Глава 7. Военно-медицинская подготовка личного состава части. Мед подготовка


Медицинская подготовка спасателей

- основные положения руководящих документов по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в ЧС;

- задачи и объем первой помощи;

- признаки жизни и смерти;

- юридические основы действий спасателей по оказанию первой помощи;

- средства для оказания первой помощи;

- способы и приемы оказания первой помощи при ранениях, кровотечениях, переломах, травматическом шоке, синдроме длительного сдавления, ожогах и обморожениях, асфиксии, утоплении и электротравме, поражениях ядовитыми веществами, радиационных поражениях, наиболее часто встречающихся внезапных заболеваниях, инфекционных заболеваниях;

- основы психологической помощи пострадавшим;

- основы медицинской сортировки;

- основы транспортировки пострадавших;

- основы медицинской реабилитации;

- правила безопасности при оказании первой помощи.

- применять полученные знания на практике;

- определять состояние пострадавшего;

- признаки жизни и смерти;

- использовать табельное имущество по предназначению;

- правильно накладывать все виды повязок;

- производить временную остановку кровотечений;

- производить иммобилизацию переломов и вывихов с использованием табельных и подручных средств;

- выполнять простейшие противошоковые мероприятия;

- применять приемы искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца,

- применять приемы переноски и транспортировки пострадавшего одним или двумя спасателями;

- применять приемы и способы согревания, пострадавшего;

- оборудовать пункты сбора пострадавших.

- требования и владеть навыками, предъявляемыми к спасателям 3 класса;

- основные осложнения ранений, кровотечений, переломов, ожогов и их профилактику;

- приемы и способы оказания первой помощи при вывихах;

- особенности первой помощи детям при различных поражениях и заболеваниях;

- основные признаки начавшегося родового процесса и основы родовспоможения.

- выполнять мероприятия, направленные на предупреждение осложнений;

- оказывать первую помощь при вывихах, родах, детям при различных поражениях и заболеваниях;

- определять степень жизнеспособности конечности при длительном сдавлении;

- производить медицинскую сортировку пострадавших в процессе оказания медицинской помощи;

- применять приемы само регуляции и борьбы со стрессом.

- требования и владеть навыками, предъявляемыми к спасателям 2 класса;

- медико-тактическую характеристику различных ЧС;

- организационные основы первой помощи;

- основные принципы оказания медицинской помощи при сочетанных и комбинированных поражениях;

- технику выполнения внутримышечных и подкожных инъекций лекарственных средств, использующихся при оказании первой помощи, в том числе антидотов;

- основы экстренной психологической помощи пострадавшим при ЧС;

- порядок проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в районах массовых инфекционных заболеваний, обсервации и карантина;

- санитарно-гигиенические требования к размещению, питанию, водоснабжению в полевых условиях.

- оценивать медицинскую обстановку в районе ЧС;

- организовать работу спасателей по розыску пострадавших и оказанию первой медицинской помощи;

- оказывать первую помощь при различных сочетанных и комбинированных поражениях;

- производить подкожные и внутримышечные инъекции;

- определять необходимость наложения жгута при высвобождении конечности от длительного сдавления;

- снимать стресс у пострадавших;

- производить дезинфекционные, дератизационные и дезинсекционные мероприятия.

- требования и владеть навыками, предъявляемыми к спасателям 1 класса;

-  нормы международного права по вопросам первой помощи пострадавшим при ЧС;

- особенности оказания первой помощи пострадавшим в странах с различным вероисповеданием, обычаями и нравами;

- медицинское оснащение спасателей основных зарубежных государств, в том числе стран СНГ;

- основные эпидемические инфекционные заболевания и мероприятия по их профилактике.

- оказывать первую помощь пострадавшим с учетом их вероисповедания, традиций и нравов;

- выполнять мероприятия по профилактике эпидемических инфекционных заболеваний;

- взаимодействовать со спасателями иностранных государств, при оказании первой помощи пострадавшим.

sajt-spasatel.ru

12. Военно-медицинская подготовка

Военно-медицинская подготовка, являясь одним из предметов боевой подготовки, должна дать личному составу необходимые знания и практические навыки для своевременного и качественного оказания первой помощи при поражении обычным оружием, так и оружием массового поражения, а также научить пользоваться индивидуальными средствами медицинской защиты.

