Медицинские школы Древней Греции. Мед школа


Медицинская школа - это... Что такое Медицинская школа?

 Медицинская школа

        В Др. Греции эмпири чески приобрет. медицинские знания передавались по наследству внутри одного рода. В связи с возраставшей потребностью в квалифицированном лечении с течением времени эти семьи за определ. плату стали обучать искусству врачевания посторонних лиц. Так замкнутая семейная форма передачи медицинских знаний постепенно заменялась их школьным преподаванием. Разнообразие медицинских методов придало каждой из школ, называвшихся по месту нахождения или в связи с особенностями методов, своеобразие, а споры между ними способствовали превращению медицины из ранее чисто эмпирич. предмета в теоретич. науку. Начиная с 6 — 5 вв. до н. э. в южноиталийском регионе находит распространение т. н. зап.-греч. искусство врачевания, древнейшим представителем его был Демокед из Кротона, а медико-физиологич. концепции этого направления разделяли также Алкмеон и Эмпедокл. Оно испытывало некоторое влияние пифагорейского учения. М. ш. из Книда разработала в 5 — 4 вв. до н. э. дифференцированную общую теорию болезней, в которой не учитывались индивидуальные особенности течения болезни. В отличие от нее М. ш. из Коса (5 — 4 вв. до н. э.), знаменитым представителем которой был Гиппократ, выдвинула на первое место индивидуальную картину заболевания, подчеркивая необходимость и важность наблюдения за больным, учет влияния окружающей среды. Появившиеся в более позднее время в связи с усилением значения теоретич. учений т. н. догматич. или логич. врачи самостоятельной школы не образовали. В 4 в. до н. э. они занимались в осн. дальнейшей разработкой учений М. ш. из Коса и Книда (например, учения о соках) под влиянием Платоновой и Аристотелевой философии, используя различные теоретич. спекуляции. Как реакция на преувеличение роли теории догматич. медиков в 3 в. до н. э. возникла эмпирич. М. ш. Она опиралась на учение философов-скептиков, отрицала роль теоретич. исследований и утверждала основой медицины чистый опыт. Особый интерес эта школа проявляла к фармакологии. В 1 в. до н. э. в Риме возникла методич. М. ш., разработавшая на базе эпикурейского учения об атомах метод врачевания, сводившийся к трем формам заболеваний и потому легко усваиваемый. Также в Риме ок. 50 до н. э. была основана пневматич. М. ш., соединившая учение догматич. медиков и идеи стоиков (например, пневма — основа жизни, сердце — центральный орган; ввела понятие симпатии) и сводившая учение о здоровье и болезнях человека к состоянию пневмы в организме. В конце 1 в. н. э. из ряда школ выделилось самостоятельное эклектич. направление.

Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.

  • Медицина
  • Медовый напиток

Смотреть что такое "Медицинская школа" в других словарях:

  • Медицинская школа —          в Др. Греции эмпирич. приобрет. мед. знания передавались по наследству внутри одного рода. В связи с возраставшей потребностью в квалифицир. лечении с теч. времени эти семьи за определ. плату стали обучать иск ву врачевания посторонних… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Медицинская школа Эдинбургского университета — Координаты: 55°55′19.42″ с. ш. 3°08′11.86″ з. д. / 55.922061° с. ш. 3 …   Википедия

  • МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА ГИППОКРАТА — – самая известная медицинская школа античности, основанная в V в. до н.э. на острове Кос.  Гиппократ (460 370 гг. до н.э.) придал медицине статус науки, используя точный метод. Манифестом  анатомии  медицинской  науки  считается  работа… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • Салернская медицинская школа — известная с IX в. корпорация врачей, не только лечивших пациентов, но и обучавших лекарскому искусству. До XII в. развивалась под преобладающим влиянием греч. традиции, а затем и арабского Востока Император Фридрих Я дал С.м.ш. исключительное… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Школа-лицей № 95 (Санкт-Петербург) — Школа лицей № 95 Основана 1967 Директор Сидорова Наталья Анатольевна (с 2006 года) Тип Средняя образовательная школа с профильными классами Уч …   Википедия

  • Медицинская служба Вооружённых сил Великобритании — (Официальное название «Медицинская служба Вооружённых сил Соединенного Королевства Великобритании» (англ. The Defence Medical Services of the Armed Forces of the United Kingdom of Great Britain) является отдельной структурой Вооружённых сил …   Википедия

  • Медицинская служба Вооружённых сил Франции — Медицинская служба Вооруженных сил Франции (Service de santé des armées de la France) является составной частью Вооруженных сил Франции, состоящих из 4 х компонентов: Армии, Военно воздушных сил (ВВС), Военно морского флота (ВМФ) и Жандармерии.… …   Википедия

  • Медицинская антропология — научная дисциплина[1] социально культурной направленности, представляющая собой комплекс знаний о медицинских системах, существовавших и существующих в разных обществах, о традициях врачевания и их формах, о восприятии и переживании состояний… …   Википедия

  • Школа доктора Комаровского — Автор(ы) Евгений Комаровский Производство Film.ua Ведущий(е) Евгений Комаровский Страна производства …   Википедия

  • Школа-сад "Менахем" — Девиз: Учим на совесть, воспитываем с любовью! Основана: 1995 Директор: Столов Валерий Борисович Тип: Негосударственное образовательное учреждение (НОУ) Адрес: Санкт Петербург, ул. Новолитовская, д. 7а Телефон: Work703 42 38 Факс …   Википедия

Книги

  • Медицинская и биологическая физика, А. Н. Ремизов. Учебник написан в соответствии с новой программой и отражает медико-биологическую направленность курса. Наряду с вопросами физики и биофизики учебник содержит элементы высшей математики,… Подробнее  Купить за 490 руб
  • Высшая медицинская школа глазами преподавателей, студентов, врачей и населения, Н. Д. Ющук, Е. Е. Ачкасов, Ю. В. Мартынов, И. В. Мерсиянова, И. И. Солодова. В настоящем издании приведены результаты социологического исследования по оценке современного состояния престижа профессии врача и определяющих его факторов. Данная научно-исследовательская… Подробнее  Купить за 365 руб
  • Высшая медицинская школа глазами преподавателей, студентов, врачей и населения, Н. Д. Ющук, Е. Е. Ачкасов, Ю. В. Мартынов, И. В. Мерсиянова, И. И. Солодова. В настоящем издании приведены результаты социологического исследования по оценке современного состояния престижа профессии врача и определяющих его факторов. Данная научно-исследовательская… Подробнее  Купить за 355 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «Медицинская школа» >>

dictionary_of_ancient.academic.ru

Медицинская школа - это... Что такое Медицинская школа?

