Медицинская биология: конспект лекций для вузов (Ж. А. Ржевская). Мед биология


конспект лекций для вузов. Вопрос 1. Введение в биологию (Ж. А. Ржевская)

Вопрос 1. Введение в биологию

1. Определение биологии

Биология – наука о жизни. Она изучает жизнь как особую форму движения материи, законы ее существования и развития. Предметом изучения биологии являются живые организмы, их строение, функции, их природные сообщества. Термин «биология», предложенный в 1802 г. впервые Ж.Б. Ламарком, происходит от двух греческих слов: bios — жизнь и logos – наука. Вместе с астрономией, физикой, химией, геологией и другими науками, изучающими природу, биология относится к числу естественных наук. В общей системе знаний об окружающем мире другую группу наук составляют социальные, или гуманитарные (лат. humanitas – человеческая природа), науки, изучающие закономерности развития человеческого общества.

2. Современная биология

Современная биология представляет собой систему наук о живой природе. Общие закономерности развития живой природы, раскрывающие сущность жизни, ее формы и развитие, рассматривает общая биология. Соответственно объектам изучения – животным, растениям, вирусам – существуют специальные науки: зоология, ботаника, вирусология, изучающие каждую из названных групп организмов. В свою очередь, эти науки имеют разделы в зависимости от охватываемых ими объектов. Так, ботаническими науками являются микология (наука о грибах), альгология (наука о водорослях), бриология (наука о мхах) и т. д. К зоологическим наукам относятся: протозоология – учение о простейших, гельминтология – о паразитических червях, арахнология – о паукообразных, энтомология – о насекомых и т. д.

Классификацией живых существ занимается систематика.

Ряд биологических наук изучает морфологию, т. е. строение организмов, другие – физиологию, т. е. процессы, протекающие в живых организмах, и обмен веществ между организмами и средой. К морфологическим наукам относятся анатомия, изучающая макроскопическую организацию животных и растений, и гистология – наука о тканях и о микроскопическом строении тела.

Многие общебиологические закономерности являются предметом изучения цитологии, эмбриологии, геронтологии, генетики, экологии, дарвинизма и других наук.

3. Наука о клетке

Цитология – наука о клетке. Благодаря применению электронного микроскопа, новейших химических и физических методов исследования современная цитология изучает строение и жизнедеятельность клетки не только на микроскопическом, но и на субмикроскопическом, молекулярном уровне.

4. Эмбриология и генетика

Эмбриология изучает закономерности индивидуальности развития организмов, развитие зародыша. Геронтология – учение о старении организмов и борьбе за долголетие.

Генетика – наука о закономерностях изменчивости и наследственности. Она является теоретической базой селекции микроорганизмов, культурных растений и домашних животных.

5. Экологические науки

Исследование взаимодействия между организмами и окружающей их средой, обусловливающего выживание, развитие и размножение организмов, входит в задачу экологии. Экологическими науками являются биоценология и биогеоценология, изучающие биоценозы, т. е. устойчивые взаимообусловленные сообщества организмов и взаимоотношения биоценозов с окружающей их неживой природой. К экологии близки биогеография, выясняющая пути распространения организмов по земной поверхности, и паразитология, которая изучает паразитические организмы, пути их циркуляции в природе и разрабатывает способы борьбы и ликвидации возбудителей паразитарных болезней человека, домашних животных и культурных растений.

6. Палеонтология. Антропология

Палеонтология изучает вымершие организмы, ископаемые останки прежней жизни.

Дарвинизм, или эволюционное учение, рассматривает общие закономерности исторического развития органического мира.

Антропология – наука о происхождении человека и его рас. Правильное понимание биологической эволюции человека невозможно без учета закономерностей развития человеческого общества, поэтому антропология является не только биологической, но и социальной наукой.