        1. Первая помощь раненым и больным

Одним из главных условий сохранения жизни, восстановления здоровья и быстрейшего возвращения, раненых и больных в строй является своевременное оказание им первой помощи. Раненым и больным для восстановления здоровья требуются различные лечебно-профилактические мероприятия. В связи с невозможностью их выполнения непосредственно на месте ранения единый процесс лечения разделяется на отдельные виды помощи оказываемой на поле боя (первая помощь, доврачебная помощь) и в медицинских подразделениях, частях, учреждениях (первая врачебная помощь, квалифицированная и специализированная медицинская помощь, медицинская реабилитация).

Первая помощь оказывается, как правило, на месте получения ранения (поражения) или развития заболевания в порядке самопомощи (оказывает сам пострадавший) и взаимопомощи (оказывает товарищ), санитарами и санитарами-стрелками, а так же санитарными инструкторами. Для ее оказания используются преимущественно индивидуальные средства медицинского оснащения.

Цель первой помощи заключается в том, чтобы не допустить гибели раненого путем временного устранения причин, угрожающих его жизни, а также предупредить развитие тяжелых осложнений. Объем первой помощи, оказываемой пострадавшим на поле боя, включает:

извлечение раненых из боевых машин, труднодоступных мест, очагов пожара, оттаскивание их в укрытия и обозначение;

тушение горящего обмундирования и попавшей на тело зажигательной смеси;

надевание на пораженных, при нахождении на зараженной местности, противогаза и средств защиты кожи;

временную остановку наружного кровотечения с помощью пальцевого прижатия магистральных сосудов, давящей повязки, жгута или закрутки из подручных средств;

введение антидотов с профилактической и лечебной целью из шприц-тюбика;

устранение асфиксии путем освобождения верхних дыхательных путей от слизи, крови, инородных тел, устранение западения языка путем изменением положения тела, проведения искусственного дыхания методом «рот ко рту» («рот к носу»), с помощью трубки дыхательной и закрытого массажа сердца при остановке дыхания;

введение обезболивающего средства с помощью шприц-тюбика;

наложение защитной повязки на рану или ожоговую поверхность и герметичной повязки при проникающих ранениях грудной клетки;

иммобилизацию конечностей при переломах и обширных повреждениях тканей простейшими способами с использованием табельных и подручных средств;

частичную санитарную обработку открытых участков кожи и дегазацию прилегающего к ним обмундирования с использованием индивидуального противохимического пакета;

прием антибиотиков, противорвотных и других лекарственных средств;

защиту раненых от переохлаждения (перегревания) с помощью табельных и подручных средств.

После оказания первой помощи раненых и больных эвакуируют в медицинские подразделения, части (учреждения). Эвакуация осуществляется санитарными транспортными средствами, а также вертолетами и общевойсковыми транспортными средствами. Тяжелораненые и тяжелобольные, состояние которых не допускает их дальнейшей транспортировки, подвергаются временной госпитализации на войсковых этапах медицинской эвакуации.

На этапах медицинской эвакуации медицинская помощь оказывается всем, независимо от того, к составу какой части принадлежит раненый (больной).

studfiles.net

Военно-медицинская подготовка

Военно-медицинская подготовка, являясь одним из предметов боевой подготовки, должна дать личному составу необходимые знания и практические навыки для своевременного и качественного оказания первой помощи при поражении обычным оружием, так и оружием массового поражения, а также научить пользоваться индивидуальными средствами медицинской защиты.

Первая медицинская помощь на поле боя

Лечение раненых начинается на поле боя.Первая медицинская помощь оказывается в порядке само- и взаимопомощи, санинструктором роты.

На поле боя осуществляется:

временная остановка наружного кровотечения; иммобилизация при переломах костей; обработка ран; наложение повязок на раневую поверхность;

введение раствора обезболивающего средства, антидота с помощью щприц-тюбика;

дача внутрь антибиотика или радиопротектора по обстановке;

дача противорвотного средства для профилактики рвоты центрального происхождения (сотрясение или ушиб головного мозга, поражение ионизирующими излучениями).