 Медицинская школа

         в Др. Греции эмпирич. приобрет. мед. знания передавались по наследству внутри одного рода. В связи с возраставшей потребностью в квалифицир. лечении с теч. времени эти семьи за определ. плату стали обучать иск-ву врачевания посторонних лиц. Так замкнутая семейная форма передачи мед. знаний постепенно заменялась их школьным преподаванием. Разнообразие мед. методов придало каждой из школ, называвш. по месту нахождения или в связи с особенностями методов, своеобразие, а споры между ними способствовали превращению медицины из ранее чисто эмпирич. предмета в теоретич. науку. Начиная с 6 — 5 вв. до н.э. в южноитал. регионе находит распростр. т.н. зап.-греч. иск-во врачевания, древнейшим представителем его был Демокед из Кротона, а медико-физиологич. концепции этого направления разделяли также Алкмеон и Эмпедокл. Оно испытывало нек-рое влияние пифагорейск. учения. М. ш. из Книда разработала в 5 — 4 вв. до н.э. дифференциров. общую теорию болезней, в к-рой не учитывались индивидуал. особенности теч. болезни. В отличие от нее М. ш. из Коса (5 — 4 вв. до н.э.), знаменитым представителем к-рой был Гиппократ, выдвинула на первое место индивидуал. картину заболевания, подчеркивая необходимость и важность наблюдения за больным, учет влияния окружающей среды. Появивш. в более позднее время в связи с усилением значения теоретич. учений т.н. догматич. или логич. врачи самостоят. школы не образовали. В 4 в. до н.э. они занимались в осн. дальнейшей разработкой учений М. ш. из Коса и Книда (напр., учения о соках) под влиянием Платоновой и Аристотелевой философии, используя различ. теоретич. спекуляции. Как реакция на преувелич. роли теории догматич. медиков в 3 в. до н.э. возникла эмпирич. М. ш. Она опиралась на учение философов-скептиков, отрицала роль теоретич. исследований и утверждала основой медицины чистый опыт. Особый интерес эта школа проявл. к фармакологии. В 1 в. до н.э. в Риме возникла методич. М. ш., разработавшая на базе эпикурейского учения об атомах метод врачевания, сводившийся к трем формам заболеваний и потому легко усваиваемый. Также в Риме ок. 50 до н.э. была основана пневматич. М. ш., соед. учение догматич. медиков и идеи стоиков (напр., пневма — основа жизни, сердце — цент. орган; ввела понятие симпатии) и сводившая учение о здоровье и болезнях человека к состоянию пневмы в организме. В конце 1 в. н.э. из ряда школ выделилось самостоят. эклектич. направление.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998.

  • Медицина
  • Медовый напиток

Смотреть что такое "Медицинская школа" в других словарях:

  • Медицинская школа —         В Др. Греции эмпири чески приобрет. медицинские знания передавались по наследству внутри одного рода. В связи с возраставшей потребностью в квалифицированном лечении с течением времени эти семьи за определ. плату стали обучать искусству… …   Словарь античности

  • Медицинская школа Эдинбургского университета — Координаты: 55°55′19.42″ с. ш. 3°08′11.86″ з. д. / 55.922061° с. ш. 3 …   Википедия

  • МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА ГИППОКРАТА — – самая известная медицинская школа античности, основанная в V в. до н.э. на острове Кос.  Гиппократ (460 370 гг. до н.э.) придал медицине статус науки, используя точный метод. Манифестом  анатомии  медицинской  науки  считается  работа… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • Салернская медицинская школа — известная с IX в. корпорация врачей, не только лечивших пациентов, но и обучавших лекарскому искусству. До XII в. развивалась под преобладающим влиянием греч. традиции, а затем и арабского Востока Император Фридрих Я дал С.м.ш. исключительное… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Школа-лицей № 95 (Санкт-Петербург) — Школа лицей № 95 Основана 1967 Директор Сидорова Наталья Анатольевна (с 2006 года) Тип Средняя образовательная школа с профильными классами Уч …   Википедия

  • Медицинская служба Вооружённых сил Великобритании — (Официальное название «Медицинская служба Вооружённых сил Соединенного Королевства Великобритании» (англ. The Defence Medical Services of the Armed Forces of the United Kingdom of Great Britain) является отдельной структурой Вооружённых сил …   Википедия

  • Медицинская служба Вооружённых сил Франции — Медицинская служба Вооруженных сил Франции (Service de santé des armées de la France) является составной частью Вооруженных сил Франции, состоящих из 4 х компонентов: Армии, Военно воздушных сил (ВВС), Военно морского флота (ВМФ) и Жандармерии.… …   Википедия

  • Медицинская антропология — научная дисциплина[1] социально культурной направленности, представляющая собой комплекс знаний о медицинских системах, существовавших и существующих в разных обществах, о традициях врачевания и их формах, о восприятии и переживании состояний… …   Википедия

  • Школа доктора Комаровского — Автор(ы) Евгений Комаровский Производство Film.ua Ведущий(е) Евгений Комаровский Страна производства …   Википедия

  • Школа-сад "Менахем" — Девиз: Учим на совесть, воспитываем с любовью! Основана: 1995 Директор: Столов Валерий Борисович Тип: Негосударственное образовательное учреждение (НОУ) Адрес: Санкт Петербург, ул. Новолитовская, д. 7а Телефон: Work703 42 38 Факс …   Википедия

Книги

  • Медицинская и биологическая физика, А. Н. Ремизов. Учебник написан в соответствии с новой программой и отражает медико-биологическую направленность курса. Наряду с вопросами физики и биофизики учебник содержит элементы высшей математики,… Подробнее  Купить за 490 руб
  • Высшая медицинская школа глазами преподавателей, студентов, врачей и населения, Н. Д. Ющук, Е. Е. Ачкасов, Ю. В. Мартынов, И. В. Мерсиянова, И. И. Солодова. В настоящем издании приведены результаты социологического исследования по оценке современного состояния престижа профессии врача и определяющих его факторов. Данная научно-исследовательская… Подробнее  Купить за 365 руб
  • Высшая медицинская школа глазами преподавателей, студентов, врачей и населения, Н. Д. Ющук, Е. Е. Ачкасов, Ю. В. Мартынов, И. В. Мерсиянова, И. И. Солодова. В настоящем издании приведены результаты социологического исследования по оценке современного состояния престижа профессии врача и определяющих его факторов. Данная научно-исследовательская… Подробнее  Купить за 355 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «Медицинская школа» >>

drevniy_mir.academic.ru

Медицинские школы Древней Греции. | Русский след

В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них была индивидуальна по своей философии.

Первая известная греческая медицинская школа была открыта в Книде в 700 году до н. э. В ней работал Алкмеон, автор первого труда по анатомии, и именно в этой школе была впервые применена практика наблюдения за пациентами. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.

Книдская медицинская школа:1. заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение — есть причине большинства болезней.2. Продолжая традиции египетских врачей, в частности, обожествлённого Имхотепа, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон из Книда — современник Гиппократа, автор многих сочинений.

Кротонская медицинская школадостигла своего расцвета в VI веке до н.э. Её основные достижения формулируются в следующих тезисах:1. организм есть единство противоположностей,2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил,3. противоположное излечивается противоположным.

Косская медицинская школа — главная медицинская школа Древней Греции, на острове Косс. Первые сведения о ней относятся к 584 году до н.э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с острова Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем город Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, вскоре, эпидемия в городе была прекращена.

Косская медицинская школа:1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой,2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного,3. развивала основы врачебной этики.

Расцвет Косcкой школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю, как Гиппократ. Гиппократ по праву считается «отцом современной медицины».

Сборник трудов Гиппократа представляет собой основу медицинских текстов его школы. Раньше считалось, что все главы в этом Сборнике были написаны лично Гиппократом, но сегодня многие учёные полагают, что главы были написаны различными авторами на протяжении нескольких десятилетий. Из-за невозможности идентифицировать авторство, трудно сказать, какие доктрины были предложены лично Гиппократом.

Факт существования Клятвы Гиппократа подразумевает, что «гиппократова» медицина практиковалась группой профессиональных терапевтов, связанных друг с другом строгим этическим кодексом.