7. Связь биологии с другими науками

Биологические науки представляют собой теоретическую основу медицины, агрономии, животноводства, а также всех тех отраслей производства, которые связаны с живыми организмами. Все биологические науки в той или иной мере являются базой для теоретической или практической медицины. Так, на основе морфологических наук развивается патологическая анатомия, на основе физиологии, биохимии и генетики – патологическая физиология. Гигиена тесно связана с физиологией, экологией и генетикой. Терапия и хирургия постоянно оперируют сведениями из области анатомии, физиологии, биохимии. Акушерство имеет тесную связь с эмбриологией. Эпидемиология опирается на достижения экологии, зоологии, паразитологии, бактериологии, вирусологии.

Во всех теоретических и практических медицинских науках используются общебиологические закономерности.

kartaslov.ru

конспект лекций для вузов. Вопрос 4. Роль биологии в системе медицинского образования (Ж. А. Ржевская)

Вопрос 4. Роль биологии в системе медицинского образования

1. Связь биологии с медициной

Важность изучения биологии для медика определяется тем, что биология – это теоретическая основа медицины. «Медицина, взятая в плане теории, – это прежде всего общая биология», – писал один из крупнейших теоретиков медицины И.В. Давыдовский. Успехи медицины связаны с биологическими исследованиями, поэтому врач постоянно должен быть осведомлен о новейших достижениях биологии. Достаточно привести несколько примеров из истории науки, чтобы убедиться в тесной связи успехов медицины с открытиями, сделанными, казалось бы, в чисто теоретических областях биологии.

2. Учение Л. Пастера

Исследования Л. Пастера (1822–1895 гг.), доказавшие невозможность самопроизвольного зарождения жизни в современных условиях, открытие того, что гниение и брожение вызываются микроорганизмами, произвели переворот в медицине и обеспечили развитие хирургии. В практику были введены сначала антисептика (предупреждение заражения раны посредством химических веществ), а затем асептика (предупреждение загрязнения путем стерилизации предметов, соприкасающихся с раной). Это же открытие послужило стимулом к поискам возбудителей заразных болезней, а с обнаружением их связаны разработка профилактики и рационального лечения инфекционных болезней. Открытие клетки и изучение микроскопического строения организмов позволили глубже понять причины возникновения болезненного процесса, способствовали разработке методов диагностики и лечения. То же самое следует сказать об изучении физиологических и биохимических закономерностей. Изучение И.И. Мечниковым процессов пищеварения у низших многоклеточных организмов способствовало объяснению явлений иммунитета. Его исследования по межвидовой борьбе у микроорганизмов привели к открытию антибиотиков, используемых для лечения многих болезней.

3. Филогенетический принцип

Следует помнить, что человек выделился из животного мира. Структура и функции человеческого организма, в том числе защитные механизмы, – результат длительных эволюционных преобразований предшествующих форм. В основе патологических процессов также лежат общебиологические закономерности. Необходимой предпосылкой для понимания сущности патологического процесса является знание биологии.

Филогенетический принцип, учитывающий эволюцию органического мира, может подсказать правильный подход к созданию живых моделей для изучения и незаразных болезней и для испытания новых лекарственных препаратов. Этот же метод помогает найти правильное решение при выборе тканей для заместительной трансплантации, понять происхождение аномалий и уродств, найти наиболее рациональные пути реконструкции органа и т. д.

4. Роль генетики в медицине

Большое число болезней имеет наследственную природу. Профилактика и лечение их требуют знания генетики. Ненаследственные болезни протекают неодинаково, а их лечение проводится в зависимости от генетической конституции человека, чего не может не учитывать врач. Многие врожденные аномалии возникают вследствие воздействия неблагоприятных условий среды. Предупредить их – задача врача, вооруженного знаниями биологии развития организмов. Здоровье людей в большой мере зависит от среды, в частности от той, которую создает человечество. Знание биологических закономерностей необходимо для научно обоснованного отношения к природе, охране и использованию ее ресурсов, в том числе с целью лечения и профилактики заболеваний. Как уже говорилось, причиной многих болезней человека являются живые организмы, поэтому для понимания патогенеза (механизма возникновения и развития болезни) и закономерностей эпидемического процесса (т. е. распространения заразных болезней) необходимо изучение болезнетворных организмов.