Сколько раз проявлялась неоценимая роль первой медицинской помощи при спасении раненых(пораженных). Сколько раз она помогала сократить время лечения и вырывала тяжелораненых из объятий смерти!

Несмотря на это, не все знают основы оказания первой медицинской помощи. Их практические действия, к сожалению, не достигают желаемого уровня. Этот раздел для военнослужащих по оказанию первой медицинской помощи на поле боя поможет Вам в условиях реально возникающей опасности для здоровья и жизни. Оно должно научить Вас простым и эффективным приемам оказания первой медицинской помощи.

Подготовка должна осуществляется по принципу: «ИЗУЧИ САМ - НАУЧИ ТОВАРИЩА»

ЗАПОМНИТЕ!

Артериальное кровотечение является самым опасным, смерть может наступить в течение нескольких минут. Каждый десятый погибший на поле боя умер от неостановленного наружного кровотечения (артериального, венозного)

Порядок оказания первой медицинской помощи при остановке кровотечения

Временная остановка кровотечения предотвращает чрезмерную кровопотерю и позволяет выиграть время для эвакуации раненого (пораженного).

Методы временной остановки кровотечения:

Остановка кровотечения максимальным сгибанием конечности:

а) максимальное сгибание травмированной верхней конечности и прижатие плечевой артерии при ранениях предплечья, кисти;

б) максимальное сгибание травмированной нижней конечности и подколенной артерии при ранении стопы, голени;

в) максимальное сгибание нижней конечности прижатие бедренной артерии при ранениях бедра, голени, стопы.

Прижатие артерии на ее протяжении в соответствующей точке(при кровотечении из артерии следует немедленно остановить приток крови к травмированному участку, прижав артерию пальцем выше места ранения).

Места пальцевого прижатия крупных артерий:

1 - подключичной; 2 - сонной; 3 - наружной челюстной; 4 - височной; 5 - подмышечной; 6 - плечевой; 7 - локтевой; 8 - лучевой; 9 - бедренной; 10 - подколенной; 11 - задней большеберцовой; 12 - артерии тыла стопы.

Для этого необходимо точно знать места прижатия артерий. Пальцевое прижатие производится большим пальцем, кончиками сведенных вместе четырех пальцев а иногда и кулаком.

studfiles.net

Глава 7. Военно-медицинская подготовка личного состава части

7.1. Планирование и организация занятий

По военно-медицинской подготовке

Военно-медицинская подготовка является предметом боевой подготовки войск и имеет своим назначением изучение правил личной и общественной гигиены; наибо­лее характерных причин и признаков ранений и травм, острых отравлений и пораже­ний, требующих оказания неотложной помощи; порядка и способов оказания первой помощи раненым и пораженным, а также привитие практических навыков в оказании первой помощи при ранениях, травмах, острых отравлениях и поражениях с исполь­зованием табельных и подручных средств.

В условиях современной войны оказание первой помощи в порядке само- и вза­имопомощи является одним из основных путей, обеспечивающих спасение жизни большинству пораженных. В связи с этим неизмеримо возрастает роль военно-ме­дицинской подготовки, в процессе которой военнослужащие отрабатывают темы, посвященные изучению правил личной гигиены, предупреждению заразных болез­ней, обучению приемам оказания первой помощи при ранениях и кровотечениях, переломах костей и ушибах, отморожениях, отравлениях техническими жидкостями и, наконец, способам выноса раненых с поля боя, извлечения из боевых машин, оборонительных сооружений, погрузки на санитарный и общевойсковой транспорт. Не менее важно это в условиях мирного времени, в повседневной жизни, где всегда возможно столкнуться с необходимостью оказания первой помощи родным и близ­ким. Особенно актуальным это становится с ростом количества террористических актов, техногенных и природных катастроф, большого числа автодорожных проис­шествий.