Памятник Гиппократу на его родине — остров Кос

Первые учения наложения повязок во время травм или иных болезнях — всё это заслуга Гиппократа. Десмургия – методы наложения повязок.В современной медицине также используют его правила и разработки:***при наличии гноя обязательна его ликвидация;***нельзя подходить к людям, имеющим раны, с не вымытыми руками;***используемые при лечении повязки могут быть как сухие, так и мокрые. В Древней Греции для смачивания повязок использовали вино, т.к. оно имеет антисептические свойства.***Методом «чепчика Гиппократа», и посей день перематывают голову.***Предшественником современного ортопедического стола была скамья придуманная Гиппократом, на которой он лечил спины, вправлял вывихи и переломы. Лёжа на спине человеку делали растягивание (тракцию), специально вмонтированными лебёдками.

Гиппократ первым разделил людей по темпераментам доказал что в организме человека находится четыре жидкости (кровь, жёлтая желчь, чёрная желчь и лимфа), образуя состав с определённым количеством каждой из них получается уникальная смесь влияющая на темперамент человека:Если в составе смеси преобладает желтая желчь, то, как правило, человек импульсивный – ХОЛЕРИК.Если количество черной желчи превышает количество остальных жидкостей, то человеку присущи такие черты характера как медлительность, боязливость, а значит, темперамент относит его к МЕЛАНХОЛИКАМ.САНГВИНИКИ – это люди, которые ведут подвижный образ жизни и не устают веселиться. В их смеси больше крови.ФЛЕГМАТИКИ — люди с большой концентрацией лимфы, это спокойные медлительные натуры.В наше время теорию Гиппократа подтвердил на экспериментах академик Павлов.

Философские основы Древнегреческой медицины (натурфилософия)Древнегреческая философия зародилась в городе Милет в Ионии в Малой Азии, где жил купец Фалес (624-546 г.г до н.э.), который искал из состоит весь мир. Он решил, что из воды, ведь , только влага может быть в трех состояниях- в твёрдом, жидком и в газообразном.Анаксимандр из Милета (ок.611 -546 г.г. до н.э.)- считал, что всё состоит из мельчайших частиц материи — апейронов.Анаксимен из Милета (ок. 585 -525 гг. до н.э.) считал, что всё состоит из воздуха.Гераклит из Эфеса (ок. 554 -483гг. до н.э.) всё состоит из огняЛевкипп из Милета или Абдер (ок. 500-440 гг до н.э.) считал, что всё в мире состоит из atomos — атомов — неделимых частицДемокрит (460-371 гг. до н.э.) из города Абдер создал систему античной атомистики, которая была положена в основу врачевания древней Греции.

Платон (427 -347 гг. до н.э.) из Афин продолжил учение своего учителя Сократа о решающей роли знания общего, но расширил его применение не только в этике, но в других разделах познания.  Философское учение Платона как философская система охватывает вопросы бытия, мира и его происхождения, души, познании, математике, общества,  воспитания, искусства, медицины.

По учению Платона, мир чувственных вещей не есть мир истинно сущий, а лишь чувственно воспринимаемые вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в чувственном восприятии нет ничего прочного, постоянного и истинного. Подлинная причина и сущность чувственных вещей –  постигается умом, идеями – эйдосами. Каждому классу чувственных предметов в не чувственном мире соответствует некоторый «вид», или «идея». Согласно теории идей Платона Идеи (эйдосы) существуют отдельно от вещей в другом мире, и для того, чтобы излечить тело, человеку следует изменить свои мысли, идеи (эйдосы), мировосприятие.

Аполлон и ворон — 480 г. до н.э. Дельфы. Храм Аполлона.

«Твое здоровье — чистый воздух, вода и пища. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой. Ты радуешься, улыбаешься — значит, ты здоров. Не лечи болезнь, лечи свою жизнь, живи по законам природы, разума. Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум» (Геродот Галикарнасский).

Аполлон и его символы — Ворон и Колесо Жизни

Клянусь Аполлоном-врачом…

Тайна смерти Тутанхамона Врачевание в Древней Греции

ru-sled.ru

Медицинские школы Петербурга — Учёба.ру

В этом обзоре:

Средний балл по ЕГЭ 65,7
Классы с 8 по 11
Прием 8, 9,10 классы
Условия приема вступительные испытания: русский язык, математика, биология, химия

Лицей обеспечивает дополнительную подготовку учащихся по предметам естественнонаучного профиля: биологии и химии. Если в обычной школе на химию в старших классах отводится 1-2 часа в неделю, то здесь целых 7 часов. Лицей тесно сотрудничает с Медицинским университетом имени И. П. Павлова, Педиатрическим медицинским университетом, Медицинским и психологическим факультетами СПбГУ. Это позволяет использовать в образовательном процессе лабораторную базу данных вузов, организовывать медицинскую практику учащихся 10 классов (они даже присутствуют на операциях), привлекать ведущих преподавателей вузов для организации исследовательской работы школьников. Так, например, старшеклассники могут участвовать в заседаниях студенческого научного общества СПбГМУ. После прохождения практики десятиклассники получают сертификат медицинской сестры, дающий право работать в поликлинике или больнице. В лицей принимаются (в том числе) и жители других городов.

Средний балл по ЕГЭ 63,3
Классы с 8 по 11
Прием 8 класс
Условия приема собеседование

Школа-лицей № 95 является многопрофильным учебным заведением, с углубленным изучением в 8-11 классах как физики и математики (технические классы), так химии и биологии (медицинские классы). В медицинских классах, кроме того, старшеклассники изучают еще экологию и медицину. Набор учащихся в лицейские медико-биологические классы проводится по заявлениям — после окончания ими седьмого класса. При наличии вакантных мест принимаются учащиеся из других школ. Лицеем заключены договоры о сотрудничестве с Медицинским университетом имени И. П. Павлова, Военно-медицинской академией, Химико-фармацевтической академией, Университетом имени И. И. Мечникова. Ученики старших классов имеют возможность проходить во всех этих вузах учебную практику. Лицеисты медицинских классов участвуют в международных проектах, экологических походах по стране. Школа-лицей является многократным лауреатом Всероссийских конкурсов «Школа года», победителем национального проекта по внедрению инновационных образовательных программ (2008 год).

Средний балл по ЕГЭ 61,1
Классы с 8 по 11
Прием 8,9,10 классы
Условия приема собеседование по предметам: биология, химия, математика, физика

Ученики естественнонаучных медицинских классов (с 8 по 11) углубленно изучают профильные предметы: химию, биологию, физику. Дополнительно введен блок медицинских предметов: анатомия человека, латинский язык, уход за хирургическими и терапевтическими больными и др. Это дает ученикам возможность соприкоснуться с профессией медика, увидеть ее изнутри. С 1992 года лицеем заключен договор сотрудничества с Северо-Западным государственным медицинским университетом имени И. И. Мечникова. Старшеклассниками ведется серьезная научно-исследовательская работа медико-экологической направленности. Лицей участвует в проекте ЮНЕСКО «Международное гуманитарное право и Международный комитет Красного Креста». Работает медико-экологический лекторий. Старшеклассники пишут научные работы, выступают на конференциях, занимаются на кафедрах университета имени Мечникова. До 98% выпускников медицинских классов поступают в медицинские вузы города.