kartaslov.ru

Записки студента-медика: Медицинская биология

И так, о предметах. Начну я именно с медицинской биологии? Почему не анатомия или гистология? Да потому что, как показал опыт, абитуриенты понятия не имеют что это такое и жутко этого боятся. А биологию мы все учили в школе и, видимо, не так плохо знаем, раз уж поступили в НМУ. Ну и еще почему я начала с биологии, так это потому что она была моей самой первой парой. С нее началась моя учеба  Что нужно купить на занятия по биологии? В первую очередь это альбом для рисования А4 страниц на 40. И это далеко не последний случай, когда вам придется рисовать, учась в медицинском. В альбоме вы будете вести протоколы, которые понадобятся на допуске к модулю. Заполнять его нужно ручкой и простым карандашом, руководствуясь практикумом Романенка. В библиотеке вам выдадут старое издание этой книги и будут настоятельно убеждать купить новое. Не покупайте! Это то же самое, только с некой корректировкой.   Всего эта дисциплина длится год. Первые полгода вы будите изучать по сути генетику. Если вы хорошо усвоили эту тему в школе, это значительно облегчит вам жизнь. Клеточный уровень. хромосомы, мейоз, митоз - это то, что вы уже знаете, просто будете углублять свои познания. Так же вы узнаете о многих генных, хромосомных мутациях. синдромах, узнаете все о наследовании тех или иных признаков и т.д.  Во втором семестре вы начнете изучать медицинскую паразитологию. В протоколах вам нужно будет рисовать нечто такое, что вы видите на картинке ниже ( это рисунок моей одногруппницы, я так не умею), и таких протоколов, если я не ошибаюсь, штук 10. Изучать в этом разделе вы будете паразитов человека, их переносчиков и заболевания, которые они возбуждают, начиная от одноклеточных амеб и до членистоногих. Все это довольно не приятно, если представлять, ведь и сами представители мерзкие, и локализуются они почти все в фекалиях) А что вы хотели? Это мед!  Первый семестр мне показался легче. Преподавал у нас отличный, относительно молодой мужчина, со своими странностями, конечно, но все преподы такие, поверьте) Он говорил, что наши учебники никуда не годятся. Из каких бы источников мы не брали информацию, это все было не верно. Но оценки он ставил снисходительно, не 5, конечно, но если учил 4, не учил - 3. Забудьте про 5, в меде это розовая мечта!!! Сразу вам говорю, чтобы вы не расстраивались. И модуль в первом семестре мне понравился больше, хотя кому как.  Во втором семестре мне было сложнее. И это зависело от сложности всего семестра в целом. Дело в том, что из-за расписания у каких-то факультетов легче первый семестр, у других- второй. Нам, я считаю, повезло - первый семестр был менее напряжный. Если бы было иначе, я. возможно, бы и не выдержала медовского напряга, подумала бы, что это ад и разочаровалась бы во всем. Так вот, во втором семестре биология была сложнее, потому что я загибалась по другим предметам, и когда нужно было чем-то пожертвовать, я выбрала биологию. Это не значит, что я вообще забила. Поверьте, я все всегда держу под контролем. Просто преподавательница была очень добрая.   Если в целом говорить о кафедре, то заплатить у вас не получится. Все преподы требовательные. Лекции по биологии весьма полезные. На перед скажу вам, что большенство лекций ненужные, на них говорят не о чем или рассказывают о том, что вы и сами прочесть можете. Поэтому на лекциях я либо готовилась к другим предметам, потому что дома вместо этого решила поспать, или спала, потому что дома учила другие предметы) А по биологии лекции норм. Хотя на многих из них я писала латынь))   Конспект по биологии у нас не требовали. Зато нужно было заполнять срс (смостоятельная работа студента). Их мы ксерили на кафедре или фоткали и заполняли дома. Они, как и протоколы, нужны для допуска к модулю.   Вроде все. Ничего не пропустила. На очереди следующий предмет

mariaerikovna.blogspot.ru


Смотрите также

.