Основными задачами военно-медицинской подготовки являются:

подготовка личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации к оказа­нию первой помощи в объеме само- и взаимопомощи при ранениях, травмах и пора­жениях;

подготовка офицеров и прапорщиков к организации медицинского обеспечения боевых действий подразделений.

Военно-медицинская подготовка осуществляется в соответствии с программами командирской и боевой подготовки.

Занятия по военно-медицинской подготовке планируются штабом части при уча­стии начальника медицинской службы. Организация военно-медицинской подготов­ки личного состава возлагается на начальника медицинской службы воинской части.

В план боевой подготовки включаются все темы, предусмотренные программой: введение в курс военно-медицинской подготовки; индивидуальные и коллективные медицинские средства защиты и оказания помощи; оказание первой помощи, нео­тложные реанимационные мероприятия; особенности оказания первой помощи при воздействии ядерного и химического оружия; основы гигиены питания и водоснаб­жения, передвижения, казарменного и полевого размещения войск; инфекционные заболевания; основы дезинфекции и дезинсекции.

Военно-медицинская подготовка включает:

обучение личного состава правилам и приемам проведения простейших противо­шоковых мероприятий (остановка наружного кровотечения, введение обезболиваю­щих средств, наложение различных видов повязок, транспортная иммобилизация при переломах костей) и привитие навыков их проведения;

обучение личного состава правилам использования табельных индивидуальных средств медицинской защиты (аптечки индивидуальной, пакета перевязочного ин­дивидуального, индивидуального противохимического пакета, индивидуальных средств обеззараживания воды), а также использования подручных средств для оказания первой помощи;

обучение личного состава приемам розыска, привитие навыков извлечения из боевой техники и труднодоступных мест, транспортирования раненых и пораженных;

обучение личного состава правилам поведения и мерам профилактики в услови­ях заражения радиоактивными и отравляющими веществами и бактериальными сред­ствами, а также приемам проведения частичной санитарной обработки;

ознакомление личного состава с признаками инфекционных заболеваний, их про­филактикой, правилами личной и общественной гигиены;

обучение офицеров и прапорщиков основам организации медицинского обеспе­чения боевых действий подразделений.

При планировании военно-медицинской подготовки начальник медицинской службы должен учитывать, что сроки проведения занятий в разных подразделениях не дол­жны совпадать по времени, так как в противном случае медицинская служба не способна выделить необходимое количество руководителей. В пределах времени, отводимого планом боевой подготовки для изучения той или иной темы, каждому подразделению указывается конкретный срок ее отработки, исходя из которого ко­мандиры подразделений и составляют расписания занятий. В зависимости от слож­ности темы и фактического наличия в части медицинских работников занятия по во­енно-медицинской подготовке проводят врачи, фельдшера и санитарные инструкто­ры, а с офицерами - только врачи.

Успешное овладение военнослужащими приемами первой помощи определяет­ся прежде всего умелой организацией занятий и правильной методикой их проведе­ния. В войсковом звене основным организатором военно-медицинской подготовки является начальник медицинской службы части. Главные его задачи в этом направ­лении состоят в создании и постоянном совершенствовании учебно-материальной базы, методической подготовки медицинского состава, привлекаемого к проведе­нию занятий, в организации систематического контроля за их качеством (рис. 15)..

Для проведения занятий по обучению военнослужащих приемам оказания пер­вой помощи в каждой части оборудуется класс военно-медицинской подготовки, выполняющий одновременно и функции учебно-методического кабинета, размеща­ющийся в учебном корпусе части. В нем проводятся консультации военнослужащих по изучаемым темам. Оснащение класса должно отвечать требованиям регламенти­рующих документов, а также содержанию программы Военно-медицинской подго­товки. В классе устанавливаются столы для обучаемых на 25-30 человек и для руко­водителя занятий, классная доска, технические средства обучения, оборудуются автоматически убирающийся экран, тематические стенды, витрины с наглядными пособиями, вывешиваются выписка из нормативов по выполнению приемов оказа­ния первой помощи, задачи, расчет часов и программа военно-медицинской подго­товки (рис. 16).