Средний балл по ЕГЭ 58,8
Классы с 8 по 11
Прием 8,9,10 классы
Условия приема собеседование

Лицей считается учреждением нового типа и является основой в системе непрерывного медицинского образования. Он ориентирует учащихся на выбор профессии медицинского профиля. В программу обучения введены предметы «неотложная помощь» и «сестринское дело», что дает возможность старшеклассникам получить звание младшей медицинской сестры Красного Креста. Ученики проходят практику в МСЧ № 122. В лицее работает Ученическое научно-исследовательское общество, которое способствует формированию личности старшеклассника, сочетающей гуманитарную эрудированность со знанием основ медицины. Во время учебы в лицее 20 членов этого общества опубликовали свои первые научные работы, в том числе в сборнике «Педиатрия на рубеже веков». Партнерами лицея являются Педиатрическая медицинская академия, Медицинский университет имени И. И. Мечникова, Медицинский университет имени И. П. Павлова. Сотрудники этих вузов организуют занятия с учащимися 10-11 классов, предоставляя им свою базу и помещения, оказывают методическую помощь учителям, проводят лекции, семинары по актуальным профильным вопросам медицины и пр.

Средний балл по ЕГЭ 57,3
Классы с 8 по 11
Прием 8,9,10 классы
Условия приема собеседование

Уже более 25 лет педагогический коллектив этой школы осуществляет образовательный процесс учащихся с дополнительным изучением предметов естественнонаучного цикла. Этот цикл подразумевает углубленное освоение таких предметов, как биология, химия и физика. С 8 класса вводится для изучения предмет «Основы медицинских знаний». Таким образом, старшеклассники могут получить знания по профессии «Младшая медицинская сестра», с прохождением практики в Доме ребенка, а также в больницах и других медицинских учреждениях Петербурга. Около 80% выпускников школы поступают в городские вузы медицинского профиля. Школа тесно сотрудничает с Медицинским университетом имени И. П. Павлова и с Химико-фармацевтической академией. Старшеклассники активно участвуют в жизни медицинских вузов. Например, в 2010 году они принимали участие в научной конференции в Университете имени И. И. Мечникова. При наличии вакантных мест в медицинские классы принимают учеников и из других школ, после тестирования их по химии и биологии.

www.ucheba.ru

медицинская школа - это... Что такое медицинская школа?

 медицинская школа

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • медицинская шина
  • медицинская школа ВМС

Смотреть что такое "медицинская школа" в других словарях:

  • Медицинская школа —          в Др. Греции эмпирич. приобрет. мед. знания передавались по наследству внутри одного рода. В связи с возраставшей потребностью в квалифицир. лечении с теч. времени эти семьи за определ. плату стали обучать иск ву врачевания посторонних… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Медицинская школа —         В Др. Греции эмпири чески приобрет. медицинские знания передавались по наследству внутри одного рода. В связи с возраставшей потребностью в квалифицированном лечении с течением времени эти семьи за определ. плату стали обучать искусству… …   Словарь античности

  • Медицинская школа Эдинбургского университета — Координаты: 55°55′19.42″ с. ш. 3°08′11.86″ з. д. / 55.922061° с. ш. 3 …   Википедия

  • МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА ГИППОКРАТА — – самая известная медицинская школа античности, основанная в V в. до н.э. на острове Кос.  Гиппократ (460 370 гг. до н.э.) придал медицине статус науки, используя точный метод. Манифестом  анатомии  медицинской  науки  считается  работа… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • Салернская медицинская школа — известная с IX в. корпорация врачей, не только лечивших пациентов, но и обучавших лекарскому искусству. До XII в. развивалась под преобладающим влиянием греч. традиции, а затем и арабского Востока Император Фридрих Я дал С.м.ш. исключительное… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Школа-лицей № 95 (Санкт-Петербург) — Школа лицей № 95 Основана 1967 Директор Сидорова Наталья Анатольевна (с 2006 года) Тип Средняя образовательная школа с профильными классами Уч …   Википедия

  • Медицинская служба Вооружённых сил Великобритании — (Официальное название «Медицинская служба Вооружённых сил Соединенного Королевства Великобритании» (англ. The Defence Medical Services of the Armed Forces of the United Kingdom of Great Britain) является отдельной структурой Вооружённых сил …   Википедия

  • Медицинская служба Вооружённых сил Франции — Медицинская служба Вооруженных сил Франции (Service de santé des armées de la France) является составной частью Вооруженных сил Франции, состоящих из 4 х компонентов: Армии, Военно воздушных сил (ВВС), Военно морского флота (ВМФ) и Жандармерии.… …   Википедия

  • Медицинская антропология — научная дисциплина[1] социально культурной направленности, представляющая собой комплекс знаний о медицинских системах, существовавших и существующих в разных обществах, о традициях врачевания и их формах, о восприятии и переживании состояний… …   Википедия

  • Школа доктора Комаровского — Автор(ы) Евгений Комаровский Производство Film.ua Ведущий(е) Евгений Комаровский Страна производства …   Википедия

  • Школа-сад "Менахем" — Девиз: Учим на совесть, воспитываем с любовью! Основана: 1995 Директор: Столов Валерий Борисович Тип: Негосударственное образовательное учреждение (НОУ) Адрес: Санкт Петербург, ул. Новолитовская, д. 7а Телефон: Work703 42 38 Факс …   Википедия

Книги

  • Медицинская и биологическая физика, А. Н. Ремизов. Учебник написан в соответствии с новой программой и отражает медико-биологическую направленность курса. Наряду с вопросами физики и биофизики учебник содержит элементы высшей математики,… Подробнее  Купить за 490 руб
  • Высшая медицинская школа глазами преподавателей, студентов, врачей и населения, Н. Д. Ющук, Е. Е. Ачкасов, Ю. В. Мартынов, И. В. Мерсиянова, И. И. Солодова. В настоящем издании приведены результаты социологического исследования по оценке современного состояния престижа профессии врача и определяющих его факторов. Данная научно-исследовательская… Подробнее  Купить за 365 руб
  • Высшая медицинская школа глазами преподавателей, студентов, врачей и населения, Н. Д. Ющук, Е. Е. Ачкасов, Ю. В. Мартынов, И. В. Мерсиянова, И. И. Солодова. В настоящем издании приведены результаты социологического исследования по оценке современного состояния престижа профессии врача и определяющих его факторов. Данная научно-исследовательская… Подробнее  Купить за 355 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «медицинская школа» >>

universal_ru_en.academic.ru

Медицинские школы Древней Греции. | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории

Алкмеон Кротонский (VI в. до н. э.)В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них была индивидуальна по своей философии.

Первая известная греческая медицинская школа была открыта в Книде в 700 году до н. э. В ней работал Алкмеон, автор первого труда по анатомии, и именно в этой школе была впервые применена практика наблюдения за пациентами. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.

Книдская медицинская школа:1. заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение — есть причине большинства болезней.2. Продолжая традиции египетских врачей, в частности, обожествлённого Имхотепа, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон из Книда — современник Гиппократа, автор многих сочинений…

мед.врачевание-480 – 470 до н.э.,

Кротонская медицинская школадостигла своего расцвета в VI в. до н.э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах:1. организм есть единство противоположностей,2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил,3. противоположное излечивается противоположным.

мед.ранение- vulci. 500 гг. До н.э

Косская медицинская школа — главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с острова Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание,вскоре,  эпидемия была прекращена.

Косская медицинская школа:1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой,2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного,3. развивала основы врачебной этики.

