегодня медовуху можно приобрести в магазине, но это немного другой продукт, так называемого массового производства, а вот пчеловоды могут поделиться собственными рецептами напитков на основе меда. Например, питьевой мед монастырский. Чтобы его приготовить необходимо  3 литра меда, в два раза больше воды, 4 стол. ложки хмеля (75г). Мед тщательно очистьте от примесей, воска. Чем выше качество исходного продукта, тем лучше результат. В казан выливают мед и воду и кипятят 3 часа, добавляют хмель (завязать его в полотняный мешочек) и варить еще час. Дополните казан водой (восстановите прежней объем),  закипятите и отставьте. Поместите в тёплое место, где мед начнет бродить. Процесс брожения займет 3 – 5 недель. Если любите шипучий напиток, попробуйте продукт через 3 недели, если имеете терпение и хотите увеличить крепость напитка, подождите еще 14 дней. Перед употреблением процедите несколько раз, чтобы напиток был чистым и прозрачным. Помните, что вкус питейного меда улучшается с каждым годом выдержки, а хранить его можно до 20 лет.

Вместо эпилога

Выпьем по чарке мёда 3Алкоголь – это, конечно, вред нашему здоровью, но…

Питейный мед – это изысканный напиток, который в умеренных дозах будет полезен при болезнях желудка и кишечника,  помогает при неврозах, улучшает общий тонус организма, так что пейте на здоровья…

stilmens.ru


Смотрите также

.