Содержание стендов должно строго соответствовать программе военно-медицин­ской подготовки. При изготовлении стендов необходимо использовать табельные и подручные средства медицинской защиты, фотовыставки и плакаты, рисунки. Стен­ды рекомендуется делать одинаковых размеров с учетом полезной площади стен класса. При возможности поверхность стендов целесообразно покрыть органичес­ким стеклом, предохраняющим от порчи их содержимое и придающим им более привлекательный вид. В виде стенда оформляются выписка из нормативов боевой подготовки (раздел «Военно-медицинская подготовка»), задачи, расчет часов и про­грамма военно-медицинской подготовки (рис. 17).

Кроме стендов в классе оборудуются витрины с запасом перевязочного матери­ала, жгутов, табельных и подручных средств иммобилизации, остановки кровотече­ния, шприц-тюбиков и флаконов ИПП. В одной из витрин целесообразно иметь учеб­но-методические пособия и литературу для самостоятельной подготовки военнослу­жащих к занятиям, учебные диафильмы.

Следует иметь в виду, что одного класса для занятий по военно-медицинской подготовке недостаточно. В части одновременно могут проводиться занятия в двух-трех подразделениях.. Поэтому кроме стационарных тематических стендов в классе должны быть подготовлены по каждой теме переносные плакаты, по 2-3 комплекта наглядных пособий, необходимого медицинского имущества и подручных средств (перевязочный материал, противохимические пакеты, средства для иммобилизации и т.п.), обеспечивающих проведение занятий по любой теме одновременно в не­скольких подразделениях. Для проведения занятий по военно-медицинской подготовке вне части (при выезде подразделений в учебные центры, на стрельбища, по­лигоны) целесообразно изготовить портативные учебные планшеты с иллюстратив­ным материалом, укладки с табельными и подручными средствами, используемыми при оказании первой помощи. Конструкции планшетов могут быть различными. В качестве вариантов, наиболее удобных для полевых условий, можно рекомендовать планшет-альбом, состоящий из нескольких картонных листов с наклеенными на них иллюстративными плакатами и схемами, или же веерообразный планшет, в котором картонки-иллюстрации вращаются вокруг осевого стержня.

Учебные укладки изготавливаются в виде небольших продолговатых ящиков, в которые закладываются индивидуальные перевязочные и противохимические пакеты, аптечки, матерчатые бинты, подручные средства для остановки кровотечения и иммо­билизации переломов. Содержимое укладки удобнее всего комплектовать для прове­дения занятий с группой в 20-30 человек. Для практической отработки на занятиях приемов первой помощи необходимо иметь значительное количество перевязочного материала, потребность в котором за счет имущества текущего довольствия удовлет­ворить не представляется возможным. В качестве реального и экономичного решения вопроса можно рекомендовать изготовление в частях матерчатых бинтов, преимуще­ство которых заключается в возможности их многократного использования.

Качество проведения занятия, его результативность определяются в значительной мере степенью подготовленности руководителя, материальным обеспечением заня­тия, правильностью методики его проведения. Очень важно также, чтобы преподава­тели имели единые взгляды на сущность излагаемого материала, строго придержива­лись учебной программы. С этой целью перед изучением каждой новой темы началь­ник медицинской службы или же по его указанию один из врачей проводит с руково­дителями инструкторско-методические занятия, на которых разбирает содержание основных учебных вопросов, методику их отработки, материальное оснащение. Про­ведение инструктажа помогает медицинскому составу части более целенаправленно готовиться к занятиям по военно-медицинской подготовке, способствует правильному толкованию темы, выработке единых методических подходов к изложению учебных вопросов. В ходе таких занятий начальник медицинской службы имеет возможность проверить знание отдельными медицинскими работниками принципиальных положе­ний по изучаемой теме. К проведению инструкторско-методических занятий началь­ник медицинской службы может привлекать врачей медицинского пункта.