мед-Hippocrates1756_large

Расцвет Косcкой школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю, как Гиппократ. Гиппократ по праву считается «отцом современной медицины». Сборник трудов Гиппократа представляет собой основу медицинских текстов его школы. Раньше считалось, что все главы в этом Сборнике были написаны лично Гиппократом, но сегодня многие ученые полагают, что главы были написаны различными авторами на протяжении нескольких десятилетий. Из-за невозможности идентифицировать авторство, трудно сказать, какие доктрины были предложены лично Гиппократом.

мед-клятва-

Факт существования Клятвы Гиппократа подразумевает, что «гиппократова» медицина практиковалась группой профессиональных терапевтов, связанных друг с другом строгим этическим кодексом.

Первые учения наложения повязок во время травм или иных болезнях — всё это заслуга Гиппократа. Десмургия – методы наложения повязок. На сегодняшний день в современной медицине также используют его правила и разработки:***при наличии гноя обязательна его ликвидация;***нельзя подходить к людям, имеющим раны, с не вымытыми руками;***используемые при лечении повязки могут быть как сухие, так и мокрые. В Древней Греции для смачивания повязок использовали вино, т.к. оно имеет антисептические свойства.***Методом «чепчика Гиппократа», и посей день перематывают голову.***Предшественником современного ортопедического стола была скамья придуманная Гиппократом, на которой он лечил спины, вправлял вывихи и переломы. Лёжа на спине человеку делали растягивание (тракцию), специально вмонтированными лебёдками.

Памятник Гиппократу на его родине - остров Кос

Памятник Гиппократу на его родине — остров Кос

Гиппократ первым разделил людей по темпераментам доказал что в организме человека находится четыре жидкости (кровь, жёлтая желчь, чёрная желчь и лимфа), образуя состав с определённым количеством каждой из них получается уникальная смесь влияющая на темперамент человека:Если в составе смеси преобладает желтая желчь, то, как правило, человек импульсивный – ХОЛЕРИК.Если количество черной желчи превышает количество остальных жидкостей, то человеку присущи такие черты характера как медлительность, боязливость, а значит, темперамент относит его к МЕЛАНХОЛИКАМ.САНГВИНИКИ – это люди, которые ведут подвижный образ жизни и не устают веселиться. В их смеси больше крови.ФЛЕГМАТИКИ — люди с большой концентрацией лимфы, это спокойные медлительные натуры.В наше время теорию Гиппократа подтвердил на экспериментах академик Павлов.

герои-Гермес и Сарпидон-Euphronios_krater

Философские основы Древнегреческой медицины (натурфилософия)Древнегреческая философия зародилась в городе Милет в Ионии в Малой Азии, где жил купец Фалес (624-546 г.г до н.э.), который искал из состоит весь мир. Он решил, что из воды, ведь , только влага может быть в трех состояниях- в твёрдом, жидком и в газообразном.Анаксимандр из Милета (ок.611 -546 г.г. до н.э.)- считал, что всё состоит из мельчайших частиц материи — апейронов.Анаксимен из Милета (ок. 585 -525 гг. до н.э.) считал, что всё состоит из воздуха.Гераклит из Эфеса (ок. 554 -483гг. до н.э.) всё состоит из огняЛевкипп из Милета или Абдер (ок. 500-440 гг до н.э.) считал, что всё в мире состоит из atomos — атомов — неделимых частицДемокрит (460-371 гг. до н.э.) из города Абдер создал систему античной атомистики, которая была положена в основу врачевания древней Греции.Платон (427 -347 гг. до н.э.) из Афин продолжил учение своего учителя Сократа о решающей роли знания общего, но расширил его применение не только в этике, но в других разделах познания.  Философское учение Платона как философская система охватывает вопросы бытия, мира и его происхождения, души, познании, математике, общества,  воспитания, искусства, медицины. По учению Платона, мир чувственных вещей не есть мир истинно сущий, а лишь чувственно воспринимаемые вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в чувственном восприятии нет ничего прочного, постоянного и истинного. Подлинная причина и сущность чувственных вещей –  постигается умом, идеями – эйдосами. Каждому классу чувственных предметов в не чувственном мире соответствует некоторый «вид», или «идея». Согласно теории идей Платона Идеи (эйдосы) существуют отдельно от вещей в другом мире, и для того, чтобы излечить тело, человеку следует изменить свои мысли, идеи (эйдосы), мировосприятие.

apollon-i-voron-delfy-480-g

Аполлон и ворон — 480 г. до н.э. Дельфы. Храм Аполлона.

«Твое здоровье — чистый воздух, вода и пища. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой. Ты радуешься, улыбаешься — значит, ты здоров. Не лечи болезнь, лечи свою жизнь, живи по законам природы, разума. Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум» (Геродот Галикарнасский).

apollon-i-ego-simvoly-koleso-voron-1v-do-n-e

Аполлон и его символы — Ворон и Колесо Жизни

Статьи по теме:

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

www.evpatori.ru

Медицинские школы в Западной Европе

Содержание

Введение

1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века

2. Салернская врачебная школа

3. "Салернский кодекс здоровья" - памятник средневековой медицины и фармации

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

История медицины изучает закономерности развития и историю врачевания и медицины, медицинских знаний и медицинской деятельности народов мира на протяжении все истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры. [2, с.10]

Зачатки врачевания возникли на самых ранних стадиях существования человека: “Медицинская деятельность — ровесница первого человека”,— писал И. П. Павлов. Накопление практических медицинских наблюдений, конечно, продолжалось и в средние века. В ответ на запросы времени возникали специальные учреждения для лечения больных и раненых, проводились выявление и изоляция заразных больных. Крестовые походы, сопровождавшиеся миграцией огромных людских масс, способствовали опустошительным эпидемиям и обусловили в Европе появление карантинов; открывались монастырские больницы и лазареты. Открытие больниц и лазаретов способствовало появлению медицинских школ.

В Западной Европе центрами средневековой медицины были университеты. Прототипами западноевропейских университетов явились школы, существовавшие в арабских халифатах и школа в Салерно.

В XI веке возник университет в Салерно, преобразованный из Салернской медицинской школы близ Неаполя, в XII-XIII веках появились университеты в Болонье, Моипелье, Париже, Падуе, Оксфорде, в XIV веке в Праге и Вене. Однако, образцом средневековой медицины являлась Салернская школа.

Таким образом, цель данного реферата - изучение истории медицины периода средневековья в Западной Европе.

Задачи:

1. описать важнейшие направления развития медицинского образованияв Западной Европе в Средние века;

2. изучить особенности Салернской врачебной школы;

3. рассмотреть "Салернский кодекс здоровья" - памятник средневековой медицины и фармации.

1. Медицинское образование в Западной Европе в Средние века

В Западной Европе университеты представляли сначала частные объединения учащих и учащихся, в известной мере аналогичные ремесленным цехам, в соответствии с общим цеховым строем средневековья. В XI веке возник университет в Салерно, преобразованный из Салернской медицинской школы близ Неаполя, в XII-XIII веках появились университеты в Болонье, Моипелье, Париже, Падуе, Оксфорде, в XIV веке в Праге и Вене. Число учащихся в университетах не превышало нескольких десятков на всех факультетах. Уставы и учебные планы средневековых университетов контролировались католической церковью. Весь строй жизни университетов был скопирован со строя церковных учреждений. Многие врачи принадлежали к монашеским орденам. Светские врачи, вступая в медицинские должности, принимали присягу, подобную присяге священников. В университетах допускалось изучение и некоторых античных писателей. В области медицины таким официально признанным античным автором был прежде всего Гален. У Галена средневековой медициной были взяты его окрашенные идеализмом выводы, но совершенно отброшен его метод исследования (опыты, вскрытия), что являлось главной егозаслугой. Из произведений Гиппократа были приняты те, где с наименьшей силой получили отражение его материалистические воззрения в медицине. Задачей ученых было в первую очередь подтверждать правильность учения признанных авторитетов в соответствующей области и комментировать его. Комментарии к произведениям того или иного авторитетного писателя были основным видом средневековой научной литературы. Естествознание и медицина питались не экспериментами, а изучением текстов Галена и Гиппократа. Галилей рассказал об одном схоласте, который, увидев у анатома, что нервы сходятся в мозгу, а не в сердце, как учил Аристотель, сказал: «Вы мне показали все это так ясно и ощутимо, что если бы текст Аристотеля не говорил обратного (а там прямо сказано, что нервы зарождаются в сердце), то необходимо было бы признать это истиной».

Методы преподавания и самый характер науки были чисто схоластическими. Студенты наизусть заучивали то, что говорили профессора. Догматическими в медицине считались произведения Гиппократа, Галена, ИбяСины (Авиценны). Слава и блеск средневекового профессора заключались прежде всего в его начитанности и в уменье подтвердить каждое свое положение цицатой, взятой у какого-нибудь авторитета и приведенной напамять. Диспуты представляли самый удобный случай высказать все свое знание и искусство. Истина и наука означали только то, что было написано, и средневековое исследование стало просто истолкованием известного. Широко использовались комментарии Галена к Гиппократу, многие комментировали Галена.

В XIII-XIV веках в университетах Западной Европы развивалась схоластическая медицина с ее отвлеченными построениями, умозрительными заключениями и спорами. Поэтому в западноевропейском лекарствоведении наряду со средствами, добытыми медицинской практикой, находили место и такие, применение которых основывалось на отдаленном сравнении, на указаниях алхимии, астрологии, которые действовали на воображение или удовлетворяли прихоти богатых классов.

Для медицины средних веков характерны сложные лекарственные прописи. Фармация была непосредственно связана с алхимией. Число частей в одном рецепте нередко доходило до нескольких десятков. Особое место среди лекарств занимали противоядия: так называемый териак, включавший 70 и больше составных частей (основная составная часть змеиное мясо), а также митридат (опал). Териак считался также средством против всех внутренних болезней, в том числе «моровых» лихорадок. Средства эти ценились очень дорого. В некоторых городах, особенно славившихся своими териаками и митридатами и продававших их в Другие страны (Венеция, Нюрнберг), изготовление этих средств производилось публично, с большой торжественностью, в присутствии властей и приглашенных лиц.

Вскрытия трупов при моровых поветриях проводились уже в VI веке н. э., но они мало способствовали развитию медицины. Первые вскрытия, следы которых дошли до нас, проводились с XIII века. В 1231 г. император Фридрих II разрешил проводить вскрытие человеческого трупа один раз в 5 лет, но в 1300 г. римский папа установил суровое наказание всякому, кто осмелится расчленить человеческий труп или выварить его, чтобы сделать скелет. Время от времени некоторым университетам разрешалось производить вскрытие трупов. Медицинский факультет в Монпелье в 1376 г. получил разрешение вскрывать трупы казненных; в Венеции в 1368 г. было разрешено производить одно вскрытие в год.'В Праге регулярные вскрытия начались лишь в 1400 г., т. е. через 52 года после открытия университета. Венский университет получил такое разрешение с 1403 г., но за 94 года (с 1404 г. по 1498 г.) там было произведено всего 9 вскрытий. В Грейфсвальдском университете первый человеческий труп был вскрыт спустя 200 лет после организации университета. Вскрытие обычно производил цирюльник. Во время вскрытия профессор-теоретик читал вслух на латинском языке анатомическое сочинение Галена. Обычно вскрытие ограничивалось брюшной и грудной полостями.

В 1316 г. Мондино де Луччи составил учебник по анатомии, пытаясь заменить ту часть первой книги «Канона врачебной науки» Ибн-Сины, которая посвящена анатомии. Сам Мондино имел возможность вскрыть только два трупа, и его учебник был компиляцией. Основные свои анатомические познания Мондино черпал из плохого, полного ошибок перевода арабской компиляции сочинения Галена. Более двух веков книга Мондино оставалась учебником по анатомии.

Только в Италии в конце XV- XVIвеков вскрытие человеческих трупов в целях преподавания анатомии стало более частым явлением. Среди средневековых университетов Западной Европы Салернский и Падуанский играли прогрессивную роль и менее других испытывали влияние схоластики.

Уже в древности римская колония Салерно, лежавшая к югу от Неаполя, была известна своим целебным климатом. Приток больных, естественно, привел к сосредоточению здесь врачей. В начале VI века в Салерно проводились собрания для чтения произведений Гиппократа, позднее, в IX веке, в Салерно была создана медицинская школа, прообраз университета, возникшего в XI веке. Преподавателями в Салернской школе были люди разных национальностей. Преподавание заключалось в чтении сочинений греческих и римских, а позднее арабских писателей и в толковании прочитанного. Широкой известностью в средние века в Западной Европе пользовался «Салернский санитарный регламент», популярный сборник правил индивидуальной гигиены, который был составлен в XI веке в стихотворной форме на латинском языке и неоднократно издавался.

Отличавшийся от большинства средневековых университетов Падуанский университет во владениях Венеции стал играть роль позднее, уже к концу средневековья, в эпоху Возрождения. Основан он был в XIII веке учеными, бежавшими из папских областей и из Испании от преследовании католической церковной реакции. В XVI в. он стал центром передовой медицины.

Однако, чаще всего врачами были монахи. Монастырская медицина в Западной Европе всецело была подчинена религиозной идеологии. Ее основной задачей было способствовать распространению католицизма. У большинства монахов, естественно, отсутствовали глубокие медицинские знания и врачебная специализация, хотя среди них, несомненно, были искусные лекари. Монастырские больницы служили практическими школами для врачей-монахов, в них накапливался опыт лечения болезней, изготовления лекарств. Но, связывая медицину с церковью, соблюдением обрядов, молитвами, покаянием, а излечение с «чудесами святых» и т. п., они тормозили развитие научной медицины. Из отраслей практической медицины в средние века в связи с многочисленными войнами развилась хирургия. Хирургией в средние века занимались не столько врачи, окончившие медицинские факультеты, сколько практики костоправы и цирюльники. Наиболее полное обобщение опыта средневековой хирургии дал в XVI веке родоначальник хирургии. Третья стадия феодализма (XVI-XVII века) в Западной Европе была периодом его упадка и разложения, сравнительно быстрого развития товарно-денежного хозяйства и затем зарождения в недрах феодализма капиталистических отношений и буржуазного общества, представляя переход к следующей общественно-экономической формации капитализму.

2. Салернская врачебная школа

Уже в IX столетии в Салерно существовала корпорация врачей, не только осуществлявшая лечение больных, но и обучавшая врачебному искусству. Возникшая медицинская школа сложилась как школа практических врачей. Обучение в школе продолжалось пять лет, после чего в течение одного года следовала обязательная практическая работа. Обучению предшествовал трехлетний подготовительный курс.