Важным этапом подготовки руководителя является составление им плана-конс­пекта, утверждаемого начальником медицинской службы части. Содержание его должно отражать основные вопросы темы, порядок их отработки и помочь руководи­телю более целенаправленно и методически правильно провести занятие. Значение плана-конспекта заключается также в том, что при его составлении медицинский работник изучает новую литературу, систематизирует и углубляет свои знания по каждому учебному вопросу.

studfiles.net

Первая помощь. Методические указания по медицинской подготовке

   Занятия по медицинской подготовке проводятся специалистами медицинской службы в учебных классах и на учебных площадках, оснащенных наглядными пособиями, тренажерами, муляжами и т.п. с использованием кино и видеоматериалов, диафильмов, слайдов, фотографий и других подобных материалов, а также табельных и подручных средств для оказания первой помощи. В начале каждого практического занятия руководитель объясняет и показывает последовательность выполнения приема по оказанию первой помощи с использованием табельных и подручных средств, а затем отрабатывает его с обучаемыми.

   Для практической отработки приемов все спасатели разбиваются на две подгруппы (отрабатывающие приемы и статистов) и поочередно их выполняют. На практическое выполнение приемов отводится не менее 70 % учебного времени.

   Навыки в проведении приемов сердечно-легочной реанимации и использовании шприц-тюбика отрабатываются на манекенах и тренажерах.

   Занятия должны обеспечиваться учебным имуществом не менее чем на 50% обучаемых.

   Полученные на занятиях по медицинской подготовке знания и практические навыки совершенствуются в ходе занятий по тактико-специальной подготовке.

   Тематический расчет часов программы по медицинской подготовке

№ темы

Наименование темы

Количество часов для классов

3 класс

2 класс

1 класс

МК

занятия

кол-во

час.

занятия

кол-во

час.

занятия

кол-во

час.

занятия

кол-во

час.

1

Первая помощь, содержание, объем, организационные и юридические основы, общие принципы оказания

1,5

3

3

2

4

2

2

2

2

Средства для оказания первой помощи

1,4

4

1,2

4

2,3

4

1

2

3

Терминальное состояние и основы реанимации

1,2

4

3

2

2,3

4

1

2

4

Первая помощь при ранениях

1-5

10

3-5

6

3-5

6

3-5

6

5

Первая помощь при кровотечениях

1,2

4

1,2

4

1

2

1

2

6

Первая помощь при переломах и вывихах

1-3

6

1-4

8

2-4

6

2-4

6

7

Первая помощь при травматическом шоке

1

2

1

2

1

2

1

2

8

Первая помощь при синдроме длительного сдавливания

1,2

4

2,3

4

3,4

4

4

2

9

Первая помощь при ожогах и отморожениях

1,2

4

3

2

4

2

4

2

10

Первая помощь при асфиксии, утоплении, электротравме

1-3

6

3

2

4

2

5

2

11

Первая помощь при поражении ядовитыми веществами

1

2

2,3

4

3

2

4

2

12

Первая помощь при радиационных поражениях

-

-

1

2

2

2

3

2

13

Первая помощь при сочетанных и комбинированных поражениях

1

1

1

1

1,2

3

1,2

3

14

Первая помощь при внезапных заболеваниях

1,2

4

3,4

4

5,6

4

7

2

15

Первая помощь при инфекционных заболеваниях

-

-

1

2

2

2

3

2

16

Первая помощь при родах

-

-

1,2

4

2

2

2

2

17

Экстренная психологическая помощь пострадавшим при ЧС

1,2

4

3,4

4

3,4

4

3,4

4

18

Медицинская сортировка. Назначение и порядок проведения

1,2

4

1,2

4

2

2

2

2

19

Транспортировка пострадавших

1,2

4

1,2

4

2

2

2

2

20

Основы медицинской реабилитации спасателей

1,2

4

1,2

4

2

2

2

2

ИТОГО

70

69

59

51

 

 

   ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

первая помощь   Вы должны: оценить масштаб происшествия, исключить угрозу собственной жизни, вызвать помощь. Определить, какая опасность может угрожать пострадавшим. Оградить пострадавшего от дополнительных повреждений и опасностей. Оценить тяжесть телесных повреждений пострадавшего. Провести мероприятия по спасению жизни пострадавшего.

ПОМНИТЕ! Каждый несчастный случай - является психологическим потрясением, даже если речь не идет о травме.

sajt-spasatel.ru


Смотрите также

.