Салернская врачебная школа стала самым знаменитым медицинским учреждением не только в Италии, но и во всей Западной Европе. Некоторое время школой руководил известный врач Иоанн Миланский. При нëм в XII веке школа достигла такого особого расцвета, что император Священной Римской империи Фридрих II дал Салерно исключительное право присваивать звание врача и запретил заниматься врачебной практикой без соответствующей лицензии этой школы. Город Салерно, благодаря школе, стал крупнейший медицинским центром Европы.

Авторитет Салернской школы был непререкаем, что поддерживалось многочисленными трактатами, составлявшимися врачами из Салерно и распространявшимися по всей Европе. Сочинения этой школы были приняты, как образцовые, в других училищах.

В жизни Салернской школы различают два периода — греческий — от начала существования школы и до XII века, и Греко-арабский — начало которого восходит к середине XII века.

В IX—XI веках в Салерно были созданы труды практической медицины, такие, как «Антидотарий», включавший в себя 60 рецептов, и «Пассионарий» — практическое руководство по диагностике различных заболеваний. В XII веке в Салерно был написан фундаментальный трактат «De aegritudinum curatione» («О лечении заболеваний»), в котором шла речь о лечении всех известных в то время болезней «с головы до пят». Оригинальным и новым по своему характеру было сочинение «De adventu medici ad aegrotum» (О приходе врача к больному"), пользовавшееся широкой популярностью.

Особенной славой пользовалась гигиеническая поэма «Правила салернской школы» (лат. «Regimen scholae Salernitanae»), впервые напечатанное в 1480 в Кёльне и с тех пор многократно переиздававшееся.

Руководитель Салернской врачебной школы Иоанн Миланский составил сборник советов по гигиене, облечённых в леонийские стихи (лат. versus leoninus). Автором произведения, скорее всего, был не только Иоанном, а коллектив преподавателей салернской школы, так как первый стих, обращенный к герцогу Роберту, сыну Вильгельма Завоевателя, лечившемуся в Салерно в 1101 г. гласит «Правителю англов пишет вся Салернская школа» (лат. Anglorum regi scribit schola tota Salerni).

В начале XIII века здесь был составлен труд «Flos medicinae» («Цвет врачебного искусства»), в котором освещались самые различные вопросы, в том числе и взгляды на то, каким должен быть врач, назначение медицины, теория заражения и многое другое.

К Салернской школе принадлежали врачи из духовного и светского звания, а также женщины, которые заведовали больницами, сопровождали в походах армии и состояли при королях и принцах. Немало женщин бало и среди прославленных профессоров школы. Так, в XI веке здесь преподавала Абелла, написавшая трактаты «De atra bile» («О чёрной желчи») и «De natura seminis humani» («О природе человеческого семени»). Среди ученых женщин, преподавателей школы около 1059 г. была Тротула — «nobilis matrona». Из еë трудов до нашего времени дошли «De passionibus mulierum» («О женских болезнях») и «De compositione medicamentorum» («О составлении лекарств»). Её труды неоднократно цитировались многими авторами в XI—XII веках.

Сохранилось ещё много медицинских трактатов, написанных женщинами в Салернской школе. Так, Ребекка Гуарна написала трактаты «О лихорадках», «О моче», «О зародыше» и другие.

В 1480 году вышел в свет знаменитый труд «Салернский кодекс здоровья», принадлежавший Арнольду из Виллановы.

Салернская врачебная школа на протяжении ряда столетий являлась хранительницей античной медицины. Её называли «civitas Hippocratica» (Гиппократовое общение).

Гравюра, изображающая врачей и их пациентов Салернской врачебной школы XI - XII век.

3. "Салернский кодекс здоровья" - памятник средневековой медицины и фармации

С IX столетия Салерно, расположенный в глубине Пестанского залива (Кампания), был долгое время римской колонией и находился на пересечении многих торговых путей Востока.

Уже в IX столетии в Салерно существовала корпорация врачей, не только осуществлявшая лечение больных, но и обучавшая врачебному искусству. Возникшая медицинская школа сложилась как школа практических врачей. Салернская врачебная школа являлась храни- тельницей античной медицины. Ее называли «civitas Hippocratica» (Гиппократовое общение). Уже в IX–XI веках в Салерно были созданы труды практической медицины, такие, как «Антидотарий» – включавший в себя 60 рецептов, и «Пассионарий» – практическое руководство по диагностике различных заболеваний. В XII веке в Салерно был создан фундаментальный трактат «De aegritudinum curatione» («О лечении заболеваний»), в котором шла речь о лечении всех известных в то время болезней «с головы до пят». Оригинальным и новым по своему характеру было сочинение «De adventu medici ad aegrotum» (О приходе врача к больному»), пользовавшееся широкой популярностью. Лучшим списком произведений Салернской школы является Бре- славльский кодекс, составленный в середине XII века. XII век был вре- менем наивысшего расцвета Салерно. Император Фридрих II (1212 – 1250) дал Салернской школе, единственной в империи, исключительное право присваивать звание врача и воспретил заниматься медицинской практикой без соответствующей лицензии этой школы. Обучение продолжалось пять лет, после чего в течение одного года следовала обязательная практическая работа. Обучению предшествовал трехлетний подготовительный курс. Салерно сделался знаменитым медицинским центром всей Европы.

В начале XIII века был составлен труд, написанный по обычаю того времени в стихах, – «Flos medicinae», буквально: «Цвет врачебного искусства». Самые различные вопросы, в том числе и взгляды на то, каким должен быть врач, назначение медицины, теория заражения и многое другое нашли здесь свое отражение.

Дидактическая поэзия – один из древнейших жанров античной литературы. Ее истоки восходят к Гесиоду (VIII–VII в. до н.э.), автору поэмы «Труды и дни», в которой приводятся советы о сохранении здоровья. Медицинская дидактика не случайно обрела поэтическую форму. Это не только дань древней традиции. Благодаря поэзии, чисто ме- дицинские советы становятся доступнее и лучше запоминаются. «Радуют душу стихи и, немногие, много вмещают» – сказал один из врачей XVI века. Интересно отметить, что среди прославленных профессоров школы было немало женщин. Так, в XI веке преподавала Абелла, написавшая трактаты «De atra bile» («О черной желчи») и «De natura seminis humani» («О природе человеческого семени»).

Среди ученых женщин, читавших около 1059 г. лекции в Салерно, была Тротула – «nobilis matrona». Из ее трудов до нас дошли следующие: «De passionibus mulierum» («О женских болезнях») и «De compositione medicamentorum» («О составлении лекарств»). Тротулу неоднократно цитируют многие авторы XI и XII веков. Сохранилось еще много медицинских трактатов, написанных женщинами в Салернской школе.

Так, Ребекка Гуарна написала трактаты «О лихорадках», «О моче», «О зародыше» и другие. В 1480 году вышел в свет знаменитый труд «Салернский кодекс здоровья», принадлежавший Арнольду из Виллановы. Салернская медицинская школа просуществовала до середины XIX века, но «Салернский кодекс здоровья» остался лучшим ее памятником. В первых главах даются диэтетико–гигиенические навыки, подробно рассматриваются свойства различных пищевых продуктов, плодов, растений и их лечебное действие. Вот некоторые из этих советов: «Тягость забот отгони и считай недостойным сердиться, Скромно обедай, о винах забудь, не сочти бесполезным Бодрствовать после еды, полуденного сна избегая, Долго мочу не держи, не насилуй потугами стула; Будешь за этим следить, – проживешь ты долго на свете.

Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими

Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.

Руки, проснувшись, омой и глаза водою холодной,

В меру туда и сюда походи, потянись, расправляя

Члены свои, причешись ты и зубы почисти. Все это

Ум укрепляет и силу вливает в прочие члены.

Ванну прими, а поев, походи иль постой; охлажденья

Бойся. Источников гладь и трава – глазам утешенье;

Утром на горы свой взор обрати, а под вечер – на воды.

Кратким пусть будет полуденный сон, иль вовсе не будет.

Боль головную, катар, лихорадку и сильную слабость –

Все за полуденный сон ты получишь себе непременно.

От накопленья ветров возникают четыре недуга:

Колики, спазмы, водянка, а также головокруженье».

Достаточно много рекомендаций касается пищевых рационов:

«Ужин чрезмерный отнюдь не полезен для наших желудков.

Чтобы спокойно спалось, перед сном наедаться не надо.

Ты за еду никогда не садись, не узнав, что желудок

Пуст и свободен от пищи, какую ты съел перед этим,

Сам по желанию есть, ты получишь к тому подтвержденье:

А указанием будет слюны пробежавшая струйка.

Персики, яблоки, груши, сыры, молоко, солонина,

Мясо оленье и козье, и заячье мясо и бычье:

Все это черную желчь возбуждает и вредно болящим.

Свежие яйца, багряные вина, супы пожирнее,

Хлеб из тончайшей муки – доставляют телесную крепость.

Сыр молодой, молоко и пшеница полнят и питают,

Бычьи тестикулы также, свинина и мозг всевозможный,

Спелые смоквы и свежие гроздья от лоз виноградных».

Даются и характеристики вин, используемых по рекомендации

салернских врачей:

«Ценятся вина по вкусу, по запаху, блеску и цвету.

Доброго хочешь вина – непременны пять признаков эти:

Крепость, краса, аромат, охлажденность и свежесть, конечно.

Сладкие белые вина гораздо питательней прочих.

Красного если вина ты когда–нибудь выпьешь не в меру,

То закрепится живот и испортится голоса звонкость».

Приведенные примеры из «Салернского кодекса здоровья» сви- детельствуют о неустаревающих рекомендациях медиков средних веков. Признанием больших и бесспорных заслуг Салернской школы явился тот факт, что XIV Международный конгресс историков медицины в 1954 г. заседал в Риме и Салерно, и «civitas Hippocratica» стала международным форумом ученых многих стран мира. Арнольду из Виллановы, автору «Салернского кодекса здоровья», принадлежит еще один трактат с интересным названием «О сохранении молодости и отдалении старости». Данный трактат – страница истории геронтологии и гериатрии. По мнению автора, старение лишает живые существа жизненной силы, радости бытия и, наконец, самой жизни. До сих пор до конца не выявлены причины старения и еще нет ответа на вопрос, каковы первичные и существенные элементы старческой инволюции. Гиппократ объясняет старение потерей «природного тепла». Аристотель в сочинении «О молодости и старости» также полагает, что старение вызывается постепенным расходованием «природного тепла», которым располагает каждое живое существо с момента появления на свет. Поэтому старики по природе «холодные». Византийский поэт Лев Философ (IX–X вв.) писал: «Ты, старость, холодна, и от природы смесь Моя полна мокроты...»

Арнольд в данном трактате на основе гуморальной теории объясняет, как в старости наступает плохое пищеварение, потеря аппетита, истощение, дряблость и морщинистость кожи, ослабление зрения, слуха, памяти. Болезни, сопутствующие старости, – это результат непропорционального соотношения влаг организма. Для здоровья надо удалить избыток той или иной влаги. Развитие и образование первичной смеси субстанций происходит с помощью врожденной теплоты тела. Так как процесс образования природного тепла в старости замедляется, то и процесс выздоровления, естественно, происходит медленнее. Конституция больного играет при этом важную роль.

Всем делам должно сопутствовать хорошее, бодрое настроение, во всем надо соблюдать умеренность, пища должна быть легкой, питательной: нежирное мясо, рыба, сладкие вина. Секрет долголетия заключается в рациональном режиме: умеренная еда, отказ от злоупотребления вином, разумное пользование воздухом, сном и бодрствовнием, движением и покоем и, наконец, воздержание от излишних страстей – вот главнейшие правила такого режима. Соблюдая его, человек может прожить столько лет, сколько предназначено ему природой, то есть гораздо больше, чем он живет на самом деле. Но люди не понимают этого, а потому стареют и умирают раньше срока.

Основным тезисом, выдвинутым им для продления молодости, был: «Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими

Трое: веселый характер, покой и умеренность в жизни».

Арнольд в своих представлениях придерживался средневековых позиций. Так, астрология, сопутствовавшая человеку с момента его рождения и проникшая в медицину еще в древности, утверждала, что существует связь между органами тела и планетами: между Солнцем и сердцем, Луной и мозгом, Юпитером и печенью, а также связь между планетами и металлами: Солнцем и золотом, Луной и серебром, Марсом и железом, Меркурием и ртутью.

В эту эпоху многие занимались поисками вещества, которое должно было превращать в золото не только серебро, но и неблагородные металлы (свинец, ртуть и т.п.). Оно носило название философского камня, красного льва, звалось панацеей или элексиром жизни. Этому средству предписывалась могучая сила, оно должно было не только об- лагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством, раствор его, так называемый «золотой напиток», принятый внутрь в малых дозах, должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и делать жизнь более продолжительной.

Арнольд действительно считал золото самым совершенным и ни с чем не сравнимым веществом, находящимся под влиянием созвездий, благодаря которому оно отличается неизменяемостью и нерас- творимостью и обладает чудесным целебным действием. Но эти качества свойственны только чистому золоту, и поэтому он предостерегает от применения в медицине «искусственного золота», в котором всегда есть примесь посторонних веществ.

Таким образом, Салернская школа являлась образцом средневековой медицины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы видим, что медленное, но неуклонное развитие медицинских знаний начинается в Западной Европе в XII-XIII вв.

Особенности развития медицины в средние века характеризовались господством теологического мировоззрения и схоластического мышления.

В те времена господствовало убеждение, что все знания, необходимые человеку, даны в трудах общепризнанных церковных "авторитетов". В эпоху раннего средневековья медицинская помощь оказывалась в монастырях, при которых чаще всего устраивали больницы. В монастырях постепенно накапливался опыт лечения болезней и изготовления лекарств, но, связывая медицину с церковью, с соблюдением обрядов, молитвами, покаяниями, а излечение с «чудесами святых» монахи тормозили развитие научной медицины.

Центрами средневековой медицины были университеты. В XIII-XIV веках в университетах Западной Европы развивалась схоластическая медицина с ее отвлеченными построениями, умозрительными заключениями и спорами.

Число учащихся на медицинских факультетах не превышало 10 человек. Выпускники средневековых университетов, врачи-интернисты (терапевты) диагностировали заболевания на основе исследования пульса, по внешнему виду мочи, причем иногда ставили диагноз и назначали лечение заочно, без осмотра пациента. Ведущее место среди лекарств занимали противоядия: так называемый териак, включавший 70 и больше составных частей (основная составная часть – змеиное мясо), а также «митридат» (опал).

Среди средневековых университетов Западной Европы Салернский играл прогрессивную роль и менее других испытывал влияние схоластики.

studfiles.net


Смотрите также

.